Научная статья на тему 'Суннитский ислам и государственная власть в Таджикистане: вопросы взаимодействия и идентификации'

Суннитский ислам и государственная власть в Таджикистане: вопросы взаимодействия и идентификации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1241
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ИСЛАМ / АКЫДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СУФИЗМ / САЛАФИЙА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Овсянников Дмитрий Владиславович, Попов Дмитрий Геннадьевич

Процесс формирования национального самосознания народов Средней Азии еще далек от завершения. Идентификация по религиозному или этническому фактору в постсоветский период не является вопросом индивидуального выбора, а становится фактором политического участия и легитимизирующей практикой по отношению к государству, правящим политическим элитам и выбранным ими модернизационным проектом в условиях глобализации. Процессы государственно-религиозного взаимодействия в республике Таджикистан представляют особый интерес в связи с тем, что Таджикистан долгий период времени оставался единственной на постсоветском пространстве страной, где официально была разрешена деятельность исламской партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суннитский ислам и государственная власть в Таджикистане: вопросы взаимодействия и идентификации»

СТАТЬИ

УДК 316.33 ББК 86

Дмитрий Овсянников, Дмитрий Попов

СУННИТСКИЙ ИСЛАМ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

В ТАДЖИКИСТАНЕ: ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ

Аннотация: Процесс формирования национального самосознания народов Средней Азии еще далек от завершения. Идентификация по религиозному или этническому фактору в постсоветский период не является вопросом индивидуального выбора, а становится фактором политического участия и легитимизирующей практикой по отношению к государству, правящим политическим элитам и выбранным ими модернизационным проектом в условиях глобализации. Процессы государственно-религиозного взаимодействия в республике Таджикистан представляют особый интерес в связи с тем, что Таджикистан долгий период времени оставался единственной на постсоветском пространстве страной, где официально была разрешена деятельность исламской партии.

Ключевые слова: Таджикистан, Ислам, акыда, государственная политика, модернизация, суфизм, Салафийа

В мусульманском мире идеи национальной идентичности не получили такого развития как в странах Запада, поскольку куда важнее была исламская идентичность, как субстанциональная характеристика мусульманского Востока. Это отмечают как сторонники, так и противники исламского развития.1 Важным моментом в способности ислама становиться основой для идентификации людей различных этнических общностей является тот факт, что в рамках ислама не сложилась строгая организационная структура, а тонкости положений Корана и достоверных хадисов получили различную трактовку. Это привело к формированию различных направлений и правовых школ (мазхабы). Более того, исламские богословы ((муджтахиды) обладают правом выносить фетвы (решения по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу), что делает ислам не мертвым догматом, но гиб-

1 Харрис С. Конец Веры: Религия, террор и будущее разума. - М.: Эксмо, 2011. - С. 195.

ким инструментом для решения конкретных проблем в обществах с различными культурными и социальными особенностями.

Говоря об исламе в исследуемом регионе Центральной Азии, необходимо отметить, что туда он пришел в конце VII века, вобрав в себя многое из культуры как уже освоенных территорий, так и включив местные традиции и нормы. В последующем ислам сыграл важную роль в борьбе с внешними врагами и стал основой для стабилизации социально-политических отношений.2 В работе мы постарались рассмотреть наиболее важный период в рамках исследования переходных аспектов становления современных форм взаимодействия государства и религии в республике Таджикистан (РТ): конец XX - начало XXI вв.

2 Саидов Ш.Ш. Исламский фактор в политических

процессах Центральной Азии // «Вестник Таджик-

ского государственного университета права, биз-

неса и политики». Серия гуманитарных наук. -2013. - Вып. 1 (53). - С. 198.

Мы сознательно выносим за рамки нашего обзора исмаилизм, который имеет серьезно влияние только в Горном Бадах-шане, и будем говорить о суннитском направлении, которое исповедует подавляющее большинство населения республики. Исторически сложившийся (традиционный) ислам суннитского толка в Таджикистане представлен суфийскими тарика-тами Накшбандийа, Кубравийа, Кадирийа3. Последний считается наиболее влиятельным4. Во главе тарикатов стоят шейхи (эшон/пир/устод), которые не участвуют в деятельности официальных органов власти и исламских структур под эгидой государства, но, тем не менее, к их мнению прислушиваются и их авторитет довольно высок. На сегодняшний день Эшон Нуриддин (официально один из имам-хатыбов) является шейхом Кадирийа в Таджикистане. Стоит отметить также, что дедом Акбара Каххарова (Ходжи Акбара Тураджонзоды), одного из лидеров таджикских «демоисла-мистов» был ишан Накшбандийа (по другим сведениям, Кадирийа)5. А на сегодняшний день во главе тариката Накшбан-дийа стоит Хикматулло Точикободи. Однако публичное устранение шейхов тари-катов от «мирской суеты» и недостаток «инсайдерской» информации не позволяет подробно осветить их роль. Правда, есть примеры, когда шейхи берут власть в свои руки, а при этом государственные органы фактически отсутствуют. Так в таджики-станском анклаве Ворух, находящемся внутри киргизской территории, и лишь формально находящемся в составе Исфа-ринского района Согдийской области

3 Суфизм - мистико-аскетическое течение в исламе, проповедующее повышенную духовность, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями. Представлен множеством организа-ций-«орденов» (тарикаты).

4 Сатторзода А. Суфийский орден Кадирия в Таджикистане // Суфизм в Иране и Центральной Азии. Материалы международной конференции 2-3 мая 2006 г. в Алматы. - Алматы, 2006. - С. 101.

5 Абашин С.Н. Потомки святых в современной Средней Азии // «Этнографическое обозрение». -2001. - №4. - С. 70.

Таджикистана, реальным субъектом местной власти является ишан Кабодиана6 7.

Республики Средней Азии формировались в советское время на фоне сложного процесса модернизации и включения региона в советскую систему национально-государственного управления. В зависимости от специфики региональных социальных, экономических и этнических процессов этапы борьбы с религией, перемежались с попытками инкорпорации религиозных (или близких к ним) элит в проекты по созданию нового строя и национальных кадров. Важно отметить, что советская система, использующая материалистическую и атеистическую риторику, была нацелена на полную реорганизацию образовательной системы на светский лад. Это было важным моментом в формировании новой идентичности взамен исламской. Происходили попытки «выдавить» религиозную идентичность и апеллировать к национальной. Советская власть, идя по пути антикапиталистической модернизации, стремилась создать «социалистические нации». Стоит отметить, что исламская идентичность была определяющей для всех стран Средней Азии еще в начале XX века, и только становление советской власти способствовало созданию национальной (доминирует этнолингвистической маркер) идентичности.9

Трансформацию отношений Советской власти к исламу можно условно разделить на три периода: 1) «воинствующий атеизм» и давление на классово чуждые

6 Князев А. Фронты на «дуге Бжезинского» // «Военное обозрение», 5 сентября 2014 года. URL: URL: https:// /57593-fronty-na-duge-bzhezinskogo.html (Режим доступа свободный).

7 Кабодиан (Кабодиён) один из раннесредневеко-вых центров ислама в Средней Азии, исторически входил в провинцию Балх. Находится в долине реки Кафирниган. Родной город персидско-таджикского философа и поэта Насира Хосрова.

8 Dadabaev T. Religiosity and Soviet 'modernisation' in Central Asia: locating religious traditions and rituals in recollections of antireligious policies in Uzbekistan // Religion, State and Society. - 2014. - Vol. 42. - Issue 4. - P. 328.

9 Перепелкин Л.С., Стэльмах В.Г. Человек верую-

щий: религия и идентичность // «Вопросы социальной теории». - 2010. - Т.4. - С. 374.

элементы в обществе («байско-манапская» и «ишанская» прослойка) (от становления Советской власти и до начала Великой Отечественной войны) 2) использование ислама в политических целях и формирование подконтрольных Советской власти структур (создание в 1943 г. Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте) (с начала Великой Отечественной войны и до 1970-ых годов) 3) религиозная «оттепель» и рост национального самосознания (с 1970-х и до распада СССР).10

В итоге, на сегодняшний день можно констатировать, что Советской власти не удалось разделить ислам на светскую и духовную составляющие. Терминологический аппарат, используемый большинством исследователей, не в полной мере отображает реалии мусульманского социума, в котором ислам - это не пресловутое единство религии и политики, о котором любят заявить представители СМИ и общественности, но некая отдельная категория, неделимая, субстанциональная. Скорее стоит говорить об «исламскости», т.е. проявлении и приспособлении ислама в конкретных условиях, его преломления через их призму, и о «светскости» или локальном проявлении модернизационного Советского проекта в условиях традиционного (преимущественно сельского) мусульманского социума.

