К. ТИХОНКОВ,
кандидат экономических наук
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Рассматриваются концептуальные вопросы формирования системы управления проблемной задолженностью банков. Автор конкретизирует задачи, стоящие перед системой управления проблемной задолженностью банков, и предлагает пути их решения.
Ключевые слова: качество кредита, проблемная задолженность, управление капиталом банка.
Активный рост кредитования, особенно населения (и в меньшей степени - реального сектора), начавшийся в середине 2000-х годов при внешней положительной форме этого процесса, скрывал значительные риски и угрозы, которые проявились в 2008 г. при обострении кризисной ситуации. По состоянию на 1 февраля 2009 г. общий объем кредитов, предоставленных российскими банками предприятиям реального сектора и физическим лицам, превысил 17 трлн. руб. До 20% (а по оценкам экспертов - до 30%) этой задолженности в течение текущего года может попасть в категорию проблемной. Это означает, что просрочка должников по кредитным договорам ориентировочно превысит 60-90 дней, а вероятность своевременного и полного возврата долга значительно снизится.
Управление капиталом банка в принципе имеет определенные противоречия, важнейшим из которых является постоянно меняющееся соотношение привлеченных средств и масштабов кредитной деятельности банка, жестко привязанных к размеру его собственного капитала. В этой связи принятие решений в области проведения активной кредитной политики целесообразно осуществлять на основе сравнительного анализа темпов роста рисковых активов, обязательств и величины собственного капитала.
Сравнительный анализ показателей основных банковских операций позволяет проследить тесную взаимосвязь между активами, кредитами и капиталом банков. Учитывая, что эффективная банковская политика возможна только при условии сбалансированности темпов роста рисковых активов, обязательств и собственного капитала банков. Необходимость взаимосвязи различных аспектов управления капиталом коммерческого банка обоснована не только высоким риском потерь при осуществлении банковской деятельности, но и тем, что многие банки проводят агрессивную кредитную политику без жесткой увязки с процессом капитализации и слабым учетом текущей и перспективной экономической ситуации.
Данная ситуация является ключевой для банков, являющихся активными игроками на рынке кредитования. Вопрос «проблемных активов» особенно актуален именно при розничном кредитовании. В то же время работу с проблемной задолженностью юридических лиц нельзя исключать из сферы регулирования проблемных задолженностей, поскольку она может привести к одностороннему подходу, который не будет учитывать все риски, принимаемые банком, при кредитовании. В отношении просроченной задолженности «розничного» кредитования ситуация продолжает обостряться. Доля просроченных кредитов физических лиц в кредитном портфеле постоянно растет и на конец 2008 г. достигла более 4-5% активов банковского сектора. Проблемная задолженность росла вдвое быстрее розничного кредитного портфеля. Одной из ключевых причин этого является стремление крупнейших банков закрепиться на активно растущем рынке и успеть получить спекулятивный доход до стабилизации (насыщения) рынка. Данная ситуация во многом связана с тем, что банки не
осуществляют качественной оценки платежеспособности, а также добросовестности заемщиков.
Решение проблемы просроченных и невозвращенных кредитов возможно, во-первых, путем использования традиционных методов, связанных с улучшением и повышением эффективности работы по взысканию долгов, заключением соглашений с заемщиков о реструктуризации, связанных с пролонгацией кредитов и другими мерами, и, во-вторых, путем формирования систем управления проблемной задолженностью, когда выстраивается системная структура, ориентированная на эффективное решение проблемы с использованием комплекса современных мер взаимодействия банков с «проблемными» должниками.
И это направление является более перспективным. Создание эффективной системы управления, а также контроля за проблемными активами уже давно является важной задачей управления банками как в России, так и за рубежом. Сложность данной проблемы связана с тем, что проявления проблемной задолженности могут быть весьма сложны и многогранны (они могут быть финансовыми и нефинансовыми). К наиболее характерным ситуациям ухудшения качества кредита можно отнести:
- финансовые: динамику оборота денежных средств на счете клиента; величину остатков денежных средств на счете клиента (если определена сумма неснижаемого остатка); необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности; изменения в составе управления организации-заемщика; просьбы об отсрочке предоставленных кредитов; получение негативной информации о заемщике;
- нефинансовые: нецелевое использование кредита; проведение кредитования с нарастающим итогом (перекредитование); ухудшение финансового состояния гаранта или поручителя заемщика; задержка выплаты процентов по кредиту; резкое снижение дебиторской задолженности; снижение коэффициентов ликвидности; убытки от хозяйственной деятельности.
