сэр Питер Максвелл Дэйвис становится Мастером королевской музыки (Master of the Queen's Music). В Великобритании до сих пор существует такое явление, как придворная музыка, канувшее в лету во многих других европейских странах. Согласно порядку, композиторы сменяют друг друга на этом поприще каждые 10 лет (преемником Дэйвиса стала женщина-композитор Джудит Уир). Дэйвис с удовольствием относился к этой должности, и даже здесь ему удалось проявить инициативу: он посоветовал королеве учредить ежегодную королевскую медаль в области музыки, что и было сделано. Придворная деятельность повлияла на политические взгляды Дэйвиса, который стал роялистом (ранее - республиканец), полагая, что монархия представляет собой постоянство, традицию и стабильность. Дэйвис и его музыка были сотканы из парадоксов: начало карьеры - ярлык «модерниста», действующего рискованно, если не безумно, затем - поворот в сторону традиционализма. Композитор говорил: «Меня много ругают за то, что
Библиографический список / References
пишу музыку в разных стилях и жанрах. Называют проституткой. Прекрасно. Тогда и Моцарт был таким» [8].
Последние годы своей жизни Дэйвис боролся с лейкемией, от которой он скончался в 2016 году. Согласно воле композитора, те, кто пришли с ним проститься, должны были принести по бутылке шампанского. Когда гроб опускали в землю, звучали хлопки пробок, вылетающих из бутылок, которые надо было откупорить именно в тот момент, и «Прощание со Стромнессом». Под такое звуковое сопровождение композитор пожелал покинуть этот мир.
«Я не питаю иллюзий относительно собственной важности как композитор или личность: я рад, что у меня есть возможность сочинять, и что моя музыка исполняется. Я был бы счастлив, если бы меня запомнили по двум мелодиям и примечанию в словаре» [9, с. 1]. Не примечания, а внушительных статей в лучших энциклопедиях этот композитор удостоился еще при жизни.
1. Crawford J.C. and D.L. Expressionism in Twentieth-Century Music. Bloomington, 1993.
2. Griffiths P. Peter Maxwell Davies. London, 1982.
3. Harvey J. Maxwell Davies's Songs for a Mad King. Tempo. 1969; no.89: 2 - 6.
4. Henderson R. Peter Maxwell Davies. Musical Times. 1961: 624.
5. Roberts D.L. Techniques of Composition in the Music of Peter Maxwell Davies. (diss.) University of Birmingham, 1986.
6. Schlotel B. Peter Maxwell Davies's Music for Young People. Music Teacher. 1973: 13 - 14.
7. Sir Peter Maxwell Davies - Composer and Conductor who Set Out as an Enfant Terrible but Mellowed after. Available at: https://www.independent.co.uk/news/obituaries/sir-peter-maxwell-davies-composer-and-conductor-who-set-out-as-an-enfant-terrible-but-mellowed-after-a6931006.html
8. Waterhouse J.C.G. Peter Maxwell Davies: Towards an Opera. Tempo. 1964; no. 69: 18 - 25.
9. Peter Maxwell Davies. Selected Writings Ed. By Nicholas Jones. Cambridge University Press, 2018: P.1
Статья поступила в редакцию 22.10.18
УДК 376
Alekseev I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Kalinina O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
OPPORTUNITIES TO USE "FREE" OPERATING SYSTEMS IN THE ORGANIZATION OF ELECTRONIC DEVELOPMENT ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN INCLUSIVE EDUCATION. The article discusses the main approaches to the use of information technologies in working with children with disabilities, in particular, "free" operating systems. The authors conclude that the use of these systems would most effectively organize the process of education and upbringing of this category of children. At the same time, with the use of the described technologies in teaching activities, it is possible to create a special electronic correctional and developmental environment for children with disabilities that meets their individual psycho-physical and intellectual characteristics. Basalt's distributions have a number of competitive advantages that ensure the fullest realization of the potential of development of children of the considered group, especially in the conditions of educational institutions that implement inclusive education programs.
Key words: children with disabilities, inclusive education, free software, information technology.
