УДК 316.625
Жегусов Юрий Иннокентьевич
кандидат социологических наук, научный сотрудник
Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского Отделения РАН тел.: (914) 275-70-45
МОЛОДЕЖЬ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
И АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА [1]
Zhegusov Yury Innokentievich
PhD in Social Science, Research Associate, Institute of Humanities and the North Indigenous
Nation Studies, Russian Academy of Sciences tel.: (914) 275-70-45
YOUTH OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA) AND ANTIALCOHOL POLICY [1]
Аннотация:
В данной статье на материалах конкретного социологического исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия), анализируется отношение молодежи к проблеме алкоголизации населения и социальные установки в условиях реализации антиалкогольной политики.
Ключевые слова:
молодежь, алкоголизация населения, потребление алкоголя, доступность алкоголя, антиалкогольная политика, социальные установки молодежи.
Summary:
Basing on the data of the sociological survey, which was carried out in the Republic of Sakha (Yakutia) the author analyses young people’s opinion of a problem of alcoholization and their social attitudes in the circumstances of antialcoholic policy programs implementation.
Keywords:
youth, alcoholization of population, alcohol consumption, availability of alcohol, antialcoholic policy, social attitudes of youth.
Алкоголизация населения, в том числе и молодежи, представляет собой весьма актуальную и злободневную проблему. Потребление алкоголя в России, по данным ВОЗ, составляет 14-15 декалитров на взрослого. Это в 2 раза превышает уровень, признанный экспертами (8 литров). По показателю среднедушевого потребления алкоголя Россия находится в первой пятерке среди всех стран мира [2]. По статистическим данным в России около 500 тыс. человек умирают от последствий злоупотребления алкоголем. В Якутии показатель смертности от алкоголя равен 500 человек, что является весьма серьезной цифрой, учитывая численность населения республики (менее 1 млн. чел.).
Масштаб алкоголизации населения, грозящей национальной безопасности страны побудил к запоздалым шагам со стороны российских властей по преодолению этой проблемы. Так, 30 декабря 2009 г. Правительством РФ была одобрена «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.». Цель концепции - «снижение объемов потребления алкогольной продукции на душу населения» - предложено достичь в два этапа. На первом (2010-2012 гг.), уровень потребления должен быть снижен с нынешних 18 литров на человека в год до 15 литров. На втором (2013-2020 гг.) - этот показатель должен сократиться до 8-5 литров в год.
В Республике Саха (Якутия) меры по снижению темпов алкоголизации были приняты еще в 2000 г., когда на Форуме народов Якутии была принята Доктрина здорового образа жизни как целостная система жизненных ценностей человека. В основу Доктрины ЗОЖ была поставлена стратегическая задача социальной политики: формирование идеологии, направленной на поддержание здорового образа жизни каждого человека, трудового коллектива и общества в целом. Для формирования и внедрения приоритетов здорового образа жизни первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев, администрации городов, улусов, представители сферы образования, здравоохранения, культуры и общественных объединений подписали соглашения и приняли ряд обязательств по реализации Доктрины ЗОЖ [3, с. 3].
В 2010 г. в целях усиления антиалкогольной политики Президент Республики Саха Е.А. Борисов постановил с 1 ноября этого года запретить на территории республики розничную реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции - с 20 часов текущих суток до 14 часов следующих суток. Руководителям органов местного самоуправления в пределах их компетенции рекомендовано принять «эффективные меры по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции на территории муниципального образования», усилить контроль за исполнением законодатель-
- 7G -
ства в области розничной реализации и ограничения продажи алкогольной продукции и за ее качеством, «поддержать личным примером общественные инициативы по ведению трезвого и здорового образа жизни».
В 2010 г., нами был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 518 респондентов от 14 до 30 лет из г. Якутска, Нерюнгри, Алдана, Верхневилюйского и Таттинского улуса. Целью исследования было изучение социальных факторов алкоголизации молодежи и отношение к антиалкогольной политике.
Респондентам был задан следующий вопрос: «Как часто Вы употребляете пиво и алкогольные напитки?». Чаще 1 раза в неделю алкоголь потребляют 15,5 % опрошенных, а также 17,6 % раз в неделю. Эту категорию респондентов можно отнести к группе риска, у которых, возможно, начинает формироваться алкогольная аддикция. Более половины респондентов потребляет алкоголь умеренно, эпизодически: «1-3 раза в месяц» (25,5 %) и «реже, чем раз в месяц» (33,8 %). Только 7,6 % опрошенной молодежи являются абсолютными трезвенниками.
