УДК 336.717
ЭТНОЭКОНОМИКА КАК УСЛОВИЕ РОСТА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ*
Саглар Борисовна Болдырева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, Калмыцкий государственный университет, Элиста, Российская Федерация boldyreva_sb@mail. ш
Предмет/тема. Статья посвящена проблемам занятости и формированию гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы. Рассмотрен фактический статистический материал на рынке труда и занятости в Республике Калмыкии.
Цели/задачи. Цель - поиск методов повышения занятости населения в Республике Калмыкии.
Методология. Использованы экономический, сравнительный и статистический виды анализа.
Результаты. Предложены нестандартные рыночные механизмы регулирования занятости, в том числе за счет развития альтернативных видов хозяйственной деятельности с учетом территориально-экономических, природно-ресурсных и историко-культурных особенностей региона.
Проанализированы данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по Республике Калмыкии. Показано, что численность экономически активного населения в 2013 г. составила 50% от общей численности населения. При этом 87,5% экономически активного населения были заняты в экономике. Кроме этого, выявлено снижение уровня регистрируемой безработицы в течение 2013 г., что обусловлено привлечением безработных граждан на сезонные и временные работы в сельском хозяйстве в рамках реализуемых программ в 2013 г.
Выводы/значимость. Сделаны выводы о том, что в условиях высокого уровня безработицы в депрессивных регионах, к которым относится Респуб-
* Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований № 2012-12-06-33048 «Экономическая природа бедности и финансовый механизм социальной защиты населения».
лика Калмыкия, этноэкономика является наиболее жизнеспособной и эффективной формой повышения занятости населения.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс по дисциплине «Региональная экономика». Также эти результаты позволят создать новые направления занятости сельского, главным образом, малоимущего населения в условиях формирования нового, этноэкономического кластера, который будет способствовать созданию сегментов в рыночно-эт-нической, индустриально-этнической и традиционно этнической видах деятельности.
Ключевые слова: занятость, самозанятость, безработица, этноэкономика
Одной из фундаментальных социально-экономических задач, к решению которой объективно стремятся все без исключения государства, является обеспечение полной и эффективной занятости населения как важнейшего производственного ресурса и фактора ускорения экономического роста. Политика максимально возможной занятости населения предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, характеризующие наиболее высокую потребность в инвестиционных ресурсах. Именно инвестиционный путь решения проблем занятости населения является одним из действенных и перспективных направлений в системе общественного производства.
Анализ данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Республике Калмыкии представлен в табл. 1.
Таблица 1
Численность экономически активного населения Республики Калмыкии
в 2009-2013 гг., тыс. чел.
Показатель 2009 2010 2011 2012 2013
Экономически активное население, всего 142,9 147,7 146,2 143,6 143,5
- женщины 70,1 72,0 70,0 69,5 69,8
- мужчины 72,8 75,7 76,2 74,1 73,7
Занятые в экономике, всего 122,4 124,0 121,9 122,1 123,1
- женщины 61,0 62,4 60,3 60,5 61,9
- мужчины 61,4 61,6 61,6 61,6 61,3
Безработные, всего 20,5 23,7 24,3 21,5 20,4
- женщины 9,1 9,5 9,8 9,0 8,0
- мужчины 11,4 14,2 14,6 12,5 12,4
Безработные, зарегистрированные в органах занятости 5,7 5,3 5,6 4,7 4,6
населения, всего
- женщины 3,1 2,9 2,7 2,3 2,3
- мужчины 2,6 2,4 2,9 2,4 2,3
Безработные, которым назначено пособие по безработице, 5,4 4,8 5,2 4,4 4,3
всего
- женщины 2,9 2,5 2,4 2,1 2,1
- мужчины 2,5 2,2 2,7 2,3 2,2
Уровень общей безработицы, в процентах от численности 14,4 16,0 16,6 15,0 14,2
экономически активного населения
- женщины 13,0 13,2 13,9 13,0 11,4
- мужчины 15,7 18,7 19,1 16,8 16,8
Уровень зарегистрированной безработицы, в процентах 4,0 3,6 3,8 3,2 3,2
от численности экономически активного населения
- женщины 4,4 4,0 3,8 3,2 3,2
- мужчины 3,6 3,2 3,8 3,2 3,1
Источник: составлено по данным: Калмыкия в цифрах: стат. сборник. Элиста: Росстат в Республике Калмыкии, 2014. 420 с.
Численность экономически активного населения в 2013 г. составила 143,5 тыс. чел. (50% от общей численности населения). При этом 123,1 тыс. чел. (87,5%) экономически активного населения были заняты в экономике. Численность безработных, по методологии Международной организации труда (МОТ), за 2013 г. составила 20,4 тыс. чел. (меньше на 1,1 тыс. чел., чем в 2012 г.).
В Республике Калмыкии, как, впрочем, и во многих субъектах юга России, «сохранены высокие межрегиональные различия по доходу на душу населения, уровню заработной платы, уровню безработицы» [1]. Уровень безработицы считается детерминантом социально-экономического развития региона, его благосостояния и стабильности. За 2013 г. в целях трудоустройства в центры занятости населения обратились 9 680 чел., что составляет 91,5% от показателя 2012 г. и 6,4% от экономически активного населения. Безработными признаны 6 883 чел. (91,4% от показателя 2012 г. и 71,1% от численности обратившихся граждан). Анализ численности зарегистрированных безработных граждан в течение
2013 г. свидетельствует о некотором снижении уровня регистрируемой безработицы с 01.05.2013. Это объясняется привлечением безработных граждан на сезонные и временные работы в сельском хозяйстве в рамках реализуемых программ в 2013 г. Например, по состоянию на 01.04.2013 численность зарегистрированных безработных граждан составляла 2 600 чел., уровень регистрируемой безработицы - 3,4%. По состоянию на 01.01.2014 численность состоящих на учете безработных граждан сократилась до 2 329 чел., уровень снизился до 3,2%.
