Научная статья на тему 'Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов в процессе стандартизации высшего профессионального образования'

Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов в процессе стандартизации высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
409
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЯ / SPEECH THERAPY / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION STANDARDIZATION / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCY / LINGUISTICS TRAINING / TRAINING CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмазова Анна Алексеевна

В статье анализируется роль лингвистики в системе подготовки логопедов. На основе анализа стандартов и образовательных программ разных поколений прослеживаются изменения, касающиеся направленности лингвистической подготовки студентов, и рассматривается содержание лингвистической составляющей профессиональной компетентности логопеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TENDENCIES OF SPEECH THERAPISTS LINGUISTIC TRAINING IN THE PROCESS OF HIGHER EDUCATION STANDARDIZATION

The article analyzes the role of linguistics in the system of speech therapist training. Analyzing standards and curriculums of different generations, the author examines the changes concerning the direction of students linguistic training, as well as the content of the linguistic component of speech therapists professional competency.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития лингвистической подготовки логопедов в процессе стандартизации высшего профессионального образования»

#

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛОГОПЕДОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT TENDENCIES OF SPEECH THERAPISTS' LINGUISTIC TRAINING IN THE PROCESS OF HIGHER EDUCATION STANDARDIZATION

А. А. Алмазова

В статье анализируется роль лингвистики в системе подготовки логопедов. На основе анализа стандартов и образовательных программ разных поколений прослеживаются изменения, касающиеся направленности лингвистической подготовки студентов, и рассматривается содержание лингвистической составляющей профессиональной компетентности логопеда.

Ключевые слова: логопедия, стандартизация высшего образования, лингвистическая подготовка, содержание обучения, компетенция.

Ä. A. Almazova

The article analyzes the role of linguistics in the system of speech therapist training. Analyzing standards and curriculums of different generations, the author examines the changes concerning the direction of students' linguistic training, as well as the content of the linguistic component of speech therapists' professional competency.

Keywords: speech therapy, higher education standardization, linguistics training, training content, competency.

В2010 г. Министерством образования и науки РФ был утвержден Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по впервые выделенному направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Таким образом, подготовка дефектологов получила статус отдельного образовательного поля. В этом поле выделяются профили подготовки студентов, ориентированные на различные отрасли дефектологии, одним из которых является логопедия.

Структура логопедических знаний достаточно сложна и вырастает на основе данных медико-биологических, лингвистических, психологических, педагогических, социальных наук. При этом лингвистика занимает в этом ряду важнейшую позицию хотя бы потому, что отклонения от языковых и речевых норм могут быть констатированы лишь в том случае, если известны сами нормы. Исходя из этого нами предпринята попытка рассмотреть содержание и направленность лингвистической подготовки логопедов, основываясь на анализе стандартов ВПО различных поколений и основанных на них образовательных программ и учебных планов.

Анализ стандартов (1995, 2000, 2005 гг.) высшего профессионального образования по специальности «Логопедия» показал следующее.

Важнейшим и основным предметом стандартизации являются требования к результатам образования, благодаря чему можно понять, какого специалиста мы хотим получить «на выходе» из вуза. Стандартизируются как общие итоговые характеристики выпускника как специалиста в определенной профессиональной области, так и отдельные компоненты, обеспечивающие различные виды профессиональной деятельности. В связи с этим итоговые

требования представляются как обобщенные формулировки, описывающие личность выпускника в целом, либо как суммарный вывод по итогам изучения дисциплины или блока дисциплин.

Таким образом, итоговые показатели, характеризующие подготовленность выпускника к профессиональной деятельности, имеют различное наполнение, определяемое основной направленностью стандарта.

Стандарты первого поколения были ориентированы в первую очередь на определение и закрепление «минимума содержания образования». Освоение этого минимума и являлось основным требованием к результатам образования, о чем свидетельствуют названия тех пунктов Стандарта-1995, в которых раскрываются итоговые требования: общие требования к подготовке специалиста (п. 2); внутри него - общие требования к образованности специалиста (п. 2.1), требования к знаниям и умениям по дисциплинам различных циклов (п. 2.2) [1].

