Гуманитарные науки
© Кулакова А.Б.
ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ АСПИРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛАКОВА АННА БОРИСОВНА
младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: coolepik@yandex.ru
Статья посвящена возрастающей роли эмоционального состояния личности в любой сфере деятельности, которой занимается индивид, в том числе учебной и профессиональной. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также необходимость систематической и целенаправленной деятельности по исследованию эмоционального состояния обучающихся аспирантуры во время учебного или трудового процесса. Представлен опыт функционирования группы психолого-педагогического сопровождения Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Рассмотрены цели и задачи группы, основные направления ее деятельности - диагностическое, развивающее, профилактико-просветительское. В рамках диагностического направления осуществляется исследование эмоциональной сферы аспирантов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук, которое выявляет эмоциональное отношение респондентов к следующим составляющим: работа, учеба, взаимоотношения с научным руководителем, с коллегами и руководителем отдела. Проанализированы результаты исследования и динамика показателей по каждому исследуемому критерию за период 2009 - 2015 гг. Кроме этого, представлен подробный анализ оценок эмоционального комфорта аспирантов по научным подразделениям, т. к. психологический климат внутри рабочих коллективов напрямую влияет на самочувствие и эмоциональное состояние сотрудников. В качестве подтверждения высоких результатов мониторинга эмоциональной сферы аспирантов приведена динамика их публикационной активности и количества защит диссертационных работ, т. е. тех показателей, которые подтверждают эффективность научной деятельности обучающихся аспирантуры. В заключительной части статьи определены меры, способствующие оптимизации эмоционального комфорта испытуемых, и сформулированы выводы, касающиеся целесообразности дальнейшего развития и совершенствования на-
правлений работы по психолого-педагогическому сопровождению аспирантов Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук.
Эмоциональное состояние, диагностика эмоционального состояния, динамика эмоционального состоянияпсихолого-педагогическое сопровождение аспирантов.
Интерес науки к изучению эмоционального состояния возник еще во времена античности. Несмотря на этот факт, современное научное сообщество не утратило потребность в изучении столь сложного и многогранного понятия. Актуальность исследования эмоционального состояния в настоящее время продиктована необходимостью для каждого человека приспосабливаться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям, растущему научно-техническому прогрессу, что требует от него больших интеллектуальных затрат на фоне снижения физической нагрузки. Возрастание психической деятельности приводит к увеличению эмоционального напряжения, а уменьшение физической активности не позволяет эмоционально разгружаться. Поэтому появляется необходимость в изучении эмоциональных состояний и поиске методов, позволяющих справиться с информационным потоком, перенасыщающим психику современного человека, что само по себе невозможно без понимания сущности эмоций и эмоционального состояния [1].
Эмоции являются одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека, они способны оказывать влияние на организацию и продуктивность его деятельности, быть движущей силой в достижении поставленных целей.
В связи с этим возрастает значимость эмоционального состояния личности в любой сфере деятельности, которой занимается индивид, в том числе учебной, профессиональной. Особенностям эмоционального состояния обучающихся в последние десятилетия посвящены научные труды и практическая деятельность таких исследователей, как Д.Г. Бадмаева,
С.А. Гапонова, А.Н. Пичугина, Г.Г. Буто-рина, С. В. Велиева, О.А. Слепичева, Г. Степанова, А.М. Федосеева, А.Б. Хромова, Е.Е. Чернухина, А.М. Щетинина и другие [5].
Изучение работ по данному вопросу и осознание важности эмоций как одного из ключевых процессов жизнедеятельности человека подводят к мысли о необходимости систематической и целенаправленной деятельности по исследованию эмоционального состояния обучающихся во время учебного процесса. В научных учреждениях существует необходимость разработки программ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебном процессе, в ходе реализации которых будет уделено внимание и эмоциональной составляющей.
Рассмотрим опыт деятельности в этом направлении на примере аспирантуры Института социально-экономического развития территорий РАН в г. Вологде (далее -ИСЭРТ РАН). Обучение в аспирантуре осуществляется по специальностям, связанным с исследовательской работой в области экономики, управления финансами, с применением экономико-математических методов в региональном хозяйствовании, и реализуется в очной форме [3].
