УДК 378.146
З.И. Коннова, д-р пед. наук., проф., зав. кафедрой, 8 919 070 82 21, zoja-коnnova@ramЫer.щ (Россия, Тула, ТулГУ)
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОГО ТЕСТОВОГО РЕСУРСА "ON ECONOMICS"
Освещаются вопросы мониторинга качества профессиональной иноязычной подготовки студентов вуза на базе электронного тестового ресурса "On Economics ". Описываются возможности этого мониторинга с позиции актуальных изменений в Российском образовании: глобальной информатизации и когнитивного подхода к моделированию искусственных систем и технологий.
Ключевые слова: профессиональная языковая подготовка, мониторинг, качество языковой подготовки, электронный тестовый ресурс.
Введение
Целью статьи является освещение вопросов, связанных с эффективным анализом качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов. Мониторинг качества подготовки студентов на всех этапах обучения на базе созданных нами электронных учебно-методических ресурсов рассматривается как необходимое условие эффективного обучения иностранному языку в современном неязыковом вузе.
Основная часть статьи включает в себя следующие разделы:
Раздел 1 раскрывает необходимость принципиально новых инструментов мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов вуза в условиях информатизации образования.
Раздел 2 обосновывает очевидные преимущества «электронного» мониторинга в преподавании иностранных языков перед традиционными методами сбора информации (например, контроля знаний).
Раздел 3 предоставляет информацию о подготовительной работе, предшествовавшей созданию электронных тестовых ресурсов.
Раздел 4 описывает особенности и эффективность электронного тестового ресурса "On Economics" как одного из инструментов мониторинга в преподавании иностранных языков.
Статья завершается выводами.
1. Необходимость новых инструментов мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов вуза в условиях
информатизации образования
Педагогический термин мониторинг означает «диагностику, оценку и прогнозирование состояния педагогического процесса: отслеживание его хода, результатов, перспектив развития» [8]. Мониторинг качества языковой подготовки студентов обеспечивает достижение выпускниками вуза уровня подготовки, отвечающего требованиям государственного
образовательного стандарта, общества и личности в реальных условиях реализации педагогического процесса. Таким образом, названные факторы (уровень подготовки выпускника и условия реализации образовательного процесса) определяют, каким должен быть процесс мониторинга качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов в вузе. Так как эти факторы имеют четко выраженную тенденцию изменения во времени, то, соответственно, должен меняться и процесс мониторинга качества языковой подготовки. В настоящее время актуальными факторами, определяющими процесс обучения студентов, являются информатизация образования, а также когнитивный подход к обучению иностранному языку (т.к. этот подход позволяет моделировать принципы организации и функционирования естественных и искусственных систем, в частности, системы мониторинга качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на всех этапах обучения).
Можно констатировать, что в настоящее время происходит не только беспрецедентное изменение всего информационного пространства, но и комплексная информатизация образования. Причем формирование общекультурных, психологических, социальных и профессиональных предпосылок развития информационного общества, по мнению видных ученых, начинается именно в образовании [1, 6, 9].
Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в высшей школе, ставящее своей целью информатизацию образования в России, — есть логичный результат развития цивилизации, в которой формирующим ядром является информация. Под информатизацией образования в данном случае мы понимаем «комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем ИКТ (информационной продукцией, средствами ИКТ и педагогическими технологиями, базирующимися на этих средствах)» [7]. Мониторинг качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов есть не что иное, как процесс намеренного и непрерывного отслеживания, контроля, диагностики качества профессиональной языковой подготовки, иными словами - это процесс сбора и анализа информации об определенном объекте. Прежние средства сбора и хранения информации в виде занимающих значительное пространство архивов и баз данных остались в прошлом веке. В настоящий момент поиск нужной информации в киберпространстве не вызывает затруднений и требует лишь доли секунды. Мониторинг — есть работа с информацией, а для этого требуется информационная основа, которую предоставляют ИКТ.
Одной из целей мониторинговых исследований в вузе [3] является разработка электронных тестовых ресурсов, способных диагностировать качество подготовки на основе внутренней независимой оценки результатов обученности студентов. Специфика педагогических измерений,
проводимых в рамках мониторингового исследования, вытекает из поставленной цели -оценки степени соответствия содержания, уровня и качества подготовки студентов требованиям госстандарта.
Поэтому в современных условиях необходимо постоянно отслеживать степень расхождения между существующим и требуемым уровнем мониторинга качества языковой подготовки студентов и устранять это несоответствие, то есть обеспечивать поддержку мониторинга на требуемом в настоящее время уровне подготовки (с учетом повсеместной информатизации образования). Для достижения этой цели, на наш взгляд, должен быть организован процесс непрерывного мониторинга качества профессиональной языковой подготовки на электронной основе.
