Банковское кредитование
ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗВРАТА ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ
А. М. СМУЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела
О. А. НУРЗАТ, соискатель кафедры банковского дела Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
В данной работе рассмотрен крайне важный вопрос повышения эффективности управления проблемными кредитами, особенно актуальный в настоящих условиях финансового кризиса. В работе исследованы понятия проблемной и просроченной задолженности, акцентировано внимание на существовании латентной проблемной задолженности. Выявлены и представлены в матричной форме основные признаки возникновения проблемных кредитов, типовые сценарии поведения заемщика после получения кредита. Предложена организация процесса сопровождения кредитов с момента выявления признаков проблемности вплоть до полного возврата (списания) долга, также даны дополнительные предложения по минимизации проблемной задолженности банка.
Ключевые слова: кредитование, проблемный кредит, просроченный кредит, проблемная задолженность, признак проблемности кредита, управление, банк, заемщик.
Последние несколько лет, вплоть до сентября 2008 г., российский кредитный рынок переживал бурный рост, кредитные отношения экономических агентов разных уровней (мезо-, микро-, нано-) стремительно развивались, проникая не только во все сферы деятельности юридических лиц, но также и в повседневную жизнь граждан (физических лиц) в форме кредитов на различные потребительские нужды, в том числе на приобретение автомобилей, ипотечные кредиты.
Подобное стремительное, но большей частью слабоуправляемое, методологически и методически не обеспеченное развитие сектора банковского кредитования инициировало в результате возникновение целого ряда проблем как экономико-финансового, так и социально-психологического плана. Прежде всего это связано с изменением личностных предпочтений в сфере накопления и потребления. Последовательность процесса удовлетворения гражданами своих потребительских нужд за весьма незначительный период времени у весьма значительной части населения принципиально изменилась на прямо противоположную: от ментально-логической цепочки: «накопление денег ^ оплата товара/услуг ^ приобретение товара/услуг» к последовательности: «получение кредита ^ приобретение товара/услуг ^ оплата кредита и процентов по нему». Произошел глубокий качественный и количественный (относительно пропорций) сдвиг в поведении общества по отношению к деньгам: от сбережения (накопления) к заимствованию (кредитованию), что подтверждают исследования [1]. Также поскольку политика и практика кредитования банков определялась и велась (соответственно) последние годы довольно агрессивно, а сознание общества было абсолютно не готово к подобным переменам, то возникли «побочные эффекты» в виде неправильного и
недостаточно адекватного понимания заемщиком процесса получения кредита, выплат по нему, а главное ответственности за точное исполнение обязательств по кредитному договору.
Наряду с бурным ростом объемов текущей ссудной задолженности соизмеримыми, а часто более высокими темпами росли объемы просроченной и проблемной ссудной задолженности банков, которые на данное время, по некоторым экспертным данным, достигают 15 — 20 %, а в отдельных случаях — 30 — 40 % и более от объема кредитного портфеля банка. На рис. 1 показана динамика роста просроченной ссудной задолженности (до 01.04.2009 — 3,13% — факт, далее — прогноз) и дополнена прогнозом изменения объемов проблемных кредитов в общем объеме совокупного кредитного портфеля банковской государственной системы (БГС) [2, 15].
Следует заметить, что зачастую банками не учитывается величина проблемных кредитов, которые по сути уже могут являться «просроченными» и дают превышение официального отчетного показателя как минимум в 2 раза, а в некоторых банках — ина порядок, что отражено кривой пессимистического прогноза (см. рис. 1).
Эффективное управление кредитным портфелем, подразумевающее не только квалифицированное и устойчиво-сбалансированное его формирование по критерию «риск — доходность», но и полный, своевременный возврат кредитов, в частности и проблемных, представляется в настоящее и последующее время особенно актуальным. На данный момент процесс управления кредитным портфелем, включая управление возвратом выданных кредитов, существенно осложняется текущими кризисными условиями функционирования российской БГС, в связи с чем резко возрос объем неплатежей по выданным кредитам. Только
Рис. 1. Удельный вес просроченной и проблемной ссудной задолженности в БГС
за четыре последних месяца 2008 г. объем просроченной ссудной задолженности в БГС вырос в 1,72 раза. С 01.01.2009 по 01.04.2009 более чем в 1,5 раза вырос объем просроченной ссудной задолженности в крупнейшем банке страны — Сбербанке России. Кроме того, по оценкам некоторых специалистов, сумма проблемных кредитов в Сбербанке России к настоящему моменту существенно превышает 0,5 трлн руб. В частности, согласно выступлению директора управления финансирования строительных проектов Сбербанка России А. Чувина, на ежегодном саммите Института Адама Смита «Недвижимость в России» ситуация с кредитованием девелоперов на рынке недвижимости является на текущий момент угрожающей, и в дальнейшем она будет лишь ухудшаться. По данным А. Чувина, из 600 млрд руб., выданных Сбербанком России кредитов на девелоперские проекты по недвижимости, 5 % уже подверглись реструктуризации, а 0,7 % являются просроченными. Примечателен тот факт, что управление общественных связей банка поспешило опровергнуть озвученные цифры и негативные прогнозы и, даже наоборот, отметило появление положительных тенденций на российском рынке недвижимости [16].
