Научная статья на тему 'Формирование жизненных траекторий учеников интернатных заведений: социологический аспект'

Формирование жизненных траекторий учеников интернатных заведений: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ТРАЕКТОРИИ / УЧЕНИКИ ИНТЕРНАТНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЖИЗНЕТВОРЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / LIFE-PATH / BOARDING SCHOOL STUDENTS / COMPETENCY APPROACH / LIFE-CREATIVE COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Н. Н.

В статье проанализирована специфика и раскрыта динамика формирования у учеников интернатных заведений жизненных траекторий, определены факторы эффективности этого процесса: использование современных образовательно-реабилитационных технологий, организация личностно-ориентированного обучения, привлечение учащихся к социальной практике, функционирование системы ученического самоуправления, деятельность детского реабилитационного театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives an analysis of the process and factors of the effective life-path formation of the children of boarding schools on the basis of competency-based approach. It is determined, that scientists use socio structure, subject and activity and institutional approaches to investigate life-path the consistency of positions which the individual takes during his lifetime in different social situations. Special attention of the recent research is given to the problem of the social standing of the young people and their adaptation to the structure of society.On the basis of the received findings it is identified that factors of effectiveness of this process are: using ofmodern educational and rehabilitation technologies; person-centered approach in education; pupil participation insocial practice under the educational and rehabilitation field; student self-governance system functioning on the basisof subject-subject relationship between all the participants of the educational process; activity of the pupils’ rehabilitation theatre.

Текст научной работы на тему «Формирование жизненных траекторий учеников интернатных заведений: социологический аспект»

36 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | ^ | Серия филосоФия- Социология. Право.

2016. № 10(231). Выпуск 36

УДК 316.334:37

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ТРАЕКТОРИЙ УЧЕНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

LIFE-PATH FORMING OF THE PUPILS OF THE BOARDING SCHOOLS:

SOCIOLOGICAL ASPECT

Н.Н. Гордиенко N.N. Gordienko

Хортицкая национальная учебно-реабилитационная академия, Украина, 69017, г. .Запорожье, ул. Научный городок, 59 Khortytsky National Educational Rehabilitational Academy, 59 Scientific Town St, Zaporozhye, 69017, Ukraine

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье проанализирована специфика и раскрыта динамика формирования у учеников интернатных заведений жизненных траекторий, определены факторы эффективности этого процесса: использование современных образовательно-реабилитационных технологий, организация личностно-ориентированного обучения, привлечение учащихся к социальной практике, функционирование системы ученического самоуправления, деятельность детского реабилитационного театра.

Resume. The article gives an analysis of the process and factors of the effective life-path formation of the children of boarding schools on the basis of competency-based approach. It is determined, that scientists use socio structure, subject and activity and institutional approaches to investigate life-path - the consistency of positions which the individual takes during his lifetime in different social situations. Special attention of the recent research is given to the problem of the social standing of the young people and their adaptation to the structure of society.

On the basis of the received findings it is identified that factors of effectiveness of this process are: using of modern educational and rehabilitation technologies; person-centered approach in education; pupil participation in social practice under the educational and rehabilitation field; student self-governance system functioning on the basis of subject-subject relationship between all the participants of the educational process; activity of the pupils' rehabilitation theatre.

Ключевые слова: жизненные траектории, ученики интернатных заведений, компетентностный подход, жизнетворческие компетенции.

Keywords: life-path, boarding school students, competency approach, life-creative competency.

Введение

Современная образовательная парадигма предполагает существенное обновление миссии учебных заведений, направление внимания специалистов не только на формирование определенных знаний, умений и навыков учащихся, но и на развитие их способности и готовности к успешному жизнеосуществлению. Известны случаи, когда выпускники школ вступают во взрослую жизнь недостаточно подготовленными к ней, с низким уровнем социальной компетентности и творческой активности. Решить эту проблему только за счет обновления учебных программ невозможно, поскольку для превращения знаний, умений и навыков в качественно новую характеристику - жизненную компетентность - необходимо уделять внимание формированию конструктивных жизненных траекторий учащихся, их способности и готовности построить собственную жизнь как восходящую последовательность различных позиций в обществе.

Предоставляемые внешними регуляторами потенциальные возможности неодинаково используются различными социальными группами молодежи, имеют вариативные стратегии поведения. По мнению Г. Чередниченко, несбалансированность в развитии общественных подсистем и социальная дифференциация общественного поведения молодежи в ходе усвоения образовательных и профессиональных ресурсов обусловливают неравномерность процессов перехода в сфере образования, труда от подростковой фазы к состоянию взрослости, и, как следствие, высокую вероятность возникновения нестыковок при формировании жизненных траекторий [Чередниченко, 2014, С. 4].

Выпускники образовательных учреждений интернатного типа представляют собой достаточно большую социально-демографическую группу населения и приобретают в период школьного обучения значительный социально-культурный, знаниевый и новаторский потенциал, который может быть использован в интересах общества. В связи с этим актуальным является исследование

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36

37

формирования жизненных траекторий учащихся интернатных учреждений и факторов, влияющих на этот процесс.

