Оценка качества научно-методической работы в профессиональной образовательной организации
Проведению в жизнь образовательной политики способствуют рациональная организация и эффективное управление научно-методической работой (НМР) в образовательном учреждении. Сегодня к НМР необходим комплексный подход, стимулирующий профессиональное развитие педагога, способствующий его самореализации, позволяющей получить удовлетворение от работы.
ЕФИМОВА
Марина Анатольевна,
заместитель директора по НМР Курганского педагогического колледжа, Курган
Аннотация
В статье проанализирована существующая практика оценки качества научно-методической работы в профессиональной образовательной организации, предложены примерные критерии и показатели. Описан опыт разработки программы самооценки качества НМР в педагогическом колледже.
Ключевые слова:
научно-методическая работа, система управления качеством образования, самооценки качества НМР, профессиональная компетентность педагога.
ажной задачей методической службы . образовательного учреждения (ОУ) становится реализация новых приоритетов образовательной политики через научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели научно-методической работы в ОУ, диагностике педколлектива, отбору интерактивных форм и методов НМР, оценке качества НМР. Вместе с тем сегодня возникли противоречия между требованиями к оценке качества НМР, высокой степенью их вариативности и отсутствием регламентации данного вида деятельности, четких процедур оценки.
Направления НМР
Одно из направлений научно-методической работы в ПОО — деятельность по совершенствованию программно-методического сопровождения реализации основных образовательных профессиональных программ (ОПОП) — определяется стратегическими документами в области образования и задачами образовательного учреждения по внедрению ФГОС СПО. ОПОП предполагает разработку преподавателями полного варианта учебно-методических комплексов (УМК) по дисциплине, профессиональному модулю, междисциплинарному курсу, что включает в себя создание обучающих материалов по теоретическим положениям курса, указаний или рекомендаций по выполнению практических и самостоятельных работ, разработку контрольно-оценочных средств по пройденному материалу. Предполагается ежегодная инвентаризация программного, учебно-методического сопровождения и формирование единого информационного банка существующих дидактических и методических материалов [5].
Следующее направление НМР — научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса — придает научный характер методической работе. Сюда включаются мониторинговые исследования, педагогическая интерпретация их результатов, осуществление проектно-экспериментальной работы и исследовательской деятельности [4]. Так, при внедрении ФГОС СПО возникла необходимость разработки абсолютно новых учебных курсов. В течение четырех лет в педагогическом колледже были реализованы программы двух областных инновационных площадок по внедрению в образовательный процесс новых дисциплин и междисциплинарных курсов: «Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа в организации внеурочной деятельности школьников», «Методика преподавания курсов духовно-нравственной направленности как дидактический фактор совершенствования профессиональной подготовки выпускников колледжа».
С 2011 года коллектив колледжа принимает участие в региональном инновационном сетевом проекте по обеспечению реализации ФГОС с подпроектом «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС». Цель проекта: разработать и апробировать нормативное, методическое сопровождение организации образовательного процесса и деятельности педагога, способствующее осуществлению компетентностного подхода в обучении студентов при реализации ФГОС. В итоге обобщен опыт преподавателей колледжа (60%), сформирована локальная нормативная база, апробированы новые формы организации образовательной деятельности, разработан и апробирован ряд документов по оценке сформированности компетенций выпускников колледжа в рамках практики, учеб-
ной деятельности и государственной итоговой аттестации.
Эти два направления НМР взаимосвязаны, так как повышение профессиональной компетентности педагога осуществляется в процессе совершенствования им программно-методического сопровождения реализации ОПОП, что, в свою очередь, является результатом научно-методического содействия инновационному развитию данного субъекта.
Считаем, что деятельность научно-методической службы в современном образовательном учреждении должна быть организована еще в одном направлении: участие в создании системы управления качеством образования и поддержки ее функционирования; участие в квалитативной подготовке работников образования для использования при процедуре оценки качества (мониторинговых исследований) квалиметрических процедур и методов математической статистики.
