Научная статья на тему 'Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность'

Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
441
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MASMEDIA / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / LEISURE PRACTICES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / TEENAGERS / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Майорова-щеглова Светлана Николаевна

В статье с помощью данных авторских исследований и всероссийских опросов развенчиваются мифы об исключительно негативном влиянии средств массовой информации на социальное поведение молодежи, проведен анализ реальной ситуации и описываются потенциальные возможности, предоставляемые современной информационной средой для социализации, развития и самореализации личности подростка. Автор рассматривает структуру досуга молодежи и место в ней различных СМК, типологизируя поведение подростков в процессе взаимодействия с информационной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young generation and new types of masmedia communications: Myths and reality

In the article the author using her studies shows us that myths about the negative influence on youth are not true, she studied the real situation and potential opportunities for the development and the realization of teenagers, which may offer the modern masmedia. Author analyses structure of leisure of young people and role of masmedia there, typologies behavior of teenagers in the process of interaction with information sphere.

Текст научной работы на тему «Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность»

Социокультурные проблемы в современной России

С.Н. Майорова-Щеглова

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ И НОВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В статье с помощью данных авторских исследований и всероссийских опросов развенчиваются мифы об исключительно негативном влиянии средств массовой информации на социальное поведение молодежи, проведен анализ реальной ситуации и описываются потенциальные возможности, предоставляемые современной информационной средой для социализации, развития и самореализации личности подростка. Автор рассматривает структуру досуга молодежи и место в ней различных СМК, типологизируя поведение подростков в процессе взаимодействия с информационной средой.

Ключевые слова: средства массовой коммуникации, информатизация, молодежь, досуговые практики.

Один из фиксируемых нами парадоксов развития современного общества связан с процессом информатизации1. Кратко его можно описать через доминирующий в современном российском обществе подход: «Информатизация для всего общества - благо, а для молодого поколения - угроза, вред».

В общественном сознании циркулируют утверждения: «Новые средства массовой коммуникации (СМК), прежде всего компьютер, Интернет, занимают все свободное время подростков. Дети из-за этого совсем не читают. Дети Интернета совсем не общаются друг с другом. Дети с помощью компьютера просвещаются в вопросах секса. Дети привыкают только развлекаться. Дети становятся жестокими после Интернета. ИКТ конструируют новые картины мира у детей». Данные положения могут классифицироваться как своеобразные мифы, или моральные паники, общества в отношении детства.

© Майорова-Щеглова С.Н., 2010

Эти опасения активно распространялись в период начального массового распространения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в нашей стране, но до сих пор, по прошествии 15 лет, продолжают муссироваться, в том числе и в научных кругах. Наши исследования и вторичный анализ данных опросов ведущих социологических центров позволяет опровергнуть многие недостоверные оценки.

Начнем с самого определения «новые средства коммуникации, или новые технологии». Для кого они являются новыми? Однозначно для старшего поколения. Молодежь воспринимает их как обычную повседневность, наряду с автомобилями, авторучками, автоматической бытовой техникой. И не случайно это поколение получило название «медиапоколение», как когда-то устоялось название «поколение рерзЬ».

Что нового наблюдается в социальном поведении медиапоколе-ния? «Число пользователей Интернета в России за 5 лет возросло в 2,5 раза», - сообщает Фонд «Общественное мнение». За семь лет в России примерно вдвое увеличился парк домашних компьютеров2. Такой бурный рост во многом происходил за счет молодого поколения. Эти тенденции нашли свое отражение в ответах подростков в нашем исследовании (сравнение за 1998 и 2005 гг.): количество подростков, увлекающихся компьютерными играми, возросло с 27,6 до 44,9% (разность 17,3%), так же как и количество подростков, путешествующих по компьютерной сети, с 4,6 до 12,8% (разность 8,2%), а также тех, кто обменивается информацией по компьютерной сети, - с 5,3 до 12,2% (разность 6,9%)3.

Что происходило с другими СМК? В 2005 г. заметно чаще, чем в 1998, подростки отмечают позицию «общаюсь по телефону»: наблюдается рост с 33,1 до 43,7%. Объяснить данный факт можно, принимая во внимание ускорение телефонизации страны с конца 1990-х годов, оснащение населения как домашними, так и мобильными телефонами.

Наиболее заметное изменение - уменьшение значимости чтения книг как формы проведения досуга с 49,1 до 18,1% (разность 31%). Но наше исследование доказывает, что одновременно существенно выросла значимость чтения газет и журналов -с 36,2 до 52,8% (разность 16,6%). Дети привыкают к более короткому «кванту» печатной информации. Аналогичное явление наблюдается и в отношении прослушивания информации: резкий рост значимости прослушивания радио с 18,3 до 37,8% (разность 19,5%) и параллельно с ним спад в прослушивании магнитофонов, проигрывателей, плееров с 69,6 до 55,4% (разность 14,2%).

