ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Джабиев Александр Петрович
кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36 E - mail: [email protected]
В статье рассматриваются современное состояние и перспективы развития таможенного администрирования. Показана роль таможенного администрирования в развитии внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности. Особое внимание уделяется проблеме создания современной высокотехнологичной, транспа-рентной и эффективной системы таможенного администрирования. Обосновывается идея о том, что важнейшим инструментом совершенствования таможенного администрирования является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику России. В качестве исследовательской задачи сформулированы основные перспективные направления по упрощению таможенных процедур и ускорению таможенных операций при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств.
THE INSTITUTE OF CUSTOMS ADMINISTRATION AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE
Dzhabiev, Alexander P.
PhD, Assitant Professor of the Department of Customs of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36, Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article examines the current state and prospects of development of the customs administration. The role of customs administration in the conditions of financial and economic crisis. The main attention is focused on the development and improvement of customs administration as a key link in the formation of the structure of foreign trade. The article substantiates the idea that the most important. As the research tasks outlined promising areas of customs procedures simplification and acceleration of customs operations at the customs clearance and customs control of the goods.
Ключевые слова: таможенное администрирование, внешнеторговая деятельность, таможенные процедуры, декларирование товаров, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, им-портозамещение, таможенная граница.
Keywords: customs administration, foreign economic activity, customs procedures, customs Declaration, the Customs Union, the release of goods.
Глобализация мировой экономики способствовала созданию современного экономического сообщества, где каждая национальная экономическая система тесно связана с другими. Проблемы в экономике одной страны могут привести к катастрофическим последствиям в экономике других государств и в экономическом сообществе в целом. Яркий пример для подтверждения данного постулата - усиливающийся финансово-экономический кризис, связанный с беспрецедентным давлением со стороны США и Европейского союза на Россию.
Национальная безопасность любого государства опирается на имеющийся потенциал и его специфику и сильные компоненты этого потенциала. К сожалению, сегодня Россия не располагает сильным экономическим компонентом, строго очерченным экономическим сегментом. Ситуация, в которой оказалась экономика нашей страны в результате трехкратного снижения мировых цен на нефть и удешевления других сырьевых товаров, а также острого дефицита ликвидных финансовых ресурсов, со всей наглядностью продемонстрировала ее зависимость от мировых рынков. Российская внешнеэкономическая специализация по-прежнему базируется на устаревшей схеме обмена природных ресурсов на готовые изделия потребительского и производственного назначения.
Сложившееся положение обусловлено рядом причин как внешнего, так и внутреннего характера. Как правило, страны Запада рассматривают Россию в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и рынка для реализации своих промышленных товаров. Все происходящее еще раз свидетельствует о том, что необходима модернизация всего народного хозяйства и расширение на этой основе конкурентных преимуществ нашей страны в сфере экономики. В этой связи одной из главных стратегических задач России представляется преодоление нынешней инерционной модели развития экономики и внешнеэкономических связей, изменение топливно-сырьевого профиля ее международной специализации.
Намеченный курс правительства Российской Федерации на переход на инновационную модель развития экономики, а также План пер-
воочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. ставят перед собой важнейшие задачи по выходу из финансово-экономического кризиса. В частности, ключевыми направлениями деятельности в рамках реализации Плана в течение ближайших месяцев должны стать импортоза-мещение и экспорт высокотехнологичных товаров. В соответствии с данным документом государство должно способствовать развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек. Эти меры призваны обеспечить расширение внешнеэкономических связей как источника экономического роста, внедрение передовых технологий, наполнение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, выход российских компаний на мировой рынок, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Предложенный антикризисный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и инновационной политики. Существует довольно много институтов, которые могут усилить позиции России в глобальной экономике, улучшить качественные параметры, повысить вклад внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства. Несомненно, эти направления способны содействовать устойчивому росту внешнеэкономической деятельности и в целом национальной экономики.
Вместе с тем, как показывает мировая практика, инновационная модель развития экономики, формирование благоприятных условий эффективной интеграции любой страны в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности неразрывно связаны с рациональным использованием инструментов таможенной политики. Таможенная политика в свою очередь является составной частью внутренней и внешней политики государства, основной компонентой которой выступает институт таможенного администрирования. Следовательно, исходя из вышеназванных приоритетных направлений по расширению внешнеэкономических связей становится актуальным развитие и совершенствование таможенного администрирования прежде всего с учетом возникновения новых угроз и вызовов, требующих выхода на новую, качественно иную ступень развития таможенного администрирования.
