Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №2, Том 11 / 2019, No 2, Vol 11 https://esj.today/issue-2-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/02ECVN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Коварда В.В., Харланова В.Н., Реутова Ю.И. Исследование влияния деятельности таможенных органов на формирование благоприятного предпринимательского климата в России // Вестник Евразийской науки, 2019 №2, https://esj.today/PDF/02ECVN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kovarda V.V., Harlanova V.N., Julia R.I. (2019). Study of the impact of customs authorities on the formation of a favorable business climate in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(11). Available at: https ://esj. today/PDF/02ECVN219.pdf (in Russian)
УДК 338, 339 ГРНТИ 06.51.01, 06.52.17
Коварда Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected]
Харланова Виктория Николаевна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Студент (обучающийся по программе магистратуры) E-mail: [email protected]
Реутова Юлия Игоревна
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Студент (обучающийся по программе магистратуры) E-mail: [email protected]
Исследование влияния деятельности таможенных органов на формирование благоприятного предпринимательского климата в России
Аннотация. В статье проанализирована динамика эффективности деятельности таможенной службы России в императиве развития предпринимательского климата.
Развитие глобализации и интеграционные процессы усиливают конкуренцию за экономические ресурсы мировой экономической системы, которые в форме движения свободного капитала формируют точки роста, наглядным примером чему являются азиатские страны. В этих условиях возникает необходимость в создании благоприятных условий для привлечения международного капитала.
В этой связи, в работе поставлена цель - исследовать влияние таможенных органов на формирование благоприятного предпринимательского климата в России.
Основными методами исследования является анализ, индукция и дедукция. В результате исследования проанализированы основные нормативные правовые акты в сфере развития внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, сделан акцент на основных мероприятиях в рамках указанных нормативных правовых актов и исследованы отдельные результаты их реализации.
В статье рассмотрены основные мероприятия, направленные на развитие (улучшение) предпринимательской среды в императиве внешнеэкономической деятельности, в т. ч. госпрограмма РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», Приоритетный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта".
Также, в статье исследованы результаты реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", отмечено сокращение времени и количества документов, необходимых для совершения таможенных операций.
Отдельно проанализирована Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года, в т. ч. основные направления развития таможенных органов в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года, а также целевые показатели Комплексной программы - «10 шагов навстречу бизнесу».
В заключении работы предложены дополнительные мероприятия по совершенствованию деятельности таможенных органов России в рамках улучшения предпринимательского климата.
Ключевые слова: таможенные органы; предпринимательский климат; внешнеэкономическая деятельность; таможенное администрирование; государственная политика; система управления рисками; таможенные платежи
Развитие экономики любой страны мира в современных условиях невозможно без участия в мировых экономических процессах. Мировая экономика характеризуется все большей интеграцией и активизацией процессов взаимодействия между иностранными субъектами (как государственными, так и негосударственными). Данная тенденция вызвана объективными процессами и имеет цель оптимизации и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Однако, степень открытости национальных экономик во многом определяет их подверженность влиянию общемировых и региональных кризисов [1].
Таким образом, с одной стороны, интеграция в мировую хозяйственную систему приносит определенные преимущества (прежде всего, приток иностранных инвестиций, внешние рынки сбыта и т. п.), с другой - увеличивает уязвимость национальных экономик в случае возникновения кризисных явлений в регионах мира (например, кризис в Юго-Восточной Азии в 1997 г.) или отдельных «экономически сильных» странах (например, ипотечный кризис в США в 2008 г.).
При этом, соотношения положительных и отрицательных сторон от интеграции в мировую экономику различное для каждой страны и зависит от многих факторов. Так, Китай как часть мировой экономической системы является достаточно привлекательным с точки зрения инвестиций, что без относительной открытости экономики невозможно, однако в период мирового финансового кризиса 2008 г. несмотря на снижения темпов роста ВВП сохранил их положительную динамику (для сравнения, в России темпы роста ВВП имели отрицательную направленность).
Во многом размер и степень развития экономики зависит от условий для осуществления предпринимательской деятельности, в т. ч. иностранными компаниями, в конкретной стране, что определяется эффективностью деятельности государственных институтов (для иностранных контрагентов одним из основных институтов государственной власти являются таможенные органы).
