Е. Н. Смертина
МОНИТОРИНГ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация
В статье представлены анализ динамики и тенденции современного состояния производства молочных продуктов перерабатывающими предприятиями Ростовской области и уровня потребления молока и молочных продуктов населением региона с отражением баланса ресурсов производства и использования молока и молочных продуктов в Ростовской области.
E. N. Smertina
MONITORING OF REGIONAL MARKET OF MILK PRODUCTS
Annotation
In article nalysis of dynamics and tendency of present- day condition of dairy industry processing company of Rostov region and usage level of milk and milk products by the population of the region with reflection balance production and use of milk and milk products in Rostov region are given.
Ключевые слова
Молоко, молочные продукты, предприятия молочной промышленности, эффективное производство, рынок молокопродуктов, спрос и потребление, закупочные цены.
Keywords
Milk, milk products, milk products industry, effective production, dairy products market, demand and supply, procurement prices.
Рынок молока и молочных продуктов является важнейшей составной частью продовольственного рынка страны. По своему содержанию рыночные отношения в сфере производства и реализации молочной продукции Ростовской области должны все более основываться на приоритете спроса-предложения. Необходимость в исследовании этого рынка обусловлена стихийностью процесса, слабой целенаправленной работой государственных и территориальных органов и субъектов управления по его регулированию. Познание покупательского спроса и на его основе активизация производственной и коммерческой деятельности в предприятиях осуществляется в целях удовлетворения потребностей населения в мо-локопродуктах и повышения эффектив-
ности производства в целом. В связи с этим проблемы исследования конъюнктуры регионального рынка молока возлагаются непосредственно на предприятия, так как именно им, в первую очередь, необходимо решение проблемы выживаемости в условиях рынка.
Коммерческая деятельность предприятия является неотъемлемой составной частью организационно-экономического механизма хозяйствования, поскольку она реализует главнейший закон поведения предприятий в условиях рыночных отношений — ориентацию на получение прибыли. Именно ее рациональная организация выступает определяющим фактором в получении максимального дохода, устойчивом поступлении финансовых средств на предприятие и эффективном функционировании про-
изводства в современной конкурентной среде. Непременным условием выживания предприятий молочного направления региона является отслеживание покупательского спроса, ориентация на выгодные сегменты рынка, выпуск такого ассортимента молочной продукции, который отвечает требованиям покупателей по разнообразию, качеству, потребительским свойствам и цене. Следует исходить из того, что внутренний рынок каждого региона страны имеет свои особенности: спрос на молокопродукты как продукты повседневного потребления (объем спроса и потребления адекватны численности покупателей и их семей) формируется под влиянием численности и возрастного состава населения, национальных традиций, вкусов потребителей, уровня душевого потребления, уровня
В 2012 г. сельскохозяйственные предприятия Ростовской области произвели 155959,1 тонн молока, отгружено в целях переработки на продовольственные нужды 141015,0 тонн молока. Предприятиями молочной промышленности области закуплено у сельхозпредприятий для переработки 139440,5 тонн, что составляет 89,4 % от общего производства молока и 98,9 % от объема отгруженного молока. По данным Росста-та, ЛПХ в 2012 г. произвели 889298 тонн молока, предприятиями молочной промышленности для переработки у населения закуплено 74964,10 тонн молока, что составляет 8,4 % от произведенного ЛПХ молока или 35 % от объема закупленного молока в целом.
Отметим, что в Ростовской области в течение периода 2006-2013 гг.
доходов населения и удельного веса расходов на продукты питания в доходах потребителей (размер дохода коррелиру-ется с уровнем потребления), сложившегося уровня цен (чем ниже цена, тем выше потребление), как результата государственного регулирования аграрного рынка [7].
Как показывают данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, производство молока во всех категориях хозяйств области за шесть месяцев 2013 г. составило 506,3 тыс. тонн (табл. 1). Наибольший удельный вес производства молока наблюдается в личных подсобных хозяйствах населения — 82,1 %, а на долю общественного сектора приходится всего лишь 10,9 %, или 55,2 тыс. тонн.
