УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Е.З. ЯХНИНА
кандидат педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected] Тел. 8 916 551 97 89
О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ» К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЮ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ УСТНОЙ РЕЧИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика») к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха: подходы к проектированию содержания учебной дисциплины «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха» и специального модуля по выбору, пути активизации учебной деятельности студентов.
Ключевые слова: подготовка бакалавров, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Сурдопедагогика», обучение восприятию и воспроизведению устной речи, лица с нарушениями слуха, профессиональные компетенции, системно-модульный подход, активизация учебной деятельности студентов.
Подготовка бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
(профиль «Сурдопедагогика») к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха является одной из важнейших задач сурдопедагогического образования, обусловленной значимостью развития у глухих и слабослышащих устной речи как «наиболее употребительного способа общения, ...носителя языка, важнейшего инструмента мышления» (Ф.Ф.Рау, 1973, с.3).
В современной отечественной системе специального образования обучение устной речи рассматривается как важное условие формирования личности, получения полноценного образования, социальной адаптации лиц с нарушениями слуха (И.Г. Багрова, К. А. Волкова, С. А.Зыков, Т.С. Зыкова,
А.Г. Зикеев, Е.П. Кузьмичева, К.Г. Коровин,
Т.К. Королевская, Э.И. Леонгард, Л.П. Носкова,
Т.В. Пелымская, А.Н. Пфаффенродт, Ф.Ф. Рау,
Н.Ф. Слезина, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.).
В истории высшего сурдопедагогического образования одно из центральных мест всегда занимала дисциплина «Методика обучения устной речи»
(Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, 1955, Ф.Ф. Рау, В.И. Бельтюков,
К.А. Волкова и др., 1976 и др.).
Результаты научных исследований в области развития слухового восприятия у лиц с нарушениями слуха, начиная с младенческого возраста, про© Е.З. Яхнина
веденных в 70-80-ых годах XX века в Институте дефектологии по инициативе его директора академика Т.А. Власовой под руководством доктора педагогических наук, профессора Кузьмичевой Е.П., их внедрение в систему специального образования послужили основанием для включения в учебный план подготовки сурдопедагогов дисциплины «Методика развития слухового восприятия».
С введением ГОС ВПО по специальности 031600 «Сурдопедагогика» подготовка специалистов к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи детей с нарушениями слуха осуществлялась, прежде всего, в процессе овладения студентами содержанием дисциплин предметного блока «Методика обучения устной речи (с фонетической ритмикой)» (Т.И. Галишникова, Е.З.Яхнина, 2005) и «Методика развития слухового восприятия» (Л.А. Плуталова, 2005). В содержании этих дисциплин раскрывались теоретические основы, методика обучения, системы развития слухового восприятия и обучения произношению детей с нарушениями слуха младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста. К достоинствам курсов, по нашему мнению, следует отнести разработку содержания на основе фундаментализации образовательных программ, реализации принципов научности, системности, систематичности, доступности и развивающего обучения, преемственности на основе междисци-
плинарных и внутрипредметных связей, необходимости и достаточности с позиций достижений сурдопедагогической науки и практики, смежных наук, а также гуманитарной направленности образования. Однако, необходимо указать и на определенные недостатки, обусловленные выделением в учебном плане двух самостоятельных дисциплин - «Методика обучения устной речи (с фонетической ритмикой)» и «Методика развития слухового восприятия»: в курсах дублировалось содержание некоторых тем, связанных с теоретическими основами развития слухового восприятия и произносительной стороны речи у детей при нормальном и нарушенном слухе, а также с организационными формами работы в данном направлении в системе специального образования; несмотря на то, что содержание данных дисциплин разрабатывалось на основе межпредметных связей, раскрытие в двух самостоятельных курсах вопросов развития речевого слуха и обучения произношению не позволяло в полной мере сформировать у студентов готовность к ее планированию и проведению в едином педагогическом процессе на уроках, фронтальных и индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, во внеурочное время и др.
Отметим, что в соответствии с ГОС ВПО, профессиональная подготовка студентов в области обучения устной речи расширялась и совершенствовалась за счет овладения ими содержанием дисциплин « Методика музыкально-ритмических занятий» (Яхнина Е.З., 2003, 2005) и «Педагогические технологии воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста» (Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В., Яхнина Е.З., 2005), в которых также рассматривались вопросы развития слухового восприятия и обучения произношению детей с нарушениями слуха с учетом межпредметных связей. Ценным являлось и проведение целенаправленной педагогической практики по данному направлению коррекционноразвивающей работы.