Процесс формирования национального самосознания народов Средней Азии еще не закончен. Одним из препятствий для складывания полноценного национального государства по модели Западной Европы для народов мусульманского Востока наряду с общинными структурами выступает и исламский фактор. Хотя ислам во многом игнорирует и смягчает остроту межнациональных отношений, зачастую он сам выступает «причиной услож-

10 За основу классификации взята классификация по Саидов Ш.Ш. Исламский фактор в политических процессах Центральной Азии // «Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики». Серия гуманитарных наук. -2013. - Вып. 1 (53). - С. 199.

нения этого процесса»11. Под воздействие осуществления проекта советской и светской модернизации у мусульманских народов Средней Азии сложился двоякий характер исламской идентичности. С одной стороны, ислам оказался вытеснен с «идеологического и политического поля», но с другой стороны, как показывают авторитетные исследования, мусульманская идентичность и «мусульманские практики» продолжали сохраняться, а «большинство общества продолжало непублично соблюдать исламские традиции и т.п.»12. Боязнь среднеазиатских властных элит, напрямую связанных с предшествующим Советским периодом, что ислам вернется в политическое и идеологическое поле и станет основой для формирования альтернативной политической модели, был и остается велик.

Однако стоит признать, что властям центральноазиатских республик с помощью участия в построении религиозной инфраструктуры частично удается сдерживать натиск религиозных экстремистских организаций. Даже существует мнение, что влияние ислама в Таджикистане символичное, он не является реальной силой, хотя бы потому, что большинство жителей попросту не следуют основным положениям ислама (пять столпов), а лишь идентифицируют себя как мусульмане, отдавая дань традиции. Против этого мнения говорит то, что число религиозных учреждений в республиках только увеличивается. Например, в современном Таджикистане количество мечетей превысило количе-

13

ство школ. Если до распада СССР в 1989 году в Центральной Азии было 160 дейст-

11 Хужамурадов И.Р. Проблемы формирования национального (этнического) самосознания узбекского народа и влияние на него ислама. / Автореф. дисс. ...д.ф.н. - Ташкент, 1994. - С. 45.

12 Узбеки / Отв. ред. З.Х. Арифханова, С.Н. Аба-шин, Д.А. Алимова. - М.: Наука, 2011. - С. 487.

13 В Таджикистане количество мечетей превысило количество школ // «Интерфакс- Религия», 17 февраля 2012 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/tag/?act=news&div=44256 (Режим доступа свободный).

вующих мечетей, то к 1993 году их было уже около 10000.14

Поэтому власти с особой тщательностью с начала процесса построения независимых государств начали формировать светскую (государственную) идентичность в противовес религиозной (исламской). Особый интерес в этой связи представляют процессы государственно-религиозного взаимодействия в республике Таджикистан.

Религиозная идентичность в Таджикистане

После распада СССР мусульманское общество осталось с низким уровнем исламского образования, со «сломанными традициями» и «перемешанной» идентификацией.15 В связи с идеологическим кризисом и отсутствием возможности использовать советскую идеологию, лидеры образовавшихся национальных государств были вынуждены искать новые идеологические основания при формировании государственности. И здесь у политиков было два столпа для этого: ислам и национально-культурные основы, традиции. Создавая определенные религиозные и политические институты, лидеры среднеазиатских республик пытались выстроить новую линию идентичности, не отдавая явного предпочтения той или иной линии идентификации - национальной или религиозной. Это особенно актуально для Таджикистана, который старается сохранить баланс между тесно переплетенными национальными и религиозными ценностя-ми.16 Такое строительство государственности было сопряжено с множественными конфликтами и культурными разломами. Пожалуй, самое ожесточенное противостояние было именно в Таджикистане, когда в ходе гражданской войны 1992-1997 гг. исламское движение выступило против

14 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003. - С. 141.

15 Zhussipbek G. Religious radicalism in Central Asia // Rethink paper 12. - September 2013. - P. 1.

16 Шозимов П. Переосмысление символического

пространства узбекской идентичности // «Этно-

графическое обозрение». - 2005. - Вып. 1. - C. 64.

сторонников центральной светской власти. В итоге молодой республике удалось остаться светской и выстоять в борьбе с исламистами (сторонниками «политического ислама»).

Каково же место религиозной идентичности среди жителей Таджикистана? Для начала следует разобраться, что такое религиозная идентичность. Под ней следует понимать конфессиональную структуру населения, характер, направленность и интенсивность деятельности религиозных структур, влияние верующих на социаль-

17

ную среду и самоотождествление людей по линии религиозной общности, которое может и не быть сопряжено с верой в определенное божество, но характеризоваться отнесением индивида к определенной культуре. Впрочем, идентичность можно определять намного проще: как самосознание индивида или группы, то есть это понимание человеком того, что отличает его от других.18 В случае с религиозной идентичностью, соответственно, самосознание будет религиозным.

Ислам в идентификации жителей Таджикистана играет важную роль. Казалось бы, какая разница, кем в первую очередь считает себя человек: таджиком или мусульманином? Но данный вопрос становится определяющим для развития целого региона. Если представить пирамиду как модель идентичностей с определенной иерархией, то станет очевидным, что та идентичность, которая лежит в основании пирамиды, определяет поведение человека, его взгляды на жизнь, цели. Для государства самоидентификация его граждан определяет вектор политического развития.

Вместе с тем следует отметить, что Таджикистан считается лидером по уровню исламизации общества среди бывших среднеазиатских советских республик. Количество мечетей росло значительными темпами: к февралю 2012 г. в Таджикиста-

17 Хайдаров Р.Р. Влияние исламской идентичности на этноконфессиональные отношения // «Власть». -2014. -Вып. 3. - С. 160.

18 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М.: АСТ, Транзит-книга, 2004. - С. 50.

не с населением немногим более 7 млн. чел. насчитывалось 3424 мечети пятикратной молитвы, 344 соборных мечетей и 40 центральных соборных мечетей. 19 (Для сравнения: в 30-млн. Узбекистане, 16-млн. Казахстане и 5-млн. Киргизии - по ок. 2 тыс. мечетей; в 9-млн. Азербайджане -1700 мечетей, а в 5-млн. Туркмении - менее 0,5 тыс.)20.

Формирование религиозной идентичности в Таджикистане, как и в случае с Узбекистаном, было сопряжено с возвращением к традициям, истории. Например, возродился интерес к арабской письменности, которая ранее использовалась в республике. 21 Этот момент особенно важен в формировании идентичности, поскольку изучение арабского языка позволяет читать Коран на языке оригинала, а не на русском языке, на который переводилась литература республик.

Также в Таджикистане действуют 18 религиозных образовательных учреждений, среди которых 6 медресе, гимназия и исламский институт. Более 7 тыс. жителей являются выпускниками национальных и зарубежных религиозных учебных заведений, ок. 200 тыс. граждан совершили хадж. Кроме того, данная статистика не охватывает количество официально не зарегистрированных религиозных школ, сторонников различных религиозно-экстремистских организаций; лиц, продолжающих нелегальное обучение в теологических заведениях исламских стран, принимающих участие в боевых действиях в «горячих» точках на стороне междуна-

19 В Таджикистане количество мечетей превысило количество школ // «Корреспондент.net», 17 февраля 2012 года. URL: http ://korrespondent.net/world/1320430-v-tadzhikistane-kolichestvo-mechetej-prevysilo-kolichestvo-shkol (Режим доступа свободный).

20 По количеству мечетей Казахстан опередил Узбекистан, Азербайджан и Кыргызстан // «NUR.KZ», 26 октября 2012 года. URL: https://www.nur.kz/236517-po-kolichestvu-mechetej-kazahstan-operedil-uzbekistan-azerbajdzhan-i-kyrgyzstan.html (Режим доступа свободный).

21 Халид А. Ислам после коммунизма. Религия и

политика в Центральной Азии / Пер. с англ.

А.Б.Богдановой. - М.: Новое литературное обозре-

ние, 2010. - С. 181.

родных террористических организаций и т.д. Президент Таджикистана Э. Рахмон также сетовал на то, что в некоторых городах и районах страны количество мечетей превышает количество общеобразовательных школ. По его данным, «сейчас по всей республике насчитывается 1250 мечетей, действующих нелегально, без государственной регистрации, несмотря на то, что до начала этого года все мечети должны были пройти регистрацию»22.

