Научная статья на тему 'Молодые специалисты как ресурсная социальная группа Калмыкии'

Молодые специалисты как ресурсная социальная группа Калмыкии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Муханова Мария Николаевна

Проблема генерации и возобновления интеллектуальных ресурсов общества в целом чрезвычайно актуальна в современной России и в мире, поскольку результаты этого процесса критически важны для воспроизводства современной культуры как таковой. В данной статье проблематика человеческих ресурсов рассматривается на основе данных, полученных в ходе социологических исследованиях в Республике Калмыкия и проанализированных с использованием концепции множественности форм капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNG SPECIALISTS AS A RESOURCE SOCIAL GROUP IN KALMYKIA

The problem of generation and renewal of intellectual resources is extremely critical in modern Russia and in the world as results of this process are crucial for reproduction of modern culture as a whole. In this article the problems of human resources are analyzed on the basis of sociological research data and applied to the concept multiple forms of social capital.

Текст научной работы на тему «Молодые специалисты как ресурсная социальная группа Калмыкии»

МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ КАК РЕСУРСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА КАЛМЫКИИ

М. Н. Муханова

Институт социологии РАН ул. Кржижановского 24/35, корп. 5, 117259, Москва, Россия

Проблема генерации и возобновления интеллектуальных ресурсов общества в целом чрезвычайно актуальна в современной России и в мире, поскольку результаты этого процесса критически важны для воспроизводства современной культуры как таковой. В данной статье проблематика человеческих ресурсов рассматривается на основе данных, полученных в ходе социологических исследованиях в Республике Калмыкия и проанализированных с использованием концепции множественности форм капитала.

В период социальных изменений становится особенно актуальным решение проблем воспроизводства интеллектуального и профессионального потенциала общества. Одним из факторов, влияющих на характер этого процесса, является деятельность института высшего образования. В круг его задач входит повышение эффективности и качества воспроизводства высококвалифицированных кадров. Решение этой проблемы имеет значение как для высшей школы, так и для экономики и культуры отдельных регионов и России в целом. Трансформация социальных институтов в России, изменив социальные практики в повседневной жизни индивидов, породила новые адаптационные модели поведения. Жизнедеятельность человека все больше зависит от эффективности технико-технологических новшеств и ориентации в информационно насыщенном пространстве. Высшее образование стало массовым явлением. Однако индивид все более нуждается не только в приобретении определенной квалификации, но и в праве ее реализации в труде. Сегодня же полная занятость всего лишь идеал. Время, выделенное для свободного или вынужденного досуга, значительно увеличилось из-за безработицы или временной занятости. Это особенно наглядно видно на региональном уровне. Уровень безработицы находится в зависимости от структуры отраслей конкретного региона.

В Республике Калмыкия в 2000-2002 гг. был проведён ряд исследований, отразивших проблемы системы образования. Это 10 фокус-групп, сформированных среди выпускников города Элисты, районных центров Яшкуль и Приютное. В экспертных опросах в форме формализованного и неформализованного интервью приняли участие чиновники и служащие различных департаментов, сельских администраций, занимающиеся кадровой политикой - 35 чел., преподаватели и специалисты Калмыцкого университета (27 чел.), выпускники Калмыкского государственного университета (КГУ) 2001 -2003 гг., работающие в рыночной сети городской экономики - на рынке, в кафе, в магазинах (37 чел.). Данные исследования нацелены на те стороны проблемы, которые не поддаются прямому наблюдению, но помогают диагностировать

рынок труда в регионе. Также были использованы материалы Госстатистики и исследования социальной структуры Калмыкии, проведенные автором в 19962002 гг.

Методологической основой исследования проблем высшего образования может служить концепция множественных форм капитала. С точки зрения этой концепции в проблеме образования пересекаются три вида капитала -экономический, социальный и интеллектуально-информационный. Такой подход позволяет выделить в сфере образования особые страты по признаку принадлежности к экономическому, социальному, интеллектуальноинформационному капиталу. Эффективность поствузовской адаптации в регионе во многом зависит от наличия объема социального капитала и возможности его эффективного использования. Под ресурсом социального капитала (в терминологии П. Бурдье) мы понимаем капитал, обеспечивающий его носителям успех в структуре межчеловеческих взаимоотношений, облегчающий или делающий возможным достижение определенных целей. Данный ресурс обеспечивается наличием полезных связей, помощью, доверием и поддержкой, оказываемой социальным окружением. Таким образом, мы можем выделить условно несколько социальных групп, порожденных взаимодействием этих форм капитала.

