Содержание и технологии образования
МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Чулуунбат Должинсурэн
Аннотация. В статье представлено использование основных народных традиций физического воспитания детей в Монголии (езда на лошади, национальная борьба, стрельба из лука), определено их влияние на целостное развитие личности.
Ключевые слова: этнокультурная направленность, национальные традиции, физическое воспитание, современное образование, монгольская семья.
Summary. The article examines the use of national traditions ofchildren's physical training in Mongolia (driving a horse, national wrestle, bow shooting) and their influence on holistic personal development.
Keywords: ethno cultural orientation, national traditions, physical education, modern education, Mongolian family.
Сущность этнокультурной направленности физического воспитания заключается в изучении традиций того или иного народа и извлечении из них тех методов, приемов и форм, которые способствуют физическому развитию и совершенствованию подрастающего поколения.
С раннего средневековья основным хозяйственным занятием монголов было кочевое скотоводство. Постоянные перемещения в условиях сурового резко-континентального климата степей, полупустынь и пустынь требовали хорошей физической подготовки от всех членов племени: мужчин, женщин и детей. Поэтому многие обряды и традиции монголов связаны с тем, что в современности называется физической культурой и спортом. Монгольские национальные виды спорта называются эрийн гурван наа-дам «Три игры мужей» и включают
в себя национальную борьбу (бох), стрельбу из лука (сур харвах) и конные скачки (морь уралдах) [1].
Лошадь является верным другом, спутником и талисманом монголов. Когда в семье рождается мальчик и одновременно с ним или вскоре в табуне появля- 101 ется жеребенок, его дарят этому ребенку, и они начинают расти вместе. Первое время жеребенка держат в юрте, потому что он маленький и слабый. Мальчик привыкает к жеребенку, начинает за ним ухаживать, с ним играть. Известны случаи, когда кобыла мать не принимает жеребенка, тогда мальчик начинает петь монгольскую протяжную песню до тех пор, пока не растрогается кобыла и не примет дитя. Этот обычай встречается и сейчас. Он воспитывает у ребенка бережное и душевное отношение к домашним животным [2].
С 3-4-х лет, монгольские дети начинают ездить на обученном жеребен-
2 / 2011
Преподаватель XXI
Ф
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
102
ке. Они, как правило, примерно одного роста, поэтому езда дается легко, в случае падения снижается риск травмы. Между ребенком и жеребенком возникает взаимная привязанность. В старинных книгах отмечаются, что как только ребенок достигнет двух-трех лет, его приручают езде верхом на коне, а в дальнейшем - садиться одним рывкам на лошадь без седла. В некоторых местностях в древние времена совершали специальный ритуал для приучения детей езде верхом на коне. Обращаясь к ламам, прорицателям или шаманам, определяли благополучный для ребенка день. Родители по материнской и отцовской линии поднимали ребенка и сажали в седло, при этом обязательно совершали важный ритуал: брызгали молоком на гриву коня и в местах за седлом. Затем сопровождали коня с ребенком. В этот день собирались все близкие люди и устраивали маленький пир. Сначала дети ездят верхом на коне без седла, потом в седле, постепенно они осваивают искусство приручения необъезженных жеребят и необученных лошадей. Езда верхом на коне развивает мышцы, воспитывает терпение, физическую храбрость в сочетанием с духовной смелостью, что помогает преодолевать любые препятствия [1].
С 13 лет монголы могут ездить верхом на коне самостоятельно, в том числе достаточно далеко, например, на охоту или сопровождая стада овец, табуны лошадей на отдаленные пастбища. В одной из монгольских песен поется: «Мужчина с сильной волей ездит верхом на коне. Значит и он, и лошадь храбрые». В этих строках видна символическая связь хозяина и коня [там же]. Стрельба из лука, сидя верхом на лошади, упражнения с саблей и мечом, метание копья, пере-
права через реку на лошади, преодоление безлюдной пустыни на коне и переезд через высокие горы являются важной частью жизни кочевых народов. Невозможно разъединить понятия «монгол» и «конь», езда на коне, помогает физическому развитию [3].
