легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Положение Банка России от 16.03.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
3. Положение Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
4. Финансово-кредитная система. Учебное пособие / под ред. С.М. Проявы; М-во внутренних
дел Российской Федерации, Московский ун-т. Москва, 2008.
5. Бурыкин Д.В. Риски и угрозы в экономической деятельности организации // Экономика и предпринимательство.2016. № 11-1 (76-1). С. 484— 487.
6. Кузнецова Е.И., Мастерова С.А. Повышение качества внутреннего контроля и управления рисками в кредитной организации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 6. С. 172—175.
7. Кузнецова Е.И., Русавская А.В. Современные особенности конкуренции в банковском секторе // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. № 41. С. 382—391.
УДК 338 ББК 65.28
МОНИТОРИНГ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЫНКОВ: РЕСУРСНО-ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ТОРГОВЫХ АГЕНТОВ С НЕЛИНЕЙНЫМИ ОПЕРАЦИОННЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛОКАЛИЗОВАННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ В РЫНОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КВАЗИ-АВТОНОМНЫХ СДЕЛОК1
ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ,
заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН,
доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
E-mail: [email protected]; СВЕТЛАНА ИВАНОВНА БОРТАЛЕВИЧ, заведующая Центром исследования проблем развития энергетических рынков и энергетической инфраструктуры
Института проблем рынка РАН, доктор экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ШКУТА, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: [email protected]; ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ СОРОКИН, младший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16-02-00465а «Разработка механизма мониторинга, моделирования и планирования отраслевого развития в промышленности России и ЕАЭС на основе анализа кооперационной динамики агрегированных экономических субъектов»).
Аннотация. Рассматриваются проблемы мониторинга, анализа и выработки регулирующих мер в отношении флуктуа-ций критического характера в сфере ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков. Мониторинг, анализ и моделирование этих процессов является основой разработки системных мер удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазозависимых видов бизнеса, основанных на разработке конкретных мер по информационному обеспечению межведомственного взаимодействия реализации управленческих действий в отношении незаконных действий торговых агентов, действующих как части трансграничной суперсистемы со сложноидентифицируемыми элементами в рыночном пространстве квази-автономных сделок с отсутствием или запаздыванием информации о незаконном характере их действий.
Обосновываются направления повышения эффективности государственных механизмов обеспечения энергетических аспектов экономической безопасности — в условиях имеющихся больших массивов сложноструктурируемой информации о ценовой и товарной динамике нефтегазовых рынков — за счет выявления явных и латентных незаконных действий торговых агентов с определением субъектно-количественных характеристик оперируемых [незаконным образом] товарных и финансовых ресурсов с использованием классического экономико-математического анализа и нейросетевого моделирования.
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, безопасность, мониторинг, информационная система, управление, анализ.
Abstract. The article deals with the problems of monitoring, analysis and development of regulatory measures for critical fluctuations in the price and commodity dynamics of oil and gas markets. Monitoring, analysis and modeling of these processes is the basis for developing systematic measures to keep markets within the limits of indicators that ensure the sustainability of oil and gas dependent businesses based on the development of specific measures to inform interdepartmental interaction of management actions against illegal actions of trade agents acting as part of a cross-border supersystem slozhnoidentifitsiruemymi elements in the market space of quasi-autonomous transactions otsutst iem or delay information about the illegal nature of their actions.
The directions of increasing the effectiveness of state mechanisms for ensuring the energy aspects of economic security are substantiated — in the context of existing large arrays of complex structured information on the price and commodity dynamics of oil and gas markets — by identifying the explicit and latent illegal actions of trade agents with the definition of subject-quantitative characteristics of the [commodity] financial resources with the use of classical economic-mathematical analysis and neuro osetevogo modeling.
Keywords: fuel and energy complex, security, monitoring, information system, management, analysis.
Предупреждение и ликвидация незаконных действий торговых агентов, помимо финансовой составляющей, требует очень серьезной организационной работы. Необходимо развитие группы базовых технологий и систем, позволяющих осуществлять мониторинг, накапливать информацию, анализировать, моделировать, прогнозировать, идентифицировать угрозы, осуществлять поддержку выработки управленческих решений, планирование мер противодействия, их реализацию, сопровождение, установление обратной связи и принятие мер по совершенствованию процессов и процедур. Требуется также развитие самих систем выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек
как высокодинамичной совокупности нелинейных операционных процессов о которых трудно или невозможно собрать информацию упреждающим образом.
