МОДЕРНИЗАЦИЯ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компетентность в области информационной безопасности, проективный курс, свободное программное обеспечение.
За последние 15 лет в жизни общества произошли колоссальные изменения. Смена эпохи индустриализации информационной эрой во главу угла ставит принципиально новые ценности — информацию, знания и интеллектуальную собственность. Изменились в нашей стране социально-экономические условия — переход к рыночной экономике, капитализация различных сфер деятельности. Все эти факторы повлияли на характер современного трудоустройства — новый специалист должен быть способен выдерживать жесткую конкуренцию. В условиях массового внедрения микропроцессорной техники во все сферы деятельности человека персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, мобильные телефоны, платежные терминалы и прочие устройства уже не просто дополнительные и удобные средства связи, оплаты, развлечения, автоматизации рутинной трудовой деятельности, они — неотъемлемая часть жизни современного человека [Сухов, 2011].
Современная система высшего педагогического образования претерпевает значительные изменения. Вхождение в Болонский процесс, переход на систему бакалавриата и магистратуры, внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на компетентностный подход, требуют обоснования эффективности новых технологий и подходов в обучении, направленных на удовлетворение социального заказа.
Учителя информатики в формирующемся информационном обществе играют особую роль в вопросах национальной безопасности в информационной сфере -именно они формируют первичные навыки информационной деятельности детей, начиная от умений и этики использования «чужих» информационных ценностей и заканчивая принципами создания собственных ресурсов и программ. Компетентный учитель обязан являться эталоном субъекта безопасной информационной деятельности и при этом обращать внимание учащихся на вопросы информационной безопасности во всех аспектах: юридических, психологических, социально-исторических, педагогических, программно-технических.
Относительно недавние события в экономической сфере общества вызвали и ряд изменений в жизни обычных пользователей компьютерной техники. Кризис 2008 года, кроме прямых экономических эффектов, открыл дорогу для массовых пользователей по добровольному или принудительному использованию так называемого свободного программного обеспечения. Особенно этот вопрос остро затронул образовательные учреждения различных ступеней. Свободные операционные системы семейства 1лпих и программные средства широкого назначения на их базе становятся с этого периода реальностью для школ и вузов. Как отмечают исследователи, многие сотрудники, учителя, преподаватели, студенты, да и сами уча-
щиеся оказались не готовы к такой ситуации [Кравценюк, Компаниец, 2008]. Особенно не готовыми к таким условиям в школе оказались учителя информатики — в первую очередь на них отразились новые задачи администрирования, обслуживания и преподавания на базе свободных платформ.
Такая эмпирическая ситуация породила в свете видения новых образовательных стандартов и программ теоретическую задачу — в частности, каким образом обеспечить условия формирования компетентности в области информационной безопасности с точки зрения ее мобильности? Данные основания обусловливают актуальность нового этапа исследования проблемы подготовки будущих учителей информатики в области информационной безопасности (ИБ).
В силу высокого динамизма и технологичности предметной области ИБ целью нового этапа исследования является обоснование условий для формирования импульса мобильности обозначенной выше компетентности, особенно в вопросах, посвященных программно-техническим средствам, в том числе и свободного программного обеспечения (СПО).
Изначально методическая система курса «Информационная безопасность» для будущих учителей информатики (в ИМФИ КГПУ им. В.П. Астафьева в период с 2007 по 2011 год- бакалавров физико-математического образования (профиль «Информатика»), с 2011 года - бакалавров педагогического образования (цикл пятилетнего обучения с равноправным профилем «Информатика»)) была построена по проективной стратегии. Обновление ее компонентов (результативно-целевого, содержательного, технологического, диагностического) происходило и происходит «эволюционным» путем в результате проектно-исследовательской деятельности студентов.
