29 (71) - 2011
Рынок труда
УДК 338.486.41(470.324) +331.108(470.324)
МОНИТОРИНГ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И КАДРОВОЙ ПОТРЕБНОСТИ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
д. а. ендовицкий,
доктор экономических наук, профессор, ректор Воронежского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования кадровых предпочтений работодателей в текущих оценках и перспективный прогноз на шесть лет. Выявлены предпосылки формирования кадровой политики предприятий Воронежской области, исходя из уровня деловой активности и инвестиционного климата в регионе, субъективных оценок завершенности кризиса, отношения к инфляции и кредитным ставкам. Отдельное внимание уделено формированию портфеля инструментальных компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов. Важными результатами являются установленные методы отбора персонала и формы взаимодействия бизнеса с вузами.
Ключевые слова: деловая активность, инвестиционный климат, фактор, развитие, бизнес-сообщество, вуз, прогноз, потребность, кадры, компетенция, профессия, рынок труда, благотворительность.
Введение
Воронежским государственным университетом в сотрудничестве с Советом промышленников и предпринимателей Воронежской области, Консультативным советом по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу с 2008 г. проводятся ежегодные исследования экономических ожиданий и кадровых потребностей регионального бизнес-сообщества. Цели программы исследований включают комплексное изучение возможностей
сотрудничества работодателей с высшими учебными заведениями и позиции бизнес-сообщества в отношении реформ в системе высшего профессионального образования.
Для достижения указанных целей проводится ежегодное анкетирование топ-менеджмента хозяйствующих субъектов по следующим разделам:
• финансовое состояние и экономические ожидания;
• кадровые потребности и предпочтения при найме;
• требования к профессиональным компетенциям выпускников высших учебных заведений;
• направления сотрудничества высших учебных заведений и бизнес-сообщества.
В опросе 2010 г. принимали участие 52 хозяйствующих субъекта — представители крупного, среднего и малого бизнеса региона. Помимо классификации по масштабам деятельности на основании однородности наблюдаемых признаков были выделены следующие укрупненные группы хозяйствующих субъектов:
• финансовый сектор — кредитные и страховые организации, а также представители сферы финансовых услуг;
• наукоемкий сектор — предприятия наукоемкой промышленности (аэрокосмической, электронной и т. д.), как правило, работающие не менее
25—30 лет и ориентированные на использование оригинальных инженерных разработок;
• производственный сектор — совокупность предприятий машиностроения, легкой промышленности и др.;
• строительный сектор, включая производство строительных материалов;
• сфера услуг — розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание и иные аналогичные организации, работающие на потребительском рынке. Исследование 2010 г. проводилось при содействии Палаты налоговых консультантов России и включало блок вопросов налогового планирования.
Улучшилось, 38%
явно выделяются негативные показатели строительной отрасли и позитивные — сферы услуг.
Оценка общей экономической ситуации, проявившаяся в ответах на вопросы о прогнозируемой продолжительности финансового кризиса (рис. 4), в достаточной степени связана с текущим финансовым положением респондентов. Доминируют ответы
Не
изменилось, 41%
Ухудшилось, 21%
Рис. 1. Сводная оценка изменения финансового состояния организаций-
респондентов
Финансовое положение и экономические ожидания
регионального бизнес-сообщества как предпосылки формирования кадровой политики
12
10
Оценки финансового положения и экономических ожиданий хозяйствующих субъектов предоставляют важную информацию об условиях, в которых формируется их кадровая политика, а также позволяют оценить общий инвестиционный климат и уровень деловой активности региона.
По результатам анкетирования 2010 г. динамика финансового положения организаций-респондентов оказалась неоднозначной: в одних и тех же группах по отраслевому признаку и масштабам деятельности наблюдались как существенное улучшение, так и ухудшение финансового состояния (рис. 1).