В последние годы в нашей стране и за рубежом активно развиваются научно-практические разработки в области использования вычислительных сервисов и информационных технологий интеллектуального характера для обеспечения энергетических аспектов экономической безопасности с опорой на информационные системы как управленческих госведоств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ2 [1; 2; 3].
2 ПОД/ФТ — противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
Несмотря на активно ведущиеся разработки в этой сфере, наблюдается определенное отставание идей по проблеме ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков в отношении качественно новых объектов организационной среды, свойственных рыночной экономике (например, большое количество сложных технологических объектов, не объединенных в интегрированные системы управления с участием госведомств и пр.) [4]. Появляется специфический вид инициированной потери управляемости операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек вследствие увеличения количества интеллектуальных устройств с высокой степенью автономности поведения (smart gridи пр.), как классических моногоагентых объектов, пока не нашедший достаточно полного отражения как в научных исследованиях, так и в практических разработках соответствующих госорганов и служб [5].
Традиционные модели выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров здесь часто не могут быть взяты за основу, поскольку средства и способы деструктивного воздействия на объекты
ТЭК могут оказаться принципиально новыми [6]. Может способствовать выхода показателей связанных или несвязанных операций на нефтегазовых рынках за пределы управляемого контура, когда имеющиеся у госведомств инструменты регулирования утратят эффективность, например, быстрый рост числа объектов с большим числом автоматизированных сервисов, не имеющих общего регулирующего центра [7]. При этом, ряд взаимосвязанных с ними операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек могут находиться за пределами сферы их возможного регулирования (за рубежом и пр.) и информации об их деятельности может просто не быть [8]. Для выявления явных и латентных незаконных действий торговых агентов этих процессов требуется применение классического экономико-математического анализа и нейросетевого моделирования для преодоления имеющихся больших массивов сложноструктурируемой информации об известных и потенциально возможных незаконных действий торговых агентов, действующих как части трансграничной суперсистемы со сложноидентифи-цируемыми элементами [9].
Исходя из вышеизложенного, требуется совершенствование направлений и методов функционирования российского государственного механизма обеспечения энергетических аспектов экономической безопасности с применением многоагентных управленческих технологий для повышения эффективности работы различных госорганов как, своего рода, агентов со значительным числом в отношении торговых агентов с нелинейными операционными траекториями деятельности и локализованными интересами в рыночном пространстве квази-авто-номных сделок с отсутствием или запаздыванием информации о незаконном характере их действий, имеющих отношение к противодействию выхода динамики операций на нефтегазовых рынках за пределы управляемого контура, когда имеющиеся у госведомств инструменты регулирования утратят эффективность.
Важнейшим элементом такого механизма является информационное обеспечение межведомственного взаимодействия реализации управленческих действий на основе использования вычислительных сервисов и информационных технологий интеллектуального характера [10]. Эти технологии должны обеспечивать возможность практической реализации комплексного и системного подхода к решению задачи противодействия трудно прогнозируемым явлениям в условиях имеющихся больших массивов сложнострукту-рируемой информации об известных и потенциально возможных незаконных действий торговых агентов, действующих как части трансграничной суперсистемы со сложноидентифицируемыми элементами [11].
В этих условиях необходимо разработать подходы к мониторингу и моделированию процессов противодействия нелинейным процессам проявления незаконных действий торговых агентов на основе классического экономико-математического анализа и нейросетевого моделирования с учетом невозможности обеспечить высокую наблюдаемость процессов функционирования большого количества территориально разнесенных операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек без существенных изменений в информационных системах управления [12].
Требуется улучшение организационного взаимодействия путем интеграции в единый комплекс оргструктур и информационных систем различных государственных ведомств как разноцелевых агентов [13]. Наиболее эффективно это можно реализовать на принципах интеграции информационных и вычислительных мощностей [14]. Такая система может быть архитектурно формализована как распределенная информационная система государственных органов в сфере удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазозависимых видов бизнеса [15].
В качестве системы мер, направленных на повышение эффективности управленческих механизмов ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков России необходимо:
1. Проведение анализа процессов и закономерностей в отношении динамической совокупности взаимодействия различных категорий объектов (госорганов) выделяемых по признаку прямого или опосредованного участия в выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек в ТЭК России, включая сбор сведений о формах и тенденциях процессов функционирования распределенных информационных систем, используемых для мониторинга широкого спектра событий, которые могут иметь отношение к выхода показателей связанных или несвязанных операций на нефтегазовых рынках за пределы управляемого контура, когда имеющиеся у госведомств инструменты регулирования утратят эффективность.
