общего законодательства в инвестиционной сфере. Например, Соединенные Штаты не имеют специальных правовых актов по венчурной деятельности, а существующие нормы нацелены в основном на государственную поддержку и предоставление налоговых льгот. В том же направлении движутся и государства - участники Таможенного союза. В России и Казахстане также не существует специального «венчурного» законодательства. Этот термин в российском и казахстанском правовом поле употребляется как определение к словосочетаниям «рисковое инвестирование» и/или «рисковое финансирование», а работа венчурных организаций опирается на нормативные акты о паевых инвестиционных фондах.
В настоящее время в Беларуси ведется активная работа по развитию данного рынка и становлению инвестиционных и венчурных институтов. Учитывая, что Закон от 12.03.1992 г. № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» устарел и не соответствует текущей ситуации на рынке, Министерством финансов совместно с фондом FIRST Всемирного банка в рамках международной технической помощи разрабатывается законопроект по гармонизации регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг в рамках Евразийского союза. Более того, подготовлен проект закона «Об инвестиционных фондах», предусматривающий создание в республике паевых и акционерных организаций.
Учитывая тот факт, что институциональные основы инвестиционных и венчурных фондов не будут созданы за короткий период времени, а прикладная наука в нашей стране имеет разработки, обладающие коммерческой ценностью, развитие сегмента рисковых капиталовложений может проходить
на уровне расширений полномочий Белорусского инновационного фонда. По нашему мнению, к быстродейственным мерам можно отнести шаги в области совершенствования научно-технического и инновационного сотрудничества Белинфонда с венчурными фондами стран ЕАЭС, ЕС и др. Для этого следует законодательно закрепить за данной структурой право участвовать в межгосударственных объединениях, в том числе за счет возложения и установления за ним функции софинан-сирования белорусской части международных научно-технических проектов. Также следует позволить Белинфонду вкладывать до 20% общих средств в высокорисковые прорывные инновационные проекты, при этом их выбор должен проходить на этапе экспертизы в ГКНТ.
Эффективная институциональная модель венчурного финансирования в республике в перспективе должна ориентироваться на превалирование частного бизнеса и ограниченную по значению и во времени роль государства, чьи инвестиции должны выступать лишь в качестве катализатора привлечения частного рискового капитала на этапе формирования венчурной индустрии, которая в дальнейшем полностью перейдет на самовоспроизводство. СИ
See: http://innosfera.org/2015/03/ venture investment
Литература
1. Юкин Ю. Автореферат диссертации «Формирование и развитие региональных систем регулирования венчурно-инновационной деятельностью» на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08 00 05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями и инвестиционной деятельностью).- СПб., 2008.
2. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2012 года: Аналитический доклад / под ред. И. В. Войтова, В. Г. Гусакова.- Мн., 2013.
3. Сообщество бизнес-ангелов «БАВИН». Электронный ресурс: http://www.bavin.by.
4. Новости Белорусского инновационного фонда. Электронный
ресурс: http://www.bif.ac.by/rus/news/~year__
т22=2013~раде_m22=1~news_т22=75.
Акселераторы в современной венчурной индустрии
Резюме. В статье предлагается краткий обзор и анализ рынка акселераторов на базе открытой информации Всемирного банка, Российской венчурной компании и проекта Seed-DB, а также некоторые выводы для учета в построении национальной системы венчурных инвестиций в Беларуси.
Ключевые слова: акселератор, стартап, венчурный фонд, проект, инновация.
Алексей Ванин,
старший научный сотрудник отдела инновационной политики Института экономики НАН Беларуси
Венчурные фонды по всему миру активно создают акселераторы - гибридные образовательно-инвестиционные инфраструктуры, совмещающие в себе подготовку проектных команд по различным аспектам ведения бизнеса и участие в конкурсе на получение разного уровня ресурсов от предпроектной до собственно инвестиционной стадии. Такая модель позволила обеспечить больший контроль и прозрачность с самого начала организации нового технологического бизнеса - от разработки проекта, юридического оформления и закрепления взаимных обязательств до непосредственного ведения дел, маркетинга, бюджетирования, развития.