В рамках учебных дисциплин для аспирантов организуются занятия по экономике, английскому языку, философии и т. д. Внеучебная деятельность включает в себя участие в конкурсах научных работ регионального и международного уровней, различные мероприятия (Час аспиранта, творческие семинары, научные семинары-дискуссии, экскурсии на предприятия города), а также осуществление психолого-педагогического сопровождения и поддержки обучающихся [3].
Последний аспект реализуется через деятельность психолого-педагогической группы (далее - ППГ), существующей с 2003 года. Ее цель - формирование и развитие благоприятных психолого-педагогических условий для осуществления успешной учебной и профессиональной деятельности обучающихся аспирантуры [5]. Для достижения поставленной цели ППГ выполняет ряд задач [11]:
- способствовать формированию и развитию профессионально важных качеств личности;
- оказывать содействие личностному саморазвитию аспирантов на основе интеллектуализации, гуманизации и фун-даментализации содержания управления профессиональным образованием;
- помогать личностному, интеллектуальному и профессиональному становлению и развитию аспирантов ИСЭРТ РАН;
- определять психоэмоциональное состояние, мотивационную сферу обучающихся с помощью психологических диагностик и осуществлять их коррекцию на основании полученных результатов;
- развивать навыки эффективного общения, публичного выступления, защиты от манипуляций, создавать благоприятный социально-психологический климат в учебных и рабочих коллективах.
Основная деятельность группы психолого-педагогического сопровождения
аспирантов, направленная на решение поставленных задач, осуществляется в ходе системной реализации диагностического, развивающего и профилактико-просвети-тельского направлений (рис. 1).
В рамках диагностического направления осуществляется деятельность по оценке эмоционального состояния аспирантов в процессе трудового и учебного становления. Необходимость в учете эмоциональной составляющей в работе с аспирантами обоснована тем, что совмещение учебной и профессиональной деятельности для обучающихся аспирантуры предполагает повышенную нагрузку, ответственность и организованность, а также другие качества и умения, необходимые для эффективного роста и развития в научном сообществе.
В ходе реализации данной работы специалистами психолого-педагогической группы использовались такие методики, как «Самочувствие. Активность. Настроение» (автор В.А. Доскин), цветовой тест эмоциональных состояний (модификация теста М. Люшера). С 2009 года в цикл диагностических исследований аспирантов ИСЭРТ РАН была введена диагностика качественного анализа эмоционального комфорта аспирантов, которая наиболее точно отражает специфику профессиональной и учебной деятельности аспиранта ИСЭРТ РАН [5].
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АСПИРАНТОВ
1 1 1
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОФИЛАКТИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ
1 1 1
Диагностика Развивающие Психологические
психологических занятия с элементами просвещение,
состояний тренинга информирование
Рис. 1. Система психолого-педагогического сопровождения аспирантов в учебном и профессиональном становлении
Источник: Попова В. И., Егорихина С. Ю., Жданова Л. В., Королева И. А., Кулакова А. Б. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации. - Кн. 2 : Подсистема послевузовского образования. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 138 с.
Более подробно остановимся на анализе эмоционального состояния обучающихся аспирантуры в период 2009 - 2015 гг. по методике качественного анализа эмоционального комфорта аспирантов (метод анкетирования).
Цель исследования состоит в отслеживании уровня эмоционального комфорта обучающихся аспирантуры для профилактики стрессовых ситуаций, способных отрицательно влиять на их трудовую и учебную деятельность.
Анкета, по которой проводится исследование, выявляет эмоциональное отношение респондентов к следующим составляющим: работа, учеба, взаимоотношения с научным руководителем, с коллегами и руководителем отдела. Испытуемым предлагалось оценить утверждения об эмоциональном состоянии по 10-балльной шкале (от 1 - «крайне негативное» до 10 баллов -«максимально положительное»).
Ежегодное проведение исследования позволяет сделать вывод о степени эмоционального комфорта аспирантов и вы-
явить сферу возможных трудностей, с которыми они сталкиваются. Для получения более достоверной информации исследование проводится анонимно [5].