Одна из основных причин сокращения численности экономически активного населения Республики Калмыкии в последние годы - отрицательное сальдо миграции, обусловливающее отток активных граждан республики за ее пределы в поисках работы в целях получения дохода. Следует отметить, что миграция всех видов оказывает влияние на изменение социальных, социально-экономических, социально-политических характеристик РФ и ее регионов. Каждый регион России характеризуется определенными социальными характеристиками, ко-
торые формируются в ходе естественных процессов жизнедеятельности. Вливаясь в регионы, обладающими устоявшимися характеристиками, миграционные потоки во многом их могут изменять [2].
Миграция является одним из существенных факторов изменения численности населения. Мониторинг и регулирование процессов миграции населения - одна из важнейших задач органов государственной власти по стратегическому планированию регионального развития [3].
Таким образом, «проблема регионального рынка труда в настоящее время выражается в активной миграции населения, когда в массовом порядке уезжают работоспособные граждане, студенты не возвращаются домой из-за высокой безработицы и низкой средней зарплаты по республике, а также общей демографической ситуацией в стране»[4, с. 172; 5, с. 159]. Это свидетельствует «о серьезных трудностях в социально-экономическом развитии, обусловленных целым комплексом противоречивых факторов, преодолеть которые легко и за короткое время не удастся» [6].
Основная доля безработных (70,7%) приходится на жителей сельской местности, так как в
республике преобладает сельский тип поселения. Кроме того, если в прежние годы преобладала женская безработица (более 50%), то в последнее время наблюдается преобладание мужского населения среди граждан, состоящих на учете в органах службы занятости (52,3%).
По причинам незанятости несколько увеличилась доля граждан, уволившихся по собственному желанию, по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. с 31 до 34%. Вместе с тем с 12 до 9% снизилась доля граждан, уволенных в связи с ликвидацией либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организаций. Это свидетельствует о том, что «проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях» [7].
Структура занятых в экономике по видам деятельности представлена в табл. 2. Наибольшая численность занятых наблюдается в сельском хозяйстве, что связано с производственным профилем региона, в малом бизнесе (торговля, транспорт и связь) и государственном секторе. В связи с разви-
Таблица 2
Среднегодовая численность занятых в экономике по видам деятельности в Республике Калмыкии в 2008-2009 гг., тыс. чел.
Вид деятельности 2008 2009 2010 2012 2013
Всего 115,7 114,5 114,2 114,0 113,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 29,5 28,7 28,4 28,2 28,5
Рыболовство, рыбоводство 0,4 0,9 0,7 0,7 0,7
Добыча полезных ископаемых 1,1 0,8 1,2 1,1 1,8
Обрабатывающие производства 5,2 4,2 4,9 4,9 5,0
Производство и распределение электроэнергии, 3,9 3,5 3,6 4,1 4,1
газа и воды
Строительство 4,3 5,7 5,0 5,0 4,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто- 11,3 13,0 12,1 12,7 12,6
транспортных средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования
Гостиничный и ресторанный бизнес 2,5 2,4 2,5 2,5 2,5
Транспорт и связь 8,1 7,8 8,4 7,9 7,6
Финансовая деятельность 1,0 1,0 1,1 1,2 1,2
Операции с недвижимым имуществом, аренда 4,2 3,6 3,9 3,4 3,8
и предоставление услуг
Государственное управление и обеспечение 11,8 11,8 12,0 12,3 11,8
военной безопасности; обязательное социальное
обеспечение
Образование 15,3 15,3 14,6 14,1 13,9
Здравоохранение и предоставление социальных 10,9 10,3 10,2 10,3 10,1
услуг
Предоставление прочих коммунальных, 6,0 5,2 5,6 5,2 4,9
социальных и персональных услуг
Источник: составлено по данным: Калмыкия в цифрах: стат. сборник. Элиста: Росстат в Республике Калмыкии, 2014. 420 с.
тием рынка ипотечного кредитования в последние годы в республике расширяется строительный бизнес, что обусловило рост занятости в этой отрасли. Однако и сельское хозяйство, и строительство испытывают недостаток в рабочей силе.
В настоящее время на рынке труда Республики Калмыкии существует потребность в иностранной рабочей силе, основная доля ее приходится на сельское хозяйство (48,9%), строительство (45,8%) и обрабатывающие производства (3,7%), доля прочих отраслей была незначительна. В связи с этим имеется риск появления теневой занятости в указанных отраслях, поскольку с той заработной платой, которую готов предложить работодатель, не всегда согласен безработный гражданин, зарегистрированный в службе занятости. Более того, многие безработные, как официально зарегистрированные, так и нигде не учтенные, предпочитают ремонтно-строительные работы и услуги, которые регулярно оплачиваются заказчиком (населением) и по которым не уплачиваются налоги в соответствующие уровни бюджета. Следовательно, «больше всего волнует тенденция неуменьшения масштабов теневой занятости и формирование значительного сегмента рынка труда, трудовые отношения в котором выходят за рамки правового поля. Они более всего настораживают, потому что блокируют формирование цивилизованного рынка труда, не отвечают фундаментальным принципам социально ориентированной рыночной экономики и не создают необходимой мотивации работника к высокопроизводительному труду, ограничивают возможности бюджета (налоговые поступления) и, следовательно, тормозят модерни-зационные процессы в России» [8].
Численность занятых в системе образования имеет понижающуюся динамику и в 2013 г. составила 13,9 тыс. чел.