Предыдущая институциональная форма венчурных фондов со временем оказалась неконкурентоспособной. Между ними возникла ситуация высокой конкуренции за объекты инвестирования. Этому способствовали два фактора: дополнитель-
ный приток средств участников глобального финансового рынка в создание новых структур и легализация рисковых, альтернативных инвестиций в законодательстве и правоприменительной практике многих государств. Благодаря этим факторам появился поток заявок на финансирование проектов. Однако подходы к их предконкурсной квалификации к 2000-м были уже достаточно жестко закреплены. Оказалось, что сами инвестиционные комитеты венчурных фондов связаны более формализованным подходом к экспертизе и оценке заявок, что повлекло исключение «неупакованных» проектов. По мере усложнения и стандартизации новых правил темпы появления технологических бизнес-проектов относительно предложенных ресурсов стали убывать [4].
Было отмечено, что данные проблемы связаны с неготовностью проектных команд к переходу в состояние самостоятельной ответственной экономической деятельности с нехваткой так называемых компетенций и специальных знаний, недостаточным и нечетким бизнес-планированием, отсутствием стратегического видения на самом начальном этапе. Также обнаружилось принципиальное отличие позиции предпринимателя и стартапера. Оказалось, что первый четко сориентирован на модели, которые предусматривают минимальные новшества продукта при максимальных гарантиях повторяемости и прибыльности бизнес-модели, а второй принципиально не связан данным ограничением в своем взгляде на перспективы проекта. Скорее его волнует реальная новизна внедряемых технологий. Более того, часть стартаперов видят проект встроенным в существующие и новые инфраструктуры и прогнозируют его социально-экономические эффекты лучше и точнее, чем собственно экономическую
бизнес-модель его прибыльности, ресурсоемкость и затратность рутинных процессов.
Понятие «акселератор» и структура акселерационных программ
Акселератор - элемент инфраструктуры именно венчурного рынка, представляющий собой организацию, которая занимается выращиванием бизнесов на базе проектов, предлагаемых стартаперами, которые желают перейти вместе со своей идеей из сферы исследований и разработок в практическое предпринимательство и к прикладному применению. Они основаны на идее создания специфической экосистемы, позволяющей проекту двигаться к своей цели. Команде предоставляются такие условия, которые в короткий срок позволяют форсированно создать проект или его прототип, достаточно устойчивый для выхода на рынок и имеющий потенциал для привлечения инвестиций. Таким образом, финансирование, базовую инфраструктуру, консультационную, экспертную и информационную поддержку получают бизнесы самой ранней стадии.
Для этого акселераторы привлекают инвесторов, как частных, так и институциональных, а также могут сами выступать в этой роли. Их также можно разделить на те, которые созданы вокруг единого источника капитала (венчурного фонда), и те, которые основаны в рамках отдельного технологического тренда (в основе лежит взаимодействие с крупной инновационно активной ТНК). Акселераторы наиболее распространены как форма работы венчурных инвесторов со стартапами в информационных и новых технологиях.
В структуре акселерацион-ной программы можно четко выделить:
■ акселерационный цикл как непродолжительный период времени (как правило, от 2-3 месяцев до полугода);
■ ограниченное количество проектов;
■ конкурентный отбор команд на участие в акселераторе (соответственно, предполагается изначальное наличие некоторой программы или концепции бизнес-идеи, или даже прототип);
■ инвестиции, обеспечивающие базовую устойчивость проекта в обмен на небольшой процент участия в будущей фирме;
■ интенсивная программа, подразумевающая активную работу над проектом на условиях полной занятости;
■ сильная экспертная поддержка в виде семинаров, лекций, встреч с практиками-экспертами, обучение, связи с потенциальными партнерами, инвесторами, освещение проекта в СМИ, попечение ментора, который «ведет»
и консультирует команду все время нахождения в акселераторе.