Введение
Цель исследования
Таможенные органы России относятся к федеральным органам исполнительной власти и осуществляют в пределах своей компетенции выполнение возложенных функций, которые отражены в таможенном кодексе ЕАЭС, по защите экономических и национальных интересов России и созданию благоприятного предпринимательского климата. В связи с этим целью работы является исследование деятельности таможенных органов по созданию благоприятного предпринимательского климата в России.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования выступают нормативные правовые акты в области внешнеэкономической деятельности, развития экономической активности хозяйствующих субъектов, статистические сборники Росстата, результаты исследований российских и зарубежных ученых.
Методы исследования представляют собой комплекс системного и статистического анализа, а также декомпозиции, индукции и дедукции.
Результаты исследования и их обсуждение
Каждое государство стремится к развитию экономики своей страны, а, учитывая фактор интеграции в мировое хозяйство, защищать отечественных товаропроизводителей от конкуренции иностранных компаний или снижать их конкурентное давление, и стимулировать экспорт отечественной продукции. Однако, политика протекционизма в «чистом виде» в настоящее время невозможна, а, порой, вредна [2-4]. Поэтому необходимо применение, так сказать, «мягкой силы», т. е. создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в стране как для собственных товаропроизводителей, так и для привлечения иностранных (рисунок 1).
Основные направления деятельности государства по развитию национальной экономики
Стимулирование развития национального производства Привлечение иностранных предпринимателей в экономику России (стимулирование инвестиций)
Направленность на удовлетворение потребностей внутреннего рынка Привлечение резидентов других стран к ведению бизнеса в России самостоятельно
Стимулирование развития экспорта (внешние рынки) Инвестиции в российские субъекты хозяйствования
Рисунок 1. Основные направления деятельности государства по развитию национальной экономики (составлено (разработано) автором)
При этом, многие страны во внешнеторговых отношениях стремятся реализовывать политику эскалации таможенного тарифа, в рамках которой стимулируется импорт товаров низкой переработки (с низкой добавленной стоимостью, прежде всего, сырья) и повышаются таможенные пошлины на импорт товаров высокого передела (рисунок 2). Данная политика
направлена на развития внутреннего производства (в т. ч. с иностранным участием и из иностранного сырья) и не выгодны стране-экспортеру (чья продукция импортируется в указанную страну) - не развивает отрасли переработки.
Степень переработки продукции, уровень добавленной стоимости
Минимальный таможенный тариф (или его отсутствие)
Уровень таможенных тарифов
Таможенный тариф выше минимального
Еще большее значение таможенного тарифа
Рисунок 2. Принцип эскалации таможенного тарифа (составлено (разработано) автором)
Отчасти, подобная ситуация складывается с Россией, обладающей положительным сальдо торгового баланса. Однако, при анализе структуры экспорта и импорта обнаруживается, что в экспорте преобладает продукция сырьевого характера и с низкой степенью переработки, а в импорте - продукция высокой степени переработки. Т. е. вывозится сырьевая продукция, которая перерабатывается в других странах и может ввозиться обратно в Россию (соответственно, в этих странах создаются дополнительные рабочие места), а Российская Федерация имеет статус «сырьевой страны» или «сырьевого придатка» экономически развитых стран, а также «узкую» структуру экономики.
Именно структура экспорта стала объектом анализа Правительства России (в т. ч. в рамках Российского экспортного центра (РЭЦ)) и формирования системы мер по стимулированию экспорта несырьевой продукции, а в годовом статистическом отчете ФТС России за 2017 г. произвели деление экспорта на экспорт топливно -энергетических товаров и несырьевой неэнергетический экспорт. Так, согласно данным таможенной статистики, в 2017 г. внешнеторговый оборот составил 584 млрд долларов США (рост на 25 % по сравнению с 2016 г.), объем экспорта - 357 млрд долларов США, объем импорта - 227 млрд долларов США.
Основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары - 59 %, при этом доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2017 г. составила по стоимости 37,5 % (в 2016 г. - 38,3 %). Основная доля стоимостного объема импорта России приходилась на машины, оборудование и транспортные средства - 49 % (в 2016 г. - 47 %), химическую продукцию - 18 %, продовольствие - 13 %, металлы и изделия из них - 7 %, текстильные изделия и обувь - 6 %. Приведенные данные свидетельствуют о сырьевом характере экспорта России и потреблении импортируемой продукции высокого передела, что является невыгодным для социально-экономической системы РФ.
Таким образом, возникает необходимость создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в России, в т. ч. при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В России используются следующие формы и методы регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД): тарифное регулирование; нетарифное регулирование; валютное регулирование; особые экономические зоны; защита внутреннего рынка.
В последнее время в Российской Федерации реализуется Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», которая нацелена на большую интеграцию страны в мировое хозяйство.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности закреплены в ст. 13 Закона №164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»1.
Контролируют внешнеэкономическую деятельность (и внешнеторговую как ее часть) органы государственной власти, которые осуществляют регулирование в рамках общей или специальной компетенции.
Рисунок 3. Государственные органы в сфере ВЭД в области общей компетенции (составлено (разработано) автором)
Система государственных органов в сфере ВЭД в области общей компетенции представлена на рисунке 3.
К органам государственного управления ВЭД также относят:
• Министерство финансов РФ (Минфин России) (в т. ч. Федеральная таможенная служба России (ФТС России) и Федеральная налоговая служба России (ФНС России);
Центральный банк Российской Федерации (Центробанк России); Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России); Россельхознадзор; Роспотребнадзор; Ростехрегулирование;
1 Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/.
• Ространснадзор.
Одним из уровней государственного регулирования ВЭД являются субъекты РФ.
Итак, создание благоприятной предпринимательской среды является государственной задачей, а таможенные органы, как представитель органов исполнительной власти, отвечают за реализацию государственной политики в части своих компетенций [5]. На рис. 4 представлены цели, формы и методы государственного воздействия на предпринимательскую среду.
Государственное воздействие на предпринимательскую среду
Необходимость воздействия на предпринимательскую деятельность
Обеспечение эффективности функционирования рынка
Экономическая эффективность и расширенное производство
Решение экологических и социальных проблем
Цель воздействия на предпринимательскую деятельность
Повышение эффективности рыночной экономики
Регулирование условий предпринимат. деят-ти
Эффективная научно-технич., промыш. и соц. политика
Формы Методы
воздействия на госрегулирования
предпринима- предприни-
тельскую мательства
деятельность
Поддержка
Регулирование
Стимулирование
Административные
Правовые
Экономические
Рисунок 4. Государственное воздействие на предпринимательскую среду
Деятельность таможенных органов относится к методам государственного регулирования предпринимательской деятельности. В настоящее время таможенные органы России реализуют все три метода госрегулирования предпринимательства.
Мировая практика свидетельствует, что для более эффективной реализации государственного регулирования и достижения поставленных целей, взаимодействие с предпринимательским сообществом не только необходимо, оно неизбежно, в связи с чем, ФТС России должна стать партнером отечественного бизнеса.
В России реализуется ряд мероприятий, направленных на развитие (улучшение) предпринимательской среды в императиве внешнеэкономической деятельности, где роль таможенных органов является ключевой, основные из которых выполняются в рамках:
Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 №330 (ред. от 30.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности"2;
• Национального проекта «Международная кооперация и экспорт»3;
• Приоритетного проекта "Системные меры развития международной кооперации
М 4
и экспорта 4
Помимо отмеченных нормативных правовых актов важным фактором формирования и развития внешнеэкономической политики России и таможенного дела является ЕАЭС, в рамках которого значительное место имеет конкурентное давление со стороны конкурентов-резидентов стран ЕАЭС.
Примечательно, что еще в 2011 г. на съезде «Деловой России» президент Российской Федерации В. Путин сформулировал Национальную предпринимательскую инициативу. В ее рамках был разработан ряд дорожных карт, целью которых явилось кардинальное улучшение качества институтов в наиболее проблемных для бизнеса сферах государственного регулирования. Среди них была дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», реализация которой осуществлялось до 2018 г. и предусматривалось (было реализовано) полномасштабное сокращение срока осуществления таможенного контроля при выпуске товаров, перевозимых воздушным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта (рис. 5)5.
