ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ LINUX СИСТЕМ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Тохташова М.К.1, Пирогов В.Ю.2 Email: [email protected]
1 Тохташова Майса Каримджановна - студент; 2Пирогов Владислав Юревич - научный руководитель, заведующий кафедрой, кафедра программирования и автоматизации бизнес-процессов,
профессор, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра программирования и автоматизации бизнес-процессов, факультет информатики, математики и физики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск
Аннотация: в данной статье рассмотрено применение программного обеспечения поддержки учебного процесса на базе ALTLinux систем в ФГБОУ ВО ШГПУ факультета информатики. В статье рассматриваются функциональные возможности Alt Linux, готовность операционной системы и приложений обеспечить необходимый функционал для организации и поддержки образовательного процесса в университете. Кроме этого, в статье описан функционал современных дистрибутивов и определены основные факторы перевода поддержки образовательного процесса на Linux - системы.
Ключевые слова: Linux, AltLinux, программное обеспечение, образовательный процесс.
LINUX SYSTEM SOFTWARE TO SUPPORT EDUCATIONAL
PROCESS Tohtashova M.K.1, Pirogov V.Yu.2
1Tohtashova Maysa Karimdjanovna - student; 2Pirogov Vladislav Yurevich - head of research, head of Department, DEPARTMENT OF PROGRAMMING AND AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES,
Professor, candidate of physical and mathematical Sciences, associate Professor, DEPARTMENT OF PROGRAMMING AND AUTOMATION OF BUSINESS PROCESSES, FACULTY OF INFORMATICS, MATHEMATICS AND PHYSICS, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION SHADRINSKY STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SHADRINSK
Abstract: this article discusses the use of software support for the educational process based on ALT Linux systems in Shadrinsk State Pedagogical University Faculty of Informatics. The article discusses the functionality of Alt Linux, the readiness of the operating system and applications to provide the necessary functionality for organizing and supporting the educational process at the university. In addition, the article describes the functionality of modern distributions and identifies the main factors of the transfer of support for the educational process to Linux - system. Keywords: Linux, Alt Linux, software, educational process.
УДК 371.315.7
Развитие технологий и использование программных средств обучения способствуют улучшению уровня преподавания, формируют необходимые качества для современного студента.Главная задача российской образовательной политики -обеспечение современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Функциональные свойства современных информационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию множества возможностей, которые могут способствовать повышению качества образования. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий ведет к повышению эффективности и качества процесса обучения, повышению активности познавательной деятельности.
Решение задач образовательного процесса напрямую зависит от уровня и методов преподавания в образовательных учреждениях, что, в свою очередь, зависит и от уровня оснащенности аппаратным и программным обеспечением. Современный рынок программного обеспечения предлагает пользователю множество различных вариантов для решения любых задач. Несмотря на популярность и распространение операционных систем семейства Windows, во многих сферах человеческой деятельности достаточно давно и продуктивно используются альтернативные операционные системы, в частности, операционная системаЪших[7, с. 69].
ИзначальноЬших использовалась как бесплатная альтернатива операционной системе Windows, что было актуально, учитывая уровень финансирования многих среднеобразовательных учебных заведений и стоимость лицензии Windows. Сейчас же, на основе Linux разрабатываются и применяются различные учебные программы и комплексы, создается программное обеспечение для учебного процесса. Учебные заведения готовят специалистов, способных работать в различных операционных системах, и не зависеть от какой-то одной. Знание Linux востребовано на рынке труда и указывается как обязательное требование во многих сферах[10, с. 207].
Важным отличием от ОС Windows является то, что Linux распространяется в виде дистрибутивов. Дистрибутив операционной системы - это набор программного обеспечения, включающий в себя саму операционную систему и совокупность прикладных программ[10, с. 208].
ВШадринском Государственном Педагогическом Университете в качестве Linux-дистрибутива используются последние версии ALT-Linux.ALT Linux— это семейство дистрибутивов Linux, являющихся отдельной ветвью развития русскоязычного Linux. В основном, дистрибутивы выпускаются компаниями «Базальт СПО» и «Альт Линукс», но фактического ограничения для выпуска дистрибутивов на основе репозиториев ALT не существует. Репозитории разрабатываются командой разработчиков ALT LinuxTeam, преимущественно русскоязычной. Большинство дистрибутивов Альт Линукс доступны для свободного скачивания.