Так с 2009 по 2011 год студентами отделений информатики, математики ИМФИ и филиалов КГПУ им. В.П. Астафьева был выполнен ряд дипломных (ВКР) и курсовых работ (к / р), направленных на поиск и разрешение методических и концептуальных проблем курса. В частности, защищены работы: в 2009 году: «Сетевые средства обучения информационной безопасности в разделе «Безопасность современных операционных систем» (к / р, В.В. Бакланов), «Реализация вертикальных проектов по информационной безопасности в системе "Школа-Педвуз"» (к / р, Т.Ю. Атаманова), «Изучение криптосистем в подготовке современного учителя математики и информатики в области информационной безопасности» (к / р В.Р. Куликов); в 2010 году: «Дистанционный курс «Защита информации» в рамках системы профилизации «Школа - педвуз» (ВКР, П.А. Алексеев), «Безопасность современных операционных систем и телекоммуникационных технологий» (ВКР, В.В. Бакланов), «Линия информационной безопасности в современном курсе информатики» (ВКР, A.A. Калинич), «Технологии системного администрирования в подготовке будущих учителей информатики» (к / р, В.В. Троицкий), «Интерактивный справочник «Докомпьютерные шифры» как сетевое средство обучения курса «Информационная безопасность» (ВКР, Т.В. Шикарева); в 2011 году: «Методическая поддержка обеспечения информационной безопасности общеобразовательного учреждения» (ВКР, И.В. Баценко), «Проектирование и применение аудиовизуальных интерактивных средств обучения в курсе "Информационная безопасность"» (ВКР, A.B. Дейнеко), «Вертикальная модель подготовки учителя информатики в области информационной безопасности в условиях филиала КГПУ в Канске» (ВКР, Е.А. Калегин), «Предметные компоненты курса “Информационная безопасность”», обладающие высоким динамизмом содержания» (к / р, В.В. Троицкий),
Педагогика
«Методическое сопровождение динамических разделов курса “Информационная безопасность”» (ВКР, В.В. Троицкий).
По результатам исследовательской работы был проведен анализ, и в соответствии с полученными выводами были выделены ключевые направления модернизации всех компонентов методической системы курса в свете решения указанной теоретической задачи:
— уточнены результативно-целевые характеристики, обеспечивающие направленность на формирование и обогащение компетентности студентов в области информационной безопасности;
— в технологическом компоненте появились элементы рекурсивного обучения («учение через обучение»), в частности: задание на разработку практической работы для школьников на базе Альт Линукс по оценке компьютерной системы на наличие угроз информационной безопасности; задание на разработку лабораторной работы по настройке кэширующего прокси-сервера Squid и других кон-тент-фильтров для студентов следующего года обучения;
— в диагностическом компоненте продолжаются работы по реализации системы адаптивного web-тестирования по информационной безопасности http://ios.kspu.ru (содержательное наполнение банка вопросов, разработка интерактивных заданий, видеовопросов, переход на web 2.0), на изменение этого компонента направлен массив сегодняшних работ студентов ИМФИ (проекты в рамках учебной практики, курсовые, дипломные работы, магистерские диссертации);
— изменено содержание модуля «Безопасность современных операционных систем и сетевых технологий», более подробно рассматривается операционная система Linux (сборки из пакетов «Первой ПОмощи»: НауЛинукс Школа, EduMandriva, EdUbuntu, Fedora, Open SUSE, LinuxMint, Альт Линукс 5.0.2 Школьный), добавлены лабораторные работы по установке и администрированию Linux на виртуальные машины (Oracle WM Virtualbox), рассматривается свободное программное обеспечение для защиты от вирусов и других типов вредоносных программ, а также от хакерских атак и спама (KlamAV+ClamAV, alterator-firewall); рассматривается проблема разворачивания многоуровневой системы защиты сети образовательного учреждения на базе ОС Linux. В теоретической части курса, касающейся юридических вопросов информационной безопасности существенный акцент сделан на видах лицензирования современных программных средств и ответственности пользователей за нарушения существующих законов, порядке действий правоохранительных органов в данных ситуациях. На данный момент содержательная направленность курса отражает общую ситуацию в стране, тенденцию массового перехода на СПО, но при этом сохраняя и вопросы проприетарных программных средств.
Библиографический список
1. Кравценюк О.В., Компаниец М.В. Свободное программное обеспечение и школы // Материалы Интернет-конференции «Внедрение СПО-2008». URL: http://umr.rcokoit.ru/ confspo2008.html
2. Сухов Е.И. Информационное общество как новое общество // Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. URL: http://www.teoria-practica.ru/-7-2011/
sociolo gy/sukhov .p df