В результате, сокращено количество документов, предъявляемых при таможенном декларировании товаров, а также время осуществления таможенных операций при выпуске товаров (при условии, что товары не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые партии, требующие дополнительной проверки) до 47 минут при экспорте и 1 часа 40 минут при импорте. Обеспечено внедрение субъектно-ориентированного подхода к управлению рисками на основе отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД. Созданы более благоприятные и стабильные условия деятельности таможенных представителей, обеспечены условия для добросовестной конкуренции юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, упрощено использование обеспечения таможенных платежей за счет централизации учета обеспечения уплаты таможенных платежей [6; 7].
2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 (ред. от 30.03.2018) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_162174/.
3 Приоритетный проект «Международная кооперация и экспорт в промышленности» («Экспорт в промышленности») (Паспорт приоритетного проекта утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/proiects/selection/651/.
4 Паспорт приоритетного проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://minec. government-nnov. ru/?id=85746.
5 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р (ред. от 28.11.2017) <Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"> (Утратил силу. -Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2013 N 1459-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132210/.
f Основные мероприятия ФТС России в 2017 г. в рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»
расширена практика применения технологий автоматической регистрации деклараций на товары (ДТ) и автоматического выпуска товаров 1
развитие технология удаленного выпуска товаров
проведены мероприятия, направленные на внедрение обязательного предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС всеми видами транспорта
внедрение КПС «Портал Морской порт»
расширение практики электронного декларирования процедуры транзита на пространстве ЕАЭС
сокращение перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров
развитию субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками в соответствии с международными стандартами риск- менеджмента
Рисунок 5. Мероприятия ФТС России в 2017 г. в рамках выполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» (составлено (разработано) автором)
Особенно необходимо подчеркнуть, что была проведена значительная работа по развитию субъектно-ориентированного подхода к анализу и управлению рисками в соответствии с международными стандартами риск-менеджмента, повышению автоматизации процесса управления рисками, обеспечению выявления рисков по всем направлениям таможенного контроля при совершении таможенных операций [8]. Субъектно-ориентированная модель СУР дала возможность существенно снизить количество форм таможенного контроля в отношении участников ВЭД низкого уровня риска, перенеся их на этап после выпуска товаров, что способствует ускорению проведения таможенного контроля, сокращению времени совершения таможенных операций и снижению издержек добросовестных участников ВЭД. В 2017 г. ФТС России был внедрен новый порядок автоматизированного определения категории уровня риска участников ВЭД, утвержденный приказом ФТС России от 1 декабря 2016 г. №2256 (Порядок) - предусмотрено использование дифференцированного подхода при применении к участникам ВЭД мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска: низкого, среднего и высокого6.
По итогам 2017 г. количество участников ВЭД, отнесенных к низкому уровню риска, возросло по сравнению с 2016 годом в 3,7 раза и составляет более 8 тыс. организаций, на долю которых приходится порядка 65 % от общего количества товарных партий и 83 % от общей суммы подлежащих уплате таможенных платежей при ввозе и вывозе товаров. К категории
6 Приказ ФТС России от 01.12.2016 N 2256 (ред. от 04.12.2018) "Об утверждении Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208804/.
среднего уровня риска отнесено 88,4 тыс. участников ВЭД, высокого уровня риска - 10,9 тыс. участников ВЭД.
ФТС России в рамках реализации приоритетного проекта проводится работа по минимизации влияния административных и инфраструктурных барьеров на осуществление несырьевого экспорта за счет выполнения представленных на рисунке 6 мероприятий.
ФТС России в рамках реализации приоритетного проекта
дальнейшее развитие информационных таможенных технологий (технологий авторегистрации и автовыпуска товаров)
оптимизация таможенных процедур при осуществлении контроля в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ
развитие субъектно-ориентированной модели СУР и риск-ориентированного подхода при таможенном контроле товаров
Рисунок 6. ФТС России в рамках реализации приоритетного проекта (составлено (разработано) автором)
Так, развитие субъектно-ориентированной модели СУР и риск-ориентированного подхода при таможенном контроле товаров привело к внедрению автоматизированное категорирование участников ВЭД, осуществляющих экспорт товаров, в 2017 году.