И.А. Алексеев, канд. пед. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
О.В. Калинина, канд. псих. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «СВОБОДНЫХ» ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные подходы к использованию информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, «свободных» операционных систем. Авторы делают вывод о том, что использование данных систем позволило бы наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания данной категории детей. При этом на основе использования описываемых ИТ-технологий в педагогической деятельности возможно создание специальной электронной коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, отвечающей их индивидуальным психофизическим и интеллектуальным особенностям. При этом дистрибутивы компании «Базальт» обладают рядом конкурентных преимуществ, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала развития детей рассматриваемой группы, особенно в условиях образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, свободное программное обеспечение, информационные технологии.
В России, как и во многих других странах мирового сообщества, учёными различных областей знания в настоящее время всё большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается ими как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Поэтому на современном этапе реформирования и модернизации системы отечественного образования происходит активное внедрение информационных технологий, как эффективного средства обучения. В работах многих современных исследователей (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.) было доказано, что эти технологии позволят достичь максимально возможных успехов в развитии детей, которым предстоит не только формировать новую информационную среду общества, но и самим жить и работать в этой новой среде [1].
В России в процессе эволюционного развития, параллельно с традиционной системой образования, сложилась и существует национальная система специального образования, целью которой является обучение и воспитание детей с различными физическими и психическими патологиями (умственной от-
сталостью, задержкой психического развития, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами и т. д.). Несмотря на то, что эта сфера является неотъемлемой частью образовательного пространства нашей страны, процесс её информатизации значительно уступает по своему качественному и количественному содержанию системе образования детей с нормальным уровнем развития.
Кроме этого, в последнее десятилетие в России набирает обороты процесс интеграции систем общего и специального образования, частью которого является создание специальных образовательных условий в массовых учебных и учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. реализация так называемого инклюзивного образования. В связи с этим, особую актуальность приобретают вопросы разработки таких методов, технологий и средств обучения и воспитания, которые позволили бы организовать наиболее эффективный образовательный процесс для детей с условно нормативным уровнем развития и детей с ОВЗ.
Одним из таких средств можно считать информационные технологии. Этот тезис базируется на исследованиях таких ученых-дефектологов - сотрудников Института коррекционной педагогики (РАО) г Москва, как Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова и др. В качестве приоритетной задачи ими была выдвинута разработка концептуальных основ использования ИТ в работе с детьми с ОВЗ. Были сформулированы концептуальные идеи в области философии компьютеризации специального образования. Предложен путь широкого использования компьютерных технологий в различных содержательных областях специального образования, начиная с первых лет школьного обучения, начата разработка отечественного программного обеспечения для детей с различными нарушениями в развитии и т. д. [2]. Возможность реализации выдвинутых концептуальных идей была доказана в ходе прикладных исследований, но их внедрение в практику как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений осложнено следующими трудностями:
- необходимость адаптации существующих и разработки новых программных продуктов для детей с ОВЗ;
- высокая стоимость существующих образовательных программных продуктов;
- недостаточная организация технической поддержки используемых в образовании программных продуктов;
- осложнённость дополнения и совершенствования программных продуктов силами сотрудников учреждений системы образования;
- незаконность бесплатного распространения программных продуктов
и др.
В то же время, в ИТ-сфере уже на протяжении более чем тридцати лет существует тип программного обеспечения - open source (открытое программное обеспечение), использование которого в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, по нашему мнению, позволит в достаточной степени нивелировать многие трудности и обеспечить повышение уровня информатизации образовательного процесса, а, следовательно, наиболее полно удовлетворить образовательные потребности детей рассматриваемой категории.
Свободное программное обеспечение (СПО) - программное обеспечение, пользователи которого имеют права («свободы») на его неограниченную установку, запуск, а также свободное использование, изучение, распространение и изменение (совершенствование), распространение копий и результатов изменения. Если на программное обеспечение есть исключительные права, то свободы объявляются при помощи свободных лицензий [3].
Наиболее ярким примером продуктов «Свободного» программного обеспечения в настоящее время является операционная система «GNU Linux». Linux (также Линукс) - общее название операционных систем, основанных на однос имённом ядре. Ядро Linux создаётся и распространяется в соответствии с моделью разработки свободного и открытого программного обеспечения. Поэтому общее название не подразумевает какой-либо единой «официальной» комплектации Linux; они распространяются в основном бесплатно в виде различных готовых дистрибутивов, имеющих свой набор прикладных программ и уже настроенных под конкретные нужды пользователя [4].