Несколько меняется подход к оценке результативности образования в стандарте второго поколения (2000 г.) и его откорректированном варианте (2005 г.): сначала дается квалификационная характеристика выпускника (п. 1.3) как формулировка общего представления о результатах обучения, которая в дальнейшем уточняется через требования к профессиональной подготовленности специалиста (п. 7.1) [2; 3].

Следует отметить, что во всех стандартах подготовки специалиста (1995, 2000, 2005 гг.) отмечена необходимость владения русским языком как государственным языком РФ, которое отнесено к общим требованиям подготовленности специалиста, а также сформулировано требование свободного владения языком, на котором ведется преподавание. Нам представляется неправомер-

Ф

ным вынесение этого требования в качестве итогового, так как такое владение должно быть достигнуто к моменту начала обучения, то есть это могло бы быть «входным», а не «выходным» требованием.

Владение русским языком является необходимым («фоновым») для достижения остальных результатов, и подавляющее большинство квалификационных требований напрямую или опосредованно увязаны с владением русским языком во всех вариантах стандарта.

К результатам обучения, косвенно имеющим в своей основе владение языком и осознание его сущности, можно отнести, например, следующие (Стандарт-1995, общие требования) [1, с. 3-4]:

- «осознает личностную и социальную значимость своей профессии; обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности»;

- «знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет различными способами познания и освоения окружающего мира».

Личностная и социальная значимость логопедии заключается, на наш взгляд, в возможности преодоления нарушений, связанных с трудностями и ограничениями в освоении и использовании языка как основного средства коммуникации, орудия и способа познания и освоения действительности, а также средства сохранения и трансляции культурно-исторического наследия.

В основе следующего требования - владеть «системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности» - лежит представление о том, что духовная составляющая человека во многом формируется и реализуется через язык. Как заметил нобелевский лауреат Октавио Пас, человек - «существо словесное», индивидуальный, личностный мир человека «только и может быть выражен словом» [4, с. 202-203].

В Стандарте-1995 говорится и о необходимости владеть «профессиональным языком предметной области знания», уметь «корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания», а также владеть «современными методами поиска, обработки и использования информации», уметь «интерпретировать и адаптировать информацию для адресата». Очевидно, что способность к интерпретации, аргументации, адаптации информации напрямую зависит от уровня владения языком, степени сформированности речи, уровня развития вербально-логического мышления.

В стандарте также выделяются общие и частные требования к выпускнику, связанные напрямую с изучением дисциплин лингвистического цикла. Так, выпускник должен: обладать культурой мышления, речи, общения; иметь представление о языкознании; знать условия и формы речевой коммуникации, владеть техникой речевой деятельности; знать основы психолингвистики; владеть системой знаний о закономерностях

общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения.

В стандарте второго поколения (2000-2005 гг.) не выделяются общекультурные квалификации, требования стандарта носят в большей степени практико-ориентиро-ванный характер и увязываются с видами профессиональной деятельности: учебно-воспитательной; диагно-стико-аналитической; коррекционно-развивающей; социально-педагогической; научно-методической; консультативной; культурно-просветительной; организационно-управленческой. Так, в стандарте (вариант 2005 г.) представлен перечень типовых задач профессиональной деятельности различных видов, решать которые должен уметь выпускник. Решение многих из них требует высокого уровня владения языком. Например:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; организация и проведение внеклассных мероприятий (учебно-воспитательная деятельность);

- коррекционное обучение детей, подростков и взрослых с нарушениями речи (коррекционно-развиваю-щая деятельность);

- проведение профориентационной работы (социально-педагогическая деятельность);

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений (научно-методическая деятельность);

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения (консультативная деятельность);

- формирование общей культуры учащихся (культурно-просветительная деятельность);

- ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт (организационно-управленческая деятельность) [3, с. 28].

Требования к уровню подготовленности выпускника определяются в категориях «должен знать, уметь, владеть...», но конкретные знания и умения, формируемые при изучении дисциплин, вынесены в соответствующие примерные программы.