Как и ожидалось, молодежь дает предпочтение пиву (73,5 %), что связано с массированной рекламой пивного образа жизни, ценовой, круглосуточной и шаговой доступностью этого напитка. Красное или белое вино потребляют 43,9 %, шампанское 38,3 % респондентов, которое является скорее «женским» напитком, в отличие от «мужского» водки и коньяка (33,1 %). Джин-тоник еще не получил такого широкого распространения как в других российских регионах. Чаще этот напиток потребляют несовершеннолетние опрошенные (16,5 %).
В каких случаях молодежь употребляет алкоголь? В первую очередь респонденты употребляют спиртные напитки «во время праздников, чтобы придать праздничное настроение» (65,8 %). Довольно распространенным явлением становятся так называемые «питницы», когда поводом для употребления алкоголя становится конец рабочей недели, времяпровождение с друзьями и коллегами (27,4 %). «После рабочего дня, чтобы снять напряжение, усталость» пьют 12,1 % респондентов. Плохое настроение, стресс «снимают» при помощи алкоголя 14,9 % опрошенных. Что характерно, к такому способу преодоления стресса чаще прибегают несовершеннолетние. Также для этой группы респондентов присуще потребление «от скуки, от нечего делать». Традиция «обмывания» удачной покупки не получила широкого распространения среди молодежи, этой традиции придерживаются 10,9 % респондентов.
Чтобы выявить структуру коммуникативных функций потребления алкоголя был задан вопрос: «С кем Вы чаще всего употребляете пиво или алкогольные напитки?» Чаще всего, в первую очередь, респонденты употребляют спиртные напитки с «близкими друзьями / подругами» (85,9 %), «коллегами, однокурсниками» (27,5 %) и «одноклассниками» (18,1 %). Во вторую очередь «членами семьи, близкими родственниками» (17,6%) и «моим парнем / девушкой» (11,1 %). Гораздо реже пьют пиво и другие алкогольные напитки с «супругом / супругой» (3,5 %), малознакомыми и незнакомыми людьми (4,6 %) и (1,2 %), «в одиночку» (4,6 %).
Проведенное исследование показывает, что процесс алкоголизации населения представляет большую угрозу для подрастающего поколения. Если у предыдущих поколений, в 70-е и 80-е гг. потребление алкоголя в молодом возрасте было связано с определенными кризисами взросления, семейными или иными конфликтами, то в настоящее время алкоголизация происходит как фоновое явление, обеспечивающее социально-психологический комфорт и благоприятный климат для общения.
Сложившаяся ситуация с потреблением алкоголя требует выработки и реализации взвешенной, системной и научно обоснованной антиалкогольной политики. К сожалению, принимаемые в стране меры по сокращению темпов алкоголизации населения непоследовательны, поверхностны и не способны преломить сложившуюся ситуацию.
По мнению Я.И. Гилинского, «приоритетными направлениями антиалкогольной политики являются первичная (общесоциальная) профилактика - улучшение условий бытия возможно большего числа жителей страны, создание условий для заинтересованного труда и разумного отдыха, повышение общей культуры населения, образовательного уровня, а также вторичная (специальная) профилактика - антиалкогольная пропаганда, формирование культуры пития и т.д. Третичная (индивидуальная) профилактика - медицинская, психологическая, социальная помощь лицам, имеющим склонность к злоупотреблению алкоголем и страдающим алкоголизмом» [4, с. 327]. Следует отметить, что включение автором во вторичную, специальную профилактику «формирование культуры пития» не соответствует содержанию антиалкогольной политики, а скорее, противоречит, так как является одним из маркетинговых приемов алкогольного бизнеса.
По нашему мнению, антиалкогольная политика должна включать в себя не только меры профилактического, но и ограничительного, даже запретительного характера. Так, основными направлениями «горбачевской» антиалкогольной компании времен «перестройки» были: снижение госпродажи (в 1987 г. на 63 % к 1984 г.) и повышение цен на спиртное, сокращение вин-
но-водочной промышленности и торгующих спиртным предприятий, усиление репрессий в связи с самогоноварением. Несмотря на допущенные ошибки и недостатки антиалкогольной компании, общее потребление алкоголя в 1986 г. сократилось на 25 %. Это изменило демографическую ситуацию в России: к 1987 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 3,2 года, а женщин на 1,2 года. Это произошло главным образом за счет сокращения насильственной смертности. В результате этого только в 1985-1987 гг. антиалкогольная компания в России сберегла жизнь 700 тыс. человек, к 1992 г. это количество спасенных приблизилось к миллиону [5, с. 386].