Оценка экономического аспекта акселерационных программ
Проанализировать эффективность работы акселераторов крайне сложно. Проекты аксе-лерационных инфраструктур часто открываются, закрываются, меняют состав организаторов под одним брендом, «мутируют» в иные формы образовательной либо венчурной деятельности. Из-за такой высокой динамики и видоизменчивости сектора официальные статистические базы на данный момент не могут корректно учитывать эту деятельность. В то же время информация имеется в целевых проектах и отдельных экспертных оценках. Например, в 2013 г. Российская венчурная компания и Всемирный банк представили результаты совместного исследования «Венчурные акселераторы:
Распределение акселераторов в странах мира
Северная Америка
США - 123, Канада - 6, Мексика - 2
Аргентина - 2, Перу - 1, Венесуэла - 1, Колумбия - 1, Чили - 1, Бразилия - 1
Южная Америка
Соединенное Королевство - 17, Ирландия - 6, Германия - 6, Испания - 4, Польша - 3, Нидерланды - 3, Франция - 3, Эстония - 3, Греция - 2, Чехия - 2, Болгария - 2, ЕС - 1,
Норвегия - 1, Литва - 1, Италия - 1, Австрия - 1, Дания - 1, Венгрия - 1, Исландия - 1
123 17
6
4 3 2 1
Индия - 3, РФ - 1, Турция - 1
ЮАР - 2, Египет - 1, Кения - 1
Австралия - 6, Китай - 2, Ю. Корея - 1, Сингапур - 1, Новая Зеландия - 1
Израиль - 6, ОАЭ - 2, Ливан - 1, Иордания - 1
Ближний Восток
Таблица 1. Пятерка
компаний-лидеров в инфраструктуре акселераторов
Информация подготовлена по данным [5]
сети инновационного развития» [1]. Постоянно отслеживает этот рынок и проект 8ее^БВ [5], по информации которого на февраль текущего года числится 228 программ по всему миру; 4303 акселерированные компании; 245 выходов инвесторов на сумму 3393 и 7237 млн долл. Эти данные позволяют оценить масштабы сектора акселерационных программ.
Естественно, такая база не претендует на официальную глобальную оценку без погрешностей в силу того, что различные стандарты ведения бизнеса явно не учтены при сборе данных об акселераторах вне
американо-европейской зоны. В то же время она учитывает наиболее значительные публично заявленные вложения и выходы инвесторов и оценки компаний.
Необходимо отметить существенное лидерство в данном секторе США (123 акселератора) и двойное отставание Европы (учитывая политическое единство в сфере науки и инноваций - 51). Что касается других государств и регионов, то их участие в данном сегменте несопоставимо и чаще всего через компании и инвесторов встроено в американскую либо европейскую венчурные инфраструктуры.
Количество проведенных раундов Количество проинвестированных компаний Участие в акселераторах
Инвестор Всего раундов финансирования Инвестор Всего компаний Инвестор Всего акселераторов
Y Combinator 515 Y Combinator 484 500 Startups 34
500 Startups 340 Techstars 304 Techstars 30
Techstars 335 500 Startups 262 Kima Ventures 21
SV Angel 155 SV Angel 136 Start-Up Chile 19
Dreamit Ventures 100 Dreamit Ventures 97 Social Starts 19
Опыт отдельных стран
Ключевые акселераторы появляются на рынке в 2005-2007 гг.: американские Y Combinator (организатор - Пол Грэмом, известный технологический предприниматель), Techstars (организаторы - Дэвид Коэн и Брэд Фелд) и европейский Seedcamp. Y Combinator стал фактически эталоном в секторе, и многие ориентируются на него как на возможность для венчурного инвестирования. Он работает как венчурный фонд -в проекты вкладываются деньги основателей программы. В то же время часто используется схема, в которой акселераторы «сводят» разработчиков с инвесторами.
В России бизнес-акселераторы стали активно возникать с 2009 г. Наиболее известны Pulsar Venture, Plug and Play Dagestan, «Главстарт», InCube, «Венчур-эксперт», Farminers, TechnoCup [6]. Имеется достаточно четкое разделение на акселераторы, ориентированные на проекты в сфере информационных
Европа
Евразия
технологий, и те, которые поддерживают разработки в разных областях науки и промышленности.
Большое внимание теме развития акселераторов как элементов национальной венчурной инфраструктуры было уделено в рамках последнего ежегодного Форума «Открытые инновации», прошедшего в конце прошлого года в Москве. Была представлена новая структура инвестиций РВК и ее партнеров в акселера-ционную программу Generations по отдельным секторам - информационным, биомедицинским, производственным и зеленым технологиям. Предполагается, что она станет основным локомотивом новых технологических бизнесов на российском рынке и обеспечит выпуск около полутора сотен проектов в год [2, 3].
В Казахстане имеется прикладной опыт создания акселератора с упором на подготовку предпринимателя (Первая школа предпринимателей). Для этого задействованы эксперты, тренеры, ведущие университеты и лидеры экономики и предпринимательского сектора, которые выступают в качестве менторов. Помимо интенсивного двухмесячного обучения методикам и инструментам построения успешного бизнеса ведется поиск финансирования, то есть фактически создается собственное дело в сфере производства, торговли или услуг. Наборы в программу осуществляются ежеквартально.