В области лингвистической подготовки стандарты второго поколения в большей мере ориентируют на прикладное владение русским языком, а не на фундаментальное знание сущности языка, языковых процессов, связей языка, личности и общества. Такая трактовка лингвистической составляющей квалификационной характеристики логопеда является, на наш взгляд, недостаточной для эффективной реализации всех видов профессиональной деятельности.

Одна из основных миссий стандарта - обеспечение единого российского образовательного пространства, что отразилось в виде унификации требований не только к результатам подготовки специалистов, но и к процессу и содержанию обучения. В стандартах первого и

второго поколений дано полное и детализированное описание предметного поля изучаемых дисциплин. Как уже отмечалось, в стандарте 1995 г. результаты усвоения этого содержания и легли в основу итоговых требований к специалисту.

Проанализируем представленный минимум содержания образования.

В Стандарте-1995, где наиболее подробно раскрыт обязательный содержательный минимум образования, рассмотрим две группы дисциплин: 1) дисциплины, имеющие выраженные междисциплинарные связи с лингвистикой, 2) дисциплины собственно лингвистического цикла.

К первой группе, как следует из содержательного наполнения, могут быть отнесены «Логика», «Этика», «Культурология», «Этнология», «Литература с основами литературоведения», в которых предусматривается рассмотрение проблем, связанных с выявлением сущности различных аспектов функционирования языка. Например, соотношение логики и языка, этнолингвистическая классификация народов, сущность этикета и др.

Междисциплинарные связи устанавливаются при изучении дисциплин не только общекультурной направленности, но и входящих в блоки психолого-педагогической и предметной подготовки. К таковым можно отнести: «Социальная психология. Психология общения» (проблемы соотношения языка и коммуникации), «Психология детей с проблемами в развитии» (речь как психический процесс, соотношение мышления и речи), «Дошкольная педагогика» (освоение языка в онтогенезе), «Педагогическая техника в воспитании детей с проблемами в развитии» (педагогическое общение), «Логопедия с историей логопедии» и «Методика начального обучения русскому языку» (непосредственно используют данные языкознания).

Из дисциплин, заявленных в Стандарте-1995, к лингвистическому циклу могут быть отнесены дисциплины общекультурной подготовки «Русский язык с основами языкознания», «Культура речи», а также «Основы психолингвистики», входящие в психолого-педагогический блок.

В Стандарте-2000 требования к содержательному минимуму основной образовательной программы несколько трансформированы: изменены названия блоков, внесены корректировки в перечень дисциплин, уточнено предметное поле. Однако содержание дисциплин по-прежнему представлено достаточно подробно, содержательный минимум оказывается не просто ориентиром, но жесткой рамкой, в которой должно вестись преподавание.

Следуя избранной логике, рассмотрим заявленные дисциплины.

К дисциплинам лингвистического цикла относим следующие: «Русский язык и культура речи» (блок «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» - ГСЭ), «Психолингвистика» (блок «Общепрофессиональные дисциплины» - ОПД), «Практикум по поста-

новке голоса и выразительности чтения», «Русский язык с основами языкознания» (блок «Дисциплины предметной подготовки» - ДПП).

Сравнение с предыдущим вариантом стандарта показывает, что дисциплина «Русский язык с основами языкознания» перемещена из общекультурного блока в блок дисциплин предметной подготовки. Это указывает на значимость данной дисциплины для профессиональной деятельности логопеда. Кроме того, на наш взгляд, это подчеркивает прикладное значение изучения русского языка, о чем уже говорилось выше.

Однако особое внимание на себя обращает предметное поле этой дисциплины: из него выпали такие разделы, как фонетика, графика, орфография, лексикология, лингвистика текста, то есть содержание курса представлено в явно усеченном виде и включает в себя только учение о грамматическом строе языка [2, с. 21-22].

К группе дисциплин, в содержании которых отражены междисциплинарные связи с лингвистикой, можно отнести: из блока ГСЭ - «Философия» (проблемы соотношения действительности, мышления, логики и языка; различные аспекты познания и сознания, проблемы антропологии); из блока ОПД - «Психология: общая, экспериментальная, социальная, возрастная, педагогическая» (проблемы общения; соотношение мышления и речи, виды, функции, характеристики речи; речь как средство коммуникации); из блока ДПП - «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия», «Развитие речи в норме и недоразвитие речи», «Логопедические технологии», «Методика преподавания русского языка (специальная)», «Методика преподавания литературы (специальная)», «Методика развития речи (специальная)», «Логопедические практикумы», «Литература с основами литературоведения».

