Научная статья на тему 'Модернизация системы образования как определяющий фактор ускоренного становления «Общества знаний»'

Модернизация системы образования как определяющий фактор ускоренного становления «Общества знаний» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ" / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СПОСОБ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ / «KNOWLEDGE SOCIETY» / AN EDUCATION SYSTEM / A WAY OF ADVANCING ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулова Вероника Юрьевна

Рассмотрены проблемы функционирования системы образования в контексте становления нового типа общества – «общества знаний». Выделены основные предпосылки формирования «общества знания». Раскрыты противоречия современной системы социально-философского анализа образования. Предложен способ опережающей адаптации как основной компонент образовательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM AS A DEFINING FACTOR OF THE ACCELERATED FORMATION OF «SOCIETY OF KNOWLEDGE»1

The article is devoted to the problems of design of a new education system in a context of formation of new type of society – «the knowledge society». Main preconditions of formation of «knowledge society» are allocated. The contradiction of modern system of the social and philosophical analysis of education is revealed. The way of advancing adaptation as the main component of the educational sphere is offered.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы образования как определяющий фактор ускоренного становления «Общества знаний»»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 101.1:316:37

В.Ю. АБДУЛОВА

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР УСКОРЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ «ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ»

Ключевые слова: «общество знания», система образования, способ опережающей адаптации.

Рассмотрены проблемы функционирования системы образования в контексте становления нового типа общества - «общества знаний». Выделены основные предпосылки формирования «общества знания». Раскрыты противоречия современной системы социально-философского анализа образования. Предложен способ опережающей адаптации как основной компонент образовательной сферы.

V.Yu. ABDULOVA MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM AS A DEFINING FACTOR OF THE ACCELERATED FORMATION OF «SOCIETY OF KNOWLEDGE»

Key words: «knowledge society», an education system, a way of advancing adaptation.

The article is devoted to the problems of design of a new education system in a context of formation of new type of society - «the knowledge society». Main preconditions of formation of «knowledge society» are allocated. The contradiction of modern system of the social and philosophical analysis of education is revealed. The way of advancing adaptation as the main component of the educational sphere is offered.

Одной из самых важных закономерностей современной стадии развития общества является возрастание роли знания в различных сферах жизни человека. В каждой услуге и продукте проявляются знания в опредмеченной или интеллектуальной форме, что является сущностной характерной чертой современной человеческой деятельности. Определяющую роль в экономическом развитии стран играют наукоемкие сектора экономики, что подтверждается увеличением не только объема наукоемкой продукции, но и темпа внедрения высоких технологий. Отмечается относительное сокращение количества рабочих, занятых в промышленном секторе. При этом увеличивается доля секторов, которые производят и реализуют научное знание, а также предоставляют на основе этого инновационные идеи и услуги. Главными факторами развития производства, повышения его конкурентоспособности и инновационности становятся новые технологии, коммуникации, специальные знания и интеллектуальная работа, качество которых детерминировано сложившейся системой образования.

Проблема реформирования образовательной сферы приобрела мировое значение, поскольку ее успешное решение для многих стран является наиболее эффективным способом вхождения в глобальный мир. Россия активно вовлечена в этот масштабный процесс интенсивного движения к новому типу цивилизации. Осознание необходимости исследования определяющих направлений к новому этапу развития общества является основополагающим в определении стратегии развития России в ракурсе мировых изменений. Современная система образования должна формировать личность, подготовленную к активной деятельности в обществе знания. Формирующаяся знаниевая эпоха требует выработки нетрадиционных механизмов адаптации к новой социальной среде, сущность которой заключается в постоянной изменчивости ввиду возрастающей прогрессии появления инноваций в научной и общественной жизни. Возникает проблема поиска способов оценки качества современного российского образо-

вания как системы формирования типа людей, готовых адаптироваться к новым условиям, которая предполагает переход на новую стадию общества, а не только как совокупности образовательных учреждений, опирающихся исключительно на требования нормативных политических документов. Не определены критерии, с помощью которых можно оценить адекватность существующей системы образования и необходимые направления ее трансформации.

Современная литература определяет термин «образование» в контексте его социальных функций и в качестве средства культурного, профессионального, воспитательного формирования личности. «Образование - функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей» [3].

Образование, в качестве институализированной сферы человеческой деятельности, входит в систему исторически сложившихся фундаментальных социальных институтов как устойчивая форма организации общественных отношений, с помощью которых обеспечивается стабильное развитие общества, наследование и преемственность социального и духовного опыта поколений. Система образования, обеспечивая не только воспроизводство социума и культуры, но и человеческого рода в целом, выступает в роли социокультурного института. Историко-философский анализ образования и анализ современных тенденций реформирования образовательной системы позволяют предположить, что именно образование выступает системообразующим фактором развития социума.

Специфика современного общественного развития, характеризуемая возрастанием роли теоретического знания, средств коммуникации, информационных технологий и раскрываемая в концепции «общества знаний» Р. Лэйна, Д. Белла, П. Дракера, Ф. Махлупа и др., актуализировала проблему реформирования образования.