имело место значительное снижение уровня потребления молока и молочных продуктов на душу населения (в 2008 г. — 166 кг) во многом вызванное кризисным состоянием экономики страны, общим спадом производства молока. Молоко и молочные продукты потребляют все слои населения. Однако по медицинским нормам (392 кг в год) их покупается недостаточно, чтобы покрыть необходимую суточную потребность. Научно обоснованное потребление молочных продуктов предполагает ежесуточное потребление 500 гр молока, 15 гр масла, 18 гр сыра, 20 гр творога, 18 гр сметаны, 8 гр сгущенного молока, всего в пересчете на молоко — 1430 гр. Фактически, на душу населения Ростовской области в 2013 г. было потреблено 133,8 кг молока и молочных продуктов,
Таблица 1 — Производство молока в Ростовской области, тыс. тонн [4]
6 месяцев Доля в общем
2013 г. производстве, %
Сельскохозяйственные организации 55,2 10,9
Личные подсобные хозяйства 415,5 82,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства 35,5 7,0
ВСЕГО 506,3 100
что на 258 кг ниже нормы потребления, и в четыре раза меньше уровня потребления молочных продуктов в таких странах, как Дания, Нидерланды, Финляндия. Следует отметить, что в дореформенный период (1990 г.) потребление молока и молочных продуктов на душу населения в области составляло
376 кг и значительно превышало показатели многих развитых стран [7].
За первое полугодие 2013 г. предприятиями молочной промышленности Ростовской области было произведено 46019 тонн цельномолочной продукции, 1879 тонн сливочного масла, 3327 тонн твердых сыров и др. (табл. 2).
Таблица 2 — Производство молока и молочной продукции в Ростовской области за 6 месяцев 2013 г. [4]
Наименова- Дей- Объем тгру
ние предпри- Закуплено молока, тонн ствую- произ- гру-
ятия щая закупочная цена водства товарной жено молока, Выпуск в натуральном выражении, тонн
молока продук- тонн
всего в том числе у населения у хозяйств у населения ции — всего, тыс. руб. Цельномолочная продукция Масло животное Сыр твердый Сыр рассольный Сыр плавленный Творог Сухое молоко, сгущенное
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ЗАО «Волгодон-
ский молочный 1120 472 12 7 63235 0 1246 149
комбинат»
ООО «Ростов-
ский завод плав- 894 13 0 109500 0 3732 120 1
леных сыров»
ООО «Белый
медведь»,
г. Ростов-на-
Дону (ЗАО 23669 15 419526 15535 303 707
«Мясниковский
молочный
завод»)
Верхнедонское райпо 135 85 75 0 1
ЗАО «Радонеж»,
Веселовский 354,0 303 2635 0 0 1 10
район
ОАО «ЛВК»,
Кагальницкий 1800 50000 500 20 15
район
ОАО «Кагаль-
ницкий молоко- 20836 856 17 12 685535 19008 830
завод»
ООО «Юг-
Холдинг», г. Красный 213,0 13 4290 23,00 14 217
Сулин
ОАО «Рай-
молпром Матве- 1609 516 15 10 49717 1650 30 136 106
ево-Курганский»
Продолжение табл. 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ООО «Молза-водпромторг», Миллеровский район 610 475 13 10 3023 111 1 1
ООО «Чехов», Неклиновский район 796 253 13 9 15124 80
ЗАО «Молоко», Обливский район 1540 1540 1078 86
СПССК «Молочный Дом», Октябрьский район 153 34 11 10 2092 1 13
ОАО «Молочный завод "Орловский"» 1181,0 855,0 11 9 25800 268 11 32
ОАО «Сальское Молоко» 6532 3752 13 10 121912 1784 87 299 27
ОАО «Сыродельный завод "Семикаракорский"» 23256 7327 14 11 483880 2363 154 2251 256 1370
ОАО «Тарасов-ский маслозавод» 1257,0 1061,0 11 17536 1167 87 14
ОАО «Тацинский молочный завод» 4681 4250 14 11 89601 572 1733 133
ЗАО «Севдонмо-локо», Шолоховский район 134 134 12876 267 73
Итого: 90769,5 21913 2156282 5180 46019 1879 3327 81 376 410 1476
В 2011 г. предприятия молочной промышленности области в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличили: производство молока на 2,7 % (произведено 32,7 тыс. тонн) из-за увеличения спроса на эти виды продукции у населения; производство сыров и творога на 25,8 % (произведено 11,6 тыс. тонн). Это связано с реализацией в 2008-2010 гг. на ОАО «Сыродельный завод "Семикаракорский"» инвестиционного проекта по техническому и технологическому перевооружению предприятия. Помимо развития предприятий молочной промышленности ведется работа по размещению малых предприятий по переработке молока.
В связи с тем что государство самоустранилось от регулирования молочного рынка, проявилась недопустимая разница в уровне рентабельности
производства, переработки и торговли молочными продуктами. Самая высокая рентабельность — у торговых организаций и самая низкая — у производителей молока и переработчиков [6]. Учитывая невысокие темпы роста производства молока в регионе, все еще недостаточный уровень реальных доходов населения и определенное влияние инфляции, следует, что уровень потребления молочной продукции в течение определенного промежутка времени будет продолжать оставаться на невысоком уровне, что обусловливает необходимость принятия соответствующих мер.