Последние изменения, происходящие в обществе, свидетельствуют о повышении значимости высшего образования. По сравнению с советским периодом увеличивается количество дипломированных специалистов, современная молодежь в условиях реализации двухуровневой системы образования стремится закончить магистратуру, а в некоторых случаях и аспирантуру. Более того, современные программы дополнительного профессионального образования, насыщенные разнообразными модулями, способствуют еще большему стремлению к обогащению образовательного уровня. Анализ данных, представленных в табл. 3, позволяет кон-
статировать, что среди экономически активного населения, занятого в производстве валового регионального продукта Республики Калмыкии, наибольшая доля тех, кто имеет высшее образование, причем эта динамика устойчиво растет - с 26,5% в 2008 г. до 33,2% в 2013 г.1
Стабилизация экономической структуры населения по признаку образования свидетельствует о том, что спрос на рабочую силу с различным уровнем образования стал достаточно устойчивым. В силу неоднородной структуры рабочих мест потребность в работниках с различным уровнем образования стала стабилизироваться. В результате этого и число перемещений между состояниями занятости, безработицы и экономической неактивностью резко снизилось: в каждой образовательной категории одни группы стали устойчиво занятыми, другие - безработными, третьи - экономически неактивными [9].
По результатам данных, представленных в табл. 3, составлен график (рис. 1), свидетельствующий о том, что в гендерном аспекте ситуация не столь однозначна: среди мужчин высшее образование имеют 27,8%, а среди женщин - 38,6%. Но зато среди не имеющих даже начального образования мужчин меньше, чем женщин.
Среди руководителей две трети имеют высшее образование, каждый пятый - среднее профессиональное и по 6% - начальное профессиональное и среднее общее. Среди специалистов высшего уровня квалификации высшее образование имеют 85%. Только некоторые из них - наиболее квалифицированные. И в этом нет проблемы: задача руководителя - создание команды, в которой должны быть настоящие профессионалы. Кроме того, нередко (в малом бизнесе, например) практический и просто жизненный опыт руководителя важнее, чем наличие диплома. Среди остальных категорий специалистов доля имеющих высшее образование существенно ниже - от 6 до 38%. Более того, каждый пятый работник не имеет даже начального профессионального образования. По оценкам специалистов, трое из четырех выпускников обычных школ и почти 90% учащихся гимназий собираются поступать в вузы.
Уровень высшего и среднего профессионального образования выше у работающих по найму, нежели у лиц ненаемного труда. Среди лиц нена-
1 Калмыкия в цифрах: стат. сборник. Элиста: Росстат в Республике Калмыкии, 2014. 420 с.
Таблица 3
Распределение численности занятых в экономике по уровню образования
в 2008-2013 гг., %
Уровень образования по категориям
2008
2009
2010
2012
2013
Всего
В том числе имеют образование:
- высшее профессиональное
- среднее профессиональное
- начальное профессиональное
- среднее (полное) общее
- основное общее
- начальное, не имеют начального общего
- послевузовское
100
26.5
22.6 11,1 27,6 7,5 2,3
100
25,1 23,7
11.7
31.8 4,8 0,8
100
29,0 25,0 12,2 29,7 3,7 0,2
100
30,0 24,6
14.2
26.3 3,7 0,9
100
33,2
24,5
14,2
25,0
2,7
0,3
0,1
Мужчины
В том числе имеют образование:
- высшее профессиональное
- среднее профессиональное
- начальное профессиональное
- среднее (полное) общее
- основное общее
- начальное, не имеют начального общего
- послевузовское
100
21,8 19,8 13,2 33,2 8,2 2,3
100
23.8 16,3
12.9 38,0 6,1 0,8
100
23,8
17.7
13.8 39,8 4,9
100
24,9 18,2 17,9 33,8 4,4 0,7
100
27,8 19,7
15.4
33.5 3,3 0,3
Женщины
В том числе имеют образование:
- высшее профессиональное
- среднее профессиональное
- начальное профессиональное
- среднее (полное) общее
- основное общее
- начальное, не имеют начального общего
- послевузовское
100
31,2 25,4
9.1 21,9 6,8
2.2
100
26,4 31,0 10,4 25,7 3,6 0,7
100
34.4
32.5 10,7 19,4 2,6 0,3
100
35.3 31,2
10.4 18,7 3,0 1,0
100
38,6 29,3 12,9 16,6 2,1 0,4 0,1
Источник: составлено по данным: Калмыкия в цифрах: стат. сборник. Элиста: Росстат в Республике Калмыкии, 2014. 420 с.
Высшее профессиональное 35
Послевузовское
Начальное, не имеют начального общего
Основное общее Источник: составлено по данным табл. 3.
Среднее профессиональное
Начальное профессиональное
'реднее (полное) общее
Рис. 1. Распределение численности занятых в экономике по уровню образования в 2013 г, %
емного труда оказалось немало тех, кто устремился в предпринимательство, рассчитывая на легкий успех, не имея достаточных знаний и представлений о сложности и рискованности этого занятия.
Структура занятых в экономике по возрастным группам представлена в табл. 4. Самый активный возраст среди занятых экономической деятельностью составляет 40-49 лет (29-30%), причем женщин в этом возрасте больше, чем мужчин. Так, в 2013 г. удельный вес женщин 40-49 лет, участвующих в экономическом процессе, составлял 31%, мужчин -27,5%. Начиная с 2010 г. второй по значимости занятых экономической деятельностью является группа в возрасте 20-29 лет, доля которых составляет более 23,4%. Удельный вес мужчин в этой возрастной категории превышает долю женщин на 4%.
Следует отметить, что молодежь вступает в трудовую жизнь с ориентацией не на производственный опыт, который у нее отсутствует, а на установки, усвоенные в процессе обучения и в семье. Естественно, в современных условиях это одна из наименее социально защищенных групп населения [10].
Возрастная структура занятых среди мужчин представлена на рис. 2. Активный возраст среди мужчин - 40-49 и 20-29 лет, доля которых в 2013 г. соответственно составила 29,3 и 24,0%.
