Гуманитарные науки
© Кулакова А.Б., Фомина Ж.В.
ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПИРАНТУРЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИЙ
КУЛАКОВА АННА БОРИСОВНА
инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: coolepik@yandex.ru
ФОМИНА ЖАННА ВАСИЛЬЕВНА
младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: zhasik16@ya.ru
Проблема развития интеллектуального потенциала территорий является актуальной для российского общества. В современном научно-образовательном пространстве существует множество технологий, разработок, новых практических решений, которые необходимо популяризировать среди молодых ученых. В связи с этим вопросы всестороннего становления высококвалифицированных кадров в регионе выходят на первый план. В данной статье представлен опыт психологического сопровождения обучающихся аспирантуры Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук.
В научной публикации обоснована актуальность проблемы, перечислены основные направления работы специалистов группы психолого-педагогического сопровождения Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН, ее цель и задачи, а также раскрыта значимость этой деятельности в процессе исследовательского и личностного становления молодыхученых. Изложена классификация проводимых диагностических исследований, перечислены примеры развивающих просветительских занятий. Показано, что важную роль в развитии интеллектуального потенциала территорий играет комплексный подход к формированию профессионального статуса аспиранта.
В ходе исследования выявлены основные критерии эффективной работы по обеспечению социального и эмоционального комфорта молодых ученых, представлена информация о результатах данного направления деятельности Научно-образовательного центра
ИСЭРТ РАН, сделаны выводы о том, что развитие интеллектуального потенциала территорий зависит не только от профессиональных достижений ученых, но и от их личностных особенностей.
Интеллектуальный потенциал, человеческий капитал, психологическое сопровождение, образовательный процесс, научно-образовательный центр.
Ключевая характеристика современного этапа цивилизационного развития -резкое возрастание роли человека в системе факторов производства, это обусловлено необходимостью глубокой социальной переориентации экономических приоритетов. Человек ставится в центр социально-экономической системы, потребность в самореализации становится конечной целью производства и условием его устойчивого развития. На первый план выдвигается обеспечение реализации интеллектуального потенциала, который имеет одно из первостепенных значений для государства, так как в современных условиях основным ресурсом развития и конкурентоспособности страны становится не сырье, физический труд и техническая мощь, а умственные способности.
Именно интеллектуальный потенциал территорий - один из серьезных показателей инвестиционной привлекательности. Поэтому для успешного развития страны, поддержания статуса «мировой державы» необходим качественный рывок в сфере науки и образования посредством всесторонней подготовки высококвалифицированных кадров в области экономики и управления. Учреждениям образования и науки следует уделять особое внимание не только профессиональному становлению молодых ученых, но и их личностному развитию, а также обеспечению эмоционального и социального комфорта [8, с. 36].
На фоне высоких темпов инновационного развития становится все более актуальной проблема формирования и эффективного использования интеллектуаль-
ного потенциала, определяемого общим уровнем развития образования, науки и культуры.
Особую значимость данный вопрос приобретает при разработке программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся аспирантуры. Решающее значение имеет признание интеллектуального потенциала не только как фактора профессионального роста, но и как фактора личностного становления молодого ученого.
Цель данного исследования - выявление значимости психологического сопровождения личности аспиранта как способа формирования интеллектуального потенциала территорий.
Проблема формирования интеллектуального потенциала региона привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей.
Так, И.И. Максименко в своих работах уделяет особое внимание роли и значению системы образования и научно-исследовательских учреждений в инновационном развитии человеческого потенциала территорий. Ученый рассматривает данный вопрос, опираясь на труды отечественных исследователей: А.Г. Гранберга, А.И. Татаркина, О.А. Козловой, Ю.К. Перского, А.В. Гре-бенкина, Ю.Г. Лавриковой, которые освещают приоритетные социально-экономические проблемы развития регионов.
Отдельные аспекты экономики знаний отражаются в трудах Р. Акоффа, Э. Брукинг, К. Вига, П. Друкера, А.Л. Гапоненко, Н.В. Казаковой, А.Н. Козырева, Б.Б. Леонтьева, Т.Ю. Лифановой, Ж.А. Мингалевой, С.А. Митрофанова [9, с. 370].
Вместе с тем недостаточно исследованными остаются вопросы интеграции интеллектуального и личностного потенциала, отсутствует обобщенная картина состояния интеллектуального потенциала в регионе. Малоизученными являются также подходы к формированию интеллектуального потенциала и тенденции его развития в условиях перехода к инновационной экономике.
