Научная статья на тему 'Дифференциация и индивидуализации обучения как форма педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями'

Дифференциация и индивидуализации обучения как форма педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1395
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА / ЛЕЧЕБНЫЙ ЭФФЕКТ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноговицина Людмила Петровна

Автор статьи обращает внимание на проблему обучения детей с особыми образовательными потребностями, подробно рассматривая вопрос и предлагая свои подходы к его решению. Статья особенно будет интересна как родителям, так и учителям, непосредственно работающим с детьми с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дифференциация и индивидуализации обучения как форма педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями»

У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

Литература

1. Казаковцева Т. С, Косолапова ТЛ. К вопросу здра вот вор-чес кой деятельности в образовательных учреждениях //«Начальная школа», 2006

2. Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. - Новосибирск, 1995.

3. Сальникова О. В. Использование различных видов рефлексии на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры и черчения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №4.

4. Семенов И. Н., Степанов Ю.Н. Проблемапредм ета и м е-тода психологического изучения рефлексии // Исследование проблемы психологии творчества. - М.,1983. С.154

5. Советова £ В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007.

Статья посвящена проблеме взаимодействия школы с родителями. Автор предлагает ряд направлений организации данного взаимодействия.

Мухаметова Лариса Анатольевна

учитель начальных классов г. Нурлат Республика Татарстан

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Как эффективно организовать работу с родителями? -&

Ключевые слова: взаимодействие учителя с семьей, активная педагогическая активность, педагогические знания и умения родителей.

Семья - дети - родители -школа - учителя - общество

Любая проблема лежит сейчас на пересечении их интересов, поскольку семья является важнейшим институтом социализации подрастающих поколений. Именно семья занимает первое и главное место в воспитательном пространстве школы, и совершенно естественно, что школа находится в тесной связи с семьей. Семья - часть общешкольного коллектива.

Семья ещё и основа воспитания, все ценностные начала исходят от неё. Взаимоотношения детей с родителями и учителями, жизненные и духовные ценности, способствующие становлению личности, постоянно волнуют семью и школу. Об этом мне хотелось бы поговорить сегодня. Более подробно я остановлюсь на трех ведущих направлениях, по которым я организовываю это взаимодействие в своей педагогической практике.

Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.

Целесообразно организованное взаимодействие учителя и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

В своей работе я опираюсь на положительный опыт семейного воспитания, использую его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительно направленного

взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения междуучителем и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и класса, в которых принимают участие родители.

Второе, не менее важное направление-вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков. В классе практикуем проведение «Университета педагогических знаний» как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, педагогические практикумы. Так, например, в этом учебном году проведены занятия по темам «Стили семейного воспитания», «Во что играют наши дети», «Психологические аспекты компьютерного образования», «Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников», «Роль семьи в формировании познавательной активности учащихся» и т.д.

Ещё до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей к их новой позиции по отношению к ребенку-будущему ученику

Третье направление - взаимодействие учителя с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия с семьей предполагает ряд аспектов:

1. изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей, знакомство с бытовыми условиями учащихся;

2. группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

3. составление программ совместных действий;

4. анализ результатов совместной воспитательной деятельности.

Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

Работа в данном направлении набирает все большие обороты, но есть еще ряд проблем:

1. Рост числа разводов, увеличение числа неполных семей.

2. Страдает информационная сторона по данному вопросу (не методическая, а практическая - обмен опытом).

Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей. Доказано, что дети, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.

Литература

1. Пеньевская H.H. Повышение психолого-педагогической, коммуникативной и правовой культуры родителей на заседаниях родительского клуба «Университет для родителей» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. — №4

2. Петухова И.В. Популярная педагогика для не очень занятых родителей, у которых ещё осталось время читать журналы и думать. // Эксперимент и инновации в школе.-2009. - №2.

3. Ганичева Е.Ю. «Почта психологу» - новая форма взаимодействия с родителями

Автор статьи обращает внимание на проблему обучения детей с особыми образовательными потребностями, подробно рассматривая вопрос и предлагая свои подходы к его решению. Статья особенно будет интересна как родителям, так и учителям, непосредственно работающим с детьми с задержкой психического развития.

