Развитие образования и подготовка кадров в регионе
DOI: 10.15838^.2019.2.47.5 УДК 378.2 | ББК 88.6
© Соколова Д.В.
МОНИТОРИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ ФГБУН ВОЛНЦ РАН В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОКОЛОВА ДАРЬЯ ВИТАЛЬЕВНА
Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: vologdanoc@mail.ru
Статья посвящена результатам исследования эмоционального состояния обучающихся магистратуры и аспирантуры ФГБУНВолНЦ РАН в период 2009-2018 гг. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью приспособления к изменениям социально-экономических условий, к вызовам научно-технического прогресса и успешного выполнения работы. Для достижения поставленной цели исследования проведен теоретический анализ понятия «эмоциональное состояние», его особенностей, раскрыта сущность основных функций эмоционального состояния в жизнедеятельности человека, в том числе в процессе выполнения учебно-профессиональной деятельности. Представлен опыт организации мониторинга эмоционального состояния молодых ученых на примере научной организации ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук». Обоснована необходимость психологического сопровождения обучающихся магистратуры и аспирантуры очной формы в ходе их обучения и профессионального становления. Представлены основные направления деятельности психолого-педагогической группы Научно-образовательного центра ВолНЦ РАН в рамках сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся, а также структура используемой анкеты. Проведен анализ результатов исследования, представлена динамика показателей по каждому исследуемому критерию, сделаны основные выводы. В заключительной части статьи определены мероприятия, способствующие сохранению высокого уровня эмоционального состояния обучающихся ФГБУН ВолНЦ РАН. В перспективы данной работы входят совершенствование диагностической процедуры исследования и включение в нее дополнительных методологических инструментов. Материалы статьи могут быть полезны сотрудникам отделов магистратуры, аспирантуры, специалистам психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций, занимающихся подготовкой научных кадров, студентам педагогических направлений подготовки вузов, сотрудникам и методистам научно-образовательных центров.
Эмоциональное состояние, учебно-профессиональная деятельность, обучающиеся аспирантуры и магистратуры ФГБУН ВолНЦ РАН.
Эмоциональное состояние стало объектом внимания ученых еще в древности, в своих трудах они писали о «состояниях души» человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних факторов. Современная наука сохранила потребность в изучении столь сложного понятия. Актуальность исследования эмоционального состояния в настоящее время продиктована необходимостью приспособления к изменениям социально-экономических условий, вызовам научно-технического прогресса, требующего от человека больших интеллектуальных затрат при меньшей физической нагрузке. Возрастание объема умственной деятельности приводит к усилению эмоционального напряжения, а низкая физическая активность не позволяет в полной мере его снять [1].
Объект исследования - обучающиеся магистратуры и аспирантуры Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (далее - ВолНЦ РАН) в период 2009-2018 гг., предмет - эмоциональное состояние в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Целью нашей работы является представление анализа результатов мониторинга эмоционального состояния обучающихся магистратуры и аспирантуры в процессе их учебно-профессиональной деятельности за последние десять лет с 2009 года по 2018 год. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проработка теоретико-методологической базы по теме исследования;
- сбор данных исследования эмоционального состояния обучающихся магистратуры и аспирантуры за период с 2009 по 2018 годы;
- анализ полученных результатов исследования;
- формирование основных выводов и перспектив исследования.
Раскрытие сущности эмоционального состояния дает возможность выявить отличительные характеристики данного феномена, определить его место и роль в структуре личности, включенной в деятельность. С этой целью перейдем к рассмотрению различных определений данного понятия.
Такие ученые, как П.К. Анохин, Н.Д. Левитов, Л.В. Куликов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосно-викова, Е.А. Черкевич, В.К. Вилюнас, Б.И. Додо-нов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Г.Х. Шингаров и др., считают, что понятие «эмоциональное состояние» сводится к эмоциональной сфере личности, выражающейся в единстве поведения и переживания [2; 3]. Авторы данной точки зрения выделяют эмоциональные состояния в отдельный класс психических состояний, отличающихся специфической структурой и внешним выражением. Эмоциональное состояние человека в большей степени характеризует его деятельность и влияет на нее [2; 3].