Динамика общего показателя эмоционального состояния аспирантов, изменяющаяся незначительно (в диапазоне от 7,4 до 9,6 баллов), свидетельствует о стабильном эмоциональном фоне обучения и работы испытуемых. Наиболее высокие показатели эмоционального комфорта (от 8,6 до 9,6 баллов) были отмечены в отношении с коллегами, что отражает благоприятный психологический климат в ИСЭРТ РАН на протяжении нескольких лет (рис. 2).
Проследим динамику показателей по каждому из пяти представленных аспектов в анализируемый период.
1. Общий показатель эмоционального состояния аспирантов всех курсов в 2014/2015 уч. г. находится в диапазоне от 8,6 до 9,6 балла, что соответствует высокому значению количественных показателей. Данный факт свидетельствует о том, что аспиранты ИСЭРТ РАН не ис-
7,5
7,9
I I I
7,6 74 7,8
11111
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
8,3
8,5
8,4
8,7
I
9,6
9,8
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
8,6
Эмоциональное отношение к учебе Эмоциональное отношение к работе Эмоциональный комфорт с руководителем отдела Эмоциональный комфорте коллегами Эмоциональный комфорт с научным руководителем
Рис. 2. Динамика уровня эмоционального состояния аспирантов в период 2009 - 2015 гг. 4 ВОПРОСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ • ВЫП. 2 (32) • 2016
пытывают эмоционального дискомфорта по исследуемым параметрам.
Важно отметить, что в период 2009 -2015 гг. наблюдается стабильный рост показателя эмоционального отношения к учебе, который увеличился на 0,3 балла в сравнении с прошлым годом и на 1,1 балла в сравнении с 2009 годом. Показатель эмоционального отношения к работе соответствует 8,8 балла, что превышает предыдущие показатели в среднем на 0,9 балла. Из этого следует, что учебная и профессиональная деятельность аспирантов в настоящий момент удовлетворяет их, соответствует ожиданиям, раскрывает образовательный и трудовой потенциал, развивает профессионально важные качества.
Динамика показателя эмоционального комфорта аспирантов в отношениях с руководителем отдела в период 2009 - 2015 гг. варьируется от 8,3 до 9,5 балла. Количество баллов, полученное в 2015 году, равно 8,7, что соответствует среднему значению за 7 лет. Показатель эмоционального комфорта в коллективе снизился на 0,7 балла по сравнению с предыдущим годом и соответствует 9,1 балла. Однако данное значение соответствует среднему показателю (9,1 балла) за исследуемый период. Этот факт позволяет судить о стабильном эмоциональном фоне на рабочих местах, создании партнерских взаимоотношений между аспирантами и другими сотрудниками.
С 2009 года по настоящий момент показатель эмоционального комфорта аспирантов с научным руководителем увеличился на 0,2 балла и соответствует 8,8 балла.
Следует отметить, что по некоторым параметрам диагностики эмоционального комфорта аспирантов выявлено незначи-
тельное снижение показателей в сравнении с результатами прошлого года: эмоциональное отношение к работе (с 9,2 до 8,8 балла), эмоциональный комфорт в отношениях с руководителем отдела (с 9,5 до 8,7 балла), эмоциональный комфорт в отношениях с коллегами (с 9,8 до 9,1 балла), эмоциональный комфорт в отношениях с научным руководителем (с 9,6 до 8,8 балла). Причиной такого распределения исследуемых показателей в 2015 году может являться сложная социально-экономическая ситуация в стране и регионе, которая отражается на эмоциональном состоянии аспирантов ИСЭРТ РАН.
Таким образом, сравнительный анализ выявил положительную динамику показателей эмоционального отношения аспирантов ИСЭРТ РАН к учебному процессу, а также спокойное, здоровое эмоциональное состояние по остальным исследуемым параметрам.
С целью корректировки психолого-педагогической работы по оптимизации эмоционального состояния аспирантов ИСЭРТ РАН уделим особое внимание результатам диагностики, полученным в 2015 году.
Для получения более достоверной информации исследование проводилось анонимно. В диагностике 2015 года приняли участие 20 аспирантов I - III курсов (табл. 1).
