И
Л.К. Бородина,
преподаватель специальных
дисциплин, КГКП «Костанайский сельскохозяйственный колледж»
Л.К. Яшина,
преподаватель специальных
дисциплин, КГКП «Костанайский сельскохозяйственный колледж»
Неггзгг свздер: инновациялыц технологиялар, Yрдiстер, инновациялыц процесс, жаhандану, интеграция, бшктшк, царцындату.
Ключевые слова: инновационные технологии, тенденции, инновационный процесс, глобализация, интеграция, компетентность, интенсификация.
Keywords: innovative technologies, trends, innovative process, globalization, integration, competence, intensification.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ацдатпа
Макалада орта кэаби бшм беру жагдайында ин-новациялык YPДiстщ спецификасы спецификасы карастырылады. Орта кэаби бiлiм беру жYЙесiнде студенттердi кэсiби дайындау саласында жаца буын стандарттарын енгiзу, кэсiптiк бiлiм беру жYЙесiне инновациялык технологияларды енгiзу секiлдi eзектi тенденциялар суреттеледi.
Аннотация
В статье рассматривается специфика инновационного процесса в условиях среднего профессионального образования. Описаны такие актуальные тенденции в сфере профессиональной подготовки студентов в системе среднего профессионального образования, как изменение подхода к его организации, введение стандартов нового поколения, внедрении инновационных технологий в систему профессионального образования.
Annotation
The paper solves the problem of identifying the specifics of the innovation process in terms of vocational education. Described are the current trends in the field of vocational training of students in secondary vocational education, as a change of approach to its organization, the introduction of a new generation of standards, introduction of innovative technologies into the system of vocational education.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий Казахстану стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечивающий достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются в процессе образования и воспитания.
В Республике Казахстан в связи с переходом к новым социально-экономическим условиям происходят серьёзные изменения в обществе и образовании. Мировые тенденции развития общества оказывают
m
о
Рч
w О
О
о &
Й -а X X О S
m
о
X
и
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
т
о
X
влияние на социальные процессы, происходящие в нашей стране, тенденции глобализации, интеграции, информатизации, оказывающие влияние на педагогическую теорию и практику, способствуют смене подхода в системе образования Республики Казахстан и к организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования, в частности. Этот процесс сопровождается внедрением новых образовательных стандартов, направленных на реализацию модели подготовки специалистов на основе компетентностно-го подхода. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику профессионального колледжа в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Отвечая вызовам современности, в Республике Казахстан разработан государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования, который в соответствии с постановлением Правительства РК от 25.04.2015 № 327 вводится в действие с 01.09.2016) [1].
Новые требования к уровню подготовки кадров и потребность рынка сформировали социальный заказ на подготовку в системе среднего профессионального образования высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, обладающих умением гибко и нестандартно мыслить; применять новое в своей деятельности, профессионально мыслить, обладающих способностью к самообразованию и мотивацией обучаться в течение всей жизни.
Таким образом, критериями эффективности современного профессионального образования выступают приобретенные во время обучения общечеловеческие ценности, профессиональные компетенции, а также степень адаптированности выпускников в современных условиях труда.
В современных условиях интенсификации образовательной системы Казахстана и ускорения темпов развития педагогических
технологий, поставленная перед системой среднего профессионального образования задача получения принципиально новых образовательных результатов, может быть решена путем обновления содержания образования, внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
Педагогическая инновация определяется как нововведение в педагогическую деятельность, направленное на повышение эффективности образовательного процесса, способствующее изменению содержания и технологии обучения и воспитания [2].
Проектирование урока реализуется по цепочке: базовая компетенция - составляющая компетенция - цель урока - навык -умение - знание [3]. Исходя из требований общества к компетентности современного специалиста - выпускника среднего профессионального образовательного учреждения внедряемые инновационные технологии должны быть ориентированы, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения. Сформулированные цели и задачи в подготовке выпускника новой формации могут быть решены в рамках внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обучения и личностно-ориен-тированных технологий в профессиональное обучение.
Организация педагогического взаимодействия на основе личностно-ориентиро-ванного обучения строится с субъектной, личностной позиций и направлено на развитие личности, способной к свободомыслию, творчеству, самостоятельному поиску и выбору. В организации образовательного процесса на основе личностно-ориентиро-ванного подхода (в работах Е.В. Бондарев-ской, А.Ю.Белогурова, В.И. Слободчикова, И.С.Якиманской) педагог переориентируется на выполнение функции диагностики и организации помощи в развитии личности студента. Мы, также считаем, что в основе инновационных технологий в сфере про-
И
фессионального образования должен лежать деятельностный подход (разработан в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейн), в основе которого лежит идея, что становление и развитие личности происходит в деятельности.
Кроме того, мы считаем необходимым условием реализации инновационных технологий в профессионального образовании ориентированность на принципы:
1) активизации, в основе которого лежит развитие профессионально-познавательной активности студента;
2) принцип профессиональной направленности, в основе которого лежит организация учебного процесса на специально отобранном материале, максимально приближенном к успешной профессиональной деятельности;
3) принцип интеракции в основе которого лежит организация учебного процесса с опорой на эмоциональную, аффективную сферу сознания.