Однако полагаем, что прежде чем предпринимать какие-либо, тем более «резкие», действия по улучшению качества кредитного портфеля банка в разрезе управления проблемной и просроченной ссудной задолженностью, необходимо определить само понятие такой задолженности, поскольку без формирования и раскрытия четких исходных понятий в дальнейшем представляется затруднительным построение сколько-нибудь целостной теоретической системы по управлению проблемной и просроченной задолженностью банка.
Рассмотрим, что представляет собой понятие «просроченная» и «проблемная» ссудная задолженность.
Понятие просроченной ссудной задолженности, равно как и понятие проблемной ссудной задолженности, экономистами-исследователями специально не рассматривались, а использовались уже как априори известные термины. Определенным исключением является работа [1], в которой дано определение понятия просроченной задолженности по кредиту как «непогашенная в сроки, установленные кредитным договором, ссудная задолженность, включающая основной долг (денежные средства, фактически предоставленные заемщику в форме кредита), начисленные, но не уплаченные проценты, штрафы и пени».
Согласно экономическому словарю [3] «просроченная задолженность — это своевременно не произведенные платежи поставщикам, кредитным учреждениям, финансовым органам, работникам». В налогообложении «задолженность — недоимка, то есть сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок». В бухгалтерском учете выделяются дебиторская и кредиторская задолженности. Дебиторская задолженность — это сумма платежей, причитающаяся предприятию за отгруженные товары. А кредиторская задолженность, в свою очередь, по толкованию финансово-экономических словарей, есть сумма платежей предприятия к оплате за отгруженные товары или выполненные услуги. В повседневной жизни, по словарю С. И. Ожегова [4], задолженность — это наличие долгов, невыполненных обязательств. А определение понятию «просрочить» дается следующее: пропустить установленный срок чего-нибудь, например, платежа.
Итак, во всех вышеуказанных весьма разных, определениях понятия просроченной задолженности четко просматриваются две общие особенности, а именно, во-первых, во всех определениях говорится о долге, т. е. обязательствах, во-вторых, срок возврата долга или исполнения обязательств в исследуемом случае нарушен, не соблюден.
Авторы полагают, что понятию «просроченная задолженность» (подчеркнем, что здесь речь идет о банковской ссудной просроченной задолженности) может быть дано следующее определение: это сумма всех задолженностей (обязательств) заемщика (-ов) перед кредитором (банком), частично или полностью не погашенных (не исполненных) в установленный срок, включая вознаграждение за пользование ссудой (проценты), а также начисленные штрафы, пени и прочие выплаты, если таковые оговорены между участниками долговых отношений.
Рассмотрим более детально понятие проблемной ссудной задолженности. В работах различных экономистов-исследователей понятие «проблемная ссудная задолженность» часто заменяется понятием «проблемный кредит». Согласно ГК РФ разница между понятиями «ссуда» и «кредит» состоит в том, что ссуда может быть выдана безвозмездно, а кредит нет [5, 6]. В данной работе понятия «ссуда» и «кредит» рассматриваются не с юридической, а исключительно с финансово-экономической точки зрения, следуя которой полагаем, что принципиальной разницы между этими понятиями нет. Поэтому в дальнейшем изложении эти понятия
будут использоваться на взаимозаменяемой основе какравноаутентичные, как это и сложилось в банковской практике.
В литературе весьма часто встречается словосочетание «плохой кредит», что является буквальным дословным переводом с англ. [bad credits]. Авторы полагают, что такой перевод является неудачным, а применение понятия «плохой» по отношению к кредитам — не совсем корректным. Вместе с тем данные словосочетания упоминаются в большинстве научных трудов, посвященных проблематике кредитования заемщиков, в части сопровождения кредитного портфеля банка. Однако лишь некоторые из них раскрывают понятие проблемного кредита. К примеру, авторы работы [7] определяют такой кредит как «кредит, по которому после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика, или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась».
