шего школьного возраста в условиях детского дома / И.А. Бучилова, О.П. Платонова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции (9 октября 2009 г.) / отв. за вып. Л.А. Пепик, В.А. Парамонова. - Череповец, 2010. - С. 28 - 31.
2. Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 102 -103.
3. Ежов, И.В. Программа психологического обеспечения духовного развития личности воспитанников Ясно-
полянского детского дома / И.В. Ежов. - Ясная Поляна, 1997.
4. Кякинен, Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР / Э.И. Кякинен. - СПб., 2008.
5. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М., 2002.
6. Sewell, A.F. Personality correlates of proximity preferences / A.F. Sewell, G.T. Heisler // Journal of Psychology. -1973.
УДК 378.004.12
ТА. Вискова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Т.В. Лодкина
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ КАК ЭЛЕМЕНТ МОНИТОРИНГА
В статье показана роль мониторинга как средства, обеспечивающего качество подготовки специалистов вуза. Представлена организационная модель педагогического мониторинга. Определена форма мониторинга образовательного процесса через внешнюю и внутреннюю оценки качества обучения.
Мониторинг, высшее профессиональное образование, модель мониторинга, качество образования, оценка качества образования, внешняя оценка качества, внутренняя оценка качества.
The article considers the role of monitoring as the means of providing the quality of university specialists’training. The organizational model of pedagogical monitoring is presented in the paper. The monitoring form of educational process through the external and internal quality assessment is defined.
Monitoring, higher professional education, monitoring model, education quality, education quality assessment, external quality assessment, internal quality assessment.
Начало XXI в. ознаменовано активной интеграцией России в мировое образовательное сообщество. Качество образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства выступает ведущим приоритетом образовательной политики (Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г.). Концепция модернизации российского образования предполагает создание интегрированной системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества. Министерство образования и науки приняло решение об обязательном мониторинге качества образования на всех его уровнях, что нашло отражение в новом Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»
[4].
Педагогический процесс нуждается в постоянном наблюдении с целью диагностики, прогнозирования и своевременной коррекции его развития в нужном направлении. Для этого и применяется мониторинг как система непрерывного отслеживания развития и продуктивности педагогического процесса для получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами. В частности, в вузах мониторинг внедряется и развивается как средство оценки качества образования. Как отмечает М. М. Поташник, целостная оценка качества образования в вузе сегодня, да и в ближай-
шие годы, практически невозможна. Все имеющиеся подходы ограничены и имеют свои недостатки, поскольку в образовании должны оцениваться текущие, итоговые и отдаленные результаты. Проще оценить процесс обучения (как составной части образования) и его текущий результат. Такой упрощенный подход, как правило, и используется в вузах
[3].
Для того чтобы мониторинг стал реальным средством обеспечения качества подготовки специалистов, представлял собой определенную систему деятельности, необходимо его смоделировать. Термин «модель» рассматривается нами как вариант качественной подготовки специалистов в вузе, где средством выступает педагогический мониторинг. Целостную систему функционирования педагогического мониторинга можно представить как единство ее содержательной и процессуальной сторон - трех составляющих: состав процесса, состав системы, состав службы педагогического мониторинга [1].
Состав процесса мониторинга включает в себя постановку цели, наблюдение, управление процессом, контроль результатов. В состав системы мониторинга входит алгоритм действий, пакет (банк) измерителей, источники информации, база данных, инструментарий обработки, информационно-методический банк и пользователи информацией. Служба мониторинга состоит из группы экспертов, админи-
стративно-управленческого аппарата, психологов, социологов, преподавателей. Система начинает функционировать, когда все три составляющие объединены в единое целое.
Организационная модель мониторинга выступает как совокупность шести этапов, последовательное выполнение которых приводит к его осуществлению на практике. При этом содержание деятельности каждого этапа, в свою очередь, реализуется в единстве действий и может быть выражено набором некоторых структурных компонентов (табл. 1).