В Латвии с 2009 г. работает акселератор «Реактор коммерциализации», направленный на использование научных и инженерных достижений и транслирование локальных научно-технических разработок региона на уровень глобального бизнеса (не ИТ). От авторов проектов не требуется перехода в бизнес. Акселератор сам формирует команду проекта. Организуются как латвийские, так и российские сессии с параметрами вложений от 3 до 200 тыс. евро
в проект. За все время работы в 25 компаний было вложено более 3 млн евро [10, 11].
В Беларуси такая деятельность пока находится в состоянии проектирования. В середине 2012 г. компания Fenox IT при активном участии связанного с группой венчурного фонда Fenox Venture Capital анонсировала программу финансирования интернет-проектов из стран СНГ с заявленной суммой инвестирования от 20 тыс. до 1 млн долл. Управляющей компанией выступает AVI Investment Company. О результатах пока не заявлялось. Также в конце прошлого года компании российских групп LogoGroup и Softline (венчурные партнеры российской РВК) проводили в Минске региональную сессию практического консалтинга и информационный семинар, которые можно рассматривать в качестве вступительных мероприятий в российские акселера-ционные программы.
Правовые аспекты
С точки зрения правового регулирования акселераторы находятся в типичной для новых институтов «серой» зоне межотраслевого регулирования и фактически вне правового поля. С одной стороны, в нашей стране имеется развитая система норм, регулирующих образовательный и научный процесс, создание юридических лиц и их экономическую деятельность, интеллектуальную собственность. С другой стороны, данное законодательство крайне негибко и сложно в использовании для создания экосистем технологического предпринимательства.
Очевидно, предоставляя образовательные услуги, акселераторы подпадают под действие образовательного права. В республике эта сфера регулируется Кодексом об образовании, нормативными правовыми актами Президента и принимаемыми
Таблица 2.
Сравнение
отдельных
известных
акселерационных
программ
*источник: [9]
Программа Страна Длительность Размер инвестиций Условия менторства Другие условия Выпускники
Y Combinator США 3 месяца 14-20 тыс. долл. за 2-10% в проекте Формат еженедельных ужинов с экспертами Офис Scribd, reddit, Airbnb, Dropbox, Disqus
Techstars США 7 месяцев До 18 тыс. долл. за 6% в проекте Несколько сотен экспертов Жесткие сроки этапов Офис Intense Debate
Seedcamp Вели-кобри-тания 12 месяцев 50 тыс. евро за 8-10% в проекте Сотрудничают с 1200 экспертами. Обучающий форум Seedcamp Week Мероприятия и ланчи, бизнес-поездка в США Scoville
500
Startups
Excelerate Labs
Mass
Challenge
IdeaLab
США Нет данных
США
США
3 месяца (летом)
3 месяца
25-100 тыс. долл. за 5% в проекте
25 тыс. долл. за 6% проекте
Победители программы получают 50-100 тыс. долл.
США Нет данных Нет данных
10-15 постоянных экспертов (Mentors In Residence), более 100 приглашаются для консультаций
Более 100 экспертов. Обеспечение связей для партнерства
Свой ментор у каждой команды. Консультации с экспертами, ежедневные мастер-классы и воркшопы
Консультации с экспертами. Финансовая и юридическая поддержка. Формирование стратегии и корпоративной культуры
Офис Дизайн Помощь в дистрибуции
Офис
Офис
Маркетинговая поддержка
Офис Дизайн Маркетинг HR Исследования
SlideShare
GiveForward, TapMe, PVPower
eToys, Shopping. com, Tickets.
com, Picasa, CitySearch
в развитие их положений актами правительства и подчиненных ему органов государственного управления. Здесь можно утверждать, что акселераторы находятся в сфере «ad hoc бизнес-образования», из чего следует крайняя неустойчивость содержания образовательного курса. Участникам акселераторов, как правило, нужны не комплексные теоретические знания, а лишь структура представлений и основные актуальные тренды в определенной области, а также сведения о свежем «некодифици-рованном» практическом опыте решения прикладных задач при организации технологического бизнеса. Также им интересны не типичные представители образовательного процесса (сертифицированный профессорско-преподавательский состав), а владельцы и управляющие работающих бизнесов, стартаперы с опытом собственных реализованных проектов, эксперты в узких отраслевых вопросах -лица, статус которых предельно неформализован с точки зрения образовательного права.