Китайские послы Пэн Дая и Сюй-Тин в своих путевых заметках «Краткие сведения о черных татарах» писали следующее: «при стрельбе из лука мать везет с собой младенца на коне и прикрепляет его к плоской доске; трехлетнего ребенка прикрепляет к седлу и в руки дают натянуть поводья, затем все вместе сопровождают ребенка и скачут». Для приручения детей с малых лет к езде верхом используются заранее прирученные, смирные кони [4].
В конных скачках могут участвовать все дети, то есть как мальчики, так и девочки. В остальных состязаниях (заарканивание коня ургой, ловля урги, кнута) девочки участия не принимают. Обычный возраст участников скачек - от 7-8 лет до 11-12 лет. Наездники надевают красивые яркие костюмы. На скачках детей верхом на лошади каждый из них с гордостью рассказывает о коне-победителе, что оказывает сильное влияние на приручение к езде верхом [5].
Один из древних видов спорта у монголов - это состязания по монгольской борьбе, которая сохранилась до наших дней у монголов и их ближайших родственников - бурят и калмыков. Монгольская борьба требует от борца не только силы, мощи, смелости, но и высокого профессионализма. Использование различных приемов предполагает ловкость, быструю реакцию, хорошую координацию движений, а также наличие трех качеств: силы, мощи и смелости. Мальчик-
Преподаватель XX
2 / 2011
ф
Содержание и технологии образования
монгол, которого тренируют с детства, получает хорошую подготовку для участия в действиях состязаниях.
Борцы старших поколений обязаны готовить себе преемников. При обучении ребенка правилам борьбы монголы стремятся, чтобы дети хорошо овладели не только ее приемами, но и выросли физически здоровыми, смелыми личностями. В сельской местности - в степи, на пастбищах, возле дома - дети часто состязаются между собой в национальной борьбе, которая является у них одной из любимых забав. Монголы говорят, что существует 13 приемов хитрости в монгольской борьбе. В редких случаях увлекаются борьбой и девочки [6].
Монголы всегда были не только скотоводами, но и отличными охотниками. Мальчиков с раннего детства учили метко стрелять из лука. Это было необходимо, чтобы стать хорошим охотником, а также защитить родное кочевье от врага. Это развивало ловкость, зоркость, быстроту и выносливость. В зависимости от физических и возрастных особенностей детей им готовят подходящие лук и стрелы и приручают к стрельбе и охоте. Сделать лук - сложное искусство, поэтому издавна существовали профессиональные специалисты по их изготовлению. В настоящее время стрельба из лука -это не только вид спорта, но и способ проведения досуга.
Как мы видим, традиционный уклад жизни монголов требует от них хорошего физического развития. Верховая езда способствует формированию осанки, развитию вестибулярного аппарата и координации движений, воспитанию выносливости; национальная борьба развивает физическую силу и ловкость; стрельба из лука повышает остроту зре-
ния, улучшает внимание, развивает моторику мышц рук [1].
Помимо указанных физических качеств монгольские национальные виды спорта развивают в детях такие нравственные качества, как любовь к природе, доброта, уважение к сопернику, терпимость, бережное отношение ко всему живому, а также патриотизм и гордость за своих соплеменников. Воспитание личности, способной не только выживать в суровых климатических условиях, но и живущей в гармонии с окружающей природой и людьми - цель, которая делает монгольские традиционные виды спорта незаменимым методом физического воспитания. И ныне их необходимо сохранять в монгольских семьях и внедрять в современные образовательные программы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сухбат Ш. Монголын сурган хумуужуу-лэх ов уламжлал (Традиция воспитания детей монголов). - Улаанбаатар, 2009.
2. Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: Наука, 1988.
3. Эрдэнэ-Очир Г. Монгольские народные педагогические традиции и их развитие: Дисс. ... канд. пед. наук. - Улаанбаатар, 1993.
4. Пэн Дай, Сюй Тин. Краткие сведения о черных татарах // Проблемы востоковедения. - 1960. -№ 5. -С. 133-158.
5. Лхагвасурэн Г. Национальная спортивная традиция // Теория и практика физической культуры. - М., 1981. - № 4.
6. Лхагвасурэн Г. Монгол улсын спорт - сур-галтын шинэчлэлын асуудлыг судалсан нь (Исследование проблемы учебно-спортивных традиции и обновлений в Монголии): Дисс. ... канд. пед. наук. - Улаанбаатар, 1996. ■
103
2 / 2011
Преподаватель XXI
Ф