ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МОНГОЛИИ
ETHNOPEDAGOGICAL CONDITIONS OF USING TRADITIONAL GAMES IN PHYSICAL EDUCATION IN MONGOLIA
Чулуунбат Должинсурэн
В статье представлено этнопедагогическое своеобразие воспитания детей в Монголии с использованием игровой деятельности.
Ключевые слова: традиционное физическое воспитание, народные игры и состязания, этнопедагоги-ка, народная педагогика.
Chuluunbat Doljinsuren
The article examines special ethnopedagogical features of educating children in Mongolia using different games.
Keywords: traditional physical education, national games and competitions, ethnopedagogics, folk pedagogy.
Из педагогических явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, важная роль принадлежит играм, развивающим в детях ловкость, смекалку и проворность. Часто игры бывают художественно-драматическими. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему жизненному укладу, порядку вещей, народным обычаям, приучение к правилам поведения. Игры для детей - своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни.
Дети начинают играть задолго до того, как научатся говорить: они играют с солнечным зайчиком, с собственными пальчиками, с маминой прической и т. п. Благодаря играм ребенок шаг за шагом осваивает мир и себя. Игра может быть связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры выступают первыми уроками и учебой в жизни, способствуют его общению с другими людьми [1, с. 134].
Современные этнографы насчитывают несколько сотен игр, существовавших в истории монгольского народа [2, с. 281]. Монгольские народные игры можно разделить на следующие основные группы: устные, ручные, развлекательные, игры с камешками, гадательные, физкультурные и др. [3].
Кустным играм относятся: игра с выбрасыванием пальцев (хурудах); игра по угадыванию суммы, которая получается при загадывании обоими соперниками определенного количества пальцев, и ведется под специальный напев (дэмбэдэх); отгадывание количества предметов, которые спрятаны в руках соперников (талцах); кто быстрее ответит на заданный вопрос (булацалдах); решение устных задач или загадок; поиск определенного слова или предложения.
К ручным причисляют игры, связанные со сборкой сложных конструкций: сборка, отрезание, соединение, монтаж.
К развлекательным играм относятся: «построить юрту» (айл гэр болох); создать монгольский календарь в
виде 12-летнего цикла; нарисовать символический орнамент (улзий хэ) в виде нити, не имеющий начала и конца; национальные карты (уйчурхоргол); игры с плетением, завязыванием и распутыванием узлов, проволочных и шнурковых головоломок.
Монгольским играм посвящены книги П. Намжилдор-жа (1963, 1966), где описано около 100 национальных игр, даны рисунки по их сходным и отдельным позициям. Сюда, например, относятся «Конные скачки», «Четыре быка», «Верблюжьи ступни», соревнование на пересечении дорог, «Путешествие вокруг мира», «Шестиугольник», «Маленький теленок», «Жеребенок», «Певчие птицы», «Самка тарбагана», «Круг в круге» и многие другие [4].
К физкультурным играм относятся: цагаанлонхтоо-лох (считать 32 бутылки), игра в устойчивость (две команды стараются выпихнуть друг друга за пределы очерченного круга), цаган мод шидэх (ищем палочку), тэвэг (зоска или игра в волан), шагай шурэх (стрелять бабками), шагай харвах (хватать бабки), чоно тарвагацах (волк и тарбаган), сур харвах (стрельба из лука), бох (борьба), морь уралдах (скачки на лошадях) и т. д. [5].
Народные игры всегда занимали особое место в традиционном физическом воспитании детей в Монголии. Об этом писали известные исследователи духовной и материальной культуры: Ш. Сухбат, Г. Эрдэнэ-Очир, Т. Нам-жил, С. Сарантуяа, Б. Батсайхан, Д. Майдар, Н. Л. Жуковская, В. Н. Клюева и др. Необходимо отметить, что игры разных народов Азии внешне схожи по содержанию, правилам игры, но в то же время имеют свои особенности, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной физической культурой [3, с. 25].
Подвижные игры способствуют воспитанию отдельных физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и их развитию в комплексе. Рассмотрим несколько таких игр.
Игра «ищем палочку»(цагаанмод или цуухаях): участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палоч-
ку (10 см) и бросает как можно дальше. Все внимательно прислушиваются, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому, кто догнал, и теперь уже он убегает от остальных.
