УДК 339.564
Логинов Евгений Леонидович
доктор экономических наук, профессор Российской академии наук, заместитель директора по научной работе Института проблем рынка Российской академии наук
Лукин Владимир Корнеевич
кандидат экономических наук,
доцент кафедры предпринимательской деятельности
Кубанского социально-экономического института
Петров Денис Вадимович
начальник Научно-издательского центра Кубанского социально-экономического института
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ЭКСПОРТНЫЕ ПОСТАВКИ ИЗ ГОСУДАРСТВ -УЧАСТНИКОВ ЕАЭС [1]
Loginov Evgeniy Leonidovich
D.Phil. in Economics, Professor, Deputy Director for Science, Institute of Market Problems, Russian Academy of Sciences
Lukin Vladimir Korneevich
PhD in Economics, Assistant Professor, Business Activities Department, Kuban Institute for Social and Economic Studies
Petrov Denis Vadimovich
Head of Research and Publishing Centre, Kuban Institute for Social and Economic Studies
PROBLEMS OF EFFICIENT USE AND DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE COMPLEXES SUPPORTING EXPORT DELIVERIES FROM THE PARTICIPANT STATES OF THE EEU [1]
Аннотация:
В условиях кризиса и санкций, применяемых к России, стратегический кластер инфраструктурных комплексов, обслуживающих экспортные поставки из государств - участников ЕАЭС, становится не просто транспортно-логистическим набором инфраструктурных объектов, а центральным ядром трансграничного инфраструктурного каркаса российских операторов мировой финансовой и торговой систем, формирующих успешность деятельности товаропроизводителей из государств - участников ЕАЭС на европейских и азиатских рынках.
Ключевые слова:
Россия, мировая экономика, ЕАЭС, кризис, управление, координация, инфраструктура, экспортные поставки.
Summary:
Amidst the crisis and the sanctions suffered by Russia, a strategic cluster of infra-structural complexes supporting export from the member states of the Eurasian Economic Union is not just a transport and logistics set of infra-structural facilities, but the central core of the cross-border infrastructure backbone structure of Russian operators of the global financial and trading systems that form the successful activity of producers from the participant states of the EEU in the European and Asian markets.
Keywords:
Russia, world economy, EEU, crisis, management, coordination, infrastructure, export.
Разработка и строительство современных сегментов евразийско-союзных сетей топливно-энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры должны стать приоритетными направлениями развития экономики в государствах - членах ЕАЭС.
Конфигурирование сети инфраструктурных объектов по направлениям «Россия - Европа» и «Россия - Азия» на основе квазиконсолидированной евразийско-союзной топливно-энергетической и транспортно-логистической инфраструктуры обеспечит надежную связь поставщиков из государств - участников ЕАЭС со странами Европы и Азии.
Наполнению транспортных коридоров «Россия - Европа» и «Россия - Азия» на основе координированного экспорта топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и иной продукции через сети квазиконсолидированной евразийско-союзной топливно-энергетической и транспортно-логисти-ческой инфраструктуры будут способствовать развитие интеграционных процессов на постсоветском экономическом пространстве, расширение состава как полноправных участников ЕАЭС, так и стран, тесно с ним взаимодействующих.
Реализация предложенных подходов закрепит центральное положение интегрированной рыночной инфраструктуры государств - участников ЕАЭС в Европе и Азии [2]. Несмотря на конкурен-
цию со стороны альтернативных интегрированных рыночных инфраструктурных коридоров, в развитии которых заинтересованы ЕС, Китай, США и страны Центральной Азии, ЕАЭС обладает уникальными возможностями использовать этот потенциал в политической и экономической сферах [3].
Необходима дальнейшая интеграция различных уровней управления путем развития группы ведущих компаний из государств - участников ЕАЭс на основе мониторинга и оптимизации параметров оказания дочерними и зависимыми обществами группы ведущих компаний широкого спектра энерготранспортных, телекоммуникационных, строительных и любых других видов услуг и поставок энергосырьевых ресурсов и отдельных позиций технологической продукции. Ключевой здесь является ориентация на формирование за рубежом новых сегментов товарных и услуговых рынков с участием компаний из государств - участников ЕАЭС.
