ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ, профессор, ректор
В.Т. ТИТОВ, профессор Воронежский государственный университет
Компетенции и востребованность выпускника:
кто нужен работодателю?
В статье рассматриваются различные аспекты проблемы кадровых потребностей региональной экономики. Анализируются профессиональные компетенции выпускников с позиции работодателей. Намечаются пути сотрудничества вузов с бизнес-сообществом региона.
Ключевые слова: деловая активность, инвестиционный климат, факторы развития, бизнес-сообщество, вузы, прогноз потребностей, кадры, компетенции, профессии, рынок труда, благотворительность.
Важнейшей задачей российского высшего профессионального образования является удовлетворение потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах. Не менее значимо и решение сложнейшей социальной задачи - реализации права молодых специалистов на труд в условиях рыночной экономики. Таким образом, необходимо создание комплексной системы, включающей в себя подготовку кадров высшей квалификации и содействие трудоустройству молодых специалистов.
Эффективность работы всех звеньев системы трудоустройства молодежи невозможно обеспечить без создания базы данных по кадровым потребностям региональной экономики. Исходя из этого Воронежский государственный университет в сотрудничестве с Советом промышленников и предпринимателей Воронежской области, Консультативным советом по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу осуществляет ежегодные исследования экономических ожиданий и кадровых потребностей регионального бизнес-сообщества [14]. Цели программы исследований
включают комплексное изучение возможностей сотрудничества работодателей с высшими учебными заведениями и выяснение позиции бизнес-сообщества в отношении реформ в системе высшего профессионального образования. Для достижения указанных целей начиная с 2008 г. проводится анкетирование топ-менеджмента хозяйствующих субъектов по следующим разделам:
• финансовое состояние и экономические ожидания;
• кадровые потребности и предпочтения при найме;
• требования к профессиональным компетенциям выпускников высших учебных заведений;
• направления сотрудничества высших учебных заведений и бизнес-сообщества.
В экспертном опросе 2010 г. принимали участие 52 хозяйствующих субъекта - представители крупного, среднего и малого бизнеса региона. Были выделены следующие укрупненные группы хозяйствующих субъектов:
- финансовый сектор - кредитные и страховые организации, а также представители сектора финансовых услуг;
- наукоемкий сектор - предприятия наукоемкой промышленности (аэрокосмической, электронной и т.д.), действующие не менее 25-30 лет и ориентированные на использование оригинальных инженерных разработок;
- производственный сектор - совокупность предприятий машиностроения, легкой промышленности и др.;
- строительный сектор, включающий производство строительных материалов;
- сфера услуг - розничная торговля, бытовые услуги, общественное питание и иные организации, работающие на потребительском рынке.
Исследование 2010 г. проводилось при содействии Палаты налоговых консультантов и включало блок вопросов налогового планирования.
Финансовое положение и экономические ожидания регионального бизнес-сообщества
Оценки финансового положения и экономических ожиданий хозяйствующих субъектов являются важной информацией для формирования их кадровой политики. Кроме того, они позволяют оценить общий инвестиционный климат и уровень деловой активности региона.
По результатам анкетирования 2010 г., динамика финансового положения организаций-респондентов оказалась неоднозначной: в одних и тех же группах по отраслевому признаку и масштабам деятельности наблюдалось как существенное улучшение, так и ухудшение финансового состояния. Эти оценки частично коррелируют с экономическими ожиданиями субъектов, в частности, связанными с прогнозом стадии и продолжительности кризисных явлений. В целом улучшение финансового положения склонны отмечать предприятия среднего бизнеса, тогда как боль-
шая часть представителей малого бизнеса жалуются на ухудшение результатов текущей деятельности. Отраслевые оценки внутри групп достаточно стабильны; явно выделяются негативные показатели строительной отрасли и позитивные - сферы услуг.
Доминируют ответы: «завершился спад, роста еще нет» и «кризис продлится от 1 года до 2 лет». При этом практически все предприятия отмечают высокую чувствительность к инфляции и незначительную - к уровню деловой активности региона.
Самооценка инновационной активности предприятий была одним из критериев уточнения отраслевой классификации, кроме того, ее результаты предоставили интересную дополнительную информацию. Наибольшую инновационную активность проявляют предприятия среднего бизнеса, тогда как крупный бизнес в большей степени ориентирован на приобретение результатов сторонних разработок. На наш взгляд, примечательным является тот факт, что инновационная активность компаний, изначально отнесенных к «обычной» (не наукоемкой) промышленности, достаточно высока: более 50% респондентов данной группы активно внедряют те или иные новшества.
