ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
МОДЕРНИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
БАТАШЕВА Д.Б.,
преподаватель,
Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, д. 36;
КОСОВА Е.Г.,
преподаватель,
Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, д. 36;
ТАЗБИЕВА А.А.,
старший преподаватель Грозненский государственный нефтяной институт им. акад. М.Д. Миллионщикова, 364052, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. К. Цеткин, д. 1453
В статье рассмотрены проблемы устойчивого развития региона, проанализирована технология стратегического управления предприятиями региональных производственных комплексов.
Ключевые слова: модернизация; устойчивое развитие; регион; предприятия.
The paper considers the problem of sustainable development in the region, analyzed the technology of strategic business management of regional production complexes.
Keywords: modernization; sustainable development; the region of the enterprise.
Коды классификатора JEL: R11.
В условиях централизованного управления стратегическое управление отдельным предприятием не входило в компетенцию его управленческого аппарата. В условиях рыночных отношений, самостоятельности, ответственности предприятий за результаты своей деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций изменения экономического состояния организации, ориентации в экономических возможностях и перспективах, оценки экономического положения других хозяйствующих субъектов. В современных условиях каждое предприятие самостоятельно, руководствуясь действующими законодательными актами, регламентирующими правила ведения хозяйственной деятельности, и складывающейся на рынке конъюнктурой, принимает стратегические решения.
Мировая практика выделяет четыре основных этапа развития представлений о концепции управления предприятием в разрезе планирования и управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегическое управление. Эволюцию систем общефирменного управления по данным И. Ансоффа можно рассматривать как реакцию на усложнение управленческих задач (рис. 1) [1] .
С развитием каждая новая форма не отвергает предыдущую: в настоящее время планирование используется во всех формах. Необходим компромисс по согласованию плановых и иных форм управления экономической системой. К этому склоняет и ряд крупных ученых, которые выявили в развитых странах за последние десятилетия устойчивую тенденцию последовательного поиска оптимального соотношения планируемости и саморегулируемости экономических процессов [3].
Содержание стратегического управления как вершины науки управления раскрыто достаточно подробно. Но при этом ряд одинаково звучащих понятий в силу специфики содержания и новизны использования в экономических знаниях нередко толкуется по-разному.
Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась мысль о необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Шендел и Хаттен рассматривали стратегическое управление как «процесс определения и (установления) связи
© Д.Б. Баташева, Е.Г. Косова, А.А. Тазбиева, 2010
организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющих эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям» [5]. По Бартолу, «стратегическое управление — это всесторонний процесс управления, нацеленный на выработку и реализацию эффективных стратегий, которые способствуют достижению стратегических целей» [4]; Хиггенс считал, что «стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением»; Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации» [6].
Параметры Бюджетирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегический менеджмент
Допущения Прошлое повторяется Тенденции сохраняются — экстраполяция Новые явления / тенденции предсказуемы Частичная предсказуемость по слабым сигналам
Тип изменений Медленнее реакции фирмы Сравним с реакцией фирмы Быстрее реакции фирмы
Процесс Циклический Реальное время
Основа управления Контроль отклонений комплексное управление Предвидение роста, основ и возможностей Изменение стратегических Учет развития рынка и внешней среды
Акцент в управлении Стабильность/ реактивность Предвидение Исследование Творчество
Период с 1900 г. с 1950-х гг. с 1970-х гг. с 1990-х гг.
Рис. 1. Сравнительные характеристики систем управления предприятием
Смысл определения «стратегическое управление» представляется несколько приниженным и сводится большинством исследователей к одному из направлений управленческой деятельности, возможных и доступных любому субъекту хозяйственной деятельности. Например, стратегическое управление отличают от управления «только составом некоторых компонентов и временной ориентацией этих компонентов» [2]. Именно поэтому возникла необходимость частного отражения концепции процесса формирования экономической стратегии и ее реализации в конкретном секторе экономики. Решение этой задачи возможно путем определения сущности стратегического управления.
Стратегическое управление основано на системном и ситуационном подходах. Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации в первую очередь как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих ей особенностей.
Через ситуационный подход реализуется принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом стратегического управления. Его суть состоит в том, что все внутриорганизационные построения (культура организации, организационная структура, система планирования и т.д.) являются реакцией организации на соответствующие изменения во внешнем окружении и некоторые изменения во внутренней среде.