С формирующейся группой конкурирующих экономико-политических проектов, связанных с экспортом топливно-энергетических ресурсов, инициированных Саудовской Аравией, Катаром и пр., а также с дискриминационными действиями ряда государств - членов Европейского союза как инструментом противодействия российским и евразийско-союзным интересам, должен сотрудничать (конкурировать) проект Евразийского союза «(Добыча ТЭР) х (Поставки + Транспортировка (в том числе транзитная))» с выходом на координацию в рамках «ЕАЭС + страны-партнеры» [4].
Такой проект может быть сформирован в рамках ЕАЭС на основе крупных корпоративных групп энергетических компаний с государственным участием [5]. Его квазиинтегрированность необходима для преодоления реальной структурной дезинтегрированности ТЭК ЕАЭС по странам, видам бизнеса (генерация, транспорт, распределение, сбыт). Плюс виды энергетических бизнесов корпоративно «распакованы» на энергокомпании с различными собственниками, многие из которых независимы от государства. То есть реальная управляемость многими компаниями в ТЭК государств - участников ЕАЭС со стороны государства носит условный характер.
На основе реализации российско-евразийско-союзного проекта «(Добыча ТЭР) х (Поставки + + Транспортировка (в том числе транзитная))» могут быть обеспечены организационные основы для балансировки системно связанных пакетов топливно-энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефтепродукты) для достижения топливно-энергетической сбалансированности в существующем формате корпоративных собственников предприятий России и других государств -участников ЕАЭС при встраивании в систему международного энергетического бизнеса, включая поставки электроэнергии, нефти, газа и пр.
На основе российско-евразийско-союзного проекта «(Добыча ТЭР) х (Поставки + Транспортировка (в том числе транзитная))» может быть создан новый сверхмощный канал управления оборотом ТЭР в целях реализации российского и евразийско-союзного стратегического позиционирования на мировых энергетических рынках.
Предложенные меры должны дать эффект модернизации управления в энергообъединениях разного уровня от Средиземного моря до Берингова пролива с центром технологического управления и экономического регулирования в Москве для повышения эффективности функционирования системы снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами, включая возможность оптимизации финансовых, временных, маршрутных, объектно-территориальных и структурно-организационных параметров функциональных технологических сервисов и торговых операций при энергоснабжении потребителей ТЭР.
Конфигурирование схем и бизнес-моделей такой системы необходимо реализовать в рамках складывающегося квазиинтегрированного евразийско-союзного рынка ТЭР [6]. Это особенно актуально для нефтегазовых рынков, куда вписана трансграничная структура деятельности группы ведущих российских компаний и компаний из других государств - участников ЕАЭС как в рамках коммерческих приоритетов, так и с учетом требований энергетической и антитеррористической безопасности [7].
Перспективный портфель евразийско-союзных проектов группы ведущих компаний значительно усложнен с учетом финансово-экономических проблем вследствие кризиса, санкций, падения цен на нефть и пр., что требует комплексного планирования деятельности дочерних и зависимых обществ в рамках совместных государственных и корпоративных интересов государств -участников ЕАЭС.
Оптимизация эффективности формирования стратегических энергетических партнерств и международных энергообъединений в выгодном для России и других государств - участников ЕАЭС экономическом формате по функционально связанной цепочке бизнес-деятельности компаний группы ведущих энергетических компаний возможна путем глобализационного изменения топологии объектов инфраструктуры, модернизированных или построенных с российским участием.
Достижение нового уровня финансового развития в рамках нового организационного базиса осуществления финансовых операций, обслуживающих экспортные поставки из государств -
участников ЕАЭС, должно быть реализовано в новых оптимизационных форматах для максимального использования потенциальных возможностей повышения эффективности привлечения финансовых ресурсов в отношении всего комплекса финансовых институтов России и других государств - участников ЕАЭС [8].
Повышение эффективности управления локализованными сегментами финансовой системы России в рамках нового организационного базиса осуществления финансовых операций, обслуживающей экспортные поставки из государств - участников ЕАЭС, может быть реализовано с опорой на использование интегрированных элементов универсальной торговой, клиринговой, расчетной и платежной систем стратегического кластера ключевых российских финансовых структур [9].
Принципиально важным здесь является положение о том, что стратегический кластер ключевых российских финансовых структур - это не просто сервис-агент, предоставляющий финансовые услуги каким-то клиентам, а центральное ядро трансграничного корпоративного каркаса российских операторов мировой финансовой и торговой систем, обслуживающих экспортные поставки из государств - участников ЕАЭС [10].