Впечатляют и размеры мечетей. Так, открытая в 2009 г. близ Душанбе мечеть имама Абу Ханифы вмещает 10 тыс. чел. (что равно вместимости крупнейшей мечети в Европе «Сердце Чечни» в Грозном). Вскоре в Душанбе была торжественно заложена еще более грандиозная мечеть (на 105 тыс. молящихся - 25 тыс. внутри и 80 тыс. во дворе), строительство которой

23

планировалось завершить в 2016 г. Это точно совпадает с размерами открытой в 1993 г. знаменитой мечети короля Хасана в Марокко, которая на сегодняшний день является третьей по величине в мире после двух величайших святынь ислама — мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине. Эти проекты нельзя рассматривать только как «имиджевые» - Таджикистан определенно претендует на одно из лидирующих мест в исламском мире. И эти амбиции находят определенный отклик. Так, в 2010 г. Душанбе был объявлен мировой «столицей исламской культуры» (это «переходящее звание» каждый год присваивает по достижениям в развитии ислама Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕ-СКО) - исламский аналог ЮНЕСКО).

22Эхо исламской революции в горах Памира // «Pravda.ru», 19 февраля 2011 года. URL: http://www.pravda.ru/faith/religions/islam/19-02-2011/1067128-tajikistan-0/ (Режим доступа свободный).

23 Таджикистан: Иранский бизнесмен сбежал с деньгами для строительства самой большой мечети // «Фергана», 1 июля 2015 года. URL: http://www.fergananews.com/news/23573 (Режим доступа свободный).

В сегодняшнем Таджикистане более

24

90% жителей являются мусульманами. Ислам в стране политизирован: его развитие, которое пришлось на 1990-ые годы, сопровождалось бурной критикой коммунистического режима. Религия использовалась в политических целях. Власти и сейчас активно продолжают использовать ислам в своих целях, однако при этом проводят жесткую политику в религиозной среде, закрывают мечети, по сути дела, формируют «свой», контролируемый ис-

25

лам.

Но существует серьезная опасность в подобном методе установления религиозной идентичности и ценностей «сверху», то есть от политических деятелей. Когда власть делает ставку на традиционные религиозные догмы, то она начинает отождествляться с ними. При этом отношение к власти, которая воспринимается частью жителей как продажная и коррумпирован-ная,26 проецируется и на религию. Получается так, что оппозиция по отношению к власти становится и оппозицией по отношению к религии, то есть сама власть создает почву для развития экстремизма. При тяжелой экономической ситуации и политической нестабильности это может дать знать о себе. Контроль власти порождает сопротивление со стороны мусульманского духовенства. При ослаблении центральной власти в результате смены правящих в государстве сил, может произойти серьезный конфликт.

В ситуации усиливающегося влияния религии необходимо учитывать интересы заинтересованных сил. Среди них можно назвать Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами, главной целью которой является

24 Tajikistan 2014 International Religious Freedom Report // U.S. Department of State. URL: http://state.gov/documents/organization/238720.pdf (Режим доступа свободный).

25 Tajik Officials Have Closed 1500 Mosques since Start of 2011 // «Eurasia Review», June 2, 2011. URL: http://eurasiareview.com/02062011-tajik-officials-have-closed-1500-mosques-since-start-of-2011/ (Режим доступа свободный).

26 Рудов Г. Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния // «Обозреватель-Observer». -2014. - Вып. 6. - С. 65.

создание халифата на территории Центральной Азии. 27 Таджикистан, обладая серьезным экономическим потенциалом -электроэнергетика, остатки промышленного потенциала, земельными и человеческими ресурсами, - является важным для исламистов, поскольку установление контроля над этой территорией может стать

28

основой для создания халифата.28 Одновременное формирование национальной идентичности со стороны государства и развитие религиозной составляющей вписывается в логику развития халифата, поскольку в исламе нет четкого разделения на религиозную и политическую власть. Более того, мусульманская идентичность является как наднациональной, так и экс-

29

территориальной, то есть ей границы не помеха, и это создает особые опасности для развития национальных государств в условиях как усиления религиозной идентификации населения, так и включения в глобальные и региональные проекты. Новый Шёлковый путь и интеграционные проекты в регионе, поиск внешних инвестиций и соседство с одной из ключевых точек приложения геополитических интересов акторов современных международных отношений как государственных, так и неправительственных (Афганистан), все это влияет на происходящие в Таджикистане процессы.

Становление в регионе идентичности по линии «мы - мусульмане» выгодно, в том числе, и экстремистским объединениям. С учётом этих тенденций резонно предположить, что актуализация для населения исламской самоидентификации30

27 Рудов Г. Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния // «Обозреватель-Observer». -2014. - Вып. 6. - С. 59.

28 Тодуа З. Радикальный ислам в Узбекистане: этапы становления и перспективы Развития // «Центральная Азия и Кавказ». - 2005. - Вып. 1. - С. 41.

29 Пинюгина Е. Исламская идентичность и национальное государство // «Космополис». - 2008. - Вып. 3 (22). - С. 96.

30 При этом на территории Средней Азии (преимущественно в Узбекистане) находится множество исторических мусульманских религиозных комплексов, святынь (мавзолей Бахауддина Накшбанди в Бухаре, мавзолей Пахлаван-Махмуда в Хиве, медресе Баракхан в Ташкенте и др.)

может способствовать дальнейшему прорисовыванию «исламского пояса» от Ближнего Востока до Китая, включая Кавказ и Среднюю Азию. Поэтому национальное строительство и попытка бывших Советских республик обосновать и утвердить свою национальную идентичность является своеобразным ответом на подобные вызовы.

Государственная политика и ислам

Политику государства в отношении ислама и деятельность исламского движения в Таджикистане на наш взгляд целесообразно рассмотреть поэтапно. Мы постарались выделить 5 таких этапов:

• Первый этап (1988-1991 гг.) - характеризуется консолидацией исламистских групп и организаций в период Перестройки, на базе уже имевшихся на нелегальном положении объединений, преимущественно в районе Каратегина. В 1990 г. сформировалась структура Исламской партии возрождения Таджикистана (ИПВТ) (позднее фигурирует как Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ)).

• Второй (1992-1997 гг.) - трагические события Гражданской войны, связанные с борьбой за власть этно-региональных группировок. Демократическая оппозиция в союзе с ИПВТ («демоис-ламисты») сформировали Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО), вооруженные отряды которой оказывали сопротивление сторонникам «светского проекта» в лице выходцев из бывшей партийной номенклатуры и силовиков.

• Третий (1997-2009 гг.) - послевоенный период, когда деятельность Исламской партии была легализована, и они получили возможность участвовать в политической жизни страны, в том числе участвовать в выборах в парламент, занимать должности в органах исполнительной власти.

• Четвертый (2009-2015) - постепенное давление на ПИВТ, начало которому

положило принятие закона «О религии и религиозных объединениях». • Пятый (с 2015 г.) - вытеснение ПИВТ из политического процесса через законодательные механизмы и силовые меры.

Мы постарались сосредоточить внимание на последних двух этапах. В Таджикистане на формирование идентичности определяющее влияние оказывает правящий режим. В этой республике 26 марта 2009 года был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором признается особая роль «ханафитского направления исламской религии в развитии национальной культуры и духовной жизни народа Таджикиста-

31

на». Этот факт свидетельствует о попытке государственной власти закрепить в качестве культурной основы более «традиционное» для региона ханафитское правовое направление, что может помочь избежать развития нетрадиционного «вахха-битского/салафитского» течения, сторонники которого видят Таджикистан как часть исламского государства. При этом все большее внимание уделяется строительству именно национального «конструкта», принимаются законы по дерусифи-кации, зачастую авторитарные, как, например, запрет на использование фамилий с окончаниями «ов», «ова» и т.д. Подобные действия властей могут быть перехвачены религиозной оппозицией, которая выступает против власти, использующей религиозные основания в своих целях (для собственной легитимации и стабильного существования). Новый закон «О религии и религиозных объединениях» (заменивший закон 1990 г.), ужесточил регулирование в данной сфере. Министр культуры М. Асрори в качестве причин его принятия указал на «появившийся в последнее время в обществе религиозный радикализм, нигилизм и некоторые чуждые для нашего народа течения в исламе». В частности, была введена государственная цензура ре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Законодательство Таджикистана // «IslamNews. tj». URL:

http://islamnews.tj/legislation.html (Режим доступа свободный).

лигиозной литературы, места отправления религиозных обрядов были ограничены только мечетями, запрещено строительство мечетей в населенных пунктах с количеством жителей менее 100 человек; в больницах, местах лишения свободы и других общественных местах можно читать намаз только после получения специального разрешения; пропаганда религии в жилых помещениях граждан запрещается; посещение мечети разрешено только по достижении совершеннолетия (18 лет), за чем специально следят органы правопо-рядка32. Впервые на законодательном уровне был закреплен официальный статус ханафитского мазхаба (как единственной правовой доктрины). Это, по мнению экспертов «в целом усилило роль государства в области религии, а в частности (закон) был разработан таким образом, чтобы ха-нафитская правовая школа играла доминирующую роль в религиозных вопросах как не принимающая салафитских учений, а

33

также исмаилитов» .