Ноговицина Людмила Петровна

учитель начальных специальных (коррекционных) классов VII вида МОУ«СОШ №63» г. Ижевск

Медики, физиологи и психологи обеспокоены тем, что более 70% детей сегодня имеют нейропсихо-логические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Впоследствии эти нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функций ЦНС.

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70-80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.(3)

Дети с задержкой психического развития (дети с ЗПР) представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями.

В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащих ся: «дети с пониженной обучаемостью». (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (H.A. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров). В соответствии с еще одним социально-пе-дагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина). Я буду использовать более корректный термин - «дети с ограниченными возможностями».

Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоциональ-но-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью отдельных ключевых психических функций. Задержка и, как следствие, отставание в развитии могут быть вызваны и неблагоприятными условиями микросоциального и педагогического плана. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Само определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

Антидискриминационная политика

государства в отношении лиц с ограниченными возможностями

В последнее десятилетие произошел резкий перелом в ценностных ориентирах государства, стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов, а также права лиц с ограниченными возможностями. Началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами.

Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к лицам с ограниченными возможностями.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психоло-го-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Дифференциация как форма педагогической помощи учащимся с задержкой психического развития

Особую актуальность в системе образования приобретают разработки и внедрение в школьную жизнь различных форм дифференцированной, индивидуализированной педагогической помощи наиболее труд-

ной в воспитательном отношении категории детей -ученикам с задержкой психического развития.

Автор статьи является учителем начальных специальных (коррекционных) классов VII вида МОУ «СОШ № 63» и с младшими школьниками, имеющими ЗПР, работает уже более пятнадцати лет.

Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с:

- незрелостью эмоционально-волевой сферы,

- пониженной работоспособностью,

- недостаточностью отдельных ключевых психических функций.

Задержка и, как следствие, отставание в развитии, могут быть также вызваны неблагоприятными условиями микросоциального и педагогического плана.

Само определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что он нуждается в специальных формах и методах обучения. При правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся у него интеллектуальные возможности.

Система коррекционно-развивающего обучения -это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении.

Дети с ЗПР имеют разный уровень познавательных способностей.

Ниже мы приводим отрывок из стихотворения «Разные дети», которое было написано еще в XIX веке В.А.Жуковским. Оно очень точно отражает душевный мир учеников.

Есть тихие дети. Дремать на плече

У ласковой мамы им сладко и днем.

Их слабые ручки не рвутся к свече,

Они не играют с огнем.

Есть дети - как искры: им пламя сродни.

Напрасно их учат: «Ведь жжется, не тронь!»

Они своенравны (ведь искры они!)

И смело хватают огонь.

Есть странные дети: в них дерзость и страх.

Крестом потихоньку себя осеня,

Подходят, не смеют, бледнеют в слезах

И плача бегут от огня.

Итак: в одном коллективе обучаются дети с разным уровнем познавательных способностей.

Младшие школьники с ограниченными возможностями отличаются по основным показателям познавательной деятельности и особенностям личностного развития. По этим показателям их можно разделить на три группы.

Дети с высоким уровнем развития познавательной деятельности. Это учащиеся, которые по показателям познавательной деятельности приближаются к нормально развивающимся школьникам. Для них характерно умение ориентироваться в учебных заданиях и выполнять их в соответствии с инструкцией. В начале они проявляют интерес, любопытство к заданию, но удержать его долго они не могут. Интерес по мере выполнения задания исчезает, а положительные эмоции сменяются отрицательными, т.е. у этих детей на первый план выступают астенические проявления.

Дети со средним уровнем развития познавательной деятельности. Для этой категории детей характерны та-киеличностные особен ности, как тревожность, неуверенность в себе. Учащиеся данной группы долго не приступают к выполнению заданий, боясь, что они недопоняли инструкцию и не смогут правильно его выполнить. Интерес, положительные эмоции быстро сменяются отрицательными. Происходит эмоциональное пресыщение, разрыв связи «удивление - любопытство - любознательность - увлечение», результатом чего является снижение познавательной активности. Эти дети по-разному ведут себя: одни из них вялые, безучастные, другие - наоборот, чрезмерно возбуждены, демонстративно беспокойны. Они обидчивы, раздражительны, вспыльчивы.

