УДК 378
Мониторинг результатов деятельности
региональной системы дополнительного профессионального образования
Г.П. ЗЕРНОВА,
канд. пед. наук, доцент, ведущий научный
сотрудник
Н.Д. ПЛЕЧЕВА,
канд. техн. наук, старший научный сотрудник
Научно-методический центр педагогического сопровождения последипломного образования ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления» (129281, Россия, Москва, Староватутинский пр., 8)
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается методологический аппарат мониторинга результатов деятельности региональной системы дополнительного профессионального образования (ДПО). При этом мониторинг трактуется как диагностико-прогностическое обследование и наблюдение состояния некоторых структурных элементов сетевой региональной системы (ДПО).
Ключевые слова: педагогический монито ринг, дополнительное профессиональное образование, сетевая региональная система, курсовая система, повышение квалификации, педагогические работники, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (НОИ ННШ) говорится о том, что «модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовясь обучаться в течение всей жизни...» [1].
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее — ФГОС ООО) устанавливают требования к педагогическим кадрам, которые включают: уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения; непрерывность их профессионального развития [2-4]. Исходя из сказанного выше, одной из основных задач системы повышения квалификации, на данном этапе, является подготовка учителя к введению ФГОС ООО и проведение мониторинга с целью выявления готовности педагогов образовательных учреждениях к работе по ФГОС.
Мониторинг — способ информационного обслуживания, изначально появился в сфере природопользования. Поэтому, распространив свое влияние на социальную сферу, (в том числе, образование), отражает многие противоречия, свойственные как образованию в целом, так и ситуации переноса данного научно-практического феномена из естественнонаучной и технократической сфер в гуманитарную [5].
В начале 90-х годов XX века в процессе модернизации сферы образования появилась необходимость использования мониторинга в образовании. Методологическое обоснование и первые практические разработки нашли отражение в работах А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, А.Н. Майорова, М.М. Поташника, В.В. Репкина и др. Были выделены характерные признаки мониторинга: длительность и непрерывность изучения педагогических явлений; систематичность и системность их отслеживания, исходя из целей образовательной деятельности; способность выявлять динамику изменений. Сложились предпосылки возникновения педагогического мониторинга: опыт сбора статистической информации, систематичность проведения статистических исследований, осмысление взаимосвязи информационной, ана-литико-оценочной, контролирующей, прогностической и корректирующей функций управления образованием. Наделяя понятие «мониторинг» педагогическим смыслом, исследователи по-разному характеризуют его суть и механизмы осуществления. Определяют мониторинг: 1) через наблюдение (Г.В. Гутник, Г.М. Коджаспирова, А. Талых и др.), 2) контроль (ВА. Мижериков и др.), 3) диагностику (В.И. Андреев и др.), 4) экспертизу (М.В. Занин и др.). Практические работники отождествляют мониторинг с изучением, экспертизой,
Педагогика естествознания
диагностикой, наблюдением, контролем и т.д. Подобное происходит потому, что в педагогическом мониторинге вышеперечисленные понятия присутствуют. Множественность определений педагогического мониторинга вызвана его многоаспектностью и его многофункциональностью. В педагогическом мониторинге выделяют следующие функции:
• адаптационную (A.A. Орлов и др.);
• диагностическую (В.И. Андреев, АС. Белкин);
• интегративную, компаративистскую, прагматическую (В.Г. Попов и др.);
• формирующую, системообразующую (Г.Т. Емельянова, С.Н. Силина и др.)
Мониторинг — сложное явление, которое может быть охарактеризовано и как система, и как процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации, процедура проведения мониторинга. Мониторинг — это и процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной информации о качестве образования, в том числе дополнительного профессионального образования, её обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.
Важнейшим механизмом управления качеством образования, в том числе дополнительного профессионального образования, динамично предоставляющим информацию о состоянии образования и позволяющим своевременно влиять на результаты через коррекцию образовательного процесса и условий его реализации, является мониторинг качества образования как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.
В контексте исследования авторов педагогический мониторинг представляет разовое диагностико-прогностическое обследование и наблюдение состояния некоторых структурных элементов сетевой региональной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) посредством системы сбора, обработки, анализа и хранения информации о ходе данного процесса с целью корректировки и прогнозирования (результативности образовательной деятельности).
Методологическими основами педагогического мониторинга выступили:
• оценочно-аналитический подход, позволяющий проанализировать и оценить результативность и степень взаимодействия между структурными
элементами сетевой региональной системы ДПО, а также достижения целей и результатов обучения;
• комплексный подход, заключающийся в оценках достижений обучающихся;
• принципы реализации: объективности, целостности (представление результатов по каждому из структурных элементов сетевой региональной системы ДПО), репрезентативности (надежности полученных сведений), валидности, системности, инте-гративности, динамичности.