Также в Таджикистане власти активно вмешиваются в религиозные ритуа-

34

лы и регулируют ношение религиозной одежды. Например, еще в январе 2008 г. в обращении к народу Э. Рахмон заклеймил хиджаб как культурно чуждый таджикам атрибут и добавил, что традиционное женское платье (длиной чуть ниже колен, с шароварами) «вполне скромное для мо-

35

литв в мечети и вне ее стен» . Министр образования Таджикистана А. Рахмонов

32 Религиозная политика в Таджикистане // «Kritix.ru», 2 июля 2017 года. URL: http://kritix.ru/religion-and-atheism/821-religioznaya-politika-v-tadzhikistane (Режим доступа свободный); Президент Таджикистана подписал закон «О религии», вызвавший критику США // «Древо», 26 марта 2009 года. URL: http://drevo-info.ru/news/6384.html (Режим доступа свободный)

33 Олкотт М.Б. Таджикистан. Трудный путь развития. - М.: Время, 2014. - С. 49.

34Например, когда регистрация мечетей стала обязательной, их число резко сократилось, особенно в Ферганской долине. Из 2200 мечетей, что действовали в Андижане и окрестностях в середине 1990-х гг., регистрацию получили только 42! В Намангане из 1000 мечетей остались только 240. Халид А. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. - М.: НЛО, 2010. - С. 250.

35 Там же. С. 58.

также подверг критике участившиеся случаи ношения ученицами хиджаба в общеобразовательных школах.36 Такой шаг министр культуры объяснил тем, что все действующие в стране мечети и религиозные образовательные учреждения «зарегистрированы как последователи ханафитского течения в исламе, и, исходя из этого, мы предложили объявить течение «Ханафия» официальным религиозным течением Таджикистана»37. Неслучайно также в феврале 2009 г. во вступительной речи на конференции «Толерантная сущность учения Великого Имама и состояние религии в стране» Э. Рахмон уделил внимание своим пояснениям ханафитского учения, в т.ч. относительно использования таджикского языка при совершении намаза. Однако следует признать справедливым замечание В.В. Дубовицкого о том, что подобное законодательное регулирование вызывает сомнения в связи с установленным Конституцией Таджикистана отделением религии от государства, поскольку такие вопросы должны решаться не государством, а соответствующим исламским органом

38

(Советом улемов) .

Ввиду изложенного выше, не вызывает удивления еще одно конституционное отклонение, установленное в статье 21 указанного закона, согласно которому в Таджикистане в отличие от остальных государств региона, принявших модерниза-ционные практики во взаимоотношении

39

государства и религиозных организаций ,

36 Минобразования Таджикистана против ношения хиджаба в школах // «NEWSru.com», 21 октября 2005 года. URL: http ://www. newsru. com/arch/religy/21 oct2005/taj hijab. html (Режим доступа свободы)

37 Ханафитский мазхаб объявлен официальным в Таджикистане // «Islam.az», 12 марта 2009 года. URL: http://www.islam.az/news/a-3797.html (Режим доступа свободный)

38 Закон «О религии и религиозных объединениях», вызвавший критику таджикской оппозиции, подписан // «NEWSru.com», 27 марта 2009 года. URL: http ://www. newsru. com/religy/27mar2009/zakon2.htm l (Режим доступа свободный)

39 Модернизация (т.е. распространение идей Просвещения в широком смысле) первым делом проявляется во внешних формах, и в данном случае вполне уместно говорить о вестернизации).

где этим занимаются религиозные организации: во-первых, само государство считает необходимым установить свое разрешение на совершение гражданами хаджа и умры (малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также Запретной мечети в частности, однако не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время), и, во-вторых, определяется, что порядок такой поездки утверждается правительством (действует постановление от 30 декабря 2015 г. № 802). Неслучайно, что новым порядком устанавливается возрастной ценз на совершение паломничества в 40 лет. Повторная поездка возможна только через 5 лет. Организацией, проведением и регулированием процесса поездки, как и прежде, занимается государственный исполнительный орган (Комитет по делам религии, упорядочения национальных традиций, торжеств и обрядов).

Кроме того, в 2011 г. в Таджикистане был принят закон «Об ответственности родителей за воспитание детей», который запретил участие детей в деятельности религиозных объединений (кроме детей, официально обучающихся в религиозных учреждениях)40.

В 2013 г. президент Э. Рахмон поручил обеспечить имам-хатибов пятничных мечетей единой униформой и заработной платой41. С одной стороны, это противоречит конституционному принципу светскости государства, но с другой стороны, это решение не лишено логики. Сам Рахмон объяснял свое решение так: «Я назначил вам официальную зарплату, чтобы вы не нуждались в тех 100 долларах, которые дают или пытаются вам дать из-за рубежа. Дав вам 100 долларов, они будут

40 Президент подписал закон об ответственности родителей за воспитание детей // «Avesta.tj», 3 августа 2011 года. URL: http://www.avesta.tj/goverment/9191-prezident-podpisal-zakon-ob-otvetstvennosti-roditeley-za-vospitanie-detey.html (Режим доступа свободный)

41 Эмомали Рахмон назначил имам-хатибам зарплату и униформу // «TJ inform.com», 4 июля 2013 года. URL:

http://tjinform.com/ru/news/20130704/07869.htmI (Режим доступа свободный)

просить вас о ста услугах»42. Ссылаясь на цитаты из Корана и хадисов, он также говорил о рисках религиозного экстремизма, поделился планами строительства крупнейшей мечети в столице, поручил правительству, Академии наук и Совету улемов Исламского центра максимально расширить подготовку и издание произведений «великих предков». Примечательно, что при этом Э. Рахмон традиционно упоминает исключительность происхождения таджикского народа и значимость его сегодняшней независимости, которая создала условия «для осознания и укоренения национального и религиозного самосознания, свободы и национальной гордости». По поручению Э. Рахмона был также издан Коран на таджикском языке тиражом более 200 тыс. экземпляров и бесплатно роздан. За счет бюджета и резервного фонда президента, десятки миллионов со-мони43 были выделены на издание научных, этических и религиозных книг по исламской культуре, сотен ценных исторических произведений, в т.ч. давно не переиздававшихся (в частности, «Сахех» Имама аль-Бухари, «Муснад» Абу Ханифы, «Эхеиулуми дин», «Кимиеисаодат» (араб. Кимийя-йе са'дат - Эликсир счастья) аль-Газали). Государственным органам и духовенству было поручено, «опираясь на национальные традиции предков и учение священной религии ислама, наставлять общество на путь сплоченности, взаимопонимания, защиты безопасности и стабильности общества, созидания и благоустройства», способствовать укреплению его

44

морально-нравственных устоев .

В 2015 г. всем государственным служащим запретили посещать пятничные молитвы. Более 1,5 тыс. мечетей (большая часть была не зарегистрирована и фактически представляла собой молельные дома

42Зачем Эмомали Рахмон покупает ислам в Таджикистане? // ИА «REX», 7 июля 2013 года. URL: http://www.iarex.ru/news/38569.html (Режим доступа свободный)

43 курс - ок. 6,33 рублей за 1 сомони или 0.11 доллар США на 17.04.2017

44 Религиозная обстановка в Таджикистане // «CA

portal», 29 августа 2015 года. URL: http://www.ca-

portal.ru/article:21235 (Режим доступа свободный)

и комнаты) были снесены или переданы под общественные места45.

К началу 2017 г. правительство планировало издать единый реестр таджикских имен (ок. 4-5 тыс. современных и древних таджикских имен). Всем новорожденным таджикам будут давать имена только из этого списка. Из арабских имен в список будут внесены только те, которые использовались таджикскими классиками и включены в литературный таджикский язык. При этом гражданам нетаджикской национальности будет дано право называть своих детей в соответствии с их национальными традициями и обычаями. Однако местные национальные меньшинства преимущественно тюркоязычны (узбеки), и почти 80 % их имен взяты из таджикского, поэтому они будут называть

46

своих детей именами из этого реестра . Обращает внимание то, что данная инициатива начиналась с обсуждения в правительстве целесообразности запрета регистрировать имена арабского происхождения. Судя по всему, такими методами официальные власти стремятся сузить поле перерастания ислама в политически окрашенное фундаменталистское течение, наподобие движения Талибан в соседнем Афганистане.