Состав данной группы дисциплин претерпел значительные изменения по сравнению со Стандартом-1995 за счет расширения предметной и сужения общегуманитарной подготовки. Такие изменения оправдываются необходимостью усиления практикоориентированности высшего образования, нацеленностью обучения на выпуск специалиста, уверенно владеющего конкретными видами профессиональной деятельности. Таким образом, отмечается смещение акцентов с фундаментальности гуманитарного образования на его прикладной характер.

Корректировка Стандарта в 2005 г. в аспекте анализа содержания лингвистической подготовки заключалась в восполнении отмеченной выше неполноценности предметного поля дисциплины «Русский язык с основами языкознания» (содержание дисциплины восстановлено в полном объеме), изменении названия и уточнении содержания дисциплин, связанных с реализацией лингвистических знаний («Онтогенез речевой деятельности», «Технология обследования речи»), замене неточной терминологии. В целом подход к формированию содержательного минимума остался прежним.

Анализ стандартов и учебных планов показал, что на изучение дисциплин лингвистического цикла в соответ-

ствии со стандартами второго поколения (2000, 2005) в рамках моноспециалитета отводится значительное количество учебных часов: «Психолингвистика» - 72 академ. часа, «Практикум по постановке голоса и выразительности чтения» - 36 часов, «Русский язык с основами языкознания» - 400 академ. часов (половина нагрузки отводится на самостоятельную работу студентов) [5; 6].

При введении дополнительной специальности распределение учебных часов меняется. Предметная подготовка по дополнительной специальности в стандартах второго поколения расширяется, и за счет внутреннего перераспределения количество часов увеличивается с 1000 до 1500. Это привело к резкому уменьшению количества часов, отводимых на изучение русского языка, - с 400 до 150. Следовательно, изучение курса русского языка должно занимать 75 часов аудиторных занятий. Полноценное изучение лингвистики оказалось затруднено, что по-разному компенсировалось вузами уже в рабочих планах: вводились спецкурсы, дисциплины за счет регионального компонента, имеющие лингвистическую направленность и т. п.

Помимо этого резко уменьшилось количество часов, отведенных на изучение специальных методик, основная часть которых связана с обучением языку и развитием речи детей с речевыми нарушениями (с 644 до 216 академ. часов), и ряда других дисциплин.

В целом в процессе стандартизации логопедического образования отмечается тенденция к сокращению теоретической лингвистической базы и расширению спектра дисциплин, обеспечивающих формирование прикладных профессиональных умений, среди которых лингвистические умения занимают неоправданно малое место.

Далее нами были проанализированы стандарты и учебные планы (2000 и 2005 г.), в которых логопедия может быть представлена как дополнительная специальность. Анализировались традиционные для МПГУ сочетания, а именно: «"Олигофренопедагогика" с дополнительной специальностью "Логопедия"» (2000 и 2005 г.) [7; 8] и «"Дошкольная дефектология" с дополнительной специальностью "Логопедия"» (2005 г.) [9]. Для более полного анализа привлекались рабочие учебные планы соответствующих кафедр МПГУ.

Во всех названных стандартах, как и в стандартах подготовки моноспециалиста, подчеркивается необходимость владения русским языком как государственным языком РФ. Анализ требований к подготовке выпускника показал, что специальные требования, раскрывающие необходимость применения лингвистических знаний в профессиональной деятельности, отсутствуют. Как и в стандартах подготовки логопедов по основной специальности, выделяются некоторые задачи профессиональной деятельности, решение которых опосредованно связано с владением русским языком. Эти задачи в целом совпадают с рассмотренными выше.