Дистрибутивы AltLinux полностью закрывают весь спектр задач образовательного процесса, так как в них предусмотрен набор программного обеспечения по всем рассмотренным ранее группам программ.
Современные дистрибутивы ALTLinux включают:
1. Офисный пакет - LibreOffice. LibreOffice является мощным офисным пакетом, полностью совместимый с 32/64-битными системами. Libreoffice переведён более чем на 30 языков мира. Данный пакет является кроссплатформенным и поддерживает большинство популярных операционных систем, включая GNU/Linux, MicrosoftWindows и Mac OS X.
2. Почтовый клиент - MozillaThunderbird. Это бесплатный почтовый клиент от MozillaFoundation, который предназначен для работы с электронной почтой, подписками на новости. Приложение поддерживает как POP, так и IMAP и шифрование SSL/TLS. Альтернативой данного пакета является Kmail, но в современных дистрибутивах основным почтовым клиентом идет именно Mozillathunderbird, во многом благодаря своей кроссплатформенности.
3. Браузер - MozillaFirefox. Также является продуктом MozillaFoundation и представляет собой один из самых известных кроссплатформенных браузеров.
4. Работа с графикой - GIMP, Blender 3D, KolourPaint. Кроме популярного графического редактора для Linux систем - GIMP, в дистрибутиве Л1^шихОбразование включены такие пакеты как Blender 3D и KolourPaint. Первый является кроссплатформенным редактором трёхмерной графики с открытым кодом. Редактор обладает широкими возможностями для трёхмерного моделирования, анимации, визуализации, работы с физикой и рендеринга. Второй является простым редактором растровой графики, схожий по возможностям и пользовательскому интерфейсу с MicrosoftPaint, но имеющий ряд дополнительных функций, например, поддержку прозрачности.
5. Средства коммуникации. В качестве средств коммуникации используется Pidgin - мультипротокольная программа-клиент для мгновенного обмена сообщениями. Это приложение позволяет одновременно подключиться к нескольким сетям. Поддерживает наиболее популярные протоколы: AIM, Bonjour, Facebook (XMPP), Gadu-Gadu, Google-общение, GroupWise, ICQ, IRC, MSN, MXit, MySpacelM, SIMPLE, Sametime, XMPP, Yahoo, Yahoo JAPAN и Zephyr. Стоит отметить, что здесь также доступна установка популярного программного приложения 8куре.Средства мультимедиа. В дистрибутиве AltLinux Образование кроме стандартных мультимедиа средств, представлено приложение Audacity, которое является звуковым редактором, и может быть использовано для:
• прослушивания записи звуковых файлов;
• оцифровки аналоговых записей (кассет, грампластинок);
• редактирования файлов в форматах OggVorbis, MP3 и WAV;
• физического редактирования нескольких файлов (вырезание, склейка, сведение);
• изменения скорости и высоты тона записи.
6. Средства разработки. В AltLinux Образование по умолчанию присутствуют такие продукты как Code::B1ocks, FreePascal, Kdevelop, Lazarus, BASIC-256, Scratch. Данный набор программных сред в полной мере закрывает задачи обучения студентов разработке программного обеспечения.
Code::Blocks представляет собой свободную кроссплатформенную среду разработки. Code::Blocks написана на С++ и использует библиотеку wxWidgets. Пакет поддерживает языки программирования С/С++, D (с ограничениями). Включает в себя встроенный интерфейс под множество компиляторов, как свободных, так и проприетарных.
FreePascal (полное название FreePascalCompiler, часто используется сокращение FPC) - свободно распространяемый компилятор языка программирования Pascal. Для разработки программного обеспечения на языке ObjectPascal для компилятора FreePascal с графическим интерфейсом используется среда разработки Lasarus, которая предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi-подобном окружении.
BASIC-256 - открытая реализация языка программирования Бейсик и одновременно - интегрированная среда разработки для него. Среда ориентирована на обучение программированию школьников. Язык имеет встроенный графический режим, позволяющий в считанные минуты рисовать на экране картинки, и русскоязычную документацию[2, с. 74].
Перечисленного программного обеспечения вполне хватает для организации образовательного процесса. То, что весь этот набор распространяется по лицензии GPL, делает его намного привлекательнее для пользователя. Использование свободно распространяемого ПО, которое по возможностям не уступает своим платным аналогам так же экономически выгодно для образовательных учреждений.
