Научная статья на тему 'Мониторинг оперирования топливно-энергетическими ресурсами и использования финансовых и имущественных активов в процессах энергообеспечения потребителей'

Мониторинг оперирования топливно-энергетическими ресурсами и использования финансовых и имущественных активов в процессах энергообеспечения потребителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЭК / РЕСУРСЫ / АКТИВЫ / РЫНКИ / МОНИТОРИНГ / РИСКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПЕРАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ENERGY / RESOURCES / ASSETS / MARKETS / MONITORING / RISK / SECURITY / OPERATIONS / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логинов Евгений Леонидович, Борталевич Светлана Ивановна, Чиналиев Владимир Улукбекович, Михайлов Андрей Владимирович

Значительные объемы экспорта ТЭР определяют необходимость усиления контроля российского сегмента международных ресурсных и финансовых цепочек со стороны российских государственных ведомств с целью повышения прозрачности и эффективности динамики операций по добыче, транспортировке и поставкам топливно-энергетических ресурсов и использования финансовых и имущественных активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Логинов Евгений Леонидович, Борталевич Светлана Ивановна, Чиналиев Владимир Улукбекович, Михайлов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of operating fuel and energy resources and use of financial and property assets in the processes of energy supply of consumers

Significant amounts of export energy resources determines the need to strengthen the control of the Russian segment of the international resource and financial chains from the side of Russian state agencies to improve the transparency and efficiency of the dynamics of operations up-which is bullish, transportation and supply of fuel and energy resources and use of financial and property assets.

Текст научной работы на тему «Мониторинг оперирования топливно-энергетическими ресурсами и использования финансовых и имущественных активов в процессах энергообеспечения потребителей»

УДК 338 ББК 65.28

МОНИТОРИНГ ОПЕРИРОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ АКТИВОВ В ПРОЦЕССАХ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ1

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ,

заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН,

доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

E-mail: [email protected]; СВЕТЛАНА ИВАНОВНА БОРТАЛЕВИЧ, заведующая Центром исследования проблем развития энергетических рынков и энергетической инфраструктуры Института проблем рынка РАН, доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected]; ВЛАДИМИР УЛУКБЕКОВИЧ ЧИНАЛИЕВ, ведущий научный сотрудник Института проблем рынка РАН,

доктор экономических наук E-mail: [email protected]; АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МИХАЙЛОВ, аспирант, Институт проблем рынка РАН E-mail: [email protected]

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Значительные объемы экспорта ТЭР определяют необходимость усиления контроля российского сегмента международных ресурсных и финансовых цепочек со стороны российских государственных ведомств с целью повышения прозрачности и эффективности динамики операций по добыче, транспортировке и поставкам топливно-энергетических ресурсов и использования финансовых и имущественных активов.

Ключевые слова: ТЭК, ресурсы, активы, рынки, мониторинг, риски, безопасность, операции, информационная система

Abstract. Significant amounts of export energy resources determines the need to strengthen the control of the Russian segment of the international resource and financial chains from the side of Russian state agencies to improve the transparency and efficiency of the dynamics of operations up-which is bullish, transportation and supply of fuel and energy resources and use of financial and property assets.

Keywords: energy, resources, assets, markets, monitoring, risk, security, operations, information system.

Необходимость противодействия рискам и угрозам экономике нашей страны актуализировала вопрос о совершенствовании механизмов управления ТЭК России с целью обеспечения экономической

безопасности как на уровне отдельного предприятия, так и на отраслевом и региональном уровнях.

В современной ситуации становится очевидным, что в условиях глобального экономическо-

го кризиса, осложненного для России посткрымскими экономическими и политическими санкциями, топливно-энергетический комплекс превратился в столь важный фактор развития экономики нашей страны, что от эффективности обеспечения его экономической безопасности зависит успешность антикризисной политики и перспективы социально-экономического роста.

