ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 378.147 ББК Ч448.026
А. А. Алмазова, О. С. Орлова
Россия, Москва
МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» (НА ПРИМЕРЕ БЛОКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН)
Аннотация. Раскрывается концепция модульного структурирования лингвистической подготовки студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; рассматриваются задачи, содержание и технологии изучения дисциплин, образующих лингвистический модуль; анализируются внут-римодульные и межмодульные связи и возможности их реализации.
Ключевые слова: дефектологическое образование; лингвистическая подготовка; компетентностный подход; учебный модуль.
Сведения об авторе: Алмазова Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: заведующий кафедрой русского языка и спецметодики его преподавания, дефектологический факультет, ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».
Сведения об авторе: Орлова Ольга Святославна, профессор, доктор педагогических наук.
Место работы: заведующий кафедрой логопедии, «Московский гос-дураственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», заведующий кафедрой дефектологии ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет».
Код ВАК 13.00.02
A. A. Almazova, S. S. Orlova
Russia, Moscow
MODULAR STRUCTURE OF BACHELORS’ TRAINING IN THE AREA OF “SPECIAL (DEFECTOLOGY) EDUCATION”
(ON THE BASIS
OF LINGUISTIC DISCIPLINES)
Abstract. The article describes the conception of modular structure of linguistic training of bachelors in the area of “Special (Defectology) Education”. The tasks, content and technologies of study of disciplines included into the linguistic module are studied; intra-modular and inter-modular correlations and possibilities of their realization are analyzed.
Key words: defectology education, linguistic training, competence approach, educational module.
About the author: Almazova Anna Alekseevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Head of the Chair of the Russian Language and Special Methods of Its Teaching, Faculty of Defectology, Moscow Pedagogical State University.
About the author: Orlova Olga
Svyatoslavovna, Professor, Doctor of Peda-
g°gy.
Place of employment: Head of the Chair of Speech Therapy, Moscow State Humanitarian University n.a. M.A. Sholokhov, Head of the Chair of Defectology, Moscow City Pedagogical University, Moscow.
ГСНТИ 14.35.07
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Модель лингвистической подготовки будущих дефектологов строится на основе учета современных тенденций развития образования: движения к личностно ориентированному, открытому образованию, ухода от жестких моделей, в центре которых стоит содержание обучения и его унификация, преобладание компетентностного подхода к подготовке выпускников. В то же время при построении такой модели необходимо учитывать огромный опыт изучения лингвистических дисциплин на ведущих дефектологических факультетах страны, лучшие традиции, сложившиеся к настоящему времени, основанные на традиционном, фундаментальном преподавании.
Совершенствование профессиональной подготовки дефектологов предполагает, в частности, целенаправленное изучение системных интегрированных модулей, обеспечивающих формирование общекультурных и профессиональных компетенций.
Модуль - единица, состоящая из крупных блоков, разделов. Учебный модуль рассматривается нами как целостное образование совокупность целевых, содержательных, организационных характеристик [1].
В структуре ООП лингвистический модуль формально не выделен. Однако мы считаем возможным рассматривать лингвистическую подготовку как модульную, задавая единые целевые установки, структурируя содержание, реализуя внешние и внутренние междисцип-
линарные связи. Это сквозной модуль, который пронизывает все циклы и части подготовки дефектолога: циклы ГСЭ и профессиональный, их базовые и вариативные части, включая дисциплины по выбору. Кроме того, заключительная часть модуля перенесена в магистратуру, что позволяет расширить рамки профессионально ориентированной лингвистической подготовки дефектолога
В стандарте подготовки бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» выделены компетенции, формирование которых обеспечивается в преобладающей степени изучением лингвистических дисциплин:
•способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; к общению на одном из иностранных языков в рамках профессиональной деятельности; готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);
• готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к применению лингвистического анализа и оценке его результатов (ПК-11).
Таких «специфических» компетенций всего две, но следует отметить, что и среди прочих компетенций большинство требует хорошего владения русским языком. Например:
• способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сфе-
рах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
•готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
• способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
Таким образом, в соответствии с требованиями стандарта от дефектолога требуется обладание теоретическими лингвистическими и ре-чеведческими знаниями и практическое владение языком в любых его формах и в различных ситуациях общения, в т.ч. профессионального.
Нами выделены следующие направления лингвистической подготовки бакалавров дефектологического образования:
• развитие и совершенствование всех сторон речи студентов.
• изучение русского языка как основа фундаментальной подготовки;
• обучение применению лингвистических знаний и умений лингвистического анализа в различных видах профессиональной деятельности.
Рассмотрим задачи изучения и содержание дисциплин, обеспечивающих эти направления.