Программа исследования включала также специальный блок вопросов по налоговому планированию. Представители крупного бизнеса располагают собственными квалифицированными специалистами в области налогообложения и, как правило, реже испытывают потребность в обращении к сторонним налоговым консультантам. В целом по итогам анкетирования можно утверждать, что, несмотря на значимость оптимизации налогообложения и снижения налоговых рисков, хозяйствующие субъекты недооценивают полезность налоговых консультан-
тов и специалистов по налогообложению, поэтому представителям указанных профессий предстоит длительная работа по преодолению сложившихся тенденций.
Кадровое обеспечение и потребности бизнеса
Мониторинг кадрового обеспечения бизнеса позволяет оценить расчетную потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием, складывающуюся под влиянием ряда факторов, включая выбытие работников в связи с выходом на пенсию, расширение или сокращение штатной численности сотрудников.
Средний возраст руководителей и специалистов в 2010 г. по всем группам респондентов продолжает оставаться достаточно высоким (рис. 1). Организации не планируют увеличения штатов и предпочитают увеличивать нагрузку на имеющихся специалистов.
Достаточно высокая доля работников со средним профессиональным образованием на руководящих должностях и должностях специалистов определяет потребность в дополнительном образовании. Следует отметить, что до 70% респондентов счита-
60
ют целесообразным дополнительное образование своих специалистов, в том числе в магистратуре, однако лишь 17% готовы финансировать такие мероприятия за счет средств предприятия. Отношение работодателей к необходимости повышения квалификации своих сотрудников также противоречиво: с одной стороны, ее признают 100% отпрошенных, с другой - финансировать такие мероприятия (хотя бы частично) согласны не более 20%.
Тенденции спроса на рынке труда остаются неизменными с 2008 г.: наблюдается острая нехватка инженеров, конструкторов, технологов и прочих технических специалистов, причем, по оценкам респондентов, ситуация не изменится к лучшему и через 4-6 лет. Отмечается растущий спрос на 1Т-специ-алистов, сохраняется устойчивый спрос на экономистов, несмотря на известную насыщенность рынка.
Указанные тенденции вступают в противоречие с практически полным отказом от найма выпускников вузов: если в 2008-2009 гг., несмотря на кризисные явления, организации были готовы принять на работу в среднем от 10 до 20 выпускников по необходимым им специальностям, то в 2010 г. шансы
50 40 30 20 10 0
50 47 49 46 47
|43 44 44 44 44 44 43
40 41 40
32
финансы наукоемкие производство строительство услуги □ руководители ^специалисты Шпрочие служащие Шрабочие
Рис. 1. Средний возраст руководителей и специалистов по группам респондентов
трудоустройства выпускников, даже по наиболее востребованным техническим профессиям, у большинства работодателей равны нулю. Все представители кадровых служб заявляют о трудностях поиска специалистов с опытом работы, и даже по таким позициям потребность оценивается в среднем не более чем в 5 человек на предприятие.
Требования к профессиональным компетенциям выпускников вузов
Определение приоритетных направлений подготовки специалистов в высших учебных заведениях должно учитывать требования к общим, профессиональным и инструментальным компетенциям, предъявляемые потенциальными работодателями. Поэтому мониторинг кадровых потребностей бизнес-сообщества включает регулярное построение рейтингов указанных компетенций. В общем рейтинге постоянно доминируют профессиональные компетенции; необходимость личностных качеств отмечается лишь отдельными организациями торговли и финансового сектора (обычно для специалистов, непосредственно работающих с клиентами). Рейтинг отдельных инструментальных компетенций демонстрирует общие закономерности.