Эти оценки частично коррелируют с экономическими ожиданиями субъектов, в частности связанными с прогнозом стадии и продолжительности кризисных явлений. В целом улучшение финансового положения склонны отмечать предприятия среднего бизнеса, тогда как большая часть представителей малого бизнеса жалуются на ухудшение результатов текущей деятельности (рис. 2). Отраслевые оценки внутри групп (рис. 3) достаточно стабильны;
5
Крупный бизнес Средний бизнес Малый бизнес
□ Ухудшилось □ Не изменилось □ Улучшилось
Рис. 2. Изменение финансового состояния респондентов крупного, среднего и малого бизнеса
12 10 8 6 4 2
/
Финансы Наукоемкие Производство Строительство Услуги
□ Ухудшилось □ Не изменилось □ Улучшилось
Рис. 3. Оценка изменения финансового состояния по отраслевым группам
8
0
30
25
20
15
10
Начался подъем
Роста нет Еще 6 мес.
От 6 мес. до года
От года до двух
Рис. 4. Кризисные ожидания регионального бизнес-сообщества
30
25
20
15
10
0-20% 20-40% 40-60% 60-80% 80-100%
Рис. 5. Оценка деловой активности региона
25
20
15
10
Существенно Несущественно Не изменился Ухудшился улучшился улучшился
Рис. 6. Изменение инвестиционного климата региона
25
20
15
10
0
До 5% До 10% До 15% До 20% До 25%
Рис. 7. Предельная приемлемая ставка по кредитам
«завершился спад, роста еще нет» и «кризис продлится от одного года до двух лет».
При этом практически все предприятия отмечают высокую чувствительность к инфляции и малозначимую — к уровню деловой активности региона. Последняя характеризуется респондентами скорее как средняя и пониженная (40 пунктов по 100-балльной шкале — рис. 5). Отмечается стабильность инвестиционного климата («не изменился», «изменился несущественно» — рис. 6). Большинство ответивших видят приемлемой ставку по кредитам в пределах 5—10 % (рис. 7).
Самооценка инновационной активности предприятий была одним из критериев уточнения отраслевой классификации, а также предоставила интересную дополнительную информацию. Наибольшую инновационную активность проявляют предприятия среднего бизнеса, тогда как крупный более ориентирован на приобретение результатов сторонних разработок. Эта тенденция может быть связана, в частности, с финансовыми возможностями и спецификой деятельности предприятий и требует уточнения в ходе последующих исследований.
На взгляд автора, примечательным является тот факт, что инновационная активность компаний, изначально отнесенных к «обычной» (не наукоемкой) промышленности, достаточно высока. Более 50 % респондентов данной группы активно внедряют те или иные новшества, а по темпам и успешности внедрения часто превышают аналогичные показатели «наукоемкой» группы, где, тем не менее, 100 % респондентов характеризуют свою деятельность как инновационную (рис. 8).
Крупный бизнес Средний бизнес Малый бизнес
□ Собственные НИОКР □Сторонние разработки
□ Незначительные 1Ш Отсутствуют
Рис. 8. Инновационная активность организаций-респондентов
5
0
5
0
5
0
5
Структура ответов на вопросы по факторам риска бизнеса в целом (рис. 9) не может считаться стабильной, зато в разрезе масштабов бизнеса (рис. 10—12) мнения представителей сообщества достаточно устойчивы.
0
5
10
Так, крупный бизнес отмечает прежде всего административные барьеры и коррупцию, средний добавляет к ним недоступность кредитных ресурсов и излишнее внимание со стороны контролирующих органов, а малый бизнес жалуется в основном на
высокие налоги.