Дети с низким уровнем развития познавательной деятельности. Учащиеся рассматриваемой группы имеют низкий уровень саморегуляции, продуктивность познавательной деятельности низка из-за астенических проявлений, снижения работоспособности, замедленного темпа деятельности. В некоторых случаях дети данной группы бурно реагируют на ситуацию неуспеха, иногда приобретающего отчетливо истерический оттенок.

Автор статьи в своем классе с помощью школьного психолога провела диагностику с целью дифференциации учащихся по группам. Получились следующие результаты:

- первая группа - 2% учащихся,

- вторая группа - 16% учащихся,

- третья группа - 82% учащихся.

Очевидно, что рассмотренные особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития препятствуют усвоению ими программного материала и требуют специальной организации обучения и воспитания.

Индивидуализация обучения младших школьников с ограниченными возможностями

Специфические средства в системе компенсирующего обучения используются и для индивидуализации учебной деятельности детей. Их особенности вытекают из характерного для коррекционной педагогики от ношения к учебной деятельности учащихся. Если в традиционной дидактике учебная деятельность рассматривается в связи с усвоением содержания образования, то в коррекционной педагогике учебная деятельность приобретает также и новое значение: на нее возлагается функция педагогической терапии. Она рассматривается, во-первых, как средство сглаживания имеющихся поведенческих отклонений, а, во-вторых, как способ доведения до возможного оптимума значимых для учения функций.

Система коррекционно-развивающих заданий включает в себя два вида:

1) задания, построенные на неучебном мате риале,

2) задания, построенные на учебном материале.

Задания первого вида органически включаются как в собственно учебный процесс на уроках, так и в содержание специальных коррекционно-развивающих занятий. Опираясь на интересные и привычные для

детей виды деятельности (предметно-практическую, художественную), задания этого типа (особенно в первый год учебы) становятся эффективным средством подтягивания их развития.

Преобладающую же часть системы коррекцион-но-развивающих заданий составляют задания, построенные на учебном материале, их коррекционно-развивающий характер достигается специальной методической аранжировкой, предусматривающей увеличение дозы продуктивной самостоятельной деятельности в ходе их выполнения.

Особое внимание уделяется методической инструментовке учебных заданий, варьированию их объема и сложности. Достижению этой цели служит сам способ организации деятельности учащихся в ходе ее решения. Этот способ состоит в том, что в случае, когда учебное задание в предложенном виде не выполняется учеником самостоятельно, ему предлагается необходимая помощь, и оказание ее происходит по принципу «от минимальной к максимальной».

В системе коррекционного обучения активно используется как фронтальная помощь, обращенная ко всему классу или группе (наглядные опоры, схемы, таблицы), так и помощь индивидуально направленная, предназначенная данному конкретному ученику. Среди видов помощи выделяются три основных: стимулирующая, направляемая, обучающая. За каждой из них стоят разные степень и качество вмешательства педагога в работу ребенка.

Изменяется в процессе коррекционного обучения и характер оценочной деятельности педагога: она строится на основе критерия относительной успешности. В этом случае становится возможным внутреннее принятие оценки учеником. Оценка начинает помогать ребенку учиться.

Новые информационные технологии и молодое поколение

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают эту сложную технику. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой для тех, кому предстоит жить в XXI в., очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом.

Как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Пять лет назад половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас 50-процентный барьер «взят» уже дошкольниками.