Рассмотрев описанные ранее определения проблемного кредита, можно придти к выводу, что проблемный кредит, по сути, представляет собой кредит, имеющий ряд признаков, с учетом которых он вызывает обоснованные опасения по поводу возврата основного долга и процентов по нему (получения вознаграждения банком).
Безусловно, степень проблемности кредита в кризисных ситуациях только усугубляется. Локальный кризис заемщика, неблагоприятный инвестиционный климат в регионе, в отрасли деятельности заемщика, в стране, мировой кризис прямо или опосредовано влияют на качество кредита, различаясь только степенью этого негативного влияния. Схематично такие связи-влияния можно представить в виде, изображенном на рис. 2.
Очевидно, что кредитов, еще не отмеченных кредитными сотрудниками как «проблемные», но по которым есть потенциальные сложности по возврату, много больше, и в кредитном портфеле любого банка существует задолженность с латентной опасностью невозврата (латентная проблемная ссудная задолженность), признаки наличия которой кредитному сотруднику крайне важно своевременно выявлять и предпринимать необходимые адекватные профилактические меры с целью минимизации рисков кредитования.
Имеют место случаи, когда признаки проблемности по кредитам оказываются уже известны как кредитному работнику, так и/или его руководителям, однако, «борясь» за достойные показатели, банки пытаются доступными средствами «подкорректировать» в отчетности объемы просроченной
Национальная (региональная) экономическая V.. среда. /
Мировая
Отрасль деятельности Заемщика
экономическая
среда
Заемщик
Кредит
Проблемный кредит
встречающихся индикаторов («красных флажков») проблемного кредита. В работе [9] данные признаки сгруппированы и приведены в виде 2 основных
Рис. 2
. Влияние среды на качество кредита
ными. В работах [2, 8, 14] перечислены основные признаки проблемнос-ти в виде наиболее часто
(проблемной) задолженности, что в дальнейшем приводит к ситуации, работающей против самих этих кредитных организаций.
Признаки, сигнализирующие о возможном возникновении проблемной (в том числе латентной) задолженности, могут быть самыми различ-
групп: организационные и экономические (финансовые). Дополнительно изучив причины, признаки, индикаторы, представленные экономистами-исследователями, а также используемые банками при кредитовании (в том числе и представленные в Положениях № 254-П и № 283-П Банка России [10,11]), авторы предлагают
Таблица 1
Признаки проблемности кредита
(«Матрица предупреждений»)
Группы классификации Категории признаков
Предупреждающие (имеющие косвенное влияние на качество ссудной задолженности) Тревожные (имеющие прямое влияние на качество задолженности) Дефолтные (свидетельствующие о невозможности возврата основного долга (процентов, штрафов) по причине неспособности и/или отказа заемщика)
по источникам выявления
Внешние Негативная информация о финансово-хозяйственной деятельности заемщика из источников СМИ, ресурсов Интернета Негативная информация о финансово-хозяйственной деятельности заемщика, получаемая из СМИ, ресурсов Интернета в течение достаточно длительного времени Инициирование третьими лицами или заемщиком процедуры банкротства заемщика
Наличие судебных актов, в которых заемщик выступает должником, размер взыскиваемых требований по которым не превышает рискового порога, установленного банком (незначительная сумма требований к заемщику, не влияющая на качество обслуживаниядолга). Также анализ претензии к заемщику со стороны третьих лиц юридической службой банка показал, что наиболее вероятный исход — положительный для заемщика (выигрышдела) Наличие судебных актов, в которых заемщик выступает должником, размер взыскиваемых требований по которым превышает рисковый порог, либо вероятный исход суда не в пользу заемщика Принятие решения о ликвидации заемщика (залогодателя, поручителя) учредителями или органом заемщика, уполномоченным на то учредительными документами или судом
Возрастание отраслевых рисков (негативные явления на рынке деятельности заемщика, негативные тенденции в развитии конкуренции) Кризисные явления в сфере деятельности заемщика (отраслевой кризис, региональный кризис), в том числе изменения в законодательстве, которые могут негативно влиять надеятельность заемщика Кризисные явления в сфере деятельности заемщика (отраслевой кризис, региональный кризис), в том числе изменения в законодательстве, негативно влияющие на производственную, финансово-хозяйственную деятельность заемщика (вплоть до банкротства)
Наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и внебюджетными фондами; в других коммерческих банках и/или перед прочими кредиторами
Окончание табл. 1
Категории признаков
Группы классификации Предупреждающие (имеющие косвенное влияние на качество ссудной задолженности) Тревожные (имеющие прямое влияние на качество задолженности) Дефолтные (свидетельствующие о невозможности возврата основного долга (процентов, штрафов) по причине неспособности и/или отказа заемщика)
Желание заемщика получить кре- Наличие информации о реорганизации Факт нецелевого использования
дит, несмотря на заведомо неприем- заемщика кредита
лемые для него условия кредита (к примеру, необычно высокая ставка Возрастание акционерных рисков (риск передела акционерного капита-
по кредиту) ла, проблемы в согласовании позиций между крупными акционерами идр.)