Результаты диагностики аспирантов I курса (рис. 3) показывают, что процесс их адаптации прошел благополучно. Эмоциональное отношение к учебе оценивается показателем в 9,5 балла, к работе -в 9,3 балла, что свидетельствует о том, что на первоначальном этапе обучения для
Таблица 1. Распределение аспирантов, принявших участие в диагностике по курсам
Курс Количество человек
1 курс 8
2 курс 7
3 курс 5
Всего: 20
Эмоциональный комфорт с научным руководителем Эмоциональный комфорт с коллегами Эмоциональный комфорт с руководителем отдела Эмоциональное отношение к работе Эмоциональное отношение к учебе
9,4
9,5
9,4
9,3
9,5
Рис. 3. Эмоциональное состояние аспирантов I курса (по 10-балльной шкале)
аспирантов важно освоить учебную деятельность, поскольку эта сфера является для них наиболее приоритетной. В адаптационный период каждому сотруднику необходимо наладить взаимоотношения в коллективе. О положительном результате в данном направлении свидетельствуют высокие уровни эмоционального комфорта аспирантов с руководителем отдела (9,4 балла) и коллегами (9,5 балла).
Учебная деятельность аспирантов предполагает тесное сотрудничество с научным руководителем, от которого зависит уровень результативности научно-исследовательской работы. Диагностика выявила высокий уровень эмоционального комфорта в отношениях с научным руководителем (9,4 балла), что в дальнейшем будет способствовать продуктивной совместной деятельности.
Результаты диагностики аспирантов II курса выявили, что степень эмоционального комфорта несколько ниже, чем у обучающихся других курсов (рис. 4). Эмоциональное отношение к работе соответствует 8 баллам, к учебной деятельности - 8,3 балла. Уровень эмоционального комфорта в отношениях с начальником отдела и научным руководителем имеют почти равные показатели - 8,7 и 8,9 балла соответственно. Подобное распределение может свидетельствовать о том, что на II курс аспирантуры приходится пик напряженной работы, поскольку обучающиеся включены в большее количество научных и общественных мероприятий, много усилий и времени занимает работа над научным исследованием.
Наиболее высокий балл (9,0) был выявлен по параметру «эмоциональный комфорт в отношениях с коллегами», что говорит о том, что ко II курсу аспиранты благоприятно ощущают себя в коллективе и не испытывают дискомфорта.
Несмотря на то, что показатели аспирантов II курса по всем представленным критериям варьируются от 8,0 до 9,0 баллов по 10-балльной шкале, такое распределение соответствует норме и не предполагает эмоционального дискомфорта.
На III курсе происходит подведение логических итогов обучения в аспирантуре и завершение работы над научным трудом, которые непосредственно сказываются на степени эмоционального комфорта у испытуемых. Результаты диагностики имеют числовое выражение от 9,0 до 9,6 балла, что отражает достаточно высокий уровень эмоционального состояния обучающихся аспирантуры III курса (рис. 5).
Высокий уровень эмоционального комфорта аспирантов III курса в отношениях с руководителем отдела (9,4 балла) и научным руководителем (9,6 балла), во взаимодействии с коллегами (9,6 балла) обусловлен тесным взаимодействием по подготовке научной работы и предстоящей защитой диссертации. Показатели эмоционального отношения к учебному процессу и работе соответствует 9 и 9,2 балла. Данные результаты отражают положительную позицию аспирантов к своей деятельности в ИСЭРТ РАН.