На кафедре сурдопедагогики дефектологического факультета МПГУ были разработаны и внедрены ряд дисциплин по выбору, связанных с раскрытием зарубежных технологий, а также актуальных проблем формирования устной речи у лиц с нарушениями слуха, в том числе разработанных на кафедре и внедренных в систему специального образования: «Основы верботональной системы реабилитации лиц с нарушениями слуха» (Руленкова Л.И., Яхнина Е.З., 2000), «Развитие ритмико-интонационной структуры устной речи у детей с нарушениями слуха» (Яхнина Е.З., 2000), «Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей» (Яхнина Е.З., 2009) и др.
Важно отметить, что в соответствии с ГОС ВПО были подготовлены и изданы рабочие программы и учебно -методические комплексы по дисциплинам «Методика развития слухового восприятия», «Методика обучения устной речи (с фонетической ритмикой)», «Методика музыкально - ритмических занятий» (2005, 2009), а также учебные пособия для студентов вузов (Назарова Л.П., 2001, Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю., 2001, Яхнина Е.З., 2003, К.А. Волкова, В.Л. Казанская,
О.А. Денисова, 2008 и др.).
Введение ФГОС ВПО по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» послужило основанием для разработки новых подходов к подготовке бакалавров к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха, базирующихся на методологии инновационных технологий высшего профессионального образования, достижениях вузовской системы сурдопедагогического образования, современных педагогических технологиях развития нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у лиц с нарушениями слуха.
В учебный план подготовки бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль « Сурдопедагогика») включена новая интегрированная дисциплина «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи» (модуль 3.2.5 «Технологии образовательнокоррекционной работы с лицами, имеющими нарушения слуха»).
При проектировании содержания дисциплины реализован компетентностный подход, целевой установкой которого является формирование у выпускников компетенций как интегративных показателей профессиональных, психологических и социальных качеств личности, обеспечивающих их применение в профессиональной деятельности. Компетентность как результат овладения компетенциями представляет собой сложное и многоуровневое образование, включающее когнитивный, поведенческий и ценностный компоненты (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.).
Процесс изучения дисциплины «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха» направлен на формирование следующих компетенций бакалавра: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуальнодифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1); готовность к организации коррекционноразвивающей среды, ее методическому обеспече-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
нию и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8); способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10); способность использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В ходе изучение дисциплины большое внимание уделяется развитию таких компетенций, как способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2); готовность к использованию в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3).
Бакалавр по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика») должен быть подготовлен к профессиональной деятельности по обучению восприятию и воспроизведению устной речи у разных категорий лиц с нарушениями слуха с учетом их возраста (детей младенческого, раннего, дошкольного, школьного возраста и взрослых), степени (глухота, тугоухость) и характера нарушения слуха, времени его нарушения (долингвальное или постлингвальное нарушение слуха), наличия комплексных нарушений развития, особенностей
слухопротезирования и специального (коррекционного) психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах - интернатах (школах) I и II видов, в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, в психолого- педагогических центрах реабилитации и коррекции, в учреждениях профессионального образования, а также в учреждениях здравоохранения (сурдологических центрах, кабинетах и др.), в медико- психологопедагогических комиссиях.
Проектирование интегрированной дисциплины обосновано, прежде всего, тем, что в системе специального образования развитие восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушениями слуха осуществляется как единый процесс, базирующийся на закономерностях становления и развития устной речи при нормальном слухе (В.И. Бельтюков, И.Г. Багрова, К.А. Волкова,
Н.И. Жинкин, Е.И. Исенина, Е.П.Кузьмичева, Леонгард Э.И., Леонтьев А.А., Лепская Н.И., Рау Ф.Ф., Салахова А.Д., Слезина Н.Ф., Пелым-ская Т.В., Шматко Н.Д., Цейтлин С.Н. и др.).
Создание интегрированного курса позволяет представить теоретические основы развития слухового восприятия и произносительной стороны речи у детей с нормальным и нарушенным слухом в их единстве, во взаимосвязи и взаимовлиянии процессов восприятия и воспроизведения устной речи. В дисциплине раскрывается единый педагогический процесс развития нарушенной слуховой функции, слухозрительного восприятия устной речи и произношения как одно из важнейших направлений целостной системы образовательно-коррекционной работы, созданной и реализуемой в нашей стране с учетом возраста, состояния, причин, времени и характера нарушения слуха, особенностей слухопротезирования, наличия комплексных нарушений развития, организации и проведения медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями слуха в условиях специального или инклюзивного образования, семейного воспитания и др.