£ Существенные изменения в жиз- Наличие просроченной задолженнос-
недеятельности компании, произо- ти перед работниками по заработной
1 шедшие за короткий срок (смена плате
руководства, переезд)
Желание заемщика изменить Предоставление заемщиком фиктив-
условия кредитования, вт.ч. сроки ных документов, указание в отчетности
погашения и суммы выплат, рест- данных, не соответствующих действи-
руктуризация кредита тельности
Нерегулярные/неполные платежи по
погашению задолженности
по категории проблемности
Частая переоценка активов Наличие у заемщика скрытых потерь (к примеру, неликвидных запасов готовой продукции; требований, безнадежных к взысканию) Неисполнение бизнес-плана финансируемого проекта в течение достаточно длительного времени
Сокращение расходов (в т. ч. выпла- Крайне нестабильные результаты Факт повреждения или утраты
та низких дивидендов) вследствие деятельности («скачки» в фин. пока- заложенного имущества
ухудшившихся показателей финан- зателях, не объясняемые сезонным (при невозможности заемщиком
•с § сово-хозяйственной и производс- фактором либо другими характерными заменить залог — внести доп.
$ твенной деятельности особенностями деятельности заемщика) обеспечение)
<18 Резкое и неожиданное увеличение Ухудшившееся за короткий срок Наличие остатка непогашенной
* £3 дебиторской задолженности и/или финансовое положение, в т.ч. «плохие» задолженности после полной реа-
© ТМЦ заемщика показатели отчетности, значительное лизации залога
■ сокращение прибыли, систематичес-
® О кие убытки, падение оборотов
Увеличение размера/доли необеспе- Неоднократная пролонгация кредита, Наличие значительных убытков
1 ченной задолженности по сравне- невыполнение условии кредитного в течение продолжительного
нию с обеспеченной договора (в части поддержания уровня оборотов, остатка по счету) времени, без тенденции к улучшению, резкое ухудшение результатов финансово-хозяйственной, производственной деятельности заемщика
Факт снижения рыночной стоимости Заемщик является устойчиво
заложенного имущества ниже суммы неплатежеспособным
обязательств по кредитному договору
Л « 2 а Наличие негативной информации о
§ * деловой репутации заемщика и его
I « <5 а о « руководителях
Отсутствие порядка в документации
или самой документации (в т. ч.
С? « отчетности)
детализированную (в форме матрицы) группировку признаков, позволяющих выявить и классифицировать проблемные кредиты банка (табл. 1).
Заметим, что один и тот же признак может относиться одновременно к нескольким группам классификации. К примеру, признак «предоставление заемщиком фиктивных документов, указание в отчетности данных, не соответствующих действительности» отнесен к группе «внутренние». Однако поскольку данный признак искажает реальное финансовое состояние заемщика, то его можно отнести и к группе «финансово-производственные». Этот признак также возможно классифицировать как «организационно-психологический», поскольку неверные данные в отчетности, как правило, предоставляются недобросовестными заемщиками с намерением ввести кредитора в заблуждение. Существенно и то, что признаки проблемности, описанные в предлагаемой «матрице предупреждений», могут переходить из одной категории проблемности в другие в зависимости от изменений в качестве (количестве) признака, причем как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
Очевидно, что для адекватного предупреждения возникновения проблемных кредитов кредитной организации целесообразно применять методы стратегического управления, основной смысл которого заключается в том, чтобы выявлять
Мониторинг кредитного портфеля Банка
Сделки без предпосылок проблемности
Сделки с предпосылками проблемности
Возврат задолженности
Анализ (выявление) вариантов сценариев возможного развития ситуации по данным сделкам
Выбор стратегии:
Положительная кредитно-инвестиционная стратегия (санация)
Рестрикционная кредитно-инвестиционная стратегия
Пассивное участие Банка (без применения стратегий)
Сделки, по которым предпосылки проблемности купированы
Мероприятия по улучшению качества задолженности
Рис. 3. Стратегическое управление, направленное на выявление предпосылок
проблемности кредитов
предпосылки появления признаков проблемности сделки до ее реализации. Описание процесса работы подобного стратегического управления показано нарис. 3.