Уровень образования и состояние науки в стране связаны напрямую. Но наука менее инертна, чем система образования, и за годы реформ она претерпела весьма существенные изменения. Более чем вдвое сократилась численность научного персонала, причем отечественная наука теряла и квалифицированных специалистов. Произошло старение научных кадров, ибо ослаб приток молодежи, в результате чего по многим направлениям остро встала проблема преемственности научных поколений. Значительно снизился престиж науки и научного труда, который в советские времена был достаточно высок. Задача современного общества состоит в обеспечении научной среды молодыми кадрами, способными не только вести исследования, но и формулировать инновационные подходы к решению научных проблем. Новое поколение ученых нуждается в качественной теоретической подготовке, сопряженной с полноценным развитием личностных особенностей.
В связи с этим возрастает необходимость в обосновании значимости психологического сопровождения молодых ученых в русле становления и развития человеческого потенциала территорий.
На территории Вологодской области подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру осуществляют 7 вузов и одна научная организация - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт
социально-экономического развития территорий Российской академии наук (ИСЭРТ РАН).
Одной из важнейших задач деятельности ИСЭРТ РАН является подготовка высококвалифицированных кадров в области экономики и управления, которые активно включаются в деятельность, связанную с решением проблем ускорения социально-экономического развития региона.
Подготовка научных кадров высшей квалификации в Институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляется через аспирантуру с 1996 года. Основная цель аспирантуры - постоянное развитие новых перспективных направлений подготовки научно-педагогических кадров из числа наиболее талантливых выпускников для вовлечения их в научно-образовательный процесс. Особенностями подхода к подготовке молодых ученых являются непрерывное образование, связь теории с практикой, использование разноплановых методов обучения.
Процесс подготовки молодых ученых в ИСЭРТ РАН основан на принципе комплексного подхода в обучении и воспитании личности. Его основными положениями являются требования единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса, ориентации на всестороннее развитие личности путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий образования, что обусловливает необходимость научного теоретического и практического обобщения [10, с. 85].
Психологическое сопровождение является важным направлением поддержки аспирантов в ходе их обучения и профессионального становления. Его необходимость продиктована двойственной спецификой положения аспиранта, сущность которой заключается в совмещении учеб-
ной и профессиональной деятельности и, как следствие, преодолении возникающих трудностей при их дисгармонии.
Поступление в аспирантуру является продолжением профессионального становления человека, в течение которого он должен научиться владеть способами научного познания, определять направления своих действий, ставить цель, находить наиболее эффективные способы управления образованием. Во многом такие важные для аспиранта аспекты деятельности, как степень самостоятельности при выборе темы диссертации, смелость в отстаивании своей точки зрения, видение проблемы, умение адекватно принимать замечания и критику, выдерживание ситуации постоянного планирования, стремление достичь успеха в какой-либо области имеют в своей основе психологическую составляющую.
Поэтому процессы обучения и профессионального становления аспирантов в ходе их реализации должны сопровождаться специалистами-психологами. Особенностью деятельности группы психолого-педагогического сопровождения ИСЭРТ РАН является не только проведение диагностики личностного развития аспирантов, уровня их адаптации в новых условиях, но и организация тренингов, развивающих занятий, оказание консультативной помощи, а также психологическое просвещение и профилактика.
В Институте социально-экономического развития территорий РАН целью психологического сопровождения обучающихся аспирантуры является формирование и развитие благоприятных социально-психологических условий для осуществления успешной учебной и профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели выполняется ряд задач:
- способствовать формированию и развитию профессионально важных качеств личности;
- актуализировать саморазвитие аспирантов, вовлекать их в учебный процесс на основе интеллектуализации, гуманизации и фундаментализации содержания управления профессиональным образованием;
- содействовать интеллектуальному и профессиональному становлению и развитию аспирантов ИСЭРТ РАН;
- определять психоэмоциональное состояние, мотивационную сферу обучающихся с помощью психологических диагностик и осуществлять их коррекцию на основании полученных результатов;
- развивать навыки эффективного общения, публичного выступления, защиты от манипуляций, способствовать созданию благоприятного психологического климата в учебных и рабочих коллективах.
Основная деятельность группы психологического сопровождения аспирантов, направленная на решение поставленных задач, осуществляется в ходе системной реализации диагностического, развивающего, профилактико-просветительского направлений (рис. 1) [6].
Деятельность в рамках каждого направления носит творческий характер и, в первую очередь исходя из потребностей аспирантов в ходе учебного и профессионального процессов, специалистами используются такие формы и методы работы, как развивающие занятия, деловые игры, психологические тестирования, мониторинги оценки, опросы, социально-психологические тренинги, групповые и индивидуальные занятия, научно-методические семинары и т. д.
Приоритетами в деятельности психологической группы по отношению к сопровождению аспирантов являются социально-психологический комфорт, личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие, психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Рис. 1. Система психологического сопровождения аспирантов в учебном и профессиональном становлении
Таблица 1. Направления работы психологической группы с аспирантами I курса ИСЭРТ РАН
Направление работы Мероприятие Цель
Развивающее, просветительское Адаптационные тренинги Оптимизация прохождения аспирантами адаптацион-ного периода, активное включение новичков в учебные и профессиональные процессы путем установления коммуникации в группе.