Возрастная структура занятых среди женщин представлена на рис. 3. Среди занятых экономической деятельностью женщин наиболее активный возраст составляет 40-49 лет, в среднем за 5 лет - 32,7%.
Таким образом, в возрасте 20-29 лет мужчин больше, чем женщин, на 4%. Преобладание женщин над мужчинами начинается после 30-летнего возраста. Похоже, здесь сказалась проблема, о которой демографы трубят в последние годы: у нас катастрофически выросла смертность среди мужчин трудоспособного возраста. Одна из главных причин -травмы и отравления, чаще всего алкогольные.
Структура безработных по уровню образования представлена в табл. 5. В 2013 г. доля безработных граждан по уровню образования практически не изменилась по сравнению с 2012 г. Неизменной осталась доля граждан, имеющих среднее профессиональное образование (21%), имеющих начальное профессиональное образование (16%),
Таблица 4
Распределение численности занятых в экономике в 2009-2013 гг. по возрастным группам, %
Возрастная группа 2009 2010 2011 2012 2013
Всего 100 100 100 100 100
В том числе в возрасте: - до 20 2,2 3,5 1,9 1,7 1,0
- 20-29 21,6 23,4 24,6 24,0 24,0
- 30-39 23,6 23,1 21,8 21,9 22,6
- 40-49 32,3 31,3 30,1 29,0 29,3
- 50-59 17,9 18,1 19,2 20,7 21,1
- 60-72 2,4 0,6 2,4 2,7 2,0
Мужчины 100 100 100 100 100
В том числе в возрасте: - до 20 3,2 4,6 3,1 2,1 1,3
- 20-29 23,2 25,1 26,7 25,9 26,0
- 30-39 22,9 23,3 21,0 21,4 22,6
- 40-49 29,4 28,2 28,2 27,6 27,5
- 50-59 18,1 17,9 18,7 20,4 20,6
- 60-72 3,2 0,8 2,3 2,6 2,0
Женщины 100 100 100 100 100
В том числе в возрасте: - до 20 1,2 2,4 0,7 1,2 0,7
- 20-29 20,0 21,8 22,4 22,0 22,0
- 30-39 24,2 22,8 22,6 22,4 22,6
- 40-49 35,4 34,4 32,1 30,5 31,0
- 50-59 17,7 18,2 19,7 21,1 21,6
- 60-72 1,5 0,4 2,4 2,8 2,0
Источник: составлено по данным: Калмыкия в цифрах: стат. сборник. Элиста: Росстат в Республике Калмыкии, 2014. 420 с.
■20 (395) - 2015
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: REGIONAL ECONOMICS:
теория и практика theory and practice
29,4
23,2
22,!
3,2
28,2
28,2
25,1 23,3
18,1
3,2 1
26,7
27,6
17,9
0,8
21
18,7
25,9
27,5
21,4
2,3 2,1
!
26
20,4
2,6
1,3
XZ^
20,6
И
2009
2010
2011
2012
2013
□ до 20 0 20-29 Ш0-39 Ш40-49 И50-59 И60-72 Источник: составлено автором по данным табл. 4.
Рис. 2. Возрастная структура занятых среди мужчин в 2009-2013 гг в Республике Калмыкии
35,4
24,2
20
1,2
34,4
21,8'
22,8
17,7
1,5
2,4
32,1
22,6
22,4
18,2
0,4 0,7
30,5
31
22
22,4
19,7
2,4
1,2
21,1
22
22,6
2,8
0,7
21,6
2009
2010
2011
2012
2013
■ до 20 □ 20-29 □ 30-39 «40-49 «50-59 В 60-72 Источник: составлено автором по данным табл. 4.
Рис. 3. Возрастная структура занятых среди женщин в 2009-2013 гг. в Республике Калмыкии
по-прежнему основная доля приходится на граж- наличия высшего образования. Вакансии же на
дан, имеющих среднее общее образование (35%). рынке труда имеются только на рабочие специаль-
В гендерной структуре среди женщин, имеющих ности или на специальности, которые невозможно
высшее образование, безработных на 70,5% больше, получить, не имея соответствующего базового
чем среди мужчин.
Среди безработных действительно преоблада-
образования.
Доля безработных по образовательному уровню
ют люди с высшим образованием, и переобучаться ежегодно увеличивается. Численность безработных, они готовы, но на специальности, требующие имеющих высшее и начальное профессиональ-
2
Таблица 5
Распределение численности безработных по уровню образования в 2009-2013 гг., %
Доля безработных по уровню образования 2009 2010 2011 2012 2013
Всего 100 100 100 100 100
В том числе имеют образование:
- высшее профессиональное 11,4 10,4 12,2 19,6 21,2
- среднее профессиональное 22,4 19,8 21,5 21,0 21,4
- начальное профессиональное 6,8 10,7 12,2 16,6 16,1
- среднее (полное) общее 45,0 45,3 47,3 35,7 35,3
- основное общее 10,8 8,5 6,7 6,1 5,6
- начальное, не имеют начального общего 0,8 - 0,2 1,0 0,3
- послевузовское - - - - 0,1
Мужчины 100 100 100 100 100
В том числе имеют образование:
- высшее профессиональное 9,5 10,6 10,5 17,9 16,6
- среднее профессиональное 17,4 15,5 14,5 15,1 18,3
- начальное профессиональное 4,6 10,6 12,6 16,9 15,5
- среднее (полное) общее 53,7 51,4 55,0 42,1 42,2
- основное общее 9,7 6,3 7,2 8,0 7,0
- начальное, не имеют начального общего 1,4 - 0,3 - -
- послевузовское - - - - 0,4
Женщины 100 100 100 100 100
В том числе имеют образование:
- высшее профессиональное 13,7 10,5 14,8 21,9 28,3
- среднее профессиональное 28,8 26,3 31,9 29,1 26,1
- начальное профессиональное 9,6 10,5 11,5 16,2 17,0
- среднее (полное) общее 34,0 35,8 35,8 26,8 24,5
- основное общее 12,3 11,6 6,1 3,6 3,4
- начальное, не имеют начального общего - - - 2,4 0,7
- послевузовское - - - - -
Источник: составлено по данным: Калмыкия в цифрах: стат. сборник. Элиста: Росстат в Республике Калмыкии, 2014. 420 с.
