© 2005 г. В.Н. Коновальчук
МОДЕЛИРОВАНИЕ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Особое место в современной социокультурной ситуации занимает вариативное образование, которое выступает условием развития творческой индивидуальности личности. Обоснование методологии в развитии смыслового, вариативного образования возможно благодаря культурно-историческим воззрениям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина [1-4].
Моделирование вариативного образовательного пространства в начальной школе осуществляется через систему работы учителя начальной школы по погружению детей в жизнетворческую среду. Воспитательное пространство - динамическая совокупность различных воспитательных сред, во взаимодействии с которыми развивается, социализируется, воспитывается личность. Оно обладает свойствами протяженности во времени, глубины, содержательной наполненности, доступности для вхождения и выхода из него личности.
Успешность жизнестроительства определяется тем, как человек творит себя, свои отношения с окружающими, с природой, ориентируется в материальной и духовной жизни, т.е. его жизнетворческим потенциалом. Это означает объективную необходимость развития у детей способности к жизнетворчеству, под которым понимается процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, глубоко индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности.
Обоснование возможности моделирования вариативного образовательного пространства в начальной школе имеется в исследованиях Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича. «Одной из ведущих структур сознания является контроль. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие человека с окружающей средой. При этом сознание действительно отражает внешние воздействия, отвечая на них соответствующей реакцией. Однако педагогический смысл этого феномена заключен не только в реакции, но и в том, что она базируется на определенном нравственном содержании сознания. Действие этой контролирующей структуры тем сильнее, чем выше нравственная организация сознания» [5, с. 51].
Модернизация содержания современного образования предполагает технологическое решение проблемы вариативности образования в начальной школе. Целью данного исследования является научное обоснование вариативного образовательного пространства в начальной школе. Исследования А.Г. Асмолова, Б.С. Гершутинского предоставляют методологические ориентиры понимания современного вариативного образования, нацеленного на саморазвитие личности, выбор личностью своей «неповторимой траектории» развития [6, 7].
«Вариативность» - понятие многозначное. В научных исследованиях вариативность трактуется как принцип построения образования, как особенность индивидуальности, как результат творческой деятельности, как качество творческой личности, условие развития творческой индивидуальности. Наше исследование проходило в школе жизнетворчества (СШ № 57 г. Ростова-на-Дону) в течение 15 лет. Учащиеся начальной школы испытывают затруднения в применении знаний в конкретных практических ситуациях. Умения в основном сформированы на репродуктивном уровне, хотя дети успешно действуют не только в типовых, но иногда и в несколько измененных ситуациях. Испытывают трудность в обосновании своих действий и умении делать выводы по результатам допущенных ошибок. В традиционном обучении дети не понимают значимость получаемых знаний. Родители функцию учителя видят только в передаче детям знаний, умений, навыков. Чтобы изменить такое положение, учителю необходимо раскрыть ценностный потенциал жизнетворчества как чело-векообразующей и культуросозидательной среды.
Необходимо создание ситуаций смыслопоискового диалога, востре-бующих проявление детьми их личностной позиции.
В современных условиях возрастает значимость личностно ориентированной педагогической деятельности, гуманной, благоприятной, культу-росообразной воспитывающей среды.
Организация жизнетворческой среды проходит через общение на принципах доверия и педагогической поддержки. В системе средств, обеспечивающих процесс формирования, ведущим выступает практико-ориентированный характер содержания курса «Жизнетворчество», а также комплекс педагогических ситуаций, способствующих актуализации творческих процессов. Эффективность использования ситуаций возрастает при обеспечении таких их характеристик, как проблематизация содержания, диалогичность обучения, возможность выбора точки зрения, варианта, пути решения проблемы.
Педагогический процесс организации среды представляет собой последовательность двух этапов (информационно ориентирующего и моделирующего), на которых решаются преемственно связанные задачи развития личности. Данные этапы направлены на формирование у педагогов готовности к организации жизнетворческой среды младших школьников.
Первый этап (информационно ориентирующий) - изучение учителем начальной школы курса «Жизнетворчество», уточнение представлений о теории и практике развивающего обучения; изучение современных концепций личностно-ориентированного образования формирует представление учителей начальной школы о гуманистически ориентированной профессионально-педагогической деятельности педагога. Цель этого этапа заключается в создании мотивационной базы для развития познавательной рефлексии, понимания необходимости овладения интегративным курсом «Жизнетворчество», который позволяет организовать его как сре-
ду образовательную, воспитательную. В соответствии с этим на первом этапе ставятся следующие задачи:
- расширение представлений о теории и практике развивающего обучения; изучение современных концепций личностно-ориентированного образования как основы модернизации образования;
- осознание педагогами важности формирования у школьников гуманистически ориентированной жизнетворческой среды младших школьников.