Объект исследования — сетевая региональная система ДПО.
Предмет исследования — деятельность структурных элементов сетевого взаимодействия региональной системы ДПО (зональных, муниципальных).
Цель мониторинга — определить образовательные результаты деятельности региональной системы ДПО.
Задачи:
1. Выявить внешнюю оценку потребителя услуг по повышению квалификации (далее — ПК) (достаточность и актуальность предлагаемых образовательных программ ПК на предмет соответствия современным требованиям с использованием новых технологий; удовлетворенность результатами обучения);
2. Изучить проблемы методических служб как участников региональной системы ПК (актуальность и достаточность предлагаемых образовательных программ ПК; профессионализм преподавательского состава; удовлетворенность школьных учителей результатами обучения в муниципальных методических центрах и научно методических центрах);
3. Проанализировать в рамках банка программ повышения квалификации перспективные направления ПК;
4. Изучить организационно-педагогические, информационно-технические, научно-методические и иные условия деятельности региональной (зональной, муниципальной) системы ПК.
Методы проведения мониторинга — наблюдение, экспертные оценки, изучение документов и результатов деятельности, опрос (устный и письменный), беседа, интервью, анкетирование, анализ образовательных программ ДПО.
Поскольку объект исследования разнонаправленный целесообразно проводить мониторинг в несколько этапов:
1 этап — научно-методическое сопровождение повышения квалификации и переподготовки работников образования;
2 этап — деятельность муниципальной системы ДПО как участника сетевой системы и самостоятельной научно-методической единицы (службы), так и в рамках сетевого взаимодействия;
3 этап — изучение зональной системы ПК;
4 этап — обобщение полученных результатов, подготовка аналитических материалов.
Мониторинг проводится в течение календарного учебного года. В следующих публикациях авторы планируют дать результаты своего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования России. — 2010. — № 4. — С. 62-70.
2. Башарина ЛА. Мониторинг учебного процесса в средней школе // Завуч. — 2001. — № 5. — С. 42.
3. Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг // Информатика и образование. — 2000. — № 8. — С. 18-21.
4. Жутков В. Управление качеством в системе непрерывного педагогического образования // Стандарты и качество. — 2002. — № 9. — С. 74-77.
5. Чечева НА. Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы международной заочной научной конференции. — Уфа, июнь, 2011. — С. 122-124.
MONITORING RESULTS OF REGIONAL SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Zernova G.P., Cand. of Ped. Sci., Docent, E-mail: gp.zernova @pacad.ru
Plecheva N.D., Cand. of Tech. Sci.
Academy of Social Control (8, Starovatutinsky pr., Moscow, 129281, Russian Federation)
The article discusses methodological apparatus for monitoring the performance of the regional system of additional professional education. In this case, monitoring is treated as a diagnostic and prognostic evaluation and monitoring the state of some of the structural elements of a network of regional system.
Keywords: pedagogical monitoring, additional vocational training, regional networking system, exchange rate system, training, teaching staff, Federal State Educational Standards for General Education.
ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» Издательство
ООО «ОБРАКАДЕМНАУКА» специализируется на выпуске научно-технических журналов, методических и учебных пособий, научных монографий в области образования, истории науки и техники, а также в области нефтегазохимии, нефтепереработки, транспорта и хранения углеводородного сырья, индустрии полимеров.
Научно-технические журналы «ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Периодическое рецензируемое издание по распространению опыта в области педагогики естествознания, а также по в области истории развития естествознания. Включен в Перечень ВАК.
Подписной индекс — 58751 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
«НЕФТЕГАЗОХИМИЯ»
Периодическое рецензируемое издание по распространению научно-технических достижений и передового опыта в области газо- и нефтехимии.
Подписной индекс — 58754 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
«ТРАНСПОРТ И ХРАНЕНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ И УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ»
Издается с 1968 г. и является периодическим рецензируемым изданием по распространению достижений научно-технического прогресса и передового опыта в области транспортирования, сбора и хранения нефтепродуктов и углеводородного сырья. Включен в Перечень ВАК.
Подписной индекс — 58752 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
«ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛАСТОМЕРОВ»
Отраслевой научно-технический журнал, публикующий статьи об исследованиях в области технологии получения синтетических высокомолекулярных соединений, синтетического каучука, технологии и переработки полимеров и композитов, наполнителей и других ингредиентов резиновых смесей, производства готовых изделий из эластомеров: шин и РТИ; а также аналитические статьи по вопросам экономики, социологии, экологии полимерного производства. Большое внимание журнал уделяет обзору зарубежной информации. Включен в Перечень ВАК.
Подписной индекс — 58753 по каталогу «Издания органов НТИ» агентства «Роспечать» в местных почтовых отделениях.
119313, Россия .Москва, ул. Гарибальди, д. 4Г
Тел. (926)460-88-24
E-mail: [email protected] www.akademnauka.ru