Причем сбрасывать со счетов «афганский» фактор на наш взгляд не стоит. Сторонникам построения государственности на исламском фундаменте в 1990-е гг. удалось сплотиться, совместно с демократической оппозицией сформировать движение (Объединенная таджикская оппозиция (ОТО)) и выступить единым фронтом против представителей партийной номенклатуры и силовиков, находящихся у власти. Противостояние двух центров силы

45 Почему представителям других мазхабов нет места в таджикских мечетях? // «ISLAMNEWS.1TJ», 16 марта 2016 года. URL:

http://islamnews.tj/analitic/1231 -pochemu-predstavitelyam-drugih-mazhabov-net-mesta-v-tadzhikskih-mechetyah.html (Режим доступа свободный)

46Без «кул» и без «хон»: единый реестр таджикских имен // «Радио Озоди», 4 декабря 2015 года. URL: http://rus.ozodi.org/content/article/27406203.html (Режим доступа свободный)

вылилось в гражданскую войну 1992-1997 гг. В этот период отряды ОТО переходили таджикско-афганскую границу, и, подобно басмачам первой трети XX века, отдыхали и совершали на афганской стороне перегруппировки. Стоит отметить, что возникшее в начале 1990-х гг., движение Талибан опиралось на идеологию, базирующуюся на вероубеждении (акыде) ат-Тахавийа47, распространенной в одном из крупнейших центров мусульманской мысли «Обители знаний» (Дар уль-Улюм Део-банд) в Индии. С этим учением часть представителей ПИВТ были знакомы еще до созданий самой партии. По некоторым сведениям, одним из центров учения Део-банди находился в Термезе еще в Советское время и выходцы из Таджикской ССР были с ним знакомы. Помимо этого, есть упоминания и о контактах Абу-ль-Ала Маудуди, (известного пакистанского ис-

48

ламиста и последователя акыды ат-Тахавийа) с представителями ПИВТ49. При этом стоит отметить, что данные контакты не свидетельствовали о включение Таджикистана в какой-либо радикальный глобальный или региональный проект по переустройству региона по модели исламского государства.

После длительного переговорного процесса и заключения в 1997 г. в Москве мирного договора, члены ОТО, среди которых доминировали «исламисты» (ПИВТ), получили возможность легальной

50

деятельности на политической арене . Дальнейшие события показали, что это был лишь временный компромисс, на основе взаимных уступок, которые не могли окончательно устроить все стороны. Тем

47 Абу Джафар Ахмад ибн Мухаммад ат-Тахава (Имам ат-Тахави) (843/853,- 935 гг.) - известный мусульманский суннитский учёный, один из авторитетов ханафитского мазхаба.

48 Акыда - вероубеждение в исламе, определенную трактовку и акцент на значимости тех или иных догматических постулатов давали исламские богословы еще в период раннего ислама, которые положили начало ряду школ калама (направлению в мусульманской философии, дающему толкование догматам ислама).

49 Nourzhanov K., Bleuer K. Tajikistan: a political and social history. - Canberra, 2013. - P.258.

50 удалось получить 30% квоту в органах госвласти.

не менее, ПИВТ получила места в парламенте и правительстве, руководящие посты на некоторых крупных предприятиях, а рядовые бойцы перешли в состав вооруженных сил страны. Долгое время лидером ПИВТ был Саид Абдулло Нури, большим влияние пользовался также Ходжи Акбар Тураджонзода. Период относительного мирного сосуществования закончился со смертью лидера ОТО Саида Абдулло Ну-ри. Деятельность политических организации религиозного характера была подтверждена в ходе всенародного референдума в 1999 г. Однако в политической жизни Таджикистан ПИВТ не сумела привлечь большого числа избирателей на свою сторону и неизменно уступала пропрезидентской Народно-демократической партии (НДПТ) и коммунистам.

Со смертью Нури в 2006 г. и выходом из рядов партии бывшего главы ДУМ Таджикистана и заместителя Председателя Правительства Ходжи Акбара Тураджон-зоды «легальный» ислам стал сдавать позиции более радикальным течениям. Так в 2010 г. был зарегистрирован всего 1 факт организации экстремистского сообщества, в 2011 г. - 3, 2012 г. - 8, 2013 г. - 9, а в 2014 г. - 43 . Выезд значительного числа граждан республики на заработки за пределы Таджикистана, социальная депрессия и нищета стали теми факторами, которые способствовали появлению социального запроса на радикальные методы решения проблем, облеченные в исламскую тогу. Сторонники акыды Салафийа прочно обосновались и в отдельных регионах самого Таджикистана52. Наиболее радикальной и деструктивной силой оказалась группировка «Джамаат Ансаруллох» (Общество сподвижников Аллаха), заявившая о себе еще в сентябре 2010 года, взяв на

51 Абдухамитов В.А. Экстремистские течения в религии, как фактор возникновения и создания экстремистских организаций в Республике Таджикистан // «Новая наука: Проблемы и перспективы». - 2015. - №3. - С. 161.

52 ГКНБ назвал места жительства салафитов в республике // «Sputnik», 27 мая 2015 года. URL: http://ru.sputnik-

tj.com/defense_safety/20150527/1015574480.html (Режим доступа свободный).

себя ответственность за взрыв в Ходженте. Руководителем являлся ликвидированный 25 января 2016 года Амриддин Табаров (Домулло Амриддин). В мае 2012 года Госкомитет национальной безопасности РТ заявил, что «Ансаруллох» является ячейкой «Аль-Каиды», в 2014-м появились утверждения, что «Ансаруллох» может быть активным звеном между ДАИШ и таджиками. В этой связи можно говорить об активном вовлечении Таджикистана в глобальную повестку радикальных международных террористических движений.

На фоне постепенного спада интереса населения к ПИВТ, чему не в последнюю очередь способствовал административный ресурс правящей партии (НДПТ), негласно направленный против ПИВТ, начинается серьезное давление со стороны государственных структур на бывших членов ОТО. В марте 2015 г. впервые после заключения мирного соглашения ПИВТ не прошла в парламент. Всего через несколько дней в Стамбуле был убит один из лидеров таджикской оппозиционной политической организации «Группа 24» У.И. Кувватов. В сентябре того же года в ходе подавления поднятого им «мятежа» был ликвидирован бывший замминистра обороны А. Назарзода, являвшийся ранее полевым командиром ОТО (но не членом ПИВТ). Эти события совпали с финалом «кампании» по запрету ПИВТ, когда в конце августа Министерство юстиций по формальному признаку недостаточности местных партийных ячеек предъявило требование о прекращении деятельности партии. Здесь следует также отметить, что центральные власти всячески способствовали их закрытию, а лидер ПИВТ М.Т. Ка-биров (Кабири) после неудачных выборов и из-за предъявленных обвинений в незаконной купле-продаже земли эмигрировал в Турцию53.

Для того чтобы подвести итоги нашей обзорной статьи, можно проанализи-

53 Религиозно-политическая ситуация в Центральной Азии накаляется // «Atameken». URL: http://www.atameken.info/articles/Religiozno-politicheskaya-situaciya-v-Centralnoy-Azii-nakalyaetsya (Режим доступа свободный).

ровать ежегодное обращение президента Республики Таджикистан Э. Рахмона к обеим палатам таджикского парламента 20 января 2016 г. В ходе своего выступления «основоположник мира и согласия - Лидер нации» назвал основные проблемы своей страны, основной виною которым служат мировой финансовый кризис. Также источником бед его в стране он отнес и исламскую оппозицию, с которым отныне будут бороться с утроенными силами. Кроме того, он добавил, что наказание должны понести деструктивные элементы не только внутри страны, т.е. оппозиция, но и зарубежные страны, которые потворствуют сейчас террористам на Ближнем Востоке54. Э. Рахмон намекнул, что «всем известно кто нарушил стабильность на Ближнем Востоке, заставляя покидать тысячи людей свои Родины и становиться беженцами. Точно так же с нами поступили в начале 1990-х гг.». Как отметил ведущий эксперт Центра изучения современного Афганистана А. Серенко, в ходе своего выступления «лидер нации» полностью проигнорировал термин «Гражданская война», предпочитая вместо него говорить, что в 1990-е гг. Таджикистан вел борьбу с международным терроризмом и экстре-

мизмом55.

Как нам представляется, официальный Душанбе хочет позиционировать себя как жертву мирового терроризма, и последовательного борца с оным. К террористам же на данный момент относятся и члены ПИВТ, которая после 1997 г. легально участвовала в политической жизни страны. Важно отметить, что до 2015 г. (до запрета ПИВТ) Таджикистан был единственной страной в регионе, где в управлении страной участвовали «исламисты».