2. Анализ особенностей функционирования российской системы удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазозависимых видов бизнеса в целом и ее отдельных организационных механизмов для разработки предложений по ее системному, комплексному развитию для улучшения взаимодействия как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ, определение путей формирования сетецентрической информационной системы управления (пакета методов сетецентриче-ского автоматизированного мониторинга операций на нефтегазовых рынках (в электронных торговых системах) с выявлением латентных операционных
связей и неявных стратегий торговых агентов для государственных органов в сфере выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров), интегрирующую сегменты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ.
3. Разработка управленческой модели доступности для контроля и регулирующего воздействия российских госведомств [на основе сбора и анализа больших объемов не связанной информации в различных базах данных и электронных торговых системах нефтегазовых рынков] для координации на межведомственном уровне по информационно-технологическим цепочкам процессов сбора, обработки, хранения и обмена информацией в рамках органов как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ.
4. Разработка математического обеспечения для реализации нового подхода к оценке исходных факторов и поддержки принятия управленческих решений в сфере мониторинга, анализа и выработки регулирующих мер любых форм угроз и рисков критической волатильности в сфере ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков на основе использования для этих целей многоагентных управленческих технологий и методов нечеткой логики.
5. Анализ проблем преодоления имеющихся ограничений для развития мониторинга, анализа и выработки регулирующих мер в отношении любых форм угроз и рисков флуктуаций критического характера в сфере ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков, включая компьютерное моделирование на базе агентной методики имитации информационных взаимодействий для выявления широкого спектра событий, которые могут иметь отношение к выходу динамики операций на нефтегазовых рынках за пределы управляемого контура, когда имеющиеся у госведомств инструменты регулирования утратят эффективность как высокодинамичной совокупности нелинейных операционных процессов о которых трудно или невозможно собрать информацию упреждающим образом с использованием классического экономико-математического анализа и нейросетевого моделирования связей.
6. Развитие методики практического конструирования информационно-технического комплекса мониторинга, анализа и выработки регулирующих мер в отношении любых форм угроз и рисков лавинообразного нарастания явлений самоорганизованной критичности в сфере ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков и методов идентификации хронотипа, участников, ролевой структуры и ресурсной базы операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек для удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазозависимых видов бизнеса, что может основываться как на анализе отдельного события, так и на агрегации и сопоставлении разнородных событий и сетевых потоков таких операций.
7. Определение мер повышения эффективности организационных механизмов выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек посредством реконфигурации объемов, структуры и условий действий как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ с определением субъ-ектно-количественных характеристик оперируемых [незаконным образом] товарных и финансовых ресурсов с формированием динамически адаптируемого под различные госорганы набора инструментов поддержки процесса реализации контрольно-мониторинговых, информационно-аналитических и организационно-управленческих задач удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазозависимых видов бизнеса в рамках пакета методов сетецентрического автоматизированного мониторинга операций на нефтегазовых рынках (в электронных торговых системах) с выявлением латентных операционных связей и неявных стратегий торговых агентов для государственных органов в сфере выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров.
Основой эффективного организационного взаимодействия в этом механизме является интеграция в единый комплекс оргструктур и информационных систем различных государственных ведомств как разноцелевых агентов для межведомственного сотрудничества как многоагентной системы, на более
четких условиях, чем это складывается в рамках их текущей деятельности, с целью возможности оперативной блокировки резкой активизации незаконных действий торговых агентов.
Для этого необходимо уточнить возможности интеграции информационно-вычислительных платформ на межрегиональном, общероссийском и евра-зийско-союзном уровнях для расширения возможностей выявления широкого спектра событий, которые могут иметь отношение к выхода показателей связанных или несвязанных операций на нефтегазовых рынках за пределы управляемого контура, когда имеющиеся у госведомств инструменты регулирования утратят эффективность как высокодинамичной совокупности нелинейных операционных процессов о которых трудно или невозможно собрать информацию упреждающим образом с использованием классического экономико-математического анализа и нейросетевого моделирования связей различных операционных посредников (торговых агентов), находящихся в поле доступности для контроля и регулирующего воздействия российских госведомств в ТЭК России, а также по возможности на территории других государств-членов ЕАЭС. Требуется проанализировать сложившиеся условия для перехода к созданию пакета методов сете-центрического автоматизированного мониторинга операций на нефтегазовых рынках (в электронных торговых системах) с выявлением латентных операционных связей и неявных стратегий торговых агентов для удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазоза-висимых видов бизнеса на принципах интеграции информационных и вычислительных мощностей, имеющихся у различных госорганов как объектов управления со значительным числом в отношении торговых агентов с нелинейными операционными траекториями деятельности и локализованными интересами в рыночном пространстве квази-авто-номных сделок с отсутствием или запаздыванием информации о незаконном характере их действий.