Рассматривая эмоциональные состояния как отдельный процесс, следует выделить некоторые его особенности. Во-первых, это ограниченный срок действия эмоционального состояния на человека. Данная особенность выражается в неустойчивости и изменчивости эмоциональных состояний с течением времени. Во-вторых, эмоциональное состояние человека зависит от внешних факторов и от его субъективного отношения к ним. От субъективного отношения человека к ситуации зависит также и длительность протекания эмоционального состояния. В-третьих, от субъективного отношения человека к ситуации зависит и интенсивность эмоционального состояния [4].
Таким образом, в своем исследовании мы определяем эмоциональное состояние
как относительно устойчивое состояние, вызванное переживаниями человека по отношению к внешнему миру и самому себе, которое проявляется во внешнем поведении человека и влияет на его жизнедеятельность.
Разнообразие эмоциональных проявлений человека, их интенсивность, глубина и продолжительность позволяют преобразовывать окружающую среду в субъективное индивидуальное пространство. В связи с этим эмоциональное состояние как особый класс психических состояний, связанное с потребностями и мотивами личности, выполняет ряд существенных функций в жизнедеятельности каждого индивида. Анализ имеющихся в психологической теории исследований позволил выделить представленные на рис. 1 функции [2; 4].
Из многоаспектности представленных функций следует, что эмоциональные состояния являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека, которые способны оказывать влияние на организацию и продуктивность его деятельности, быть движущей силой в достижении поставленных целей.
Содержание исследований в данной области подтверждает необходимость систе-
матической целенаправленной работы по изучению эмоционального состояния обучающихся во время учебного процесса. Требуется разработка программ для образовательных организаций по социально-психологическому сопровождению обучающихся в учебном процессе, в ходе реализации которых будет уделяться внимание эмоциональной составляющей [5; 6].
На территории г. Вологды подготовку кадров высшей квалификации через магистратуру и аспирантуру осуществляют четыре вуза и одна научная организация - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук».
Одной из важнейших задач деятельности ВолНЦ РАН является подготовка высококвалифицированных кадров в области экономики и управления, которые активно включаются в деятельность, связанную с решением проблем ускорения социально-экономического развития региона [7].
Работа в данном направлении в ВолНЦ РАН осуществляется посредством магистратуры с 2017 года, аспирантуры - с 1996 года, преимуществами деятельности которых являются непрерывное образование, связь
Функция ¡-»н Характеристика
* *
Отражательная оценочная н Выражается в обобщенной оценке событий
Побудительная (стимулирующая) Оценка происходящего побуждает к действию, направленному на удовлетворение актуальных потребностей человека
Активирующая Обеспечивает оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур
Регулирующая Влияет на направление и особенности осуществления деятельности субъекта
Защитная Способствует тщательному определению вероятности успеха или неудачи
Коммуникативная н Эмоции и способы их внешнего выражения несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека
Рис. 1. Функции эмоциональных состояний и их характеристика ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ • ВЫП. 2 (47) • 2019
теории и практики, использование разноплановых методов обучения [8; 9].
Образовательный процесс в ВолНЦ РАН базируется на комплексном подходе в обучении и воспитании личности. В его основе требования единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса, ориентации на всестороннее развитие личности путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий образования, что обусловливает необходимость научного теоретического и практического обобщения [8; 10].
Работа магистратуры и аспирантуры ВолНЦ РАН включает в себя организацию учебной, научно-исследовательской и внеу-чебной деятельности магистрантов и аспирантов. Обучение проводится в очной и заочной формах, а также в форме соискательства. В рамках учебных дисциплин организуются занятия по экономике, английскому языку, философии и т. д. Внеучебная деятельность включает в себя различные мероприятия, такие как Час аспиранта, творческие семинары, научные семинары-дискуссии, экскурсии на предприятия города и др. [11].
Психологическое сопровождение обучающихся очной формы является важным направлением поддержки магистрантов и аспирантов в связи с необходимостью преодоления трудностей, возникающих в ходе совмещения учебной и профессиональной деятельности. Высокая интеллектуальная нагрузка, дисциплина, ответственность, на-
пряженность могут способствовать возникновению стрессовых и депрессивных состояний, что вызывает потребность в контроле эмоционального фона обучающихся [11; 12].