Представляя собой системообразующий «каркас» экономики России топливно-энергетические предприятия создали в границах российской экономики огромный производственный комплекс со своим межкорпоративным разделением энергетических бизнесов, технологической кооперацией и специализацией, с зонами разделения полномочий и ответственности, со своими российскими и зарубежными партнерами по энергетическим цепочкам, которые частично или полностью интегрировались в систему мировой экономики.

В условиях рисков и угроз как связанных с глобальным кризисом, так и с экономическими санкциями, применяемыми рядом зарубежных стран к нашей стране, необходимо повышение управляемости ТЭК России для построения в нашей стране эффективной — по параметрам обеспечения экономической безопасности — системы оборота топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними финансовых средств с опорой на структуры Минэнерго России. Значительные объемы экспорта ТЭР определяют необходимость усиления контроля российского сегмента международных ресурсных и финансовых цепочек со стороны российских государственных ведомств с целью повышения прозрачности и эффективности динамики операций по добыче, транспортировке и поставкам ТЭР для снижения объемов незаконных финансовых операций, уклонения от уплаты налогов, отмывания доходов, криминальной утечки капиталов за рубеж и пр.

В результате либерализации ТЭК России и дезинтеграции централизованных систем энергообеспечения потребителей ранее четкие механизмы управления стали размыты [1]. Потребители ТЭР несут всё возрастающую тарифно-ценовую нагрузку [3]. Рост тарифов ограничивается неэкономическими методами, где экономическая обоснованность уступает место социальной значимости и политическому популизму чиновников разного

уровня [12]. В конечном счете, всё это приводит к дополнительной нагрузке на бюджеты всех уровней в Российской Федерации и способствует возрастанию диспропорций различного характера, включая наличие значительного теневого сектора в сфере оборота топливно-энергетических ресурсов [5].

С учетом ярко выраженной нестабильности и рассинхронизации производства основных топливно-энергетических ресурсов в ТЭК России необходимо повышение прозрачности процессов добычи, транспортировки и поставок ТЭР и связанных с ними финансовых средств [12].

Требуется преобразование ранее сформировавшейся организационной и информационной инфраструктуры мониторинга процессов добычи, транспортировки и поставок ТЭР с обеспечением формирования сетецентрического «каркаса» информационных систем в сфере антитеневой деятельности государственных органов, на вершинах «информационных вертикалей» которого будут находиться участники национальной системы ПОД/ФТ [9; 10; 14].

Для построения в нашей стране эффективной — по параметрам обеспечения экономической безопасности — системы оборота топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними финансовых средств с центральным координирующим звеном — Минэнерго России необходима реализация принципа доступности любых форм и видов информационных ресурсов для мониторинга процессов добычи, транспортировки и поставок ТЭР.

Искажение цен и тарифов на ТЭР создало антистимулы для топливно-энергетических предприятий — мешает им активно развивать генерацию и сети за счет собственных средств, а не госинвестиций, блокирует стремление к снижению объемов нового строительства, что оказывает негативное влияние на развитие инфраструктуры ТЭК России. В результате снижается возможность роста рыночной капитализации и привлечения заемных средств для модернизации, растут малообоснованные расходы, объемы нецелевого использования денежных средств и сомнительных финансовых операций.

В сложившихся условиях выявилась потребность в формировании целостной системы мер обеспечения экономической безопасности ТЭК России, которые, с одной стороны, будут способствовать устранению рисков и угроз в отношении экономи-

ческой, в том числе энергетической, безопасности, а с другой стороны, позволят максимально использовать в интересах повышения эффективности предприятий ТЭК России курс на антиофшорное оздоровление бизнеса.

Длинный перечень различных незаконных и околозаконных операций НК «ЮКОС» в недалеком прошлом является примером важности эффективных механизмов мониторинга оборота топливно-энергетических ресурсов [6].

