© Коликова Е.М.,
соискатель, ассистент кафедры «Банковское дело» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
МОНИТОРИНГ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ БАНКОВСКОМ КРЕДИТОВАНИИ
Неопределенность в экономике России, наблюдаемая сегодня, сопровождается ростом долгов, увольнением работников , снижением заработной платы, повышением цен на продовольственные товары. Безусловно, всё это отразилось на состоянии розничных кредитных портфелей коммерческих банков, что не только вызвало уменьшение их объемов, но и оказало существенное влияние на снижение их качества.
Объем кредитов, предоставленных физическим лицам, за 2009 г. сократился на 11,0%, за соответствующий период
2008 г. они увеличились на 35,2%. В то же время просроченная задолженность в
2009 г. выросла в 1,64 раза, составив 6,8% в общей сумме кредитных вложений.
За январь 2010 г. портфель кредитов населению сократился на 0,8%, а просроченная задолженность выросла на 7 млрд руб., её доля увеличилась до 7,0% кредитного портфеля физических лиц.
Сейчас банки ждут качественного заемщика. Однако заемщик не спешит брать кредиты. В корпоративном сегменте ситуация более устойчивая, там спрос выше, а в рознице люди по-прежнему не
уверены в завтрашнем дне и своих доходах. Теперь россияне хотят брать меньший кредит и на короткий срок. Модель поведения заемщиков изменилась с потребительской на сберегательную.
Рост кредитования, который наблюдался в 2007-2008 г. заметно снизился, поскольку число желающих получить кредит в условиях кризиса существенно сократилось. Большинство граждан стало более реалистично оценивать свои финансовые возможности. Люди чувствуют себя неуверенно и предпочитают побыстрее расплатиться с долгами, не влезая в новые. Несмотря на то что рынок автокредитования стал заметно оживать в последние месяцы, число новых заемщиков не так велико, как это было до кризиса, когда около 40-50% новых автомобилей продавались в кредит. Сейчас этот рынок сжался в разы, и поэтому объемы погашения все еще превышают объем выдачи новых займов.
В то же время сокращение кредитных портфелей банков связано с более строгим подходом к оценке заемщиков, а рынок ипотеки пока еще находится в состоянии застоя, поскольку механизмы долгосрочного рефинансирования только разрабатываются и внедряются в жизнь.
Многие банки переходят к персональной оценке риска и персональному ценообразованию. Банки выстраивают сейчас новую систему андеррайтинга клиентов, позволяющую минимизировать риски.
В процессе кредитования ряд потребительских кредитов стали приобретать статус проблемных. Под проблемным принято понимать такой кредит, по которому заемщиком не исполняются условия кредитного договора в части своевременного и полного погашения задолженности, а также по которому у банка есть достаточно оснований полагать, что условия договора не будут исполнены.
Порядок отнесения ссуд к безнадежным и не реальным для взыскания, формирования и использования резерва по ним установлен положением Банка России
№ 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 г. (ред. от 02.02.2009 г.).
Возникновение безнадежных или нереальных для взыскания ссуд связано с отказом заемщика выполнять обязательства по кредиту, например, в связи с невозможностью их исполнения, если это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, или изданием акта государственного органа, делающего исполнение обязательства невозможным. Также плохое финансовое положение заемщика свидетельствует о его неспособности выполнять обязательства по ссуде. Таким образом, основанием отнесения ссуды к безнадежной является плохое финансовое состояние заемщика и плохое обслуживание им долга.
Свыше 30% невозвратов на рынке розничного кредитования приходится на банки, работающие преимущественно в сегменте кредитования по кредитным картам. Объем невозвратов таких кредитов в абсолютном выражении удвоился с начала 2006 г., это высокий уровень для сегмента кредитования, на который приходится чуть более 11% розничного рынка. Размер задолженности значительно варьируется от банка к банку и определяется политикой, проводимой самим банком, следовательно, у кредитных организаций, ориентирующих свою деятель-
ность на сферу розничного кредитования, данный показатель существенно выше. Примечательно, что порядка 50-70% общего объема задолженности россиян перед банками приходится на 10-15 банков, которые работают в сегменте нецелевых беззалоговых кредитов: экспресс-кре-
диты, кредиты в местах продаж товаров, кредиты по пластиковым картам (см. табл. 1).