Таким образом, основной целью указанных мероприятий является сокращение времени совершения таможенных операций без ущерба для качества таможенного администрирования, и без потерь в эффективности реализации фискальной и контрольных функций.
25 мая 2017 года решением коллегии ФТС России утверждена Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года (Программа). Приказом ФТС России от 27 июня 2017 г. №1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» Программа принята к исполнению таможенными органами7.
Программа разработана на основе мировой практики таможенного администрирования с учетом развития современных информационно-телекоммуникационных технологий и доступных ресурсов, имеющихся в распоряжении таможенных органов, и представляет собой единую систему приоритетов и целевых ориентиров ФТС России с учетом экономических преобразований и внешнеполитических интересов Российской Федерации.
Реализация Программы позволит выйти на качественно новый уровень развития таможенной системы, на работу по принципу «простота и удобство - для участников ВЭД, эффективность и безопасность - для государства».
Программой предусмотрено 18 направлений развития таможенных органов, основные из которых представлены на рисунке 7.
7 Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 (с изм. от 29.08.2018) "О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года "О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=700493#0867637920 3548175.
Основные направления развития таможенных органов России
совершенствование таможенных операций и таможенных процедур в рамках функционирования ЕАЭС, включая меры по минимизации фискальных и иных рисков
формирование «электронной таможни» и использование электронного взаимодействия с участниками ВЭД по вопросам представления и получения информации, необходимых документов и сведений, услуг
централизация учета таможенных платежей на уровне ФТС России и развитие электронных технологий при оплате таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами
совершенствование мер по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, а также валютного контроля
создание системы единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей
реализация механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле со странами ЕАЭС
совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов совершенствование правового обеспечения деятельности тамож. органов развитие кадрового потенциала и материально-технической базы ФТС России
дальнейшее развитие международного сотрудничества
Рисунок 7. Основные направления развития таможенных органов в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России на период до 2020 года (составлено (разработано) автором)
Оценка реализации Программы осуществляется на основе анализа степени достижения ежегодных целевых показателей (до 2020 года), установленных Программой. Ключевыми из них являются показатели «10 шагов навстречу бизнесу», планомерное увеличение которых предусмотрено к 2020 году (рисунок 8).
В целом, план мероприятий Программы, включающий 102 пункта, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить автоматизацию бизнес-процессов, связанных с таможенным администрированием, и взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами и бизнесом преимущественно в электронном виде, сократить временные и финансовые издержки для участников ВЭД при одновременном повышении эффективности таможенного контроля.
В целях реализации Программы принято решение коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 г. «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы
развития ФТС России на период до 2020 года»8, утвержденное приказом ФТС России от 18 декабря 2017 г. №20059.
Наименование показателя
Планируемое значение к 2020 г.
Рисунок 8. Показатели «10 шагов навстречу бизнесу» (разработано автором)
В целях реализации Программы принято решение коллегии ФТС России от 30 ноября 2017 г. «О мерах по совершенствованию информационных систем и ресурсов таможенных органов Российской Федерации в целях обеспечения выполнения Комплексной программы
8 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=2 6323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588.
9 Приказ ФТС России от 18.12.2017 № 2005 "О совершенствовании информационных систем и ресурсов таможенных органов для выполнения Комплексной программы развития ФТС России до 2020 г." [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr2005/.
развития ФТС России на период до 2020 года»10, утвержденное приказом ФТС России от 18 декабря 2017 г. №200511.
Результатом реализации мероприятий должна стать существенная поддержка развития бизнеса посредством осуществления возможности переноса бизнес-процессов в электронный формат, гарантии равной и справедливой конкуренции, минимизации издержек бизнеса при одновременном снижении фискальных рисков для бюджета страны.
Однако меняются условия внешней торговли как между отдельными странами, так и в мировой экономике в целом, получают развитие или тормозятся процессы глобализации и глокализации, возникают различного рода международные кризисы, что увеличивает степень неопределенности во внешней торговле. В этом аспекте в таможенных органах процесс развития и модернизации должен стать перманентным (при этом необходимо избегать «реформ ради реформ», «модернизации ради модернизации»).