Для этого этапа характерно проведение педагогами анализа собственных действий и обоснование их с точки зрения педагогических ценностей. Педагогам предлагается сопоставить содержательные, процессуальные аспекты традиционных занятий и занятий, проводимых с позиций лично-стно ориентированного подхода в образовании.
Целью второго этапа (моделирующего) обучения было достижение учителями готовности к организации гуманной жизнетворческой среды как условия личностно ориентированного образования:
- включение учителей в ситуации, способствующие формированию у них готовности к организации гуманной жизнетворческой среды, которая специально ориентирована на личностное развитие учащихся;
- проектирование и реализация собственной профессиональной деятельности с точки зрения параметров, предъявляемых к анализу уроков в системе развивающего обучения, использованию личностно ориентированных ситуаций в планировании и проведении урока и внеклассной работы;
- стимулирование у учителей побуждения к реализации знаний и умений в различных ситуациях учебно-воспитательного процесса, содержание работы на данном этапе дополнялось ситуациями, стимулирующими стремление к самовыражению, демонстрации собственных подходов, осмыслению перспектив собственной профессиональной педагогической деятельности.
Структура жизнетворческого пространства (рисунок) вытекает из особенностей ведущей деятельности, направленной на соответствующие сферы творчества:
- развивающее обучение - познавательное творчество-модуль Академии;
- развивающее воспитание - досуговое, художественное, духовное творчество-модуль Клуба;
- развивающая практикоориентированная деятельность, производственное творчество-модуль Мастерской (схема).
Каждый из этих модулей представляет относительно целостное образование, выполняющее свои специфические функции в образовательно-воспитательной системе школы. Взаимосвязь ведущих видов деятельности ведет к нерядоположенности, а к взаимопроникновению, органическому единству, взамодополняемости, взаимообогащению этих модулей. Все вместе они создают жизнетворческое пространство, в котором и осу-
ществляется выращивание человека-творца. Взаимопроникновение модулей приводит к появлению смежных зон жизнетворческого пространства:
- смежная зона Академий и Мастерской (АМ) характеризует взаимообогащение теории и практики, интеллектуального и практического творчества, реализует принцип политехнизма;
- смежная зона Академии и Клуба (АК) характеризует единство стандарта в образовании и личностной свободы выбора содержания, принцип дифференциации и индивидуализации;
- смежная зона Мастерской и Клуба (МК) характеризует духовные основы творческого труда, материализацию духовности, принцип гедонистической направленности труда.
-IАДС |
/Модуль АкадемияУ^ ~ ..
\ Модуль Клуб \
Жизнетворческое пространство
мк]
Содержание теоретического и практического жизнетворчества
Ядром системы является инвариантная зона для всех трех модулей, образованная путем интеграции всех компонентов образовательно-воспитательного процесса, насыщением их жизнетворческим содержанием, оптимальными способами творческого освоения себя и окружающего мира, координацией всей педагогической работы. Системный подход заставляет рассматривать жизнетворческое пространство и как микросистему, обладающую своим составом, структурой, специфическим функционированием. В нее входят ряд компонентов. Творческие ситуации в форме учебных задач, воспитательные ситуации творческого практического проектирования, требующие самостоятельного выбора, принятия решения и оригинальной реализации задач. Эти ситуации становятся для воспитанников личностно значимыми событиями, формирующими их личностные качества (временная структура). Деятельность Академии направлена на создание условий для овладения учеником обязательным минимумом содержания основных общеобразовательных программ, установленным государственным образовательным стандартом, дополнительными образовательными программами.
Структура содержания деятельности Академии на 1 ступени представляет собой органическую взаимосвязь трех блоков:
- основной (базовый) блок общеобразовательных программ;
- дополнительный блок образовательных программ;
- развивающий блок креативно-направленных программ.