В отличие от распространённых несвободных ОС, Linux не имеет ге ографи-ческого центра разработки. Нет фирмы, которая владела бы этой ОС, нет и единого координационного центра. Программы для Linux - результат работы тысяч проектов. Большинство из них объединяет программистов из разных стран, связанных друг с другом только перепиской. Лишь некоторые проекты централизованы и сосредоточены в фирмах. Создать свой проект или присоединиться к уже существующему может любой программист, и, в случае успеха, результаты этой работы станут известны миллионам пользователей. Пользователи принимают участие в тестировании свободных программ, общаются с разработчиками напрямую. Это позволяет за короткий срок добавлять в программное обеспечение новые возможности, оперативно находить ошибки и исправлять их.
Именно гибкая и динамичная система разработки, невозможная для проектов с закрытым кодом, определяет исключительную экономическую эффективность Linux. Низкая стоимость свободных разработок, отлаженные механизмы тестирования и распространения, привлечение независимых специалистов, обладающих индивидуальным, самостоятельным видением проблем, защита исходного текста программ лицензией GPL - всё это стало причиной успеха свободных программ [5].
В настоящее время наиболее популярными дистрибутивами являются: Debian, Mint, Ubuntu, RedHat, Fedora, Mageia, OpenSUSE, Slackware, Gentoo, Arch Linux. Собственные дистрибутивы Linux выпускаются различными компаниями и энтузиастами со всего мира, в том числе, из России и Украины. В России наиболее широкое распространение получили дистрибутивы компании «Базальт» («Basealt»). Мы считаем, что эти дистрибутивы по своим возможностям обладают большим потенциалом их применения не только в сфере общего дошкольного, среднего и высшего образования, но и в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития.
Основой деятельности компании «Базальт» является выпуск и техническая поддержка операционных систем на базе ядра Linux и программ, предназначенных для разных категорий пользователей и организаций с учетом специфики их деятельности. Издание качественных и одновременно доступ-
ных ОС позволяет поддерживать многочисленное сообщество разработчиков и продолжать усовершенствование свободных программ. В частности, компания выпускает интегрированный комплект дистрибутивов, включающий в себя «Альт Рабочую станцию» и «Альт Сервер», использование которого позволяет осуществить быстрое развертывание сети с централизованной настройкой и управлением. Так же разрабатывает простые в установке и использовании и не требовательные к ресурсам компьютера системы для установки на домашние и офисные персональные компьютеры «Альт Образование» и «Simply Linux» [6].
Основной особенностью дистрибутива «Альт Образование» является интеграция рабочих мест учащихся и преподавателя. Эта особенность позволяет не только централизованно управлять учебным процессом, но и осуществляет взаимодействие учеников и учителя в привычной для всех форме чатов и форумов. Сообщения могут содержать задания, их решения и комментарии. Также возможен обмен файлами любых форматов, как между преподавателем и учащимся, так и между учащимися. Более подробно ознакомиться с этими дистрибутивами можно на официальном сайте компании «Базальт».
Мы не будем подробно останавливаться на рассмотрении этих дистрибутивов, т.к. они разработаны исключительно с учетом специфики деятельности общеобразовательных школ и почти не содержат программного обеспечения, необходимого для работы специалистов системы специального образования (дефектологов, логопедов, специальных психологов и др.). Но необходимо отметить, что такие программы могут быть легко установлены и в этом дистрибутиве. Более целесообразным для дефектологической работы мы считаем дистрибутив «Альт Рабочая станция». Это многофункциональный дистрибутив предназначен для использования в корпоративных сетях, но так же может быть установлен на домашних компьютерах пользователей и в любых других организациях государственного и негосударственного секторов. Дистрибутив предоставляет интегрированную операционную систему на единой оптимизированной пакетной базе с поддержкой различных аппаратных платформ.
«Альт Рабочая станция» - это комплекс необходимых программ для эффективного выполнения типовых задач: электронная почта, работа с документами и презентациями, прослушивание аудиофайлов и просмотр видео, работа в сети Интернет и многое другое [7].