Помимо экономической составляющей имеет место государственная идея перехода бюджетных учреждений на использование отечественного программного обеспечения. Одним из важнейших факторов данного перехода являются
соответствующие законодательные акты правительства Российской Федерации. Так, по утвержденному приказу Минкомсвязи, Министерство образования и науки Российской Федерации выпускает письмо от 18 июля 2017 года №03-1307 с просьбой организации работы по переходу бюджетных учреждений на отечественное офисное программное обеспечение и требованием предоставления план-графика данного перехода [4, с. 200].
Данный документ относится и к Шадринскому Государственному Педагогическому Университету. В соответствии с данным распоряжением, количество программного обеспечения на основе Linux систем должно увеличиваться и достичь отметки в 80 процентов.
Таким образом, можно сказать, что основными двигающими моментами перехода образовательных учреждений на программное обеспечение Linux-систем являются:
• Обеспечение необходимого функционала по всем задачам образовательного процесса;
• Многообразие дистрибутивов и активное развитие;
• Разработка отечественных программных продуктов;
• Поддержка и заинтересованность государства;
• Экономическая составляющая.
Благодаря данным факторам переход к использованию Linuxb образовательном процессе будет произведен быстрее, а возможности программного обеспечения Linux, необходимые для организации и поддержки образовательного процесса позволят обеспечить необходимым функционалом. Будущее образовательного процесса будет неразрывно связано с операционными системами класса Linux, так как на сегодняшний момент Linux является современной, устойчивой и быстроразвивающейся системой, вбирающей в себя самые последние технологические новшества благодаря активному развитию дистрибутивов.
Список литературы /References
1. Гостев И.М. Операционные системы [Электронный ресурс]: учеб.и практикум для академ. бакалавриата / И.М. Гостев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 164 с. Доступ с сайта ЭБС Юрайт. - Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/operacionnye-sistemy-413976/ (дата обращения: 05.12.2018).
2. Григорьева А.И. Свободное программное обеспечение и возможности его использования в образовательном процессе [Текст]/ А.И. Григорьева // Дистанционное и виртуальное обучение, 2007. № 8. С. 71-78.
3. Зыков С.В. Программирование. [Электронный ресурс]: учеб.и практикум для академ. бакалавриата / С.В. Зыков. М. Юрайт, 2018. - 320 с. - Доступ с сайта ЭБС Юрайт. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/programmirovanie-413600/ (дата обращения: 05.12.2018).
4. Коваленко В.А. Анализ перехода на свободное программное обеспечение учреждений системы образования России [Электронный ресурс] / В.А. Коваленко // Педагогическое образование в России, 2013. №6. С. 188-191. Доступ с сайта НЭБ КиберЛеника. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-perehoda-na-svobodnoe-programmnoe-obespechenie-uchrezhdeniy-sistemy-obrazovaniya-rossii/ (дата обращения: 05.12.2019).
5. Кофлер М. Linux. Полное руководство [Текст] = Linux 2010 / М. Кофлер; пер. с нем. О. Сивченко. 9-е изд. СПб.: Питер, 2011. 797 с.
6. МещеряковМ. Linux: инсталляция и основы работы [Текст] / М. Мещеряков. СПб.: Питер, 2015. 144 с.
7. Ровков М.Н. Краткий обзор свободного программного обеспечения на примере операционной системы Linux [Электронный ресурс] / М.Н. Ровков // Вестник РУДН. Сер.: Информатизация образования, 2010. №4. С. 68-72. Доступ с сайта НЭБ КиберЛеника. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/v/kratkiy-obzor-svobodnogo-programmnogo-obespecheniya-na-primere-operatsionnoy-sistemy-linux/ (дата обращения: 05.13.2019).
8. Рогожникова О.В. Использование различных средств разработки программного обеспечения для повышения эффективности подготовки учителей информатики [Текст] / О.В. Рогожникова // Информатизация педагогического образования: материалы международ. науч. - практ. конф. Екатеринбург, 2007. Ч. 2. С. 111-119.
9. Рязанцев В.Д. Большая политехническая энциклопедия [Текст] / В.Д. Рязанцев М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2011. 704 с.
10. Якушина Е.В. Операционная система Линукс [Текст] / Е.В. Якушина // Народное образование, 2010. № 2. С. 205-212.