Результаты диагностики эмоционального комфорта аспирантов зависят от психологического климата в научных от-
Эмоциональный комфорт с научным руководителем Эмоциональный комфорт с коллегами Эмоциональный комфорт с руководителем отдела Эмоциональное отношение к работе Эмоциональное отношение к учебе
8,7
8,0
Рис. 4. Динамика эмоциональн ого состояния аспирантов II курса обучения (по 10-балльной шкале)
Эмоциональный комфорт с научным руководителем Эмоциональный комфорт с коллегами Эмоциональный комфорт с руководителем отдела Эмоциональное отношение к работе Эмоциональное отношение к учебе
9,4
9,0
Рис. 5. Динамика эмоциональ ного состояния аспирантов III курса обучения (по 10-балльной шкале)
Эмоциональный комфорт с научным руководителем
Эмоциональный комфорт с коллегами
Эмоциональный комфорт с руководителем отдела
Эмоциональное отношение к работе
Эмоциональное отношение к учебе
8,0
10,0
9,1
9,1 9,0
9,0
,8
,8 ,8
ОИВИПНОТР
ОПСЭР и УТС
Рис. 6. Уровень эмоционального состояния аспирантов по отделам ИСЭРТ РАН (по 10-балльной шкале)
делах ИСЭРТ РАН. Поэтому далее представим анализ показателей эмоционального комфорта по отделам ИСЭРТ РАН (рис. 6).
В отделе проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах показатели эмоционального состояния находятся в диапазоне от 8,8 до 9,4 балла. Наибольший показатель эмоционального комфорта выявлен у испытуемых этого отдела в отношениях с коллегами
(9,4 балла), что свидетельствует о благоприятном климате, сформированном в процессе неформального общения членов коллектива. Это подтверждает высокий уровень показателей эмоционального контакта с научным руководителем (9,2 балла), руководителем отдела (9 баллов). Показатель эмоционального отношения к обучению и работе достаточен для эффективного познавательного и трудового процесса (8,8 балла).
Оптимальный уровень эмоционального комфорта выявлен в отделе исследования уровня и образа жизни населения. Показатель комфорта во взаимодействии с научным руководителем - 9,2 балла, с коллегами и начальником отдела -9,1 балла. Эмоциональное отношение к учебному и рабочему процессу соответствует 8,8 и 8,4 балла. Выявленное распределение баллов является оптимальными для продуктивного функционирования отдела.
Высокий уровень эмоционального комфорта аспирантов выявлен в отделе проблем научно-технического развития и экономики знаний. Наиболее комфортным в эмоциональном плане является сотрудничество со всеми участниками учебного и трудового процесса: коллективом, руководителем отдела, научным руководителем (по 9,6 балла). Это свидетельствует о психологической и эмоциональной поддержке внутри коллектива. Критерии эмоционального комфорта в учебе и работе (по 9,2 балла) являются достаточными для результативной деятельности.
По результатам диагностики аспиранта отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие выявлен высокий уровень эмоционального комфорта в коллективе и отношения к работе (10 баллов) и учебе (9 баллов), что указывает на благоприятный климат в коллективе для осуществления учебного и рабочего процессов. Показатель эмоционального компонента во взаимоотношениях с начальником отдела и руководителем по научной работе соответствует 8 баллам.
В целом результаты диагностики свидетельствуют о том, что во всех отделах ИСЭРТ РАН создана благоприятная атмосфера, способствующая наилучшему эмоциональному комфорту.
Итак, результаты диагностики эмоционального состояния аспирантов I - III курсов отражают благоприятное эмоциональное состояние у испытуемых, что позволит им реализовывать свой потенциал для решения поставленных перед ними задач. Полученным результатам во многом способствовали развивающие занятия, проводимые группой психолого-педагогического сопровождения. Их направленность заключается в поддержании оптимального эмоционального фона (табл. 2).
Наряду с развивающими занятиями для аспирантов проводятся и другие мероприятия, которые также ориентированы на создание общего эмоционального фона («Посвящение в аспиранты», информирование на «Часе аспиранта», размещение рекомендаций по снижению эмоционального напряжения на сайте Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН и т. д.).
Итак, результаты диагностики эмоционального состояния аспирантов I - III курсов в 2015 уч. г. отражают благоприятное эмоциональное состояние у испытуемых, что позволяет им реализовывать свой потенциал для решения поставленных перед ними задач. Положительный эмоциональный фон находит отражение в учебной и профессиональной продуктивности аспирантов. Показателями, подтверждающими высокую эффективность их научной деятельности, выступают в первую очередь их публикационная активность и количество защит диссертационных работ. Так, в период 2009 - 2014 гг. количество опубликованных статей возросло в 3,3 раза (с 76 до 249; табл. 3).
