УДК 37.12.7
О. Д. Гладкова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО РЕСУРСА
Освещаются вопросы мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов с точки зрения жизни в информационном обществе. Описываются преимущества мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов на базе электронного учебно-методического ресурса над традиционными средствами контроля.
Ключевые слова: профессиональная языковая подготовка, мониторинг, качество языковой подготовки, электронный учебно-методический ресурс.
Педагогический термин «мониторинг» означает «диагностику, оценку и прогнозирование состояния педагогического процесса: отслеживание его хода, результатов и перспектив развития» [1, с. 18].
В настоящее время осуществление эффективного мониторинга качества языковой подготовки будущих специалистов в условиях современного вуза невозможно без учета и внедрения в процесс обучения информационных коммуникационных технологий. Информационные технологии качественно меняют образовательный процесс и, как следствие, влияют на процесс формирования компетенций будущего специалиста.
Неоспоримым является тот факт, что современная педагогическая наука сталкивается с появлением и становлением первого поколения людей, чье взросление, формирование и развитие сопровождалось активным использованием мобильных телефонов, интерактивных игр, Apple iPod, персональных компьютеров, Интернета. В западной педагогике для обозначения таких молодых людей появился неологизм «digital native» [2] («врожденный носитель цифровой культуры»), т. е. человек с раннего возраста знакомый с «дарами» информационной цивилизации.
Молодых людей этого поколения объединяет способность быстро получать информацию более чем из одного источника, производить параллельную обработку данных, воспринимать графическую, аудио- и видеоинформацию в лучшей степени, чем текст, дистанционно общаться в режиме «реального времени».
Выявленные особенности поколения «врожденных носителей цифровой культуры» оказывают влияние на традиционные методики осуществления контроля в процессе обучения иностранному языку, так как большинство студентов, изучающих сегодня иностранные языки, в частности английский, уже являются «врожденными носителями цифровой культуры». Эта точка зрения диктует необходимость концептуально новой технологии мониторинга качества языковой подготовки специалистов, так как привычные методы контроля и от-
слеживания успеваемости в соответствии с традиционной системой статистической отчетности не могут дать оперативную и релевантную информацию о языковой подготовке студентов, являющихся носителями информационно-технологической и цифровой культуры.
Коммуникативная, социокультурная, профессиональная и другие компетенции студента сегодня неотделимы от его информационно-технологической культуры. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время предпочтение отдается не «бумажным», а электронным и on-line словарям; за дополнительной, справочной информацией обращаются не в библиотеку, а в Интернет, для усвоения информации требуется не текст, а мультимедиа. Проводимое нами исследование еще раз подчеркивают необходимость содержательно новой технологии мониторинга качества языковой подготовки студентов и, как следствие, иной подход к проблемам контроля и тестирования, так как жизнь в информационном обществе качественно изменила и саму языковую подготовку будущего специалиста.
Сегодняшний студент воспринимает яркую, «свежую», интерактивную, мультимедийную, дробленую на мелкие порции информацию предпочтительнее в аудио, видео или графическом форматах. Именно стремление удовлетворить запросы нового поколения студентов заставляет задуматься педаго-гов-теоретиков и педагогов-практиков о необходимости внедрения в педагогический процесс контрольно-измерительных материалов на электронной основе.
«Электронные» подача, обработка и хранение контрольно-измерительных материалов удовлетворяют не только требованиям современного процесса информатизации образования. Очевидна «выгода» и для преподавателей и для учебного заведения в целом.
Например, формат html позволяет задействовать аудиовизуальный метод подачи информации, что позволяет преподавателю облегчить процесс планирования и проведения контрольного занятия, сведя
количество используемых технических средств обучения к одному - персональный компьютер.
Помимо этого происходит экономия расходных средств, времени преподавателя, затраченного на проверку и анализ результатов тестирования; также возможно осуществление автоматической фиксации данных о результатах теста в отдельном файле в информационной методической среде кафедры. Информационная методическая среда является не только уникальным инструментом для разработки и хранения контрольно-измерительных материалов на электронной основе, но и мощным средством обработки, анализа и систематизации данных о качестве языковой подготовки будущих специалистов. Именно в информационной методической среде кафедры происходит работа с методическим обеспечением мониторинга качества языковой подготовки будущих специалистов, готовятся педагогические кадры, отбирается и обосновывается критериально-диагностический инструментарий для реализации педагогического мониторинга, выявляются и опытно-экспериментальным путем апробируются педагогические технологии мониторинга, т. е. происходит информатизация образовательного процесса.
