УДК 316.625
Жегусов Юрий Иннокентьевич
кандидат социологических наук, научный сотрудник
Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук dom-hors@mail.ru
Корякина Зинаида Ивановна
старший преподаватель юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова dom-hors@mail.ru
АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЯКУТИИ: ЗА И ПРОТИВ [1]
Zhegusov Yury Innokentievich
PhD in Social Science, Research Associate, Institute for the Humanities and the North Indigenous Nation Studies, Russian Academy of Sciences dom-hors@mail.ru
Koryakina Zinaida Ivanovna
Senior Lecturer of the Law Department, North Eastern Federal University dom-hors@mail.ru
ANTIALCOHOLIC POLICY IN YAKUTIA: PRO ET CONTRA [1]
Аннотация:
В данной статье на материалах конкретного социологического исследования, проведенного в Республике Саха (Якутия), анализируется отношение молодежи к антиалкогольной политике, выявляются факторы, влияющие на формирование сторонников и противников ограничения доступности алкоголя.
Ключевые слова:
молодежь, алкоголизация населения, потребление алкоголя, доступность алкоголя, антиалкогольная политика, социальные установки молодежи.
Summary:
Basing on the data of the sociological survey, which was carried out in the Republic of Sakha (Yakutia) the authors study young people’s attitude to antialcoholic policy, and explore the factors influencing appearance of supporters and opponents of restraints on alcohol availability.
Keywords:
youth, alcoholization of population, alcohol consumption, alcohol availability, antialcoholic policy, social attitudes of young people.
За последние годы в стране наметилась тенденция активизации мер, направленных на оздоровление общества. Побуждающими причинами стали неблагоприятная ситуация со смертностью населения от последствий курения, потребления наркотиков и алкоголя. Стали активно выдвигаться законопроекты и приниматься законы, которые призваны ограничить распространение наркомании, пьянства и алкоголизма.
Снижение алкоголизации признано руководством страны фактором, угрожающим национальной безопасности, и оно становится одной из приоритетных направлений государственной политики. Так, 30 декабря 2009 г. Правительством РФ была одобрена «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г. Цель концепции - «снижение объемов потребления алкогольной продукции на душу населения» -предложено достичь в два этапа. На первом (2010-2012 гг.), уровень потребления должен быть снижен с нынешних 18 литров на человека в год до 15 литров. На втором (2013-2020 гг.) - этот показатель должен сократиться до 8-5 литров в год.
В целях усиления антиалкогольной политики Президент Республики Саха Е.А. Борисов постановил с 1 ноября 2010 г. запретить на территории республики розничную реализацию алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции -с 20 часов текущих суток до 14 часов следующих суток.
В июле 2012 г. во время международных детских спортивных игр «Дети Азии» на территории г. Якутска и близлежащих районов в качестве эксперимента был введен временный запрет на розничную торговлю алкогольной продукцией на 10 дней, который продемонстрировал свою эффективность. По данным МВД Республики Саха во время эксперимента было зафиксировано значительное снижение количества совершенных преступлений.
Большой общественный резонанс вызвал и ожесточенные споры проект Закона Республики Саха (Якутия) «О трезвости», который предусматривает введение полного запрета на производство и сбыт алкогольной продукции на всей территории Республики Саха (Якутия). Кроме этого законопроект предполагает включение в учебную программу средних образовательных школ курса «Собриологии» - науки о здоровом образе жизни.
Реализации мер, направленных на снижение алкоголизации населения, встречает противодействие со стороны алкогольного бизнеса и связанных с ним структур, в частности некоторых СМИ. Алкобизнес стремясь сохранить сверхдоходы от продажи своей продукции, пытается через каналы СМИ манипулировать общественным мнением и оказать давление на представителей государственной и муниципальной власти осуществляющим антиалкогольную политику.