Необходимо сетецентрическое изменение объектно-сетевой архитектуры сбора информации в ТЭК России в рамках нового информационно-вычислительного базиса мониторинга для выявления явно взаимосвязанных, предположительно взаимосвязанных и трудноструктурируемых групп операций по добыче, транспортировке и поставкам ТЭР с выявлением неэффективного (в том числе незаконного) характера как в отношении оперирования ТЭР в процессах энергообеспечения потребителей, так и использования любых форм и видов активов (и полученных доходов) или самих форм осуществления топливно-энергетических бизнесов.

Рассматриваемые цели можно достичь через налаживание сетецентрического автоматизированного контроля финансово-хозяйственных операций с ТЭР (аналог такого комплекса используется ФНС России для контроля за налогом на добавленную стоимость [система АСК-НДС-22] путем сравнения сведении из книг (баз данных) покупок и книг (баз данных) продаж) по цепочке от поставщика до конечного покупателя в отношении оборота ТЭР.

Эти меры должны быть ориентированы на обеспечение управляемости (характеристик субъектов и активов) процессов производства (добычи), транспортировки и концентрации топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними финансовых средств в контуре государственного контроля и регулирования для их антикриминального оздоровления с учетом структуры трансграничного движения потоков финансовых ресурсов и товаров (работ, услуг).

Предлагается выявление цепочек связей отдельных бизнес-единиц в ТЭК России как, своего рода, финансовых агентов, движения ресурсов, операционных посредников и конечных бенефициаров этих операций с корреляционным анализом динамики финансовых и иных операций, опосредующих дви-

жение топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними финансовых средств на основе мульти-агентных подходов в отношении хозяйствующих субъектов всех форм собственности для выхода на [интересующие государство] гарантированные результаты по снижению рисков, связанных с использованием финансово-хозяйственных операций при обороте ТЭР для отмывания «грязных» денег и финансирования терроризма.

Мероприятия по обеспечению экономической безопасности должны быть встроены в систему мер по повышению результативности государственного управления в ТЭК России [2; 4; 7; 8].

Необходимые изменения требуется реали-зовывать с опорой на организационную модель встраивания структур Минэнерго России в каналы движения и центры расчетов основного оборота топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними финансовых средств в зонах, доступных российским госведомствам для мониторинга процессов добычи, транспортировки и поставок ТЭР с ориентацией на построение прозрачной структуры национальной экономики России [с последующей трансляцией на ЕАЭС в целом]. Для этого госведомствам необходим доступ к базам данных различных государственных органов и коммерческих структур с целью контроля явных и латентных вну-трироссийских, трансграничных (внутри ЕАЭС) и международных финансовых потоков, связанных с оборотом ТЭР.

Главным противоречием обеспечения экономической безопасности топливно-энергетических предприятий являются различные интересы государственных ведомств и топливно-энергетических предприятий, как части единого комплекса ТЭК России, и тех же самых, а также других предприятий, как конкурирующих хозяйствующих субъектов.

Именно отсутствие необходимых пропорций и наличие значительных объемов незаконных финансово-хозяйственных операций в развитии их деятельности в связи с вышеназванными противоречиями, обуславливают необходимость обеспечения экономической безопасности. Приближение к устойчивому равновесию интегрального производственно-экономического процесса в ТЭК России становится возможным, если достигается координация стратегической и операционной деятельно-

сти топливно-энергетических предприятий через мониторинг и сетецентрическое взаимодействие корпоративных организационных центров (ядер) управления с координирующей ролью Минэнерго России.

Определенное участие органов государственного управления в системе взаимосвязей предприятий ТЭК России, полученной с помощью мониторинга оборота ТЭР, позволяет установить своего рода правила взаимного поведения между предприятиями ТЭК России и иными хозяйствующими субъектами через стратегическое позиционирование корпоративных организационных центров (ядер) управления, которые структурируют субъектно-количественные характеристики концентрации топливно-энергетических ресурсов и связанных с ними финансовых средств в контуре государственного управления.

Основные проблемы, которые требуют решений со стороны российских государственных органов можно структурировать следующим образом.

