ТРАДИЦИИ И ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ В МОНГОЛЬСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА
Г. ЛХАГВАСУРЭН, Л. АЛТАНЦЭЦЭГ, Л. ГУНДЭГМАА, Национальный иститут физической культуры Монголии
Аннотация
В статье представлены материалы по изучению методик национальных видов спорта, основанных на исторических обычаях и традициях людей, проживающих в различных климато-географических зонах Монголии. Данные методики обучения вошли в практику физкультурно-спортивной деятельности различных групп населения - от школьных программ обучения до проведения национальных праздников. Традиционные методики обучения являлись мощным средством развития функционально-физических, интеллектуальных и волевых качеств монгольского народа и стали основой современной теории физического культуры и спорта в Монголии.
Ключевые слова: монгольский национальный спорт, специфические признаки методик обучения, борьба, стрельба, конные скачки, методики обучения и тренировки.
Abstract
The article contains materials on the study of the century, inherited from ancestors to us the preparation of national sports connected with climatic peculiarities, historical traditions and way of life as the mongolian peoples, which were a means of development of the fundaments of the mentally-physical health and volitional qualities of the mongols and the bases of the formation of theories and methods of national sports Mongolia.
Key words: mongolian national sport, signs of learning methods, wrestlers, archers, horse race, basis of its formation and methods of training.
В исторических источниках подтверждается, что монгольские национальные спортивные методы обучения имеют древние традиции, а также точные порядки и организацию. Указом императора решались вопросы по организации соревнований, соблюдению подробного порядка их проведения, внесению изменений в них, созданию конкретных школ обучения. Занималось всей этой работой специально назначенное государственное ответственное лицо. При изучении исторических документов о подготовке в национальной борьбе мы обнаружили, что традиция борьбы была еще при государствах Хунну (209 г. до н.э.; II в. н.э.), Сумбэ (ГГ-ГУ вв. н.э.), Нирун (350-550 гг. н.э.), Кидан (Х-Х11 вв. н.э.) [3, 5].
Монголы с далекой древности занимались национальными спортивными видами и познавали красоту физической подготовленности, чудо силы и умение борцов, метких стрелков, быстрых скакунов на конях, что и стало основанием для нашего анализа. Данные традиции стали ориентиром в национальной спортивной подготовке детей и молодежи Монголии. Если посмотреть древние исторические источники и «Сокровенное сказание монголов», то формы поединков борцов были необычными, скорее похожими на современную вольную борьбу, имели свои правила, - в основном противника требовалось бросить на лопатки.
Факт развития борьбы в Монголии вызывает большой интерес во временном отношении. Есть основание полагать, что вид борьбы, похожий на вольную борьбу, возник в Монголии более 2000 лет назад.
Традиционные способы установления и познания «признаков» хорошего борца оказывают позитивное
влияние на подготовку национальных видов спорта, закрепляясь в памяти монголов, и отражаются художественно в фольклоре, сказках, былинах, песнях и музыке; они сохранились в современности, став ценным культурным наследием.
Например, хорошего борца отличали следующие признаки:
1. Восемь признаков всего тела.
2. Пять признаков позиций головы.
3. Пять признаков грудной части тела.
4. Пять признаков нижней части тела.
И это является народным методом предварительного определения хороших борцов.
Признаки телосложения борцов проявляются художественным изображением. Например: борец с большим и мощным телосложением как гора, высокий лоб, басистый голос, накачанная стройная грудь, грациозный, челюсть - широкая квадратная, затылок - выпуклый, бугром выступающие мышцы, широкоплечий, мощно-костный, очень сильный, крепкий, не знающий поражения, умный, величественный, основательный и солидный.
В «Сокровенном сказании монголов» говорится так: «Выбрал сильного борца с мощью в пальцах, со злобой в легких, с сочной печенью, с гневом на губах и его в распоряжение своему сыну». Это факт свидетельствует, что в прошлом отбирали лучших борцов в зависимости от признаков хорошего тела борца, со специфическими особенностями функционирования внутренних органов организма.