Администрирование таможенной политики в своей деятельности находится между двумя ипостасями: во-первых, необходимостью осуществления четкого контроля в целях обеспечения безопасности общества; во-вторых, содействием развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей. Это означает, что экономический интерес, связанный не только с развитием торговли, но
и с производством конкурентоспособных товаров и технологий для насыщения потребительского рынка, все больше отражается и в таможенном деле. Отсюда названные широкомасштабные возможности таможенных служб государств - членов Таможенного союза могут позволить достаточно успешно решать эти две важные задачи.
Среди многих факторов, от которых зависит процесс экономических преобразований в нашей стране, таможенное администрирование является одним из важнейших институтов расширения производственных возможностей, так как оно занимает особое место в системе экспортно-импортных операций, сочетая функции фискального, правоприменительного, контролирующего и регулирующего органа. Исходя из этих функций таможенная служба как неотъемлемая часть внешнеэкономической системы любого государства наряду с осуществлением общепринятых функций государственного администрирования в сфере налогообложения внешней торговли активно выступает в качестве социально-экономического института, где ее деятельность проявляется в форме особой услуги.
Таким образом, таможенное администрирование призвано создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в российскую экономику, обеспечения полного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, объектов интеллектуальной собственности, максимального содействия внешней торговле, эффективной борьбы с административными правонарушениями и преступлениями. От успешной организации таможенного администрирования зависит реализация социально-экономических вопросов, развитие внешнеэкономической деятельности, реформирование и модернизация таможенной службы, характер ее воздействия на социум в приемлемых для массового сознания формах восприятия. Оно способствует реализации интересов государства в сфере внешней торговли и развитию российского производства товаров, оказывает противодействие угрозам национальной безопасности.
Таможенное администрирование - это «производящий ресурс таможенных органов», во многом определяющий эффективность использования производительных ресурсов (техники, технологий, информации, материалов, людей) и эффективность деятельности самой таможенной системы, результаты работы которой оцениваются по соответствующим экономическим, социальным и другим показателям.
В последние годы качество таможенного администрирования в России достигло заметного прогресса в сфере развития внешнеторговой деятельности и инновационного бизнеса. Что касается фискальной составляющей, то она все еще превалирует над стимулирующей и регулирующей функциями. Это обусловливается тем, что в условиях углубляющегося кризиса таможенная политика нашей страны по-
прежнему играет важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета. В поддержку данного довода свидетельствует анализ поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета в 2014 г.
По состоянию на 30 декабря 2014 г. сумма доходов, администри-руемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, составила 7 008,14 млрд рублей. Это превышает сумму денежных средств, перечисленных ФТС России в 2013 г. (6 564,56 млрд рублей), более чем на 442,78 млрд рублей, или на 6,74%. Сумма доходов, администрируемых таможенными органами, составила от экспортных операций 4 542,16 млрд рублей; импортных операций - 2 272,01 млрд рублей; иных платежей - 193,97 млрд рублей1.
Своевременное обеспечение уплаты таможенных платежей было обеспечено за счет четко отлаженной и эффективно организованной работы ФТС России. Достижение высокого результата по сбору и уплате таможенных платежей стало возможным благодаря целенаправленному развитию и последующему применению новых информационных технологий, оптимизации применения системы управления рисками (СУР), использованию форм контроля после выпуска товаров в сочетании с успешной правоохранительной деятельностью. Следовательно, одним из факторов достижения стратегической цели таможенного администрирования в части содействия развитию внешней торговли явилось качественное предоставление государственных услуг всем операторам экспортно-импортных операций. Эффективные и качественные государственные услуги создали благоприятные условия для интенсификации и минимизации издержек торговых потоков участников ВЭД и конечного потребителя товаров путем сокращения времени и увеличения скорости таможенных процедур, необходимых для своевременного совершения таможенных операций. Кроме того, благодаря внедрению высоких технологий таможенного администрирования возрастание практики информирования и консультирования участников ВЭД, а также дальнейшее развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры и ее технической оснащенности, расширение пропускной способности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации содействовали сбору таможенных платежей.