Введение интегрированной дисциплины позволяет рассмотреть в единстве вопросы организации и проведения специальной (коррекционной) работы в данном направлении в разных организационных формах образовательно-коррекционного процесса (на общеобразовательных уроках, индивидуальных и занятиях по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально - ритмических занятиях, фронтальных занятиях в слуховом кабинете, во внеурочное время и др., а также на фронтальных занятиях по различным разделам программы и
специальных индивидуальных и фронтальных занятиях в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов и др.) при реализации дифференцированного и индивидуального подходов. При этом методические вопросы развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, обучения произношению, дифференцированные методики динамического изучения развития речевого слуха, восприятия неречевых звучаний, состояния произносительной стороны речи у лиц с нарушениями слуха, планирования работы рассматриваются в специальных разделах и темах дисциплины.
При проектировании дисциплины реализован системно-модульный подход. Дисциплина включает 12 модулей, в содержании которых раскрываются:
• теоретические основы развития восприятия и воспроизведения устной речи при нормальном и нарушенном слухе;
• педагогические технологии выявления нарушений слуха у детей (начиная с младенческого возраста) и взрослых как части комплексного аудиолого - педагогического обследования;
• методика развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний (выработка условной двигательной реакции при восприятии речевых и неречевых стимулов; использование разных типов электроакустической аппаратуры; обучение различению, опознаванию, распознаванию на слух неречевых звучаний, слов, словосочетаний, фраз с учетом состояния слуха, возраста, индивидуальных особенностей и др.; обучение восприятию текстов; принципы отбора речевого материала);
• методика обучения произношению (развитие речевого дыхания, работа над голосом, звуковым составом речи, ее ритмико-интонационной структурой, словами и фразами с учетом состояния слуха, времени его потери, возраста, индивидуальных особенностей и др.; принципы отбора речевого материала);
• система работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у детей младенческого и раннего возраста (задачи, организация, содержание коррекционноразвивающей работы, динамическое изучение ее результатов, анализ и планирование, консультирование родителей (законных представителей) и др.);
• система работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у детей дошкольного возраста в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов (задачи, организация, содержание коррекционноразвивающей работы, ее проведение в разных формах образовательно-коррекционного процесса, динамическое изучение результатов обучения, анализ
и планирование, ведение нормативной документации; методическая работа; консультирование родителей (законных представителей);
• система работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах I вида (задачи, организация, содержание коррекционно-развивающей работы, ее проведение в разных формах образовательно-коррекционного процесса в младших, средних и старших классах, во внеурочное время, динамическое изучение результатов обучения, анализ и планирование, ведение нормативной документации; методическая работа; консультирование родителей (законных представителей);
• система работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у слабослышащих детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах II вида (задачи, организация, содержание коррекционно-развивающей работы, ее проведение в разных формах образовательнокоррекционного процесса в младших, средних и старших классах, во внеурочное время, динамическое изучение результатов обучения, анализ и планирование, ведение нормативной документации; методическая работа; консультирование родителей (законных представителей);
• коррекционно-развивающая работа по восстановлению и развитию устной коммуникации у внезапно оглохших детей и взрослых,
• специальное психолого-педагогическое сопровождение глухих детей и взрослых при кохлеарной имплантации;
• особенности организации и проведения специальной (коррекционной) работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного образования, семейного воспитания, в учреждениях здравоохранения и психолого-педагогического сопровождения;
• развитие восприятия и воспроизведения устной речи у лиц с нарушениями слуха в процессе профессионального образования.
Проектирование содержания дисциплины на основе системно-модульного подхода предполагает базирование на компетенциях, сформированных в процессе предшествующего образования в ходе освоения содержания дисциплин «Информационные технологии в специальном образовании»; «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», «Психолингвистика», «Современный русский язык», «Сурдопедагогика», «Сурдопсихология», «Аудиология и слухопротези-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
рование». В свою очередь, профессиональные ком -петенции, сформированные в курсе «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха», используются при изучении следующих дисциплин: «Технологии музыкально-ритмической работы с детьми дошкольного и школьного возраста», «Технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I и II видов», «Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста», «Технологии инклюзивного обучения», «Психолого-педагогическое помощь семье, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха», а также дисциплин модуля по выбору студентов «Слухоречевая реабилитация лиц с нарушениями слуха», при прохождении педагогической практики, при подготовке студентов к итоговой государственной аттестации.