Баланс ресурсов и использования молока и млочных продуктов в Ростовской области представлен в таблице 3.
Таблица 3 — Баланс ресурсов и использования молока и молокопродуктов в Ростовской области за 6 месяцев 2013 г., тыс. тонн [5]
РЕСУРСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ Итого исполь зовано ресурсов Остаток на 01.07.2013
Остаток на 01.01.2013 Производство молока Ввоз из других регионов, в том числе импорт Итого ресурсов На производственные цели в сельхозпроизводстве, включая потери Вывоз в другие регионы РФ Переработано молокопере-рабатывающими предприятиями Закуплено предприятиями потребкооперации области Потребление для собственных нужд, в т. ч. реализовано населению на рынках
Молоко и молочные продукты, тыс. тонн 48,7 506,3 112,2 667,2 22,7 40,0 130,9 4,2 434,6 632,4 34,8
Доля в ресурсах, % 7,3 75,9 16,8 100,0 3,4 6,0 19,6 0,6 65,2 94,8 5,2
Необходимо обратить внимание на то, что сама постановка вопроса о самообеспеченности региона продовольствием собственного производства не должна означать проведения курса на изоляцию от межрегионального и международного обмена. Концепцией эффективного ведения производства молочной продукции предусматривается дальнейшее увеличение производства продукции при оптимальном сочетании импорта с экспортом, межрегиональным обменом и взаимозаменяемости продуктов, которые наиболее продуктивны с позиции экономической целесообразности производства (табл. 3).
Продуманный выбор каналов сбыта молока во многом определяет эффективность его производства. Недостаточное развитие инфраструктуры рынка молока и молочных продуктов сдерживает поиск эффективных каналов по их реализации. Наличие бартера объясняется отсутствием у многих предприятий оборотных средств. В современных условиях рынка отсутствуют твердо установленные цены. Это послужило толчком к возникновению дополни-
тельных каналов реализации с разнообразным уровнем цен. С января 2013 г. закупочные цены на молоко в среднем снизились на 1,8 % (табл. 4), объемы закупок молока увеличились со 194 до 428 тонн (за аналогичный период прошлого года суточный сбор составил 574 тонны).
Средние закупочные цены на молоко в Краснодарском крае: высший сорт — 18,44 руб./кг без НДС, первый сорт — 17,5 руб./кг без НДС; в Ставропольском крае: 15,0-17,3 руб./кг без НДС; в Воронежской области: высший сорт — 15,0-16,78 руб./кг без НДС, первый сорт — 14,5-16,17 руб./кг без НДС; на территории Российской Федерации: 15,25 руб./кг по состоянию на 16.09.2013 по данным «Союзмолоко».
Обострение проблем обеспечения населения региона молочной продукцией собственного производства происходит по мере все большей ориентации на покупателя, так как он является центральной фигурой на рынке молокопро-дуктов, именно от него зависит основное финансирование предприятий молочного направления, предприятий мо-
локоперерабатывающей сферы и торговли. Таким образом, на смену массовому маркетингу, девизом которого является стандартный продукт, массовое производство, жесткий контроль, по-
Нынешний покупатель уже не будет приобретать продукт, если он не удовлетворяет его потребностям, ведь он платит не за товар как таковой, а за получение удовлетворения от потребления молока. Поэтому единственным критерием оценки эффективности покупательских предпочтений является удовлетворенность потребителя [3]. Для дальнейшего совершенствования экономических взаимоотношений между производителем и покупателем требуется проведение маркетинговых исследовании молока и молочных продуктов, на этой основе формирование стратегии предприятия.
Методология исследования исходит из постановки целей и задач, разра-
степенно приходит трансформация под влиянием дифференциации продуктов, учета покупательских предпочтений, сегментации рынка и развития рекламной деятельности [1].
ботки инструментария, определения исполнителей и объекта исследований, сбора первичных данных, организации проведения исследований конъюнктуры рынка, систематизации, обработки и анализа полученной маркетинговой информации, интерпретации результатов, подготовки предложений производству и использования результатов исследований. Только с помощью маркетинговых исследований на основании полученных результатов возможно объяснить ситуацию на региональном рынке молокопро-дуктов и целенаправленно управлять конъюнктурными процессами.