В подобной ситуации, как отмечено выше, особое внимание следует уделить партнерству в отношениях таможни и бизнеса.
Развитие современной экономики характеризуется поиском новых форм и методов государственного управления и регулирования. К тому же, опыт многих стран мира свидетельствует о том, что одним из наиболее эффективных путей обеспечения развития государственной собственности является привлечение к финансированию и управлению частного сектора на принципах партнёрства.
В настоящее время, ГЧП в сфере «таможня-бизнес» - это общемировая тенденция. Такое взаимодействие однозначно направлено на повышение качества таможенных процедур, сокращения сроков таможенного оформления, ориентацию таможенных органов на потребителя услуг, т. е. подход к таможенному администрированию с позиции сервиса (некоторые авторы рассматривают концепцию «сервисной таможни»).
В императиве совершенствования деятельности по развитию благоприятного предпринимательского климата в экономике России таможенным органам, в рамках своей компетенции, необходимо направить усилия на решение задач, приведенных на рисунке 9.
Итак, таможенные органы, в целях улучшения условий для осуществления ВЭД, должна направить свои усилия на следующие вопросы.
1. Административное регулирование. В рамках данного направления следует, прежде всего, в соответствие с Указами Президента РФ, Распоряжениями и Постановлениями Правительства РФ, Решениями Комиссии ЕАЭС стремиться продолжать снижение административной нагрузки на предпринимателей-участников ВЭД. В частности:
• сокращение времени совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ, и таможенных операций в местах декларирования товаров;
• повышение уровня законности принимаемых (совершаемых) таможенными органами решений (действий, бездействия) в сфере таможенного дела (в т. ч.
10 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=2 6323:-2017-&саШ=475:2015-03-12-09-57-15&Ке^=2588.
11 Приказ ФТС России от 18.12.2017 № 2005 "О совершенствовании информационных систем и ресурсов таможенных органов для выполнения Комплексной программы развития ФТС России до 2020 г." [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/17pr2005/.
стремиться к уменьшению количества уголовных дел и дел об административной ответственности при повышении эффективности выполнения своих задач и функций);
повышение уровня информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов;
повышение прозрачности таможенных норм, а также их систематизация и унификация с нормами международного права;
обеспечение бесперебойного функционирования таможенных органов.
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
Административное регулирование
сокращение времени совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в АПП через государственную границу РФ, и таможенных операций в местах декларирования товаров
- сокращение издержек участников ВЭД, связанных с совершением таможенных операций
- создание
благоприятных условий для осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации
- т. п.
Взаимодействие с участниками ВЭД в пунктах пропуска (культура общения и т.п.)
- Знание этикета, культуры общения
- Знание культуры и обычаев других стран (участники ВЭД в регионе)
- Уровень компетентности в законодательстве для краткого консультирования участников ВЭД
Взаимодействие с бизнес-сообществом (площадка -администрация, ТПП)
- Условия торговли с различными странами (торговые режимы, наличие преференций и т. п.)
- Особенности деятельности таможенных органов иностранных государств
- Нововведения в таможенном
законодательстве России и ЕАЭС
Повышение уровня
соблюдения участниками ВЭД законодательства РФ и ЕАЭС
- ТК ЕАЭС
- 289-ФЗ
- 164-ФЗ
- Решения Комиссии ЕАЭС
- Указы Президента РФ (например, «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»)
- т. п.
Рисунок 9. Основные направления деятельности таможенных органов по созданию благоприятной предпринимательской среды (составлено (разработано) автором)
2. Взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности в пунктах пропуска (культура общения и т. п.). В данном случае исходной точкой является то, что таможенные органы в пунктах пропуска (наряду с пограничной службой ФСБ России) являются первыми представителями органов власти России (особенно для новых иностранных участников ВЭД, прежде всего, перевозчиков), с которыми они вынуждены контактировать. Данный факт, отчасти, по заявлениям некоторых экспертов, оказывает влияние на представление о РФ и ее органах власти. Таким образом, иностранные партнеры российского бизнеса через призму таможенных органов формируют свое суждение о России и, через общение участвуют в формировании имиджа.