При этом ряду банков в 2008 г. удалось снизить объемы просроченной задолженности, в их числе банк Русский Стандарт (-0,1%), ХКФ-Банк (-1,1%), Национальный банк Траст (-1%), однако в большинстве банков сохраняется отрицательная тенденция роста просроченной задолженности, в частности за 2008 г. доля просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле БинБанка увеличилась на 6,2%, Собинбанка — 6,1%, Пром-бизнесбанка — 4,2%, тем самым значительно превысив оптимальный уровень проблемности кредитного портфеля.
Таким образом, невозврат кредитов становится одной из главных проблем в деятельности банков. В связи с этим важным является определение факторов, которые способствуют росту просроченной задолженности:
недооценка заемщиком своих финансовых возможностей, что порождает возникновение риска неплатежеспособности;
Таблица 1. Объем просроченной ссудной задолженности 10 крупнейших банков России1
№ Наименование банка Доля просроченной задолженности в розничном кредитном портфеле (%) Изменения (+/ -)
01.01.2008 г. 01.01.2009 г.
1 Русский Стандарт 19,7 19,6 - 0,1
2 ХКФ-Банк 18 16,9 -1,1
3 Ренессанс-Капитал 7,6 15,6 + 8
4 ОТП-Банк 10 10,8 + 0,8
5 Собинбанк 5,6 11,7 + 6,1
6 Альфа-банк 10,1 10,1 0
7 Пробизнес-Банк 5,2 9,4 + 4,2
8 Москомприват-Банк 7,1 8,8 + 1,7
9 БинБанк 2,4 8,6 + 6,2
10 Национальный банк Траст 8,3 7,3 - 1
1 По данным ЦБ РФ. www.cbr.ru
S ухудшение экономической ситуации в стране, сопровождающееся увольнением сотрудников, снижением заработных плат, ростом цен на товары первой необходимости, что существенно влияет на финансовое благосостояние граждан, которые оказываются неспособными выполнить свои кредитные обязательства.
Нельзя не отметить, что россияне еще не освоили всех тонкостей «жизни взаймы», что создает риск неплатежеспособности. Все чаще пользователями кредита становятся те, кто способен выполнить условия договора на пределе своих финансовых возможностей либо не имеет гарантированного на перспективу уровня дохода. Кроме того, клиенты банков не всегда получают достоверную информацию об эффективной процентной ставке по кредиту.
В целом, по данным исследований холдинга ROMIR monitoring, более 20% заемщиков на рынке потребительского кредитования тратят на обслуживание кредита 25-50% семейного бюджета.
Сегодня ситуация осложняется, поскольку рост проблемных кредитов обусловлен и снижением платежеспособности населения вызванным финансовым кризисом.
За время кризиса, с начала октября 2008 г. по февраль 2009 г. было уволено
151,2 тыс. человек. Численность безработных в январе 2009 г. достигла 6,1 млн человек, что составляет 8,1% экономически активного населения. Финансовый кризис привел к существенному росту просроченной задолженности по заработной плате, главной причиной которой является нехватка у организаций собственных средств. На 1 января 2009 г. (см. рис. 1) суммарная задолженность по заработной плате составила 4674 млн руб., что на 75% больше аналогичного показателя прошлого года. В Роструде отмечают, что такого роста долгов не наблюдалось за последние четыре года. За 2008 г. доходы населения выросли на 2,7%, что в 4,5 раза меньше, чем в 2007 г., при этом рост реальных зарплат за год составил 9,7% против 17,2 % в 2007 г.
Безусловно, сложившаяся экономическая ситуация повлияла на финансовое состояние граждан, что вызвало рост просроченной задолженности по кредитам. Однако возникновение проблемных кредитов можно предвидеть и заранее предотвратить их рост, приняв необходимые меры. Существует система признаков, характеризующих появление «проблемных» кредитов. Условно их можно систематизировать по двум группам: 1) признаки, имеющие организационный характер, 2) признаки экономического характера.
0 ^
янв.08 мар.08 май08 июл.08 сен.08 ноя.08 янв.09
■ численность безработных, тыс.чел.
1
/ га
/ пг
/ р
/ 1
/ ГТПРПГП
у
_
А
янв.08 мар.08 май.08 июл.08 сен.08 ноя.08 янв.09
■ просроченная задолженность по зарплате, млн.руб.
Рис. 1. Динамика просроченной задолженности по зарплате (млн руб.) и численность безработных (тыс. руб.) за 2008 — начало 2009 гг.1
'www.gks.ru
К организационным признакам можно отнести:
■ необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой информации, особенно если в кредитном договоре содержится условие о периодическом предоставлении установленных сведений;
■ нежелание заемщика предоставлять детальное разъяснение финансовой отчетности;
■ резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новое место работы;
■ неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою деятельность заемщик, и т.д.