ное образование, в 2013 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась соответственно на 9,8 и 9,3%, а доля имеющих среднее профессиональное, среднее общее и начальное образование, уменьшается. Такие изменения свидетельствуют о том, что безработные граждане в целях трудоустройства повышают свой образовательный уровень.
Структура безработных по возрастным группам представлена в табл. 6. Основная доля безработных приходится на людей в возрасте 20-29 лет (в 20122013 гг. больше на 30%). Республике Калмыкии, как и многим республикам Юга России, «свойственна проблема молодежной безработицы. До 1/3 безработных - молодые люди в возрасте до 30 лет» [11]. Но можно предположить, что это временное явление. Вчерашние студенты и выпускники соглашаются и на ненормированный рабочий день, и на невысокую заработную плату, надеясь в процессе работы получить необходимую квалификацию, знания, опыт. Граждан предпенсионного возраста -более 15%.
Хозяйственная система Южного макрорегиона значительно стратифицирована, ее укрупненные сегменты исторически складывались под влиянием этнокультурных, ресурсных, коммуникационных, природных и других факторов. Геоклиматические условия повлияли на специализацию Республики Калмыкии как животноводческого сектора на Юге России [12].
Региональная специфика характеризуется высокой долей сельского хозяйства в региональном ВВП. В связи с этим значительный удельный вес безработных наблюдается именно в сельской местности, где низкий уровень жизни подавляет экономический рост, препятствует стабильному обеспечению продовольственной безопасности региона, является одной из главных причин бедности, деградации села, ухудшения качества жизни сельских жителей.
Особенность российской бедности заключается в том, что наиболее многочисленная группа бедного населения (более 50%) - сельские трудящиеся,
Таблица 6
Распределение численности безработных по возрастным группам в 2009-2013 гг., %
Доля безработных по возрасту 2009 2010 2011 2012 2013
Всего 100 100 100 100 100
В том числе в возрасте: - до 20 3,4 7,5 5,6 5,2 5,9
- 20-29 24,6 26,3 28,8 31,4 33,2
- 30-39 18,5 23,2 22,2 21,8 22,0
- 40-49 35,7 25,9 26,6 26,0 24,3
- 50-59 17,8 17,1 16,2 15,4 13,9
- 60-72 - - 0,5 0,2 0,7
Мужчины 100 100 100 100 100
В том числе в возрасте: - до 20 7,1 5,4 4,9 6,4
- 20-29 21,7 26,4 27,1 31,8 32,5
- 30-39 19,8 18,5 23,0 22,6 19,4
- 40-49 38,8 28,4 23,8 22,4 25,2
- 50-59 19,7 19,6 19,9 17,9 16,2
- 60-72 - - 0,9 0,4 0,3
Женщины 100 100 100 100 100
В том числе в возрасте: - до 20 7,7 8,0 5,9 5,5 5,1
- 20-29 28,2 26,1 31,5 31,0 34,2
- 30-39 16,9 30,3 21,1 20,6 26,1
- 40-49 31,8 22,1 30,8 31,0 23,0
- 50-59 15,4 13,5 10,7 11,9 10,4
- 60-72 - - - - 1,2
Источник: составлено по данным: Калмыкия в цифрах: стат. сборник. Элиста: Росстат в Республике Калмыкии, 2014. 420 с.
при этом «нарастают региональные диспропорции между глобальным центром и периферией» [13]. В последние годы принимаются меры по повышению заработной платы работников сельского хозяйства и увеличению располагаемых ресурсов сельских домашних хозяйств для достижения максимально положительного эффекта, снижения остроты проблем бедности населения [14]. Однако бедность сельского населения отступает медленно и не утратила широкомасштабного характера [15].
Самоорганизации сельской экономики, более рациональному использованию человеческого потенциала сельских районов могут способствовать изыскание дополнительных видов занятости и источников доходов сельских семей - своеобразных «точек роста», оптимальных организационно-экономических решений, которые с помощью механизма мультипликации сыграли бы роль локомотива в выводе экономики села из кризиса на путь стабильного и устойчивого развития.
Новая концепция развития сельской местности должна предполагать как широкую диверсификацию, так и кластеризацию ее хозяйственной структуры, социально-экономических функций [16].
В настоящее время в целях борьбы с нарастающими проблемами бедности сельского населения необходимы разработка и применение новых нестандартных рыночных механизмов регулирования сельской занятости, в том числе за счет развития альтернативных видов хозяйственной деятельности с учетом территориально-экономических, природ-но-ресурсных и историко-культурных особенностей региона. Проблемы регулирования сельской безработицы должны решаться на уровне местных органов власти.
Делегирование регионами значительного количества полномочий на местный уровень, высокая степень вовлеченности органов местного самоуправления в реализацию федеральных приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ, региональных программ и проектов оказывают большое влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований и дифференциацию среди них, обусловленную этим развитием2
2 Болдырева С.Б., Дарбакова Н.Е. Организационно-методические основы повышения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов // Финансы и кредит. 2014. № 22. С. 35.