Игра «волк и тарбаган» (чоно тарвалцах): Все играющие - тарбаганы, один - волк. Тарбаганы очерчивают на земле две «норки», которые расположены друг от друга на расстоянии 30-50 метров. «Волк» старается напасть на «тарбаганов» во время перебежек из одной «норки» в другую. Сидя в своей «норке», тарбаганы дразнят волка выкриками: «Твоя нора, серый волк, грязная, земляная, а наши норки золотые!» Это вызывает у волка еще большую ярость, и он стремится отомстить им за непочтительность [6, с. 211].
Игра тэвэг (зоска или игра в волан): Для игры используется кусок свинца или тяжелая пуговица, к которой прикрепляется лоскут овчины, волосы или перья. Иногда китайские монеты с квадратным отверстием в центре, в которое вставляют цветные перья, поэтому эта игра у русских называется «жестка» или «зоска» (от монгольского слова зоос - монета). Зоска подбрасывается вверх и при падении ударом ладони направляется к кому-либо из играющих. Каждый из участников игры ладонью должен отразить ее, направив к другому, не допуская ее падения на землю. Если зоска упадет на землю, игра считается законченной и начинают играть заново. По второму варианту: зоску подкидывают внутренней стороной ступни. Заранее договариваются, сколько ударов без перерыва должен сделать играющий, чтобы получить приз. Ловкие игроки подкидывают зоску ногой, не допуская ее падения на землю, до 200 раз.
В Монголии с древнейших времен любят различные национальные виды спорта: состязания в своеобразной монгольской борьбе, в стрельбе из лука, скачки на лошадях. Их и поныне можно увидеть во время любимого монголами летнего праздника «Надом».
Поводом для устройства надома в старину были поклонение духам священных мест, победа над врагом, разные знаменательные события. На надомах происходили традиционные соревнования, в том числе скачки на расстояние 25 и более километров. Состязания в борьбе, стрельбе из лука, скачки носили название эрийн гурван надам (три мужских состязания) и являлись самым любимым народным развлечением.
С 1921 по 1990 г. этот праздник проводился 11 июля в юбилейный день провозглашения независимости Монгольской Народной Республики и продолжался несколько дней. В настоящее время его уже не связывают с годовщиной революции, но отмечают по-прежнему, сохранив самые лучшие традиции культурного наследия народа. Надом осталал ярким, запоминающимся и популярным праздником новой Монголии [7, с. 65].
Любимый вид спорта монголов - национальная борьба (бох барилдах). Задолго до соревнования борцы начина-
ют тренироваться под наблюдением старых мастеров, которые сами уже не выступают, а передают свой опыт молодежи. Борцы соблюдают строгий режим в еде, не употребляют алкогольных напитков. Тренеры следят за их сном, отдыхом, питанием и тренировкой. Борцы надевают специальные трусики-плавки (шудаг) и своеобразные короткие накидки с длинными рукавами, оставляющие грудь открытой (зодог), прошитую ремешками национальную обувь с загнутыми носами (гутулы) и шапку с загнутыми кверху козырьком и наушниками. Такие же шапки надевают и их секунданты, одетые в национальную одежду.
Перед началом борьбы происходит почетный выход борцов на арену в сопровождении секундантов. Борцы взмахивают руками, как крыльями птицы гаруды, фигурирующей в мифологии многих пародов Востока и являвшейся раньше эмблемой - покровительницей г. Урги (ныне столица Монголии Улан-Батор). На арену танцующим шагом с двух сторон выходят борцы. По сигналу судей борцы сближаются, похлопывая себя по бедрам, затем наклоняются, опираясь одной рукой на колено, и напряженно всматриваются друг в друга, выжидая удобный момент для неожиданного броска. Побежденным считается тот, кто первым коснется земли. У каждого борца свой судья-секундант. Он обязан не только следить за выполнением правил, но и подсказывать борцу, как ему одолеть противника. Если борьба затягивается, он имеет право подбадривать и торопить борца сильными шлепками. После каждой схватки побежденный в знак уважения к победителю проходит под его рукой, а затем борцы протягивают друг другу руки, чтобы не было обиды или зависти.
Не меньшей популярностью, чем борьба, пользуется стрельба из лука (сур харвах). Монголы издавна высоко ставили искусство меткой стрельбы. Истоки этих состязаний тесно связаны с военно-спортивными соревнованиями. Умение поразить врага в конном бою или убить его без промаха стрелой на далеком расстоянии было важным качеством древнего воина. Не случайно древние монголы с детства приучались к стрельбе из лука.