Изучением влияния модернизации образования на темпы становления «общества знаний» занимаются такие российские исследователи, как И.Ю. Алексеева, С.С. Неретина, Г.В. Телегина, А.П. Огурцов, В.Ф. Петровский, В.В. Платонов, В.М. Розин и др.

Общее понимание «общества знания» выглядит как новый этап общественно-экономического и социального развития. По нашему мнению, для анализа процесса трансформации системы образования в контексте общества знаний недостаточно изучать и прогнозировать «профессионально-технологические» изменения в сфере образования, например дистанционное образование, компетентностный подход, интеграцию российского образования в международную систему в рамках Болонского соглашения. Необходим комплексный анализ места и роли системы образования, рационально обоснованные прогнозы функционирования системы образования в обществе знания, изучение возможности и необходимости изменения социальных функций образования в обществе знания, а также выработка критериев качества образования, адекватных именно обществу знания. В таком анализе необходимо ориентироваться на прогноз возможного изменения социальных функций сферы образования в обществе знания. Более того, система образования с изменившимися социальными функциями и будет, вероятнее всего, основой того, что сейчас предугадывают концептом «общество знания».

В современном мире можно проследить тенденцию к значительному возрастанию роли знания во всех сферах жизнедеятельности общества.

Применение знаний приводит к росту экономического потенциала, развитию новых технологий. Отметим, что «общество знаний» должно стать таким этапом развития общества, когда, помимо основных ресурсов производства, лидирующими будут нововведения в сферах информационных и коммуникационных технологий. А образование и информационное образование станут лидирующими сферами жизнедеятельности общества.

Вследствие этого нами были выделены некоторые основные предпосылки и постулаты, с помощью которых можно проводить реформы образования для создания «общества знания»: 1) первостепенным является не увеличение объема накопленной информации, а появление новых способов получения знаний; 2) формирование индивидуального стиля для работы с разными видами информации и развитие критичного типа мышления; 3) вместо задания «формировать профессиональные знания, умения и навыки» - задание «формировать профессиональную компетентность»; 4) получение доступа к всеобщим знаниям для всех; 5) акцент на гуманитарные и этические ценности; 6) создание информационной культуры индивида; 7) формирование исследовательского интеллекта с развитыми навыками мышления; 8) обучение людей мыслить с последующим анализом своих поступков и возможностью объективной философской отдачи; 9) формирование у индивида такой системы ценностей, которая ставила бы общественный интерес выше личного; 10) междисциплинарность.

Социально-философский контекст проектирования нового образования с необходимостью требует руководствоваться компетентностным подходом, развитием индивидуально-личностных траекторий специалиста, психологической готовностью молодого человека к неожиданным поворотам в карьере. На систему образования в целом, и на вузы в частности, налагается социальная ответственность за молодое поколение. Однако недостаток финансовых средств, слабый кадровый персонал, неопределенность заказа на специалиста рынком, государством, обществом делает задачу проектирования образования сложной, даже субъективной. В результате у молодежи исчезает желание искать свое место, происходит подмена духовно-нравственных смыслов. Приобретает популярность расчет на удачу, это происходит во многом благодаря современным игровым технологиям, ориентации образования на методы тестирования. Подобные нововведения воспитывают в молодом поколении желание выбора путей к успеху не с помощью планирования и труда, а исключительно «на удачу» [2].

Современная Россия может приспособиться к новым условиям, которые детерминированы стремительным развитием ИКТ, повышением роли знаний и инноваций в современном обществе. Этому способствует высокий научный и образовательный потенциал, хорошая материально-техническая база научной и образовательной сферы. Противодействует этому процессу недостаточно развитая институциональная среда и экстенсивный характер экономики. Это снижает эффективность государственного управления в сфере инноваций. Следует обратить внимание на улучшение инструментов привлечения бизнеса в образование и науку, снизить административные барьеры для инновационных предприятий, поскольку они развивают знания как базис для создания полноценного эффективного современного «общества знания». Необходимо обеспечить равный доступ к информационно-коммуникационным технологиям. Этому процессу положил начало национальный проект «Образование», в рамках которого с 2006 г. планировалась массовая компьютеризация школ. В 2010 г. Д.А. Медведевым была утверждена инициатива «Наша новая школа», среди аспектов которой выделена установка на увеличение скорости школьного интернета. Подобный подход к проблеме равного доступа к информации является весьма значимым, однако недостаточным. Важно

обеспечить доступом к компьютерной сети каждую российскую семью, только в этом случае можно говорить о всеобщем равенстве в получении знаний.

Еще одним препятствием на пути к обществу знаний может стать не-сформированность потребности российских граждан в «образовании на протяжении всей жизни». Этому способствует не столько ориентация на прикладное значение знания, сколько система единого государственного экзамена, которая мотивирует учащихся, прежде всего, на заучивание задач, необходимых для получения высшего балла, а не на «знание ради знания».

Для повышения эффективности политики формирования общества знаний необходимо: 1) инвестирование качественного образования и равных возможностей для всех; 2) увеличение количества точек доступа к информационным технологиям; 3) общедоступность знаний в музеях, библиотеках, институтах, исследовательских центрах; 4) совместное использование научных знаний; 5) приоритет языкового многообразия; 6) гарантия качества знаний, доступных в Интернете; 7) укрепление «технологической солидарности»; 8) оценка уровня знаний адекватными комплексными критериями.