15
20
25
30
Несовершенство налогообложения Несовершенство правовой базы Недобросовестная конкуренция Несовершенство господдержки Проблемы кадрового обеспечения Административные барьеры Коррупция
Недоступность кредитных ресурсов Проблемы управления и контроля Незнание законодательства Проблемы техники безопасности Криминальные факторы Неразвитость информационной поддержки Излишний госконтроль
Рис. 9. Сводная оценка факторов бизнес-риска 0 2 4 6 8
10 12
14
Несовершенство налогообложения Несовершенство правовой базы Недобросовестная конкуренция Несовершенство господдержки Проблемы кадрового обеспечения Административные барьеры Коррупция
Недоступность кредитных ресурсов Проблемы управления и контроля Незнание законодательства Проблемы техники безопасности Криминальные факторы Неразвитость информационной поддержки Излишний госконтроль
Рис. 10. Факторы бизнес-риска: оценка представителей крупного бизнеса
01 23456789 10
Несовершенство налогообложения Несовершенство правовой базы Недобросовестная конкуренция Несовершенство господдержки Проблемы кадрового обеспечения Административные барьеры Коррупция
Недоступность кредитных ресурсов Проблемы управления и контроля Незнание законодательства Проблемы техники безопасности Криминальные факторы Неразвитость информационной поддержки Излишний госконтроль
—
ш
Рис. 11. Факторы бизнес-риска: оценка представителей среднего бизнеса
Примечательно, что представители последнего не считают существенным препятствием ни государственный контроль, ни несовершенство правовой базы, которое выходит на одно из первых мест для среднего бизнеса. В то же время именно руководители малых предприятий отмечают, что налоговая система «крайне запутана и сложна» (рис. 15). Для прочих субъектов данные проблемы второстепенны. Общая картина взаимоотношений бизнеса и налоговых органов представлена на рис. 13.
Малое предпринимательство не идентифицирует существенный недостаток собственной налоговой и правовой грамотности и не склонно предпринимать какие-либо меры по его ликвидации, в то время как представители среднего и крупного бизнеса располагают достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами, чтобы избежать непреднамеренных налоговых нарушений.
Оценка налоговой системы в отраслевом разрезе (рис. 14) демонстрирует, в частности, что наиболее чувствительными к уровню налоговой нагрузки являются про-
0
1
2
3
4
5
6
Несовершенство налогообложения Несовершенство правовой базы Недобросовестная конкуренция Несовершенство господдержки Проблемы кадрового обеспечения Административные барьеры Коррупция
Недоступность кредитных ресурсов Проблемы управления и контроля Незнание законодательства Проблемы техники безопасности Криминальные факторы Неразвитость информационной поддержки Излишний госконтроль
Рис. 12. Факторы бизнес-риска: оценка представителей малого бизнеса
Судебные разбирательства, 19%
Нет проблем, 50%
Периодические разногласия, 31%
Рис. 13. Проблемы во взаимоотношениях с налоговыми органами
изводственные предприятия и в меньшей мере — сфера услуг, тогда как финансовый сектор и строительство в целом удовлетворены действующими налоговыми режимами.
Программа исследования включала также специальный блок вопросов по налоговому пла-
нированию. Можно было ожидать, что квалифицированные специалисты и услуги по оптимизации налогообложения будут особо востребованными в период экономического кризиса. Однако хотя большинство респондентов и отмечают особую значимость налоговых аспектов, соответствующие функции в системе управления традиционно возлагаются на учетные и финансовые подразделения, сотрудники которых не всегда обладают необходимой квалификацией или имеют возможность ее регулярно повышать (табл. 1).
Представители крупного бизнеса располагают собственными квалифицированными специалистами в области налогообложения и, как правило, реже испытывают потребность в обращении к сторонним налоговым консультантам. Однако они также менее склонны финансировать подготовку и повышение квалификации своих сотрудников.
В этих вопросах наибольшую активность проявляет средний бизнес. Было выявлено также практически полное отсутствие вакансий для налоговых консультантов (в среднем 6 % респондентов готовы принять на работу одного или двух специалистов по налогообложению).