54 Новости Центральной Азии CATV NEWS // «CATV NEWS», 20 января 2016 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YnjiZp9J0Io (Режим доступа свободный)

55 Новости Центральной Азии CATV NEWS //

«CATV NEWS», 20 января 2016 года. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=YnjiZp9J0Io (Ре-

жим доступа свободный)

Заключение

В целом, в регионе очевидно мусульманское возрождение, обусловленное как спецификой становления ислама в Средней Азии, так и мировыми тенденциями. Ислам тесно переплетается с историческими и традиционными особенностями в регионе, чему, во многом, способствуют решения находящихся у власти политических элит, направленные на поддержку исторически сложившегося ислама. Однако мусульманское возрождение позволило религиозным фундаменталистам выйти из подполья. В современном Таджикистане они стали серьезной силой. Политическая нестабильность в централь-ноазиатских республиках, особенно при смене политических лидеров, может спровоцировать изменение вектора развития. Политические элиты связывают стабильность режимов напрямую с развитием общегражданская национальной идентичности. На данный момент лидеры стран Средней Азии стараются создать новую идентичность, которая строится на исторических ориентирах, развитии национальной идеи и на религиозных догмах. При этом нельзя игнорировать, что влияние ислама в республиках Средней Азии, в частности в Таджикистане, усиливается с

56

каждым годом.

Становление исламской идентичности можно рассматривать и в контексте глобализационных процессов. Как отмечает С. Хантингтон, «национальной идентичности пришлось уступить место иден-тичностям субнациональным, групповым и

57

религиозным». Проникновение в регион транснациональных корпораций, исламских организаций, в том числе Исламского Банка Развития, понижает роль национальной идентичности, способствуя развитию более крупных «конструктов». Сам

56 Рудов Г. Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния // «Обозреватель-Observer». -2014. -Вып. 6. - С. 57.

57 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М.: АСТ, Транзит-книга, 2004. -С. 37.

процесс глобализации подспудно способствует наднациональной идентичности, с ролью которой справляется ислам. Тот же Хантингтон отмечает глобальное религиозное возрождение, которое становится

58

ответом на восприятие мира как единого.

Как исторический опыт, развитию исламской идентичности может способствовать появление общего врага. Такая ситуация происходила при военном вмешательстве США в Ирак, когда многие лидеры мусульманского мира поддерживали Саддама Хусейна в борьбе с Западом. Возможно, именно с этим связана осторожная политика России, Китая и других держав в регионе. Если кто-то из них слишком сильно будет продвигать свои интересы, то вероятна ответная реакция в виде религиозного экстремизма. Примечательно, что военные-политические события нередко способствуют формированию и национальной идентичности. По мнению Хантингтона: «Люди формируют ощущение национальной идентичности в сраже-

59

ниях».

Важно понимать социально-психологический фактор формирования идентичности народов изучаемого региона: дает ли им национальная самоидентификация моральное и нравственное удовлетворение и не является ли религиозная идентификация более приемлемой? Здесь уже появляется множество вопросов социального и бытового характера, смысла жизни и нравственных ориентиров человека. Современный мир со сдвигами в культурных установках порождает серьёзные социальные и психологические проблемы. Люди теряют традиционные ориентиры,

возникает кризис идентичности, на кото-

60

рый свой ответ дает религия. Даже люди в благополучных условиях могут стать фанатиками, что может быть связано с проблемами, вызванными отсутствием культурных, нравственных и идейных ориен-

58 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003. - С. 94.

59 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. - М.: АСТ, Транзит-книга, 2004. - С. 61

60 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003. - С. 108.

тиров. Это подтверждает и тот факт, что среди религиозных экстремистов много обеспеченных людей, получивших высшее образование. Формирование идентичности становится определяющим для государств и народов. Теперь вместе классического «что делать?» правильнее было бы задать другой вопрос: «Кто мы?».

Государственные власти республики Таджикистан проводят двоякую политику: с одной стороны, поощряют исламское развитие внутри стран, а с другой, понимая угрозы, исходящие от исламистов, проводят жесткую политику в отношении религиозных деятелей. Если ислам станет главной основой идентичности для Таджикистана, то это приведет к серьезным угрозам формирования исламского государства на их территории. Религиозная идентификация может внести в общество разногласия, обострить различные

проблемы.61

Ряд экспертов отмечает обреченность на провал формирования национальной идентичности, которая отождествляется с культом личности СССР и вызывает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62

антипатию у широких слоев населения. Ислам дает надежду на социальную справедливость в противовес коррупции и произволу властей. Однако и здесь не все так просто. Существует мнение, что наследие советской антирелигиозной политики в итоге ослабило интегрирующую и регулятивную функции религии, оставив только коммуникативную. 63 Некоторые авторы отмечают, что в публичной сфере респуб-

61 Лаумулин М.Т. Религиозная ситуация и угроза религиозного экстремизма в Центральной Азии //

«Центральная Азия и Кавказ». - 2012. - Вып. 1. - С. 60.

62 Бруно де Кодье. Евразийское мусульманство? (взгляд на положение, эволюцию ислама и исламизма в бывших советских республиках Средней Азии и Каспийского региона) // «Центральная Азия и Кавказ». - 2008. - Вып. 5(59). - С. 154.

63 Dadabaev T .Religiosity and Soviet 'modernisation' in Central Asia: locating religious traditions and rituals in recollections of antireligious policies in Uzbekistan // «Religion, State and Society». - 2014. - Vol. 42. -Issue 4. - P. 334.

лик сохранилась деисламизация советско-

64

го времени.

Подводя итог, нужно отметить, что национальная и религиозная идентичности в Таджикистане тесно переплетены.65 Но религиозная идентичность имеет одну важную особенность: она требует четкого самоопределения и обычно не подразумевает смену самоидентификации, имеет более серьезный мобилизационный потенциал и четко выраженные политические функции. Этот момент очень важен для региона Центральной Азии, в которой, например, вопрос идентификации таджиков узбекского Сохского района на территории Киргизии может стать предметом отдельного исследования.

Религиозная идентичность - глобальный уровень идентификации. В условиях территориальных проблем, наличия крупных анклавов среднеазиатских республик формирование национальной идентичности может быть опасно для целостности государств. Но и религиозная идентичность может стать угрозой для самих государств, стирая между ними различия и легитимируя создание халифата. Удастся ли властям Таджикистана и других республик удержать баланс между национальной и религиозной идентичностями? Этот вопрос становится определяющим для развития целого региона с многомиллионным населением. Невозможно отрицать тот факт, что религия становится для жителей стран Центральной Азии важным источником идентификации, а в некотором плане и идеологическим базисом политиков молодых государств.

64 Халид А. Ислам после коммунизма. Религия и политика в Центральной Азии / Пер. с англ. А.Б.Богдановой. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - С. 187.

65 Башарова Г.Ф. Трансформации и сохранение исламских традиций в мусульманских странах СНГ в условиях глобализационных процессов // «Вестник Московского государственного лингвистического университета». -2011. - Вып. 617. - С.96.

Источники и литература:

1. Абашин С.Н. Потомки святых в современной Средней Азии // «Этнографическое обозрение». - 2001. - №4. - С. 62-82.

2. Абдухамитов В.А. Экстремистские течения в религии, как фактор возникновения и создания экстремистских организаций в Республике Таджикистан // «Новая наука: Проблемы и перспективы»» - 2015. - №3. -С. 161.

3. Башарова Г.Ф. Трансформации и сохранение исламских традиций в мусульманских странах СНГ в условиях глобализа-ционных процессов // «Вестник Московского государственного лингвистического университета». - 2011. - Вып. 617. - С. 96100.

4. Без «кул» и без «хон»: единый реестр таджикских имен // «Радио Озоди», 4 декабря 2015 года. URL: http://rus.ozodi.org/content/article/27406203. html (Режим доступа свободный)

5. Бруно де Кодье. Евразийское мусульманство? (взгляд на положение, эволюцию ислама и исламизма в бывших советских республиках Средней Азии и Каспийского региона) // «Центральная Азия и Кавказ». -2008. - Вып. 5(59). - С. 148-160.

6. В Таджикистане количество мечетей превысило количество школ // «Интерфакс-Религия», 17 февраля 2012 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/tag/?act=news&div=44256 (Режим доступа свободный).

7. В Таджикистане количество мечетей превысило количество школ // «Коррес-пондент.тЪ» 17 февраля 2012 года. URL: http://korrespondent.net/world/1320430-v-tadzhikistane-kolichestvo-mechetej-prevysilo-kolichestvo-shkol (Режим доступа свободный).

8. ГКНБ назвал места жительства салафи-тов в республике // «Sputnik», 27 мая 2015

года. URL: http://ru.sputnik-

tj.com/defense_safety/20150527/1015574480. html (Режим доступа свободный).

9. Законодательство Таджикистана // «IslamNews. tj». URL: http ://islamnews.tj/legisl ati on. html (Режим доступа свободный).