Для демонстрации возможностей СПО в системе специального образования мы будем использовать «Альт Рабочая станция», который можно бесплатно загрузить с официального сайта компании «Базальт» https://www.basealt.ru/ products/alt-workstation/ или приобрести на Флеш-карте в электронном магазине этой компании http://shop.altlinux.ru/. Отметим, что установить дистрибутив можно различными способами: с CD, DVD дисков, флеш-карты или используя установку поаеии. Пхрхмрнттновкиу можно озмакомитьсво о иттешоТ и удостовериться мее работоспособности, загрузив установочный диск в режиме «Live DVD». При этом система будет работать не внося никаких изменений на жёсткий диск компьютера, что гарантирует целостность всех хранящихся на нём данных.
На рисунке 1 представлен рабочий стол системы «Альт Рабочая станция» поолн ее рстннувкохакахпыотхр. Слтдмоторметирь.ттовофоммаемии дистрибутива отсутствуют яркие контрастные цвета, что способствует большей хосмеооточтнипсти внзматияволовхкл новыиолхяемлВ им раТоте, это осрбнонт важно, если за компьютером работают дети, тем более, имеющие сниженный оОънм вхсроИаиьостт вномахия(чтт набоюдахтся пыаттвпенкзиои воех виднх психического дизонтогенеза). Кроме этого, интерфейс операционной системы не перегружен элементами управления, он логичен и понятен любой категории попьзооаиерту, в том чхялх и деыямс 0°3.
Рис 0 Рабочийстол дистрибртива «Альт Рабочая станц^!^»
Рис.2.Функц ия "Экраннаялупа"
Для обеспечения возможности и комфорта работы с системой людям, имеющим на рушения зрения, слуха илиопорно-двигательногоаппаратав дистрибутиве предусмотрены специальные средства, например, гибко настраиваемая «Экранная лупа» (Рис. 2), позволяющая увеличить любую часть экрана, так же программд, озсееивдющаятекдт, вывеесниый надкрани таким оДраздмпоево-ляющая управлять компьютером людям с грубыми нарушениями зрения. Так же еаисснйтт класиаяусысменипулятора «мышь» для людей с нарушениями движений рук (Рис. 3) и т.д. Кроме этого, реализованы специальные высококонтрастные темы графического оформления интерфейса о^^уасментоддьяееьм а тае же пидсмесиванв иусснра мдииидся длабовтдя-щих и др.
Общие Раскладки Эспоиогательные технологии квог11М мышн перерыв в работе
□ Разрешать включение и выключение вспомогательных технологий с клавиатуры
Залипающие клавиши
□ Сииулировэтъ однояреи^нные нажатия
Отключать залипающие клавиши, если две клавиши нажаты одновременно
Медленные кл а виш н
G Принимать только долгие нажатия
Здлержка; Kopirtxae ^---i
Кнопки ммшч
Игнсриронать Сыстрые повторные нажатия
Задержка Kop&neft
Обратная звуковая связь...
Рис.3.Настройкиспециальныхвозможностей клавиатуры
Важным преимуществом дистрибутивов компании «Бажальт» я^теисы отсутствие необходимости поиска необходимых для работы программ, т.к. все они хранятся на специальном сервере компании, доступны для загрузки и установки через сеть «Интернет» бесплатно и в любое время. Для этого нужнозапустить программу «Synaptic», выбрать желаемую программу и запустить её установку, как это показано на рисунке 7.
Следует отметить, что после установки рассматриваемой операционной системы на компьютер, для пользователя сразу, без допоунительтых тастролк, доступен комплекс часто используемого прикладного программного обеспечения, позволяющего выходить в «Интернет», работать с текстовыми документами, создавать мультимедийные презентации, использоватьтлектроаные таблж-цы, просматривать видео, слушать музыку, работать с фотографиями, играть в игры и т.д. Кроме этого, неоспоримыми достоинствами этой ОСлвляюлсжвы-сокая стабильность её работы, не требовательность к мощности компьютевов (что позволяет задействовать весь компьютерный парк учреждения, в том числе устаревшиекомпьютеры), широкиевозможности по настройке интерфейса под индивидуальные особенностипользователей (в частности детей с ОВЗ), а так же не подверженность заражению компьютерными вирусами, что освобождает от покупки и установки антивирусных программ. Всё вышеперечисленное выго^ но отличает «Альт Линукс Кентавр» от других операционных систем, например широко распространённой в настоящее время MS Windows. Наглядную инструкцию по установке системы можно найти по адресу https://docs.altlinux.org/ru-RU/ alt-workstation/8.2/html/alt-workstation/index.html.