В рамках научного исследования Всероссийского научно-исследовательского института сельского хозяйства3 на примере Республики Калмыкии сделана попытка обосновать необходимость возрождения и развития различных отраслей этноэкономики в регионе для повышения занятости селян и роста конкурентоспособности сельской экономики в целом. С одной стороны, этноэкономика - это сегмент национальной экономики, представленный традиционными архаическими хозяйственными укладами. С другой стороны, это специфическая форма национальной экономики [17], в которой «сочетаются практически все элементы культуры - представления о природе и человеке в ней, о собственности и богатстве, о справедливости распределения благ, об организации совместной деятельности, технологические знания, навыки и умения. Вариантов комбинации всех этих элементов большое множество, поэтому хозяйство каждой этнической общности обладает неповторимым своеобразием» [18].
Материалы мониторинга сельских домохозяйств всех 13 районов Республики Калмыкии, записи хозяйственных операций отдельных семей за 20002013 гг. послужили эмпирической базой для исследования, организованного усилиями преподавателей и студентов кафедры экономики и управления Калмыцкого государственного университета. Для более детального изучения предпосылок, возможностей и тенденций развития этноэкономики в регионе было проведено обследование 530 домохозяйств в районах республики. Основную массу респондентов, учитывая этническую специфику региона, составили калмыки -76%, русские - 16%, другие национальности - 8%. К главным направлениям специализации семейных хозяйств в исследуемых районах можно отнести: скотоводство (это отметили 54,2% обследованных семей), овцеводство (53,6%), птицеводство (19,1%), овощеводство (18,8%), свиноводство (5,4%).
Несмотря на высокий уровень урбанизации, многие традиционные виды хозяйственной деятельности возрождаются и получают развитие. Среди них - такие отрасли и виды деятельности, как коневодство и верблюдоводство, обработка шерсти, изготовление традиционных подарочных швейных изделий, ковроткачество, переработка продукции аграрного сектора, производство уникальных этноп-родуктов, основанных на национальной культуре (чигян, дотр и др.), изделий из конского волоса,
3 Руководитель исследования - доктор экономических наук, профессор Л.Н. Бондаренко.
обработка древесины и т.д. Необходимо отметить, что экономическая эффективность традиционных отраслей этноэкономики состояла в высокой доходности производства животноводческой продукции и ее переработки, обусловленной скороспелостью калмыцкого скота, его высокой мясной и шерстной продуктивностью и качеством.
При незначительной поддержке со стороны государства население пытается выживать, развиваться, вырабатывая собственные стратегии экономической адаптации, находясь в поиске своей ниши в изменившихся социально-экономических условиях жизнедеятельности. Ресурсы этноэконо-мики способны не только обеспечить социальное воспроизводство населения в условиях кризиса сельской экономики, но и инвестировать в развитие малого и среднего предпринимательства, добычу дополнительных сырьевых ресурсов для отраслей пищевой, легкой промышленности, строительства, а также в развитие сферы услуг и торговли.
В целях определения ориентиров в развитии институтов этноэкономики и этнопредпринимательства на новой качественной основе и реальной помощи сельским жителям необходимо «развивать самозанятость и малый бизнес; организовывать курсы для обучения основам этнопредпринимательства, производства уникальных этнопродуктов, а также расширять перечень и масштабы кредитно-финансовых инструментов предприятий и предпринимателей, создающих рабочие места в сельской местности, увеличивать финансовые ресурсы, выделяемые для развития сельской кооперации; развивать реальное сельское самоуправление. Роль координатора и консультанта по вопросам развития диверсифицируемых отраслей могут выполнять как управления сельского хозяйства, информационно-консультационные центры муниципальных образований, так и образовательные и научные учреждения республики. Новые направления занятости в сельском хозяйстве должны находить поддержку и лоббироваться как на региональном и местном, так и на федеральном уровнях, в том числе в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства» [19]. А администрации муниципальных образований сельских районов должны создавать не требующие больших капитальных вложений предприятия как субъекты предпринимательства по производству национальных видов строительных материалов, хранению и переработке сельскохозяйственного сырья в межсезонный период, производству товаров народного
потребления, предоставлению различных видов услуг населению [20].
Структура этноэкономики представлена на рис. 4. Перспективы развития этноэкономики связаны с использованием кластерного подхода, направ-
ленного на организацию занятости и самозанятости сельского населения в первую очередь. Формирование латентного кластера, имеющего сложносочиненный характер, поскольку кластерообразующим моментом выступает этнодемографический терри-
Этнический состав
Геополитическое и геоэкономическое положение
ЭТНОЭКОНОМИКА КАК УСТОЙЧИВАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
— ФУНКЦИИ
Стабилизирующая
Амортизирующая
Социально-экономическая
Культурная
ПРИНЦИПЫ
Наличие многообразия форм хозяйствования, адаптированных к пространственно временным параметрам жизни этноса в регионе
Обеспечение индивидуальной и коллективной, культурной биологической,экологической, технологической, институциональной, организационной и информационной безопасности членов этноса
НАПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Рыночно-этническое (этнотуризм)
Индустриально-этническое (промышленная переработка сельскохозяйственного сырья)
Традиционно-этническое (сельское хозяйство, народные промыслы и ремесла)
Источник: авторская разработка.
Рис. 4. Схема этноэкономики
ториальный фактор, позволит создать социокультурные и экономические условия для эффективного ведения хозяйственной деятельности субъектами рынка. Этноэкономический кластер кроме свойств непрерывности представляет тесную и продолжительную взаимоадаптацию процессной, творческой и туристической кластерных форм, образуя своеобразную горизонтальную интеграцию4.
Реализация функций и принципов этноэкономи-ки позволит создать новые направления занятости сельского, главным образом малоимущего населения в условиях формирования нового, этноэкономичес-кого кластера, который даст возможность создать сегменты в рыночно-этнической, индустриально-этнической и традиционно этнической деятельности.