В этой связи, необходимо уделить внимание таким особенностям повышения квалификации сотрудников таможенных органов, как:
• изучение основ этикета, культуры общения;
• изучение культуры и обычаев других стран (участники ВЭД в регионе);
• повышение уровня компетентности в законодательстве (причем не только таможенного) для краткого консультирования участников ВЭД. В данном случае необходимо разработать примерный перечень вопросов, которые задают участники ВЭД (в т. ч. перевозчики) в процессе контактирования с таможенными органами. Несложные ответы на вопросы позволят повысить авторитет таможенных органов в глазах участников ВЭД.
3. Взаимодействие с бизнес-сообществом (площадка - администрация (например, субъекта РФ), торгово-промышленная палата (ТПП)). Реализация данного направления необходима только на региональном уровне с учетом специфики каждого субъекта РФ. Одни из рассматриваемых вопросов могут быть следующие:
• Условия торговли с различными странами (торговые режимы, наличие преференций и т. п.). Например, каким образом Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Социалистической Республикой Вьетнам (СРВ) может оказать влияние на развитие внешнеэкономических связей представителей бизнеса.
• Особенности деятельности таможенных органов иностранных государств. В данном случае необходимо разъяснение о специфике деятельности таможенных органов государств-партнеров, а также потенциальных контрагентов. Здесь также может рассматриваться культура страны, особенности ведения бизнеса.
• Нововведения в таможенном законодательстве России и ЕАЭС. Представителям бизнеса необходимо разъяснять изменения в таможенном законодательстве, при этом, основной целью является выстраивание партнерских отношений с добросовестными (а их большинство) представителями бизнес-сообщества.
Здесь следует отметить, что подобные вопросы призван решать Российский экспортный центр, однако, во-первых, его услуги являются платными, во-вторых, осуществляется взаимодействие региональных органов власти с представителями регионального предпринимательского сообщества, в рамках которого учитывается и специфика субъекта РФ и возможности расширения сотрудничества в рамках государственно-частного партнерства на мезоуровне.
4. Повышение уровня соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Евразийского экономического союза и Российской Федерации. В данном случае имеется в виду выполнение возложенных на таможенные органы задач по контролю за
исполнением нормативных правовых актов. В данном императиве особую актуальность приобретает реализация мер во исполнение Указа Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»12. Данная законодательная норма направлена, помимо всего прочего, на создание благоприятных условий ведения добросовестного честного бизнеса для российских производителей продуктов питания. Именно от оперативности действий таможенных органов, во многом зависит поддержание стабильности на рынке продовольственных товаров, когда российские товаропроизводители имеют временные преимущества для становления и развития своего бизнеса. В данном направлении уже достаточно сделано: проверочные мероприятия проводятся на этапе таможенного контроля посредством работы таможенных постов в рамках системы управления рисками (СУР), на этапе таможенного контроля после выпуска товаров во взаимодействии с правоохранительным блоком таможенных органов, а также в рамках функционирования мобильных групп [9]. Однако, эффективность мероприятий ставится под сомнение руководителем ФТС России В. Булавиным [10].
Отдельно следует отметить необходимость унификации национальных законодательств в рамках ЕАЭС, где особую значимость приобретает взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС (например, в аспекте одновременного и технически совместимого развития системы управления рисками (СУР) [11; 12].
В целом, отмеченные предложения, на первый взгляд, дублируют мероприятия, осуществляемые таможенными органами в настоящее время. Однако, основная задача дополнить реализуемые мероприятия с целью повышения эффективности таможенного администрировании в императиве развития благоприятного предпринимательского климата.
В современных условиях развития процессов глобализации, интеграции и международной кооперации, Россия должна соответствовать общемировым тенденциям повышения степени открытости национальной экономики, обеспечивая при этом национальную безопасность. В императиве развития предпринимательского климата необходимо совершенствование деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в направлении снижения административного и финансового давления на бизнес при обеспечении соблюдения национальных интересов России. В отношении таможенных органов данная работа связана, прежде всего, с сокращением времени совершения таможенных операций, уменьшения их стоимости при повышении эффективности таможенного контроля с развитием системы управления рисками и ее унификации в рамках
12 Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 12.07.2018) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/.