Эффективность рассматриваемой схемы стратегического управления существенно возрастает в случае стратегического партнерства заемщика и банка [12].
С целью достижения и поддержания постоянного, взаимовыгодного и перспективного стратегического партнерства предлагаются два варианта контроля за процессом использования и обслуживания заемщиком полученных кредитных ресурсов:
1) контроль за деятельностью остается за компанией, банк контролируеттолько состояние кредита;
2) управление компанией передается сотрудникам банка либо экспертам в области специализации компании. По стратегическим (особо крупным, порт-фелеобразующим) кредитам считаем крайне важным введение второго варианта управления навесь период обслуживания кредиталибо, в случае возникновения у заемщика проблем с обслуживанием долга, — на период выхода компании из кризиса.
Все выданные кредиты, образующие кредитный портфель банка, можно классифицировать в отдельные группы в зависимости от заданных критериев. По аналогии возможно разделение вариантов развития поведения заемщика после получения им кредитных ресурсов. В табл. 2 приведены наиболее общие (типовые) сценарии развития событий после получения заемщиком кредита. Данные сценарии классифицированы в зависимости от двух групп факторов, прямым и доминирующим образом влияющих на реализацию того или иного сценария, более того формирующих эти сценарии. Первая группа — внешние мезо- и макро- факторы (изменения в масштабе отрасли, региона, страны). К данной группе можно отнести экономическую, политическую, социальную обстановку в стране (регионе, отрасли), степень конкуренции, уровень налогов, пошлин, льгот и др.
Сделки, по которым предпосылки проблемности остались
Вторая группа — внутренние микро- и нано- факторы, касающиеся и (или) инициируемые самим заемщиком (нано- факторы могут быть и внешними по отношению к заемщику, но в данной работе они не рассматриваются). К примеру: показатели его финансово-хозяйственной и производственной деятельности, этапы и пути развития компании, изменения в составе собственников и руководящих
органов, уровень квалификации и опыт работы сотрудников, морально-психологический климат в трудовом коллективе, уровень оснащенности необходимым оборудованием и многое другое.
Необходимо отметить, что данные сценарии рассмотрены при стабильных (без каких-либо изменений) поведении банка и (или) его кредитной политики. Таким образом, в табл. 2 описаны
Внутренние факторы Внешние макро- и мезо- факторы
Изменения в сторону ухудшения Стабильное развитие Изменения в сторону улучшения
Изменения в сторону ухудшения Появление задержек (перебоев) в платежах по кредиту. Усугубление локального кризиса заемщика, вызванного общей (внешней) кризисной ситуацией в сфере деятельности заемщика (отрасли, регионе, стране). Возможны существенные проблемы с погашением кредита, дефолт заемщика (банкротство). Необходимо предпринять меры по улучшению качества задолженности Появление задержек (перебоев) в платежах по кредиту. Заемщик переживает локальный кризис. Возможен локальный кризис в деятельности поручителей (залогодателей). Необходимо предпринять меры по улучшению качества задолженности Появление задержек (перебоев) в платежах по кредиту. Заемщик переживает локальный кризис. Локальный кризис в деятельности поручителей (залогодателей). Неверные стратегические и тактические направления развития компании. Возможны существенные проблемы с погашением кредита, дефолт заемщика (банкротство). Необходимо предпринять меры по улучшению качества задолженности
Стабильное развитие Отсутствие просроченных платежей. Однако негативные (кризисные) явления во внешней среде (отрасли, регионе, стране) деятельности заемщика по истечении определенного времени наиболее вероятно могут отразиться на его финансово-хозяйственной (производственной) деятельности. Необходимо предпринять «предупредительные» меры («глубокий» анализ и прогноз состояния заемщика) Платежи по кредиту производятся заемщиком по графику. Отсутствие просроченной задолженности платежей. Не происходит существенных изменений финансовых показателей. Стабильное развитие (поведение) поручителей (залогодателей) по кредиту Необходимо проведение усиленного мониторинга («общий» анализ состояния заемщика) Отсутствие просроченных платежей. Благоприятные, стабильные показатели деятельности компании. Однако возможна стагнация развития компании, что в дальнейшем может привести к ухудшению деятельности. Необходимо проведение стандартного мониторинга