10. Закон «О религии и религиозных объединениях», вызвавший критику таджикской оппозиции, подписан // «NEWSru.com», 27 марта 2009 года. URL: http://www.newsru.com/religy/27mar2009/za kon2.html (Режим доступа свободный)

11. Зачем Эмомали Рахмон покупает ислам в Таджикистане? // ИА «REX», 7 июля

2013 года. URL: http://www.iarex.ru/news/38569. html (Режим доступа свободный)

12. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Ташкент: Узбекистон, 1997. - 315 c.

13. Князев А. Фронты на «дуге Бжезинско-го» // «Военное обозрение», 5 сентября

2014 года. URL: URL: https:// /57593-fronty-na-duge-bzhezinskogo.html (Режим доступа свободный).

14. Лаумулин М.Т. Религиозная ситуация и угроза религиозного экстремизма в Центральной Азии // «Центральная Азия и Кавказ». - 2012. - Вып. 1. - С. 60-79.

15. Минобразования Таджикистана против ношения хиджаба в школах // «NEWSru.com», 21 октября 2005 года. URL:

http://www.newsru.com/arch/religy/21oct200 5/tajhijab.html (Режим доступа свободы)

16. Новости Центральной Азии CATV NEWS // «CATV NEWS», 20 января 2016 года. URL:

https://www.youtube.com/watch?v=YnjiZp9J 0Io (Режим доступа свободный)

17. Олкотт М.Б. Таджикистан. Трудный путь развития. - М.: Время, 2014. - 464 c.

18. Перепелкин Л.С., Стэльмах В.Г. Человек верующий: религия и идентичность // «Вопросы социальной теории». - 2010. -Т.4. - С. 373-395.

19. Пинюгина Е. Исламская идентичность и национальное государство // «Космопо-лис». - 2008. - Вып. 3 (22). - С. 96-103.

20. По количеству мечетей Казахстан опередил Узбекистан, Азербайджан и Кыргызстан // «NUR.KZ», 26 октября 2012 года. URL: https://www.nur.kz/236517-po-kolichestvu-mechetej-kazahstan-operedil-uzbekistan-azerbajdzhan-i -kyrgyzstan.html (Режим доступа свободный).

21. Почему представителям других мазха-бов нет места в таджикских мечетях? // «ISLAMNEWS. TJ», 16 марта 2016 года. URL: http://islamnews.tj/analitic/1231-pochemu-predstavitelyam-drugih-mazhabov-net-mesta-v-tadzhikskih-mechetyah.html (Режим доступа свободный)

22. Президент подписал закон об ответственности родителей за воспитание детей // «Avesta.tj», 3 августа 2011 года. URL: http://www.avesta.tj/goverment/9191-prezident-podpisal-zakon-ob-otvetstvennosti-roditeley-za-vospitanie-detey.html (Режим доступа свободный)

23. Президент Таджикистана подписал закон «О религии», вызвавший критику США // «Древо», 26 марта 2009 года. URL: http://drevo-info.ru/news/6384.html (Режим доступа свободный)

24. Религиозная обстановка в Таджикистане // «CA portal», 29 августа 2015 года. URL: http://www.ca-portal.ru/article:21235 (Режим доступа свободный)

25. Религиозная политика в Таджикистане // «Kritix.ru», 2 июля 2017 года. URL: http://kritix.ru/religion-and-atheism/821-religioznaya-politika-v-tadzhikistane (Режим доступа свободный)

26. Религиозно-политическая ситуация в Центральной Азии накаляется // «Atameken». URL: http://www.atameken.info/articles/Religiozno -politicheskaya-situaciya-v-Centralnoy-Azii-nakalyaetsya (Режим доступа свободный).

27. Рудов Г. Ислам в Центральной Азии: масштабы и перспективы влияния // «Обо-зреватель-Observer». - 2014. - Вып. 6. - С. 57-66.

28. Саидов Ш.Ш. Исламский фактор в политических процессах Центральной Азии // «Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики». Серия гуманитарных наук. - 2013. -Вып. 1 (53). - С. 197-204.

29. Сатторзода А. Суфийский орден Ка-дирия в Таджикистане // Суфизм в Иране и Центральной Азии. Материалы международной конференции 2-3 мая 2006 г. в Ал-маты. - Алматы, 2006. - С. 101-105.

30. Таджикистан: Иранский бизнесмен сбежал с деньгами для строительства самой большой мечети // «Фергана», 1 июля 2015 года. URL: http://www.fergananews.com/news/23573 (Режим доступа свободный).

31. Тодуа З. Радикальный ислам в Узбекистане: этапы становления и перспективы Развития // «Центральная Азия и Кавказ». - 2005. - Вып. 1. - С. 41-48.

32. Узбеки / Отв. ред. З.Х. Арифханова, С.Н. Абашин, Д.А. Алимова. - М.: Наука, 2011. - 688 с.

33. Хайдаров Р.Р. Влияние исламской идентичности на этноконфессиональные отношения // «Власть». - 2014. - Вып. 3. -С. 160-164.

34. Халид А. Ислам после коммунизма. Религия и политика в Центральной Азии. / Пер. с англ. А.Б.Богдановой. - М.: Новое литературное обозрение, 2010.

35. Ханафитский мазхаб объявлен официальным в Таджикистане // «Islam.az», 12 марта 2009 года. URL: http://www.islam.az/news/a-3797.html (Режим доступа свободный)

36. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. -М.: АСТ, Транзиткнига, 2004.

37. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2003.

38. Харрис С. Конец Веры: Религия, террор и будущее разума. - М.: Эксмо, 2011.

39. Шозимов П. Переосмысление символического пространства узбекской идентичности // «Этнографическое обозрение». - 2005. - Вып. 1. - С. 64-67.

40. Эмомали Рахмон назначил имам-хатибам зарплату и униформу // «TJ inform.com», 4 июля 2013 года. URL: http://tjinform.com/ru/news/20130704/07869. html (Режим доступа свободный)

41. Эхо исламской революции в горах Памира // «Pravda.ru», 19 февраля 2011 года.

URL:

http://www.pravda.ru/faith/religions/islam/19-02-2011/1067128-tajikistan-0/ (Режим доступа свободный).

42. Dadabaev T. Religiosity and Soviet 'modernisation' in Central Asia: locating religious traditions and rituals in recollections of antireligious policies in Uzbekistan // «Religion, State and Society». - 2014. - Vol. 42. -Issue 4. - Pp. 328-353.

43. Kurzman С. Uzbekistan: The Invention of Nationalism in an Invented Nation// «Critique: Critical Middle Eastern Studies». - 1999. - Vol. 8. - Issue 15. - Pp. 77-98.

44. Tajikistan 2014 International Religious Freedom Report // U.S. Department of State. URL:

http://state.gov/documents/organization/2387 20.pdf (Режим доступа свободный).

45. Tajik Officials Have Closed 1500 Mosques since Start of 2011 // «Eurasia Review», June 2, 2011. URL: http://eurasiareview.com/02062011-tajik-officials-have-closed-1500-mosques-since-start-of-2011/ (Режим доступа свободный).

46. Zhussipbek G. Religious radicalism in Central Asia // Rethink paper 12. - September 2013.

Dmitry Ovsyannikov, Dmitry Popov

SUNNI ISLAM AND STATE POWER IN TAJIKISTAN: QUESTIONS OF INTERACTION AND IDENTIFICATION

Summary: Process of formation of national consciousness of the peoples of Central Asia is still far from complete. Identification by religious or ethnic factor in the post-Soviet period is not a matter of individual choice, and becomes a factor of political participation and legitimizing practices against the state, ruling political elites and their chosen modernization project in the context of globalization. The processes of state-religious interaction in the Republic of Tajikistan are of special interest because Tajikistan has for a long period remained the only post-Soviet country, which have been officially permitted the activities of the Islamic party.

Key words: Tajikistan, Islam, acida, public policy, modernization, Sufism, Salafiya

22

Sources and Literature:

1. Abashin S. N. The descendants of saints in modern Central Asia // «Ethnografischeskoye obozrenie». - 2001. - №. 4. - P. 62-82 (in Russian)

2. Abdyhamitov V. A. Extremist tendencies in religion, as a factor in the emergence and formation of extremist organizations in the Republic of Tajikistan // «Novaya nauka: Problemi I Perspektivi»». - 2015. -№3. - P. 161 (in Russian).

3. Basharova G. F. Transformation and the preservation of Islamic traditions in the Muslim CIS countries in terms of globalization // «Vestnik gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta». - 2011. - Vol. 617. - P. 96-100 (in Russian).