В обязательный минимум содержания основной образовательной программы стандарта, составленного для подготовки специалистов по специальности «"Олигофре-

нопедагогика" с дополнительной специальностью "Логопедия"», включены такие дисциплины лингвистического цикла, как «Русский язык и культура речи» (блок ГСЭ, отведено 100 академ. часов в учебном плане), «Психолингвистика» (блок ОПД, 72 академ. часа), «Русский язык с основами языкознания» (ДПП, 200 академ. часов). В рабочем учебном плане (МПГУ) данный перечень дополнен дисциплиной «Лингвистические основы специальности» (66 академ. часов). Таким образом, студенты получают достаточно разнообразную лингвистическую подготовку, что в целом позволяет в рамках обучения по дополнительной специальности получить теоретические знания и приобрести прикладные умения, обеспечивающие профессиональную деятельность.

При подготовке логопедов, получающих в качестве основной специальность «Дошкольная дефектология», перечень дисциплин лингвистического цикла сужается за счет исключения дисциплины «Русский язык с основами языкознания». Этот пробел лишь отчасти компенсируется изучением лингвистических основ логопедии в соответствующих разделах, однако не позволяет сформировать фундаментальную теоретическую базу профессиональной деятельности, качество, глубина и прочность которой во многом определяется уровнем знаний в области русского языка и степенью сформированности умений лингвистического анализа.

Из обоих вариантов стандарта, а также из учебных и рабочих планов исключена дисциплина «Практикум по постановке голоса и выразительной речи», ориентированная на улучшение технических характеристик устной речи студентов.

Итак, анализ стандартов ВПО первого и второго поколений (включая откорректированный его вариант) показал, что знание русского языка рассматривается как общее требование к результатам подготовки выпускника. Во всех вариантах стандартов формулируются задачи профессиональной деятельности, опосредованно требующие таких знаний, но необходимость овладения лингвистическими знаниями и умениями лингвистического анализа в целях логопедической работы не выделена. Таким образом, речь идет в большей степени о прикладном владении языком как общегуманитарной составляющей, а не о фундаментальном знании лингвистики как основы логопедии.

Перечень дисциплин, включенных в основную образовательную программу, их содержательное поле в целом отражает роль и значение лингвистической подготовки будущего логопеда. В этом перечне выделяются собственно лингвистические дисциплины и ряд других дисциплин, включающих в себя лингвистическую составляющую. На их изучение отводится значительное количество учебных часов при подготовке моноспециалиста.

Однако объем учебного времени, отводимый на изучение собственно лингвистических дисциплин, резко уменьшается в том случае, если вводится дополнительная специальность. Представленные в рабочих планах дисциплины по выбору и дисциплины регионального компо-

#

нента, имеющие лингвистическую направленность, не компенсируют в потерю учебных часов в полной мере. В связи с этим отмечается смещение акцента с глубокого системного изучения русского языка на рассмотрение отдельных лингвистических компонентов в процессе предметной подготовки студентов, что опять-таки не позволяет в достаточной степени сформировать фундаментальные знания и понимание их роли и места в профессиональной деятельности логопеда.

При обучении студентов в рамках дополнительной специальности в различной степени учитывается необходимость лингвистической подготовки и совершенствования речи. Так, из стандартов и учебных планов исключается дисциплина, обеспечивающая совершенствование устной речи будущих логопедов. Наполнение лингвистического цикла варьирует от полного исключения базовой дисциплины «Русский язык» до полноценного обеспечения лингвистической подготовки в объеме, соответствующем стандарту ВПО по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью, а также с включением лингвистических дисциплин в рабочие планы.

В соответствии с современными тенденциями высшего образования (включение в Болонский процесс, модернизация и др.) ФГОС ВПО 2010 г. построен на иных принципах, нежели предшествующие поколения стандартов. В первую очередь речь идет о реализации компетентност-ного подхода к подготовке выпускника, то есть нацеленности высшей школы на результат - подготовку бакалавра, а затем магистра, обладающего «способностью применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [10].

Компетентностная модель подготовки бакалавра и магистра включает в себя два блока: общекультурные и профессиональные компетенции. Общекультурные компетенции рассматриваются в контексте развития личности студента как субъекта высшего профессионального образования. Профессиональные компетенции, с одной стороны, формируются на взаимопересечении с профессиональной деятельностью бакалавров смежных направлений (в частности, «Педагогическое образование»), а с другой - реализуются в различных видах деятельности дефек-толога (их перечень определяется в зависимости от уровня подготовки), приобретая специфику, связанную с профилем подготовки.