В настоящее время наиболее распространенными способами работы с проблемной задолженностью являются либо ее немедленное взыскание, либо достижение с заемщиком соглашения о реструктуризации долга, что ведет к его удлинению и кумулятивному накоплению на банковских балансах кредитных рисков. Перезаключая и пролонгируя кредитные договоры, по которым заемщики допустили просрочку платежей, кредитные организации обеспечивают временное снижение долговой нагрузки на предприятия реального сектора, улучшают собственные балансовые показатели и минимизируют объем резервов по ссудам.
С начала 2009 г. практика реструктуризации банковского кредита и задолженности по корпоративным займам приняла массовый характер, однако, следует признать, что действенность «принудительной» реструктуризации не всегда является позитивной. Для крупных компаний-заемщиков процесс реструктуризации служит способом давления на банки. Малый бизнес, как правило, использует несовершенство судебной системы, неэффективность процедур взыскания долга и обеспечения, что позволяет затягивать арбитражный процесс и уходить от погашения задолженности. Для физических лиц, как свидетельствует российская практика, длительная пролонгация кредита снижает вероятность его возврата практически до нуля. В результате «принудительной» реструктуризации реальный срок ранее предоставленных кредитов оказывается неопределенным. Возникает опасность массового нарушения ключевых принципов банковского кредитования - возвратности и срочности.
Положение осложняется отсутствием единой трактовки понятия (категории) «проблемная задолженность»1. В общей трактовке, как правило, используется определение, которое базируется на формулировке Базельского комитета: «Проблемным кредитом признается кредитный продукт, по которому имеются существенные нарушения сроков исполнения обязательств перед Банком, существенное ухудшение финансового состояния должника, существенное ухудшение качества или утрата обеспечения».
Различие факторов влияет на практические формулировки «проблемных кредитов», используемых в разных странах. Так, Федеральная резервная система США относит к ним «кредит или ссуду, не приносящую доходов, т.е. процентных платежей, и/или выплаты процентов по которым задерживаются более, чем на 90 дней. Центробанк РФ относит к проблемным кредитам «просроченную и сомнительную кредитную, вексельную и процентную задолженность, а также просроченную задолженность по комиссиям». Следует сказать, что перечень используемых определений этим не ограничивается.
Однако большинство определений не «закрывает» всего многообразия факторов, влияющих на оценку проблемной задолженности (кредита). К основным факторам, влияющим на величину и вероятность появления проблемных задолженностей , можно отнести:
- факторы, связанные с организацией и контролем за предоставленными ссудами (субъективные суждения при принятии решений по кредитам, технологическая сложность и качество мониторинга);
- факторы, связанные с персоналом (низкая квалификация или некомпетентность персонала);
- технологические факторы (низкая эффективность систем, обеспечивающих оценку состояния заемщика;
- факторы социально-политического плана (политическая и экономическая нестабильность, неопределенность правовой среды и др.).
При этом надо учитывать, что с началом кризиса проблема «плохих долгов» распространилась по всему банковскому сектору и конфигурация долгов приобрела самые различные очертания. В такой ситуации мониторинг качества кредитного портфеля становится одним из основных приоритетов Центробанка РФ. Так, официальная статистика зафиксировала 10-30%-ный помесячный рост просроченной задолженности на протяжении полугода, в настоящее время «плохие долги» составляют примерно 4% от кредитов компаниям и 7% от кредитов частным лицам, т.е. динамика является негативной. К сожалению, официальная статистика не всегда является точной, учитывая, что трудно дать оптимальный ответ на вопросы плана: долг плохой или хороший, обслуживается он или нет, принимаются ли к нему какие-то меры. Это позволяет скрывать проблемы, и задача Центробанка состоит в том, чтобы давать справедливую оценку динамике задолженностей, на что и направлена работа по созданию системы управления проблемной задолженностью.
Ассоциация региональных банков России совместно с ЦБ РФ проделала определенную работу в этом плане, подготовив «Концепцию управления проблемой задолженностью и формирования новых точек экономического роста» 2.
Основными задачами, стоящими перед системой управления проблемной задолженностью, являются:
1 Данная проблема ставится в ряде работ: К.В. Лапина «Денежно-кредитный механизм взаимодействия банковского и реального секторов экономики». Байкальский университет. Иркутск. 2007; А.Ю. Александров «Финансово-кредитная система». // Проблемы современной экономики. № 1. 2009 и др.