При положительной динамике публикационной и в целом учебной деятельности приходится отмечать, что распределение защит диссертационных работ является неоднородным. На состояние данных показателей влияют часто меня-
Таблица 2. Развивающие психологические занятия с аспирантами I - IV курсов в период 2013 - 2015 гг.
№ Название Цель
1 Целеполагание как залог эффективной деятельности Актуализация образа будущего, формирование навыков целеполагания
2 Техники и способы бесконфликтного поведения Знакомство с теорией конфликта и выработка навыков индивидуального реагирования в конфликтных ситуациях
3 Конструктивное общение: модель ассертивного поведения Освоение методик ассертивного поведения и их практическое применение, формирование конструктивной модели поведения
4 Способы быстрого реагирования в нестандартных ситуациях Формирование навыков быстрого реагирования в нестандартных ситуациях
5 Влияние эмоций на организацию учебной и трудовой деятельностей Определение ведущих модальностей участников занятия, знакомство с разнообразными способами выражения эмоций, формирование понятия «эмоциональный этикет»
6 Управление эмоциями в рабочей деятельности
7 Саморегуляция как способ сохранения психического здоровья Выработка способов снятия эмоционального напряжения (музыкотерапия)
8 Манипуляции в общении. Выработка защиты от них Формирование навыков распознавания манипулятивного поведения людей и выработка механизмов защиты от него
9 Я - руководитель? Осознание своего потенциала Развитие навыков и умений, необходимых для эффективного руководства
10 Искусство быть лидером Определение лидерских качеств, формирование позиции лидера
11 Коллаж мечты - техника работы с целями Формирование образа желаемого, постановка целей на будущий год
12 Способы развития быстроты мышления Освоение способов тренировки скоростного мышления
13 Тайм-менеджмент: как все успеть? Освоение приемов по организации рабочего времени
14 Секреты публичного выступления. Преодоление страха перед публичным выступлением Развитие навыков ораторского искусства, развитие навыков снятия тревожности и страха перед выступлением, контроль эмоционального состояния
Таблица 3. Публикации аспирантов в 2009 - 2014 гг.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность аспирантов, чел. 44 42 39 33 29 24
Публикации, всего, ед. 76 77 129 167 193 249
Среднее количество статей на одного аспиранта 1,7 1,8 3,9 5,1 6,7 10,4
ющиеся нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру защиты, ее усложнение, а также сокращение количества диссертационных советов. Перечисленные факторы снижают мотивацию диссертантов, вследствие чего степень заинтересованности в защите падает, несмотря на положительный эмоциональный фон в целом. Несмотря на перечисленные факторы, следует заметить, что за рассматриваемый период количество защит диссертационных работ аспирантов составило 21. По сравнению с 2009 годом (2 защиты) в 2015 году состоялось 7 защит (табл. 4).
С учетом перечисленных моментов поддержание эмоциональной составляющей обучения в аспирантуре становится особенно важным в условиях современного образовательного процесса.
Эмоциональное состояние играет существенную роль в эффективности учебной и трудовой деятельности, и поэтому его отслеживание у обучающихся в научных учреждениях является необходимым. Исследование эмоциональной сферы аспирантов в период 2009 - 2015 гг. показало, что отношение испытуемых с эмоциональной точки зрения ко всем исследуемым компонентам является равномерным, благоприятным, что в целом создает стабильную и положительную атмосферу в организации и способствует полноценному раскрытию научного и трудового потенциала его сотрудников.
В целях профилактики возникновения эмоционального дискомфорта необходимо продолжать ведение работы с аспирантами по следующим направлениям:
Таблица 4. Количество диссертационных работ, защищенных аспирантами ИСЭРТ РАН в 2009 - 2015 гг.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Количество защит кандидатских диссертаций 2 - 4 4 1 3 7
- информирование аспирантов о способах поддержания эмоционального комфорта в учебной и рабочей деятельностях в рамках тематических недель («Неделя здоровья», «Неделя психологии»), Часа аспиранта и т. д.;
- осуществление тренинговой работы в целях создания благоприятного психологического климата в учебных и рабочих коллективах ИСЭРТ РАН согласно плану развивающих занятий с аспирантами;
- организация дополнительных возможностей для отдыха и смены деятельности аспирантов согласно плану (экскурсии, общественные мероприятия, стажи-
ровки, конференции, творческие семинары, научные семинары-дискуссии и т. д.);
- предоставление обучающимся аспирантуры возможности индивидуальных психологических консультаций.