Один из фиксируемых нами парадоксов развития современного общества связан с процессом информатизации. Кратко его можно описать через функционирующий в обществе подход: «Информатизация для всего общества - благо, а для детского сообщества - угроза, вред».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В общественном сознании циркулируют утверждения: «Новые средства массовой коммуникации, прежде всего компьютер, а также Интернет, занимают все

свободное время подростков. Дети из-за этого совсем не читают. Дети Интернета совсем не общаются друг с другом. Дети с помощью компьютера просвещаются в вопросах секса. Дети привыкают только развлекаться. Дети становятся жестокими после Интернета. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) конструируют новые картины мира у детей». Данные положения могут классифицироваться как «моральная паника» общества в отношении детства. «Новые информационные технологии»: для кого они являются новыми? Однозначно, для старшего поколения. Молодежь воспринимает их как обычную повседневность, наряду с автомобилями, авторучками, автоматической бытовой техникой.

Что действительно наблюдается у нового медиа-поколения? Число пользователей Интернета в России за 5 лет возросло в 2,5 раза. За семь лет в России примерно вдвое увеличился парк домашних компьютеров. (По сообщению Фонда «Общественное мнение».) Количество подростков, увлекающихся компьютерными играми, возросло с 27,6 до 44,9% (разность 17,3%), также как и возросло количество подростков, путешествующих по компьютерной сети, с 4,6 до 12,8% (разность 8,2%), а также тех, кто обменивается информацией по компьютерной сети, - с 5,3 до 12,2% (разность 6,9%). (9, 12)

Наиболее заметное изменение - уменьшение значимости чтения книг как формы проведения досуга с 49,1 до 18,1% (разность 31 %). Но одновременно существенно выросла значимость чтения журналов - с 36,2 до 52,8% (разность 16,6%). Дети привыкают к более короткому «кванту» печатной информации.

Нестабильная социально-политическая, социально-экономическая и психосоциальная обстановка нашего общества воспроизводит стереотипы опасений восприятия всего нового. Взрослый мир и семья не успевают за социализацией детей. И вместо того, чтобы переструктурировать свои картины мира, картины мира молодого поколения объявляются иными = чуждыми = плохими.

Использование информационных технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Особое внимание следует уделить влиянию ИТ на усвоение учебного материала детьми с ЗПР

Дети с ЗПР в силу психических особенностей запоминают и усваивают информацию медленнее и в меньшем объеме в сравнении с другими детьми. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.

Существенная экономия времени наблюдается на этапе организации детей для привлечения внимания, на уроке при объяснении дети меньше отвлекаются, что необходимо для более глубокого, прочного усвоения конкретного материала. Дальнейшее наблюдение показывает, что материал, данный при помощи ИТ сохраняется в памяти учащихся дольше, чаще используется. Живость, яркость, необычность происходящего на экране компьютера заставляет ребят дольше удерживать внимание на предлагаемой информации, независимо от предмета. Как правило, у ребят этой категории нет возможности создавать презентации и

работать с компьютером дома, поэтому они с особым интересом следят за повествованием, активно участвуют в уроке. ИТ позволяют обогатить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, при этом активно развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедийные презентации, словари, задачи, занимательные задания, предлагаемые ребятам не на доске, а на экране, позволяют представить учебный материал, как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание, восприятие и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время объяснения нового материала и увеличивает время для закрепления полученных знаний.

На сегодняшний день автор статьи и ее коллеги, учителя начальных классов МОУ «СОШ № 63», имеют успешный опыт применения ИТ на уроках русского языка (разбор предложений по членам предложений, работа со словами, словарные диктанты, презентационные уроки по ключевым темам курса); уроках математики (решение задач, примеров, уравнений, самостоятельные работы, для ознакомления с ключевыми понятиями курса, задания для развития психических процессов); уроках окружающего мира (презентации по временам года, ознакомление с профессиями, с различными процессами в окружающем мире, презентации и документальные фильмы о животных); уроках труда (презентационные выставки работ художников, детей, процесс выполнения работы, пошаговый инструктаж); уроках рисования (презентационные выставки работ художников, репродукции картин, представление работ в разных жанрах, техниках, натюрморты, пейзажи, портреты, пошаговое выполнение работы); музыкальных занятиях (прослушивание различных музыкальных инструментов, знакомство с музыкальным инструментом). Помимо этого, методическим объединением учителей начальных классов разрабатываются презентации, дидактические и методические материалы по поддержке уроков окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения и др. с учетом особенностей восприятия, скорости усвоения, запоминания получаемой информации детьми с ЗПР.