В блоке ГСЭ базовой для формирования названных компетенций является дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога», направленная как на общекультурное, рече-языковое развитие студентов,
так и на формирование у них готовности к партнерскому общению с лицами с ОВЗ, членами их семей и другими участниками образовательного процесса. Целью изучения данной дисциплины является развитие языковой и коммуникативной компетенции студентов и формирование у них готовности к эффективной коммуникации в различных сферах профессиональной деятельности. Содержание курса составляют разделы, традиционные для дисциплин данной направленности: «Языковая норма», «Речевое взаимодействие», «Функциональ-
ные стили современного русского языка», «Особенности устной публичной речи». Однако эти разделы приобретают профессионально ориентированное наполнение за счет введения значимых для деятельности дефектолога тем: «Профессиональная речь дефектолога: особенности лексики, этические нормы», «Научные тексты в дефектологии» и др.
К речи дефектолога предъявляются специфические требования, связанные с качеством прежде всего ее произносительной стороны. Поэтому в вариативной части цикла выделяется дисциплина «Техника речи», направленная на развитие речевого дыхания, голоса, дикции студентов. В настоящее время абитуриенты, желающие получить дефектологическое (в т.ч. логопедическое) образование, не обязательно должны изначально обладать правильным произношением, хорошей дикцией, выразительной, эмоциональной речью. Таким обра-
зом, сделан шаг по пути к открытому образованию: возможность
учиться предоставляется всем.
Необходимо помочь студентам совершенствовать природные данные своего речевого аппарата как под руководством педагога, так и самостоятельно, научить их практически пользоваться всеми средствами выразительности звучащей речи, а в конечном счете применять полученные навыки и средства в своей педагогической деятельности не только на практике в стенах университета, но и по окончании его.
Другой актуальной проблемой является повышение качества письменной речи студентов, их грамотности. Для решения этой проблемы предлагаются элективные курсы «Основы русской орфографии» и «Культура письменной речи». При этом выбор студент может сделать, самостоятельно оценив свои возможности, или по рекомендации преподавателя после выполнения соответствующих диагностических заданий. Преподаватель может предложить студенту более «плотный» курс, повышающий уровень орфографической грамотности, или же более «широкий», связанный с культурой письма.
Изучение дисциплины «Основы русской орфографии» позволит развить языковую компетенцию студентов через овладение ими нормами письменной речи с помощью закрепленного в языке свода орфографических правил. Изучение второй элективной дисциплины позволяет совершенствовать языковой компетенцию через овладе-
ние системой знаний о письменной речи, своде правил ее нормативного оформления при использовании в различных сферах учебной и профессиональной деятельности
Изучение фундаментального академического курса современного русского языка нацелено на формирование у студентов лингвистической компетентности, включающей в себя знание современного русского языка в теоретическом освещении и прикладные умения лингвистического анализа.
Для качественной профессиональной подготовки дефектолога необходимо подробное изучение всех разделов дисциплины («Фонетика и графика», «Лексикология», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис», «Теория текста»), что делает необходимым большой объем аудиторной и самостоятельной работы студентов. Роль аудиторных занятий усиливается в связи с тем, что в последние годы наблюдается значительное снижение уровня лингвистических знаний и владения русским языком студентов, поступающих на дефектологический факультет.
С целью формирования у студентов готовности к использованию лингвистических знаний в вариативную часть профильного цикла введена дисциплина «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности». В ее содержании выделяются разделы, посвященные профессионально ориентированной систематизации лингвистических знаний, обучению студентов выявлению лингвистической сущности
нарушений речевого развития и использованию приемов лингвистического анализа в работе дефектолога.
Дисциплина «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» является завершающей частью лингвистического модуля для бакалавров. Изучение всех остальных дисциплин начинается в III семестрах и опирается на те знания, которые получены студентами в процессе довузовского обучения (школа, колледж). Это определяет специфику диагностического (вход-ного)контроля знаний.
Цель диагностического контроля - оценить уровень лингвистических знаний, уровень речевой культуры и грамотности студентов, а также их представления о профессиональной речи дефектолога и роли русского языка в их будущей профессии.
Для достижения этой цели используются различные средства и способы контроля в устной и письменной формах, определяемые в зависимости от задач и содержания конкретной дисциплины:
• диктанты (орфографическая и пунктуационная грамотность);
• тесты (уровень знаний по русскому языку);
• устные опросы (уровень знаний, особенности устной речи, владение техникой речи, умения выразительного чтения)
• эссе (владение письменной речью, уровень и характер осмысления проблемы);
• дискуссии (уровень развития устной речи, полемические умения).