Представленная модель мониторинга позволяет получить объективную информацию о соответствии результатов обучения образовательным стандартам и обеспечивать его качество. Сегодня в высшей школе складывается внешняя и внутренняя системы оценки качества образования. Внешняя система оценки представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Внутренняя система оценки качества осуществляется в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, оценки абитуриентов, психодиагностики, социодиагностики (учебных заведений), а также самооценки и самоат-тестации учебных заведений и их подразделений.
Если мониторинг состояния образования носит констатирующий характер, то мониторинг его качества - оценочный, относительный, сравнительный характер. В данном случае оценка качества может осуществляться лишь в отношении тех объектов, для
которых введена база сравнения как идеальный объект (норма), по отношению к которому проводится оценка качества. За базу сравнения может браться некоторая совокупность свойств (критериев), заданных конструктивно (формально) или вербально. Во втором случае качество оцениваемого объекта может быть определено только экспертным путем, - считает С.И. Плаксий [2].
Мониторинг системы профессионального образования предполагает отслеживание в непрерывном (периодическом) режиме основных аспектов ее функционирования - качество подготовки специалистов, обеспеченность современной учебной базы, уровень преподавания, востребованность обществом выпускников высшего учебного заведения, адаптация системы образования к изменениям, происходящим в обществе. По каждому из них устанавливается перечень факторов - показателей. Информация, дающая количественные оценки критериям, обрабатывается согласно задаваемым формулам, а информация, не позволяющая делать непосредственные оценки, оценивается и выражается в вербально-числовом или вербальном виде.
Внешняя система оценки качества образования осуществляется государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Она дает возможность выявить сильные и слабые стороны образовательного процесса, предложить соответствующие корректирующие и профилактические мероприятия.
Таблица 1
Организационная модель педагогического мониторинга в вузе
Этапы Содержание деятельности этапа Действия, составляющие содержание деятельности этапа Структурные компоненты системы мониторинга по этапам
1. Предварительный Осознание мотива. Постановка цели Прогнозирование возможностей учебного заведения (вуза) Экспертная система: группа экспертов
2. Подготовительный Планирование деятельности Создание измерителей объектов мониторинга. Обеспечение обратной информации Измерители и нструментарий анализа, коррекции и прогнозирования образовательного процесса в вузе
3. Оперативный Организация сбора данных Разработка системы контроля объектов мониторинга Банк измерителей, тесты, анкеты и т.д.
4. Аналитический Переработка олученной информации. Принятие решения Анализ полученных данных. Создание информационного методического банка. Выработка рекомендаций к принятию управленческих решений Информационный методический банк. Рекомендации к принятию управленческих решений
5. Обратной связи Проверка результатов. Коррекция действий Рефлексия. Прогнозирование развития образовательного процесса в вузе База данных
6. Фиксации информации Оформление документации Обработка результатов Графики. Диаграммы
С точки зрения внутренней системы оценки качества образования, мы в своем исследовании взяли только некоторые показатели, характеризующие учебную деятельность студентов и протекание учебного процесса, а также возможности трудоустройства выпускников ФБГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет» в 2007 -2012 гг.
Наше исследование показало, что состав научнопедагогических кадров, в полной мере соответствует нормам качества (средний возраст профессорско-преподавательского состава не превышает 55 лет; количество штатных преподавателей составляет не менее 50 %; повышается способность ППС к быстрой адаптации с учетом изменений законодательных и нормативных требований, а также потребностей рын-
ка труда, внедрения новых обучающих технологий; научно-педагогическая деятельность ППС активно мотивируется; имеются авторские курсы (элективы) и т.д.). Так, число преподавателей, имеющих ученые звания и степени, соответствует среднероссийским показателям и имеет тенденцию к росту, что видно в процентном соотношении на гистограммах (см. рис. 1).
С 2007 г. количество дипломов с отличием в вузе увеличилось (см. рис. 2). В конце учебного года подводятся итоги успеваемости студентов. Подсчитывается абсолютная и качественная успеваемость. Наблюдался спад относительно успеваемости в 2008/09 году на 6 %, затем - тенденция подъема (см. рис. 3).