2. Преимущества «электронного» мониторинга в преподавании иностранных языков Подача тестового материала на электронной основе удовлетворяет не только требованиям современных студентов. Очевидна и «выгода» для преподавателей и для учебного заведения в целом.
Например, формат html позволяет задействовать аудиовизуальный метод подачи информации, что дает возможности преподавателю облегчить процесс планирования и проведения контрольного занятия, сведя количество используемых, технических средств обучения к одному -персональный компьютер.
Помимо этого происходит экономия расходных средств, времени преподавателя, затраченного на проверку и анализ результатов тестирования, осуществляется автоматическая фиксация данных о результатах теста в виде электронного журнала учета оценки учебной деятельности студентов в рамках информационной методической среды кафедры.
Сосредоточение данных в одном месте и на одном носителе позволяет эффективнее решать вопрос индивидуальной и групповой диагностики состояния профессиональной языковой подготовки студентов, прогнозирования ее динамики и путей совершенствования, а также и последующего мониторинга.
3. Создание электронного тестового ресурса "on economics" Массовое внедрение тестирования в процесс обучения в вузе и, в частности, в практику преподавания иностранных языков поставило ряд вопросов, затрагивающих методические и организационные стороны дела, а именно: объективность процесса оценивания, приведение системы оценивания к некоторым четко описанным критериям и стандартам. Попытка решения этой задачи на уровне вуза показывает, что такая комплексная работа не может быть выполнена без соответствующей теоретической базы, определенного информационно-методического и технического обеспечения.
Начнем с того, что разработка теста представляет собой длительный, сложный процесс, осуществить который можно только совместными усилиями высококвалифицированных преподавателей, специалистов и программистов. Исследователи европейской ассоциации языкового тестирования [10] предлагают определенную модель процесса разработки теста. Эта модель представляет собой процесс цикличного характера с фазами, которые необходимо пройти от момента возникновения потребности в новом тесте до конечного результата, т.е. реального теста: 1) фаза планирования; 2) фаза проектирования; 3) фаза разработки; 4) фаза использования; 5) фаза контроля.
Потребность в новом тесте порождает фазу планирования, в течение которой посредством целевых опросов и консультаций со специалистами собираются данные о требованиях к этому тесту.
На фазе проектирования определяются потенциальные пользователи, и появляется первоначальная версия теста. Обсуждаются аспекты содержания, принимаются решения относительно объема каждой части теста, типов заданий и т.п.
На фазе разработки материалы проверяются по ряду параметров в условиях, приближенных к экзаменационным. Выявляются и устраняются недостатки, разрабатывается шкала оценки.
Как только начальная стадия завершена, запускается процесс администрирования и оценивания готового теста. Он поступает в учебное заведение, где и оценивается его эффективность.
Созданию электронных тестовых ресурсов с целью мониторинга профессиональной языковой подготовки будущих специалистов предшествовал длительный подготовительный этап, в ходе которого происходил анализ информационных и когнитивных возможностей кафедры иностранных языков ТулГУ с целью выявления подходящего лингвистического и лингводидактического материала для осуществления мониторингового исследования. Нами подбирался и разрабатывался тестовый материал для отслеживания и оценки профессиональной языковой подготовки студентов на всех этапах обучения. Из банка электронных учебно-методических комплексов и тестов отбирались наиболее соответствующие поставленной цели мониторинга материалы с возможностью определения уровня сформированности грамматических, лексических, фонетических, письменных навыков и навыков профессионально ориентированного общения. Для получения наиболее достоверных данных о речевой и аудиальной компетенциях формировался пакет кейсовых технологий (case-study) с целью выявления уровня профессиональной языковой подготовки студентов. Создавались методические указания по работе с видеофильмами, англоязычными материалами медиакомпаиий, отбирались тематические интернет-сайты,
изучались возможности телеконференций в режиме on-line, Skype и т.д. Подбирались также известные рефлексивные тестовые методики.
Изучив опыт зарубежных составителей тестов TOEFL, IELTS, CPE и т.п. а также собственный опыт в составлении аттестационно-педагогических измерительных материалов (АГТИМ) для Федерального Интернет-экзамена, нами были также разработаны электронные тестовые ресурсы с учетом модели создания тестов европейской ассоциации языкового тестирования (ALTE). Созданные нами контрольно измерительные материалы полностью отвечают требованиям государственного-образовательного стандарта и соответствующих рабочих программ по иностранному языку.