Подобные средства используются и для текущего контроля знаний студентов, однако при этом решаются иные задачи - диагностика уровня освоения знаний, умений, навыков и, при необходимости, их корректировка. Помимо названных способов и средств контроля могут использоваться коллоквиумы, предполагающие обсуждение принципов и результатов выполнения практических заданий, контрольные работы (например, грамматический разбор), диктанты с самопроверкой и др.
Использование технологий модульного обучения предполагает большой объем и интенсивность самостоятельной работы студентов. Могут использоваться разнообразные виды самостоятельной работы:
• конспектирование, аннотирование, реферирование литературы и подготовка сообщений по изученному материалу (при этом оценивается не только информационная составляющая, но и качество устной речи, а также соблюдение норм составления письменных текстов определенного жанра);
• составление глоссариев и картотек;
• выполнение тренировочных заданий и упражнений, подбор материала к ним (в том числе с использованием электронных тренажеров и Интернет-ресурсов);
• разработка учебно-измерительных материалов (подбор профессионально ориентированных текстов разных жанров и стилей, а также заданий для практических занятий, составление самостоятельных творческих диктантов и др.);
•подготовка творческих, исследовательских, информационных проектов.
Модульная структура лингвистической подготовки предполагает реализацию междисциплинарных связей как внутри модуля, так и вне его.
Уже рассмотренное нами внутримодульное целевое и содержательное единство подкрепляется реализацией соответствующих технологий обучения:
•проведение «круглых столов», дискуссий, предполагающих составление и анализ письменного текста заданного жанра, комментированное выразительное чтение текста, редактирование и трансформацию текста;
• проведение бинарных лекций преподавателями (например, преподавателями русского языка и техники речи по теме «Лингвистический анализ текста»);
• проектная деятельность студентов (например, исследовательский проект «Речь современной молодежи»).
Внешние междисциплинарные и межмодульные связи реализуются по-разному в зависимости от того, направлены ли они к дисциплинам, которые изучались ранее, изучаются параллельно либо будут изучаться в дальнейшем.
Преемственные связи реализуются через применение уже имеющихся знаний, умений, навыков в процессе обучения, а также диагностический контроль.
Междисциплинарные связи с параллельно изучаемыми дисцип-
линами могут быть реализованы посредством:
• подбора материала для упражнений (лингвистический анализ образцов детской речи, материалов из диагностических и коррекционно-развивающих пособий);
• составления глоссариев (словарь лингвистических терминов, используемых в логопедии, сурдопедагогике и др.);
• подготовки проектов (создание стенда «Ребенок с ОВЗ: система педагогической и правовой помощи» с привлечением текстов и материалов дисциплины «Правоведение с основами семейного права инвалидов», написанных в научнопублицистическом и официальноделовом стиле; исследовательский проект «Грамматический строй русского языка и проявления аг-рамматизма при нарушениях речи»).
Междисциплинарные пропедевтические связи реализуются через освоение предметного содержания дисциплин лингвистического модуля, проектную деятельность студентов (информационные проекты «Перцептивная фонетика» для студентов-сурдопедагогов, «Инто-
нация и эмоции» для будущих специальных психологов). Освоение рассматриваемого модуля создает базу для изучения лингвометодических дисциплин и спецкурсов, а также дисциплин, раскрывающих различные аспекты исследования речи и речевой деятельности. Знания, умения и навыки, полученные в процессе лингвистической подготовки необходимы для исследова-
тельской деятельности студентов (написание рефератов, курсовых, квалификационных работ), для прохождения педагогической практики.
Дальнейшая лингвистическая подготовка в магистратуре предполагает обобщение, интеграцию системы лингвистических и профессиональных знаний.
Дисциплина «Современные лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии» нацелена на формирование у студентов готовности к профессиональной деятельности через ознакомление с актуальными теоретическими и методологическими концепциями современной лингвистики, формирование целостного представления о системе взаимосвязей лингвистики и дефектологии, формирование практических умений, обеспечивающих реализацию лингвистического аспекта изучения и коррекции нарушений развития.
В процессе изучения данной дисциплины рассматриваются основные направления исследования языковой системы в лингвистике, коммуникативные аспекты изучения языка, интегративные области лингвистических знаний (психо-
лингвистика, социолингвистика, нейролингвистика, онтолингвистика и др.), возможности и способы реализации лингвистических исследований в профессиональной деятельности дефектолога.
Таким образом, выстроенная модульная система лингвистической подготовки будущих дефектологов выступает как фактор обеспечения качества профессионального образования, определенное условие реализации концепции ВПО, построенной на основе ком-петентностного подхода.
Литература
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 специальное (дефектологическое) образование [Электронный ресурс] Режим достцу-па : mpgu.edu>учебно-методичес-кое объединение> 050700-
bakalavr.doc
2. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас, 1989.