Чтобы определить отношение молодежи к проведению антиалкогольной политики, респондентам был задан вопрос: «Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания, то поддержали бы Вы ее или нет?» Подавляющее большинство респондентов (70,4 %) поддержали бы новую антиалкогольную компанию. Выступают «против» такой компании 20,3 % респондентов. 10,3 % опрошенных затруднились с ответом. Результаты опроса показывают, что молодежь Якутии озабочена этой социальной проблемой и готова поддержать меры по улучшению ситуации со злоупотреблением алкоголя.
Таблица 1 - Меры борьбы с алкоголизмом, которые готовы поддержать респонденты (%)
Ранг Антиалкогольные меры %
1 Запрет рекламы любого вида алкоголя, в том числе и слабоалкогольных напитков 53,2
2 Запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года 50,7
3 Введение уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах 43,4
4 Пропаганда здорового, трезвого образа жизни 40,1
5 Ограничение времени продажи алкоголя 32,7
6 Повышение цен на алкогольную продукцию 29,9
7 Введение запрета на производство и продажу спиртных напитков (введение «сухого закона») 26,4
8 Ограничение продажи в выходные дни 25,0
9 Принудительное лечение от алкоголизма 23,9
10 Развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма, в том числе и нетрадиционных 19,0
11 Организация обществ трезвости, анонимных алкоголиков 17,2
12 Ничего предпринимать не надо, государство не должно в это вмешиваться 5,5
13 Другие меры 2,3
Какие меры готова поддержать молодежь Республики Саха (Якутия)? Респондентам был задан следующий вопрос: «Какие конкретно меры для борьбы с алкоголизмом Вы бы поддержали?» Вопрос был многовариантным, респонденты выбирали до 5 ответов. В первую очередь опрошенные представители молодежи готовы поддержать такие антиалкогольные меры ограничительного характера, как запрет рекламы алкоголя и возрастные ограничения продажи спиртных напитков (таблица 1). Удивляет количество сторонников введения уголовной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Такой необычной реакции, вероятно, способствует наличие большого количества нетрезвых, агрессивно настроенных людей в социальной среде молодежи, представляющих реальную угрозу безопасности и благополучию. Почти половина опрошенных выступает за усиление пропаганды здорового, трезвого образа жизни, при этом справедливо отмечается недостаток информации о вреде алкоголя. 1/3 респондентов выступает за ограничение временной и ценовой доступности спиртных напитков. Четверть опрошенной молодежи высказались за введение «сухого закона». Только 5,5 % считают, что государство не должно ограничивать оборот алкогольных напитков. Результаты исследования свидетельствуют о том, что молодежь Якутии в целом готова поддержать любые принимаемые меры по решению этой важной социальной проблемы.
Противники антиалкогольной политики утверждают, что при ограничении доступа алкоголя население любыми путями найдет способы потребления спиртного, в том числе нелегального и суррогатного происхождения. Как же поведет себя молодежь в условиях ограничения доступа алкогольных напитков? Чтобы выявить поведенческие позиции молодежи была представлена гипотетическая ситуация, когда в стране вводятся следующие антиалкогольные меры:
- повышаются цены на алкогольную продукцию в несколько раз;
- спиртные напитки продаются только в специализированном магазине, который находится далеко от места проживания респондентов;
- вводится запрет на продажу алкогольных напитков и пива в вечернее и ночное время, а также в выходные дни.
Социальные установки молодежи в ситуации ограничения доступа к алкоголю распределились следующим образом (таблица 2):
- установка на активное потребление алкоголя, несмотря на все препятствия (трата больших сумм денег на покупку алкоголя и употребление суррогатов) - 10,3 %;
- установка на значительно сокращение потребления спиртных напитков - 28,1 %;
- установка на прекращение потребления алкоголя - 25,9 %.
Почти 1/3 респондентов отметили, что не заметят введения ограничений на алкоголь, так как они очень редко потребляют алкоголь, либо являются трезвенниками.