2 Работа выполнена Центром развития банковской системы Ассоциации региональных банков России в 2009 г.
- идентификация источников возникновения проблемной задолженности;
- выявление и регулирование концентрации вероятности возникновения проблемных кредитов;
- оценка уровня проблемности кредитного портфеля, анализ и контроль его влияния на финансовую устойчивость банка;
- выбор источников покрытия проблемных кредитов и оценка их достаточности;
- разработка, реализация и оценка эффективности методов нейтрализации или снижения уровня проблемной задолженности;
- мониторинг и контроль за объемом проблемных кредитов.
Система управления проблемной задолженностью должна включать 5 основных блоков:
- система мониторинга финансового состояния заемщиков;
- фонд аккумулирования и выкупа проблемных долгов;
- система работы с имуществом и залогами, выступающими обеспечением задолженности;
- система рефинансирования Фонда, обеспечивающая возобновляемый выкуп проблемной задолженности;
- механизмы рекапитализации кредитных организаций, осуществляющих продажу проблемной задолженности (с дисконтом).
Слаженное функционирование всех данных блоков позволит значительно повысить эффективность расходования государственных средств, направляемых на преодоление долгового кризиса, а также заложить основу будущего экономического роста.
Важное место в системе управления проблемными задолженностями занимает создание Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов. Организационно-правовая форма данного Фонда может быть реализована в виде следующих структур: госкорпорация или акционерное общество; паевой или акционерный инвестиционный фонд; кредитная организация (на базе одного из действующих банков); структурное подразделение Агентства по страхованию вкладов.
Основной задачей Фонда должен стать выкуп проблемной задолженности у кредитных организаций, ее последующее обслуживание и, по возможности, рефинансирование на рыночных условиях. На начальном этапе выкуп задолженности должен осуществляться Фондом за счет государственных средств.
Взыскание проблемной задолженности должно быть организовано с привлечением коммерческих коллекторских агентств. Фонд устанавливает единые стандарты деятельности уполномоченных коллекторских агентств, что позволит защитить права должников и повысить правовую определенность в отсутствие специального законодательства, до принятия федерального закона, регулирующего коллекторскую деятельность.
Ключевым звеном системы управления с проблемными задолженностями является работа с обеспечением и залогами. В настоящее время более двух третей общего объема кредитов в стране (13 трлн. руб. из 17 трлн.) обеспечены залогом предприятий и недвижимости: земельными участками, зданиями и сооружениями, морскими и воздушными судами. Задолженность граждан перед банками составляет более 4 трлн. руб. Из них около 1 трлн. руб. кредитов обеспечены залогом жилой недвижимости (более половины объема обеспечения банковского кредитования приходится на недвижимое имущество). В банковском кредитовании широко используется и движимое имущество - автомобили, оборудование, ценные бумаги, права требования. По оценке Ассоциации региональных банков России, общая масса обеспечения в настоящее время превышает 25 трлн. руб.
Увеличение объема невозврата кредитов вынудит кредитные организации чаще прибегать к процедуре обращения взыскания на заложенное имущество и иное обеспечение. Этот процесс должен активизироваться к концу 2009 г.: по некоторым оценкам, общее количество исков об обращении взыскания на заложенное имущество, поданных кредитными организациями, может увеличиться в 5 раз по сравнению с серединой 2008 г. Наряду с этим новое законодательство о залоге (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания и заложенное имущество») предусматривает широкие возможности для обращения взыскания во внесудебном порядке.
Все это создает условия для перехода под контроль кредитных организаций значительной части производственных активов и формирования на их основе финансовопромышленных конгломератов. В дальнейшем будет происходить оптимизация структуры таких конгломератов и их постепенное превращение в региональные финансово-промышленные группы.
Главным итогом этой работы должно явиться эффективное замещение финансовых активов: часть превратится в денежные средства, а другая - в производственные активы. Нормальная работа системы управления проблемными кредитами связана с широким использованием сделок рефинансирования. Основной задачей при проведении таких сделок является определение справедливого коэффициента дисконтирования, правильная оценка размера возмещения и потерь, а также создание надежной структуры, привлекательной с точки зрения инвесторов. Тем самым в целях рефинансирования проблемных долгов становится возможным использовать современные техники финансирования, включая выпуск обеспеченных ценных бумаг, секьюритизацию, синдицированное и субординированное кредитование. Это позволит привлечь рыночные источники капитала для последующего выкупа проблемной задолженности.
