В. А. Цыбанёва
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой английской филологии Волгоградского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. А. Милованова
В статье рассматривается модульно-компетентностный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей иностранного языка. Даны определения понятий модуля как законченной единицы образовательной программы и модульной образовательной программы как совокупности модулей, направленной на овладение определенными компетенциям.
Ключевые слова: модуль, модульное обучение, модульная программа, обучающий модуль, модульно-компетентностный подход.
The article focuses on the module-competence approach in the course of development of vocational competence among the future pedagogues of foreign language. Module is defined as a complete unit of
Модульно-комлетснтностный подход в системе профессиональною иноязычного образования
educational program; module educational program is a collection of modules, aimed at obtaining certain
competence.
Key words: module, module teaching, module curriculum, learning module, module-competence approach.
Модульное обучение широко внедряется в общеобразовательной школе, в системе начального профессионального образования, в вузе, а также в ускоренной профессиональной подготовке подростков, молодежи, незанятого населения. Вышеуказанный диапазон внедрения модульного обучения требует тщательного анализа его теоретических основ и эффективности различных практико-ориентированных современных концепций обучения, базирующихся на модульном подходе. В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетен-тностного подхода, который, в свою очередь, предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих специалистов профессиональной компетентности. В этой связи необходимо рассмотреть методологические предпосылки и процессуальные принципы, а также проанализировать на концептуальном уровне современное состояние модульного обучения.
В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных понятий от термина «модуль»: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход. Семантический смысл термина «модульное обучение» связан с понятием «модуль», одно из значений которого «функционально законченный узел».
Приведем примеры определения модуля, данные ему отечественными исследователями. Так, Ю. Б. Кузьменкова выделяет тематический модуль и определяет его как комплексное развитие речевых навыков и умений на материале одной, пусть достаточно общей, темы, дидактически выбранной как этап развития навыков речевой деятельности. Выбор темы определяется ее
целесообразностью и уровнем развития соответствующих навыков. Тематические модули можно выделять на материале произведений устной и письменной речи в изучаемых сферах иноязычного общения, делая при этом основной акцент на дальнейшем формировании языковых навыков в рамках выбранной тематики на фоне параллельной работы по развитию навыков активного владения языком во всех видах речевой деятельности. Предполагается, что сами темы могут быть как широкими (при необходимости с разбиением на подтемы), так и узкими, основным регулирующим фактором при этом является временной (т. е. зависимость от количества часов, отведенных в программе на их освоение).
2
В то же время Ю. Б. Кузьменковой определяется целевой модуль, который в отличие от тематического, напротив, подразумевает сосредоточение усилий преимущественно на работе по развитию конкретных навыков и умений в пределах одного или двух видов речевой деятельности на материале разнообразной тематики.
В своем исследовании С. Я. Батышев указывает, что блочно-модульная система обучения является наиболее гибкой из существующих систем. Ее проще всего приспособить к любой из существующих программ промышленной профессионально-технической подготовки в любой части земного шара без необходимости значительных изменений в структуре существующих учебных заведений. Модульное обучение полностью совместимо с программами самоподготовки. При помощи этой системы можно быстро готовить рабочих нужной квалификации в промьшшенно развивающихся странах и осуществлять повышение квалификации и переподготовку этих кадров.
3
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Модуль определяется С Л . Батыше-вьтА как часть блока, такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических знаний и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы. Учебный материал модуля ориентируется на подготовку рабочего определенного уровня квалификации.
Модули, в свою очередь, состоят из модульных единиц. Это части модуля, части учебного материала. В основе выделения модульных единиц лежит разделение работы на виды работ, логически завершенные части работ. Отличительной особенностью модульной единицы является определенное начало и окончание, невозможность дальнейшего деления на законченные виды работ. Модули практически разрабатываются путем набора модульных единиц применительно к деятельности специалиста.
Необходимо отметить, что основная трудность, с которой мы сталкиваемся, -это разнообразие дефиниций данного понятия или отсутствие устоявшегося однозначного понимания модуля. В более широком плане под модулем понимается «блок дисциплин, которые образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе программы». Более узкое понимание модуля представлено у разных авторов по-разному, в зависимости от того, с каких позиций они подхо;гятк его рассмотрению. В. А. Ямшанова5 в статье, посвященной модульной технологии, отмечает, что в работах по мелодике обучения иностранному языку модуль рассматривается:
• с точки зрения содержания - как тема, которую предполагается изучить за определенное количество учебных часов;
• с точки зрения видов речевой деятельности - как учебные блоки говорение, аудирование, чтение и письмо;
• с точки зрения строения языка - как аспекты языка (лексика, грамматика, словообразование);
• с точки зрения степени сложности изучаемого материала - как уровни владения иностранным языком;
• с точки зрения дидактики - как учебный материал, предлагаемый разным гомогенным группам обучающихся (продвинутые, академические и группы выравнивания) и г. д.
Основатель модульного обучения в отечественной методике П. А. Юцявичене6 отмечает, что сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся относительно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
В нашем исследовании мы поддерживаем определение модуля, данное В. А. Ям-шановой . Модуль - это самостоятельная, логически и структурно завершенная информационная единица, обладающая узлами сопряжения с другими информационными единицами. Модуль имеет собственное программно-целевое (направленное на формирование требуемых знаний, умений, навыков и привычек) и собственное методическое обеспечение. Изучение модуля заканчивается обязательной формой контроля (зачет, коллоквиум, ролевая игра и т. п.).