Таким образом, возрождение и развитие отраслей этноэкономики в современных условиях будут способствовать не только повышению занятости сельского населения, но также сохранению духовности, традиций и обычаев, технологии производства уникальных этнопродуктов, самосознания населения, что, безусловно, важно для передачи из поколения в поколение культурной самобытности народов, населяющих огромные просторы России.
Список литературы
1. Зелимханова Н.З. Подходы к модернизации программно-целевого управления развитием депрессивных регионов // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 3-2. С.124-127.
2. Обертяева И.А., Стеценко А.И. Этноцентризм и миграция в полиэтническом российском обществе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 2. С.90-93.
3. Гунаев Е.А. Правовое регулирование миграционных процессов в Республике Калмыкии в начале XXI в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 4. С. 122-126.
4. Шаринова Г.А. Состояние рынка труда в современных условиях на примере Республики Калмыкия // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 4. С.158-161.
5. Шаринова Г.А. Рынок труда в Республике Калмыкия: проблемы формирования и регулирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-1. С. 172-173.
4 Болдырева С.Б., Аксенова Т.Н. Некоторые теоретические проблемы изучения этноэкономики // Вестник КИГИ РАН. 2013. № 4. C. 110-113.
6. Щитова Н.А., Чихичин В.В. Сравнительный анализ социально-экономического развития регионов Северного Кавказа // Наука. Инновации. Технологии. 2014. № 1. С. 161-174.
7. Ягумова Н.В. Государственное регулирование занятости населения - проблемы занятости населения // Новые технологии. 2007. № 4. С. 122-124.
8. Змияк С.С. Структурно-динамические особенности посткризисного восстановления российского рынка труда // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 3-2. С. 18-22.
9. Озов А.А. Реализация трудового потенциала в условиях трудоизбыточного и депрессивного региона (на примере Южного федерального округа) // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. № 11. С. 140-150.
10. ЧелюбееваЮ.В. Дисбаланс экономических отношений молодежного рынка труда: причины и проявления // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. № 11. С. 59-64.
11. Липина С.А. Приоритеты демографической политики в Северокавказском регионе // Региональная экономика. Юг России. 2013. № 1. С. 49-57.
12. Лиджиева И.В., Немгирова С.Н. Этнокультурное развитие региона: мониторинг этноконфес-сионального и межкультурного взаимодействия в Республике Калмыкия // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2014. № 1. С. 15-22.
13. МахмудовР.К., ЭшроковВ.М. Географический анализ бедности в Ставропольском крае: подходы, методы и программа исследования // Наука. Инновации. Технологии. 2014. № 2. С. 145-160.
14. Аксенова Т.Н. Адаптация методологии разработки и оценки региональных целевых программ как элемента социально-экономической политики // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 432.
15. Груднева А.А. Рынок труда и бедность в сельских районах Ставропольского края // АПК: Экономика и управление. 2010. № 12. С. 91-97.
16. Магомаев М.М., Магомедова Э.Р. Заработная плата и бедность работающего населения в современной России // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. № 5. С. 9-15.
17. АхметовВ.Я., БердниковаГ.И., СалиховаЗ.М. Этноэкономика и ее роль в устойчивом развитии сельских территорий России // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 2. С. 78-86.
18. Седов И. С. Этноэкономика в зеркале индус-
трии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 218-220.
19. Ахметов В.Я., Бердникова Г.И., Барлы-баев А.А., Рахматулин И.М. Этноэкономика и ее роль в повышении занятости сельского населения // Аграрная наука. 2012. № 2. С. 10-11.
20. Абидов М.Х. Социально-экономические аспекты, определяющие состояние рынка труда в регионах южного федерального округа // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Экономика. 2008. № 3. С. 22-32.
Regional Economics: Theory and Practice Socioeconomic Policy
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
ETHNOECONOMICS AS A CONDITION OF EMPLOYMENT GROWTH
Saglar B. BOLDYREVA
Abstract
Importance The article studies the problems of employment and the creation of a flexible labor market, to quickly respond to economic challenges. The paper considers the actual statistical material on labor market and employment in the Republic of Kalmykia. Objectives The study aims to find ways to increase employment in the Republic of Kalmykia. Methods For the study, I used economic, comparative and statistical analyses.
Results In the article, I am proposing unconventional innovative market mechanisms of employment regulation, including through the development of alternative economic activities, taking into account the territorial-economic, natural-resource and historical and cultural features of the region.
Application The study's findings got implemented in the educational process for the discipline of Regional Economy.
Conclusions and Relevance I conclude that given the high level of unemployment in the depressed regions like the Republic of Kalmykia, ethnoeconomics is the most viable and effective way of improving employment. Also, the study's results may help create new employment, mainly, in rural areas for the poor, in the face of the formation of a new, ethnoeconomic cluster, which will contribute to the creation of segments in the market-ethnic, industrial and ethnic and traditional ethnic activities.
Keywords: employment, self-employment, unemployment, ethnoeconomics
References
1. Zelimkhanova N.Z. Podkhody k modernizatsii programmno-tselevogo upravleniya razvitiem depres-
sivnykh regionov [Approaches to modernization of program-targeted management of depressed regions' development]. TERRA ECONOMICUS, 2011, vol. 9, no. 3-2, pp. 124-127.
2. Obertyaeva I.A., Stetsenko A.I. Etnotsentrizm i migratsiya v polietnicheskom rossiiskom obshchestve [Ethnocentrism and migration in a multiethnic Russian society]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Bulletin of Voronezh State Technical University, 2014, vol. 10, no. 2, pp. 90-93.
3. Gunaev E.A. Pravovoe regulirovanie migrat-sionnykh protsessov v Respublike Kalmykii v nachale XXI v [Legal Regulation of Migration Processes in the Republic of Kalmykia in the beginning of 21st century]. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledova-nii RAN = Bulletin of Kalmyk Institute of Humanitarian Research of RAS, 2013, no. 4, pp. 122-126.