С целью формирования благоприятных условий для успешного осуществления учебной и профессиональной деятельности обучающихся в 2003 году в Научно-образовательном центре ВолНЦ РАН была создана психолого-педагогическая группа (далее -ППГ). Деятельность специалистов ППГ реализуется в рамках диагностического, развивающего и профилактико-просветительско-го направлений работы (рис. 2) [11; 12].
В рамках диагностического направления специалисты ППГ выявляют особенности эмоционального состояния обучающихся. Ежегодно с 2009 года организуется анкетирование аспирантов 1-3 курсов и магистрантов 1-2 курсов очной формы обучения с целью определения эмоционального состояния респондентов.
Анкета, которая используется в качестве диагностического инструмента, разработана сотрудниками ППГ. Цель исследования состоит в отслеживании уровня эмоционального состояния респондентов для предупреждения эмоционального выгорания в ходе их профессионального обучения. Для достижения данной цели решаются такие задачи, как организация испытуемых и сбор данных методом анкетирования, обработка полученных данных, формулировка результатов и выводов [11; 13].
Психолого-педагогическое сопровождение магистрантов и аспирантов
Диагностическое направление
Диагностика психологических состояний магистрантов и аспирантов
Развивающее направление
Развивающие занятия, тренинги
Профилактико-просветительское направление
Психологическое
просвещение, информирование
Рис. 2. Система психолого-педагогического сопровождения магистрантов и аспирантов в учебно-профессиональной деятельности ВолНЦ РАН
Таблица 1. Характеристика уровней эмоционального состояния
Количественный показатель Уровень эмоционального состояния Характеристика
1-4 балла Низкий Для человека с низким уровнем эмоционального состояния характерно наличие неприятных переживаний, способных нарушить обычную, нормальную деятельность: тревога, беспокойство, страх, аффективная напряженность, неуверенность в себе, чрезмерная озабоченность, подавленность, мрачные предчувствия
5-7 баллов Средний Для человека со средним уровнем эмоционального состояния характерна смена состояния спокойствия и тревоги в зависимости от внешних факторов, событий, контактов с разными людьми, главный признак данного уровня - нестабильность эмоционального состояния
8-10 баллов Высокий Для человека с высоким уровнем эмоционального состояния характерно состояние уверенности, спокойствия, удобства, свободы от страха и тревоги, которое помогает справляться с высокой интеллектуальной и физической нагрузкой
Анкета выявляет эмоциональное отношение респондентов к разным компонентам их деятельности: работе, учебе, взаимоотношениям с научным руководителем, коллегами и руководителем отдела [14]. Респондентам предлагается оценить утверждения об эмоциональном состоянии по 10-балльной шкале (от 1 - «крайне негативное» до 10 баллов - «максимально положительное»). По количественным показателям выделяется три уровня эмоционального состояния, описание которых представлено в табл. 1 [15; 16].
Комплексный подход в изучении эмоционального состояния позволяет сделать выводы о возможных проблемных ситуациях, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения. Для получения более достоверной информации исследование проводится анонимно.
На основании анализа полученных результатов за период 2009-2018 гг. можно сделать вывод, что динамика общего показателя эмоционального состояния обучающихся магистратуры и аспирантуры ВолНЦ РАН изменяется незначительно (в диапазоне от 8,1 до 9,4 баллов), что соответствует высокому значению количественных показателей и свидетельствует о стабильном эмоциональном фоне учебно-профессиональной деятельности респондентов.
Проследим динамику показателей по каждому из пяти представленных аспектов в анализируемый период.
1. Среднее значение показателя «эмоциональное отношение к учебе» в период 2009-
2018 гг. варьируется от 7,5 до 9,1 балла (рис. 3). Наиболее высокие результаты в ходе исследования были получены в 2014, 2015 и 2018 годах.
, о о ,9,1 .
! 8,0 ! 75 ! 7,9 I 8,1 ; 8,2 ; 8,1 ! 8,3 ; 8,5 ,
! ! ! ! ! ! ! ! ! !
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 3. Динамика показателя «эмоциональное отношение к учебе» обучающихся магистратуры и аспирантуры за период с 2009 по 2018 год
Следует отметить, что с 2009 по 2015 год значения данного показателя имеют стабильный рост, а в 2016 году наблюдается снижение среднего значения на 1 балл (до 8,1 балла), которое, на наш взгляд, является закономерным в силу наличия новых условий обучения в аспирантуре.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утвержденному приказом Минобрнауки России, с 2014 года образовательная программа аспирантуры должна соответствовать новым требованиям1. Они предполагают включение учебных дисциплин, связанных
1 Приказ Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. № 898 (ред. 30.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 36.06.01 «Экономика» (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения 21.01.2019).