Диагностическое Диагностика уровня адаптации Выявление уровня адаптации аспирантов-первокурс-ников, разработка мер по дальнейшей работе с группой.
Основной задачей психологов ИСЭРТ РАН по сопровождению вновь поступивших в аспирантуру является создание наиболее благоприятных условий для их «вливания» в учебный и профессиональный процессы, эффективного освоения новой социальной роли, принятия новых прав и обязанностей.
В связи с этим обучающимся I курса уделяется особое внимание, для них разработана целая система мероприятий, позволяющая ускорить процесс адаптации к условиям деятельности, к коллективу и будущей профессии (табл. 1).
Работа с поступившими в аспирантуру обучающимися начинается с цикла развивающих тренинговых занятий, первоочередной задачей которых является налаживание коммуникации в группе, установление контактов между участниками, формирование базы для принятия новых условий учебы и работы.
Все занятия проходят в ресурсном кругу и соответствуют основным принципам реализации адаптационного тренинга:
- самораскрытие (предоставление участникам возможности в течение занятия выразить свои истинные мысли и чувства, переживания, возникшие у них в адаптационный период);
- доброжелательность (проявление теплоты и дружеских взаимоотношений между участниками тренинга, исключение неприязни и агрессии);
- психокоррекционный эффект (помощь участнику в личностном самопознании и становлении, в преодолении комплексов, связанных с будущей учебной и профессиональной деятельностью);
- добровольная активность (участие в занятии и выполнение упражнений осуществляется не за счет давления и принуждения, а путем поощрения участников);
- индивидуальный подход (учет индивидуально-психологических особенностей участников: темперамент, характер, уровень развития контактности и организаторских способностей, самооценка, мотивы выбора профессии, уровень тревожности, показатели самочувствия, настроения и активности и др.).
Тематика занятий обусловлена особенностями прохождения аспирантами адаптационного периода и охватывает множество областей. Так, сотрудниками психологической группы были проведены следующие занятия, направленные на поддержку аспирантов при прохождении адаптационного периода: «Я - аспирант», «Мой путь в науке», психологическая игра «Формула хорошего настроения», «Кодекс корпоративной этики», «Я в науке», «Кто такой аспирант?», «Эффективное управление временем», «Командообразование» и др.
Проведение данных занятий осуществляется параллельно с другой внеучеб-ной деятельностью (экскурсии, семинары) и оказывает позитивный эффект на прохождение первокурсниками адаптационного периода обучения.
По итогам воплощения на практике цикла развивающих занятий специалистами группы психологического сопровождения проводится исследование, призванное осуществить контроль эффективности работы, - диагностика уровня адаптированности аспирантов первого года обучения в ИСЭРТ РАН.
Исследование проводится с 2011/2012 уч. г. и позволяет судить о протекании адаптационного периода у новичков, а также проанализировать их мотивационную сферу и выстроить план дальнейшей работы.
К основным трудностям, с которыми сталкиваются первокурсники во время освоения нового учебного и рабочего пространства, относятся: овладение большими объемами информации, вхождение в новый режим работы, поэтапное
планирование дальнейшей деятельности, отсутствие опыта в написании НИР, сложность в выборе темы диссертации и в ее обосновании.
По итогам опроса, проведенного в 2014/2015 уч. г., в качестве факторов, влияющих на эффективность и результативность учебной и профессиональной деятельности, 80% опрошенных отмечают для себя наличие необходимой научной информации. На втором месте по значимости воздействующих факторов обозначены - возможность получать научную консультацию (60%), взаимоотношения с коллегами и руководителем (60%). 40% отмечают такой фактор, как возможность осуществлять публикационную деятельность, 30% - условия труда и возможность участвовать в конференциях и семинарах (рис. 2). Данное распределение ответов обусловлено тем, что на эффективность и результативность учебной и трудовой деятельности влияют все представленные факторы.
Результаты исследования 2014/2015 уч. года позволяют сделать вывод о том, что аспиранты первого года обучения пребывают в активном работоспособном (60%) и спокойном, ровном (40%) состояниях на рабочих местах, не испытывают дискомфорта, с интересом посещают проводимые мероприятия в ИСЭРТ РАН и чувствуют поддержку в новом коллективе. Все это свидетельствует об отсутствии тревожности, негативных эмоций в период адаптации. К основным трудностям были отнесены те моменты, которые связаны с отсутствием опыта в области научного знания, что в свою очередь является закономерным и исправимым по мере увеличения стажа работы и обучения в рамках ИСЭРТ РАН.