9 8 7 6 5 4 3 2 1
0
Финансы Наукоемкие ПроизводствоСтроительство Услуги
101 У
9
8
7-
6
5
4
3
2
1
0 /
□ Запутанна и сложна
□ Слабое администрирование
□ Не хуже, чем в других странах
В Высокие налоги § Прозрачна, стимулирует честность
Крупный бизнес Средний бизнес Малый бизнес
□ Запутанна и сложна В Высокие налоги
□ Слабое администрирование ^Прозрачна, стимулирует
□ Не хуже, чем в других странах честность
Рис. 14. Оценка системы налогообложения: мнения респондентов по отраслям
Рис. 15. Оценка системы налогообложения: мнения представителей среднего, крупного и малого бизнеса
Таблица 1
Отношение к вопросам налогового планирования и консультирования
Формулировка ответа % от количества респондентов
Крупный бизнес Средний бизнес Малый бизнес Всего
Необходимость налогового планирования:
— эти вопросы требуют особого внимания 47 81 67 67
— вопросы решаются по мере возникновения 47 15 33 29
— необходимость отсутствует 5 4 0 4
Обращения к налоговым консультантам:
— 1 раз в месяц 21 19 17 19
— 1 раз в квартал 11 15 0 12
— 1 раз в полугодие 5 8 33 12
— 1 раз в год 11 19 17 15
— никогда 53 38 33 42
Обучение собственных специалистов:
— постоянная статья бюджета 5 15 33 13
— эпизодически 84 58 50 65
— не проводится 11 27 17 21
Вакансии для налоговых консультантов 5 8 0 6
В целом по итогам анкетирования можно утверждать, что, несмотря на значимость оптимизации налогообложения и снижения налоговых рисков, хозяйствующие субъекты недооценивают полезность налоговых консультантов 60 и специалистов по налогообложению, поэтому представителям указанных профессий предстоит длительная работа по преодолению сложившихся тенденций.
Достаточно высокая доля работников со средним профессиональным образованием (CG) на руководящих должностях и должностях специалистов (рис. 17—18) определяет потребность в дополнитель-
50
40
Кадровое обеспечение и потребности бизнеса
Мониторинг кадрового обеспечения бизнеса позволяет оценить расчетную потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием, складывающуюся под влиянием ряда факторов, включая выбытие работников в связи с выходом на пенсию, а также расширение или сокращение штатной численности сотрудников.
Средний возраст руководителей и специалистов в 2010 г. по всем группам респондентов продолжает оставаться достаточно высоким (рис. 16). Организации не планируют увеличения штатов и предпочитают увеличивать нагрузку на имеющихся специалистов.
30
20
10
50
40
31
35 33
47
49
41
46
43 44 44
44 44 40 41
44
40
43
32
Финансы Наукоемкие Производство Строительство Услуги □ Руководители □ Специалисты □ Прочие служащие В Рабочие
Рис. 16. Средний возраст руководителей и специалистов по группам респондентов, лет
Финансы Наукоемкие Производство Строительство Услуги
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
9
75
16
77
21
75 63 65
30 35
23
Юпециалисты, ученая степень □Специалисты, высшее □Специалисты, СПО
Рис. 17. Образовательный уровень руководителей предприятий, %
0
Финансы Наукоемкие Производство Строительство
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
9
75
16
77
21
•4-
75
23
0
63
30
65
35
□ Специалисты, ученая степень □ Специалисты, высшее □ Специалисты, СПО
Рис. 18. Образовательный уровень специалистов предприятий, %
3,5 3 2,5 2 1,5
0,5
□ Руководители
□ Специалисты
Финансы
Наукоемкие Производство Строительство
Рис. 19. Расчетная годовая потребность в сотрудниках с высшим образованием, % от численности категории работников
0
5
10
15
20
Инженеры Экономисты, менеджеры Маркетологи Логистика Бухгалтеры, финансисты Персонал-менеджмент Юристы Технологи Филологи Психологи Реклама, PR Физики, химики Секретари-референты Экологи Медики, фармацевты Социологи Программисты, 1Т ВЭД
Конструкторы
Рис. 20. Специалисты, пользующиеся наибольшим спросом на региональном
рынке труда
ном образовании (рис. 19). Следует отметить, что до 70 % респондентов считают целесообразным дополнительное образование специалистов, в том числе в
Услуги магистратуре, однако лишь 17 %
0— готовы финансировать такие ме-
роприятия за счет предприятия.