Использование в проектировании инновационных педагогических технологий, ориентации выявленных принципов и подходов способствует максимальной эффективности учебного процесса, т.к. учитывает профессиональные интересы студентов, усиливает мотивацию обучения, раскрывает потенциальные способности, активизирует саморазвитие, в целом положительного отношения всех участников образовательного процесса к учебной деятельности. Такой технологией, удовлетворяющей требованиям интеракции, активизации, профессиональной направленности, реализующей личностно-ориентированный и деятель-ностный подход является, по нашему мнению, интерактивные технологии.
Основная форма реализации интерактивного метода - коммуникативно-диалоговая деятельность, направленная на развитие ди-алектичности как системообразующего компонента творческого мышления. Интерактивная технология стимулирует активность студентов с помощью особых приемов и способов работы с информацией, которая в
результате становится присвоенным и лич-ностно значимым знанием студента.
Примерами интерактивных методов являются дискуссия, диспут, дебаты, прения, тематическая беседа и «круглый стол», тренинг межличностного взаимодействия; деловая игра; проигрывание конфликтных ситуаций; проектные методы и прочие.
Интерактивное обучение требует принципиального изменения позиции преподавателя, который теперь выполняет роль источника информации, помощника и координатора процесса, выступая как препо-даватель-фасилитатор (с лат. «создающий благоприятные условия»).
Важными социально-психологическими факторами успешного внедрения инноваций в образовательный процесс среднего профессионального учебного заведения являются объективные факторы готовности образовательной среды к инновациям и субъективные личностные факторы готовности к инновациям [4].
Наиболее значимыми факторами для проведения инновационной политики в учреждении профессионального образования являются:
• состояние образовательного уровня педагогических кадров;
• качество работы специальной системы подготовки и переподготовки кадров;
• информационная осведомленность педагогических кадров о нововведении;
• наличие мотивации к нововведению у коллектива (во многом зависит от руководителя, организующего введение новшеств).
Преградами успешного внедрения инноваций в образовательный процесс среднего профессионального учебного заведения являются низкое качество и компетентность педагогического состава, низкий уровень профессионализма.
Введение новых образовательных технологий обучения требуют от педагога (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства и владение следующими педагогическими знаниями и умениями, как:
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
к
т
о
X
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
т
о
X
• диагностика целей обучения и воспитания;
• углубленное, системное знание учебного предмета и его научных основ;
• переработка и структурирование учебного материала в логике проблемного изложения;
• моделирование учебного процесса;
• организация самостоятельной работы студентов для подготовки к семинару, деловой игре, мозговому штурму и т.п.;
• свободное владение активными методами обучения;
• создание благоприятного психологического климата, сотрудничество со студентами.
Таким образом, профессиональное образование является важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития Республики Казахстан. Современная система образования должна соответствовать целям опережающего развития.
Главные задачи современного профессионального образования школы - раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в процессе профессионального образования должны использоваться инновационные технологии.
Педагоги Костанайского сельскохозяйственного колледжа поддерживают высокий технологический уровень современного образования, находятся в постоянном поиске новых педагогических технологий, связанных с идеями компетентностного, деятельностного, личностно-ориентирован-ного подходов.
В рамках внедрения инновационного передового опыта в КСХК проходит апробацию Казахстанско-Германский проект «Поддержка процесса реформирования системы технического и профессионального образования в Казахстане», сущность которого заключается в сочетании частичной занятости на производстве и обучения с неполной нагрузкой в традиционной системе профессионального образования. Основной инновационного проекта является
внедрение кооперативной формы обучения по ряду специальностей. Это так называемая «дуальная система обучения» доказала свою эффективность в развитых европейских странах - Германии, Швейцарии, которые входят в первую группу стран по уровню квалификации кадров.
Большинством исследователей признается невозможность прямого копирования организации дуальной системы, однако педагоги КСХК, работающие над апробацией образовательного проекта, признают важность анализа дуальной формы обучения для внедрения наиболее эффективных ее элементов в систему профессионального образования Республики Казахстан.
Накопленный опыт обучения по дуальной системе в условиях КСХК особенно полезен для решения вопросов совершенствования национального законодательства, разработки механизмов становления социального партнерства, внедрения моделей многоканального финансирования и социальной поддержки обучаемых.
Анализ результатов, полученных в рамках апробации проекта дуального обучения, позволяет сделать вывод о том, что полученные результаты могут быть использованы для внедрения элементов дуального образования в профессиональных учебных заведениях Казахстана, а не только Коста-найской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования»
2. Инновации в образовании: сб. науч. тр. - М.: АПК и ПРО, 2001.
3. Рудик, Г.А. Инжиниринг процесса обучения [Текст]/ Г.А. Рудик и др. 20011.
4. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е. В. Иванова, Л. И. Косовой, Т. Ю. Аветовой. - СПб.: Изд-во ООО Полиграф. 2004.