4. Эффективность мониторинга на базе электронного тестового
ресурса "on economics"
Остановимся на описании одного из разработанных нами электронных тестовых ресурсов. Он предназначен для осуществления эффективного мониторинга профессиональной языковой подготовки будущих специалистов в качестве одного из многочисленных инструментов мониторинговых исследований. Этот тестовый ресурс [2] получил положительную оценку на Международной конференции «Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе» (Москва, РУДН, 2010). С помощью мониторинга на базе электронного тестирования мы достигли важной практической цели -охарактеризовать качественные изменения в профессиональной языковой подготовке обучаемых, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений, навыков и общепрофессиональных компетенций, приобретаемых обучающимися по завершении определенного этапа обучения.
Тест предназначен для мониторинга качества подготовки студентов экономических специальностей по теме "On Economics" (подраздел "Money, banking, finance"). Он подходит для использования как при организации входящего мониторинга с целью диагностики общих языковых знаний по предложенной теме, так и для текущего, рубежного контроля/мониторинга в качестве инструмента отслеживания динамики изменения качества профессиональной языковой подготовки студентов. Итоговый мониторинг полученных знаний, организованный на данной основе, также предоставляет исчерпывающую информацию о соответствии реальных результатов обучения на определенном этапе запланированным результатам. Использование теста с целью выявления остаточных знаний предоставляет ценную информацию о состоянии лингвистических и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков в группе или у отдельно взятого студента.
Интерфейс теста довольно прост, заглавная страница содержит Подробное руководство по работе с ним. Структура теста представляет собой сочетание четырех основных частей: аудирование, чтение,
профессионально ориентированная лексика и термины, грамматика - всего 120 вопросов. Последовательное выполнение всех заданий по всем видам речевой деятельности не только приводит к получению статистической информации о результатах выполнения теста, но и позволяет диагностировать уровень профессиональной языковой подготовки будущего специалиста.
Созданный нами электронный ресурс также оснащен отдельным элементом рефлексии. Он позволяет и непосредственно студентам, и преподавателю сравнивать реальные результаты в виде статистической отчетности с тем, как оценивает себя сам студент.
Эффективность использования разработанных нами электронных ресурсов в качестве инструмента мониторинга иноязычной подготовки доказана педагогическим экспериментом, специфика которого состояла в том, что нами были выделены контрольная и экспериментальная группы и поэтапно осуществлены:
• диагностика исходного состояния иноязычной подготовки студентов до внедрения мониторинга на основе электронных тестовых ресурсов;
• диагностика подготовки после обучения с использованием электронных и мультимедийных ресурсов и принятия мер педагогического воздействия по улучшению качества языковой подготовки.
Экспериментальная работа по проверке эффективности использования созданных ресурсов осуществлялась с 2008 по 2010 годы. В ходе опытно-экспериментальной работы обучение иностранному языку в экспериментальных группах осуществлялось в на базе Интернет-класса в режиме on-line с привлечением разработанных нами мультимедийных учебно-методических и электронных тестовых ресурсов. Обучение в контрольных группах строилось в соответствии с традиционной методикой.
Коэффициент сформированное™ компонентов языковой подготовки студентов на всех этапах обучения вычислялся по формуле К = N / М (диагностика усвоения знаний по В.П. Беспалько), где К — коэффициент сформированное™; N — число выполненных операций; М — общее число операций. В качестве критической величины коэффициента в нашем исследовании принято значение равное 0,7. Если полученный коэффициент менее 0,7, значит студент не усвоил знания данного уровня. Высший коэффициент 0,9-1 явился показателем того, что процесс обучения на данном этапе близок к конечному результату и может быть завершен.
Мы убеждены в том, что работа с созданными нами электронными ресурсами явилась одной из перспективных форм как аудиторной, так и внеаудиторной работы. Подобный вид деятельности по
совершенствованию знаний иностранного языка привел не только к улучшению языковых навыков, но и к умению использовать полученные знания на практике. Вместе с тем работа с электронными тестовыми ресурсами привнесла в учебный процесс элементы увлекательности и активизации познавательной деятельности студентов. Все это способствовало повышению эффективности и творческого характера процесса развития профессиональной языковой подготовки студентов на всех этапах обучения.
Мы также считаем, что ИКТ в обучении иностранному языку оказали значительное воздействие на эффективность учебного процесса. Это объясняется, как минимум, двумя причинами:
• развитие компьютерных технологий, увеличение объема и скорости передачи информации в сочетании с новейшими мультимедийными компьютерными программами превратили компьютер в средство обучения;
• Интернет открыл широкий доступ к информации, позволяя преодолевать временные рамки и расстояния [4].