В условиях противоборства государства и алкогольного бизнеса важно узнать мнение об «алкогольной проблеме» третьей стороны - населения. В рамках гранта РГНф 12-13-14003 в Республике Саха (Якутия) нами было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса, которое охватило 518 респондентов в возрасте от 14-30 лет. Причинами выбора данной возрастной категории в качестве объекта исследования явилось то, что молодежь традиционно считается наиболее активным потребителем алкогольных напитков.
Чтобы выявить уровень информированности об антиалкогольной политике, респондентам был задан следующий вопрос: «Недавно руководство Российской Федерации выступило с инициативой по принятию Государственной программы по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками. Слышали ли Вы об этом?» Ответили: «Да, мне хорошо об этом известно», -28,9 %, что-то слышали 38,0 % и ничего не знают об этом 27,5 % респондентов. 5,5 % опрошенных затруднились с ответом. Данные исследования показывают, что молодежь достаточно информирована о предпринимаемых мерах по снижению алкоголизации населения.
На вопрос: «Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания, то поддержали бы Вы ее или нет?» - подавляющее большинство респондентов (70,4 %) ответили, что поддержали бы такую компанию. Выступают «против» 20,3 % респондентов, а 10,3 % опрошенных затруднились с ответом. Чаще сторонниками антиалкогольной компании выступают женщины (таблица 1), так как они меньше потребляют алкоголь, чем мужчины и обычно переживают больший дискомфорт от пьянства мужчин - членов семьи. Мужчины же позже достигают социальной зрелости, часто рассматривают потребление алкоголя как элемент мужской дружбы, общения «по душам» и отдыха в мужской компании.
Таблица 1 - Ответы на вопрос: «Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания, то поддержали бы Вы ее или нет?»
Позиции респондентов Пол респондентов
Мужчины Женщины
«За» 62,9 77,7
«Против» 26,9 11,9
«Затрудняюсь ответить» 10,3 10,3
Анализ ответов по национальному признаку выявил, доля русских, выступающих против антиалкогольной компании, заметно больше у респондентов-якутов (таблица 2). Причинами такого различия в ответах, вероятно, является то, что у русских глубже укоренились традиции, связанные с потреблением спиртных напитков. Кроме того, часть русских впитала в себя упорно навязываемый СМИ социальный стереотип часто и много пьющего русского человека, что влияет на алкогольное поведение и отношение к антиалкогольной компании.
Таблица 2 - Ответы на вопрос: «Если бы сегодня была объявлена антиалкогольная кампания, то поддержали бы Вы ее или нет?»
Позиции респондентов Национальность
Русские Якуты
«За» 60,0 77,3
«Против» 26,6 14,7
«Затрудняюсь ответить» 13,3 7,9
Поведенный опрос выявил, что основными причинами отрицательного отношения к проведению антиалкогольной компании является частое потребление алкоголя. Выявлена следующая закономерность в ответах респондентов: чем респонденты чаще потребляют алкоголь, тем чаще они выступают против мер, направленных против алкоголизации населения (таблица 3). Например, среди тех респондентов, которые потребляют алкоголь чаще 3 раз в неделю доля противников антиалкогольных мер в 6 раз больше тех, кто потребляет реже 1 раза в месяц.
Таблица 3 - Зависимость отношения респондентов к антиалкогольной политике
и частоты потребления алкоголя (%)
Позиции респондентов Частота потребления алкоголя
Чаще 3 раз в неделю 2-3 раза в неделю 1 раз в неделю 1-3 раза в месяц Реже 1 раза в месяц Не потребляют
«За» 28,1 50,0 56,8 69,2 83,1 83,6
«Против» 65,6 40,7 28,4 14,9 10,6 9,4
«Затрудняюсь» 6,3 9,4 14,9 15,9 6,3 7,1
Исследование выявило, что частота потребления алкоголя также влияет на социальные установки респондентов в условиях гипотетической ситуации ограничения доступности алкоголя. Чтобы выявить поведенческие позиции молодежи, была представлена гипотетическая ситуация, когда в стране вводятся следующие меры, ограничивающие доступность алкоголя: 1) повышаются цены на алкогольную продукцию в несколько раз; 2) спиртные напитки продаются только в специализированном магазине, который находится далеко от места проживания респондентов; 3) вводится запрет на продажу алкогольных напитков в вечернее и ночное время, а также в выходные дни.