Такой корпоративный каркас является основой формирования комплексной финансовой консолидированной рыночной позиции Евразийского экономического союза в мировой экономике [11]. То есть необходимо создание организационной сети в микроконтурах (консолидированного использования ключевых финансовых активов корпоративно агрегированных групп евразийско-союз-ных финансовых компаний), которой концентрируются массивы прибыли (а также роста капитализации и пр.) от всех видов финансового бизнеса, осуществляемых в рамках международного финансового кластера, обслуживающего экспортные поставки из государств - участников ЕАЭС [12].
Создание нового типа финансовой инфраструктуры должно позволять исполнение функций концентрации капиталов, сбора и обработки данных в центрах управления стратегического кластера ключевых российских финансовых структур в отношении международной сети российских финансовых агентов в глобальных финансовых системах [13]. Это необходимо реализовать с нацеленностью на регулирование валютных и торговых операций, финансового резервирования, связанных с ними операций с золотом, ценными бумагами, различными формами государственных и корпоративных долгов государств - участников ЕАЭС [14].
Необходимо принятие в России комплекса мер в связи с переходом к консолидированной экономике (с трансляцией ряда таких мер на организационные механизмы ЕАЭС), резко повышающих эффективность российского госуправления с расширением и качественным повышением порога явления в отношении перечня регулируемых экономических, политических, социальных и иных параметров, с вписыванием механизмов и процедур госуправления в рыночные механизмы и оболочки гражданского общества [15].
Главные макрофакторы (укрупненные группы ключевых факторов конкурентоспособности российской политической системы), обеспечивающие сохранение дееспособности государственных институтов в России на ближайший период (до 2020 г.) и в перспективе до 2050 г. в условиях новой экономической реальности (санкции, неустойчивость цен на базовые энергоносители, смена президента в США и пр.), следующие:
- сохранение объемов добавленной стоимости, получаемой при российском энергосырьевом экспорте, обеспечение возможности российских компаний [пере]кредитоваться за рубежом;
- повышение эффективности внутрироссийского государственного политического и экономического управления и фискально-правоохранительного контроля в новых условиях;
- обеспечение сохранения контура российского зарубежного влияния: лояльного отношения к России дружественных стран и нейтралитета большинства иных стран мира, эффективное использование ЕАЭС;
- поддержание возможности воспроизводства пакета базовых компьютерных, космических, авиационных, высокоэнергетических, военных технологий на отечественной (с использованием кооперации в рамках ЕАЭС) научной и производственно-технологической базе, в том числе конкурентоспособности оборонно-промышленного комплекса.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-06-03014 «Оптимизация процессов организации кооперированных товарных поставок и инвестиций для удовлетворения спроса и предложения по ключевым направлениям развития науки и техники в рамках ЕАЭС»).
2. Борталевич С.И., Борталевич В.Ю. Проблемы обеспечения энергобезопасности России и ЕАЭС // Формирование финансово-кредитных механизмов обеспечения стабильности и экономического роста с учетом перспектив развития интеграции в ЕАЭС : материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 138-139.
3. Борталевич С.И., Борталевич В.Ю. Стратегическое планирование ключевых направлений энергетического комплекса стран ЕАЭС // Стратегическое планирование и развитие предприятий : тез. докл. конф. М., 2016. С. 28-29.
4. Логинов Е.Л. Формирование конвергентной информационно-вычислительной платформы как основы создания новой индустриальной базы в России и ЕАЭС // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : материалы III Междунар. форума. М., 2014. С. 177-183.
5. Цветков В.А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России // Международная экономика. 2010. № 3. С. 5-12.
6. Ефремов Д.Н. Организационные модели развития научно-технологической среды единого экономического пространства путем сетевой концентрации научно-технических связей // Международная экономическая интеграция с участием Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 23-27.
7. Омарова З.К. Стратегическое управление распределенными объектами в условиях самоорганизованной критичности внешней среды. М., 2015. 2о2 с.
8. Борталевич С.И. Формирование инвестиционной политики компаний топливно-энергетического комплекса. Улан-Удэ, 2008. 185 с.
9. Логинов Е.Л. Цикло-когерентные аспекты нового этапа мирового финансово-экономического кризиса // Формирование финансово-кредитных механизмов ... С. 166-167.