со сдачей кандидатских экзаменов, педагогической практики, направленной на подготовку обучающихся к преподавательской деятельности, научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-квалификационной работы (диссертации), итоговой аттестации со сдачей государственного экзамена [17]. Данные изменения способствовали повышению учебной нагрузки обучающихся в аспирантуре, что, в свою очередь, неблагоприятно отразилось на их эмоциональном состоянии.
Тем не менее на данный момент показатель эмоционального отношения к учебе имеет ежегодный стабильный рост (на 0,2 балла) и в 2018 году составил 8,5 балла, что свидетельствует о том, что процесс адаптации обучающихся к новым условиям успешно завершен.
2. Среднее значение показателя «эмоциональное отношение к работе» варьируется от 7,4 до 9,2 балла (рис. 4). Наиболее низкие результаты были получены за период 20092011 гг. Причиной таких результатов, на наш взгляд, может являться сложная социально-экономическая ситуация в стране и регионе, которая наблюдалась в тот период [18].
7,6
7,4
8,4
9,2
8,3
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 4. Динамика показателя «эмоциональное отношение к работе» обучающихся магистратуры и аспирантуры за период с 2009 по 2018 год
Наиболее высокую оценку данного показателя дали респонденты в 2014 году (9,2 балла), а с 2015 года наблюдается снижение оценок (до 8,3 балла). Как мы отметили ранее, в связи с реформой высшего образования обучающиеся очной формы испытали трудности, совмещая профессиональную
деятельность в ВолНЦ РАН с высокой учебной нагрузкой, что отразилось на их самочувствии, эмоциональном состоянии и его оценках [19].
В настоящий момент у обучающихся наблюдается стабильное положительное эмоциональное отношение к выполнению трудовой деятельности (8,5 балла). Несмотря на высокую нагрузку на коллектив молодых ученых, деятельность которых ориентирована на решение большого количества задач, и ежегодное повышение планов научно-исследовательской работы, процесс адаптации к новым условиям совмещения трудовой деятельности и обучения в ВолНЦ РАН завершен.
3. Среднее значение показателя «эмоциональный комфорт в отношениях с руководителем отдела» за исследуемый период варьируется от 8,3 до 9,5 балла (рис. 5). Наиболее низкие результаты (в среднем 8,4 балла) наблюдались с 2010 по 2012 год. Ранее мы уже отметили, что данный период был непростым с точки зрения социально-экономического положения населения региона, что закономерно отразилось на эмоциональном благополучии. Стресс, усталость, высокий уровень интеллектуальной нагрузки обучающихся могли повлиять на взаимоотношения с непосредственным руководителем. Выявленные результаты диагностики всегда использовались для корректировки развивающей и консультационной работы с обучающимися ВолНЦ РАН.
8,3
8,4
9,1
9,5
9,2
9,4
9,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 5. Динамика показателя «эмоциональный комфорт в отношениях с руководителем отдела» обучающихся магистратуры и аспирантуры за период с 2009 по 2018 год
Тем не менее полученные результаты соответствуют высокому уровню эмоционального состояния и позволяют сделать вывод, что на протяжении последних десяти лет обучающиеся магистратуры и аспирантуры ВолНЦ РАН, выполняя свои профессиональные обязанности, пребывают в состоянии уверенности и спокойствия, работая под руководством начальника отдела.
4. Среднее значение показателя «эмоциональный комфорт в отношениях с коллегами» варьируется от 8,6 до 9,8 балла (рис. 6). Обучающиеся магистратуры и аспирантуры оценивают данный показатель выше остальных, что позволяет нам судить о стабильном благоприятном эмоциональном фоне на рабочих местах, сотрудничестве во взаимоотношениях с коллегами и о доброжелательной атмосфере в коллективе. Сплоченность коллектива молодых ученых способствует продуктивности развивающих занятий с обучающимися, различных внеучебных (экскурсии, творческие семинары и т. д.), культурно-массовых (театр, спортивные игры, соревнования и т. д.) мероприятий.