Поэтому подход к регулированию акселераторов как образовательных учреждений со всеми нормативными требованиями по планированию учебного процесса, содержанию программ, преподавательскому составу и отчетности нереализуем на практике. Для этих целей необходимо создавать гибкие условия, ориентированные на реальные возможности и цели организаторов, определенные договорные рамки, где участники акселератора присоединяются к договору на основе публичной оферты, а также где стороны сами смогут согласовывать отдельные аспекты участия в образовательном процессе. Если такой подход будет воспринят, в будущем он потребует отражения в Кодексе об образовании либо в отдельном законодательном акте Президента
Республики Беларусь по вопросам венчурной инфраструктуры.
Отдельные вопросы гражданско-правового обеспечения деятельности акселератора порождает тот факт, что в ходе акселерационной программы участники фактически основывают новые бизнесы и доводят их до высокой степени юридической формализации. Базовое требование к потенциальным участникам - наличие собственной бизнес-идеи, а зачастую и команды, которая готова ее реализовывать.
Это означает, что фактически с самого начала участия в акселераторе (или непосредственно перед этим) между участниками складываются учредительские правоотношения. При этом юридическое закрепление обязательств, как правило, задерживается. Такая ситуация создает временную зону юридической неопределенности, с одной стороны, проявляя реальные намерения, материальные возможности и интересы участников и, с другой стороны, выявляя объективные характеристики бизнес-идеи (перспективность и устойчивость экономической модели, работоспособность технологии, реальные ресурсозатраты и прочие важные аспекты).
Некоторые акселерацион-ные программы прямо заявляют в своих условиях доли, на которые претендуют венчурные инвесторы в будущем бизнесе участников. В то же время зачастую акселераторы занимаются распространением практик офшорной инкорпорации бизнеса, поскольку аффилированные с ними инвесторы используют именно эти финасовые инструменты для управления своими активами и оптимизации налогообложения. Побочным эффектом таких практик является то, что новый технологический бизнес становится сразу иностранным по отношению к государству своего фактического происхождения.
Проблема защиты интеллектуальной собственности в акселераторах также имеет особые характеристики. Участники приносят с собой в акселераци-онную программу свои знания и бизнес-идеи. В то же время менторы и преподаватели делятся с ними своими навыками, опытом и организационными ноу-хау. Здесь проявляются фидуциарный (доверительный) аспект, как его называют в гражданском праве, и смысл экосреды предпринимательства. Это зона доверия, где участники тратят минимальные усилия на защиту своих прав на объекты интеллектуальной собственности ради быстрого достижения максимальных результатов поставленной бизнес-цели.
С одной стороны, в предпринимательской среде распространено спорное мнение о том, что «идеи без людей ничего не стоят». При этом данный посыл часто приводится в оправдание нежелания принимать на себя обязательства относительно охраны чужой интеллектуальной собственности, к которой предприниматель получает доступ в силу сложившихся обстоятельств. Практика не может ни подтвердить, ни опровергнуть данный тезис. Известно достаточное количество случаев, когда бизнес начинался с идеи, позаимствованной тем или иным образом у авторов, но есть и примеры создания успешного стартапа именно за счет отличной команды, неразрывно связанной с той или иной бизнес-идеей.
С другой стороны, в итоге выживают и устойчиво развиваются именно те предприятия, в основе активов которых имеет существенное значение тот или иной объект интеллектуальной собственности. Соответственно, при регулировании данной деятельности следует исходить из необходимости существования в такой инфраструктуре четкой функции по консультированию и представлению интересов авторов, арбитражу возможных споров.
Отдельно нужно отметить проблематику антикоррупционного законодательства, особенно в прикладном контексте Республики Беларусь. В основном вне сектора ИТ потенциальные стартаперы являются научным или управленческим персоналом организаций государственной формы собственности, строго ограниченным в любой предпринимательской активности. Если на вооружение будет принята политика развития венчурной инфраструктуры, она потребует отказа от столь жестких условий в данной сфере для раскрепощения деловой активности в технологической среде.