Изменения в сторону улучшения Отсутствие задержек (проблем) по выплатам. Руководством компании-заемщика выбрана верная (оптимальная) стратегия в условиях кризиса, предпринимаются верные тактические действия, в результате чего внешний кризис не отражается на финансово-хозяйственной и производственной деятельности заемщика. Необходимо предпринять «предупредительные» меры («глубокий» анализ и прогноз состояния заемщика) Отсутствие задержек (проблем) по выплатам. Если развитие заемщика происходит обоснованно — нет повода беспокоиться, если же появляется необоснованная прибыль (сверхприбыль), то кредитному сотруднику необходимо проана-лизироватьданную ситуацию. Необходимо проведение стандартного мониторинга Погашения по кредиту производятся заемщиком по графику. Если развитие заемщика происходит обоснованно (в рамках благоприятных внешних условий) — нет повода беспокоиться, если же появляется необоснованная прибыль (сверхприбыль), то кредитному сотруднику необходимо проанализировать данную ситуацию. В первую очередь сопоставить показатели производственной, финансовой деятельности с общими данными по отрасли. Крайне важно в такой ситуации «не расслабляться», поскольку можно пропустить момент возникновения проблем. Необходимо проведение стандартного мониторинга
Таблица 2
Типовые сценарии развития событий после получения кредита заемщиком
(Матрица сценариев поведения заемщика)
сценарии при «пассивном» участии кредитной организации, при неизменных условиях договора со стороны банка, при реализации банком стабильной кредитно-инвестиционной стратегии. Тем не менее сценарии претерпевают существенные корректировки в зависимости от действий, предпринимаемых самой кредитной организацией после выдачи кредита. К примеру, при выборе банком положительной по отношению к заемщику кредитно-инвестиционной стратегии (санация, осуществление встречных положительных воздействий или процедур) любой сценарий, естественно, будет качественно изменяться в сторону улучшения. К мероприятиям положительной кредит-но-инвестиционной стратегии банка, ведущим к улучшению ситуации, можно отнести: невзимание штрафов, пени, неустоек; реструктуризацию кредита; дополнительное кредитование и др. Причем, дополнительное кредитование, например, в виде «точечного» кредита («точечных инвестиций») полагается на оживление сектора инновационных технологий, которое в свою очередь обеспечит значительный прирост прибыли при незначительных затратах, а не просто бездумное и неограниченное предоставление заемщику дополнительных кредитных средств. Зачастую банки необоснованно предоставляют кредитные ресурсы заемщикам с положительной кредитной историей в практически неограниченном количестве. Однако подобные (по факту — нецелевые) кредитные ресурсы стремительно поглощаются производственной, финансово-хозяйственной, операционной деятельностью предприятия, и заемщик оказывается в еще более сложном положении, чем до получения дополнительного кредита. Таким образом, банк, следуя агрессивной кредитной политике (разместить как можно больший объем денежных ресурсов), и зачастую «навязывая» кредиты предприятию, в которых оно не нуждается, рискует превратить данное предприятие из первоклассного заемщика в проблемного. Таким образом, у специалистов банка совместно с сотрудниками предприятия стоит задача определения конкретной «локомотивной области (сферы, зоны, направления)» деятельности заемщика [13], требующей «точечного» кредитования и квалифицированной оценки его эффективности.
Более того, взаимодействие банка и предприятия может развиваться по принципу «финансовой иглы» [9], когда финансовая помощь предприятию превращается в его финансовую зависимость от банка. Механизм такой зависимости основан на
известном «золотом правиле» рынка — перетекание средств в сферу с большей нормой прибыли. К примеру, банк, обладая контрольным пакетом акций предприятия, обеспечивает такое распределение прибыли, при котором большая часть ее направляется не на развитие производства, а на увеличение банковских пассивов, приносивших при их размещении вне реального сектора относительно больший доход. В результате предприятие испытывает «инвестиционный голод» и для поддержания производства вынуждено обращаться за кредитами к банку, попадая в еще большую от него зависимость. Круг замыкается, и процесс повторяется вновь. Финансовая зависимость может иметь и обратную направленность: банк становится зависимым от предприятия, которому дал кредит. Если предприятие его не возвращает, банк окажется перед дилеммой: либо отнести выделенную сумму в разряд безнадежных долгов, либо выделить новый кредит для поддержки предприятия-должника, которое обещает «в самой ближайшей перспективе» возвратить и старые, и новые долги.