Заключение
ЕАЭС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лаптев Р.А. Национальная экономика России в системе мирохозяйственных связей // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 8. С. 25-27.
2. Самик М.В. Основные направления государственной политики в области регулирования внешнеторговой деятельности: протекционизм и фритредерство // Экономические отношения. - 2014. - №1. - Т.4. - С. 12-14.
3. Варинова А.С., Лаптев Р.А. Протекционистская политика российского государства на примере деятельности таможенных органов // В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2014 сборник научных статей 3-й Международной молодежной научной конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Горохов А.А. 2014. С. 431-434.
4. Лаптев Р.А., Перцева Я.И. От фритредерства к протекционизму: эволюция таможенной политики России в XIX в. // В сборнике: Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития сборник научных статей. 2016. С. 132-138.
5. Kovarda V.V. Improvement of customs administration as a basic factor of Russia's further intégration into the world economy // Успехи современного естествознания. 2016. Т. 2. № 2. С. 6.
6. Коварда В.В. Роль таможенных платежей в обеспечении экономической безопасности России // В сборнике: Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы материалы III Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2015. С. 141-144.
7. Шатунова А.Р., Коварда В.В. Совершенствование таможенного администрирования в России // В книге: Российский студент - гражданин, личность, исследователь материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 353-354.
8. Медведева С.С. Современное состояние таможенного администрирования в России // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». - 2018. -№5(21) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aUey-science.ru/domains_data/files/448MAY18/S0VREMENN0E%20S0ST0YaNIE%20 TAM0ZhENN0G0%20ADMINISTRIR0VANIYa%20V%20R0SSII.pdf.
9. Аксенова М. Мобильные группы: оперативно и эффективно // ТАМОЖНЯ - 2017 - № 23 (430) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/ attachments/article/25904/Tamognya_23_2017_str_11.pdf.
10. Степовой Б. Мобильные группы таможни заподозрили в предательстве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/news/694646.
11. Лаптев Р.А. Исследование сотрудничества таможенных служб в рамках интеграции ЕАЭС в мировую экономику в качестве самостоятельного субъекта // Сборник научных статей Социально-экономические и правовые основы инновационного развития. Пенза, 2018. С. 143-150.
12. Лаптев Р.А. Анализ перспектив развития Евразийской экономической интеграции // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10. № 4. С. 36.
Kovarda Vladimir Vasilievich
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Harlanova Victoria Nikolaevna
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Julia Reutova Igorevna
Southwest state university, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Study of the impact of customs authorities on the formation of a favorable business climate in Russia
Abstract. The article analyzes the dynamics of the efficiency of the Russian customs service in the imperative of the development of the business climate.
The development of globalization and integration processes are intensifying competition for the economic resources of the world economic system, which, in the form of the movement of free capital, form growth points, a clear example of which are Asian countries. In this context, there is a need to create an enabling environment for attracting international capital.
In this regard, the paper aims to investigate the impact of customs authorities on the formation of a favorable business climate in Russia.
The main research methods are analysis, induction and deduction. As a result of the study, the main regulatory legal acts in the field of foreign economic activity and customs development are analyzed, the emphasis is placed on the main activities within the framework of these regulatory legal acts and the individual results of their implementation are studied.
The article deals with the main activities aimed at the development (improvement) of the business environment in the imperative of foreign economic activity, including the state program of the Russian Federation "Development of foreign economic activity", the Priority project "System measures for the development of international cooperation and export".
Also, the article examines the results of the implementation of the action plan ("road map") "Improvement of customs administration", noted a reduction in the time and number of documents required for customs operations.
The Complex program of development of FCS of Russia for the period till 2020, including the main directions of development of customs authorities according to the Complex program of development of FCS of Russia for the period till 2020, and also target indicators of the Complex program - "10 steps towards to business" is separately analyzed.
In conclusion, the paper proposes additional measures to improve the activities of the customs authorities of Russia in the framework of improving the business climate.
Keywords: customs authorities; business climate; foreign economic activity; customs administration; state policy; risk management system; customs payments