Использование электронных ресурсов, а также Интернет-технологий помогло нам организовать деятельность обучаемых (как в рамках учебного занятия, так и самостоятельную) с учетом их психофизических возможностей посредством дифференциации трудностей учебных заданий и выбора оптимального темпа обучения, что необходимо для решения одной из актуальных задач - индивидуализации учебной деятельности. В мировой практике обучения иностранным языкам большое значение уделяется его индивидуализации и ориентации на самостоятельную творческую активность учащихся, поиску оптимальной стратегии лингвистического образования для каждого студента с учетом различий в восприятии обучаемыми учебной информации [5].
Таким образом, эффективность мониторинга профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на базе электронных тестовых ресурсов была доказана положительной динамикой, а именно: улучшением качества знаний (рисунок).
п ° ~ УТМЯИПI' МИШ I _
□ КГ (2008) ■ ЭГ (2008) В КГ (2010) ЯЭГ (2010)
Динамика изменения сформированности компонентов профессиональной языковой подготовки будущих специалистов
Выводы
Подводя итог, можно отметить, что использование электронных тестовых ресурсов позволило нам принять во внимание доминирующий познавательный стиль каждого индивидуума, его интерес к изучаемому материалу, а также его коммуникативные способности и тем самым влиять на качество его профессиональной языковой подготовки. С помощью разработанных нами материалов делалась попытка выявить тенденции, оказывающие влияние на качество знаний студентов на всех этапах обучения. На данном этапе нашей работы мы надеемся, что созданные нами электронные тестовые ресурсы будут способствовать повышению эффективности обучения, а мониторинг качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на базе электронного тестирования продолжит показывать достойные результаты.
Список литературы
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века // Мир образования // Заоч. шк. управленца. 1996. № 4. С. 49-54.
2. Гладкова О.Д., Коннова, З.И., Тимакина О.А. Мониторинг качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на базе средств компьютеризированного контроля знаний // Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: материалы Международной конференции. Москва, 23-25 марта 2010 года. М.: РУДН, 2010. С. 133-137.
3. Киселева В.П., Масленников А.С., Тикина Г.П. Развитие тестовых технологий в России: тезисы докладов IX Всероссийской научно -методической конференции. М.: Изд-во ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007. I
4. Козлов О.А. Развитие образования в условиях информатизации общества // Сб. статей XIX Межведомственной научно-технической конференции «Проблемы обеспечения устойчивости функционирования сложных технических систем». Ч. 3. Серпухов: МО, 2000. С. 214-220.
5. Роберт И.В. Научно-методические проблемы развития информатизации отечественного образования // «ИТО-РОИ-2008»: Интернет-журн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: htto://ito.edu.m/sp/SP/SP-0-2008 09 16.html (дата обращения 05.09,2010).
6. Розов Н.Х. Педагогические инновации в высшей и средней школе. М.: Луч, 2004. 86 с.
7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.В.
Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. 603 с. (С.374).
8. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998. 356 с. (С. 18).
9. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании // Инновационные процессы в образовании. 1997. № 2. С. 3-27.
10.ALTE. Materials for the guidance of test item writers. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.alte.orp/downtoads/index.htm (дата обращения 05.09.2010).
Z.I. Konnova
ON-LINE TEST-ON ECONOMICS" IN STUDENTS' ESP PROFICIENCY MONITORING
The paper reviews the questions concerned with students' ESP (English for Specific Purposes) proficiency monitoring on the basis of the on-line test, "On Economics" in particular. It accentuates the positive features of the abovementioned monitoring from the perspective of the acute changes taking place in Russian higher education: global IT implementation and cognitive approach to artificial systems and technologies modeling.
Key words: ESP (English for Specific Purposes) proficiency, monitoring, on-line tests, on-line test "OnEconomics".
Получено 30.10.2011
УДК 378.146
З.И. Коннова, д-р пед. наук., проф., зав. кафедрой, 8 919 070 82 21, zoia-konnova(S).rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
К ВОПРОСУ О КАЧЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Посвящена вопросам качества профессиональной языковой подготовки будущих специалистов на нефилологических факультетах современного вуза. Рассматриваются попытки широкого и интегрального осмысления сущностной характеристики этого понятия. Выявляются основные инструменты обеспечения этого качества в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная языковая подготовка будущих специалистов, качество языковой подготовки, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, компетенции.
Качество является одной из центральных категорий практически во всех сферах деятельности человека: качество продукции, качество образования, качество подготовки и т.п. С позиций изучения иностранного языка на нефилологических факультетах современного вуза особый интерес