Соревнования проходят в три тура. Каждый стрелок имеет в своем распоряжении двадцать стрел. В первом туре мишень не очень сложная, стрелки выпускают в нее по четыре стрелы. Во втором туре устанавливаются мишени с нанесенными на них очками - от двух до тридцати. По таким мишеням производится восемь выстрелов.
В третьем туре соревнующиеся стреляют по тем же мишеням, что и во втором, но с поворотом тела. Они становятся к мишеням спиной, затем поворачиваются и, не прекращая движения, выпускают стрелы. Если они попадают в цель, судьи поднимают руки и поют старинную приветственную песню «Ухай». Итоги подводят в конце соревнования. Тогда определяют команду-победительницу и лучшего стрелка, которому присуждают звание Мэр-гэн, что значит «меткий».
Третий популярный вид спорта - это конные скачки.
Существуют целые трактаты и неписанные правила по отбору и тренировке скакунов. Описанию признаков хороших лошадей у скотоводов посвящены многочисленные ру-
кописи. Быстрота, неутомимость и легкость в беге коней - вот те качества, которыми дорожили монгольские скотоводы.
Прежде чем выпустить лошадей на скачки, их тренируют по специальным правилам. Выпасают скакунов на лучших пастбищах с тщательно подобранным травостоем и регулируют количество потребляемой ими воды. Ежедневно в полдень лошадей, иногда даже предварительно укутанных в бараньи шкуры, заставляют карьером подниматься в гору. Дней через десять такой тренировки лошадь почти перестает потеть и сбрасывает лишний жир. Тогда скакун готов к соревнованиям.
Наездниками бывают только дети в возрасте от 5 до 12 лет. Поэтому их приучают к верховой езде в самом раннем возрасте, с 3-4 лет. На скачках они, с отличительными знаками наездников, не тяжелы для скакунов на далекие расстояния, подстегивают, когда надо, коня, покрикивая «гуу-гу!». В каждом выезде впереди всадников скачет наездник со знаменем в руках. На финише победителя встречают песней победы - «Первый из десяти тысяч» [4].
Перечисленные монгольские национальные игры связаны с особенностями быта монгольского народа, используются как средства его умственного, нравственного и физического воспитания.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
2. Сухбат Ш. Монголчуудын сурган хумуужуу-лэх ов уламжлал [Традиции воспитания детей у монголов]. - Улаанбаатар, 2009. - 300 с.
3. Дарамбазар Х. Монгол ардын тоглоом [Монгольские народные игры] // XX. - № 4. - Улаанбаатар, 1978.
4. Лхагвасурэн Г. Национальная спортивная традиция // Теория и практика физической культуры. - М., 1981. - № 4.
5. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. - М., 2002.
6. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - 2-е изд., дораб. - М.: Владос, 1995. - 224 с.
7. Жуковкая Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. - М.: Восточная литература, 2002. - 248 с.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ «СЕМЬЯ-ШКОЛА»
ASSESSING THE EFFICIENCY OF CHILDREN AND TEENAGERS' PHYSICAL EDUCATION WITHIN THE «FAMILY-SCHOOL» SYSTEM
Т. К. Ким
Многоуровневый подход к оценке качества работы образовательного учреждения с семьей создает возможность анализа процесса управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи как многомерной системы, основанной на действенном контроле каждого уровня управления этим процессом.
Ключевые слова: система, семья, школа, взаимодействие, качество, оценка.
T. K. Kim
Multi-level approach to assessing the quality of how well the educational establishment works with families allows to analyze the quality control of pedagogical interaction between the school and the family as a multi-dimentional system based on the effective control on every management level in this process.
Keywords: system, school, family, interaction, quality, assessment.
Говоря об оценке эффективности деятельности системы «семья-школа», в том числе и в направлении физического воспитания подрастающего поколения, прежде всего необходимо выявить методологические подходы к определению и оценке качества педагогического взаимодействия школы и семьи как ключевого системообразующего фактора. Интегративные качества системы, как неоднократно подчеркивалось нами в предыдущих работах [1; 2], приобретаются в процессе функционирования всех составляющих ее частей. При этом компоненты и элементы си-
стемы приобретают качества, не свойственные каждому из них, взятому в отдельности, вне поля их взаимодействия.
Еще раз напомним, что под педагогическим взаимодействием школы и семьи понимается обусловленная образовательной ситуацией специально организованная целенаправленная связь педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей учащихся, реализующаяся на основе общих педагогических интересов и приводящая к качественным изменениям субъектов и объектов взаимодействия [1].