1. Высшая страта: выпускники - дети из элитных групп (высших государственных чиновников республиканского или городского уровня, предпринимателей, обладающих большими экономическими и финансовыми ресурсами).

2. Средняя страта: выпускники - дети чиновников среднего уровня, предпринимателей среднего уровня, интеллигенции, зажиточных сельских жителей, фермеров. Они имеют средние экономические показатели, но высшее или средне-специальное образование. В эту же группу входят те высококвалифицированные специалисты (врачи, ИТР, юристы, экономисты, бухгалтеры), которые вынуждены были выехать за пределы республики (в основном в Москву, районы Крайнего Севера, Сибири) в поисках достойного заработка, который обеспечит их детям хорошее образование.

Следует отметить, что большинство детей из этих двух социальных групп получают образование за пределами республики: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Саратове, Волгограде. Как правило, такие дети заканчивают специализированные лицеи, музыкальные или художественные школы, по несколько лет занимаются с репетиторами и имеют целенаправленную ориентацию на поступление в определенный вуз. А если поступают в Калмыцкий университет, то на престижные специальности: юриспруденция, бухучет, иностранные языки. Вот, например, выдержка из интервью Анны, специалиста департамента, 48 лет (август 2002 г.): «У меня бюджетная зарплата, как и у мужа инженера-энергетика департамента, поэтому решили, что не потянем учебу за пределами. Хотя наша дочь окончила лицей с золотой медалью, музыкальную школу (скрипка) и с красным дипломом КГУ, устроилась работать в банк, бухгалтером».

3. Нижняя страта: выпускники, чьи родители являются служащими бюджетных организаций, частных предприятий. Это рядовые специалисты, чиновники районных, сельских администраций, мелкие предприниматели (лавочники, владельцы ларьков), самозанятые, сельские рабочие, владельцы личного подсобного хозяйства.

Критерием эффективности жизненного пути выпускника является высокий рейтинг (или брэнд как марка) вуза, который характеризует его как востребованного специалиста, обусловливает рыночную цену не только на его умения и навыки, но и на определенный тип мышления. В нем также отражаются его ресурсные возможности: социальное происхождение, объем социального капитала. Таким образом, базовое образование рейтингового вуза становится доминантой социальной мобильности выпускника.

В России территориальная стратификация - весьма важная составляющая и едва ли не детерминирующий фактор социального капитала индивида. Пространственная сегрегация образования оказывает первостепенное значение на жизненный путь выпускника вуза. Каковы же шансы у выпускника регионального, национального, провинциального вуза на российском пространстве? На примере Республики Калмыкия мы попытаемся рассмотреть адаптационные возможности, стратегию и тактику поведения выпускников, учитывая также этническую детерминанту социальной мобильности.

Сеть высшего образования в Республике Калмыкия составляют Калмыцкий государственный университет и восемь филиалов вузов России. Одними из первых начали функционировать Калмыцкий филиал Московского открытого социального университета (специальности - юриспруденция и психология), Калмыцкий филиал Московской финансово-юридической Академии (экономист-менеджер), Элистинский филиал Современного Гуманитарного института [2].

Основной центр высшего образования в республике - Калмыцкий государственный университет, отметивший недавно 40-летний юбилей. В университете сформировалась система подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием, включающая различные формы обучения, сроки подготовки и источники финансирования. Подготовка специалистов осуществляется на 9 факультетах и 36 кафедрах по 7 направлениям и 23 специальностям, послевузовское образование (аспирантура) - по 20

специальностям. План ежегодного приема составил в 1998 г. 765 чел. Прием по заочной форме обучения за счет бюджетных ассигнований увеличился с 375 чел. в 1994 г. до 485 чел. в 1998 г. Общий контингент студентов по всем формам обучения составляет более 5000 человек, среди которых 3370 обучается на дневном отделении, 2164 - на заочном. Выпуск специалистов в КГУ за последние 3 года по дневной форме обучения составил 1834 чел., по заочной -890 [1].