Сосредоточение данных в одном месте и на одном носителе также позволяет эффективнее решать вопрос индивидуальной и групповой диагностики состояния языковой подготовки будущих специалистов, прогнозирования ее динамики и путей совершенствования, а также и последующего мониторинга.
Для обеспечения эффективного мониторинга качества языковой подготовки будущих специалистов группой авторов кафедры иностранных языков Тульского государственного университета совместно со специалистами Интернет-института Тульского государственного университета (ТулГУ) был разработан электронный учебно-методический ресурс по английскому языку. Использование этого ресурса в системе высшего образования целесообразно как в аудиторной работе, в том числе и для проведения рубежного и итогового контроля и срезов, так и для организации самостоятельной работы студентов с возможностью самоконтроля. Электронный ресурс также может использоваться для мониторинга качества языковой подготовки «на входе», например, при организации студентов первого курса в минигруппы для обучения согласно уровню подготовки.
Электронный учебно-методический ресурс «English» [3] состоит из 10 уроков (Units), представляющих собой сочетание учебного материала по всем основным грамматическим конструкциям английского языка и лексическим темам (согласно рабочей программе). Все это сведено в единую
обучающую и тестирующую систему, работать с которой легко и удобно.
Заглавная страница представляет собой Меню, состоящее из следующих основных кнопок:
Work Program (рабочая программа по английскому языку для студентов бакалаврской подготовки неязыковых специальностей);
Course Book (10 интерактивных лексико-грамматических уроков);
Maximizer (тестовый тренажер с возможностью получения статистических данных в ходе текущего мониторинга; предназначен для интенсификации переведения знаний по грамматике английского языка в умения и навыки с помощью тестовых заданий множественного выбора);
Audio (аудиотренажер с возможностью получения статистических данных в ходе текущего мониторинга; предназначен для оптимизации восприятия на слух англоязычной монологической, диалогической и полилогической речи и последующего мониторинга);
Video (видеотренажер с возможностью получения статистических данных в ходе текущего мониторинга; предназначен не только для тренировки аудиовизуального восприятия информации, но и для ознакомления с социокультурной составляющей страны изучаемого языка);
Navigator (кнопка, необходимая для оптимально быстрого поиска требуемой информации без поэтапного прохождения всех ступеней учебника, а также для мгновенного поиска необходимого теста).
Последовательное выполнение всех заданий не только приводит к получению статистической информации о результатах выполнения теста, но и позволяет диагностировать уровень профессиональной языковой подготовки будущего специалиста.
В качестве дополнения к электронному ресурсу прилагается отдельный диск, содержащий только контрольные тестовые задания.
Качество профессиональной языковой подготовки студентов нуждается в систематическом отслеживании с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге качества профессиональной языковой подготовки студентов выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Это позволяет представить студента не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.
В рамках реализации мониторинга качества профессиональной языковой подготовки студентов на кафедре иностранных языков ТулГУ возмож-
ности электронного учебно-методического ресурса «English» используются для определения показателя сформированности:
- навыков аудирования;
- навыков чтения;
- грамматических навыков;
- терминологического аппарата и навыков употребления профессионально ориентированной лексики в контексте.
Показатели сформированности компонентов профессиональной языковой подготовки будущих специалистов вычисляются методом диагностики усвоения знаний по В. П. Беспалько. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей. Регистрируется тип изменений успешности студентов. Результаты организованного мониторинга автоматически сохраняются в отдельном файле информационной методической среды (info media database), обеспечивая наглядное отображение данных по группе и каждому студенту в отдельности.
Диагностика качества профессиональной языковой подготовки включает два этапа:
1) диагностика исходного состояния качества подготовки;
2) диагностика качества подготовки после принятия мер педагогического воздействия по его улучшению.
В нашей экспериментальной работе в качестве показателя исходного уровня сформированности умений и навыков был взят коэффициент сформи-рованности исследуемых показателей у студентов, завершивших обучение на кафедре иностранных языков ТулГУ в 2007 г. по традиционной методике, в качестве итогового - аналогичные коэффициенты у выпускников той же кафедры в 2009 г. с применением электронного учебно-методического ресурса.
