Научная статья на тему 'Модный колобок'

Модный колобок Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
99
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аркадий Коновалов

Со смеха аудитории начиналась и самая первая презентация прототипа, которую команда устроила в 2010 году на венчурной конференции Demo Day в Колорадо. «На этом видео вы можете посмотреть, как я управляю шариком…», — начал Адам Уилсон, но вскоре зал уже прерывал его то и дело ироничными аплодисментами и восклицаниями «Что тут интересного? Просто робошарик, управляемый со смартфона!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модный колобок»

§ s

О

Аркадий Коновалов

Модный

колобок

©

НАД РАЗРАБОТКОЙ ДВУХ МОЛОДЫХ АМЕРИКАНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ — ЙЕНА БЕРНШТЕЙНА И АДАМА УИЛСОНА —

ИНВЕСТОРЫ СНАЧАЛА ДРУЖНО СМЕЮТСЯ, А ПОТОМ, ПО ЗДРАВОМ РАЗМЫШЛЕНИИ, В НЕЕ ВКЛАДЫВАЮТСЯ. ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА ИХ КОМПАНИЯ ОГВОТ1Х ПОЛУЧИЛА СВЫШЕ $30 МЛН ВЕНЧУРНЫХ ДЕНЕГ. ПРИДУМАННЫЙ СТАРТАПЕРАМИ ШАРИК SPHERO — ИГРУШКА, ДА В НЕЙ, ВИДИМО, НАМЕК...

Со смеха аудитории начиналась и самая первая презентация прототипа, которую команда устроила в 2010 году на венчурной конференции Demo Day в Колорадо. «На этом видео вы можете посмотреть, как я управляю шариком...», — начал Адам Уилсон, но вскоре зал уже прерывал его то и дело ироничными аплодисментами и восклицаниями «Что тут интересного? Просто робошарик, управляемый со смартфона!».

Продукт, который в конце концов удалось создать, выглядит так: белый пластиковый шар размером с теннисный мячик стоимостью около $130; внутри — система светодиодов, гироскопов, противовесов и акселерометров; корпус выполнен из прочной пластмассы, так что при использовании дополнительной защитной оболочки игрушка может выдержать падение с высоты нескольких метров и без ущерба пережить общение с домашним котом или собакой. Иногда шарик описывают как миниатюрный самокат Segway — за похожий принцип передвижения. «Умный колобок» относится к категории подключенных к интернету устройств, может программироваться пользователем и управляется с планшета и смартфона. «Стоит ли игрушка своих денег?» — главный вопрос, который задавали в первых обзорах авторы американских технологических сайтов в декабре 2011 года. Да, поначалу гонять шарик по ковру с помощью смартфона довольно весело — однако даже

ребенку такая забава может быстро наскучить. Почему это интереснее, чем возиться с обычной радиоуправляемой машинкой, которая на порядок дешевле? Журналисты сошлись на том, что идея отличная, однако игрушка неоправданно дорога, неспособна надолго увлечь детей и неинтересна для взрослых — а значит, продажи будут близки к нулю. И ошиблись: робошарик оказался не так-то прост. Другим стартаперам впору поучиться у Orbotix тому, как правильно распорядиться техническими возможностями, заложенными в продукт.

РОЛИКИ ПРО ШАРИКИ

Робототехника — это направление, в котором в последнее время заваривается весьма крепкий технологический «бульон», если судить по количеству вовлеченных энтузиастов и устраиваемых конкурсов, состязаний роботов, чемпионатов по футболу среди роботов и т. д. (в том числе и в нашей стране). Orbotix — типичный стартап, «сварившийся» в этом «бульоне».

Йен Бернштейн стал фанатом робототехники с 12 лет — с того момента, когда попал в качестве зрителя на международные игры роботов BEAM International. После этого он десять лет занимался в «кружке» основателя BEAM инженера Марка Тилдена, разрабатывая и конструируя роботов для университетских исследований, конференций

и игр по робототехнике. «Коньком» Йена всегда было «железо», механическое устройство роботов, а программирование давалось хуже, поэтому, когда у него возникла идея создать простую и удобную систему управления различными приборами с помощью мобильных устройств, воплотить ее самостоятельно не получилось.

Тут-то он и познакомился с Адамом Уилсоном, которого теперь называет не иначе как «гением программирования». Уилсон в тот момент занимался профинансированным NASA проектом, который как раз был связан с управлением роботами через интернет. Навыки двух инженеров удачно дополняли друг друга, так что вскоре они объединили усилия для реализации общего проекта. Стартовали на несколько тысяч долларов, которые им выделили родные (стартаперская классика!). Денег хватило на то, чтобы разработать концепцию «робошарика» и снять несколько презентационных роликов. Удивительно, но этого оказалось достаточно, чтобы попасть в программу одного из самых известных стартап-акселераторов США — TechStars, который известен своей разборчивостью и даже придирчивостью, поскольку отвергает 99% заявителей. В TechStars почему-то тоже быстро прониклись идеей «робошарика», поэтому на первых порах даже практически не задавали обычных вопросов («Насколько велик рынок?» и «Кто будет покупателем?»), поверив в коммерческий потенциал проекта.