Финансовые признаки «проблемных» кредитов проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа его платежеспособности.
Также признаками финансового неблагополучия заемщика являются:
■ нецелевое использование кредита,
■ проведение кредитования с нарастающим итогом, т.е. перекредитование,
■ поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты банка, других банков,
■ моральное и физическое старение залогового имущества, ухудшение финансового состояния поручителя заемщика,
■ задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами.
Наличие указанных признаков требует от банка разработки ряда мер, направленных на сокращение и предотвращения возможного роста числа «проблемных» кредитов.
Первое, что можно предпринять в сложившейся ситуации, — это пересмотреть условия действующего кредитного договора. В частности, могут быть продлены сроки кредитования или уменьшены процентные ставки по кредитам, данные меры позволят уменьшить финансовую нагрузку заемщика. Также кредиторы могут согласиться на установление льготного периода, в течение которого временно откладывается требование к
должнику по запланированным платежам, но накопленный долг по начисленным процентам и/или основному долгу должен быть погашен заемщиком в определенный период в будущем.
Вторым направлением в работе с проблемной задолженностью является расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Также может быть предусмотрено увеличение обеспечения по кредиту, что позволит увеличить сумму взысканий в случае неспособности заемщика выполнить свои долговые обязательства.
Третьим способом работы с проблемной задолженностью является продажа части активов заемщика для погашения долга. Однако решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.
Наиболее радикальным способом обеспечения возврата кредита является ликвидация залога при его наличии. При реализации залога взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прекращаются.
Однако в современных условиях банки не в состоянии самостоятельно разрешить проблему «плохих» кредитов. В связи с этим государство проводит активную работу по поддержанию банков и заемщиков, оказавшихся в сложной экономической ситуации. С 1 января 2009 г начала действовать программа поддержки граждан России, являющихся заемщиками по ипотечным кредитам. Разработанная программа предусматривает снижение ежемесячных платежей по кредиту на определенный срок, в течение которого предполагается, что заемщик сможет восстановить свою платежеспособность. Несмотря на ряд ограничений данной программы, эксперты полагают, что ее применение позволит существенно облегчить работу банка с проблемными кредитами.
Работа банка с проблемной задолженностью будет более эффективной, если ее реализация начнется на ранней ста-
дии возникновения проблемных кредитов. Важным направлением в сфере организации работы банков с проблемными кредитами является разработка мер по предупреждению возникновения проблемных кредитов путем создания более тщательных методик оценки благонадежности потенциальных заемщиков.
Перспективными направлениями в области организации работы банков с проблемными кредитами является развитие коллекторской деятельности в России, а также совершенствование системы страхования кредитов. Развитие данных направлений позволит банкам избежать дополнительных убытков, возникающих при наличии проблемных кредитов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395 — 1 (ред. от 28.02.2009 г.)
2. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127 — ФЗ ( с изм. и доп. вступившими в силу с 11.01.2009 г.)
3. Положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26.03.2004 г. № 254-П (ред. от 02.02.2009 г.)
4. Быстров А.В. Рынок услуг потребительского кредитования в России
(ситуационный анализ) // Банковские услуги. — 2008. — №8
5. Гараган С. А., Павлова О. А. Взаимодействие банков с коллекторскими организациями и кредитными брокерами // Банковское кредитование — 2009. — №1.
6. Лисиченко Д.В. Основные факторы кредитного риска при потребительском кредитовании: мошенничество и социальный дефолт // Финансы и кредит. — 2008. — №2.
7. Ляховский В.С. Списание безнадежной к погашению задолженности // Аудиторские ведомости. — 2006. — №6.
8. Ржаницына В.С. Учет кредиторской задолженности: оценка, признание и погашение // Бухгалтерский учет. — 2008. — №17.
9. Саркисянц А.Г. Банковская розница: замедление роста // Бизнес и банки. — 2008. — №35.
10. Кирьянов М. Законопроект о коллекторской деятельности // Банковское дело. — 2009. — №4.
11. Суранов С. Где тонко, там «не-возвращенка»: качество банковского кредитного портфеля будет и дальше снижаться // Экономика и жизнь. — 2007. — №9.
12. Хорошев С. Проблемные долги: как вернуть кредиты // Банковское дело. — 2009. — №4.