Плюсы и минусы акселераторов
Преимущество определено в базовой цели акселератора - финансы «ищут» непосредственный объект инвестирования. И речь идет не о банальном маркетинге финансовой услуги конкретного финансового учреждения, а о непосредственном инвесторе, заинтересованном в долгосрочном росте технологического предпринимательства. «Образовательная дорожка» акселератора объективно раскладывает процесс переговоров об инвестициях на важнейшие составляющие, как правило, не поддающиеся нормативному описанию в стандартном инвестиционном процессе. Норма, определяющая требования к потенциальным заявителям, будучи введенной в действие немедленно, омертвляет отношения, ради регулирования которых она вводится. Процесс оценки трех важнейших составляющих нового инновационного бизнеса - команды, идеи и рынка - происходит хотя и в сжатые сроки, однако не одновременно, и позволяет добиться большей прозрачности и догово-роспособности каждой из сторон.
Недостаток концепции, как и преимущество, заложен в ее сущности, а именно в том, что
акселератор - это движение инвестиций навстречу технологиям и бизнесу. И здесь следует понимать, что современные финансы имеют крайне динамичный характер, редко могут длительно поддерживать путь определенной технологии. Следовательно, акселератор применим в основном на тех рынках, где уровень технологий, ресурсов, знаний и инфраструктуры позволяет делать ограниченные по срокам внедрения инновации (не более года).
Модель акселератора также тяжело вписывается в существующие схемы регулирования систем образования и науки. Так, большая часть образовательного материала в нем имеет принципиально не стандартизируемый характер. Лица, которые приглашаются в качестве преподавателей, менторов и экспертов, как правило, не имеют статусов в национальной образовательной системе. В научном законодательстве крайне жестко и расширенно описан перечень объектов интеллектуальной собственности, имущественными правами на которые не могут владеть ученые, и при этом система принятия решения относительно распоряжения данными правами от имени государства консервативна и нединамична. Кроме того, отдельным «моральным» аспектом является бытующее в предпринимательском сообществе негативное отношение к стартаперам как классу начинающих предпринимателей, ожидающих больших достижений за счет не очень умных инвесторов и без особого личного труда и упорства.
Рекомендации по развитию
акселераторов в Беларуси
В нашей стране акселераторы имеет смысл развивать вместе с построением системы венчурного инвестирования именно как один из элементов ее инфраструктуры. Без полноценного
развертывания и легализации системы рисковых инвестиций акселераторы нежизнеспособны. Необходимо перенимать опыт не только российских венчурных предпринимателей, но и, в первую очередь, американских и азиатских. При этом следует допускать и поощрять деятельность зарубежных акселераторов в тех технических областях, в которых секторы экономики, согласно принятой государственной политике, подлежат либерализации регулирования и приватизации предприятий.
На базе НАН Беларуси и ключевых технических университетов можно создать национальный акселератор с предоставлением возможности совместного частно-государственного инвестирования в проекты на самой начальной стадии (подготовка бизнес-плана, юридическое оформление команды и прав на ОИС, создание прототипа) для их последующего участия в региональных и глобальных акселераторах. Для полноценного создания акселе-рационной программы в нашей стране понадобится пересмотреть законодательные условия, в том числе ограничения и запреты для лиц, занятых в науке, образовании и производстве на участие в предпринимательской деятельности и в области распоряжения ОИС. СИ
See: http://innosfera.org/2015/03/ venture_industry
Литература
1.Венчурные акселераторы: сети инновационного развития / совместное исследование Всемирного банка и ОАО «РВК», 2013. Электронный ресурс: http://www.rusventure.ru/ru/
progra mm/analytics/docs/201212_ventu re_acceleration_
networks_rus.pdf.
2. Г. Биккулова. Акселератор - это прежде всего сообщество // RVC. 2014, № 1. С. 10-13.
3. Рынок венчурных инвестиций ранней стадии: ключевые тренды / совместное исследование ВЦИОМ и ОАО «РВК». Электронный ресурс: http://rusangels.ru/images/vciom.pdf.
4. Инновации: ключ на старт. Экосистема венчурных компаний посевного цикла: состояние и перспективы / ООО Наутех. М., 2010.
5. www.seed-db.com.
6. http://rusbase.vc/trends/digest/russian-accelerators.
7. http://www.rusventure.ru.
8. http://www.seedforum.org.
9. https://ru .wikipedia.org/wiki/Бизнес-аскелератор.
10. http://www.commercializationreactor.com.
11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Реактор_коммерциализации.