Все показатели, полученные по результатам диагностики адаптированности аспирантов первого года обучения, учитываются в дальнейшей работе с ними.
Возможность участвовать в конференциях Условия труда Возможность публиковаться Взаимоотношения в коллективе Возможность получать консультацию Наличие необходимой информации
40
80
30
30
60
60
0
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Что из перечисленного влияет на эффективность и результативность Вашей учебной и профессиональной деятельности?», % от числа опрошенных
После прохождения адаптационного периода социально-психологическое сопровождение аспирантов продолжается. Его цель состоит в психологическом мониторинге процесса учебного и профессионального становления, в отслеживании и своевременном предупреждении возникающих трудностей, создании благоприятного настроя на деятельность [7].
В рамках развивающего направления работы для обучающихся аспирантуры один раз в два месяца проводятся занятия с элементами тренинга. Их тематика очень разнообразна, т. к. чаще всего они разрабатываются как самостоятельные, логически завершенные занятия и рассчитываются на определенный временной промежуток (1 час). Их посещают аспиранты всех курсов по желанию и в зависимости от заинтересованности той или иной темой. Сотрудниками психологической группы были проведены такие занятия, как «Целеполагание», «Сотрудничество в группе», «Эффективное распределение времени», «Способы снятия эмоционального напряжения», «Навыки ассертив-ного поведения», «Публичное выступление», «Приемы саморегуляции» и др. В таблице 2 представлены темы занятий, проводимых в 2014/2015 уч. году
Развивающие занятия способствуют достижению общей цели психологической поддержки и сопровождения - формированию благоприятных социально-психологических условий для успешной учебной и профессиональной деятельности аспирантов ИСЭРТ РАН.
Диагностическое направление является наиболее приоритетным и масштабным по своему содержанию и включает в себя проведение на протяжении всего периода обучения аспирантов психологических диагностик.
За годы развития психологического сопровождения аспирантов в ИСЭРТ РАН сформирован портфель апробированных диагностик (табл. 3).
В связи с тем, что итоги всех исследований за многолетний период работы группы психологического сопровождения являются достаточно объемными по своему содержанию, представим динамику результатов по двум наиболее показательным диагностикам в отношении профессионального и учебного становления аспирантов: диагностику мотивационной сферы аспирантов ИСЭРТ РАН и их эмоциональной сферы.
1. Успешность обучения в аспирантуре во многом зависит от мотивированности аспиранта на данный вид деятельности.
Таблица 2. Развивающие психологические занятия с аспирантами I - III курсов в 2014/2015 уч. г.
№ п/п Название Цель Месяц проведения
1 «Искусство быть лидером» Определение лидерских качеств, формирование позиции лидера Октябрь
2 «Коллаж мечты - техника работы с целями» Формирование образа желаемого, постановка целей на будущий год Декабрь
3 «Способы развития быстроты мышления» Освоение способов тренировки скоростного мышления Февраль
4 «Самоконтроль» Управление эмоциями, овладение способами контроля над собой Апрель
Таблица 3. Диагностики аспирантов в период функционирования группы психологического сопровождения
Название диагностики Методика Цель
Диагностика адаптации аспирантов первого года обучения - анкета, разработанная специа-листами СПГ; - опросник готовности к про-фессиональной деятельности (В. Симонов, Ю. Дементьева). - определение уровня овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками; - выявление уровня освоения социально-психологических особенностей организации, позитивного взаимодействия и сотрудничества с ее коллективом.
Диагностика мотивационнойсферы - методика А.А. Реана, В.А. Якунина; - методика Ч.Д. Спилберга. - определение доминирующих мотивов обучения аспирантов ИСЭРТРАН.
Диагностика эмоциональной сферы - анкета качественного анализа эмоционального комфорта аспирантов, разработанная специалистами СПГ; - методика «Самочувствие. Активность. Настроение» (В.А. Доскин); - цветовой тест эмоциональных состояний (модификация теста М. Люшера). - отслеживание уровня эмоцио-нального комфорта испытуемых для профилактики стрессовых ситуаций, способных отрицательно влиять на учебный и рабочий процессы.
Диагностика интеллектуальных умений - тест интеллектуальных и профессиональных способностей (ТИПС). - определение основных особенностей структуры интеллекта аспирантов, выявление способностей к научно-исследовательской деятельности.
Диагностика личностной сферы - методика изучения выраженности личностных качеств (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); - методика склонностей к твор-ческому и исполнительскому труду (А.Г. Грецов); - самооценка и экспертная оценка проявлений личностных качеств в деятельности; - диагностика межличностных отношений (Т. Лири); - методика предрасположенности к конфликтному поведению (тест К. Томаса). - определение основных особеностей структуры интеллекта, индивидуальных черт и способностей личности.