Выпускники КГУ трудоустраиваются как с помощью университета, так и самостоятельно. Большая часть выпускников педагогических специальностей смогла трудоустроиться, используя заявки Министерства образования Республики Калмыкия. Тем не менее в отдаленных сельских школах не хватает учителей-предметников. Причина тому - отсутствие социальных условий, жилья, низкая зарплата молодого специалиста. Выпускники остальных специальностей трудоустраиваются самостоятельно, и обеспеченность выпускников рабочими местами колебалась от 5 до 30 %. По данным службы занятости на 1 января 1999 г. на учете состояло 120 выпускников трех последних лет (8,4%). Большая часть - это выпускники аграрных и инженерных специальностей.

Что же означает для выпускника самостоятельное трудоустройство в Республике Калмыкия? Рассмотрим социальный фон региона, где выпускник пытается реализовать свои возможности на рынке труда. В 2003 г. в народном

хозяйстве Калмыкии было занято 112 тыс. чел. Структура занятого населения по возрасту следующая. Наибольший удельный вес представляет группа 40-49летних (35,3%); затем по убывающей: 30-39-летние - 25,2%; 20-29-летние -19,4%; 50-59-летние - 13,4%. По уровню образования в структуре занятых наибольшее число имеют среднее образование, затем - средне-

профессиональное (26,1%), группа с высшим профессиональным образованием составляет 18,8%. Следует отметить, что уровень занятого населения, имеющего профессиональное образование, в республике ниже средних показателей по РФ примерно в 0,9 раза (это касается всех видов профессионального образования). Уровень безработицы в Калмыкии достаточно высокий - 16,8% (в целом по РФ он составляет 8,3%). Причем в структуре безработных существенна группа 2029-летних (40,8%) и 40-49-летних (25,8%), а среднее время поиска работы составляет 10,7 месяца (по РФ - 8,6 мес.).

Структура работающих по формам собственности в 2002 г.

распределилась следующим образом: на государственных и муниципальных предприятиях работали 51,9 %, в частном секторе - 39,5 %, на предприятиях смешанной формы собственности - 8,0 %. По сравнению с 1995 г. в 2002 г. отмечалось уменьшение доли занятых в сельском хозяйстве - в 8,3 раза, в промышленности - в 0,8 раза, в строительстве - в 0,7 раза. Произошло увеличение занятых на транспорте - в 1,4 раза; в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - в 1,3; в здравоохранении - в 1,08; в культуре, искусстве - в 1,2; в науке и научном обслуживании - в 1,5; в образовании - 1,02 [3]. За последнее десятилетие ведущая отрасль

в республике - сельское хозяйство - подорвано. В агропромышленном комплексе в последние годы советского периода работало 70 % трудоспособного населения, в настоящее время в нем занято 28,3% населения.

В республике 2003 г. был объявлен Годом села, данные комиссии Южного федерального округа показали нерадужную картину: в 2003 г. продолжалось падение объема производства в сельском хозяйстве - на 37,5 %, сокращение объемов инвестиций - на 62,6 %, реальных доходов населения - на 2,1 % [4; с.2]. Исследование, проведенное в Калмыкии в 1999 г. (N=1000) и в 2002 г. (N=520) по маршрутно-территориальной выборке, показало низкую адаптированность жителей всех районов республики и усиление тенденции потенциальной миграции, особенно среди молодежи [6; с.349].

Каковы же каналы поиска работы в сложившейся ситуации? Фокус-групповое исследование выпускников школ Элисты, районных центров Яшкуль и Приютное, проведенное в мае 2000 г., показало, что независимо от поселенческой структуры ученики были нацелены на поступление в вузы за пределами республики [7; с.153]. Основным мотивом для них послужило то, что диплом Калмыцкого университета не может стать трамплином на рынке труда не только за пределами региона, но даже внутри его, из-за высокого уровня безработицы. Причем, эти взгляды сформированы под влиянием родителей, большинство из которых являются выпускниками Калмыцкого университета и достаточно хорошо реализовали себя в социальной практике, судя по тем ресурсам, которые они предоставляют своим детям. Большинство участников фокус-групп закончили музыкальную или художественную школу, занимались последние 2 года с репетиторами по нескольким предметам и уже были нацелены на поступление в определенные вузы. Юноши - в Академию ФСБ, МВД, Налоговую академию; девушки - в медицинские, языковые и финансовые институты.