Списание проблемной задолженности, продажа «плохих» активов кредитных организаций с существенными дисконтами, а также замещение денежных требований производственными активами (не имеющими в условиях кризиса адекватной рыночной оценки) повлечет снижение собственного капитала кредитных организаций. В ситуации обострения долгового кризиса давление на совокупный капитал банковской системы может принять характер, угрожающий устойчивости национальной валюты, бесперебойности платежной системы и национальной финансовой безопасности.
Превентивной мерой, позволяющей купировать указанные негативные последствия, является рекапитализация банковской системы. В условиях финансового кризиса единственным источником средств для рекапитализации банковской системы является федеральный бюджет. Таким образом, при внесении изменений в законы о федеральном бюджете на 2009-2010 гг. следует предусмотреть выделение средств на восполнение капитала российской банковской системы. По предварительным оценкам, в течение следующих двух лет на это может потребоваться от 2 до 5 трлн. руб.
С учетом резкого снижения доходов федерального бюджета средства для рекапитализации банковской системы придется изыскивать за счет увеличения размера государственного долга. Выкуп банковских акций государством может производиться не посредством внесения денежных средств, а путем передачи кредитным организациям государственных облигаций, выпуск которых осуществляется в указанных целях.
Использование предлагаемой схемы позволит смягчить инфляционные последствия рекапитализации, а также существенно расширить объем финансовых инструментов, включенных в ломбардный список Банка России.
Реализация настоящей Концепции потребует изменения действующего законодательства и нормативно-правовой базы Банка России. Необходимые изменения корпоративного и налогового законодательства в значительной степени будут определяться выбранной организационно-правовой формой Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов.
Путь совершенствования нормативно-правовой базы достаточно сложен, и его необходимо пройти, возможно, решая сначала отдельные проблемы управления проблемными долгами.
Правительство пытается вести борьбу с «плохими долгами», в частности, Минэкономразвития предлагает внести поправки в закон «О банкротстве». Предполагается также ввести такую норму, что банк не будет взыскивать задолженность с компании на срок до 120 дней с возможностью пролонгации этой нормы на 90 дней. Такое послабление предоставят компаниям, которые «испытывают временные трудности, но не потеряли платежеспособность в среднесрочном и долгосрочном периодах». В обмен заемщик обязуется представлять информацию о своем финансовом состоянии и не будет принимать мер против кредиторов. Компания должна будет погасить просроченную задолженность в течение двух лет. Эта инициатива лишь отчасти снимет проблему плохих долгов. Объем просроченной задолженности компаний, по данным ЦБ на 1 апреля 2009 г., составляет 456,3 млрд. руб.3.
Еще более радикальную меру предложил на Давосском экономическом форуме (2009 г.) премьер-министр В.В. Путин: «Мировые и отечественные компании в условиях экономического кризиса нуждаются в списании безнадежных долгов и плохих активов»4. Он считает, что такая мера позволит подвести черту под прошлым и выявить реальное положение дел. «Да, это очень болезненный, неприятный процесс, и не все на это охотно идут, опасаясь за свою капитализацию, бонусы, просто за престиж, но уклониться от расчистки балансов это значит законсервировать и затянуть кризис», - подчеркнул он. Механизм списания безнадежных долгов у компаний должен быть эффективным и соответствовать реалиям нынешней экономики.
Механизм списания неликвидных активов обсуждается в настоящее время и в США. Новая американская администрация планирует создание «банка-агрегатора» плохих активов, который может сформировать Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC). Предполагается, что этот банк примет на свой баланс неликвидные активы, «застрявшие» на балансах американских коммерческих банков.
Во многом роль банка-агрегатора похожа на предлагаемое решение о создании в России Фонда аккумулирования и выкупа проблемных долгов. Как мы видим, путь решения данной проблемы в основном очевиден. Дело за активной и позитивной работой, быстрым реагированием на нейтрализацию существующих негативов в российской финансовой системе.
K. TIKHONKOV, candidate of economic science
3 Плохие долги получат отсрочку в 7 месяцев. // Обзор «Малый бизнес», МК от 1 июня 2007 г.
4 Давос 29 янв. РИА Новости.
THE CONCEPTUAL ASPECTS OF MANAGEMENT OF BAD DEBTS DURING CRISIS
The issue is considered the conceptual aspects of forming the management system of bad debts of bank. The author elaborates the problems facing to the management system of bad debts and proposes ways to address them. Keywords: quality of loan, bad debts, the management of bank capital.