Рассмотрим успеваемость студентов за последние пять лет (2007 - 2012) по факультетам (табл. 2).
70
60
50
40
30
20
10
0
1^=?1---------------------^=71---------
ЕЕ
□ Штатные преподаватели с учетом степеней, званий
□ Из них доктора наук
2007/8 2008/9 2009/10 2010/11 2011/12
Рис. 1. Наличие штатных преподавателей с учеными степенями и званиями
180-
160-
140-
120-
100-
80-
60-
40-
20-
2007/8
□ Дипломы с отличием
2008/9
2009/10 2010/11 2011/12
Рис. 2. Наличие дипломов с отличием
0
100 80 60 40 20 0
Рис. 3. Успеваемость студентов
2007/8 2008/9 2009/10 2010/11 2011/12
П Абсолютная успеваемость □ Качественная успеваемость
Таблица 2
Итоги успеваемости студентов за пять лет
Факультет Абсолютная успеваемость, % Качественная успеваемость, %
2007 2008 2008 2009 2009 2010 2010 2011 2011 2012 2007 2008 2008 2009 2009 2010 2010 2011 2011 2012
Экономический 82,8 82,9 83,0 82,2 82,4 41,4 58,2 53,7 53,2 53,2
Гуманитарный 81,9 82,0 82,4 79,5 80,8 40,7 55,7 51,4 50,8 51,5
Инженерно-строительный 81,4 81,4 81,6 78,7 79,2 39,2 57,1 51,1 49,4 49,3
Электроэнергетический 81,3 80,7 80,6 75,4 75,7 36,3 51,5 51,4 48,7 49,0
Производственного менеджмента и инновационных технологий 76,1 76,6 76,5 75,4 75,8 36,9 50,0 47,8 47,6 47,5
Экологии 75,9 76,2 76,4 75,3 75,6 34,7 48,5 45,2 44,3 46,5
ВСЕГО 79,9 80,3 81,0 75,0 78,0 38,2 53,5 50,1 49,0 49,5
Успеваемость за все пять лет самой высокой была на экономическом факультете, значительно ниже других - на факультете производственного менеджмента и инновационных технологий и факультете экологии.
Можно отметить, что информационно-образовательная среда университета (учебно-методические материалы, научно-методические разработки, учебники) будет считаться качественной, если она удовлетворяет, с точки зрения госстандарта, определеным требованиям. Как показало наше исследование, по всем параметрам информационно-образовательная среда университета соответствует нормам ГОС ВПО.
В последнее время большинство выпускников находят работу, еще продолжая учиться. Об этом говорят и данные, полученные в нашем исследовании: за пять лет (2007 - 2012 гг.) от 70 до 85 % будущих специалистов совмещают работу и учебу. В 2008/09 учебном году (год начала экономического кризиса) 36 % студентов выпускных курсов не удалось найти работу. На следующий год наметилось улучшение: трудоустроилось на 2 % больше. От 6 до 11 % выпускников после окончания университета планируют найти работу самостоятельно. Часть студентов (10 - 17 %) призывается в ряды Вооруженных Сил РФ, незначительная доля (2 - 9 %) в течение пяти лет продолжила учиться в магистратуре и аспирантуре.
Проанализировав корреляционные показатели, отражающие деятельность университета с использованием программы 8Р88 (версия 11), удалось проследить, как взаимодействуют между собой эти показатели, имеются ли между ними линейные корреляционные связи. Применялся непараметрический коэффициент корреляции Спирмена. Анализ показал, что в разделах «Профессорско-преподавательский состав», «Учебная и учебно-педагогическая работа» и «Библиотека университета» между всеми переменными (учебными годами) имеются корреляционные связи. В разделах «Научно-педагогическая работа» и «Трудоустройство выпускников» только третья переменная (2007/08 учебный год) не коррелирует с
остальными. Это может означать, что изменения, которые произошли в этом году, не имеют причинно-следственных связей с данными рядом стоящих лет.