С учетом вступления нашей страны в Таможенный союз сначала в рамках ЕврАзЭС, а затем - Евразийского экономического союза (ЕАЭС) таможенным органам Российской Федерации удалось сформировать
1 ФТС России. Новости Федеральной таможенной службы, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.customs.ru
основные институты в таможенной сфере, отвечающие интересам государства по устойчивому развитию экономики. В частности, благодаря эффективному таможенному регулированию сформированные институты в рамках таможенных органов оказывают серьезное противодействие угрозам экономической безопасности, осуществляют комплексное внедрение передовых технологий, создают благоприятные условия по наполнению внутреннего рынка качественными потребительскими товарами. Экономическая безопасность в свою очередь непосредственно связана с информационной безопасностью. Поэтому без усиления информационной безопасности и технической защиты информации таможенных органов современная таможня не сможет приносить установившейся в настоящее время уровень отчислений в казну, которые формируют доходную часть федерального бюджета России, и тем более наращивать темпы внешней торговли, не используя информационные технологии и не модернизируя их.
Вместе с тем продолжающиеся процессы глобализации мировой экономики и финансово-экономический кризис, ничем необоснованные экономические и финансовые санкции против нашей страны объективно требуют дальнейшего качественного развития государственных услуг в сфере таможенного дела, а также развития и совершенствования института таможенного администрирования. Целенаправленное совершенствование таможенного администрирования должно осуществляться через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично меняющегося мира и внутренней политики государства. Для этого сформированы все необходимые предпосылки, связанные с быстрым ростом внешней торговли в последние годы, несмотря на введенные торгово-экономические санкции против Российской Федерации. Эти предпосылки делают особенно актуальным научно обоснованный подход к вопросам совершенствования механизмов и инструментов государственного регулирования внешнеторгового товарооборота, где особую роль играет именно система таможенной службы Российской Федерации.
Таможенное администрирование становится не только активным участником осуществления внешнеторгового оборота, но и выполняет сложную систему производственно-технологических и торговых коммуникаций. Отношения, сложившиеся между Россией и некоторыми странами Запада, связанные с военно-политической ситуацией Украины, а также прогнозные оценки специалистов и экспертов объективно выдвигают и настоятельно требуют создания целостной, устойчивой, надежной, эффективной и адаптивной к возникающим ситуациям системы таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности и ее инфраструктурного обеспечения. Таможенное админи-
стрирование должно стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках таможенной законодательной базы Российской Федерации и Таможенного союза ЕАЭС. Нельзя не учитывать негативное влияние политической нестабильности в ряде регионов, сопредельных с Российской Федерацией, на развитие внешнеэкономических связей и транспортного сообщения России с другими странами. Влияние таких факторов может проявиться в создании альтернативных транспортных маршрутов, установлении дискриминационных мер против российских операторов ВЭД и совершении иных действий. При этом наличие угроз со стороны внешней среды обусловливает необходимость целенаправленного совершенствования таможенного администрирования Российской Федерации.
Участие России в международных интеграционных процессах нацелено на полноправное участие в деятельности ВТО и в международных соглашениях по гармонизации и упрощению таможенных процедур. На региональном уровне - это деятельное участие в таких интеграционных группировках, как СНГ, ЕАЭС, Таможенный союз. В этой связи таможенное администрирование становится важнейшим фактором интеграционных процессов. Все эти мероприятия связаны с дальнейшей координацией деятельности таможенной службы нашей страны с целью развития и совершенствования системы таможенного администрирования, которая должна стать проводником пополнения потребительского рынка товарами и технологиями высокого качества. Поэтому в условиях возрастающего объема международного товарооборота таможенная служба вынуждена внедрять все более современные технологии для развития и совершенствования таможенного оформления, чтобы не останавливать экспортно-импортные товаропо-токи, пересекающие таможенную границу Таможенного союза.
Для совершенствования таможенного администрирования Распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р утвержден план мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («дорожной карты»), в котором предусмотрено упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через границу Таможенного союза при их ввозе на территорию Российскую Федерацию и вывозе с этой территории. Распоряжением предусмотрено усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этапе после выпуска товаров. Согласно данному Распоряжению количество документов, регулирующих пересечение товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, должно сократиться с
10 до 4 при импорте и с 8 до 4 при экспорте. Срок подготовки документов намерены сократить с 25 до 7 дней как при импорте, так и при экспорте. Срок совершения таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, должен сократиться с 96 до 2 часов при импорте и с 72 до 2 часов при экспорте1.
Следует отметить, что благодаря последовательному и своевременному исполнению Плана мероприятий данного документа уже заметно уменьшилось количество требуемых документов для совершения импортных операций. Время проведения таможенного контроля в пунктах пропуска на границе Таможенного союза сократилось в среднем на 40 минут и в настоящее время составляет около 40 минут, более 90% ввозимых товаров оформляется в течение 24 часов, а товары, не облагаемые вывозными пошлинами, - не более 4 часов.