Общие максимумы приходятся на адаптивные, оперативные, информационные и технические компетенции, общие минимумы - на лингвистические и психологические. В то же время в сфере услуг личностные и психологические компетенции вполне предсказуемо имеют большее значение. Интересно, что крупные предприятия наукоемкой промышленности явно предпочитают оперативных исполнителей творчески мыслящим новаторам (это видно и из ответов на связанные воп-
росы), тогда как «традиционный» производственный сектор предоставляет специалистам большую свободу для индивидуального развития. Также в «производственной» группе больше ценится способность получать новую информацию и использовать современные технические средства интеллектуального труда, в то время как «наукоемкая» группа продемонстрировала в данном сопоставлении сравнительно более высокую приверженность базовым знаниям. Для регионального бизнеса характерен стабильно утилитарный подход к работникам: в сводном рейтинге требований к специалисту профессиональные качества составляют в среднем 42%, уровень знаний - 34%, тогда как корпоративный дух и креативность - по 12% соответственно (в сумме 100%).
Кадровая политика и предпочтения при найме
Кадровая политика регионального бизнес-сообщества сегодня характеризуется существенным усилением тенденций, отмечавшихся ранее:
• высокие предпочтения «готовых» специалистов (с профессиональным стажем, без необходимости дополнительного обучения);
• безразличие к происхождению базового уровня знаний (в частности, к статусу и профилю исходного высшего образования);
• почти полное отсутствие стимулов к инвестициям в человеческий капитал.
Последняя тенденция проявляется не только в критическом отношении к систематическому повышению квалификации специалистов, но и в установлении размеров заработной платы, социальных гарантий и в иных факторах. В частности, выпускники высших учебных заведений без опыта работы не
могут рассчитывать на высокий уровень оплаты труда, однако и наем студентов старших курсов абсолютным большинством респондентов считается нецелесообразным. Таким образом, в рамках региона будущие выпускники вузов обычно не могут пройти стажировку и получить надлежащий опыт по будущей специальности. Этот вывод во многом распространяется и на обучающихся по востребованным инженерным программам.
Отношение работодателей к уровню образования претендентов достаточно стабильно. Промышленность, испытывающая потребность в инженерных кадрах, предпочитает кандидатов с дипломами специалиста, тогда как основным работодателем для магистров остается финансовый сектор. Торговля и строительство малочувствительны к уровню образования.
В результате опроса был выявлен как минимум один сектор, где выпускники высших учебных заведений могут рассчитывать на немедленное трудоустройство без опыта работы. Это страховые организации и компании сферы финансовых услуг, где из-за высокой текучести кадров постоянно требуют-
ся специалисты для работы с клиентами (на низкую зарплату).
В отношении методов найма действуют определенные отраслевые зависимости. Например, к услугам кадровых агентств прибегают в основном в финансовом секторе, тогда как промышленные предприятия часто работают с Федеральной службой занятости и напрямую с высшими учебными заведениями. Наем посредством рекламных объявлений характерен для строительного сектора и организаций торговли. По сравнению с предыдущими исследованиями значительно увеличилась доля организаций, активно использующих тестирование и анкетирование при приеме на работу.
Показатель «статус вуза», постепенно терявший значение в период 2008-2009 гг., в настоящее время практически не рассматривается как фактор при отборе претендентов. Абсолютное большинство респондентов отметили, что местонахождение и статус вуза для них не имеют никакого значения даже при приеме на работу выпускника, обладающего лишь базовым объемом профессиональных знаний. Тем не менее сохраняется и даже
ВГУ ВГТУ ВГАСУ ВГАУ ВГТА ВГМА ВГЛТА ВГПУ ИММиФ МИИТ ВИВТ МИКТ
10 =±=
15
20
25
30
0
Рис. 2. Сотрудничество работодателей с высшими учебными заведениями при поиске и найме специалистов
усиливается исторически сложившееся сотрудничество предприятий с вузами как при подборе выпускников, так и в рамках целевых образовательных программ (рис. 2).
В рейтинге высших учебных заведений региона по данному признаку на интервале 2008-2010 гг. наблюдалось все большее расслоение, в результате к настоящему времени выделились четыре лидера: Воронежский государственный технический университет как безусловный лидер и основной поставщик инженерных кадров, Воронежский государственный университет (по гуманитарным и естественно-научным специальностям), Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, на который почти полностью ориентирован весь строительный сектор, и Воронежская государственная технологическая академия. Также проявилась ранее несущественная тенденция сотрудничества с коммерческими вузами по ряду специальностей информационного профиля.