По данному вопросу в июле 2000 г. было проинтервьюировано 35 служащих Элистинского муниципалитета и департаментов. Если в Москве или Санкт-Петербурге есть серьезная проблема с заполняемостью кадров госслужащих, обусловленная низкой зарплатой [5; с.61], то в Калмыкии эти места дефицитны и труднодостижимы. Из-за высокого уровня безработицы работа госслужащего престижна независимо от зарплаты, поскольку создаёт условия для карьерного роста, позволяющие выпускнику накапливать человеческий и социальный капитал, который потом может быть конвертирован в экономические активы. Но самое главное - это стабильная и защищенная занятость, а также отсутствие более привлекательных альтернатив. Ролевая специфика канала связи в локальном сообществе очень важна в индивидуальной практике, так как в данном случае выпускник МГУ, имеющий диплом юриста или экономиста, но не имеющий связей, может остаться безработным.

Второй канал реализации поствузовского образования - это быстрая смена специальности или вынужденный выбор работы на частном предприятии в том случае, если выпускник принадлежит к высокоресурсной группе (семейный бизнес или семейное фермерское хозяйство). В иных случаях - это самозанятость или временная работа в качестве наемного работника на частном предприятии. Это может быть рыночная торговля, магазины, сеть общественного питания. Приведем типичное высказывание одного из 37 интервьюеров - наемных работников (август 2002 г.) - выпускников различных вузов республики. Ирина, 24 года, замужем, дочери 2 года, выпускница КГУ 2001 года, продавец женской одежды на рынке: «Работаю третий месяц, но собираюсь на днях уйти, так как доходы идут только от реализации - одно изделие - 10 руб. За 12 часов работы на улице я могу продать 1-2 товара, спрос упал. Представляете: 10 или 20 руб. в день дохода, зарплаты ежемесячной хозяйка не платит. А у меня только транспортные расходы составляют в день 10 руб., а ведь еще нужно хоть что-то перекусить. В прошлые месяцы я заработала всего лишь по 2000-2300 руб.».

Третий путь - это вынужденная миграция в поисках работы. Иначе говоря, выпускники мигрируют из республики (в основном, в Москву) для того, чтобы хотя бы физически выжить. В основном это те, кто пытался реализовать себя в рыночном и бюджетном секторах городской экономики, но из-за низких заработков и отсутствия жилья регион их «вытолкнул», поскольку они не могли себя не только эффективно, но и минимально реализовать. Только за последние три года, по оценкам экспертов [10], из республики выехало более 18 тыс. выпускников, молодых специалистов. Как показывают результаты исследования, выпускники вузов Калмыкии попадают на строительные, транспортные, промышленные предприятия, в магазины, рыночный сектор. В зависимости от занимаемого статуса в структуре организаций они образуют неоднородную в социально-экономическом аспекте группу: официант в

японском или китайском ресторане, крупье в казино, бухгалтер в коммерческой фирме, менеджер в корейской фирме, прораб или рабочий на стройке. Таким образом, молодые специалисты, маргинализируясь, теряя полученные знания и закрывая доступ к профессиональной практике, лишаются четких перспектив своего дальнейшего существования. Начало их трудовой деятельности характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. Но, тем не менее, несмотря на трудности, которые испытывают молодые мигранты из Калмыкии в большом городе (отсутствие регистрации, поиски работы, жилья, социально-

экономические и культурные различия), они пытаются достойно создать фундамент своего жизненного пути.

Выпускники последних лет - это поколение, чья социализация прошла в период социальных изменений. Они более приспособлены к современным условиям жизни, не отягощены грузом опыта советского времени. Определенная гибкость и открытость сознания помогает молодежи лучше сориентироваться в нынешней социально-экономической ситуации. Однако, когда мы приближаемся к пониманию факторов, ответственных за социальную стратификацию в сфере образования, то становится понятно, что эффективная реализация своих ресурсов дается не всем. Причиной этого неравенства являются не только субъективные причины, но и объективные, среди которых -влияние межнациональных отношений на условия социальной мобильности этнических меньшинств [9]. Развитие деструктивных явлений в России -расизма, национализма, ксенофобии - сужают возможности индивидуальной реализации для большинства выпускников Калмыкии за пределами республики.