Рассмотрим результаты диагностики мо-тивационной сферы аспирантов в период 2006/2007 - 2012/2013 уч. гг.
Изучение доминирующих мотивов обучения в аспирантуре осуществлялось на основе списка мотивов, предложенного А.А. Реаном и В.А. Якуниным. Результаты исследования представлены в таблице 4, где «+» означает выделение данного мотива в качестве приоритетного большинством испытуемых (более 70%), а «-» - невостребованность мотива (менее 10% от числа опрошенных).
Данное распределение мотивов обучения в аспирантуре ИСЭРТ РАН свидетельствует о том, что в период с 2006/2007 -2014/2015 уч. гг. в числе главных мотивов были отмечены как наиболее приоритет-
ные следующие: желание заниматься научно-исследовательской деятельностью (100%); конкурентоспособность на рынке труда (89%). На втором месте по значимости был обозначен мотив - реализоваться в будущем как научный сотрудник (78%). На третьем месте - желание преподавать (67%).
Такого рода распределение выбора мотивов обучения доказывает, что познавательная мотивация выступает главной доминантой в сравнении с ситуативными причинами обучения в аспирантуре.
В связи с этим можно сделать вывод, что мотивация является осознанной и не противоречит внутренним мотивам личностей аспирантов. Это в свою очередь создает благоприятные условия
Таблица 4. Доминирующие мотивы аспирантов ИСЭРТ РАН в 2006/2007 - 2014/2015 уч. гг.
Доминирующие мотивы обучения в аспирантуре 2006/2007 уч. г. 2007/2008 уч. г. 2008/2009 уч. г. 2009/2010 уч. г. 2010/2011 уч. г. 2011/2012 уч. г. 2012/2013 уч. г. 2013/2014 уч. г. 2014/2015 уч. г.
Конкурентоспособность на рынке труда + - + + + + + + +
Желание реализоваться в будущем как научный сотрудник + + - + + + - + +
Желание заниматься научно-исследовательской работой + + + + + + + + +
Престижность обучения в аспирантуре - - + + - + + - +
Перспективность научной сферы деятельности + + - + + - - - -
Желание преподавать - - + - + + + + +
для полноценной реализации обучающихся аспирантуры в научном сообществе [10, с. 67].
С целью отслеживания уровня эмоционального комфорта аспирантов и профилактики стрессовых ситуаций, способных отрицательно влиять на процессы их трудовой и учебной деятельности, специалистами социально-психологической группы с 2009 уч. года проводится исследование эмоциональной сферы аспирантов. Данная диагностика испытуемых осуществлялась с помощью анкеты качественного анализа эмоционального комфорта аспирантов, которая выявляет эмоциональное отношение респондентов к следующим составляющим их деятельности: работе, процессу обучения, взаимоотношениям с научным руководителем, общению с коллегами, взаимодействию с руководителем отдела.
Испытуемым предлагалось оценить утверждения об эмоциональном состоянии по 10-балльной шкале (от 1 - «крайне негативное» до 10 - «максимально положительное»).
В период 2009 - 2015 гг. наблюдается стабильный рост показателя эмоционального отношения к учебе, который увеличился на 0,3 балла в сравнении с прошлым годом и на 1,1 балла в сравнении с 2009 годом (рис. 3). Показатель эмоционального отношения к работе соответствует 8,8 баллам, что превышает предыдущие показатели в среднем на 0,9 балла. Из этого
следует, что учебная и профессиональная деятельность аспирантов в настоящий момент удовлетворяет их, соответствует ожиданиям, раскрывает образовательный и трудовой потенциал, развивает профессионально важные качества.
Динамика показателя эмоционального комфорта аспирантов с руководителем отдела в период 2009 - 2015 гг. варьируется от 8,3 до 9,5 баллов. Количество баллов, полученное в 2015 году, равно 8,7, что соответствует среднему значению за 7 лет. Показатель эмоционального комфорта в коллективе снизился на 0,7 балла по сравнению с предыдущим годом и соответствует 9,1 баллам. Однако данное значение соответствует среднему показателю (9,1 балла) за исследуемый период. Этот факт позволяет судить о стабильном эмоциональном фоне на рабочих местах, создании партнерских взаимоотношений между аспирантами и другими сотрудниками.
С 2009 года по настоящий момент показатель эмоционального комфорта аспирантов с научным руководителем увеличился на 0,2 балла и соответствует 8,8 баллам.