Коэффициент сформированности исследуемого компонента профессиональной языковой подготовки будущих специалистов вычислялся по формуле K = N / M (диагностика усвоения знаний по В. П. Беспалько), где K - коэффициент сформиро-ванности, N - число выполненных операций, M -общее число операций.
В качестве критической величины коэффициента в нашем исследовании принято значение, равное 0.7. Если полученный коэффициент менее 0.7, значит, студент не усвоил знания данного уровня. Высший коэффициент 0.9-1 является показателем того, что процесс обучения на данном этапе близок к конечному результату и может быть завершен. Результаты, полученные на начало экспериментальной работы, отражены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели сформированности компонентов профессиональной языковой подготовки студентов в начале опытно-экспериментальной работы (2007 г.)
Показатель Коэффициент сформи-рованности исследуемого показателя в начале опытно-экспериментальной работы
Навыки аудирования 0.5S
Навыки чтения 0.64
Грамматические навыки 0.55
Терминологический аппарат и навыки употребления профессионально ориентированной лексики в контексте 0.67
Одновременно с реализацией мониторинга шла кропотливая работа по постоянному и непрерывному выявлению причин недостаточного качества профессиональной языковой подготовки студентов, происходили обсуждения и форумы на тему своевременной коррекции качества подготовки, модернизировались банки тестовых заданий.
В ходе опытно-экспериментальной работы обучение иностранному языку в исследуемых группах осуществлялось в информационной методической среде кафедры с привлечением мультимедийных учебно-методических и тестовых ресурсов.
В конце экспериментальной работы нами были получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике исследуемых показателей сформированности (табл. 2).
Таблица 2
Динамика сформированности компонентов профессиональной языковой подготовки студентов
Показатель Коэффициент сформированности исследуемого показателя
в начале опытноэкспериментальной работы (2007 г.) в конце опытноэкспериментальной работы (2009 г.)
Навыки аудирования 0.5S 0.72
Навыки чтения 0.64 0.79
Грамматические навыки 0.55 0.7
Терминологический аппарат и навыки употребления профессионально ориентированной лексики в контексте 0.67 0.77
Коэффициенты сформированности навыков аудирования, чтения, грамматических навыков и навыков употребления профессионально ориентированной лексики в контексте возросли до приблизи-
тельного значения 0.7, что свидетельствует о достаточном уровне подготовки по перечисленным параметрам. Наблюдался восходящий тип изменения успешности студентов.
Таким образом, на современном этапе нашей работы мы надеемся, что созданный нами элект-
ронный учебно-методический ресурс «English» будет способствовать повышению эффективности обучения, а также станет незаменимым инструментом мониторинга качества языковой подготовки будущих специалистов в условиях информатизации высшего образования.
Список литературы
1. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. М.: Совершенство, 1998. 356 с.
2. Pearson Longman/Questions & Answers / www.pearsonlongman.com
3. Коннова З. И., Тимакина О. А., Гладкова О. Д. (© 2010 Интернет-институт ТулГУ), электронное издание “English. Part 1”, ФГУП НТЦ
«Информрегистр»: депозитарий электронных изданий, регистрационное свидетельство № 19046, от 05.05.2010г., номер государствен-
ной регистрации 0321000683. М. - 2010.у
Гладкова О. Д., доцент кафедры.
Тульский государственный университет.
Пр. Ленина, 92, г. Тула, Тульская область, Россия, 300060.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.09.2010.
O. D. Gladkova
STUDENTS’ ESP SKILLS QUALITY MONITORING ON THE BASIS OF THE MULTIMEDIA COURSE «ENGLISH»
The paper reviews the questions of the students’ ESP skills quality monitoring from the perspective of living in the information society. It describes the potential of language skills quality monitoring on the basis of the multimedia course «English» and stresses the advantages of the mentioned type of monitoring in comparison with the traditional means of language skills control.
Key words: ESP, monitoring, language skills quality, multimedia course.
Tula State University.
Pr. Lenina, 92, Tula, Tula region, Russia, 300060.
E-mail: [email protected]