Таблица 2 - Поведенческие позиции респондентов, в условиях ограничения доступа к алкоголю (%)
Поведенческие позиции Национальность Всего
Русские Якуты
Стал бы больше тратить времени и денег, но продолжал бы употреблять алкогольные напитки в прежних количествах 7,1 6,3 6,9
Сократил бы количество употребляемых алкогольных напитков 33,8 24,6 28,1
Прекратил бы употреблять алкогольные напитки 26,2 25,0 25,9
Приобретал бы нелегальный и суррогатный алкоголь (суррогаты и самодельный алкоголь как самогон, брага), и продолжал бы употреблять алкогольные напитки в прежних количествах 4,3 2,6 3,4
Описанная ситуация на меня никак не отразится, так как я не завишу от алкоголя 22,9 37,7 31,2
Другое 5,2 2,2 4,6
Анализ ответов респондентов позволяет утверждать, что введение ценовой, шаговой и временной доступности спиртных напитков благоприятно скажется на ситуации с потреблением алкоголя, независимо от национальной принадлежности (таблица 2). Значительно снизится количество потребляемого алкоголя, неблагоприятных социальных и иных последствий от злоупотребления алкоголем. Так, по результатам социологического опроса, 47,1 % опрошенных сталкивались с проблемами, которые были результатами злоупотребления алкоголем самими респондентами. Алкогольное опьянение было причиной семейных ссор и скандалов у 21,4 % респондентов. А также из-за спиртного прогуливали учебу или работу (15,2 %), имели проблемы со здоровьем (14,6 %), ухудшались взаимоотношения с близкими и друзьями (8,4 %), задерживались милицией (8,4 %), имели конфликты с соседями (6,4 %) и получали бытовые травмы 5,2 % респондентов.
Сложившиеся антиалкогольные установки у молодежи Якутии подтверждаются ответами респондентов на другой вопрос: «Насколько долго Вы лично сможете обходиться без употребления пива и алкогольных напитков?» Подавляющее большинство (72,5 %) смогут жить без алкоголя «сколько угодно», «один месяц и более» - 14,1 %, «2-3 недели» и «одну неделю» - по 5,4 % респондентов. Доля представителей молодежи, которые не смогут обходиться без употребления спиртного «1-3 дня», крайне мала - 2,5 % респондентов.
Анализ материалов исследования позволяет утверждать о том, что молодежь Якутии «созрела» для проведения антиалкогольной компании. Молодежь готова поддержать даже радикальные и непопулярные меры, препятствующие распространению пьянства и алкоголизма. Несмотря на активное потребление пива и других алкогольных напитков, доля молодежи со сформированной алкогольной зависимостью незначительна и равна 8-10 %. Вполне осознанная озабоченность проблемами пьянства и алкоголизма вызвана в первую очередь негативным социальным опытом в повседневной жизни, где алкоголизация населения нанесла существенный ущерб родным и близким многих жителей Якутии. Также алкоголизация часто воспринимается молодежью как угрожающий фактор личной безопасности и благополучию родных близких.
Проведение системной антиалкогольной политики, сочетающей в себе ряд профилактических и ограничительных мер, позволит существенно улучшить ситуацию с алкоголизацией молодежи, устранит ряд неблагоприятных факторов, угрожающих их здоровью и социальному благополучию.
Ссылки: References (transliterated):
1. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 1. This work was supported by a grant of RSSF 12-13-14003. 12-13-14003.
2. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия (Доклад Совета Общественной палаты РФ от 13 мая 2009 г.).
3. Доклад о реализации государственной политики здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия) / Ком. по делам семьи и детства при Президенте Респ. Саха (Якутия); под. общ. ред. А.Е. Сергучева; редкол.: А.И. Габышев и др. Якутск, 2006.
4. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2007.
5. Алкоголь и здоровье населения России (1900-2000) / под ред. А.К. Демина. М., 2000.
2. Zloupotreblenie alkogolem v Rossiyskoy Federatsii: sotsial'no-ekonomicheskie posledstviya i mery pro-tivodeystviya (Doklad Soveta Obshchestvennoy pala-ty RF ot 13 maya 2009 g.).
3. Doklad o realizatsii gosudarstvennoy politiki zdorovogo obraza zhizni v Respublike Sakha (Yakuti-ya) / Kom. po delam sem'i i detstva pri Prezidente Resp. Sakha (Yakutiya); under general ed. of A.E. Sergucheva; editorial board: A.I. Gabyshev, et at. Yakutsk, 2006.
4. Gilinskiy Y.I. Deviantologiya: sotsiologiya prestupnos-ti, narkotizma, prostitutsii, samoubiystv i drugikh «ot-kloneniy». SPb., 2007.
5. Alkogol' i zdorov'e naseleniya Rossii (1900-2000) / ed. by A.K. Demin. M., 2000.