Со слов родителей (по данным ФОМ), в структуре занятий детей в Интернете примерно в равной мере присутствуют и те, что связаны с самообразованием, и те, что связаны с развлечением4. Так, в предложенной для ответа карточке со списком возможных целей «хождения в Интернет» 12% опрошенных отметили позицию «для подготовки к урокам, выполнения самостоятельных работ (сочинений, рефератов и т. д.)»; 9% - «в целях развлечения (игры, фильмы, музыка)»; 7% - «для самообразования, общего развития»; 3% - «для общения»; 2% - «для подготовки к поступлению в вуз»; еще столько же - «для чтения художественной литературы». То есть Интернет не является только лишь территорией развлечения. За период с 1998 по 2005 г. в структуре форм проведения и досуга, и обучения российских подростков 10-17 лет произошли сдвиги, связанные, прежде всего, с постепенным приобретением электронными медиаресурсами (компьютер, Интернет) своей ниши в образовательной и рекреационной сферах.

На этом фоне вопреки циркулирующим моральным паникам все остальные формы проведения досуга межличностного уровня остаются стабильными, они представлены в нашей анкете в виде ответов: «провожу время с друзьями», «провожу время с родителями, другими взрослыми», «встречаюсь со своей девочкой (девушкой), своим мальчиком (юношей)». Неизменной можно считать значимость для подростков 1998 и 2005 гг. еще двух форм проведения досуга - просмотра телевизионных программ и посещения театров, музеев, концертных залов.

Также, по нашему мнению, неправомерно создание образа интернет-зависимых детей, отгородившихся от обычной подростковой жизни. Особый страх взрослые испытывают перед видеоиграми детей, боясь, что дети совсем уйдут из реального мира в виртуальный. Но современные игры так устроены, что обратным образом провоцируют контакты реальные - нужно обмениваться информацией, примкнуть к среде таких же, как ты, игроманов, получить от них помощь, подсказку или новую задачу, доказать свое превосходство перед ними и пр.

Интернет-дети оказались активнее: они чаще ходят в кинотеатры, театры, музеи, на концерты, больше общаются с взрослыми. Среди них больше тех, кто в свободное время общается с противоположным полом (35,1 против 20,9%). Но мы не стали бы однозначно эти отличия связывать исключительно с влиянием Интернета. Позволим себе высказать предположение, что это скорее связано с более высоким уровнем достатка в семье и, как следствие, расширением их общих коммуникативных компетенций.

Рассмотрим еще один устойчивый тезис: «Дети с помощью Интернета просвещаются в вопросах секса и наркомании». Вопреки появляющейся информации о широкой практике получения сведений о сексе со специальных компьютерных серверов, исследование 1998 г. не зафиксировало этот канал как активно существующий для возрастной группы до 17 лет. В 2005 г. Интернет как канал информации о сексе отметили 3,6% (среди имеющих доступ к Интернету - 5,8%). По результатам исследований как 1998, так и 2005 г., основную информацию о сексе подростки получают из телевизионных передач. И если таких ответов в 1998 г. насчитывалось 31,2%, то в 2005 их уже 41,5%. За семь лет телевидение в России стало более «сексуальным».

Из полученных нами данных видно, что с 1998 по 2005 г. заметно усилилась роль школы в информировании подростков о проблемах, связанных с наркотиками (с 4,2 до 13,1%) и столь же резко уменьшилась информационное значение сверстников в этих вопросах (с 18,8 до 9,6%).

Если мы получаем такие данные при анализе, чем объяснить неоднозначность оценок новых СМК и отношения к ним детей? По нашему мнению, нестабильная социально-политическая, социально-экономическая и психосоциальная обстановка нашего общества воспроизводит стереотипы опасений восприятия всего нового. Взрослый мир и семья не успевают за социализацией детей. Родителей пугает не уход в мир игры, а уход от них в мир, им неведомый. Вокруг компьютера сложнее объединиться всей семье, как раньше вокруг радиоприемника, телевизора, видео, нельзя устроить танцы, как под записи магнитофона. Индивидуальность и индивидуализм в рамках семьи - вот в чем основная боязнь СМК. И вместо того чтобы переструктурировать свои картины мира, картины мира молодого поколения объявляются иными = чуждыми = плохими.

Появившиеся 15 лет назад дети Интернета изменили саму подростковую жизнь. Образ жизни этих «вожатых по новой реальности» (термин П. Бергера и Т. Лукмана), а не традиционные представления ученых и педагогов, стали образцами для конструирования реальности для их ровесников и трансформируют повседневность семьи и учебный процесс в образовательных учреждениях. Юные в настоящее время ощущают себя экспертами по многим вопросам жизни семей. Они высказывают свои советы о том, какую бытовую технику и где купить (29,7% респондентов), что носить из одежды (26,3%), как родителям общаться друг с другом (25,9%), как работать на компьютере (6,8%).

Процесс информатизационной ресоциализации взрослых (родителей, учителей), которая происходит под давлением компьюте-

ризации и интернетизации, затруднен; как мы писали ранее, у старшего поколения наблюдается информационная аномия5. По данным Аналитического центра Юрия Левады за 2008 г., лишь 27% взрослых россиян пользовались персональным компьютером ежедневно или несколько раз в неделю дома, на работе и в других местах, Интернетом 16%6.