4. Bruno de Code. Eurasian Islam? (Look at the position and evolution of Islam and Islam-ism in former Soviet republics in Central Asia and the Caspian region) // «Centralnay Azia i Kavkaz». - 2008. - Vol. 5(59). - P. 148-160 (in Russian).

5. By the number of mosques, Kazakhstan outstripped Uzbekistan, Azerbaijan and Kyrgyzstan // "NUR.KZ", October 26, 2012. URL: https://www.nur.kz/236517-po-kolichestvu-mechetej-kazahstan-operedil-uzbekistan-azerbajdzhan-i-kyrgyzstan.html (Free Access) (in Russian).

6. Central Asia News CATV NEWS // «CATV NEWS», January 20, 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=YnjiZp9J 0Io (Free Access) (in Russian).

7. Dadabaev T. Religiosity and Soviet 'modernisation' in Central Asia: locating religious traditions and rituals in recollections of antire-ligious policies in Uzbekistan // «Religion, State and Society». - 2014. - Vol. 42. - Issue 4. - Pp. 328-353 (in English).

8. Echo of the Islamic Revolution in the Pamir Mountains // "Pravda.ru", February 19, 2011. URL:

http://www.pravda.ru/faith/religions/islam/19-02-2011/1067128-tajikistan-0/ (Free Access) (in Russian).

9. Emomali Rahmon appointed imam-hatibam salary and uniform // "TJinform.com", July 4, 2013. URL: http://tjinform.com/en/news/20130704/07869. html (Free Access) (in Russian)

10. GKNB named the place of residence of the Salafis in the republic // «Sputnik», May 27, 2015. URL: http://en.sputnik-tj.com/defense_safety/20150527/1015574480. html (Free Access) (in Russian)

11. Harris S. The End of Faith: Religion, terror and future of reason. - Moscow: Eksmo, 2011 (in Russian).

12. Huntington S. The Clash of civilizations. -Moscow: AST, 2003 (in Russian).

13. Huntington, S. Who are we? Challenges to American national identity. - Moscow: AST, Tranzitkniga, 2004 (in Russian).

14. In Tajikistan, the number of mosques has exceeded the number of schools // «Interfax-Religion», February 17, 2012. URL: http://www.interfax-

religion.ru/tag/?act=news&div=44256 (Free Access) (in Russian).

15. In Tajikistan, the number of mosques has exceeded the number of schools // "Korrespondent.net", February 17, 2012. URL:

http://korrespondent.net/world/1320430-v-tadzhikistane-kolichestvo-mechetej-prevysilo-kolichestvo-shkol (Free Access) (in Russian).

16. Karimov I. A. Uzbekistan on the threshold of the XXI century. Security threats, conditions and guarantees of progress. - Tashkent: Uzbekiston, 1997. - 315 p. (in Russian)

17. Knyazev A. Front on the "Brzezinski arc" / / "Voyennoye obozreniye", September 5,

2014. URL: URL: https: // /57593-fronty-na-duge-bzhezinskogo.html (Free Access) (in Russian).

18. Khaydarov R R. The Influence of Islamic identity on ethnic-religious relations // «Vast'». - 2014. - Vol. 3. - P. 160-164 (in Russian).

19. Khalid A. Islam after communism. Religion and politics in Central Asia. / Translated from English by A. B. Bogdanova. - Moscow: New literary review, 2010 (in Russian).

20. Kurzman C. Uzbekistan: The Invention of Nationalism in an Invented Nation // «Critique: Critical Middle Eastern Studies»». - 1999. - Vol. 8. - Issue 15. - Pp. 77-98 (in English).

21. Laumulin M. T. the Religious situation and the threat of religious extremism in Central Asia // «Centralnay Azia i Kavkaz»». -2012. - Vol. 1. - P. 60-79 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Legislation of Tajikistan // "IslamNews.tj". URL: http://islamnews.tj/legisl ati on.html (Free Access) (in Russian).

23. Ministry of Education of Tajikistan against wearing hijab in schools // "NEWSru.com", October 21, 2005. URL: http://www.newsru.com/arch/religy/21oct200 5/tajhijab.html (Free Access) (in Russian)

24. Olcott M. B. Tajikistan. A difficult way of development. M.: Time, 2014. - 464 p.

25. Perepelkin L. S., Stelmakh V. G. A believer: religion and identity // «Voprosi socialnoy teorii». - 2010. - Vol. 4. - P. 373-395 (in Russian).

26. Pinigina E. Islamic identity and the nation-state // «Cosmopolis»». - 2008. - Vol. 3 (22). - P. 96-103 (in Russian).

27. Religious politics in Tajikistan // "Kritix.ru", July 2, 2017. URL: http://kritix.ru/religion-and-atheism/821-religioznaya-politika-v-tadzhikistane (Free Access) (in Russian).

28. Religious situation in Tajikistan // "CA portal", August 29, 2015. URL: http://www.ca-portal.ru/article:21235 (Free Access) (in Russian)

29. Rudov G. Islam in Central Asia: the scope and prospects of influence // «Obozrevatel-Observer». - 2014. - Vol. 6. - P. 57-66 (in Russian).

30. Saidov Sh. Sh. Islamic factor in the political processes of Central Asia // «Vestnik Ta-jikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznessa i politiki». Series of humanitarian Sciences. - 2013. - Vol. 1 (53). - P. 197-204 (in Russian).

31. Sattorzoda A. Sufi order of Qadiriya in Tajikistan // Sufism in Iran and Central Asia. Proceedings of the international conference on 2-3 may 2006 in Almaty. - Almaty, 2006. -P. 101-105 (in Russian).

32. Tajikistan: An Iranian businessman fled with money for the construction of the largest mosque // «Fergana»», July 1, 2015. URL: http://www.fergananews.com/news/23573 (Free Access) (in Russian).

33. Tajikistan 2014 International Religious Freedom Report // U.S. Department of State. URL:

http://state.gov/documents/organization/2387 20.pdf (Free Access) (in English).

34. Tajik Officials Have Closed 1500 Mosques since Start of 2011 // "Eurasia Review", June 2, 2011. URL: http://eurasiareview.com/02062011-tajik-officials-have-closed-1500-mosques-since-start-of-2011 / (Free Access) (in English).

35. The Hanafi madhhab was declared official in Tajikistan // "Islam.az", March 12, 2009. URL: http://www.islam.az/news/a-3797.html (Free Access) (in Russian)

36. The Law "On Religion and Religious Associations", which aroused criticism of the Tajik opposition, was signed // "NEWSru.com", March 27, 2009. URL:

http://www.newsru.com/religy/27mar2009/za kon2.html (Free Access) (in Russian)

37. The President of Tajikistan signed the law "On Religion", which caused criticism of the US // "Drevo", March 26, 2009. URL: http://drevo-info.ru/news/6384.html (Free Access) (in Russian)

38. The President signed the law on the responsibility of parents for the upbringing of children // «Avesta.tj», August 3, 2011. URL: http://www.avesta.tj/goverment/9191-prezident-podpisal-zakon-ob-otvetstvennosti-roditeley-za-vospitanie-detey.html (Free Access) (in Russian)

39. The religious and political situation in Central Asia is heating up // «Atameken». URL:

http://www.atameken.info/articles/Religiozno -politicheskaya-situaciya-v-Centralnoy-Azii-nakalyaetsya (Free Access) (in Russian).

40. Todua Z. Radical Islam in Uzbekistan: stages of formation and Development prospects // «Centralnay Azia i Kavkaz». - 2005. -Vol. 1. - P. 41-48 (in Russian).

41. Shozimov P. Rethinking the symbolic space of Uzbek identity // «Ethnografi-scheskoye obozrenie». - 2005. - Vol. 1. - P. 64-67 (in Russian).

42. Uzbeks / Otv. Ed. Z.H. Arifkhanova, S.N. Abashin, D.A. Alimov. - Moscow: Nauka, 2011. - 688 p. (in Russian)

43. Why do representatives of other madhhabs have no place in Tajik mosques? // "ISLAMNEWS.TJ", March 16, 2016. URL: http://islamnews.tj/analitic/1231-pochemu-predstavitelyam-drugih-mazhabov-net-mesta-v-tadzhikskih-mechetyah.html (Free Access) (in Russian)

44. Why does Emomali Rahmon buy Islam in Tajikistan? // IA "REX', July 7, 2013. URL: http://www.iarex.ru/news/38569.html (Free Access) (in Russian)

45. Without "kul" and without "hon": a single register of Tajik names // "Radio Ozodi", December 4, 2015. URL: http://rus.ozodi.org/content/article/27406203. html (Free Access) (in Russian)

46. Zhussipbek G. Religious radicalism in Central Asia // Rethink paper 12. September 2013 (in English).)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.