В случае возникновения проблем с функционированием или настройкой системы, существует возможность в любое время обратиться за помощью к членам
сообщества пользователейили сотрудникам компании «Альт Л и нукс» на официальном форуме http://forum.altlinux.org или в списках почтовой рассылки. Любое учреждиние ити чпетлое икро может офлриагьнн прлобрести купон техннееакпП поддержки, в этом случае компания гарантирует качественное и быстрое обслу-живаниееомпиютерав пиртпоилеивео этоФООатаижеосощоствлеоисипеи-ифической настройки с учетом особенностей функционирования учреждения и предпоитвнеТкаказуокФ.
Наряду с перечисленными выше преимуществами ОС «Альт Рабочая станция» существует ряд недостатков, главный из которых - отсутствие поддержки некоторых пармферических устройств (принтеров, сканеров, плоттеров, интерактивных досок и т. д.), поэтому перед установкой такого дистрибутива следует убедиться, что всё оборудооание , уорктюченпое к кселыитеру, ниТстеатв это» системе.
Нноинэваииниышискезтн ногосиисеео цвлосоэбразнытиспользонанле операционной системы «Альт Рабочая станция» не только в корпоративной среде, государственных учреждениях, общеобразовательных школах Росуи»,нтит учреждениях системы специального образования различных видов и профиля.
j Переход Система
| Crossover Games Графика Другие Л Игры
Инструменты Мультимедиа
Рис. 5. Образовател ьныепрограммы вменю дистри бутива "Альт ЛинукиКемтавр"
Прежде, чем перейти к рассмотрению конкретных программных продуктов мы дополним перечень программ рассматриваемого дистрибутива, учитывая специфику контингента его будущих пользователей и создадим некую электронную
|<ооиейиипнно-тазвзиаощуЮ сеиду для
детей с ОВЗ дошкольного и школьного возлаета. Дея это го есиановимизофииии ального репозитория компании «Базальт» следующие пакеты: kde4games, kde4edu, кфеа-Иеп»ги, kde4accessibility, gcompris, gcompris-voices-ru, tuxpaint. После этого в меню«Прнло»ен ии» потвятсе допоеии-тельные категории «Игры» и «Образова-тие» как это показано на щксеикн и
Кроме этого, дистрибутивы компании «Базил^» »и«ши возмож-
ностями настройки под индивидуальные потребности пользователя. Воспользовав-шась итвм с °олью кoвкlшeуйяодoбство и комфорта работы целесообразно создать, НисРИЛ»Ф
жащую кнопки запуска часто используемых щтбёнком п рогнaмo(Pиввьo» 0».Ю|эи ста,
чтобы не отвлекать ребёнка от игры или Рис 6 скрываемая панель ^0™ не ^иф^впу » Реи^ом^юеф- скноп^с^ми запускапрограмм
•чи
%
Й
н
KLettres
Программа для игучения алфавита И
Рис.7.Установкапрограмм вдистрибутиве "Alt Linux Centaurus"
ментами управления, панель будетавтоматическискрываться,покакурсор мыши не будет подведён к определённому участку экрана.
Таким образом, в результате анализа современных исследований в области применения компьютерных технологий в процессе коррекции различных нарушений развития у детей можно констатировать, что ИТ позволяют повыситьэффективностькоррекционно-развивающей работызасчет эффективного сочетания коррекционных и учебно-развивающих средств педагогического воздействия и учета закономерностей и особенностей психического развития детей.
Наиболее эффективным применение ИТ представляется, если в процессе оказания специальных образовательных услуг будет использовано «свободное» программное обеспечение, а с его помощью будет организована специальная электронная коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ, адекватная их индивидуальным психо-физическим и интеллектуальным особенностям. При этом дистрибутивы компании «Альт Линукс» как одни из представителей «свободного» программного обеспечения обладают рядом преимуществ перед традицонно используемой операционной системой «MS Windows» и могут быть успешно и эффективно использованы для организации такой развивающей среды специалистами при работе с детьми с ОВЗ.