Оценка качества
В исследованиях, посвященных проблеме оценки качества НМР, описаны различные подходы к определению показателей и критериев эффективности данного вида деятельности, но они четко не определены, не всегда разведены понятия показателя и критерия. В нормативных документах, педагогической литературе, описаниях опыта методической работы чаще всего предлагаются следующие позиции: кадровое обеспечение, качество рабочих учебных программ, учебно-методическое обеспечение цикла дисциплин/специальности, курсовое и дипломное проектирование, осуществление ме-
Сегодня особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели научно-методической работы в образовательном учреждении, диагностике педколлектива, отбору интерактивных форм и методов НМР, оценке качества НМР.
Программа проведения самооценки НМР в ОУ
Таблица 1
№ п/п Содержание деятельности Ответственный
Подготовительный этап
1 Издание приказа «О проведении самооценки НМР» Директор
2 Определение норм, показателей, критериев и инструментария самооценивания НМС
3 Обучение персонала проведению самооценки Замдиректора по НМР
4 Предоставление информации об условиях, процессе и результатах НМР и ее управлении Замдиректора по НМР
Диагностический этап
1 Изучение состояния направлений НМР на основе диагностик и данных Ответственные по приказу
Рефлексивный этап
1 Первичная обработка информации и ее обобщение ППС
2 Интерпретация информации НМС
3 Формулирование итоговых выводов по показателям НМС, замдиректора по НМР
Планово-прогностический этап
1 Разработка и принятие управленческих решений Администрация
Коррекционно-регулирующий этап
1 Осуществление корректировки плана НМР, организационной структуры и т.д. Директор Замдиректора по НМР
Критерии самооценки качества НМР Таблица 2
Критерии Показатели
1. Качество организации НМР (результативность) - наличие и качество деятельности в ОУ научно-методических подразделений - уровень научно-методической компетентности администрации - наличие научного руководителя, научного консультанта - участие членов педагогического коллектива в системной исследовательской, опытно-экспериментальной работе - качество программно-методического обеспечения образовательного процесса - методическая и педагогическая продукция учителей - наличие устойчивых (оформленных в виде договора) связей с социальным окружением - посещаемость методических мероприятий персоналом - участие и призовые места членов педагогического коллектива в профессиональных конкурсах - обязательное наличие и качественная организация деятельности студенческого научного общества учащихся (СНО), участие в научно-практических конференциях и олимпиадах - число областных инновационных площадок - число методических публикаций работников образования ОУ: по уровням
2. Качественный состав педагогических кадров - наличие у педагогических работников высшего профессионального образования - число заслуженных, имеющих ордена, медали (%) - число с высшей категорией, отличников, почетных; число с первой категорией - процент руководителей ОУ с управленческим образованием - систематическое (не реже одного раза в три года) прохождение педагогическими работниками курсов повышения квалификации - стабильность педагогического коллектива, высокая трудовая дисциплина, благоприятный психологический климат - наличие системы обобщения передового педагогического опыта (формы, количество)
3. Качество управления НМР - система диагностирования профессиональных интересов, педагогических затруднений работников ОУ: а) на основе внутреннего контроля, инспектирования; б) на основе анкетирования персонала; в) на основе педагогического аудита; г) на основе экспертизы практической деятельности; - система планирования научно-методической работы на основе диагностики: а) наличие в программе развития раздела, посвященного кадрам; б) наличие в годовых планах ОУ раздела «Работа с персоналом»; в) наличие ежегодных приказов по ОУ «О структуре научно- методической работы и повышении квалификации преподавателей колледжа»; г) наличие у каждого работника ОУ плана деятельности по самообразованию; - разнообразие форм научно-методической работы; - система стимулирования профессионального роста кадров; - система контроля и мониторинга за состоянием методической работы в ОУ
4. Условия обеспечения эффективности НМР - наличие запланированных срочных и долговременных мероприятий по повышению квалификации педагогического коллектива - наличие системной работы с молодыми педагогами - наличие и состояние каталога новшеств (информационного банка) - наличие и разнообразие профессиональных объединений - расходование средств на повышение квалификации и переподготовку - наличие приказов о стимулировании профессионального роста (морального, материального, социального характера) - расходование средств на стимулирование профессионального роста (редакционно-издательскую деятельность) - наличие банка локальных актов (положений, уставов, инструкций, правил), регламентирующих деятельность методической службы, штатного расписания, сметы расходов
тодической деятельности по профилю реализуемых программ. Можно сделать вывод, что научно-методическая работа в образовательном учреждении не оценивается целостно, так как главным является качество подготовки выпускников по специальностям, и научно-методическая работа призвана обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности преподавателей и высокое качество разрабатываемых ими программно-методических материалов.