Исследование проблемы показало, что современная система анализа образования содержит в себе противоречие. Для изучения процессов образования в условиях формирующегося общества знаний используются устаревшие концептуальные и методологические основы понимания системы образования. По нашему мнению, выходом из сложившегося противоречия могли бы стать отказ от исключительно социальной точки зрения на образование и введение нового, эволюционного аспекта. Биологическая эволюция физических характеристик человека на современном этапе практически не проявляется. Однако, если считать развитие системы знаний продолжением эволюционного развития человечества, можно утверждать, что на данный момент популяционная структура человечества значительно уступает в своем развитии его социальной структуре.

Именно поэтому необходимо изучать процессы адаптации человека к формирующемуся обществу знания. «Адаптация (от лат. adaption - приспособление) - процесс, в ходе которого устанавливается или поддерживается приспособленность системы (т.е. поддержание ее основных параметров) при изменении условий внешней и внутренней среды» [4]. Основным механизмом адаптации человека являются познавательные способности [1], которые развиваются в процессе образования. В связи с этим можно сделать вывод о том, что современная образовательная программа нуждается в совершенствовании методов развития познавательных способностей в целях формирования способов опережающей адаптации к стремительно изменяющимся условиям будущего знаниевого общества.

Отметим, что существует риск принятия единственной модели для развития человечества, если она основана на развитии рынка, частной собственности и конкуренции. Имеется в виду формирование системы адаптации к обществу потребления. В.М. Розин отмечает: «Сегодня, действительно, прежде всего в высшей школе, инновации понимаются не как реализация в образовании антропологических и философских концепций человека и культуры, что было характерно для второй половины прошлого столетия, а как сбалансированный ответ на вызовы времени, учитывающие требования рыночной экономики» [5].

Предлагаемые правительством модели школьной программы, вузовского образования - это продукт интеллектуального творчества людей, радеющих за будущее России. Однако эти проекты производят противоречивое впечатление в силу присутствия в них больших пластов субъективности: так, чиновники, плохо ориентирующиеся в делах провинциальных школ, вузов, предлагают нереализуемые идеальные проекты западного образца. Общественные организации, в

свою очередь, мало осведомлены об экономических способностях страны в поддержке образовательных услуг и также часто склоняются к утопии. Сама учительская среда крайне неоднородна. Есть традиционалисты, новаторы и, к сожалению, люди, работающие не по призванию, с низкой профессиональной подготовкой. Выходом из этой противоречивой ситуации может стать создание дискуссионных сообществ, в рамках которых рассматривались бы проблемы образования, обсуждались современные теоретические разработки педагогов и практический опыт учителей-новаторов. Включение в процесс реформирования широкой общественности представляется наиболее важным направлением с учетом того, что, во-первых, одна из целей реформирования - формирование гражданина и гражданской позиции, во-вторых, реформа образования по содержанию и следствиям носит нелинейный характер, при этом определяя темпы развития России на пути к формированию «общества знаний».

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. 608 с.

2. Голубев С.В. Проблема «успеха» и «удачи» в социальной философии // Философия и общество. 2004. № 1. С. 86-99.

3. Мацкевич В.В. Образование // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: Мысль, 2001.

4. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. 1.

5. Розин В.М. Философия образования: этюды-исследования. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. 575 с.

АБДУЛОВА ВЕРОНИКА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры философии, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).

ABDULOVA VERONIKA YURYEVNA - post-graduate student of Philosophy Chair, Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola.

УДК 130.122

Ю.М. АРТЕМЬЕВ, М.П. ЖЕЛТОВ, А.Г. СТЕПАНОВ

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-СУБЪЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ МИФОЛОГЕМЫ КАРТИНЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: субъективность, знание, миф, мифологема.

Субъективность имеет своим основанием социокультурную среду, оказывающую детерминирующее влияние на систему формирования картины социально-исторической реальности. Складывающийся на этой основе образ реальности неизбежно определяется в качестве мифологемы.

Yu.M. ARTEMYEV, M.P. ZHELTOV, A.G. STEPANOV THE SPECIFICATION OF SOCIAL AND SUBJECTIVE COMPONENT FOR FORMING MYTHOLOGY PICTURE OF SOCIOHSTORICAL REALITY Key words: subjectivity, awareness, fable, mythology.

The subjective has its sociocultural environment which determines the system for forming the picture of sociohistorical reality. The purpose of mythology determines as representation of reality.

Анализ проблемы роли субъективности в системе формирования картины социально-исторической реальности обусловлен особой значимостью классических категорий философии в комплексе определения существенных связей и отношений в системе «человек-окружающий мир». Проблема заключается в том, что в системе философского знания категория «субъект» рассматривается в рамках видовой определённости его сущностных характеристик. Это, прежде всего, некий обобщенный образ познающего вообще, вне его индивидуальной характеристики. Научная несостоятельность концепции соединения объективности познания с обезличиванием самого субъекта познания обоснована соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.