Качество параметров конкурентоспособности молока формируются не только в процессе производства, но и в
Таблица 4 — Информация о закупочных ценах на молоко (сырье) по состоянию на 14.10.2013 [5]
Наименование предприятия Сельхозпредприятия, руб./литр Население, руб./литр Суточный сбор
Высший Первый молока, тонн
сорт сорт
ОАО «Сыродельный завод " Семикаракорский"» 16,5 11,5 150
ОАО «Кагальницкий молокозавод» 16,4-18,5 14,5 11,5 80
ЗАО «Молочный завод "Мясниковский"» 15,5-15,7 13,0-14,0 Не закупают 75
ОАО «Сальское молоко» 14,0 14,0 10,5 25
ЗАО «Волгодонский молочный комбинат» 18,5 16,5 38
ОАО Молочный завод «Орловский» 12,0 12,0 7
ОАО «Раймолпром Матвеево-Курганский» 14,5 10,5 9
ОАО «Тацинский молочный завод» 14,0-17,0 11,0-12,5 27
ОАО «Тарасовский маслозавод» 12,5 11,5-12,5 11
ООО «Чехов», Неклиновский район 13,5 12,0 4
ООО «Юг-Холдинг», Красносулинский 14,0 2
район
СРЕДНЕЕ/ИТОГО 16,5 15,0 11,5 428
системе переработки и торговой сети, в первую очередь, это условия хранения. Нередки случаи перебоев в температурном режиме (покупатель получает удовлетворение от покупки молока в холодном виде, что гарантирует качество продукта и возможность длительного хранения в домашних условиях). На полках магазинов нередко попадаются некачественные и опасные для здоровья людей продукты с превышением предельно допустимых норм концентрации вредных веществ [2]. Это обусловлено тем, что приняв закон «О техническом регулировании», государство, по сути, переложило контроль за качеством продуктов на покупателей. В результате в первую очередь страдают люди с невысокими доходами: они вынуждены покупать то, что подешевле, не задумываясь о качестве. В то же время товаропроизводители пищевых продуктов не всегда указывают полную информацию о своем товаре и могут скрыть истинный состав продукта. Товаропроизводитель намеренно снижает себестоимость продукции, используя дешевое и низкокачественное сырье с добавлением наполнителей, эмульгаторов, разрыхлителей, стабилизаторов. К тому же имеет место несоответствие санитарным и другим нормам, отсутствие контроля качества выпускаемой продукции. Большинство товаропроизводителей, в связи с отменой ГОСТов, выпускает продукцию по техническим условиям, которые они же сами утверждают. В них показатели качества, как правило, ниже ГОСТовских.
Таким образом, на современном этапе функционирования АПК Ростовской области положение с производством и потреблением основных видов продуктов питания, в том числе молока и молочных продуктов на душу населения, следует считать недостаточным. Это, прежде всего, связано с низким уровнем доходов основной части населения.
Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости знания и особенностей регионального рынка молока, что оказывает существенное влияние на организацию сбыта продукции, удовлетворение потребностей в продуктах питания и качество жизни населения, на регулирование рыночного механизма в регионе. Это дает возможность повышения эффективности предпринимательской деятельности в предприятиях АПК, что обусловливает необходимость организации службы маркетинга и систем управления качеством на основе стандартизации.
Библиографический спискок
1. Багиев Г. Л. Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг : учебник для вузов / под общ. ред. Г. Л. Багиева. — М. : Экономика, 2001.
2. Гордиенко Л. Пищевой поГОСТ // Аргументы и факты. — 2007. — № 21.
3. Лекомцев С. Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии // Практический маркетинг.
— 2000. — № 7.
4. Производство сельхозпродукции в Ростовской области : стат. сб. — Ростов н/Д, 2013.
5. Сельское хозяйство Ростовской области : стат. сб. — Ростов н/Д, 2013.
6. Сизенко Е. И., Гудков С. А., Серебрякова Т. Г. Повышение эффективности производства молочных продуктов // Молочная промышленность. — 2005. — № 11.
7. Смертина Е. Н. Организационно-экономические направления повышения эффективности производства молока : моногр. — Ростов н/Д : РГЭУ «РИНХ», 2009.
Bibliographic list
1. Bagiev G. V., Tarasevich V. M., Ann H. Marketing : textbook for high schools / under total. ed. of G. Bagiyeva.
— M. : Economy, 2001.
2. Gordienko L. Food POGOST // Arguments and Facts. — 2007. — № 21.
3.Lekomtsev C. Approaches to the formation of an effective marketing strategy // Practical Marketing. — 2000. — № 7.
4. Agricultural production in the Rostov region. Statistical Compendium. — Rostov-on-Don, 2013.
5. Agriculture Rostov region. Statistical compilation. — Rostov-on-Don, 2013.
6. Sizenko E., Gudkov S., Sereb-ryakova T. Improving the efficiency of dairy production // Dairy industry. — 2005. — № 11.
7. Smertina E. Organizational and economic ways of increasing the efficiency of milk production : monograph. — Ros-tov-on-Don : RSUE «RINH», 2009.