В школе реализуется система обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Но уже на первой ступени обучения оно обогащено информационны-
ми материалами, операционными и аксиологическими компонентами, нацеленными на развитие творческого потенциала учащихся: показ вариативности решения задач, действия одного алгоритма в разных условиях; конструирование, художественное творчество, развитие интуиции через увеличение удельного веса заданий на поиск хода решения, продуктивных и дедуктивных операций.
Развивающий креативный блок содержательно и организационно сконцентрирован вокруг авторского курса «Жизнетворчество». Этот курс рассматривается как системообразующий через включение всех его направлений в контекст общеобразовательных - основных и вариативных блоков дисциплин с целью развития ребёнка как субъекта, способного к культурному саморазвитию; развития личностно-смысловой сферы учащихся, определяющей отношения, переживания, осознание ценностей.
Вариативный блок формируется ежегодно, исходя из образовательных потребностей учащихся и возможностей школы. Он включает в себя факультативы, спецкурсы.
Целью функционирования модуля «Клуб» является создание культур-но-досугового пространства, организованного для включения детей в творчески развивающую жизнедеятельность, максимальное использование имеющихся возможностей для предоставления условий развития базисных черт, способностей творческой личности воспитанника в сфере свободного времени. Специфическими задачами, функциями деятельности модуля «Клуб» являются:
- показ развивающих образцов, моделей организации свободного времени досуговой деятельности;
- учет и по возможности полная реализация индивидуальных и коллективных интересов, потребностей членов «Клуба» в творчестве, духовном обогащении, интеллектуализации и разнообразии жизни, в отдыхе, общении;
- создание условий для организации свободной, увлекательной, содержательной и предметной самодеятельности, развивающей творческую индивидуальность и потенциал воспитанника, способствующей самореализации, свободному самоопределнию, самовыражению активным творческим действием не только в клубном пространстве, но и в остальной жизни;
- создание школы общения путем интенсификации межличностных контактов, периодической смены различных видов деятельности, круга общения социальных ролей членов «Клуба»;
В зависимости от досугового заказа организуются клубы профильного характера: педагогический, туристический, экологический, историко-краеведческий, фольклорный и народные промыслы, спортивно-оздоровительный, познавательный, театральный, менеджеров, любителей кино, видео, музыки, балета и другие.
Создается разнообразный спектр профильных групп, не превышающих 15-18 человек, где каждый может попробовать и найти себя. Организовы-
вается система гибкой специализации, обеспечивающая безболезненный, свободный переход из одной профильной группы в другую, что дает ребенку возможность осуществить пилотаж своих возможностей и выбрать дело по душе.
Реализация воспитательных задач производится на следующих уровнях отношений:
- бытовом (ведение клубного хозяйства, совместное празднование индивидуальных и общественных событий - дней рождений, творческих успехов и т.д.);
- социальном (участие в акциях милосердия, экологической деятельности и т.д.).
Воспитательная работа строится по принципу референтности, т. е. функции духовного наставника ребенка осуществляет тот педагог, который наиболее близок с ним и связан отношениями активного сотворчества.
Основной (базовый) и вариативный блок общеобразовательных дисциплин функционирует через содержание курса «Жизнетворчество», которое пронизывает технологии обучения, конструирование творческих ситуаций в форме учебных задач и ситуаций, творческого практического проектирования модулей: Академии, Клуба, Мастерской.
Проведённое исследование позволило определить, что вариативное образование предполагает создание условий для развития творческой индивидуальности. Школа жизнетворчества создает условия для развития индивидуального творческого потенциала, творческого стиля жизни, потребности в творчестве, совершенствования индивидуальных способностей, приобщения к общечеловеческим ценностям, вхождения в систему социальных отношений, реализации собственных планов, индивидуальных талантов, интересов в различных сферах творческой деятельности через вариативное образовательное пространство.
Вариативное образовательное пространство представляет собой лич-ностно ориентированную жизнетворческую среду, включающую единое социокультурное и образовательное пространство, в котором взаимодействуют общечеловеческие ценности и ценности творческой деятельности. Оно способствует осознанному освоению нравственных способов поведения, индивидуальному развитию творческих качеств, укреплению здоровья, гармонизации телесных и духовных качеств личности, физическому и психологическому благополучию.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология // Психология; классические труды. М., 1996. С. 28-132.
2. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
4. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-
исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
5. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий: Учеб.-практич. пособие. Ростов н /Д, 2001.
6. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологическме проблемы неклассической психологи. М., 2003.
7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1997.
Ростовский государственный педагогический университет 6 декабря 2004 г.