Анисимова О.В.
к.г.-м.н., директор института развития профессионального образования, Университет «Дубна»
Силакова Л.А.
директор научно-методического центра подготовки кадров по приоритетным отраслям экономики Московской
области, Университет «Дубна»
Стифорова Е.Г.
директор центра сопровождения системы качества, Университет «Дубна»
МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАТЕГИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ, ИННОВАЦИОННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионально-общественная аккредитация, региональные центры компетенций, кадровые потребности, сетевое взаимодействие.
Keywords: secondary vocational education, professional-public accreditation, regional competence centers, staffing needs, networking.
Среднее профессиональное образование в настоящий момент является приоритетным направлением развития образования в Московской области. В 2016 году Постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 784/39 была утверждена государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 20172025 годы», согласно которой существенный объем финансирования и кадровых ресурсов направляется на модернизацию среднего профессионального образования.
Для этих целей в Московской области создана сеть ресурсных центров, активно реализуется движение World Skills Russia, что позволяет внедрять инновации и технологически развивать регион. Так, на базе государственного Университета «Дубна» действует созданный по приказу Министерства образования Московской области Ресурсный центр компетенций в области «Промышленных и инженерных технологий» (специализация «Автоматизация, радиотехника и электроника»). Одной из задач Ресурсного центра является подготовка команды Московской области к участию в чемпионатах World skills, а также подготовка кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям ТОП-50 в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями.
Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе является организация всестороннего партнерства - различных органов исполнительной государственной и муниципальной властей, образовательных организаций, предприятий и организаций различных форм собственности. Это включает в себя, в частности, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ.
Сетевое взаимодействие позволяет:
• распределять ресурсы при выполнении общих задач;
• опираться на инициативу каждого конкретного участника;
• осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
• выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
• использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
Во-первых, сеть - это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования.
Во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для студентов, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.
Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.
Структура кластера «Школа-колледж-предприятие»
Обеспечивающие компоненты
Инновационные образовательные программы
Учебно-методические комплексы
Технологическая и ресурсная база предприятий
Школа
Инновационная модель реализации профильного обучения «Колледж-класс»
Центры профориентации
Колледж
Инновационная модель учреждения среднего профессионального образования «Многоуровневый территориально-отраслевой колледж»
Ресурсные центры
Учебно-производственные структуры
Предприятие
Инновационная модель
кадровой политики предприятия «Создание учебно-производственного центра»
Центры сертификации профессиональных квалификаций
Бюро по трудоустройству выпускников
Например, в ГБПОУ МО «Красногорский колледж» внедряется и развивается дуальное обучение, сетевое взаимодействие, частно-государственное партнерство.
Основными базами практического обучения студентов являются более 100 предприятий и организаций Красногорского, Волоколамского, Звенигородского, Истринского, Рузского, Шаховского и Щелковского районов Московской области. Среди них такие крупнейшие предприятия и организации северо-запада Московской области, как ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева», ЗАО «Бецема», ОАО ПСО-13, ОАО «Водоканал», ООО «Красногорское управление благоустройства», Агрохолдинг «Авангард», Волоколамский завод строительных материалов, филиалы ГУП МО МОСТРАНСАВТО (Волоколамское, Истринское и Звенигородское ПАТП), МУП «Истринский Водоканал», Среднерусский банк Сбербанка РФ, АКБ «Альта-Банк», региональные отделения Пенсионного фонда РФ, нотариальные конторы и адвокатские палаты, администрации и правоохранительные органы г. Красногорска, г. Истра, п.г.т. Шаховская, региональные управления социальной защиты населения, инспекции федеральной налоговой службы, санаторно-оздоровительные учреждения, комбинаты бытового обслуживания населения, авторемонтные предприятия, гостинично-ресторанные комплексы, больницы, детские сады и другие организации Московской области.
В колледже постоянно проводится работа по совершенствованию и обновлению имеющейся учебно-материальной базы. На ПАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева» создан учебный полигон «Технология машиностроения», оснащенный станками с ЧПУ; введен в эксплуатацию универсальный учебный комплекс (лаборатория) на 15 учебных мест по программированию и практической разработке управляющих программ для современных систем ЧПУ с визуализацией процессов обработки, с учебными токарными и фрезерными станками со сменными блоками управления; введен в учебный процесс автодром для подготовки водителей в Волоколамском филиале; согласуется открытие сварочного участка на территории ЗАО «Бецема» и многое другое.
Производственная практика проводится на предприятиях и в организациях различных форм собственности в рамках договоров о социальном партнерстве. Со студентами такие предприятия и организации заключают договоры о контрактно-целевой подготовке.
Важно отметить возрастающую роль преподавателя и мастера СПО в процессе подготовки кадров ведущих профессий. Преподаватель теперь не просто носитель знаний, сегодня он должен выполнять роль консультанта, организатора деятельности студента, активного субъекта учебного процесса. В этой связи много внимания уделяется самообразованию инженерно-педагогических кадров, особенно в сфере инновационных педагогических технологий, коллективных форм методической работы, таких, как научно-практические конференции, педагогические чтения, конкурсы профессионального мастерства, постоянно действующие семинары по вопросам современной педагогики и психологии, теории обучения и воспитания. И, согласно стандартам нового поколения, умение применять в учебной практике новые технологии и методы практико-ориентированного обучения, например, новые подходы к оценке качества, подготовке через оценку уровня усвоения дисциплины модуля и оценку компетенции обучающихся.
На рис. 1 видно, что ключевая роль в реализации деятельности компетентного подхода принадлежит мастеру производственного обучения.