Активное внедрение в учебный процесс образовательных учреждений компьютерных технологий, оказывающих существенное влияние на повышение качества подготовки студентов, является неотъемлемой частью современного образования. В ВоГТУ с 2008 г. проводится интернет-экзамен по проверке остаточных знаний студентов по различным дисциплинам. В нем принимают участие студенты всех специальностей дневной формы обучения. Итоги интернет-экзамена хранятся в базе данных университета как часть мониторинга учебного процесса.
Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО) проводится в форме компьютерного тестирования студентов и направлен на проверку выполнения требований Государственных образовательных стандартов профессионального образования. Цель ФЭПО - формирование единых требований к оценке качества подготовки специалистов. Результаты ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе управления качеством подготовки специалистов образовательного учреждения.
Нами проанализированы данные, полученные в интернет-тестировании за пять лет (этапы 8 - 13) по факультетам. На каждом этапе тестирования принимало участие несколько факультетов. Освоение дидактических единиц по факультетам на разных этапах интернет-экзамена происходит неравномерно. Максимальный балл показывает экономический факультет, практически удерживая первенство на всех этапах (от 96,5 до 95,5 %). Начав с минимального балла в 62,1 %, факультет экологии повысил свой уровень до 81,7 %. Электроэнергетический и инженерно-строительный факультеты от этапа к этапу демонстрируют неуклонный рост показателей. Факультеты производственного менеджмента и инфор-
мационных технологий и гуманитарный показали небольшой спад.
Анализ материалов исследования дает основание утверждать, что интернет-экзамен обеспечивает объективную и оперативную оценку результатов контроля остаточных знаний и умений студентов.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что за последние пять лет качество подготовки специалистов в университете повышалось за исключением 2008/09 учебного года - года начала экономического кризиса, когда практически по всем показателям учебной деятельности наблюдался спад.
Основываясь на требованиях госстандарта и норм аккредитации, проанализировав соответствие их нормам качества, можно подвести итоги деятельности вуза за последние пять лет (табл. 3).
Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что показатели деятельности вуза в течение пяти лет в большей или меньшей степени менялись. Если профессорско-преподавательский состав к 2012 г. по сравнению с 2007 г. незначительно уменьшился (и количество докторов наук тоже), то научно-методическая
Итоги деятельности ун
работа в целом показала рост практически по всем показателям, за исключением издания монографий. Также значительно вырос библиотечный фонд университета. Что касается трудоустройства выпускников, то здесь отмечается нестабильность: экономический кризис 2008 г. негативно повлиял на возможности найти работу молодым людям, не имеющим опыта.
Таким образом, качество образования в вузе, являясь приоритетным направлением образовательной политики, требует постоянного контроля и соответствия нормам государственного образовательного стандарта. Принятое решение об обязательном мониторинге качества образования, закрепленное в новом Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», позволяет его смоделировать и использовать как средство оценки качества образования. Мониторинг образовательного процесса в вузе проводится через внешнюю и внутреннюю оценку качества образования.
Таблица 3
(2007 - 2012 гг.)
Показатели 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12
Профессорско-преподавательский состав
Наличие штатных преподавателей с учеными степенями и званиями, % 72 74,7 77,7 73 73,2
Из них докторов наук, профессоров, % 10,5 11,3 10,1 9,1 9,2
Учебная и учебно-педагогическая работа
Дипломы с отличием 148 (7 %) 153 (7 %) 134 (6,2 %) 147 (5,2 %) 177 (7,1 %)
Абсолютная успеваемость студентов, % 79,9 80,3 81 75 78
Качественная успеваемость студентов, % 38,2 53,5 50,1 49 49,5
Научно-методическая работа
Учебно-методические разработки 233 276 312 310 323
Учебные пособия с грифом УМО 7 6 6 5 6
Издано учебных пособий 40 38 45 48 51
Издано монографий 10 15 5 7 9
Библиотека университета
Фонд библиотеки, экз. 1206088 1226618 1246063 1296612 1304451
Периодические издания, наимен. 300 300 300 300 300
Количество посещений 318780 322962 320115 319551 320064
Информация в электронном каталоге, записи 115000 135333 146000 176877 180000
Трудоустройство выпускников
Трудоустроились на момент выпуска, % 75 79 85 64 68
Планируют трудоустроиться самостоятельно, % 6 8 1 11 11
Призваны в ВС РФ, % 10 11 10 16 17
Продолжат обучение в аспирантуре, магистратуре, % 4 2 3 9 4
Литература
1. Вискова, Т.А. Организационная модель педагогического мониторинга учебного процесса в вузе / Т.А. Вискова, Т.В. Лодкина // Вузовская наука - региону: Материалы десятой всероссийской научно-технической конференции. - Вологда, 2012. - Т. 2. - С. 136 - 139.