В современности в видах спорта мирового значения с давних пор установились традиции вручения почетных
званий и титулов: чемпион мира, олимпийский чемпион, международный и национальный мастер спорта, лучший спортсмен, побивший тот или иной рекорд, отличившийся своей силой, способностью, умением в соответствии с достигнутыми успехами. Монголы имели традицию вручать почетные звания-титулы борцам, сравнивая их с силой и мощью диких зверей. Третьим вариантом выражения «признака» хорошего борца в Монголии является вручение борцовских почетных званий-титулов - «Чемпион», «Лев», «Слон», «Сокол» в соответствии с масштабом авторитета борца среди народных масс, а также в соответствии с проявлениями борцовской силы, оригинальностями в приемах борьбы, способностями, умением и характером движений, проявлением мужеств и воли, особенностями души. Появились многие хорошие борцы, имеющие эти «признаки» хорошего борца национальной борьбы, и именно они прославили свои имена в истории Монголии.
Имеется немало данных о силачах с 1800-х годов. Например, чемпион-исполин Намжилжав стал лидером по борьбе на праздниках «Наадам»; в течение первых 30-ти лет 1800-х годов занимал первые места по борьбе более 10 раз на празднике «Наадам». Чемпион-исполин Ренчин занимал первые места по борьбе на празднике «Наадам» в период от 1840 по 1850 г., лидер чемпион-исполин по борьбе праздника «Наадам» в период от 1860 по 1870 г., чемпион-исполин Гэлэгсэлэнгэ - силач времен 1870-1880 гг.
Если отмечать некоторых из прославленных борцов, сохранявших «признаки» хороших монгольских национальных борцов, то можем гордо назвать чемпионов-исполинов братьев Лувсанжав. Они были высокого роста, с малиновым лицом, с впечатляющим толстым плотным телосложением, с густой бровью, с басистым голосом. Обладатель почетного звания-титула «Лев» Баточир имел рост около 2-х м, широкоплечий, с тонкой талией, с мощными бугровыми мышцами, большущими коленями, с выпуклым высоким лбом. Чемпион-исполин Тувдэндорж был высокого роста, с красивым стройным телосложением, широкоплечий, грудь бугром, с толстой шеей, с комолым высоким лбом. Чемпион-исполин Жа-мьян был с огромно большим телом, с мощной толстой плотной квадратной грудью, толстой шеей, неповорачи-вающимися суставами, и поэтому в процессе борьбы он поворачивался всем корпусом. Даже в современности нисколько не уменьшилось значение установливаю-щих «признаков» хороших монгольских национальных борцов.
Если использовать многие признаки хорошего борца при отборе, тренировке и подготовке перспективных юных борцов, соперничащих на международной арене, то вероятность достичь успехов будет возрастать резко, что, впрочем, подтверждается последними успехами монгольских борцов в различных видах борьбы на международных соревнованиях.
Монголы могут на быстро скачущем коне метко стрелять из лука и этим умением резко отличаются от стрелков других стран.
В начале XII в., во времена, когда была создана Монгольская империя, существовали единицы организаций военной структуры, такие, как десятки, сотни, тысячни, десять тысячень, и каждый мужчина служил в армии. За время службы они приобретали такие качества, как мужество, стойкость, выносливость, прекрасно изучили искусство владения мечом и щитом, штыком, стрельбой из лука. Во время войн женщины шли плечом к плечу наравне с мужчинами [5].
Монголы в далекой древности умело овладевали искусством стрельбы из лука, уважали лучших метких стрелков и величали их званиями-титулами «Меткий стрелок», «Мудрый стрелок», что очень важно и что сохранилось в наши дни.
В 1226-м г. Есухэй-богатырь при проведении праздника «Наадам» метко попал в мишень с расстояния 335 саженей, или 503 м. В честь данного установленного рекорда богатырь построил каменное изваяние и на нем монгольской письменностью написал о вышеуказанном редком рекордном случае. Данное памятное изваяние было найдено в 1818-м г. и теперь хранится в Санкт-Петербургском Эрмитаже [2, 3].