4. Sharinova G.A. Sostoyanie rynka truda v sovre-mennykh usloviyakh na primere Respubliki Kalmykiya [The labor market status in the modern conditions on the example of the Republic of Kalmykia]. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, 2014, no. 4, pp. 158-161.
5. Sharinova G.A. Rynok truda v Respublike Kalmykiya: problemy formirovaniya i regulirovaniya [A labor market in the Republic of Kalmykia: problems of formation and regulation]. Aktual 'nyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual Problems ofHumanities and Natural Sciences, 2014, no. 7-1, pp. 172-173.
6. Shchitova N.A., Chikhichin V.V. Sravnitel'nyi analiz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Severnogo Kavkaza [A comparative analysis of the social and economic development of the North Caucasus regions]. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii = Science. Innovation. Technologies, 2014, no. 1, pp. 161-174.
7. Yagumova N.V. Gosudarstvennoe regulirovanie zanyatosti naseleniya - problemy zanyatosti naseleniya [State regulation of employment of the population: problems of employment of the population]. Novye tekhno-logii = New Technologies, 2007, no. 4, pp. 122-124.
8. Zmiyak S.S. Strukturno-dinamicheskie osoben-nosti postkrizisnogo vosstanovleniya rossiiskogo rynka truda [Structural and dynamic features of post-crisis recovery the Russian labor market]. TERRA ECO-NOMICUS, 2011, vol. 9, no. 3-2, pp. 18-22.
9. Ozov A.A. Realizatsiya trudovogo potentsiala v usloviyakh trudoizbytochnogo i depressivnogo regiona (na primere Yuzhnogo federal'nogo okruga) [Realization of the labor potential in conditions of labor-redundant and depressive regions (a case of the Southern Federal District)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki = Journal Tambov University Review. Ser. Humanities, 2009, no. 11, pp. 140-150.
10. Chelyubeeva Yu.V. Disbalans ekonomicheskikh otnoshenii molodezhnogo rynka truda: prichiny i proyavleniya [An imbalance of economic relations of the youth labor market: reasons and displays]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki = Journal Tambov University Review. Ser. Humanities, 2009, no. 11, pp. 59-64.
11. Lipina S.A. Prioritety demograficheskoi poli-tiki v Severokavkazskom regione [Population policy priorities in the North Caucasus region]. Regional 'naya ekonomika. Yug Rossii = Regional Economy. The South of Russia, 2013, no. 1, pp. 49-57.
12. Lidzhieva I.V., Nemgirova S.N. Etnokul'turnoe razvitie regiona: monitoring etnokonfessional'nogo i mezhkul'turnogo vzaimodeistviya v Respublike Ka-lmykiya [The ethno-cultural development of a region: the monitoring of ethno-confessional and intercultural interaction in the Republic of Kalmykia]. Vestnik Ka-lmytskogo instituta gumanitarnykh issledovanii RAN = Bulletin of Kalmyk Institute of Humanitarian Research of RAS, 2014, no. 1, pp. 15-22.
13. Makhmudov R.K., Eshrokov V.M. Ge-ograficheskii analiz bednosti v Stavropol'skom krae: podkhody, metody i programma issledovaniya [A geographical analysis of poverty in the Stavropol Krai: approaches, methods, and program of research]. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii = Science. Innovation. Technologies, 2014, no. 2, pp. 145-160.
14. Aksenova T.N. Adaptatsiya metodologii razrabotki i otsenki regional'nykh tselevykh programm kak elementa sotsial'no-ekonomicheskoi politiki [Adaptation of the methodology for development and
evaluation of regional programs as an element of social and economic policy]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2013, no. 5, p. 432.
15. Grudneva A.A. Rynok truda i bednost' v sel'skikh raionakh Stavropol'skogo kraya [A labor market and the poverty in rural areas of the Stavropol Krai]. APK: Ekonomika i upravlenie = AIC: Economy and Management, 2010, no. 12, pp. 91-97.
16. Magomaev M.M., Magomedova E.R. Zarabot-naya plata i bednost' rabotayushchego naseleniya v sovremennoi Rossii [Salary and the poverty of the working population in modern Russia]. Vestnik Dag-estanskogo gosudarstvennogo universiteta = Herald of Dagestan State University, 2011, no. 5, pp. 9-15.
17. Akhmetov V.Ya., Berdnikova G.I., Salikhova Z.M. Etnoekonomika i ee rol' v ustoichivom razvitii sel'skikh territorii Rossii [Ethnoeconomics and its role in the sustainable development of rural territories of Russia]. Ekonomika sel 'skogo khozyaistva Rossii = Economics of Agriculture of Russia, 2012, no. 2, pp. 78-86.
18. Sedov I.S. Etnoekonomika v zerkale industrii [Ethnic economy in the mirror of industry]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2012, no. 4, pp. 218-220.
19. Akhmetov V.Ya., Berdnikova G.I., Barlybaev A.A., Rakhmatulin I.M. Etnoekonomika i ee rol' v povyshenii zanyatosti sel'skogo naseleniya [Ethnoeconomics and its role in rise in employment of rural population]. Agrarnaya nauka = Agrarian Science, 2012, no. 2, pp. 10-11.
20. Abidov M.Kh. Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty, opredelyayushchie sostoyanie rynka truda v regionakh Yuzhnogo federal'nogo okruga [Socioeconomic aspects determining the labor market's conditions in the Southern Federal District regions]. VestnikRossiiskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Ekonomika = Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia, 2008, no. 3, pp. 22-32.
Saglar B. BOLDYREVA
Kalmyk State University, Elista, Republic of Kalmykia,
Russian Federation
boldyreva_sb@mail.ru
Acknowledgments
The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project No. 2012-12-06-33048 The
Economic Nature of Poverty and A Social Protection Financial Mechanism.