Благодаря «прокачке» в акселераторе и небольшой сумме, которую выделил TechStars, «колобок» Бернштейна и Уилсона оформился в прототип, который можно было предъявить инвесторам.

ПО СУСЕКАМ ПОСКРЕБЛИ

«Колобок» оказался везучим: венчурные деньги не заставили себя долго ждать. К апрелю 2011 года Orbotix получила в ходе двух раундов инвестиции от Foundry Group ($1,1 млн и $5 млн) на продолжение разработки и запуск Sphero в серийное производство, а в 2013-м — еще $9 млн от пула инвесторов. По словам Уилсона и Бернштейна, главную роль в привлечении денег сыграл новый СЕО компании — Пол Бербериан, один из менторов Orbotix в инкубаторе TechStars. За плечами Бербериана — более 18 лет опыта руководства ИТ-компаниями и успешной продажи стартапов. «С его приходом все стало гораздо проще, — говорит Бернштейн. — Он постоянно находится в контакте с нами, сам тестирует новые продукты и дает полноценную обратную связь».

Сам Пол Бербериан уверен, что Sphero может повлиять на развитие потребительской робототехники. В интервью изданию Tech Cocktail он заявил, что весь потенциал этого направления еще далеко не раскрыт: «Все видят мир через призму собственного опыта, и некоторые неспособны за-

§ s

©

Стартап Orbotix оказался на самом острие технологического тренда: эпоха «интернета вещей» стремительно приближается, все большее число предметов вокруг нас будет «роботизироваться» и подключаться

к Всемирной сети

метить потенциал в метре от себя. С точки зрения технологии Sphero — абсолютная магия, и у нее все еще впереди. Смотрите: если вы купили новый компьютер, а все, что на нем есть, — это шахматы, то вы будете считать, что компьютер — это такой автомат для игры в шахматы. Но на самом деле вы можете использовать компьютер для множества вещей — писать книги или играть в другие игры. Та же история со Sphero: да, сейчас у нас лишь небольшое число приложений, однако наши завтрашние разработки изменят ваши представления о робототехнике».

Дальше — больше. В мае 2014 года на очередном раунде венчурного финансирования Orbotix привлекла еще $15,5 млн. В числе инвесторов — как уже вложившиеся в компанию фонды Foundry Group и Highway 12 Ventures, так и «новенькие» — Shea Ventures и российская компания Grishin Robotics,

созданная сооснователем и генеральным директором Mail.Ru Group Дмитрием Гришиным.

Что стоит за таким интересом инвесторов к игрушке, пусть «умной» и «подключенной»?

КУДА ТЫ КАТИШЬСЯ?

Вряд ли продажи робошаров во всем мире так быстро превысили бы полмиллиона устройств (оценки TechCrunch, сама компания цифру не раскрывает), если бы Sphero был просто игрушкой. Дело в том, что команде Orbotix удалось, по сути дела, превратить Sphero в своего рода необычную игровую консоль. На управляющий роботом планшет или смартфон можно устанавливать разные приложения, каждое из которых дает пользователю совершенно новый игровой опыт. Чаще всего это различные игры с «дополненной реальностью». Простейшей ее демонстрацией служит игра Sharky the Beaver: шарик на экране смартфона превращается в симпатичного бобра, который, подчиняясь вашим командам, «разгуливает» по квартире и выполняет различные задания.

Прибавилось возможностей у робошаров второго поколения, поступивших в продажу год назад. «Sphero 2.0 гораздо быстрее и намного ярче, — объясняет Уилсон. — И куда умнее: мы полностью обновили программное обеспечение». Он признает, что первое поколение устройств нельзя было назвать идеальным — так что пришлось исправлять много ошибок.

Одна из главных особенностей второй версии — способность к «набору уровней», по аналогии с ро-

левыми компьютерными играми. «Мы сфокусировались на детях и попытались сделать так, чтобы они не хотели отдавать «растущую» вместе с ними игрушку, когда их пытаются уложить в постель», — говорит Уилсон. Поначалу шарик катается лишь на небольших скоростях, однако со временем уровень поднимается, и владельцу становятся доступны новые возможности вроде увеличения скорости и различных цветовых режимов. Максимальный уровень — двадцатый, для его достижения пользователю понадобится игровой опыт продолжительностью примерно в 8 часов.