9,6 9 8 9,7
9,4
9,0 8,6 1 8,9 9,1 8,6 1 9,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 6. Динамика показателя «эмоциональный комфорт в отношениях с коллегами» обучающихся магистратуры и аспирантуры за период с 2009 по 2018 год
5. Мониторинг за период 2009-2018 гг. выявил высокий уровень эмоционального комфорта в отношениях с научными руководителями, что определяет благоприятный эмоциональный фон в научной среде ВолНЦ РАН. Учебная деятельность аспирантов и магистрантов предполагает тесное сотрудничество с научным руководителем, от которого зависит уровень результативности
научно-исследовательской работы. Среднее значение показателя варьируется в диапазоне от 8,6 до 9,6 балла (рис. 7).
9,6
9,3
9,0 8,9 9,0 8,6 1 9,1 9,1 8,6 1 9,0
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рис. 7. Динамика показателя «эмоциональный комфорт с научным руководителем» обучающихся магистратуры и аспирантуры за период с 2009 по 2018 год
Таким образом, можно сделать вывод, что результаты исследования эмоционального состояния обучающихся магистратуры и аспирантуры ВолНЦ РАН за период 2009-2018 гг. отражают благоприятное эмоциональное состояние у респондентов и высокий уровень эмоционального комфорта. Из этого следует, что учебная и профессиональная деятельность магистрантов и аспирантов на протяжении исследуемого периода удовлетворяет их, соответствует ожиданиям, раскрывает интеллектуальный потенциал и развивает профессионально важные качества.
При сравнении результатов мониторинга за исследуемый период с количеством защищенных диссертаций видно, что распределение числа защит диссертационных работ является неоднородным. На состояние данных показателей влияет содержание часто меняющихся нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру защиты, ее усложнение, а также сокращение количества диссертационных советов [11]. Перечисленные факторы снижают мотивацию диссертантов, вследствие чего степень заинтересованности падает, несмотря на положительный эмоциональный фон [11]. За рассматриваемый период количество диссертационных работ составило 28 штук (табл. 2).
Таблица 2. Количество диссертационных работ, защищенных в ВолНЦ РАН за период 2009-2018 гг.
Год Количество защит диссертаций
2009 2
2010 -
2011 4
2012 4
2013 1
2014 3
2015 7
2016 2
2017 -
2018 5
С учетом перечисленных моментов поддержание эмоциональной составляющей обучения в магистратуре и аспирантуре становится особенно важным в условиях современного образовательного процесса.
Эмоциональное состояние играет существенную роль в эффективности учебной и профессиональной деятельности, поэтому в учреждениях, занимающихся подготовкой научных кадров, необходимо его контролировать. Наше исследование показало, что отношение респондентов к пяти его составляющим является неравномерным, но в целом благоприятным, что создает положительную атмосферу в организации и способствует полноценному раскрытию научного и трудового потенциала ее сотрудников.
В целях профилактики возникновения эмоционального дискомфорта необходимо продолжать ведение совместной работы отдела аспирантуры, магистратуры и специалистов ППГ по следующим направлениям:
- информирование обучающихся о способах поддержания эмоционального комфорта в учебной и рабочей деятельности посредством проведения соответствующих мероприятий, размещения рекомендаций на сайте и т. д.;
- осуществление тренинговой работы, развивающих занятий в целях создания благоприятного социально-психологического климата в учебных и рабочих коллективах [20];
- создание дополнительных возможностей для отдыха и смены деятельности (экскурсии, общественные мероприятия, стажировки, дискуссионные клубы, конференции, творческие семинары и т. д.);
- проведение обучающимися магистратуры и аспирантуры индивидуальных психологических консультаций [11; 21].
В качестве перспективы нашего исследования целесообразным представляется дальнейшее развитие, совершенствование работы по исследованию эмоционального состояния обучающихся аспирантуры и магистратуры ВолНЦ РАН и включение в нее дополнительных методологических инструментов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутузова Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // Омск. науч. вестн. № 5 (101). 2011. С. 173-175.
2. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
3. Вилюнас В.К. Эмпирические характеристики эмоциональной жизни // Психолог. журн. 1997. Т. 18. № 3. С. 26-35.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2007. 783 с.
5. Соколова Д.В. Кулакова А.Б. Развивающая среда образовательного учреждения как фактор формирования человеческого потенциала экономики региона // Вопросы территориального развития. 2015. № 10 (30). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1711 (дата обращения 01.04.2019).