Библиографический список
1. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 2000; Выпуск 1.
2. Кукушкина О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании. Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования ». 2003; 3.
3. Свободное программное обеспечение. Свободная энциклопедия «Википедия». Available at: https://ru.wikipedia.org/
4. Слыщенков В.А., Левин А.Е. Вопросы лицензирования открытого программного обеспечения. Правовые вопросы связи. 2009; 1.
5. Linux. Свободная энциклопедия «Википедия». Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Linux
6. Альт Линукс 7.0 Кентавр. Документация ALT Linux Team. Available at: http://docs.altlinux.org/archive/p7/centaurus/
7. Официальныйсайткомпании«А1Гипих». Availableat: http://www.altlinux.ru/
References
1. Malofeev N.N., Goncharova E.L. Pozlclya IKP RAO v ocenke sovremennogo 'etapa razvitiya gosudarstvennoj slstemy special'nogo obrazovanlya v Rossll. Al'manah Instituta Korrekcionnoj Pedagogiki RAO. 2000; Vypusk 1.
2. Kukushklna O.I. Primenenie lnformaclonnyh tehnologij v speclal'nom obrazovanii. Special'noe obrazovanie: sostoyanie, perspektivy razvitiya. Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Vestnik obrazovaniya». 2003; 3.
3. Svobodnoe programmnoe obespechenle. Svobodnaya 'enciklopediya «Vikipediya». Avallable at: https://ru.wlklpedla.org/
4. SlyschenkovV.A.,Levln A.E.Voprosylicenzirovaniyaotkrytogoprogrammnogoobespecheniya. Pravovyevoprosysvyazi. 2009;1.
5. Linux. Svobodnaya 'enciklopediya «Vikipediya». Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Linux
6. Al't Linuks 7.0 Kentavr. Dokumentaciya ALT Linux Team. Available at: http://docs.altlinux.org/archive/p7/centaurus/
7. Oficial'nyjsajtkompanii«ALTUnux». Availableat:http://www.altlinux.ru/
Статья поступила в редакцию 24.10.18
УДК 378.1: 378.117.38
Balykina T.V., senior teacher, postgraduate, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University n. a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),E-mail:[email protected]
Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Social Work, Ulyanovsk State Pedagogical University n. a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: [email protected]
MEDIATION IN THE CONTEXT OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR DEALING WITH INTERPERSONAL CONFLICTS. The
article raises a relevant problem of formation of conflictological competence of a future teacher, a leader, which is necessary in professional pedagogical activity at school. Mediation is considered as a way of solving disputable, conflict situations in the pedagogical process. The author substantiates the pedagogical possibilities of mediation for solving pedagogical problems: upbringing, development, and education of schoolchildren. Theoretical and conceptual grounds for using mediation in the format of mediation in the school's educational process are disclosed. The contents of the stages of experimental work on the formation of studentss readiness to resolve interpersonal conflicts in the pedagogical process is presented.
Keywords: teacher'sconflictologicalcompetence,interpersonalconflicts,mediation, types and techniques of mediation.
Т.В. Балыкина, ст. преп., аспирант каф. педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, E-mail: [email protected]
Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет им.И.Н.Ульянова,г. Ульяновск,E-mail:[email protected]
МЕДИАЦИЯВКОНТЕКСТЕФОРМИРОВАНИЯГОТОВНОСТИБУДУЩЕГОПЕДАГОГА КУРЕГУЛИРОВАНИЮМЕЖЛИЧНОСТНЫХКОНФЛИКТОВ
В статье поднимается актуальная проблема формирования конфликтологической компетентности будущего педагога, вожатого, которая необходима в их профессиональной педагогической деятельности в школе. Рассматривается медиация как способ решения спорных, конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Изложено авторское обоснование педагогических возможностей медиации для решения педагогических задач: воспитания, развития, обучения школьников. Раскрыты теоретические и концептуальные основания использования посредничества в формате медиации в образовательном процессе школы. Представлено содержание этапов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к разрешению межличностных конфликтов в педагогическом процессе.
Ключевые слова: конфликтологическая компетентность педагога, урегулирование межличностных конфликтов, посредничество, медиация, виды и техники медиации.