Основное средство модульного обучения модульная программа, состоящая из отдельных обучающих модулей. От их качества в значительной степени зависит эффективность всего процесса обучения в целом. Ведущим специалистом в области мо-
8
дульного обучения П. А. Юцявичене сформулированы следующие принципы создания модульных программ: 1) целевого назначения информационного материала; 2) сочетания комплексных, интегрирующих
Модульно-компетентаостньгй подход в системе профессионального иноязычного образования
и частных дидактических целей; 3) полноты учебного материала в модуле; 4) относительной самостоятельности элементов модуля; 5) реализации обратной связи; 6) оптимальной передачи информационного и методического материала.
Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения данным модулем. Для каждого модуля составляется перечень основных понятий и умений, которые студент должен усвоить в ходе предварительного обучения. Такой перечень, или характеристика входа, служит основой для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить с помощью компьютерной системой. В результате такого контроля студент не получает оценку, но имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендацию по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля внутри одного курса служит предварительным контролем для следующего. В ее содержание могут быть включены контрольные вопросы и задачи (упражнения) двух типов: контрольные вопросы обзорного характера (контроль памяти) и задания, требующие активного владения материалом. Контрольные вопросы и задания вводятся в компьютерную обучающе-контролирующую систему. Модуль снабжается набором справочных и иллюстративных материалов, которые студент получает перед началом его изучения, а также списком рекомендуемой литературы. Каждый студент получает возможность переходить от модуля к модулю по мере усвоения материала и про-
ходить этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.
Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направленной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со временем изменяться, а учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины - явления, закон, структурный план и т. д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.
Модульное обучение открывает возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения его рационализации без обязательного уменьшения числа учащихся в группах, но и без повышения эффективности педагогического труда. Суть рационализации состоит в обеспечении гибкости построения индивидуализированного содержания обучения и простоты выбора учащимися оригинальных путей и собственного темпа его усвоения. Таким путем обеспечивается возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля. П. А. Юцявичене, проводя параллель между программированным и модульным обучением, отмечает, что «в плане индивидуализации содержания обучения, возможности модульного обучения намного выше, так как позволяют его осуществлять с учетом потребностей самого учащегося и в соответствии с требованиями,
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
9 тт
предъявляемыми к его подготовке» . При модульном обучении коррекция обучения проводится после проверки успешности реализации частных или более обобщенных целей, что позволяет оценить систему знаний и умений.
Необходимость включения компетент-ностного подхода в систему образования определяется происходящей в настоящее время сменой образовательной парадигмы. Согласно комплексу межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 г. (2006 г.) ГОС ВПО третьего поколения разрабатываются на основе компетентное гною подхода.
Модульно-компетентностный подход выступает сегодня одной из возможных концептуальных основ высшего профессионального образования, в том числе и педагогического образования, в практике которого по-прежнему реализуется традиционный «знаниевый» подход.
Как отмечает Е. Н. Ягодкина10, в ходе разработки инновационной модели образовательного стандарта высшего педагогического образования были определены основные особенности модульно-компе-тентностного подхода как основы построения образовательного стандарта сферы профессионального образования: ориентация на цели, значимые для сферы труда; наличие постоянной обратной связи разработчиков стандартов с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников; принцип сопряжения профессионального и образовательного стандарта; соответствие основным положениям концепции непрерывного образования; оптимальное сочетание теоретической и практической составляющих профессионального обучения на основе их функциональной интеграции.
В основе модульно-компетентностного подхода находится продуктивная деятельность, состоящая из интеллектуальной, социально-практической, творческой. Основ-
ным заказчиком при реализации модульно-компетентностного подхода являются экономические структуры. Ведущим компонентом указанного подхода является инструментальный, в рамках педагогического обучения - способы конструирования и реализации педагогических технологий. Наиболее типичными дидактическими единицами являются ключевые, базовые (сквозные) и функциональные компетенции. Источник построения образовательного стандарта при данном подходе - функциональная структура деятельности, т. е. образовательный стандарт выступает как проекция профессионального стандарта. Стандарт ориентирован на потребности сферы труда, на реальную трудовую деятельность. Основной принцип построения образовательного стандарта при модуль-но-компетентностном подходе освоение компетенций.
Каждый модуль образовательного стандарта, по мнению Е. Н. Ягодкиной" , соответствует определенной профессиональной функции (основной или дополнительной) и описывает целостный набор подлежащих освоению компетенций, сформулированных в форме требований, которым должен соответствовать выпускник по окончании освоения модуля. Логика построения каждого модуля едина и соответствует общей логике стандартизации содержания профессионального образования в рамках мо-дульно-компетентностного подхода: результат - умения - знания - ресурсы.
Таким образом, модуль - это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Соответственно, модульная образовательная программа -это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.
ПРИМЕЧАНИЯ
Кузьменкова Ю. Б. Модульный подход к проблемам эффективной англоязычной коммуникации. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 160. 2
Там же. С. 160.
' Батъшев С. Я. Б л о ч н о - м о д у л ь н о е обучение. М., 1997. С. 25 8.
4
Там же. С. 258.
Ямшанова В. А. Переход на модульное обучение иностранным языкам как реализация идей Болонскойдекларации //Иностранные языки в экономических вузах России. 2006. № 5. С. 6-22.
Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения. Вильнюс, Каунас, 1989. С. 345. Ямшанова В. А. Указ. соч. С. 6-22. Юцявичене 77. А. Указ. соч. С. 345.
9
Т а м же. С. 3 45.
Ягодкина Е. Н. Технология построения гшновационной модели образовательного стандарта среднего педагогического образования на основе модулъно-компетентностного подхода // Вестник
ТГПУ. 2 007. Вып. 7 (70). Сер. Педагогика. С. 18-22.
II т
Там же.