Направления сотрудничества высших учебных заведений и бизнес-сообщества
Заинтересованность представителей бизнес-сообщества в поддержке высшего и среднего профессионального образования прямо определяется неудовлетворенной потребностью в кадрах при условии, что выпускники учебных заведений соответствуют предъявляемым требованиям к специалистам. Как было отмечено выше, по ряду инженерных и технических профессий действительно отмечается нехватка кадров, однако спрос не ориентирован на выпускников вузов и незначителен в количественном выражении. Поэтому высшее образование в текущем периоде вряд ли может рассчитывать на серьезную поддержку со стороны коммерческих организаций,
тем более что последние часто испытывают существенные финансовые затруднения. Так, спрос на инженеров, конструкторов и технологов со стороны промышленных предприятий, особенно в группе наукоемкого производства, в 2009-2010 гг. почти полностью перешел в латентное состояние. Тем не менее по сравнению с 2008-2009 гг. был отмечен определенный прирост количества организаций, которые сотрудничают с вузами в сфере целевых образовательных программ или оказывают им систематическую благотворительную поддержку.
Результаты опроса следует рассматривать скорее как пожелания, чем как конкретные планы и намерения предпринимателей. В частности, относительный рост интереса к центрам корпоративного образования в сводном рейтинге не соответствует реальным финансовым и кадровым возможностям хозяйствующих субъектов. Стабильно высокая доля пожеланий представителей бизнеса участвовать в работе экзаменационных и аттестационных комиссий, а также в формировании учебных планов никак не соотносятся с их низкой активностью в данных областях. Кроме того, способность указанных представителей внести что-либо полезное в конкретные учебные планы федеральных образовательных стандартов также может быть поставлена под сомнение.
В сложившейся ситуации, на наш взгляд, высшим учебным заведениям не следует рассчитывать на безадресную благотворительную поддержку, равно как и на заведомую востребованность своих выпускников. Возможности стратегического партнерства предполагают встречные усилия со стороны вузов, направленные прежде всего на актуализацию основных образовательных программ в соответствии с потребностями бизнес-сообщества, а также на создание
набора привлекательных дополнительных образовательных программ. Для конкретизации профессиональных потребностей бизнеса в план исследований 2011-2012 гг. должны быть включены соответствующие разделы.
Литература
1. Ендовицкий Д.А., Титов В.Т. Направления взаимодействия вузов и бизнес-сообщества // Высшее образование в России. 2007. № 7.С. 10-18.
2. Ендовицкий Д.А. Анализ предпочтений
выпускников школы при выборе профессии // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 117-122.
3. Ендовицкий Д.А. Анализ кадровых потреб-
ностей бизнес-сообщества Воронежской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. №22. С. 60-68.
4. Ендовицкий Д.А. Востребованность вы-
пускников вузов и фактор кризиса // Аккредитация в образовании. 2009. № 35. С. 39-43.
ENDOVITSKY D, TITOV V. SET OF SKILLS AND DEMAND FOR HIGHER SCHOOL GRADUATES: THE WAY THE EMPLOYERS SEE IT
The article considers the various issues of local economy demand for human resources. The article reviews the set of professional skills of the local graduates from the employers' point of view. The ways of cooperation between higher school and business society of the region are traced.
Keywords: business activity, investment climate, influence of development, business society, higher school, universities, demand prediction, human resource, personnel, skills set, competency, trades, labour market.
И.Н. КИМ, профессор, проректор Дальневосточный государственный технический рыбохозяйствен-ный университет
Кадровая политика при переходе на ФГОС
Эффективное внедрение стандартов третьего поколения в вузах возможно только при перестройке сознания действующих преподавателей и наличия у них высокого потенциала профессиональной компетентности.
Для развития вуза необходима продуманная кадровая политика, заключающаяся в мотивации преподавателей на создание, освоение и использование в педагогической деятельности научно-исследовательских, образовательных и инновационных технологий.
Ключевые слова: компетентность; профессионализм; кадровая политика; повышение квалификации; научно-исследовательские, образовательные и инновационные технологии обучения.
В настоящее время высшая школа России не обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным стандартам, в необходимых стране количествах [1, 2]. Это привело к тому, что на высокоинновационных и наукоемких предприятиях ведущими менеджерами все чаще становятся за-
рубежные специалисты. С целью ликвидации образовавшегося дефицита кадров высшая школа совершает переход на общеевропейскую уровневую систему обучения, в которой бакалавриат, магистратура и специалитет рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего профессионального образо-