Помимо положительной кредитно-инвестици-онной стратегии банк может, напротив, традиционно прибегнуть к рестрикционной кредитно-инвес-тиционной стратегии. Тогда вероятность своевременного и полного исполнения заемщиком своих обязательств по кредиту, безусловно, снизится. К мероприятиям рестрикционной кредитно-инвес-тиционной стратегии банка можно отнести повышение процентной ставки по кредиту, снижение лимита кредитования заемщика, объявление задолженности срочной к платежу, другие жесткие меры по отношению к заемщику. Банки исторически и психологически, желая «перестраховаться», чаще всего прибегают к мероприятиям рестрикционной кредитно-инвестиционной стратегии, т. е. стараются получить от заемщика все возможные активы (прибыли) любыми доступными средствами, часто нанося непоправимый вред финансово-хозяйственной и производственной деятельности заемщика вплоть до его физического и юридического «уничтожения» (банкротства). При этом финансовый результат таких мероприятий оказывается существенно (многократно) ниже, чем при применении мероприятий, направленных на улучшение ситуации. Качество многих кредитов возможно улучшить, при этом не затрачивая значительных ресурсов со стороны банка (денежные, трудовые, кадровые, временные), и что важно, не нанося при этом вреда заемщику. Банку необходимо вовремя предпринять эффективно рассчитанные для кон-
кретной сделки мероприятия, которые потребуют сравнительно незначительных вложений в настоящем, но приведут к значительному улучшению качества кредита в будущем.
Также в целях повышения эффективности возвратного процесса при кредитовании банку целесообразно закрепить алгоритм действий в форме еще одной матрицы, описывающей конкретные действия банка при реализации того или иного сценария, в особенности в случае возникновения проблемных сделок (а в идеале — на стадии возникновения начальных признаков проблемнос-ти). Документирование процессов и алгоритмов необходимо прежде всего в целях сохранения ценного (как положительного, так и отрицательного) опыта кредитных сотрудников, поскольку в случае их ухода из банка, в кредитной организации останутся материалы (алгоритмы, программы и методики), описывающие общий процесс работы с проблемной задолженностью, что позволит обучить надлежащим образом новых сотрудников в минимальные сроки. Более того, сохраняется преемственность, происходит постоянное расширение накопленного опыта работы с проблемной задолженностью, снижается вероятность «провалов» и потери управления в процессе мониторинга и сопровождения проблемных кредитов.
Использование ряда предложенных матриц естественным образом наталкивает на мысль о целесообразности создания некоторого программного обеспечения (ПО), позволяющего на основе предложенных матриц давать «подсказки» кредитному сотруднику. Механизм действия данного программного обеспечения класса «экспертно-ана-литической обучаемой и самообучающейся рекомендующей системы» предполагается следующий: после ввода основных формализованных показателей по конкретной сделке (показатели финансово-хозяйственной деятельности заемщика, внешние показатели отрасли деятельности заемщика и др.) в базу данных системы программа, сопоставив введенные фактические данные с типовыми данными матрицы признаков проблемности сделок и матрицы сценариев поведения заемщика, определяет состояние сделки и «выдает»: оценку создавшегося положения, признаки проблемности сделки и перечень необходимых первоочередных мер в целях улучшения качества сделки. После этого в процесс активно вовлекается кредитный специалист — эксперт, который подробно изучив состояние сделки (заемщика), а также отчет программы по сделке и перечень предлагаемых рекомендаций, разра-
батывает индивидуальный проект по улучшению качества кредита, применимый и оптимальный конкретно для анализируемой сделки. Создание подобной детализированной программы крайне важно и актуально особенно в кризисные периоды, сопровождающиеся многократным ростом объема работы при неизменном (часто даже сокращающемся) количестве сотрудников.
Задачи подобного программного средства:
— проанализировав каждую отдельную сделку, выявить проблемные сделки;
— по предварительно проблемным сделкам проанализировать показатели финансово-хозяйственной, производственной деятельности заемщика, данные балансов, другой находящейся в распоряжении банка отчетности;
— сопоставить внешние и внутренние факторы, влияющие на обслуживание заемщиком этой сделки;
— определить рекомендованную к назначению степень проблемности сделки;
— сопоставить состояние сделки со сценариями поведения заемщика; «предугадать» наиболее вероятное поведение заемщика;
— на основе наиболее вероятного поведения заемщика и степени проблемности сделки выбрать наиболее приемлемое направление действий банка;
— выявить влияние данной сделки на портфель однородных кредитов и кредитный портфель банка в целом;
— прогнозировать совокупное влияние проблемных кредитов на показатели кредитного портфеля;
— обработать (рассчитать) данные кредитного портфеля банка (объем, пропорции, концентрация рисков, оценкарисков, др.).
Схематично процесс работы подобного ПО, работающего по принципам цикличности (итерации) и обратной связи, выглядит следующим образом (рис. 4).