Таким образом, поствузовская адаптация выпускников Республики Калмыкия определяется ресурсными позициями (финансовый, символический капитал). В этом контексте мы дифференцируем выпускников на три группы. Первая группа - ресурсно-сильные, выходцы из семей, чьи родители, родственники занимают высокие позиции на государственной службе, или предприниматели, собственники финансового капитала.

Во второй группе ресурсные позиции, будучи не столь сильными, как в первой, все же дают возможности поствузовской адаптации - это наличие работы как в государственном и бюджетном, так и в рыночном секторах республиканской экономики.

Третья группа - ресурсно-слабая, в которой отсутствуют необходимые связи и стартовый финансовый капитал. Препятствием их эффективной самореализации является высокий уровень безработицы в регионе, и осознавая свои социально-экономические характеристики, они пытаются адаптироваться за пределами республики, выбирая модель поведения мигранта. Именно выходцы из этой группы, на наш взгляд, должны стать объектом воздействия внутренней региональной политики. Это, прежде всего, оздоровление экономики республики, основной ее отраслевой структуры - сельского хозяйства, которое потребляет основную часть специалистов аграрного и экономического профиля; развитие малого и среднего бизнеса с упором на переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, которым всегда (в советский период) славилась Калмыкия. Возведение муниципального жилья для данной группы может также сыграть важную роль в адаптации и социальной мобильности молодого специалиста.

Социальные преобразования зависят от реформаторской и управленческой деятельности социальных институтов, в первую очередь, -политических, выполняющих регулирующую функцию социальной системы региона. Политические институты должны обеспечивать возможность эффективной самореализации представителей не только социальных групп, имеющих материальные или финансовые ресурсы, но и большинства населения республики, что будет способствовать росту человеческого потенциала региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борликов Г.М. Университет в современном образовательном пространстве: ориентация на личность специалиста. - Волгоград, 2001.

2. Илюмжинов К. Н. Калмыкия в политическом и экономическом пространстве России (1996 - 2002 гг.). - Элиста, 2002.

3. Калмыкия в цифрах, 2002. Статистический сборник. - Элиста, 2003.

4. Краткая справка аналитической группы общественного движения «Родной край» для федеральных органов власти // Время Калмыкии. - №

3. - 10 апреля 2004.

5. Монусова Г. А. Как становятся чиновниками и продвигаются по службе // Общественные науки и современность.- 2004.- № 3.

6. Муханова М.Н. Динамика изменений в социальной структуре населения Республики Калмыкия в постсоветский период // Социальная стратификация российского общества. Отв. ред. Голенкова З.Т.- М., 2003.

7. Муханова М.Н. Этническое самосознание молодежи Калмыкии в период модернизационных процессов // Вестник института. - Элиста.- 2001.- № 1.

8. Охлопков В.Е. Институциональные основы трансформации социальной структуры населения региона (на примере Республики Саха (Якутия). Автореферат на соискание ученой степени доктора наук.- М., 2004.

9. Паин Э. А. Куда качнется этнополитический маятник? Динамика и механизмы этнической тревожности в постсоветской России // Россия реформирующаяся. Ежегодник. - 2003.- М: ИС РАН, 2003.

10. Пюрвеев Д.Б. Обещанного девять лет ждут // Тачал.- 2002. 21 октября.-№1.

YOUNG SPECIALISTS AS A RESOURCE SOCIAL GROUP IN KALMYKIA M. N. Muhanova

Institute of Sociology,

Russian Academy of Sciences Krzhyzhanovskogo str., 24\35, 5, 117218, Moscow, Russia

The problem of generation and renewal of intellectual resources is extremely critical in modern Russia and in the world as results of this process are crucial for reproduction of modern culture as a whole. In this article the problems of human resources are analyzed on the basis of sociological research data and applied to the concept multiple forms of social capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.