Компания делает акцент на образовательной составляющей: поскольку все программное обеспечение Sphero открыто для любых модификаций, Orbotix пытается превратить игрушку в инструмент для обучения детей основам программирования. Компания даже запустила несколько факультативных классов в школе недалеко от штаб-квартиры Orbotix в Колорадо. Приложение Sphero Macrolab позволяет создавать последовательности разнообразных команд, которые выполняет игрушка, а orbBasic использует полноценный язык программирования, похожий на старый добрый язык BASIC. Наконец, компания выпустила приложение Sphero Revealed, подробно описывающее внутреннее строение Sphero для тех, кто любит разбираться в электронных устройствах.

В результате критики проекта были наконец удовлетворены: у продукта появились четкое позиционирование и удачная система геймификации, которая будет интересна как совсем маленьким детям (от двух лет), так и подросткам, интересующимся программированием и робототехникой. И в этом смысле Sphero становится серьезным конкурентом программируемого робота Mindstorms от LEGO, который давно выступает предметом грез и мечтаний многих мальчишек.

Что дальше? В январе 2014 года компания представила Ollie — двухколесного робота, напоминающего по форме небольшой цилиндр. Выпустить игрушку на рынок планируют

этой осенью; как и Sphero, программировать Ollie можно будет с помощью устройств под управлением iOS и Android. Кроме того, к концу года покупателям будет доступно около 35 игр и более 30 аксессуаров для игрушек.

О долгосрочных планах в компании говорят неохотно. «Мы пока сами не определились», — признается Адам Уилсон. По его словам, компания добилась той цели, на которую она изначально ориентировалась (разработка роботизированного шарика, управляемого с помощью смартфона), а заниматься продажами основателям не интересно. «Будем создавать что-то принципиально новое», — говорит Уилсон. Операционный директор компании Джим Бут более конкретен: «Мы имеем план, и у нас есть несколько продуктов в разработке. Новый раунд финансирования дает нам возможность планировать в долгосрочной перспективе. Маленький стартап обычно преследует долгосрочные цели, и теперь у нас появилась возможность посмотреть чуть дальше и заняться разработкой серьезнее».

Дмитрий Гришин (Grishin Robotics) свой интерес к американскому стартапу обосновал так: «Эта компания — уникальный пример синергии робототехники и индустрии развлечений, у которого есть все шансы изменить традиционное представление об игрушках и создать принципиально новую категорию устройств. Сильной команде уже удалось превратить Sphero в легендарный продукт, и я не сомневаюсь, что у будущих разработок компании не меньший потенциал».

Но самое главное — то, что Orbotix, похоже, оказалась на самом острие технологического тренда: эпоха «интернета вещей» стремительно приближается, все большее число предметов вокруг нас будет «роботизироваться» и подключаться к Всемирной сети. А это значит, что у Йена Бернштейна и Адама Уилсона, прокачавших свои компетенции в разработке «умных» игрушек, будет полно ■■■ работы и в других областях. ■■

«

Культовая» простота идеи и попадание в тренд

Когда в начале 1950-х американец Джордж Лернер придумал незатейливую игрушку — человечка-картофелину, — производители товаров для детей только посмеивались. А вот братья Хасенфельд решили рискнуть. И не прогадали. В итоге Мистер Картофельная голова в течение нескольких десятилетий не только оставался культовой игрушкой для юных американцев, но и помог превратить небольшую фирму Hassenfeld Brothers в глобальный бренд Hasbro. В чем секрет успеха? В том, что Мистер Картофельная голова был не просто очередной куклой, а героем интересной истории, которую предлагалось самостоятельно продолжить юным потребителям.

Точно так же, только с поправкой на современные реалии, действуют и основатели компании Orbotix. Игрушка, которая растет вместе со своим хозяином. Приложения, открывающие новые варианты взаимодействия с забавным роботом. Возможность программирования, незаметно перебрасывающая мостик от развлечения к развитию и обучению. Общение с другими облада-

телями Sphero... Этот домашний робот — не просто «шарик, управляемый с мобильного устройства», а центр экосистемы, формируемой вокруг инновационной разработки. Подкупающая простота новинки — повод ее купить, а многообразие форм применения — причина долго не расставаться с товаром.

На мой взгляд, один из важных выводов из этой истории состоит в том, что никаких особенных «секретов» запуска успешного стартапа не существует. Современные технологические тренды — интеграция мира физических объектов и цифровых технологий, развитие потребительской робототехники, «интернет вещей», дополненная реальность, распространение мобильных устройств, синергия образовательных и развлекательных технологий и множество других — предоставляют огромные возможности для начинающих технологических предпринимателей во всем мире. И, разумеется, в нашей стране. А венчурные инвесторы, активно действующие на российском рынке, по-настоящему перспективный проект наверняка не пропустят.

Мнение

приглашенного

бизнес-редактора

Игорь Агамирзян

генеральный директор, председатель правления ОАО «РВК»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.