Таким образом, эмоциональный комфорт трудовой и обучающей деятельности аспирантов ИСЭРТ РАН свидетельствует о положительной картине психологического климата, которая способствует раскрытию потенциала испытуемых. Ввиду этого целесообразным представляется дальнейшее развитие и совершенствование направлений работы по психолого-педагогическому сопровождению аспирантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бутузова, Ю. А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности [Электронный ресурс] / Ю. А. Бутузова / Омский научный вестник. - 2011. - № 5 (101). - Режим доступа : http://cyberleninka.rU/artide/n/psihologicheskaya-suschnost-emotsionalnogo-sostoyaniya-lichnosti
2. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М., 2006.
3. Егорихина, С. Ю. Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта работы аспирантуры ИСЭРТ РАН) [Текст] / С. Ю. Егорихина, Н. Н. Подволоцкая // Проблемы развития территории. - 2012. - № 4 (60). - С. 123-132.
4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2007. - 783 с.
5. Кулакова, А. Б. Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] / А. Б. Кулакова, И. А. Королева // Вопросы развития территории. - 2013. - № 4. - Режим доступа : http://goo.gl/Smc1Fg
6. Леонидова, Г. В. Генерация знаний талантливой молодежи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления [Текст] / Г. В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1. - С. 90-100.
7. Леонидова, Г. В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства [Текст] : монография / Г. В. Леонидова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.
8. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] / В. И. Попова, С. Ю. Егорихина, Л. В. Жданова, И. А. Королева, А. Б. Кулакова. - Кн. 2 : Подсистема послевузовского образования. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - 138 с.
9. Поярова, Т А. Психология индивидуальных различий [Текст] / Т А. Поярова. - Вологда, 2001. - С. 55-66.
10. Психология [Текст] : словарь / под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. -М. : Политиздат, 1990. - 494 с.
11. Результаты деятельности экономического школьного факультатива Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН за 2011/2012 учебный год [Текст] : отчет о НИР / исполн. В. И. Попова, О. Ю. Гарманова, О. Ю. Зябкина, И. А. Королева, А. Б. Кулакова. - Вологда, 2013. - 103 с.
12. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. - М., 1979.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Т 2. - СПб. : «Питер», 1998.
14. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
15. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2002. - 365 с.
16. Яньшин, П. В. Исследование эмоционального состояния группы методом взаимного цветового оценивания [Текст] / П. В. Яньшин // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 128-138.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Кулакова Анна Борисовна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: coolepik@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.
Kulakova A.B.
RESEARCH IN THE DYNAMICS OF THE EMOTIONAL STATE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS AND PROFESSIONAL ACTIVITY
The article is devoted to the increasing role of the emotional state of a person in any sphere, including educational and professional. It substantiates the urgency of the matter under consideration and the necessity of systematic and purposeful activity on the study of post-graduate students' emotional state during the learning or working process. It presents the experience of the group of psychological and pedagogical support at the Research-and-Education Center for Economics and Information Technology of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. The work considers goals and objectives of the group, the main directions of its activity -diagnostic, developmental, preventive-educational. Under the diagnostic direction the group studies the emotional state of post-graduate students of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences, which reveals the emotional attitude of respondents to the following components: work, education, relationships with a supervisor, colleagues and a department head. We analyze research results and indicators dynamics by each studied criterion for the period 2009 - 2015. In addition, we present the detailed analysis in the assessment of emotional comfort of graduate students by scientific departments, since psychological climate at the workplace has a direct impact on the health and emotional state of employees. To confirm high results of the monitoring of the emotional state of post-graduate students we present the dynamics of their publication activity and the number of dissertation defenses, i.e., those indicators that prove the effectiveness of scientific activity of post-graduate students. The final part of the article identifies the measures that promote optimization of emotional comfort of the surveyed and formulates the conclusions regarding the feasibility of further development and improvement of work on psycho-pedagogical support of post-graduate students of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences.