В 1820-м г. в соревновании стрелков из лука на празднике «Наадам» участвовали по жребию 460 стрелков. В 1870-е годы были разработаны и приняты единые правила стрельбы из лука, и это обстоятельство оказало большое влияние для развития стрельбы из лука в широком масштабе. В течение многих поколений монголы обобщали умения и способности лучших метких стрелков, отличающихся от других, благодаря чему подробно выписали «признаки» этих людей. Например, на празднике «Даншиг наадам» 33-го года правления государства Бадруулт отличившимся стрелкам вручали звания-титулы: «Удивительно меткий стрелок», «Старательный смелый меткий стрелок», «Растущий зоркий меткий стрелок» и т.д.
Традиция определения в Монголии «признаков» хороших скакунов имеет древную историю. В кочующих монгольских аймаках лощади из всех домашних животных больше всего обеспечивали необходимые требования - потребности перекочевок, производящихся по мере приспособления к местности, наличие воды, а также охоту и поддержание связи между аймаками.
Позднее, во времена Х11-Х111 вв., войны проводились с использованием сил хороших выносливых лощадей, т.к. в условиях войн кони выполняли важные роли, а все женщины, мужчины и дети умело пользовались лошадьми.
В XVI в. писали об особых приметах скакунов. Скакуна можно примечать (наблюдать) по трем показателям: по внешности, внутренности и секретности.
Издавна, когда монголы проводили скачки, они тренировали очень детальным, аккуратным методом скакуна, подготавливая его к состязаниям. Эта методика сохранилась и до наших дней.
Монголы привязывали многолетних лошадей на 40-45 суток, молодых лошадей - на 20-25 суток. Езда на диких лошадях, участие в скачках - одно из основных
средств физического воспитания монголов. У детей это развивает ловкость, быстроту движения, силу, волю и терпение. Сначала 3-4-летним детям дают ездить на объезженных лошадях, затем 5-7-летние дети уже самостоятельно ездят на диких лошадях. Это своеобразный метод обучения верховой езде монгольского народа [2].
Монголы имеют богатый опыт и хорошие способы того, как привязывать лошадь, тренировать своеобразным методом скакунов, подготовливаться к состязаниям, тем самым развивая такие способности, как скорость, быстроту, выносливость и силу [1].
Тренировка, упражнение и обучение у монгольских борцов имеют своеобразную особенность. Старшие борцы с почетными званиями играют важную роль, учат молодых борцов технике и приемам, передают свои опыт, умения и приемы. Учат молодых борцов правильной организации питания, отдыха и технике борьбы. Тренеры и старые борцы учат молодых тому, как нужно бороться с сильным борцом, с борцом, у которого тяжелый вес, быстрое движение и много сил. Нельзя бояться борцов, у которых почетные звания, много сил и большой опыт. Ум, мышление и стремление к победе должны быть направлены на освоение техники борьбы. Монголам даны таланты от рождения. Тренировка борцов появилась тогда, когда борьба стала самостоятельным видом в физкультуре и спорте.
От качества тренировок борцов зависели их успехи. Борцы переезжали из одного аймака в другой, учились у них или приглашали хороших борцов в свой аймак, менялись опытом и организовывали школы для борцов. Сегодня известны школы и тренировочные площадки, среди которых борцовская школа Дайчин вангийн хо-шууны (нынешний аймак Булган), школа для борцов аймака Сайн Ноён (нынешний аймак Архангай), школа для борцов аймака Дарьгангын хошуу Цэцэн-хан (нынешний Сухэ-Батор аймак), которые имеют столетнюю историю.