При разработке содержания модулей дисциплины учитывалась значимость фундаментализации образовательных программ при отборе учебных элементов и раскрытии их содержания. Модули дисциплины разработаны на основе принципов научности, системности, систематичности, доступности и развивающего обучения, преемственности с учетом междисциплинарных и внутрипредмет-ных связей, необходимости и достаточности с позиций достижений сурдопедагогической науки и практики, смежных наук, а также гуманитарной направленности образования, создания условий для развития мотивации и удовлетворения потребности личности в самоактуализации, самообразовании, в проявлении и раскрытии творческих способностей, в инициативности и мобильности.
Важное значение придается системному анализу общих положений и различий в технологиях развития восприятия и воспроизведения устной речи у детей и взрослых с нарушениями слуха в зависимости от его состояния, слухопротезирования, времени нарушения, возраста, особенностей организации и проведения образовательно-коррекционной работы.
Приоритетное использование в курсе личност-но ориентированных технологий, в основу которых положен диалогический подход, определяющий субъект - субъектное взаимодействие студента и преподавателя, способствует саморазвитию личности будущего сурдопедагога, его открытости к инновационной деятельности и взаимодействию с различными участниками образовательного процесса (учащимися и их родителями, коллегами), к самостоятельному выявлению актуальных профессиональных проблем, разработке конструктивных путей их решения.
Реализация системно-модульного подхода позволила существенно сократить сроки формирования у студентов профессиональных компетенций, предусмотренных в дисциплине «Технологии обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха». Это согласуется с мнением Смирнова С. Д.: системно-модульный подход позволяет «избежать повторного обращения примерно к трети учебного материала, который располагается в зоне взаимного перекрытия тем или даже различных дисциплин» (Смирнов С. Д., 2009, с.193).
В учебном плане бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика) предусматривается педагогическая практика в 6 семестре (6 недель, 9 зачетных единиц), что имеет большое значение для формирования профессиональных компетенций выпускника. Подчеркнем значимость проведения педагогической практики студентов на базе специально подготовленных образовательных учреждений, в которых на основе Договора с кафедрой ведется совместная с педагогическим коллективом научно-исследовательская опытноэкспериментальная работа преподавателями, аспирантами и студентами. Важным является и включение студентов в процессе прохождения педагогической практики в инновационную деятельность образовательного учреждения.
С целью повышения качества подготовки бакалавров к профессиональной деятельности в области обучения устной речи лиц с нарушениями слуха на кафедре сурдопедагогики МПГУ под руководством зав. кафедрой профессора Речицкой Е.Г. разработан модуль дисциплин по выбору «Слухоречевая реабилитация лиц с нарушениями слуха». Выделение данного модуля в целом и отдельных дисциплин, включенных в него, обусловлено социальным запросом, связанным со значимостью обучения устной речью лиц с нарушениями слуха как условия их наиболее полноценного развития, получения качественного общего и профессионального образования, адаптации в обществе, трудоустройства; потребностями работодателя в сурдопедагогических кадрах с углубленной подготовкой к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха; значимостью обеспечения студентам индивидуального образовательного маршрута в системе высшего профессионального образования в соответствии с их познавательными интересами, потребностями в мобильности при трудоустройстве, востребованности как сурдопедагога, подготовленного к реализации инновационных педагогических технологий развития восприятия и
воспроизведения устной речи в системе комплексного сопровождения разных категорий лиц с нарушениями слуха.
Образовательные технологии, используемые при подготовке бакалавров к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха, предполагают активизацию учебной деятельности студентов в процессе аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы, формирование мотивации к высокому качеству овладения профессиональными компетенциями, саморазвитию личностных качеств, необходимых сурдопедагогу.
Пути активизации учебной деятельности студентов при подготовке к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха включают:
1. Изучение подготовленности студентов к овладению содержанием дисциплины на основе компетенций, сформированных при овладении содержанием курсов в предыдущий период обучения в вузе (контрольное тестирование), своевременное устранение выявленных недостатков.