Названные группы компетенций в процессе подготовки логопедов тесно переплетаются. Общекультурные компетенции приобретают профессиональную направленность; к таковым в первую очередь относятся связанные с формированием речевой культуры студентов. В свою очередь, дисциплины, отнесенные к профессиональному циклу, без сомнения, влияют на общекультурное развитие студентов. В частности, к таковым относится изучение русского языка и литературы.

Подавляющее большинство компетенций, заявленных во ФГОС, предполагает наличие у выпускника коммуникативных, языковых, речевых, лингвистических знаний и умений.

Проанализируем стандарт подготовки бакалавра. В нем формулируются, например, такие компетенции, как:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14) [11, с. 6-9].

Очевидно, что успешная реализация этих способностей требует сформированности коммуникативных (в том числе речевых) возможностей, а в случае преподавания дисциплин в школах еще и специальных знаний (речь идет и о преподавании русского языка).

Помимо этого в анализируемом ФГОС ВПО выделены компетенции, формирование которых обеспечивается именно изучением лингвистических дисциплин:

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; к общению на одном из иностранных языков в рамках профессиональной деятельности; готовность к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

- готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к применению лингвистического анализа и оценке его результатов (ПК-11) [11, с. 7, 9].

Очевидно, что лингвистическая составляющая профессиональной компетентности весьма велика. Это учитывается составителями ФГОС при определении структуры и содержания основной образовательной программы (ООП) бакалавриата, включающей в себя примерный учебный план.

Все компетенции формируются средствами изучения дисциплин различных циклов: гуманитарного, социального и экономического (ГСЭ), математического и естественнонаучного (МЕН) и профессионального, что позволяет проследить взаимосвязь компетентностно-го и дисциплинарного подходов в образовательной программе [12].

В базовой части блока ГСЭ представлена дисциплина «Основы речевой культуры дефектолога», в результате изучения которой бакалавр должен «знать основные направления государственной политики в области языка, стили и модели речевых жанров русского языка, языковые нормы русского литературного языка, основные законы риторики, приемы и средства публичного выступления; уметь логически верно, аргументированно и ясно

Ф

строить устную и письменную речь; владеть навыками литературной письменной и устной речи, приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики». Однако эти требования представляются недостаточными. Данная дисциплина, как следует из ее названия, формируя общекультурные компетенции, сохраняя общекультурный контекст, расширяется и углубляется за счет профессиональной составляющей, и специфика подготовки студентов должна быть отражена и в требованиях к результатам освоения, и в содержании.

В вариативной части ООП в блок ГСЭ включена еще одна дисциплина «речевой» направленности - «Техника речи», которая нацелена на совершенствование устной речи студентов, их произносительных и голосовых возможностей.

На каждую из указанных дисциплин отводится по 108 академ. часов (3 зачетные единицы), из них половина - на аудиторную работу. Таким образом, по сравнению с ООП предыдущих поколений, учебное время, отводимое на совершенствование речи студентов, увеличивается.

В базовой части профессионального цикла выделяется модуль «Филологические основы дефектологического образования», в результате изучения которого студенты должны «знать лингвистические основы специальной педагогики и специальной психологии; теоретические сведения о системе современного русского литературного языка; уметь проводить отбор и изучение языкового и речевого материала на основе его лингвистического анализа; владеть навыками применения лингвистических знаний в различных видах профессиональной деятельности». В ООП данный модуль раскрывается через дисциплины «Современный русский язык», «Литература с основами литературоведения», «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» (всего - 11 зачетных единиц, или 396 академ. часов). Помимо этого в этой же части профессионального цикла представлена дисциплина «Психолингвистика», на изучение которой отводится 72 академ. часа (2 зачетные единицы).

Мы видим, что лингвистическая подготовка логопедов в соответствии с ФГОС осуществляется более глубоко, выделены профессионально значимые составляющие этой подготовки, входящие в состав профессиональной компетентности в целом.

В магистратуре лингвистическая подготовка продолжается, приобретая, с одной стороны, большую фундаментальность, а с другой - профессионально ориентированные черты.