10. Борталевич С.И. Развитие электроэнергетики в современных условиях: региональные особенности. Иркутск, 2009. 148 с.
11. Логинова В.Е. Проблемы прогнозирования изменения спроса на энергоресурсы и энергоуслуги с учетом необходимости обеспечения энергетической безопасности при энергоснабжении в рамках ЕАЭС // Стратегическое планирование и развитие предприятий : материалы XVI Всерос. симп. / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М., 2015. С. 28-31.
12. Саркисов С.Э. Основные тенденции и перспективы развития страхового бизнеса в условиях модернизации российской экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 5 (43). С. 6-13.
13. Зоидов З.К. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС / под ред. канд. экон. наук. А.А. Медкова. М., 2015. 141 с.
14. Борталевич В.Ю. Оптимизация системы стратегического управления инвестиционного потенциала в отраслях промышленного производства в рамках ЕАЭС // Стратегическое планирование и развитие предприятий. С. 25-27.
15. Борталевич С.И. Теория и практика тарифного регулирования в энергетике России и мировой опыт. Иркутск, 2011. 188 с.
References:
Bortalevich, SI 2008, Formation of an investment policy of companies in the fuel and energy complex, Ulan-Ude, p. 185, (in Russian).
Bortalevich, SI 2009, The development of electric power industry in modern conditions: regional features, Irkutsk, p. 148, (in Russian).
Bortalevich, SI 2011, Theory and practice of tariff regulation in the energy sector in Russia and the world experience, I rkutsk, p. 188, (in Russian).
Bortalevich, VY 2016, 'Optimization of the investment potential of the strategic management in the fields of industrial production in the framework of the EAEC', Strategicheskoye planirovaniye i razvitiye predpriyatiy, pp. 25-27, (in Russian).
Bortalevich, SI & Bortalevich, VY 2016a, 'Issues of energy security of Russia and EAEC', Formirovaniye finansovo-kreditnykh mekhanizmov obespecheniya stabil'nosti i ekonomicheskogo rosta s uchetom perspektiv razvitiya integratsii v YEAES : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moscow, pp. 138-139, (in Russian).
Bortalevich, SI & Bortalevich, VY 2016b, 'Strategic planning of the key areas of energy sector EAEC countries', Strate-gicheskoye planirovaniye i razvitiye predpriyatiy : report, Moscow, pp. 28-29, (in Russian).
Efremov, DN 2015, 'The organizational model of development of scientific and technological environment of a single economic space by a network of concentration of scientific and technical relations', Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya s uchastiyem Rossiyskoy Federatsii: opyt, problemy, perspektivy razvitiya : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moscow, pp. 23-27, (in Russian).
Loginov, EL 2014, 'Formation of converged information and computing platform as the basis for the creation of a new industrial base in Russia and EAEC', Rossiya vXXI veke: global'nyye vyzovy i perspektivy razvitiya : materialy III Mezhdunar. foruma, Moscow, pp. 177-183, (in Russian).
Loginov, EL 2016, 'Cyclo-coherent aspects of the new stage of the global financial and economic crisis', Formirovaniye finansovo-kreditnykh mekhanizmov obespecheniya stabil'nosti i ekonomicheskogo rosta s uchetom perspektiv razvitiya integratsii v YEAES : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., pp. 166-167, (in Russian).
Loginov, VE & Kleiner, GB (ed.) 2015, 'Problems of forecasting changes in demand for energy and energy services, taking into account the need to ensure energy security in the energy supply within the framework of the EAEC', Strategicheskoye planirovaniye i razvitiye predpriyatiy: materialy XVI Vseros. simp., Moscow, pp. 28-31, (in Russian).
Omarova, ZK 2015, Strategic management of distributed objects in a self-organized criticality of the environment, Moscow, p. 202, (in Russian).
Sarkisov, SE 2014, 'The basic tendencies and prospects of development of insurance business in the conditions of modernization of the Russian economy', Regional'nyye problemy preobrazovaniya ekonomiki, no. 5 (43), pp. 6-13, (in Russian).
Tsvetkov, VA 2010, 'The reasons, the development and the effects of the economic crisis for Russia', Mezhdunarodnaya ekonomika, no. 3, pp. 5-12, (in Russian).
Zoidov, ZK & Medkov, AA 2015, Ways of formation of an integrated market infrastructure and regulation of production and turnover under the EAEC, Moscow, p. 141, (in Russian).