6. Соколова Д.В. К вопросу изучения адаптации первокурсников к условиям обучения в аспирантуре // Вестн. соврем. исслед. 2018. № 11-5 (26). С. 199-201.
7. Кулакова А.Б., Фомина Ж.В. Вопросы психологического сопровождения обучающихся в аспирантуре в контексте развития интеллектуального потенциала территорий // Вопросы территориального развития. 2015. № 4 (24). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1496/full?_lang=ru (дата обращения 15.02.2019).
8. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации: в 2 кн. Кн. 2. Подсистема послевузовского образования / В.А. Ильин [и др.]. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. 126 с.
9. Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодежи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1. С. 90-100.
10. Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. 272 с.
11. Кулакова А.Б. Изучение динамики эмоционального состояния аспирантов в процессе учебной и профессиональной деятельности // Вопросы территориального развития. 2016. № 2 (32). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1825/full?_lang=ru (дата обращения 22.02.2019).
12. Кулакова А.Б., Королева И.А. Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся // Вопросы территориального развития. 2013. № 4 (4). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/1330/full?_lang=ru (дата обращения 25.01.2019).
13. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 365 с.
14. Соколова Д.В. Опыт психологической диагностики обучающихся аспирантуры (на примере ФГБУН ВолНЦ РАН) // Вестн. соврем. исслед. 2018. № 7-1 (22). С. 155-157.
15. Кулакова А.Б., Фомина Ж.В. Диагностическое направление работы в НОЦ ИСЭРТ РАН // Вопросы территориального развития. 2014. № 9 (19). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1445 (дата обращения 01.04.2019).
16. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. Вологда: ВГПУ, 2001. С. 55-66.
17. Кельсина А.С. К вопросу о новой модели российской аспирантуры // Вопросы территориального развития. 2018. № 5 (45). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36497613_35509927.pdf (дата обращения 11.02.2019).
18. Леонидова Г.В., Панов А.М. Трудовой потенциал: территориальные аспекты качественного состояния // Проблемы развития территории. 2013. № 3 (65). С. 60-70.
19. Соколов Г.А. Особенности оптимизации психоэмоционального состояния студентов в период сессии // Психология обучения. 2015. № 6. С. 70-78.
20. Фомина Ж.В., Кулакова А.Б., Соколова Д.В. Исследовательская деятельность обучающихся в формировании ключевых компетенций // В мире научных открытий. 2015. № 1-1 (61). С. 693-703.
21. Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 68-80.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Соколова Дарья Витальевна - инженер-исследователь. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-10.
Sokolova D.V.
MONITORING STUDY OF EMOTIONAL STATE OF POSTGRADUATE AND GRADUATE STUDENTS AT VOLRC RAS IN THE PROCESS OF EDUCATION AND PROFESSIONAL ACTIVITIES
The article is devoted to the results of the study of the emotional state of graduate and postgraduate students of VolRC RAS during 2009-2018. The relevance of the research lies in the need to adapt to changes in socio-economic conditions, to challenges of scientific and technological progress and successful performance. To achieve this goal, we conducted a theoretical analysis
of the concept of "emotional state", its features, revealed the essence of the basic functions of emotional state in human life, including in the process of training and professional activities. The article presents the experience of monitoring the emotional state of young researchers on the example of a research organization "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences" (VolRC RAS). The need for psychological support of full-time graduate and postgraduate students in their training and professional development is justified. The main activities of psychological and pedagogical group of VolRC RAS Research-and-Education Center in the framework of support of students' educational and professional activities, as well as the structure of the applied questionnaire are presented. We analyze the results of the study, the performance of indicators for each test criterion, and the main conclusions. In the final part of the article measures to preserve a high level of emotional state of students at VolRC RAS are identified. The prospects of this research include the improvement of the diagnostic procedure of the study and the inclusion of additional methodological tools. The materials of the article can be useful to the staff of departments of graduate and postgraduate studies, specialists of psychological and pedagogical support of educational institutions training research personnel, students of pedagogical institutions, employees and supervisors of research and education centers.
Emotional state, education and professional activities, VolRC RAS graduate and postgraduate students.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Sokolova Dariya Vitalievna - Research Engineer. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.