В данной ситуации ограничения продажи спиртных напитков, 37,5 % респондентов, которые потребляют алкоголь «чаще 3 раз в неделю» готовы любым путем «доставать» и потреблять алкоголь в прежнем количестве, то есть стали бы больше тратить времени и денег для покупки алкоголя, приобретали бы алкоголь кустарного производства или суррогаты. С падением частоты потребления алкоголя доля тех, кто настроен на дальнейшее потребление алкоголя, неуклонно сокращается (таблица 4).
Таблица 4 - Поведенческие позиции респондентов, в условиях ограничения доступа к алкоголю (%)
Поведенческие позиции, установки респондентов Частота потребления алкоголя
Чаще 3 раз в неделю 2-3 раза в неделю 1 раз в неделю 1-3 раза в месяц Реже 1 раза в месяц
Потребление алкоголя в прежних количествах 25,0 15,6 9,7 5,8 4,3
Употребление суррогатов 12,5 15,6 5,6 3,8 0,0
Сокращение потребления спиртных напитков 28,1 59,4 44,4 44,2 18,0
Прекращение потребления алкоголя 15,6 0,0 33,3 31,7 33,1
Индифферентная позиция 15,6 3,1 4,2 11,5 38,1
Другое 3,1 6,3 2,8 2,9 6,5
Всего 100 100 100 100 100
Анализ материалов исследования показывает, что главным фактором позитивного или негативного отношения к проведению антиалкогольной политики является частота потребления алкогольных напитков. Соотнесение ответов респондентов по объему разового потребления самого популярного алкогольного напитка - пива - показывает следующую закономерность - тем чаще респондент употребляет алкоголь, тем он больше выпивает спиртного за одно потребление. Установлено, что 47,6 % респондентов, потребляющих алкоголь «чаще 3 раз в неделю», выпивают за один раз более 2 литров пива, когда как количество респондентов, пьющих спиртные напитки «реже 1 раза в месяц», выпивают такое же количество пива равно только 8,2 %.
Частое потребление алкоголя приводит к изменениям психики человека. Так, А.А. Голов, анализируя данные исследований ВЦИОМ, пришел к выводу, что частота потребления алкоголя значительно влияет на мировоззрение человека. В частности, он выявил, что алкоголь способствовал часто пьющим респондентам позитивному восприятию проводимых в 90-е гг. рыночных реформ и особому, отличному от непьющих людей отношению к работе, государству, отечественной истории и различным профессиональным группам [2, с. 382].
Проведение антиалкогольной политики должно сочетать в себе следующие профилактические и ограничительные меры: во-первых, нужно ограничить ценовую, шаговую и круглосуточную доступность алкоголя, в первую очередь пива и других «легких» алкогольных напитков; во-вторых, нужно организовать широкую сеть регулярных информационно-профилактических мер в отношении молодежи - социальной рекламы, фильмов, обучающих курсов о вреде алкоголя и наркотиков; в-третьих, государству необходимо разработать ряд эффективных мер против дей-
ствий алкогольного бизнеса в информационной и законодательной сфере. Продуманная антиалкогольная политика позволит существенно улучшить ситуацию с алкоголизацией населения, снизит влияние неблагоприятных факторов, угрожающих их здоровью и социальному благополучию.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 12-13-14003.
2. Голов А.А. Пьяные соколы и трезвые вороны // Алкоголь и здоровье населения России 1990-2000 / под ред.
А.К. Демина. М., 2000.
References (transliterated) and notes:
1. This work was supported by a grant of RSSF 12-13-14003.
2. Golov A.A. P'yanie sokoly i trezvie vorony // Alkogol' i zdorov'e naseleniya Rossii 1990-2000 / ed. by A.K. Demin. M.,
2000.