Для осуществления эффективной политики по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса с учетом требований, изложенных в вышеупомянутом документе, перед государственными органами исполнительной власти и представителями деловых кругов стоит широкомасштабная задача по совершенствованию механизмов и инструментов таможенного администрирования в Российской Федерации. Не исключено, что в условиях введенных санкций против нашей страны и обострившегося финансово-экономического кризиса при решении поставленных задач в процессе их реализации, наша страна будет сталкиваться с более серьезными проблемами, препятствующими развитию таможенной службы. Но вместе с тем с учетом возникновения возможных препятствий и нарастанием фискальных рисков, механизм и инструменты таможенного администрирования должны приобретать принципиально новые формы. Следовательно, для выхода из сложившейся кризисной ситуации необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование таможенного администрирования, поэтому в его деятельность должны быть внесены кардинальные трансформации по следующим ключевым направлениям.
1. Сокращение до минимума сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров. Для этого необходимо сократить до минимума перечень документов, требуемых при декларировании товаров, а также отказаться от необходимости предоставления внешнеторгового контракта, других документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и полномочия декларанта. Данная сложная процедура является излишней и накладывает необоснованные обязанности на участников ВЭД. В связи с этим в дальнейшем потребуется развитие и совершенствование перспективных инновационных информа-
1 Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования».
ционных таможенных технологий, являющихся одним из основных направлений деятельности Федеральной таможенной службы России. ФТС России проводит последовательную политику внедрения современных технологий с целью повышения эффективности своей профессиональной деятельности и качества предоставляемых услуг конечному потребителю. Под информационными таможенными технологиями подразумеваются в первую очередь те, которые основаны на использовании современных информационных систем и электронной передаче данных. Данные технологии призваны упростить и ускорить процессы таможенного оформления и таможенного контроля путем их автоматизации. Информационные таможенные технологии позволяют создавать более комфортные условия для бизнеса, а также обеспечивают ускорение и упрощение таможенных процедур. В этом направлении весьма активно осуществляется внедрение технологии автоматического принятия решения о выпуске товара. Реализация такой меры способна исключить негативное влияние человеческого фактора, в том числе и коррупционную составляющую.
Одним из важных моментов является удаленный выпуск товаров, т. е. возможность выпуска вне зависимости от местонахождения декларируемых товаров. Необходимо дальнейшее расширение этой практики на основе принципа разделения таможенного контроля на документальный и фактический контроль. Понятие «удаленный выпуск» касается проведения и завершения таможенного контроля в отношении товара, который таможенный инспектор лично не видел, или физически находился на далеком расстоянии от него. Технология удаленного выпуска активно востребована нашим бизнесом ввиду ее удобства, экономичности и возможности совершения таможенных операций на расстоянии. По реализации технологии удаленного выпуска ведется интенсивная работа ФТС России, которая довольно успешно внедряется в деятельность таможенной службы.
2. Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей. Механизм уплаты таможенных платежей имел много недостатков, которые не способствовали оперативному совершению таможенных операций с товарами. Поэтому сегодня перед таможенной службой стоит задача упростить механизм уплаты таможенных платежей и сделать его более прозрачным.
В настоящее время таможенными органами России создана система удаленной уплаты таможенных платежей. Удаленная уплата таможенных платежей - один из самых популярных сервисов платежной системы на сегодняшний день. Она позволяет существенно сократить сроки совершения таможенных операций, в частности, декларирования товаров. Такая технология предоставляет возможность оплачивать таможенные платежи при декларировании в электронной форме с ис-
пользованием электронного терминала, установленного вне мест расположения таможенного органа. Поэтому необходимо обеспечить полномасштабное и повсеместное подключение к системе, обеспечивающей возможность удаленной уплаты таможенных платежей всех таможенных органов.
Эффективной мерой по совершенствованию таможенного администрирования является комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей. В данное понятие входит автоматизация информационного обмена о движении денежных средств между таможенными органами и участниками ВЭД. Это прежде всего сокращение срока доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов. Полной эффективности от комплексной автоматизации можно достигнуть только при условии централизации учета таможенных платежей и обеспечения их уплаты на уровне ФТС России.
3. Пересмотр механизмов контроля таможенной стоимости. Приоритетной задачей в этом направлении является переход к формированию эффективно функционирующей системы контроля таможенной стоимости товаров, предусматривающей, в частности, совершенствование использования ценовой информации, системы анализа и управления рисками, в том числе путем установления требований к профилям рисков.