Сам термин «стратегия» заимствован в экономику из военного дела, где он означает искусство и науку управления крупными воинскими соединениями в длительных военных кампаниях. Понятие стратегии обозначает планирование и проведение в жизнь генеральной линии, связанной основной целью, исследование и комбинирование всех доступных средств и методов. Долгое время под стратегией подразумевали управление ресурсами. Такое понимание стратегии восходит ко времени, когда в США 20-х гг. выяснили, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20%. На этой основе была введена так называемая кривая опыта, которая, в свою очередь, породила ряд моделей, основанных на крупносерийном производстве и связанным с этим снижением издержек производства на единицу продукции. В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долговременных мер и подходов. В рыночной экономике стратегический подход является необходимым условием существования организации, поскольку только он позволяет организации осознанно принять на себя приемлемый уровень риска и обеспечить ее рост и высокую доходность на значительном временном интервале. Ориентация на снижение риска посредством реализации лишь краткосрочных целей в получении прибыли — верная дорога к банкротству уже в среднесрочной перспективе.
Итак, управлению организацией жизненно необходим стратегический аспект, состоящий в определении долгосрочных целей ее развития и средств достижения этих целей. Неумение выбрать, своевремен-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
но сменить и следовать верной экономической стратегии в равной степени опасно как для организации, стоящей на пороге финансового краха, так и для успешно функционирующей организации.
Все определения стратегии объединяет понимание ее как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. Г. Кунц называет стратегией генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Стратегическое управление — это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Здесь стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь — ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей [2]. Под экономической стратегией понимают генеральную перспективную программу рационального использования имеющихся ресурсов, направленную на обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, устойчиво высокой прибыли (высокого курса акций), роста портфеля заказов, сохранения ликвидности и приемлемого уровня риска. Экономическая стратегия направлена, прежде всего, на обеспечение экономической устойчивости предприятий. Таким образом, экономическая стратегия предприятия — это программа обеспечения предприятия необходимыми ресурсами и, следовательно, программа достижения нормальной экономической устойчивости в целях оптимизации получаемой прибыли и рыночной стоимости бизнеса. Это и является главной стратегической экономической целью предприятия. Эффективная и четко определенная хозяйственная стратегия делает предприятие сильным и устойчивым конкурентом на рынке [2] .
Практика показала, что не существует стратегии единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. В то же время О.В. Виханский говорит об обобщенных принципах осуществления стратегического управления [2]. Выбор долгосрочной стратегии развития непосредственно на уровне предприятия — принципиально новое явление в практической деятельности отечественных экономических субъектов, поскольку раньше эта функция была сосредоточена, главным образом, в министерствах и ведомствах. В новых условиях хозяйствования ситуация существенно изменилась — предприятия получили реальные права по формированию своей экономической стратегии, которая обусловливается, прежде всего, факторами неопределенности и риска в условиях высокого уровня нестабильности внешней среды.
В рыночной экономике предприятиям нужна система основных и дополнительных целей, средств их достижения и критериев оценки.
Однако подавляющее большинство российских перерабатывающих предприятий в настоящее время не имеют достаточного опыта и соответствующей информационной базы для выработки стратегии. Отсутствуют и необходимые методические разработки в данной области исследования. В этих условиях практическая деятельность должна быть сосредоточена на кропотливой аналитической работе, определении стратегических проблем с последующей выработкой общей и функциональных стратегий.
Переход экономики России к рыночным отношениям резко повышает значимость экономической функции в управлении агропромышленным комплексом по сравнению с предшествующим периодом. Это вызвано резким усилением влияния финансово-кредитных рычагов на процесс расширенного воспроизводства. В рыночных условиях каждый шаг текущей производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов сопровождается (или даже предваряется) решением вопроса об источниках финансирования. Перед субъектом встает задача постоянного сопоставления рентабельности текущей хозяйственной деятельности и ожидаемой доходности инвестиций со стоимостью источников их финансирования.
Рыночные условия производства и реализации промышленной продукции значительно повышают деловой риск, а неизбежное привлечение заемного капитала — собственно финансовый риск в деятельности предприятия. Чтобы снизить риск и вместе с тем обеспечить рост, необходимо предвидеть картину экономического развития в будущем. Это видение позволяет установить желаемый уровень экономической устойчивости для данного предприятия и может служить ориентиром для определения уровня перспективных притязаний.
Такое предвидение целей предприятия и средств их достижения на длительную перспективу составляет сущность стратегии. Важно также, что стратегия должна содержать в себе показатели (индикаторы) фиксации степени достижения поставленных целей.
Для формирования экономической стратегии используются приемы стратегического анализа, оценки и прогнозирования (рис. 2).