Первые наблюдения за детьми показали, что после проведения уроков с применением ИТ в памяти учащихся остается больше информации, чем после традиционных уроков.

На этой основе можно сделать вывод, что использование мультимедийных технологий в обучении детей с ЗПР позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат, что способствует облегчению процесса восприятия и запоминания информации. Использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Основные выводы

Информационные компьютерные технологии позволяют не только развивать ребенка, обучать его чему-нибудь, но и эффективно снимают раздражительность, состояние повышенной нервозности, дают прекрасную эмоциональную разрядку. Это благотворно влияет на поведение детей с эмоциональной неустойчивостью.

Благодаря использованию в рамках школьной образовательной программы информационных компьютерных технологий можно сделать нудный и скучный школьный предмет живым и интересным - таким образом, решается проблема реабилитации педагогически запущенных детей, детей со сниженной мотивацией и с трудностями в обучении.

Перечисленные преобразования позволяют обеспечить лечебный эффект учебной деятельности школьника, превращают саму эту деятельность в эффективное средство педагогической терапии, значительно расширяя потенциальные возможности для развития и самореализации личности ребенка.

Литература

1. Шамарина Е. В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекцион-но-развивающего обучения. М.: ГНОМ иД, 2003.

2. Кумарина Г.Ф. Компенсирующее обучение как форма помощи детям риска в условиях общеобразовательной школы. М.: «Начальная школа», № 3 2005.

3. Котова С. А. Проблемы качества и доступности современного начального образования // Начальное образование, 2008,-№4.-с. 8-10

4. Золотоусский И. П. Гоголь. Лермонтов. Жуковский. М.: Правда. 1986.

5. Васильева И.А., Осипова Е M Петрова H.H. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.

6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

7. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М., 2004.

8. Майорова-Щеглова С.Н. Кентавр-проблемы в социализации современных российских детей и молодежи. Электронный ресурс: Институт социологии РАН http://www. isras.ru/publications_bank/1227085241 .pdf

9. Опросы «Интернет в России/Россия в Интернете». Выпуск 24. Лето 2008. Обзор ФОМ. 20.10.2008. http://bd.fom. ru/report/cat/smi/smijnt/int0803

10. Цымбаленко C.B., Шариков А.В, Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. - Москва, НИИ школьных технологий, 2006.

11. http://www.levada.ru/press/2009020904.html

12. Ивакина P.M. Поведение российских подростков в Ин-тернет-пространстве: социологический анализ. М.: РГСУ, 2006.

В статье предлагается информация о ходе проведения Фестиваля учителей в городе Елабуга Республики Татарстан.

Сиденко Елена Александровна

старший преподаватель АПКиППРО

Фестиваль учителей в г. Елабуга1

17-19 августа 2010 года в городе Елабуга Республики Татарстан в рамках мероприятий, посвященных Году учителя, и Республиканского августовского совещания работников образования и науки, прошел первый Фестиваль школьных учителей. Инициатором и организатором данного форума выступил Елабужский государственный педагогический университет - республиканский флагман в деле интеграции вузовского и школьного образования, применения современных методов повышения квалификации школьных учителей, при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства образования и науки РТ.

1. Основной темой форума станет национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В рамках фестиваля прошли мастер-классы, круглые столы, презентации передового педагогического опыта, культурная и оздоровительная программа, выставка учебно-методической литературы. Регламент фестиваля предполагал и неформальное общение профессионалов, посещение концертных и творческих площадок.

1 Пресс-релиз о фестивале учителей

Для участия в работе Фестиваля были приглашены школьные учителя, учителя-победители конкурсов «Учитель года», победители приоритетного национального проекта «Образование».

В работе фестиваля приняли участие ведущие учителя РФ и РТ, педагоги и ученые из Германии, Сингапура, активно сотрудничающие с образовательными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.