Отношение работодателей к необходимости повышения квалификации своих сотрудников также противоречиво. С одной стороны, ее признают 100 % отпрошенных, с другой — финансировать такие мероприятия хотя бы частично согласны не более 20 %. Типичная периодичность повышения квалификации для инженерных специальностей оценивается как один раз в пять лет, для управленческих и финансовых — раз в год.
Тенденции спроса на рынке труда остаются неизменными с 2008 г.: наблюдается острая нехватка инженеров, конструкторов, технологов и прочих технических специальностей, причем по оценкам респондентов ситуация не изменится к лучшему и через шесть лет (рис. 20—21). Отмечается растущий спрос на 1Т-специалистов, сохраняется устойчивый спрос на экономические специальности, несмотря на известную насыщенность рынка.
Указанные тенденции вступают в противоречие с практически полным отказом от найма выпускников вузов: если в 2008—2009 гг., несмотря на кризисные явления, организации были готовы принять на работу в среднем от 10 до 20 выпускников по необходимым специальностям, то в 2010 г. шансы трудоустройства выпускников даже по наиболее востребованным техническим профессиям у большинства работодателей равны нулю. Все представители кадровых служб заявляют о трудностях поиска специалистов с опытом работы, и даже по таким позициям потребность оценивается в среднем не более чем в пять человек на предприятие.
Услуги
25
30
1
0
10
15
20
25
Инженеры Экономисты, менеджеры Маркетологи Логистика Бухгалтеры, финансисты Персонал-менеджмент Юристы Технологи Филологи Психологи Реклама и PR Физики Химики
Секретари-референты Экологи Медики, фармацевты Социологи Программисты, 1Т
вэд
Конструкторы Архитекторы Дизайнеры Инженеры-механики
Рис. 21. Прогноз потребностей на временном горизонте до шести лет
Требования к профессиональным компетенциям выпускников вузов
Определение приоритетных направлений подготовки специалистов в высших учебных заведениях должно учитывать требования к общим, профессиональным и инструментальным компетенциям, предъявляемые потенциальными работодателями. Поэтому мониторинг кадровых потребностей бизнес-сообщества включает регулярное построение рейтингов указанных компетенций.
В общем рейтинге (рис. 22) постоянно доминируют профессиональные компетенции. Необходимость личностных качеств отмечается лишь отдельными организациями торговли и финансового сектора (обычно для специалистов, работающих непосредственно с клиентами). Рейтинги отдельных инструментальных компетенций (рис. 23—28) демонстрируют как общие закономерности, так и определенную отраслевую специфику.
Общие максимумы приходятся на адаптивные, оперативные, информационные и технические компетенции, общие миниму- 0
мы — на лингвистические и психологические (см. рис. 23). В то же время в сфере услуг личностные и психологические вполне предсказуемо имеют большее значение.
Интересно, что крупные предприятия наукоемкой промышленности явно предпочитают оперативных исполнителей творчески мыслящим новаторам (это видно и из ответов на связанные вопросы), тогда как «традиционный» производс-
30 35 40 45 твенный сектор предоставляет специалистам большую свободу для индивидуального развития. Также в «производственной» группе больше ценится способность получать новую информацию и использовать современные технические средства интеллектуального труда, тогда как «наукоемкая» группа продемонстрировала в данном сопоставлении (см. рис. 25—26) сравнительно более высокую приверженность базовым знаниям.