Emotional state, study of emotional state, dynamics of emotional state, psychological-pedagogical support of post-graduate students.
REFERENCES
1. Butuzova Yu. A. Psikhologicheskaya sushchnost' emotsional'nogo sostoyaniya lichnosti [Psychological nature of the emotional state of a person]. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk scientific bulletin], 2011, no. 5 (101). Available at : http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-emotsional-nogo-sostoyaniya-lichnosti
2. Gamezo M. V., Domashenko I. A. Atlaspo psikhologii [Psychological atlas]. Moscow, 2006.
3. Egorikhina S. Yu., Podvolotskaya N. N. Podgotovka nauchnykh kadrov dlya ekonomiki regiona (iz opyta raboty aspirantury ISERT RAN) [Preparation of scientific personnel for the economy of the region (experience of ISEDT RAS post-graduate school)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of territory's development], 2012, no. 4 (60), pp. 123-132.
4. Il'in E. P. Emotsii i chuvstva [Emotions and feelings]. Saint-Petersburg : Piter, 2007. 783 p.
5. Kulakova A. B., Koroleva I. A. Emotsional'noe sostoyanie kak faktor uspeshnosti uchebnoi i professional'noi deyatel'nosti obuchayushchikhsya [Emotional state as a factor in the success of educational and professional activity of students]. Voprosy razvitiya territorii [Issues of territorial development], 2013, no. 4. Available at : http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=2935
6. Leonidova G. V. Generatsiya znanii talantlivoi molodezhi v interesakh intellektualizatsii chelovecheskogo kapitala: metody i formy osushchestvleniya [Generation of knowledge of the talented youth in the interests of human capital intellectualization : methods and forms of its implementation]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2011, no. 1, pp. 90-100.
7. Leonidova G. V. Teoriya i praktika formirovaniya nauchno-obrazovatel'nogo prostranstva : monografiya [Theory and practice of formation of scientific-educational space : monograph]. Vologda : ISERT RAN, 2010. 272 p.
8. Popova V. I., Egorikhina S. Yu., Zhdanova L. V., Koroleva I. A., Kulakova A. B. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii. Kn. 2 : Podsistema poslevuzovskogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research-and-Education Center: 10 years. From idea to implementation. Book 2 : Subsystem of postgraduate education]. Vologda : ISERT RAN, 2013. 138 p.
9. Poyarova T. A. Psikhologiya individual'nykh razlichii [Psychology of individual differences]. Vologda, 2001, pp. 55-66.
10. Psikhologiya : slovar' [Psychology : dictionary]. Under editorship of. A. V. Petrovskii, M. G. Yaroshevskii. Edition 2. Moscow : Politizdat, 1990. 494 p.
11. Rezul'taty deyatel'nosti ekonomicheskogo shkol'nogo fakul'tativa Nauchno-obrazovatel'nogo tsentra ISERT RAN za 2011/2012 uchebnyigod: otchet o NIR [Results of the economic school elective course of the ISEDT RAS Research-and-Education Center for the academic year of 2011/2012 : research report]. Executed by V I. Popova, O. Yu. Garmanova, O. Yu. Zyabkina, I. A. Koroleva, A. B. Kulakova. Vologda, 2013. 103 p.
12. Reikovskii Ya. Eksperimental'naya psikhologiya emotsii [Experimental psychology of emotions]. M., 1979.
13. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint-Petersburg : "Piter", 1998.
14. Uruntaeva G. A. Detskaya psikhologiya [Child psychology]. Moscow : Izdatel'skii tsentr "Akademiya", 2001. 336 p.
15. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow, 2002. 365 p.
16. Yan'shin P. V. Issledovanie emotsional'nogo sostoyaniya gruppy metodom vzaimnogo tsvetovogo otseni-vaniya [Study of the emotional state of the group method of mutual color assessment]. Voprosy psikhologii [Issues of psychology], 2000, no. 3, pp. 128-138.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kulakova Anna Borisovna - Junior Research Associate at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: coolepik@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.