Чтобы пользоваться хорошей репутацией, приобретать известность, некоторые князи, ноёды, главы хошу-унов проявляли инициативу, создавали школу для борцов. Например, в 1860-1870 гг. в Ламын гэгээний шавь (нынешний Эрдэнэцогт сомон аймака Баянхонгор) не было хороших борцов. Здесь основали школу для борцов, требовали поступления в школу и лам, и простых людей, учили бороться, делать приемы борьбы, стрелять из лука, в результате чего достигли значительных успехов. Ноё-ды, ламы и главы хошууна приезжали по приглашению в другие хошууны, привозили с собой великих борцов, искусных стрелков, скакунов и известных певцов. Это
было большим событием, на котором великие борцы, искусные стрелки, скакуны и певцы своими выступлениями привлекали молодежь к занятиям традиционными видами спорта Монголии.
Чёрный дэли жанжин бэйс Пурэвжав, который жил в 20-х гг. прошлого века, владел высшим образованием Восточных пяти наук, много читал, изучал книги мудрости, имел теоретические глубокие знания. Он сам в 50-60 лет привязывал лошадь, выводил диких лошадей родом из «Галшир». В 1920-1925 гг. написал книгу «Из секрета в секрет, из скрытых в скрытые, прямые, верные». Он основал свою школу, в которой учили тому, как проводить скачки, отбирать и выращивать лошадей [1, 5].
Заключение
С давних времен монголы занимались физкультурой, разными видами спорта. Создавались национальные спортивные школы, благодаря которым рождались многие известные сильные борцы, искусные стрелки и хорошие спортсмены. В середине 1970-х гг. ученые и исследователи уделяли внимание специфическим «признакам» лучших спортсменов в различных традиционных монгольских видах физкультурно-спортивной деятельности. Одним из примеров является «школа для борцов», в которой обучаются сильные борцы. В результате рождаются и появляются замечательные борцы, которые славятся своими умениями и способностями [3, 4].
Монголы издавна считают, что лучшие борцы должны быть преисполнены признаков хорошего борца, таких, как: сила, мощь, приемы, ловкость движений, мужество, борцовское телосложение, великодушие. Всё это становится источником развития национальной борьбы. Сегодня это является актуальным вопросом в национальной борьбе.
Монгольские национальные виды спорта, методика занятий в физической культуре зависели от кочевого образа жизни, от особенностей природы, климата и погоды. В то время в летние теплые дни отмечали Наадам «Три игры мужей», а также государственные и религиозные мероприятия. Когда организовали Наадам «Три игры мужей», государственные и религиозные события, к ним специально готовились; появились и формировались такие методы обучения и тренировки национального вида спорта, как, например, «тренировка борцов», «стрельба из лука», «скакун» [5].
Таким образом, национальные исторические традиции и опыт монгольских спортсменов-аксакалов передаются и используются во время тренировок в современном спорте.
Литература
1. Баярмагнай Н. Исторические традиции и культуры для привязывания монгольских лошадей. - Улан-Батор: Принт, 1998. - 115 с.
2. БалдандоржД., Дондог Ч. Стрельба из лука. - Улан-Батор: Гос. изд-во, - 1975. - 143 с.
3. Лхагвасурэн Г. История физической культуры. -Улан-Батор: Адмон, 2000. - 350 с.
4. Лхагвасурэн Г. Основы спортивной тренировки. -Улан-Батор: Адмон, 2003. - 658 с.
5. Лхагвасурэн Г., Алтанцэцэг Л. и др. Монгольский национальный спорт, игры. - Улан-Батор: Адмон, 2013. - 416 с.
References
1. Bayrmagnai N. Historical traditions and culture 4. Lkhagvasuren G. Fundamentals of sports training. -for tying the mongolian horses. - Ulan-Bator: Print, Ulan-Bator: Admon, 2003. - 658 p.
1998. - 115 p. 5. Lkhagvasuren G, Altantzetzeg L. Mongolian national
2. Baldandorj D, Dondog Ch. Archery. - Ulan-Bator: sports, games. - Ulan-Bator: Admon, 2013. - 416 p. State publishing, 1975. -143 p.
3. Lkhagvasuren G. History of physical culture. -Ulan-Bator: Admon, 2000. - 350 p.
e*)