2. Широкое внедрение интерактивных технологий, ориентированных на развитие активности и самостоятельности обучающихся: проведение проблемных лекций, лекций - дискуссий, включение в лекции методического анализа педагогических ситуаций, представленных в видеозаписи; применение на практических занятиях учебных деловых игр, реализация методов проектов, кейсов, «мозгового штурма», подготовка студентами портфолио, проведение коммуникативных упражнений (в том числе направленных на устранение конфликтных ситуаций), ситуационных упражнений, а также самопрезентаций и защиты творческих работ. Наряду с этим сохраняют значимость традиционные формы и виды аудиторной работы, способствующие глубокому освоению студентами содержания дисциплины, их подготовке к практической деятельности: изучение научно-методической литературы по актуальным проблемам и презентация результатов работы, в том числе с использованием новых информационных технологий, методический самоанализ и анализ самостоятельно разработанных конспектов уроков и занятий, анализ результатов обследования учащихся и выработка соответствующих рекомендаций, проектирование различных мероприятий по консультированию родителей (законных представителей), выступлений перед общественностью, др.
3. Систематическое использование новых ин-
формационных технологий в аудиторной и внеаудиторной работе, включая компьютерные презентации при проведении лекций преподавателями, защите творческих работ студентами, ситуативном моделировании ими фрагментов уроков и занятий с детьми.
4. Активизация внеаудиторной самостоятельной работы с учетом характера познавательной деятельности обучаемых в соответствии с уровнем знаний, что предусматривает последовательное выполнение заданий, соответствующих четырем уровням усвоения (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур, 1989); широкое использование формирующего тестирования, обеспечивающего систематический самоконтроль усвоения учебного материала студентами и способствующего развитию у них рефлексивной культуры, ценностно-смыслового отношения к будущей профессии, стремления к самообразованию, способностей к проектированию собственной образовательной деятельности.
5. Систематический контроль формирования профессиональных компетенций, в том числе проведение на каждом практическом занятии контрольного тестирования (не более 10-15 минут), включающего задания по основным учебным элементам изучаемой темы; своевременное устранение студентами выявленных недостатков;
6. Использование бально-рейтинговой системы оценивания учебной деятельности студентов как условия повышения их активности, стремления к наилучшим результатам освоения дисциплины;
7. Создание педагогических условий для развития инициативы и творческого поиска студентов, приобщение их к НИРС, обобщению результатов научно-исследовательской деятельности в форме докладов (с компьютерными презентациями), статей и др., выступлениям на научных студенческих конференциях и семинарах;
8. Включение в содержание итогового контроля, наряду с вопросами, разработанными в соответствии с формируемыми компетенциями, комплексных заданий, связанных с решением или методическим анализом педагогических ситуаций, а также результатов обследования восприятия и воспроизведения устной речи детьми с нарушениями слуха, планированием работы.
Комплексная реализация рассмотренных педагогических условий будет способствовать реализации запросов социума в качественной подготовке бакалавра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль
«Сурдопедагогика») к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизведению устной речи лиц с нарушениями слуха.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Библиографический список
1. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи: учебное пособие для студ. учреждений высшего профессионального образования. Под ред. Назаровой Н.М. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 336с.
2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 400с.
3. Сборник рабочих программ дисциплин предметной подготовки по специальности 031600 сурдопедагогика. Под ред Речицкой Е.Г. М.: Прометей, 2005. 384с.
4. Совершенствование подготовки сурдопедагогов в новых условиях высшего педагогического образования: учебно-методические комплексы. Под ред Речицкой Е.Г. М.: Прометей, 2009. 528с.
5. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Б.П.Пузанова. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 272 с.
6. Яхнина Е.З., Макарова О.В. Использование тестирования в процессе высшего профессионального образования (на примере подготовки сурдопедагогических кадров). Ученые записки Орловского государственного университета. 2010. №3 (37), часть 2.
E.Z. YAKHNINA
BACHELORS’ PREPARATION (AREA- SPECIAL (DEFECTOLOGY) EDUCATION) IN THE FIELD OF HEARING PERCEPTION AND REPRODUCTION OF ORAL SPEECH EDUCATION OF PEOPLE WITH HEARING IMPAIRMENTS
The article is dedicated to the actual problems of bachelors’ preparation (Area- Special (Defectology) education, specialization -special education of hearing impairments people) in the field of development of hearing perception and reproduction of oral speech ofpeople with hearing impairments. Thefollowing questions are reviewed in the article: development of the teachers’ preparation for oral speech education of children with hearing impairments, elaboration of the content of the course “The methods of teaching of oral speech perception and reproduction to people with hearing impairments” and a special module (on students’ choice) on oral speech education, ways to enhance students’ learning activities.
Key words: Bachelors’ preparation, area- special (Defectology) education, the methods of teaching of oral speech perception to people with hearing impairments, professional competence, systematic- modular approach, ways to enhance students' learning activities.