В отношении данного ПО следует уточнить термин «самообучаемая» поскольку в отличие, например, от шахмат, где самообучаемые программы при проигранных ситуациях учитывают свои ошибки и больше их никогда не допускают, программа-помощник кредитного сотрудника не в состоянии учесть всех вариантов развития ситуаций по выданным кредитам. В данном случае целесообразно разработать типовые инструменты (схемы, сценарии) по возврату кредитов (в том числе и проблемных) и использовать их различные комбинации применительно к каждому отдельному
Информация от заемщика
Кредит 1
Детальная информация Признаки проблемности Расчет коэффициентов Другая информация
кредиту. Поскольку каждая кредитная сделка по сути уникальна, использование подобной матрицы «вспомогательных схем погашений» возможно до определенного этапа, а далее, безусловно, необходимо подключение к процессу анализа специалистов-экспертов. Такой симбиоз работы машины и человека позволит максимально допустимо автоматизировать процесс мониторинга кредитного портфеля банка, процесс сопровождения кредитных сделок, повысит качество анализа кредитных сделок, минимизирует операционные риски. Даже если сотрудник в силу человеческого фактора (занятости, невнимательности, плохого самочувствия) упустит какие-то признаки, сигнализирующие о возможных проблемах по кредиту у заемщика, то данная программа сама укажет на признаки проблемности и предложит
первоначальный (базовый) перечень возможных шагов, которые необходимо предпринять с целью предотвращения образования проблемного кредита. Подобная система может существенно улучшить качество процесса управления кредитным риском, позволит кредитной организации более эффективно работать с проблемной задолженностью (в том числе латентной), в частности (что важно и желательно как для банка, так и для заемщика), путем применения превентивных мер.
Список литературы
1. Смулов А. М. Промышленные и банковские фирмы: взаимодействие и разрешение кризисных ситуаций. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 69. С. 237.
2. Смулов А. МПроблемы кредитной политики и пути ихрешения. // Банковскоедело. 2009. № 2.
3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2002. С. 580.
Текущая обновляемая информация о состоянии кредитного портфеля Банка
(консолидируемая информация ответственных подразделений Банка, в том числе кредитные управления, бэк-офис, казначейство, другие)
Информация о заемщике из «третьих источников»
Кредитный портфель Банка
Программное обеспечение (ПО)
Мониторинг кредитного портфеля, производимый ПО
I
Непроблемная Проблемная задолженность согласно
задолженность признакам проблемности
Кредит 2
Кредит N
\
Обновляемая информация,
устанавливающая ограничения кредитования, предоставляемая:
- руководством Банка
- управлением рисками
Матрица признаков проблемности кредитов
Матрица типовых сценариев поведения заемщика после получения кредита
Матрица типовых инструментов (схем) по возврату кредитов
Отчет
Перечень проблемных сделок; детализация по каждой сделке; рекомендации по каждой сделке
Индивидуальный анализ кредитного специалиста. Дальнейшее сопровождение проблемной сделки
Мероприятия, проводимые Банком (кредитным сотрудником) по улучшению качества задолженности по сделке
Результаты проведенных мероприятий, которые влияют на дальнейший процесс возврата кредита в системе «заемщик — Банк»
Рис. 4. Мониторинг кредитного портфеля банка (при помощи ПО)
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1988. С. 166. С. 506.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
6. Казакова О. Н. Дискуссионные вопросы содержания понятий «кредит» и «межбанковский кредит» // Банковские услуги. 2008. № 9.
7. Основы банковской деятельности (Банковскоедело): учеб. пособие/Под ред. ТагирбековаК. Р. М.: Весь мир, 2001. С. 307.
8. Олъшаный А. И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт / Под ред. Ищенко Е. Г., Алексеева В. И. М.: Русская Деловая Литература, 1997.
9. Егорова Н.Е., Смулов А. М. Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование. М.: Дело, 2002.
10. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной
к ней задолженности (утв. ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П).
11. Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (утв. ЦБ РФ от20.03.2006 № 283-П).
12. Нурзат О. А., СмуловА. М. Совместное стратегическое планирование деятельности компании и банка в условиях кризиса. X Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий», Москва, 14— 15 апреля 2009 г. Секция 3: Опыт стратегического планирования на российских и зарубежных предприятиях. М., ЦЭМИ РАН, 2009.
13. Белкин В. Д., Медведев П. А., Нит И. В. Переход к оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения — составляющая экономической реформы // Экономика и математические методы. 1986. Т. 22. № 6.
14. Rose Peter S. Commercial bank management: producingandsellingfïnancialservices. IRWIN, 1991.
15. Бюллетень банковской статистики: 2009 г. — № 5(192), № 2(189); 2008 г. - № 2(177); 2007г. -№2(165); 2006г. - № 2(153); 2005г. - № 2(141). URL:http://www. cbr. ru.
16. URL:http://NEWSru. com; http://txt. newsru. com/finance/03jun2009/realest. html.