Оптимизация декларирования таможенной стоимости участниками ВЭД, сокращение масштабов ее недостоверного декларирования приводят к увеличению таможенных платежей даже при неизменных ставках таможенных пошлин. При этом усиливается роль таможенных платежей в процессе регулирования конкуренции отечественных и зарубежных производителей на внутреннем российском рынке и в процессе нейтрализации ценовых преимуществ иностранных экспортеров в различных секторах внутреннего рынка страны. Необходимо повышать транспарентность тарифной системы с целью сокращения злоупотреблений, связанных с неправильным декларированием ввозимых товаров и улучшения качества таможенного администрирования.
Таким образом, оптимизация таможенного администрирования в сфере таможенной оценки товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу России, позволяет стране решать сразу две важнейшие задачи: усилить регулирующие и защитные функции таможенных пошлин и увеличить бюджетные доходы государства без повышения ставок таможенных пошлин и изменения действующего таможенного тарифа.
В целях повышения эффективности действующего таможенного тарифа и улучшения декларирования и контроля таможенной стоимости потребуются решения Таможенного союза на уровне ЕАЭС. Преж-
де всего необходимо повысить организационный статус подразделений таможенных органов, занимающихся определением и подтверждением таможенной стоимости при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств участниками внешнеэкономической деятельности.
4. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товара. С учетом увеличивающегося объема международной торговли таможенные службы мирового сообщества все более склонны к тому, чтобы осуществить таможенный контроль после выпуска товаров. Это может ускорить прохождение товарооборота и оптимизировать ресурсы таможенной службы. Процедура таможенного контроля после выпуска товаров является одной из наиболее перспективных мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и совершенствования таможенного администрирования. Данная процедура позволяет оперативно осуществлять выпуск товаров и иметь в своем распоряжении больше времени для полноценного таможенного контроля. Однако для наибольшего положительного эффекта важно повышение степени доверия таможенных органов к участникам ВЭД. При последовательном движении к инновационной и конкурентной экономике расширение и ускорение практики переноса таможенного контроля в значительной его части на этап после выпуска товаров является закономерной и естественной необходимостью.
Преимущество переноса таможенного контроля на этап после выпуска товара заключается в том, что алгоритм контроля таможенной стоимости и определения кода товара по ТН ВЭД Таможенного союза требует рассмотрения большого объема документов и сведений вместе с участником ВЭД. Неквалифицированное выявление сведений о коде и стоимости товаров могут существенно повлиять на размер исчисляемых таможенных платежей. Следовательно, любая ошибка при определении кода товара может привести к нарушению интересов таможенных органов или участника ВЭД. Поэтому для обеспечения устойчивого развития экономики и выхода из экономического кризиса необходимо предусмотреть упрощение процедуры вывоза товаров, на которые не установлены запреты и ограничения, ускорить и облегчить процедуру получения документов, подтверждающих отсутствие запретов и ограничений в отношении таких товаров. Такое новшество может оказать вполне серьезное влияние на развитие малого и среднего бизнеса, который играет огромную роль в развитии экономики, так как повышает эффективность производства, стимулируя развитие конкуренции, а также является источником постоянных отчислений налогов в бюджет.
Переход экономики России на инновационный путь развития настоятельно предполагает расширение интеграционных процессов. В рамках реализации данного приоритетного направления ФТС России
является соисполнителем государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности» и участником государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 г. № 378-р утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности». ФТС России принимает активное участие в качестве ответственного исполнителя подпрограммы 5 «Совершенствование таможенной деятельности». Данная подпрограмма является инструментом реализации государственной политики в сфере ВЭД и таможенного дела. Приоритеты, предусмотренные государственной программой «Развитие внешнеэкономической деятельности», определены следующими программными документами:
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
- Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года;
- Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации;
- Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.
Эти программные документы оказывают весьма серьезное воздействие не только на внешнеэкономическое развитие России, но и на ее экономику в целом.
Участия ФТС России в разработке упомянутой подпрограммы обусловлено развитием и совершенствованием таможенного администрирования, способствующей развитию внешнеторговой деятельности. Это прежде всего ускорение товарооборота через таможенную границу Таможенного союза, снижение издержек участников ВЭД, защита внутреннего рынка от некачественных и контрафактных товаров в интересах эффективной борьбы с административными правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела.
Ожидаемый результат при реализации данного программного документа - формирование современной высокотехнологичной, эффективной системы таможенного администрирования, которая создаст необходимые приемлемые условия для развития внешнеэкономической деятельности. Документ ориентирован на защиту интересов Российской Федерации и других государств - членов Таможенного союза в рамках ЕАЭС. При создании эффективной системы таможенного администрирования странами - участницами ЕАЭС в максимальной степени будет соблюден баланс интересов бизнеса и государств.