Затруднения с интерпретацией вызывает высокая оценка речевых компетенций предприятиями строительной отрасли (см. рис. 27) при том, что реально они могут потребоваться лишь ограниченному кругу специалистов. Можно выдвинуть предположение, что такой оценкой строители определяют общий интеллек-
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5
Профессиональные
Универсальные
Физиологические
Личностные
Рис. 22. Общий рейтинг компетенций, учитываемых при найме
100
200
300
400
500
Информационные Технические Речевые Текстуальные Лингвистические Коммуникативные Технологические Адаптивные Оперативные Психологические
Рис. 23. Сводный рейтинг инструментальных компетенций
0
5
0
10
20
30
40
50
60
70
Информационные Технические Речевые Текстуальные Лингвистические Коммуникативные Технологические Адаптивные Оперативные Психологические
Рис. 24. Рейтинг инструментальных компетенций: финансовый сектор 0 10 20 30 40 50 60 70
Информационные Технические Речевые Текстуальные Лингвистические Коммуникативные Технологические Адаптивные Оперативные Психологические
Рис. 25. Рейтинг инструментальных компетенций: наукоемкий сектор 0 50 100 150 200
Информационные Технические Речевые Текстуальные Лингвистические Коммуникативные Технологические Адаптивные Оперативные Психологические
Рис. 26. Рейтинг инструментальных компетенций: производственный
сектор
0
10
20
30
40
50
60
70
Информационные Технические Речевые Текстуальные Лингвистические Коммуникативные Технологические Адаптивные Оперативные Психологические
ш
Рис. 27. Рейтинг инструментальных компетенций: строительный сектор
туальный и образовательный уровень потенциальных сотрудников.
Для регионального бизнеса характерен стабильно утилитарный подход к работникам: в сводном рейтинге требований к специалисту профессиональные качества составляют в среднем 42 %, уровень знаний — 34 %, тогда как корпоративный дух и креативность — по 12 % соответственно (в сумме 100 %).
Кадровая политика и предпочтения при найме
Кадровая политика регионального бизнес-сообщества в современный период характеризуется существенным усилением ранее отмеченных тенденций:
• высокие предпочтения готовых специалистов (с профессиональным стажем, без необходимости дополнительного обучения);
• стабильное безразличие к происхождению базового уровня знаний (в частности, к статусу и профилю исходного высшего образования);
• почти полное отсутствие стимулов к инвестициям в человеческий капитал.
Последняя тенденция проявляется не только в критическом отношении к систематическому повышению квалификации специалистов, но и в установлении заработной платы, социальных гарантий и иных факторах. В частности, выпускники высших учебных заведений без опыта работы не могут рассчитывать на высокий уровень оплаты труда, однако и наем студентов старших курсов считается нецелесообразным абсолютным большинством респондентов (рис. 29).
Таким образом, в рамках региона будущие выпускники вузов обычно не могут пройти стажировку и получить надлежащий опыт работы по будущей специальности. Этот вывод во многом распространяется и на обучающихся по востребованным инженерным профессиям.
0
Информационные Технические Речевые Текстуальные Лингвистические Коммуникативные Технологические Адаптивные Оперативные Психологические
Рис. 28. Рейтинг инструментальных компетенций: сфера услуг
45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
где из-за высокой текучести кадров постоянно требуются специалисты для работы с клиентами (на низкую зарплату).
В отношении методов найма действуют определенные отраслевые зависимости (рис. 31—33). Например, к услугам кадровых агентств прибегают в основном в финансовом секторе, тогда как промышленные предприятия часто работают с Федеральной службой занятости и напрямую с высшими учебными заведениями. Наем пос-
I-1
До 20 лет 20-30 лет 30-40 лет Свыше 40
лет
Рис. 29. Возрастные предпочтения при найме
Отношение работодателей к уровню образования претендентов (рис. 30) достаточно стабильно. Промышленность, испытывающая потребность в инженерных кадрах, предпочитает кандидатов с дипломами специалиста, тогда как основным работодателем для магистров остается финансовый сектор. Торговля и строительство малочувствительны к уровню образования.