2. Плаксий, С.И. Качество высшего образования / С.И. Плаксий. - М., 2003.
3. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. - М., 2000.
4. ФЗ от 29.12.2012 № 73 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 31 декабря. - № 303.
УДК 377.5
Н.И. Денисенкова
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лурье
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА С ПОМОЩЬЮ ПОИСКА КОНТЕКСТНЫХ СМЫСЛОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается процесс развития самоактуализации личности в условиях контекстного обучения. Предложена модель, которая позволяет структурировать этапы самостоятельной деятельности среднего медицинского работника. Отмечается, что организация работы медицинской сестры в пространстве лечебно-профилактического учреждения основывается на ситуативном дискурсе, поиске контекстных составляющих и анализе причинно-следственных связей, которые в совокупности определяют компетентность специалиста сестринского дела.
Контекстность обучения, ситуативный дискурс, самореализация профессиональной деятельности, рефлексивный анализ.
The paper considers the process of development of the person’s self-actualization in conditions of context training. It offers the model that helps structuring the stages of independent activity of an average medical worker. It is noted that the work organization of the nurse in the space of medicoprophylactic institution is based on situational discourse, search of contextual components and the analysis of cause and effect relationships that define the competence of the nurse.
Context of training, situational discourse, self-realization of professional activity, reflexive analysis.
В профессиональном образовании контекстный подход является весьма эффективным инструментом для формирования общекультурных и профессиональных компетенций специалиста. Он предполагает изменение не только формы изложения теоретического материала, но и методически обоснованное моделирование в образовательном процессе предметного и социального контекстов усваиваемой студентами учебно-познавательной деятельности. Педагогический ресурс контекстности изложения материала состоит в дополнительном обозначении тех или иных сторон рассматриваемого процесса или явления, смыслового подчеркивания сущностных механизмов решаемой проблемы за счет возможности понимать информацию глубже, чем предписано формальной логикой построения. Это удается добиться благодаря соответствующей направленности педагогической деятельности, выделения тех глубинных аспектов понимания предметов и явлений, которые позволяют, в конечном счете, наполнить основное изложение материала фактами, событиями, способствующими более точному пониманию замысла педагога. Практическая работа медсестры может осуществляться согласно модели деятельности в складывающихся условиях поликлиники, стационара, на дому, которые представляют собой описание системы основных профессиональных функций и задач, реализуемых к разной категории боль-
ных: ребенку, женщине, мужчине, пожилому человеку.
Способность к самоактуализации личности специалиста сестринского дела реализуется через приемы контекстного обучения, и это не случайно. Кон-текстность связана со способностью к рефлексии изучаемого материала, в ходе которой удается обнаружить внешние формально-содержательные слои текста и внутренние, те, что заставляют думать, сомневаться и искать новые пути. Контекстность вызывает в человеке способность находить для более трудных задач способы решения, основывающиеся на смысловом выделении в представленной информации тех сторон, приведенных в содержании образования, о которых обучающийся не знал в ходе изучения материала. Механизмы самоактуализации имеют психологическую и педагогическую природу. Самоактуализация как феномен педагогики реализуется тогда, когда исчерпывается психологический ресурс или же он требует ресурсного наполнения идеями, родившимися в процессе самоанализа.
По мнению А.А. Вербицкого в контекстном обучении «на языке наук с помощью всей системы традиционных и новых педагогических технологий в формах учебной деятельности, все более приближающихся к формам профессиональной деятельности, динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда» [1,