Начало нового этапа интеграционных процессов Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана и присоединившейся к ним Армении положено 1 января 2015 г. Такое знаковое событие в политической и
экономической жизни на постсоветском пространстве не обошло стороной институт таможенного администрирования - в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подготовлен проект нового Таможенного кодекса, который уже опубликован и вынесен на широкое обсуждение стран - участниц Таможенного союза, а также ученых, экспертов и бизнеса. Таможенное администрирование не стоит на месте, оно постоянно развивается и совершенствуется, так как является сегодня одной из наиболее активных, надежных сфер интеграции в рамках Таможенного союза. Правовые основы для этого уже заложены, они предусматривают широкий диапазон возможностей ускорения и упрощения таможенных операций как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных служб. Работа над проектом длилась более года, была пересмотрена договорно-правовая база, регламентирующая таможенные правоотношения стран - участниц Таможенного союза. Положения около 16 международных договоров включены в проект Таможенного кодекса ЕАЭС, устранены имеющиеся недочеты и коллизии, учтены положения международных таможенных конвенций, усовершенствованы нормы и правила таможенного регулирования с учетом современного уровня развития информационных технологий и потребностей бизнес-сообщества. Планируется, что Таможенный кодекс ЕАЭС вступит в силу с 1 января 2016 г.
Намеченные направления по развитию и совершенствованию таможенного администрирования представляют широкие возможности для выполнения очерченных задач. Их практическое решение невозможно без активного взаимодействия со всеми участниками внешнеэкономической деятельности, как в лице органов исполнительной власти, так и бизнес-сообщества. Безусловно, на этом пути нам предстоит развивать и совершенствовать таможенную науку, оказывать ей теоретическую и методологическую поддержку.
Список литературы
1. Бакаева О. Ю. Актуальные вопросы унификации таможенного регулирования в рамках Таможенного союза / / Евразийский юридический журнал. - 2010. - № 5. - С. 15-21
2. Джабиев А. П. Институт таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности как фактор развития национальной экономики //Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2014. - № 3 (83). - С. 27-42.
3. Искоскова М. В. Суть нового кодекса - баланс интересов государства и бизнеса / / Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2014. - № 10.
4. Кинякин М. В. Таможенное администрирование как институт интеграции России в мировую экономику: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ростов н/Д, 2012.
5. Кожуханов Н. М. Модель обеспечения информационной безопасности таможенной деятельности. - М. : РТА, 2012.
6. Якушевская Е. А., Брук К. С. Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования //Таможенная политика России на Дальнем Востоке. -2014. - № 1.
References
1. Bakaeva O. Yu. Aktual'nye voprosy unifikatsii tamozhennogo regulirovaniya v ramkakh Tamozhennogo soyuza [Topical Issues of Unification of Customs Regulation within the Customs Union], Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal, 2010, No 5, pp. 15-21. (In Russ.).
2. Dzhabiev A. P. Institut tamozhenno-tarifnogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti kak faktor razvitiya natsional'noy ekonomiki [Institut of Customs and Tariff Regulation of Foreign Economic Activity as Factor of Development of National Economy], Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta, 2014, No 3 (83), pp. 27-42. (In Russ.).
3. Iskoskova M. V. Sut' novogo kodeksa - balans interesov gosudarstva i biznesa [Essence of the New code - Balance of Interests of the State and Business], Tamozhennoe regulirovanie. Tamozhennyy kontrol, 2014, No 10. (In Russ.).
4. Kinyakin M. V. Tamozhennoe administrirovanie kak institut integratsii Rossii v mirovuyu ekonomiku [Customs Administration as Institute of Integration of Russia into World Economy], avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk, Rostov n/D, 2012. (In Russ.).
5. Kozhukhanov N. M. Model' obespecheniya informatsionnoy bezo-pasnosti tamozhennoy deyatel'nosti [Model of Ensuring Information Security of Customs Activity], Moscow, RTA, 2012. (In Russ.).
6. Yakushevskaya E. A., Bruk K. S. Razvitie sistemy upravleniya ris-kami kak faktor povysheniya effektivnosti tamozhennogo administrirovaniya [Development of a Control System of Risks as a Factor of Increase of Efficiency of Customs Administration], Tamozhennaya politika Rossii na DaVnem Vostoke, 2014, No 1. (In Russ.).