В результате опроса был выявлен как минимум один сектор, где выпускники высших учебных заведений могут рассчитывать на немедленное трудоустройство без опыта работы. Это страховые организации и компании сферы финансовых услуг,
35 30 25 20 15 10 5
СПО
Специа- Бакалавры Магистры Не имеет листы значения
Рис. 30. Предпочтения по уровню образования претендента
Подготовка своими силами 1
Учебные заведения 18%
Кадровые агентства, 15%
Рис. 31. Сводный рейтинг методов найма специалистов
25 20 15 10
Крупный бизнес Средний бизнес Малый бизнес
□ Служба занятости
□ Учебные заведения
] Кадровые агентства □ Реклама
] Подготовка своими силами
Рис. 32. Рейтинг методов найма специалистов по масштабам деятельности
Финансы Наукоемкие Производство Строительство
□ Служба занятости НУчебные заведения
] Кадровые агентства ] Подготовка своими силами
Услуги
□ Реклама
Рис. 33. Рейтинг методов найма специалистов по группам респондентов
5
0
0
0
10
15
20
25
30
ВГУ* ВГТУ ВГАСУ ВГАУ ВГТА ВГМА ВГЛТА ВГПУ ИММиФ МИИТ ВИВТ
микт
□
*Сокращения: ВГУ — Воронежский государственный университет; ВГТУ — Воронежский государственный технический университет; ВГАСУ — Воронежский государственный архитектурно-строительный университет; ВГАУ — Воронежский государственный аграрный университет; ВГТА — Воронежская государственная технологическая академия; ВГМА — Воронежская государственная медицинская академия; ВГЛТА — Воронежская государственная лесотехническая академия; ВГПУ — Воронежский государственный педагогический университет; ИММиФ — Институт менеджмента, маркетинга и финансов; МИИТ — Воронежский филиал Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ); ВИВТ — Воронежский институт высоких технологий; МИКТ — Международный институт компьютерных технологий.
Рис. 34. Сотрудничество работодателей с высшими учебными заведениями при поиске и найме специалистов
верситета (по гуманитарным и естественнонаучным специальностям), архитектурно-строительного университета, на который почти полностью ориентирован весь строительный сектор, и технологической академии.
Также проявилась ранее несущественная тенденция сотрудничества с коммерческими вузами по ряду специальностей информационного профиля. На взгляд автора, сложившихся тенденций нельзя не учитывать при формировании конкурентной стратегии высших учебных заведений.
Особого внимания требуют новые предпочтения, свидетельствующие о возможных недостатках действующих образовательных программ вузов — лидеров
редством рекламных объявлений характерен для строительного сектора и организаций торговли. По сравнению с предыдущими исследованиями значительно увеличилась доля предприятий, активно прибегающих к тестированию и анкетированию при приеме на работу.
Показатель «статус вуза», постепенно терявший значение в период 2008—2009 гг., в настоящее время практически не рассматривается как фактор при отборе претендентов. Абсолютное большинство респондентов отметили, что местонахождение и статус вуза для них не имеют никакого значения даже при приеме на работу выпускника, обладающего лишь базовым объемом профессиональных знаний. Тем не менее сохраняется и даже усиливается исторически сложившееся сотрудничество предприятий с вузами как при подборе выпускников, так и в рамках целевых образовательных программ (рис. 34).
В рейтинге высших учебных заведений региона по данному признаку в интервале 2008—2010 гг. наблюдалось все большее расслоение. В результате к настоящему времени выделилась лидирующая груп -па четырех государственных воронежских вузов: технического университета как безусловного лидера и основного поставщика инженерных кадров; уни-
рейтинга по конкретным направлениям подготовки специалистов. В этой связи получаемые результаты можно рассматривать как элемент системы раннего обнаружения стратегических упущений, а также оценки сильных и слабых сторон конкурирующих вузов.
Направления сотрудничества высших учебных заведений и бизнес-сообщества
Заинтересованность представителей бизнес-сообщества в поддержке высшего и среднего профессионального образования прямо определяется неудовлетворенной потребностью в кадрах при условии, что выпускники учебных заведений соответствуют предъявляемым требованиям к специалистам.