Следует отметить, что по некоторым параметрам диагностики эмоционального комфорта аспирантов выявлено незначительное снижение показателей в сравнении с результатами прошлого года: эмоциональное отношение к работе (с 9,2 до 8,8 баллов), эмоциональный комфорт с руководителем отдела (с 9,5 до 8,7 баллов), эмоциональный комфорт с коллегами
Эмоциональный комфорт с научным руководителем
■ 9,1 6
9,0 8,9 9,0
9,1
Эмоциональный комфорт с коллегами
9,8 9,6
9,1 8,9
9,0
8,7
Эмоциональный комфорт с руководителем отдела
9,1
8,3
9,2
Эмоциональное отношение к работе
8,4
7,8
7,4 7,6
Эмоциональное отношение к учебе
8,1 7,9
7,5
0 2 4 6 8
■ 2015 г. ■ 2014 г. ■ 2013 г. ■ 2012 г. ■ 2011г. ■ 2010 г. ■ 2009 г.
Рис. 3. Динамика уровня эмоционального состояния аспирантов в период 2009 - 2015 гг.
(с 9,8 до 9,1 баллов), эмоциональный комфорт с научным руководителем (с 9,6 до 8,8 баллов). Причиной такого распределения исследуемых показателей в 2015 году может являться сложная социально-экономическая ситуация в стране и регионе, что негативно влияет на эмоциональное состояние аспирантов ИСЭРТ РАН.
Таким образом, сравнительный анализ выявил положительную динамику показателей эмоционального отношения аспирантов ИСЭРТ РАН к учебному процессу, а также спокойное, здоровое эмоциональное состояние по остальным исследуемым параметрам.
Далее представим опыт функционирования профилактико-просветительского
направления деятельности ППГ, осуществление работы которого объединяет аспирантов всех курсов.
В рамках просветительской работы с аспирантами специалистами группы психологического сопровождения на протяжении всего учебного процесса проводятся информационные занятия. Каждое такое мероприятие включает в себя определенные цели, направленные на просвещение и социально-культурное развитие аспирантов, а также профилактические меры в формировании знаний правил дорожного движения, норм светского и делового этикета, базовых знаний по психологии общения, навыков здорового образа
Таблица 5. Реализация профилактико-просветительского направления работы с аспирантами
Мероприятие Цель Формы и методы
Неделя этикета Совершенствование знаний об общих нормах современного этикета, касающихся взаимоотношений людей в учебной и профессиональной деятельности, ознакомление с особенностями речевого этикета, цветочного этикета, этикета деловых переговоров. Викторина, деловая игра, тематическая презентация и др.
Неделя Вологды Формирование социально-активной гражданской позиции личности через знакомство с историей города, его символикой, основными достопримечательностями и яркими личностями. Тематическая презентация, командная игра
Неделя психологии Повышение психологической компетентности, формирование представлений о важности психологической науки, активизация познавательного интереса и любознательности обучающихся, содействие развитию личности аспиранта, популяризация психологических знаний и деятельности психолого-педагогической группы НОЦ. Информационное сообщение, психологическое тестирование
Неделя здоровья Формирование в сознании обучающихся установки на здоровый образ жизни, ответственного и бережного отношения к собственному здоровью, а также расширение кругозора об истории олимпийских игр и особенностях их проведения, привитие единого олимпийского духа, который развивает нравственные и патриотические ценности у аспирантов НОЦ. Гимнастика на свежем воздухе, информационное сообщение, тематическая презентация, викторина, дискуссия и др.
жизни и т. д. Для этого используются разнообразные формы и методы работы (табл. 5).
Таким образом, направление деятельности по психологическому просвещению и профилактической работе с аспирантами является дополняющим вектором в работе психологической группы. Реализация мероприятий в рамках данного направления ориентирована на создание условий для приобретения психологических знаний и навыков, необходимых для достижения успеха в различных сферах жизни и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности аспиранта.
Обобщая итоги работы по психологическому сопровождению молодых ученых ИСЭРТ РАН, можно сделать следующие выводы:
- деятельность по психологическому сопровождению аспирантов I - III курсов реализуется в рамках диагностического, развивающего, профилактико-просвети-тельского направлений работы и ориентирована на достижение общей цели - формирования благоприятных социально-психологических условий для успешной учебной и профессиональной деятельности обучающихся аспирантуры ИСЭРТ РАН;
- для достижения поставленной цели в работе используются разнообразные формы (деловая игра, тренинг, дискуссия, просмотр информационных фильмов и
др.) и методы (анкетирование, опрос и др.) групповой и индивидуальной работы;
- контроль эффективности проводимых занятий осуществляется посредством диагностических исследований, проведение которых позволяет отслеживать результаты и совершенствовать процесс сопровождения;
- в рамках каждого из выделенных направлений работа носит систематический характер, что повышает ее эффективность и продуктивность.