В современной профессиональной организации необходима оценка качества научно-методической работы для ее системной организации и постановки конкретных целей. Ведь переход на ФГОС СПО, предполагающие компетентностный подход и ориентированные на конкретные требования работодателей, постоянное обновление ОПОП с учетом потребностей рынка, требования к аккредитации, стремление к повышению эффективности внутренней деятельности ОУ — все это свидетельствует об актуальности внедрения систем оценки качества в учреждении [1].
В колледже был изучен ряд моделей системы менеджмента качества в профессиональных образовательных учреждениях. В них всегда присутствуют разработка ОПОП и УМК, работа с кадрами. Не всегда выделяются в отдельные блоки инновационная деятельность, организация исследовательской деятельности студентов, редакционно-изда-тельская деятельность. Критерии оценки могут быть установлены самим образовательным учреждением.
Оценить и двигаться дальше
Потребность в совершенствовании НМР требует адекватной самооценки НМР с целью повышения ее эффективности. За основу программы самооценки качества НМР мы решили взять материалы работ В. И. Дружинина и В. Гладик [2; 3], посвященные вопросам оценки качества НМР и управления качеством НМР.
Для создания программы самооценки качества НМР в колледже необходимо создать определенные условия, в их числе:
1) формирование корректного, рефлексивного представления должностных лиц о сути управления НМР;
2) формирование позитивного отношения педагогического коллектива к нововведениям в образовательном процессе и мотивирование его на осуществление рефлексии собственной деятельности, самооценки НМР;
3) организация четкого взаимодействия структур, обеспечивающих работу с преподавателями, творческими группами, временными научно-исследовательскими коллективами;
4) подбор необходимой информации по НМР для осуществления объективной самооценки;
5) формирование пакета диагностических методик, оценивающего инструментария для проведения самооценки составляющих элементов НМР (табл. 1).
Также была разработана матрица процедуры самооценки качества НМР, в которой определены категории участников НМР, виды их деятельности и представляемые ими документы, ответственные за сбор данной информации и ее оценку, периодичность представления и факт наличия в колледже разработанных методических материалов по сопровождению данных документов.
В результате оценки качества научно-методической работы, на основе использования данных, представленных в итоговых справках, результатах диагностик, определяется уровень качества НМР: критический, допустимый, оптимальный. Для осуществления самооценки качества НМР были определены критерии (табл. 2).
Важной задачей методической службы образовательного учреждения становится реализация новых приоритетов образовательной политики через научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов
С 2011 года коллектив колледжа принимает участие в региональном инновационном сетевом проекте по обеспечению реализации ФГОС с подпроектом «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС».
Литература
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы [Электронный ресурс] — Режим доступа: Ьйр://минобрнауки.рф/новости/2712.
2. Гладик Н. В. Внутришкольное управление научно-методической работой: История, теория, технология / Н. В. Гладик; под науч. ред. Э. В. Литвиненко. — М.: 5 за знания, 2008. — 208 с.
3. Дружинин В. И. Методическая работа в образовательном учреждении / В. И. Дружинин. — Курган, ИРОСТ, 2011. — 138 с.
4. Ильенко Л. П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием / Л. П. Ильенко. — М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.
5. Реализация ФГОС: современные модели методического сопровождения педагогов. — М.: Национальный книжный центр, 2012. — 152 с.
Переход на ФГОС СПО, постоянное обновление основных образовательных профессиональных программ с учетом потребностей рынка, требования к аккредитации — все это свидетельствует об актуальности внедрения систем оценки качества в учреждении.