Как было отмечено, нехватка кадров действительно отмечается по ряду инженерных и технических профессий, однако спрос не ориентирован на выпускников вузов и незначителен в количественном выражении. Поэтому высшее образование в текущем периоде вряд ли может рассчитывать на серьезную поддержку со стороны коммерческих организаций, тем более что последние часто испытывают существенные финансовые затруднения (рис. 35).
0
5
Благотвори-
Нет воз- тельное^ Целевые
51%
Рис. 35. Отношение бизнеса к финансовой поддержке высшего образования
Так, спрос на инженеров, конструкторов и технологов со стороны промышленных предприятий, особенно в группе наукоемкого производства, в 2009—2010 гг. почти полностью перешел в латентное (отложенное) состояние. Тем не менее по сравнению с 2008—2009 гг. отмечен определенный прирост количества организаций, которые сотрудничают с высшими учебными заведениями в сфере целевых образовательных программ или оказывают им систематическую благотворительную поддержку (табл. 2).
Представленные в табл. 2 результаты опроса следует рассматривать скорее как пожелания, а не как конкретные планы и намерения предпринимателей. В частности, относительный рост интереса к центрам корпоративного образования в сводном
Таблица 2
Инициативы бизнеса по поддержке высшего образования
По отраслям, ед. По масштабам, ед.
Направление сотрудничества Финансовый сектор Наукоемкий сектор Промышленный сектор Строительный сектор Сфера услуг Крупный бизнес Средний бизнес Малый бизнес Всего, ед.
Центр корпоративного образо- 1 2 3 3 2 4 6 1 11
вания
Участие в работе 3 3 8 2 2 9 7 2 18
государственных
экзаменацион-
ных и аттестаци-
онных комиссий
Конкурсы и 1 0 0 0 0 1 0 0 1
стипендии
Формирование учебных планов 2 2 8 2 3 6 7 4 17
рейтинге не соответствует реальным финансовым и кадровым возможностям хозяйствующих субъектов (не сопоставим с вероятной численностью обучающихся в таком центре, с заявленными кадровыми потребностями и низкой оценкой необходимости дополнительного образования).
Стабильно высокие пожелания представителей бизнеса участвовать в работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, а также в формировании учебных планов никак не соотносятся с их низкой активностью в данных областях. Кроме того, способность указанных представителей внести что-либо полезное в конкретные учебные планы федеральных образовательных стандартов также может быть поставлена под сомнение.
Положительным моментом опроса 2010 г. является возвращение интереса финансового сектора к поддержке и продвижению своих услуг путем организации студенческих конкурсов и стипендий, хотя после трудностей 2008—2009 гг. к возобновлению финансирования таких мероприятий готовы лишь отдельные крупные компании.
В сложившейся ситуации, на взгляд автора, высшим учебным заведениям не следует рассчитывать на безадресную благотворительную поддержку, равно как и на заведомую востребованность своих выпускников. Возможности стратегического партнерства предполагают встречные усилия со стороны вузов, направленные прежде всего на актуализацию основных образовательных программ в соответствии с потребностями бизнес-сообщества, а также создание набора привлекательных дополнительных образовательных программ. Для конкретизации профессиональных потребностей бизнеса в план исследований 2011 —2012 гг. должны быть включены соответствующие разделы.
Список литературы
1. Ендовицкий Д. А., Титов В. Т. Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества // Высшее образование в России. 2007. № 7.
2. Ендовицкий Д. А. Анализ предпочтений выпускников школы при выборе профессии // Высшее образование в России. 2009. № 6.
3. Ендовицкий Д. А. Анализ кадровых потребностей бизнес-сообщества Воронежской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 22.
4. Ендовицкий Д. А. Востребованность выпускников вузов и фактор кризиса // Аккредитация в образовании. 2009. № 35.