Подводя итоги, следует сказать о том, что психологическое сопровождение молодого ученого благоприятно влияет на его профессиональное и личностное развитие, самореализацию и формирование исследовательских компетенций, что в свою очередь оптимальным образом способствует целостному становлению интеллектуального потенциала территорий. Именно он является интегрирующим показателем внутренних источников, возможностей, решения социальных, политических, идеологических, культурных и других проблем региона и страны, потому что мировое сообщество вступает в новую эпоху. В связи с этим становится жизненно важным наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциала личности, использование новых открытий и изобретений, основанных на моральных принципах и нравственных императивах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, С. В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям [Текст] / С. В. Андреев. - М., 1997. - 360 с.
2. Валеева, А. Ф. Качество интеллектуально-образовательного потенциала как фактор развития личности научного работника [Текст] / А. Ф. Валеева, Е. А. Михалева, М. А. Нугаев // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 8 - С. 72-73.
3. Дежина, И. Г. Опыт интеграции образования и науки на примере программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» [Текст] / И. Г. Дежина // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 1. - 150 с.
4. Егорихина, С. Ю. Подготовка научных кадров для экономики региона (из опыта аспирантуры ИСЭРТ РАН) [Текст] / С. Ю. Егорихина, Н. Н. Подволоцкая // Проблемы развития территории. -2012. - № 4. - С. 123-132.
5. Ильин, В. А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития [Текст] / В. А. Ильин, К. А. Гулин, Т. В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3. - С. 23-30.
6. Кулакова, А. Б. Диагностическое направление работы в НОЦ ИСЭРТ РАН [Электронный ресурс] /
A. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина // Вопросы территориального развития - 2014. - № 8 (18). - Режим доступа : http://goo.gl/HO79Cf
7. Кулакова, А. Б. Оценка степени адаптации молодых ученых к условиям трудовой и учебной деятельности в учреждении науки [Электронный ресурс] / А. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 4 (14). - Режим доступа : http://goo.gl/uX0hZx
8. Кунгурцева, Г. Ф. Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа [Текст] / Г.Ф. Кунгурцева // Омский научный вестник. - 2010. - № 6 (92). - С. 34-38.
9. Максименко, И. И. Научный потенциал в сфере высшего образования [Текст] / И. И. Максименко // Научно-технические ведомости СПбГПУ - 2008. - № 6. - С. 366-371.
10. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] : в 2-х кн. /
B. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, Г. В. Леонидова, О. Ю. Гарманова, С. Ю. Егорихина, Л. В. Жданова, И. А. Королева, А. Б. Кулакова. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 2 : Подсистема послевузовского образования. - 126 с.
11. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре [Текст] / Н. Г. Стронгин, Б. И. Бедный, Г. А. Максимов, А. А. Миронос // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 2. - С. 45-51.
12. Петров, В. Ю. Критерии оценки качества подготовки кадров высшей квалификации [Текст] / В. Ю. Петров, В. Ю. Столбов, М. Б. Гитман // Высшее образование в России. - 2008. - № 8. - С. 13-19.
13. Фомина, Ж. В. Методические аспекты подготовки научных кадров в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития Российской академии наук [Текст] / Ж. В. Фомина // Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе : сб. материалов VIII Международной науч.-практ. конф., г. Сыктывкар. - Сыктывкар, 2014. - С. 258-261.
14. Фомина, Ж.В. Научные семинары-дискуссии как способ овладения риторической компетенцией [Текст] / Ж. В. Фомина, А. Б. Кулакова // Проблемы развития территории. - 2014. - № 3 (71). - С. 126-133.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кулакова Анна Борисовна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: coolepik@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.
Фомина Жанна Васильевна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького д. 56а. E-mail: zhasik16@ya.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.
Kulakova A.B., Fomina Zh.V.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF GRADUATE STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF TERRITORIES
The problem of development of intellectual potential of territories is important for the Russian society. Modern scientific and educational space has many technologies, developments and new practical solutions that should be popularized among young scientists. In this regard', the comprehensive formation of highly qualified personnel in the region is coming to the fore. This article presents the experience of psychological support of graduate students studying at the graduate school under the Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science.
The article substantiates the urgency of problem and highlights the main directions of work of the team of specialists of psycho-pedagogical support at ISEDT RAS Research-and-Education Center, its purpose and goals. The authors also show the importance of this activity in research and in the personal development of young scientists. The article contains a classification of diagnostic studies carried out at the Center, gives examples of developmental education classes. The authors show that the holistic approach to the development of professional status of a graduate student plays an important role in the development of intellectual potential of territories. The study identifies key criteria of effective work to promote social and emotional well-being of young scientists, provides information about the results of this activity at ISEDT RAS Research-and-Education Center; the authors conclude that the development of intellectual potential of territories depends not only on the professional achievements of scientists, but also on their personal characteristics.
Intellectual potential, human capital, psychological support, educational process, research-and-education center.