Мастер производственного обучения
Преподаватель специальных дисциплин
Специальные дисциплины
Опыт познавательной деятельности
ОПЫТ
Учебная практика
Готовность к профессиональной деятельности
ОПЫТ
Наставник на базовом предприятии
Производственная практика
Опыт профессиональной деятельности
СТУДЕНТ
Рисунок 1
Для повышения качества инженерно-педагогических кадров, необходимо сохранить направленность государственной политики на поддержку престижности работы педагога, меняя отношение к нему общества, улучшая его материальное и социальное положение, обеспечивая гарантии достойного уровня жизни и адекватные условия для реализации педагогического потенциала. Именно таким образом можно стимулировать приток в сферу среднего профессионального образования нового поколения высококвалифицированных преподавателей, молодых педагогов, специалистов, имеющих опыт производственной работы.
Формирование профессионально важных качеств будущих специалистов будет максимально эффективным, если учебно-воспитательный процесс обучения будет построен как непрерывно развивающийся процесс - от базовой подготовки и профориентации на школьной скамье, выбора обучения на уровне среднего профессионального образования, обучения в рамках сетевого взаимодействия с применением лучших образовательных практик до производственных практик на базе предприятий-партнеров и дальнейшего трудоустройства на одном из них. Такой подход максимально содействует раскрытию потенциальных возможностей каждого студента и во многом определяет успешность профессиональной деятельности в избранной профессии. Перспективы его развития определяются базовыми показателями качества:
- уровнем материально-технической базы;
- финансовым обеспечением;
- информационным обеспечением;
- структурой управления в образовательном учреждении;
- содержанием образования;
- профессиональной компетентностью педагогических кадров.
готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала
высокая профессиональная мобильность
социальная компетенция
готовность отстаивать свою позицию и критичность к своим поступкам
формирование российской и гражданской позиции
развитие толерантности
Рисунок 2
Из рис. 2 видно: выпускник системы среднего профессионального образования должен владеть набором компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамичных экономических условиях, воспринимать и анализировать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться к ним. В ходе подготовки специалиста первостепенное значение приобретает установка на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс профессиональной адаптации.
Рассмотрим возможные модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий партнеров при реализации программ среднего профессионального образования.
Модели сетевого взаимодействия
Модель 1 «Покупка» одной (или нескольких) дисциплин (модулей), которые реализуются в подобных ОПОП других образовательных организаций Включаются в программу базовой образовательной организации
Модель 2 «Индивидуальный выбор» за счет расширения числа модулей, которые выбирает студент из вариативной части ОПОП Студент сам выбирает необходимые ему модули (дисциплины) для освоения в другой образовательной организации. С каждой их них заключается договор.
Модель 3 «ССУЗ = Предприятие» материально-техническая база, кадровые и другие ресурсы предприятия-партнера доступны для включения их в учебный процесс при реализации ОПОП Включение в ОПОП дисциплин (модулей), которые можно реализовывать на базе предприятий и организаций партнеров
Модель 1 предоставляет лишь ограниченный инструментарий для решения задач качественной подготовки специалистов среднего звена и может быть применена только в случае отсутствия возможности реализации других моделей.
Модель 2 дает возможность объединить потенциалы нескольких образовательных организаций, предоставляя обучающемуся возможность сформировать персональную образовательную траекторию. Модель можно считать эффективной, однако ее реализация возможна при очень тесном взаимодействии образовательных организаций (составлении совместимых учебных планов, общего расписания занятий и т.д.). Географически разделенные образовательные организации должны организовать модульную систему обучения и иметь достаточный номерной фонд общежитий для приема студентов образовательной организации-партнера.
Модель 3 является наиболее перспективной для реализации (и может быть частично объединена с моделью 2 за счет привлечения других образовательных организаций, в том числе и высшего образования) поскольку основные предприятия-партнеры обычно расположены географически близко к образовательному учреждению. В структуре такой сети можно (и даже необходимо) создать центры независимой оценки и сертификации квалификаций. В структуру сети также необходимо включить ресурсные центры, учебные центры профессиональных квалификаций для обеспечения непрерывности образования работников предприятия через повышение их квалификации и переподготовке.
Таким образом, образовательная сеть может быть представлена в следующей форме (рис. 3)
Рисунок 3
Еще одной не менее важной задачей в развитии региона является создание сети организаций, занимающихся профессионально-общественной аккредитацией образовательных программ. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
В «Университете «Дубна» профессионально-общественной аккредитацией занимается институт развития профессионального образования, который разработал и утвердил на уровне органов власти методику проведения экспертизы. Указанная Методика в общих чертах включает в себя следующие этапы: 1) подача заявки на прохождение процедуры общественно-профессиональной аккредитации; 2) независимая оценка качества образования согласно утвержденным критериям оценки; 3) представление результатов независимой оценки качества образования - экспертных отчетов по каждой образовательной программе совет ассоциации работодателя; 4) принятие аккредитационного решения членами совета ассоциации работодателя; 5) выдача образовательному учреждению свидетельств об аккредитации в случае принятия членами совета ассоциации работодателя положительных решений об аккредитации.
По итогам аккредитации формируется эффективный инструмент ответственности и демонстрации уровня качества образования перед государством, обществом, абитуриентами, студентами, выпускниками, бизнесом, образовательным сообществом и сотрудниками образовательного учреждения, повышается уровень доверия заинтересованных сторон к качеству образовательных услуг, результативности и эффективности образовательного учреждения, укрепляется имидж и бренд образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения на рынке труда.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (ч. I) ст. 7598.
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 г. № 292);
3. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2);
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии (специальности).
5. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утверждены Министром образования и науки Российской Федерации 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн).
Список источников
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464);
7. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 г. № 582).