СМК признаются фактором негативной социализации детей и подростков, при этом взрослое сообщество, которое производит, контролирует, финансирует эти средства, абстрагируется от собственной ответственности за их содержание, перекладывая вину на самих детей. Дети и подростки болезненно реагируют на запреты взрослых и ограничения в потреблении СМК, которые направлены на них - молодых, вместо того, чтобы ограничить, например, порнографию, насилие на экранах.

А тем временем расширяются потенциальные возможности, предоставляемые современной информационной средой для развития и самореализации личности ребенка. Перечислим основные из них:

- широкий спектр предоставляемых социумом информационных и коммуникационных услуг для детей и подростков (в настоящий момент существует более 3,5 тыс. русскоязычных электронных ресурсов для детей и подростков, прошедших общественный контент-контроль);

- высокая скорость информационно-обменных процессов с использованием Интернета в целях образования и самообразования;

- эффективные и высокоскоростные технологии структурирования, систематизации и анализа информации (например, поисковая система http://www.kinder.ru/);

- распространенность технологий, позволяющих активизировать интеллектуальный ресурс детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями.

Появились обнадеживающие данные об опосредованном позитивном влиянии СМК на подростков. Так, британские ученые обнаружили, что существует обратная зависимость между наличием мобильных телефонов и курением подростков. Мобильный телефон оказывается более эффективным средством доказать свою взрослость чем сигарета. А также у подростков не всегда достаточно средств, чтобы одновременно оплачивать связь и покупать сигареты, и они при такой дилемме выбирают связь7.

Приведем еще один крайне позитивный факт. Если у взрослых освоение компьютера происходит преимущественно в мужской среде (по данным Фонда общественного мнения 2008 г. 33% мужчин и 26% женщин являются пользователями Интернета)8, то наше

исследование показывает, что девочки-подростки «догоняют» мальчиков, а по освоению навыков получения полезной, практической информации, инструментального использования Интернета для учебы и работы даже «перегоняют» юношей. Обратим внимание, что для этого не потребовалось специальных программ по приобщению девочек к информационным технологиям, а значит, нет основания предполагать, что информационное неравенство по полу будет присутствовать в повседневной жизни выросших подростков.

Направления социального поведения подростков в сфере информационного взаимодействия ничем не отличаются от обычных, их можно типологизировать по степени социальной полезности поведенческих интеракций: социально-полезная, самоконструктивная деятельность (участие в интерактивных научных конференциях и форумах, поиск научной и обучающей информации и другие) и самодеструктивное, асоциальное поведение (участие в националистических и террористических виртуальных сообществах, просмотр и размещение порнографических материалов, хакерство и др.). 64% подростков утверждают, что совершают в Интернет-пространстве поступки, о которых не хотят информировать своих родителей9. Наши наблюдения свидетельствуют, что для ограниченной группы мальчиков асоциальная деятельность в Сети становится своеобразным ритуалом инициации к взрослому сообществу, но точно такое же значение может иметь и достижи-тельная линия поведения при участии в сетевых играх.

Именно в отношении строго асоциального вида деятельности с помощью СМК, так же как и для реальной повседневности, должны работать эффективные механизмы социального контроля, основанные на передовых достижениях в области информационно-коммуникационных технологий. Причем контроль должен быть двойным: за поведением подростков в сети Интернет со стороны общества, а за СМК - со стороны органов государственной власти. Но такой контроль могут вести только подготовленные взрослые. Одновременно пора организовать конструктивное просвещение и консультирование родителей, как извлечь из компьютера, мобильной связи, Интернета пользу для семьи и ребенка.

Примечания

1 Майорова-Щеглова С.Н. Кентавр-проблемы в социализации современных российских детей и молодежи [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института социологии РАН. Тексты докладов с III Всероссийского социологического конгресса [21-24 октября 2008]. [М., 2008]. URL: http://www.isras.ru/ publications_bank/1227085241.pdf (дата обращения: 20.05.2009).

2 Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Вып. 24. Лето 2008. Обзор ФОМ. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонда «Общественное мнение». [М., 20.10.2008]. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/ int0803 (дата обращения: 20.05.2009).

3 Цымбаленко С.Б., Шариков А.В, Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М., 2006.

4 Обзор ФОМ [21.12.2006. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонда «Общественное мнение». [М., 2006]. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/home_fam/teen_cheeld/ dd065027 (дата обращения: 20.05.2009).

5 Щеглова С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации // Социс. 2006. № 8. С. 115-121.

6 Интернет в России: Обзор. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр). Репрезентативный опрос 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов страны. 09.02.2009. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Аналитического центра Юрия Левады «Левада-Центр». [М., 2009]. URL: http://www.levada.ru/press/2009020904.html (дата обращения: 21.05.2009).

7 Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. С. 211.

8 Цымбаленко С.Б, Шариков А.В, Щеглова С.Н. Указ. соч.

9 Ивакин Р.М. Поведение российских подростков в Интернет-пространстве: социологический анализ: Дис. ... канд. социол. наук М.: РГСУ, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.