REFERENCES
1. Andreev S. V. Kadrovyi potentsial i problemy zanyatosti v usloviyakh perekhoda Rossii k rynochnym otnos-heniyam [Human Resources and Employment Issues under the Conditions of Russia's Transition to a Market Economy]. Moscow, 1997. 360 p.
2. Valeeva A. F., Mikhaleva E. A., Nugaev M. A. Kachestvo intellektuabno-obrazovatel'nogo potentsiala kak faktor razvitiya lichnosti nauchnogo rabotnika [Quality of Intellectual and Educational Potential as a Factor in Development of a Scientist's Personality]. Fundamental'nye issledovaniya [Basic Research], 2008, no. 8, pp. 72-73.
3. Dezhina I. G. Opyt integratsii obrazovaniya i nauki na primere programmy "Fundamental'nye issledovaniya i vysshee obrazovanie" [Experience of Integration of Education and Science on the Example of the Program "Basic Research and Higher Education]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2007, no. 1, 150 p.
4. Egorikhina S. Yu., Podvolotskaya N. N. Podgotovka nauchnykh kadrov dlya ekonomiki regiona (iz opyta aspirantury ISERT RAN) [Preparation of Scientific Personnel for the Regional Economy (Experience of ISEDT RAS Postgraduate)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no. 4, pp. 123-132.
5. Ilyin V. A., Gulin K. A., Uskova T. V. Intellektual'nye resursy kak faktor innovatsionnogo razvitiya [Intellectual Resources as a Factor of Innovative Development]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2010, no. 3, pp. 23-30.
6. Kulakova A. B., Fomina Zh. V Diagnosticheskoe napravlenie raboty v NOTs ISERT RAN [Diagnostic Directions at ERC ISEDT RAS]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no. 8 (18). Available at: http://goo.gl/HO79Cf
7. Kulakova A. B., Fomina Zh. V. Otsenka stepeni adaptatsii molodykh uchenykh k usloviyam trudovoi i uchebnoi deyatel'nosti v uchrezhdenii nauki [Evaluation of the Degree of Young Scientists' Adaptation to Labor Conditions and Training Activities at the Institution of Science]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no. 4 (14). Available at: http://goo.gl/uX0hZx
8. Kungurtseva G. F. Intellektual'nyi potentsial lichnosti: opyt sotsiologicheskogo analiza [Intellectual Potential of a Person: Experience of Sociological Analysis]. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk Scientific Bulletin], 2010, no. 6 (92), pp. 34-38.
9. Maksimenko I. I. Nauchnyi potentsial v sfere vysshego obrazovaniya [Scientific Potential in Higher Education]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU [St. Petersburg State Polytechnical University Journal], 2008, no. 6, pp. 366-371.
10. Ilyin V. A., Shabunova A. A., Popova V. I., Leonidova G. V., Garmanova O. Yu., Egorikhina S. Yu., Zhdanova L. V., Koroleva I. A., Kulakova A. B. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii: v2-kh kn. Kn. 2: Podsistema poslevuzovskogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research-and-Educational Centre: 10 Years. From Idea to Implementation: in 2 Books. Book 1: Subsystem of Postgraduate Education]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 126 p.
11. Strongin N. G, Bednyi B. I., Maksimov G. A., Mironos A. A. O sovershenstvovanii sistemy podgotovki spetsialistov vysshei kvalifikatsii v aspiranture [On Perfection of the System to Prepare Specialists of Higher Qualification in Postgraduate Study]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2006, no. 2, pp. 45-51.
12. Petrov V. Yu., Stolbov V Yu., Gitman M. B. Kriterii otsenki kachestva podgotovki kadrov vysshei kvalifikatsii [Evaluation Criteria of the Quality of Highly Qualified Personnel Training]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2008, no. 8, pp. 13-19.
13. Fomina Zh. V. Metodicheskie aspekty podgotovki nauchnykh kadrov v Nauchno-obrazovatel'nom tsentre Instituta sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi akademii nauk [Methodological Aspects of Research Training in the Research-and-Educational Center of the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences]. Problemy razvitiya ekonomiki i sfery servisa v regione : sb. materialov VIII Mezhdunarodnoi nauch.-prakt konf. [Problems of Development of Economy and Service Industry in the Region: Materials of VIII International Research-to-Practice Conference]. Syktyvkar, 2014, pp. 258-261.
14. Fomina Zh.V., Kulakova A. B. Nauchnye seminary-diskussii kak sposob ovladeniya ritoricheskoi kompetentsiei [Scientific Seminars as a Way of Mastering the Rhetorical Competence]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2014, no. 3 (71), pp. 126-133.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Kulakova Anna Borisovna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: coolepik@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Fomina Zhanna Vasil'evna - Junior Research Associate at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of SocioEconomic Development of Territories of Russian Academy of Science. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: zhasik16@ya.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.