Первая группа — проблемы Федерального уровня, к которым относятся:

• недостаточная координация и эффективность энергетической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

• несовершенство и отставание наработки законодательной базы и налоговой политики в сфере оборота ТЭР в отношении требований и условий развития мировой экономики;

• отсутствие эффективных механизмов и скоординированной системы государственного мониторинга и контроля деятельности участников рынка топливно-энергетических ресурсов и услуг, обусловленное межведомственной разобщенностью контролирующих органов, пробелами и разрывами в существующей системе контроля;

• устаревшая для современного управления, система статистических данных состояния ТЭК России и рынка топливно-энергетических ресурсов, которая нуждается в детализированных достоверных показателях.

Вторая группа — внутренние проблемы отрасли, к которым относятся:

• недобросовестная конкуренция, включающая отсутствие экономически обоснованных цен и коррупцию в отношениях между предприятий

ТЭК и потребителями топливно-энергетических ресурсов;

• отсутствие системных мероприятий, обеспечивающих защищенность и поддержку предприятий ТЭК от попыток корпоративного поглощения со стороны иностранных энергетических корпораций;

• значительное снижение уровня профессионализма менеджеров, их знания налогового и правового законодательства, которые обусловлены приходом в отрасль многочисленных неподготовленных частных предпринимателей и владельцев;

• сокращение ремонтно-технической базы и, как следствие, снижение уровня аварийно-технической безопасности и ухудшение экологии. Таким образом, для обеспечения экономической безопасности ТЭК России необходим мониторинг не только операций топливно-энергетических предприятий, но и широкого спектра финансовых, производственных, торговых и информационных структур, осуществляющих весь комплекс финансово-хозяйственных операций в отношении оборота ТЭР [11]. При этом институты экономической безопасности должны быть организационно объединены в единое целое — единую систему обеспечения экономической безопасности (ЕСЭБ) с соответствующей информационно-вычислительной средой.

При управлении топливно-энергетическим комплексом России в рамках приоритетов обеспечения экономической безопасности необходимо опираться на:

• неукоснительное соблюдение и контроль выполнения нормативно-законодательных актов и достоверности отчетности всеми участниками оборота ТЭР независимо от форм их собственности и мест регистрации, а также и единых принципов государственного регулирования;

• сбалансированное распределение налоговых льгот и бюджетных преференций между различными видами предприятий топливно-энергетического комплекса России;

• координацию развития инфраструктуры ТЭК России в рамках развития всей энергетической инфраструктуры всех отраслей;

• обеспечение всеми предприятиями ТЭК, действующими на территории России, приоритетов

безопасности и обороноспособности, независимо от типов их профилей деятельности, форм собственности и мест расположения энергетических объектов;

• согласованность стратегий и координация политики различных уровней исполнительной власти России в развитии предприятий топливно-энергетического комплекса России, в его взаимодействии с другими энергопотребляющими отраслями и с энергетическими системами зарубежных государств;

• регулирование межвидовой конкуренции секторов топливно-энергетического комплекса России;

• формирование в ТЭК России и на рынке топливно-энергетических ресурсов единого информационного пространства с распространением его на другие государства-участники ЕАЭС;

• либерализацию рынка топливно-энергетических ресурсов и услуг, не исключающую борьбу с недобросовестной конкуренцией и соблюдение всеми участниками рынка ТЭР равных прав и одинаковой ответственности;

• взаимодействие исполнительной власти России и бизнеса при развитии ТЭК России на основе взаимовыгодных экономических интересов, уважении прав, соблюдении законности и партнерских отношений.

Под интеграцией информационных потенциалов в рамках единого информационно-технологического комплекса в ТЭК России понимается их объединение с целью использования имеющихся информационных, коммуникационных и вычислительных мощностей, особенностей обработки и анализа информации. При этом объединение информационных потенциалов предполагается на распределенной системе серверов в рамках облачных технологий, где для пользователей должно быть обеспечен сетецен-трический характер единого информационного пространства.