Важным этапом реализации вышеперечисленных действий является формирование механизма планирования, оптимизированного для повышения устойчивости и адекватности модели управления в отношении организации межведомственных действий как управленческих госведомств, так и гос-
ведомств-участников системы ПОД/ФТ с определением субъектно-количественных характеристик оперируемых [незаконным образом] товарных и финансовых ресурсов по ключевым направлениям функциональной деятельности конкретного госведомства с выделением ключевых операционных узлов незаконных действий торговых агентов. В рамках ЕАЭС необходимо:
• наметить пути развития межведомственного сотрудничества как многоагентной системы с опорой на систему агрегированных информационных центров госведомств в рамках пакета методов сетецентрического автоматизированного мониторинга операций на нефтегазовых рынках (в электронных торговых системах) с выявлением латентных операционных связей и неявных стратегий торговых агентов для выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров ресурсных и финансовых цепочек;
• выделить направления внедрения новых информационных, телекоммуникационных и вычислительных сервисов для расширения анализируемого поля событий, которые могут иметь отношение к выхода динамики операций на нефтегазовых рынках за пределы управляемого контура, когда имеющиеся у госведомств инструменты регулирования утратят эффективность с нелинейными операционными траекториями деятельности и локализованными интересами с использованием классического экономико-математического анализа и нейросетевого моделирования связей;
• определить аспекты решения задачи реконфигурации объемов, структуры и условий действий как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ с определением субъектно-количественных характеристик оперируемых [незаконным образом] товарных и финансовых ресурсов в зависимости от политической конъюнктуры в государствах-членах ЕАЭС и функциональных задач как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ в рамках типовых кооперационных схем.
В рамках российских органов госуправления и специальных ведомств необходимо:
• сформировать направления развития информационно-аналитических механизмов с использованием интеллектуальных технологий анализа и обработки данных в рамках пакета методов сетецентрического автоматизированного мониторинга операций на нефтегазовых рынках (в электронных торговых системах) с выявлением латентных операционных связей и неявных стратегий торговых агентов для удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазозависимых видов бизнеса при различных сценариях динамики незаконных действий торговых агентов в отношении их наиболее опасных форм;
• определить направления расширения контроля совокупных массивов данных в доступных для анализа базах данных и электронных торговых системах нефтегазовых рынков в условиях внешних информационных недружественных к российским властям компаний из-за рубежа и политических и экономических санкций;
• выделить в рамках ЕАЭС основные блоки взаимозависимости органов госуправления и специальных ведомств друг от друга, в т.ч. для стратегического конфигурирования перспективной системы организации межведомственных действий как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ с кооперированной структурой управленческих и специальных мер для обеспечения энергетических аспектов экономической безопасности;
• обосновать направления конструирования набора инструментов поддержки процесса реализации контрольно-мониторинговых, информационно-аналитических и организационно-управленческих задач выявления незаконных операций и их операционных посредников (торговых агентов) и конечных бенефициаров с их приближением к системе мировых стандартов доступности для контроля и регулирующего воздействия российских госведомств, включая деятельность органов госуправления и специальных ведомств в рамках моделей реализации эффективного режима противодействия обеспечения энергетических аспектов экономической безопасности в отношении ТЭК России и в перспективе с распространением на госу-
дарства-члены Евразийского экономического
союза.
Фактически требуется формирование информационно-телекоммуникационной среды нового поколения с внедрением межведомственной конвергентной информационно-вычислительной платформы с базовым центром управления такой межрегиональной и международной информационной сетью в г. Москва для реализации выхода на международный мониторинг и координацию любых форм угроз и рисков критической волатильности в сфере ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков с расширением общего информационного поля данных, доступных для анализа в конкретной территориальной зоне ЕАЭС.