Поле профессиональной деятельности магистров расширяется, соответственно увеличивается количество возможных ее видов, углубляются задачи. Магистр должен быть способным решать задачи в области коррек-ционно-педагогической, диагностико-консультативной и профилактической, научно-исследовательской, преподавательской, организационно-управленческой, культурно-просветительной деятельности.

Компетенции формулируются более широко, затрагивается более широкий спектр личностных и профессио-

нальных качеств и способностей. Всего одна напрямую связана с изучением и владением языком («способность свободно использовать русский и иностранный языки как средства делового общения» - ОК-3), но остальные априори предполагают наличие соответствующих знаний и умений. К таковым относятся, например:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности (ОК-1);

- способность и готовность применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК-7);

- способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12);

- способность преподавать в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-16) [13, с. 8-12].

В ООП магистерских программ лингвистическая составляющая представлена дисциплиной профессионального цикла «Лингвистические проблемы специальной педагогики и психологии», на изучение которой в «Примерном учебном плане» отводится 72 академ. часа и которая по сути является обобщением, расширением, углублением собственно лингвистических и лингвистически ориентированных дефектологических знаний и умений студентов, начинающих обучение в магистратуре.

Таким образом, во ФГОС в основном преодолены те недостатки, которые просматривались в стандартах предыдущих поколений. Лингвистика позиционируется как одна из важнейших составных частей обучения логопедов. В стандартах подготовки и бакалавров, и магистров выделяются как фундаментальная теоретическая часть изучения русского языка, так и прикладные, прак-тико-ориентированные аспекты, что позволяет осуществить полноценную лингвистическую подготовку будущих логопедов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 031800 Логопедия [1995] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu. ги^Ь/рс^а1/вре^о8_оЫ/031800и.Мт (дата обращения 20.06.2010).

2. Государственный образовательный стандарт

$

высшего профессионального образования. Специальность 031800 Логопедия [2000] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu. ru/db/cgi-bin/porta1/spe/1ist.p1x?substr=%EB% EE%E3%EE%EF%E5%E4%E8%FF&gr=2&st= 2000 (дата обращения 20.06.2010).

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800 Логопедия [2005] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu. ru/db/cgi-bin/porta1/spe/1ist.p1x?substr=%EB% EE%E3%EE%EF%E5%E4%E8%FF&gr=2&st= 2005 (дата обращения 20.06.2010).

4. Пас О. Язык // Пас О. Освящение мига. - СПб.; М., 2000. - 416 с.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800.00 Логопедия с дополнительной специальностью [2000] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/ cgi-bin/porta1/spe/1ist.p1x?substr=%EB%EE%E 3%EE%EF%E5%E4%E8%FF&gr=2&st=2000 (дата обращения 20.06.2010).

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800.00 Логопедия с дополнительной специальностью [2005] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/ cgi-bin/porta1/spe/1ist.p1x?substr=%EB%EE%E 3%EE%EF%E5%E4%E8%FF&gr=2&st=2005 (дата обращения 20.06.2010).

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031700.00 Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью [2000] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. edu.ru/db/cgi-bin/porta1/spe/1i_kod.p1x?kod=03 1700&name=0лигофренопедагогика (дата обращения 20.06.2010).

8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031700.00 Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью [2005] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/porta1/spe/ 1ist.p1x?substr=%EE%EB%E8%E3%EE%F4 %F0%E5%ED%EE%EF%E5%E4%E0%E3%

EE% E3% E8% EA% E0&gr=2&st=2005 (дата обращения 20.06.2010).

9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032000.00 Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью [2005] [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/ portal/spe/list.plx?substr=%F1%EF%E5%F6% E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF+%E4%EE%F8 %EA%EE%EB%FC%ED%E0%FF+%EF%E5% E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E0+%E8+%E F%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF&g r=2&st=2005 (дата обращения 20.06.2010).

10. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) бакалавр) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu. ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_46b. pdf (дата обращения 20.06.11).

12. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. - 80 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) магистр) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. mpgu.edu/umo/devconcept.htm (дата обращения 20.06.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.