Единая информационная политика в ТЭК России открывает перед топливно-энергетическими предприятиями возможность перехода к сетецен-трической модели управления, которая основывается на интеграции информационных систем как частей единой суперсистемы. При этом в основе методологии формирования информационных си-

стем лежит уже не только структурная и функциональная организация, но и конвергентные процессы в управленческой деятельности предприятий всех форм собственности с центральным звеном — Минэнерго России.

В настоящих условиях настало время перехода от объектно обособленных форм управления к реализации единых информационных систем, осуществляющих информационное обеспечение в ТЭК России как сетецентрического элемента современного бизнеса.

Сетецентрические информационные подходы позволяют организовать единое информационное пространство в ТЭК России, обеспечивающее участникам бизнес-процессов доступ к исчерпывающей информации, необходимой для принятия управленческих решений [13].

Предложенная концепция создания единого информационного пространства путем формирования единого информационно-технологического комплекса в ТЭК России в современной структуре энергоснабжения потребителей может рассматриваться как современная система обслуживания и развития информационных потребностей в сфере обеспечения экономической безопасности отрасли.

Структура единого информационно-технологического комплекса в ТЭК России в этих условиях начинает формироваться как совокупность информационных систем всех участников оборота ТЭР, что обеспечивает повышение конкурентных стратегических преимуществ координирования топливно-энергетического бизнеса в условиях внешних рисков и угроз как объективного, так и инициированного из-за рубежа характера.

В результате работы единого информационно-технологического комплекса в ТЭК России будет развита информационная инфраструктура для мониторинга и передачи разнородной электронной информации по всему спектру участников оборота ТЭР. Это формирует условия для повышения прозрачности оборота ТЭР и на этой основе возможности сокращения эксплуатационных затрат, излишних инвестиций на новое строительство, выравнивания цен и тарифов как непосредственно для топливно-энергетических предприятий, так и в смежных энергопотребляющих отраслях в

рамках приоритетов безопасности и обороноспособности России.

Литература

1. Абрамов В.Л., Агеев А.И., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС: Монограф. М.: Институт экономических стратегий, 2016. 404 с.

2. Байтов А.В. Сетецентрическое управление энерго-инфраструктурными узлами с ключевым положением атомных электростанций в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 30. С. 2—10.

3. Бойко П.А., Чиналиев В.У., Шкута А.А. Управление реализацией инфраструктурных проектов: координация выполнения заказов и поставок при осуществлении государственных и муниципальных закупок. М.: Финуниверситет, 2017. 76 с.

4. Борталевич С.И., Солдатов А.И., Солда-тов А.А. Формирование и управление в ЕАЭС интегрированной системой топливно-энергетической инфраструктуры; 25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития: Мат-лы между-нар. науч.-практ. конф. // Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ИПТ РАН, 2016. С. 110—111.

5. Борталевич В.Ю., Сорокин Д.Д. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса. Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Москва, 29—30 сентября 2016 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. С. 35—36.

6. Зоидов З.К. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. М.: ИПР РАН, 2015. 141 с.

7. Колобанов М.В., Эриашвили Н.Д. Влияние

ключевых детерминант на совершение преступлений, связанных с причинением имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 217—224.

8. Коммерческое право: Учеб. для студентов вузов / Под. ред. проф. М.М. Рассолова, проф. П.В. Алексия. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. 383 с.

9. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19—23.

10. Сараджева О.В., Эриашвили Н.Д., Карасе-ва М.В. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 258—268.

11. Цветков В.А. Кризис прошел — проблемы остались // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47. № 1. С. 93-101.

12. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (87). С. 73—78.

13. Цветков В.А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России // Международная экономика. 2010. № 3. С. 5—12.

14. Эриашвили Н.Д. Присвоение и растрата чужого имущества в системе хищений чужого имущества в уголовном законодательстве Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 4. С. 62—72.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16-02-00465а «Разработка механизма мониторинга, моделирования и планирования отраслевого развития в промышленности России и ЕАЭС на основе анализа кооперационной динамики агрегированных экономических субъектов»).

2 АСК-НДС-2 — Автоматизированная система контроля НДС-2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.