Таким образом, при реализации вышеперечисленных мероприятий должна быть разработана целостная концепция внедрения качественно новых механизмов мониторинга, анализа и выработки регулирующих мер в отношении любых форм угроз и рисков лавинообразного нарастания явлений самоорганизованной критичности в сфере ценовой и товарной динамики нефтегазовых рынков России, а также по возможности на территории других государств-членов ЕАЭС как комбинаторно-расширяемого пространства. Предлагается оптимизация кооперационного взаимодействия госведомств в рамках пакета методов сетецентрического автоматизированного мониторинга операций на нефтегазовых рынках (в электронных торговых системах) с выявлением латентных операционных связей и неявных стратегий торговых агентов для удержания рынков в границах показателей, обеспечивающих устойчивость нефтегазозависимых видов бизнеса, позволяющей сформировать механизмы и интегрировать функции управления, контроля и распределения информации в единой системе действий как управленческих госведомств, так и госведомств-участников системы ПОД/ФТ и формы их взаимодействия с другими национальными государственными и негосударственными институтами.
Литература
1. Абрамов В.Л., Агеев А.И., Кузык Б.Н. и др. Нефть Евразии: формирование общего рынка ЕАЭС / Монография. М.: Институт экономических стратегий, 2016. 404 с.
2. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энерго-инфраструктурными узлами с ключевым положением атомных электростанций в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 30. С. 2—10.
3. Бойко П.А., Чиналиев В.У., Шкута А.А. Управление реализацией инфраструктурных проектов: координация выполнения заказов и поставок при осуществлении государственных и муниципальных закупок. М.: Финуниверситет, 2017. 76 с.
4. Борталевич С.И., Солдатов А.И., Солда-тов А.А. Формирование и управление в ЕАЭС интегрированной системой топливно-энергетической инфраструктуры // 25 лет СНГ: основные итоги, проблемы, перспективы развития / Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ИПТ РАН, 2016. С. 110—111.
5. Борталевич В.Ю. Корпоративное управление в условиях выхода из кризиса // Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения стабильного и поступательного развития национальных хозяйственных систем / Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 29—30 сентября 2016 г. / Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова. М.: ЦЭМИ РАН / ИПР РАН, 2016. С. 35—36.
6. Зоидов З.К. Пути формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и регулирования производства и товарооборота в рамках ЕАЭС. М.: ИПР РАН, 2015. 141 с.
7. Колобанов М.В., Эриашвили Н.Д. Влияние ключевых детерминант на совершение преступлений, связанных с причинением имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. С. 217—224.
8. Коммерческое право. Учебник для студентов вузов / под. ред. проф. М.М. Рассолова, проф. П.В. Алексия. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. 383 с.
9. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19—23.
10. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Васенин В.А., Борисов В.А., Роганов В.А. Агент-ориентированные модели: мировой опыт и технические возможности реализации на суперкомпьютерах // Вестник Российской академии наук. 2016. Т. 86. № 3. С. 252.
11. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Компьютерное моделирование взаимодействия между муниципалитетами, регионами, органами государственного управления // Проблемы управления. 2013. № 6. С. 31—40.
12. Проблемы повышения энергетической безопасности. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2012. 168 с.
13. Райков А.Н. Информационные технологии на Севере и в Арктике России // Межотраслевая информационная служба. 2015. № 3 (172). С. 23—28.
14. Райков А.Н., Устинов А.В., Чикина А.Г. Ускорение достижения согласия при командном принятии решений в сетевой среде // Оборонный комплекс — научно-техническому прогрессу России. 2015. № 3 (127). С. 3—9.
15. Сараджева О.В., Эриашвили Н.Д., Карасе-ва М.В. Основные направления борьбы с коррупцией в России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 258—268.
16. Таненбаум Э., Ван Стееен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. СПб.: Питер, 2003. 877 с.
17. Формирование инвестиционной политики компаний топливно-энергетического комплекса. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. 215 с.
18. Цветков В.А. Кризис прошел — проблемы остались // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47. № 1. С. 93—101.
19. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. 2015. № 3 (87). С. 73—78.
20. Цветков В.А. Причины, развитие и последствия экономического кризиса для России // Международная экономика. 2010. № 3. С. 5—12.
21. Эриашвили Н.Д. Присвоение и растрата чужого имущества в системе хищений чужого имущества в уголовном законодательстве Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 4. С. 62—72.