Выбор стратегии основывается на информационной базе стратегического учета и отчетности, данных маркетинговых исследований, а степень реализации стратегии определяется по данным последующего контроля и регулирования. Поэтому вовсе не обязательно вводить дополнительную функцию управления, полностью вытекающую из перечисленных общепринятых функций. Экономическая стратегия в
определенном смысле является функциональной подсистемой эффективного использования стратегических ресурсов предприятий.
Однако основной организационной единицей данного исследования является предприятие с его внутренними взаимосвязями и внешним окружением. При этом полученные результаты и закономерности могут быть спроецированы при прочих равных условиях на экономические субъекты более высокого уровня. Поэтому целесообразно предприятие или процесс его функционирования рассматривать как систему.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
УПРАВЛЕНИЕ
Рис. 2. Приемы формирования экономической стратегии предприятия
Таким образом, экономическая стратегия — это не столько функция или система, сколько совокупность экономических решений по отдельным ее субстратегиям в конкретной ситуации. Что же касается взгляда на стратегию как на позицию и как на процесс, то здесь предпочтительным будет комбинированный подход, ибо формирование, то есть обоснование и выбор экономической стратегии предприятия основываются, прежде всего, на стратегическом анализе и прогнозах развития предприятия, внешней среды и конкурентов.
Все отдельные функциональные стратегии организации связаны между собой, но только экономическая наиболее тесно связана с другими стратегиями. Не будет преувеличением сказать, что именно она в наибольшей мере выполняет системообразующую роль в объединении отдельных элементов общей стратегии предприятия.
Экономическая стратегия находится в тесной взаимосвязи с экономической устойчивостью предприятия. Однако зависимость не является жестко детерминированной. С одной стороны, экономическое состояние предприятия зависит не только от реализуемой экономической стратегии, но и от других весьма значимых факторов, среди которых следует выделить прочие стратегические сферы хозяйственной деятельности организации: исходные параметры предприятия (величина, структура и цена капитала, структура и качество активов, степень диверсификации деловой активности), макроэкономические правила ведения дела. С другой — экономическая стратегия зависит не только от текущего состояния предприятия, хотя и необходимо вырастает из него. На выбор экономической стратегии, кроме экономического состояния, существенно влияют и другие параметры организации, а также внешние условия ее деятельности.
Роль экономической стратегии в управлении предприятием состоит в указании путей будущего развития экономики организации. Экономическая стратегия определяет источники финансирования текущей хозяйственной и инвестиционной деятельности, направления и способы эффективного использования собственных и привлеченных экономических средств, обеспечивающих организации прочную экономическую устойчивость в динамичных рыночных условиях. Грамотно построенная экономическая стратегия побуждает постоянно заниматься повышением эффективности использования всех видов ресурсов. Она предоставляет средства количественной оценки состояния организации, которые свободны от личных пристрастий руководства, позволяют интегрально оценивать закупки, производство, сбыт, финансирование в целом. Экономическая стратегия предусматривает меры по снижению хозяйственного риска на длительном интервале деятельности, является инструментом адаптации организации на изменение конъюнктуры рынка. Наконец, экономическая стратегия определяет защитные барьеры, оберегающие организацию от финансового краха и банкротства.
Необходимо формировать современную систему индикативного регулирования экономических процессов, отвечающую требованиям российской действительности. В основу современной методологии управления необходимо заложить генетическую концепцию, предусматривающую разработку планов на глубокой научной основе, с учетом всей совокупности факторов, влияющих на объект планирования.
Значимость экономических стратегий организаций распространяется и за их пределы. Наличие у предприятий и их объединений экономических стратегий позволяет региональным органам государствен-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ного и муниципального управления сформировать региональную экономическую стратегию регулирования отрасли, поддержки ее приоритетных направлений. Региональная экономическая стратегия должна строиться в рамках действующей государственной экономической концепции на основе сравнительного стратегического анализа предприятий региона и их экономических стратегий. Решение такой задачи потребует реформирования учетной и аналитической систем предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Стратегическое управление : учеб, пособие. М.: Питер, 1991.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: МГУ, 2003.
3. Клейнер Г. Реинжиниринг стратегических процессов // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 4. С. 13-21.
4. Bartol К.М. Management / К.М. Bartol, D.C. Martin. New York : Wiley, 1991.
5. Pearce J.A. Strategic Management / J.A. Pearce, R.B. Robinson. New York: Homewood, 1985.
6. Scendel D.E. Business Policy or Strategic Management / D.E. Scendel, K.J. Hatten // Academy of Management Proceedings. 1972. August. P. 532.