Термин «траектория» был введен в социологию П. Бурдье, который определяет ее достаточно широко: как последовательность позиций, которые индивид занимает в течение своей жизни, действуя в различных социальных полях. Под этим понятием он объединяет образовательную, профессиональную и социальную траектории; в отдельных случаях он различает их, используя понятие в более узком смысле. Он различает индивидуальные и коллективные или модальные для любых слоев или классов траектории. Поскольку они разворачиваются на специфических полях, «правила игры», по которым они действуют, также способствуют конструированию позиций, которые они занимают внутри образовательного пространства [Воиг&еи, 1979, Р. 122-126]. В своих последующих работах П. Бурдье определяет понятие «траектория» как серию позиций, которые последовательно занимает агент в социальном пространстве, которое само эволюционирует и подлежит непрерывным трансформациям [Воиг&еи, 1986, Р. 71].

В центре исследования социологов оказались проблемы социального статуса молодежи, включения ее в социальную структуру общества, положения в сфере образования, труда и отдыха. Используя данный подход, социологи фокусировали свое внимание на характерных особенностях и стилях жизни отдельных молодежных групп, исследуя молодежь города (Г. Науменко, Г. Осад-чая, В. Скрипунова), молодежь сельской местности (П. Ельчанинов, Т. Захарова, И. Левикин, П. Михеев, В. Полетаев), «неформальную» (девиантную) молодежь (Г. Забрянский, Н. Кофирин, А. Салагаев). По мнению Г. Чередниченко, изучение процесса формирования жизненных траекторий молодежи связано с вопросами о положении и специфических функциях молодежи в общественном производстве, о ее социальном развитии, становлении и реализации субъектности молодежи в социальных отношениях [Чередниченко, 2014, С. 5-6].

И. Потемкина отмечает, что определение жизненного пути (социализационной траектории) - это не только личная, но и общественная проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только сами выпускники, а и их родители, не только школа, вуз, но и общество. Выбор жизненного пути (социализационной траектории), если он рассматривается не только в личностном, но и в общественном плане, органично совмещен с решением очень важного вопроса о человеческих ресурсах, перспективе кадрового обеспечения различных отраслей экономики, культуры и науки [Потемкина, 2007, С. 15].

В исследованиях прослеживаются три основных подхода к изучению жизненных траекторий, на что указывает Т. Ситюгина: 1) социоструктурный подход, главная познавательная установка которого состоит в выявлении зависимости выбора жизненной стратегии молодежи от социально-статусных позиций, которые занимают молодые люди; 2) институциональный подход, связанный с исследованием особенностей институциональных ресурсов, которые призваны обеспечить реализацию потенциала молодежи, возможностей доступа молодежи к данным ресурсам, готовности молодежи строить жизненные стратегии на основе существующих в ее среде институциональных средств и возможностей; 3) субъектно-деятельностный подход делает акцент на потребностях, ценностных ориентациях, актуальных целях молодежи как главных внутренних детерминантах построения жизненной траектории [Ситюгина, 2008, С. 7].

Жизненные траектории молодежи (траектории жизненного пути, социализационные траектории) - неизменно актуальный предмет интереса представителей различных общественных наук. Этот интерес не случаен: развитие общества зависит от эффективной реализации потенциала молодежи, от успешности построения и осуществления ею жизненных траекторий, способствующих реализации ее творческих, интеллектуальных, гражданских и других потенций. Поэтому социологический анализ процесса формирования жизненных траекторий учащихся интернатных заведений является важным исследовательским направлением современной социологии образования, реализация которого будет способствовать оптимизации институциональных основ социализации молодежи этой категории.

Социологический анализ процесса формирования жизненных траекторий учащихся интернатных заведений должен учитывать принципиальные особенности, обусловленные возрастной и институциональной спецификой жизнедеятельности лиц этой социальной категории. Во-первых, жизненные траектории в этом возрасте еще не реализуются в полной мере, находятся лишь на стадии формирования, поэтому говорить об их эффективности или неэффективности преждевременно. Только образовательная позиция приобретает определенные контуры, тогда как профессиональная пока не актуализируется, а семейная имеет пассивный характер (по сравнению с ролями и обязанностями взрослого члена семьи). Поэтому более информативным для исследователя является анализ готовности личности к построению собственной жизненной траектории в конкретной социокультурной системе координат, с учетом как имеющихся возможностей, так и определенных затруднений.

Во-вторых, психосоциальный потенциал личности в период школьного обучения в значительной степени детерминируется образовательным куррикулумом, который фактически в сконцентрированном виде выражает ожидания социума относительно образа выпускника школы (какие знания, умения, навыки, ценностные ориентации и другие характеристики будут у него сформированы), отображает результат общественного консенсуса относительно предпосылок, необходимых молодому человеку для построения оптимальной жизненной траектории. Именно такая

38

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). Выпуск 36

интерпретация куррикулума является важнейшей в социологическом дискурсе, направленном на анализ социальной миссии школы - подготовить личность к успешному жизнеосуществлению.

В-третьих, поскольку в Украине образовательный куррикулум определяется парадигмаль-ными характеристиками компетентностного подхода, заложенного в государственных стандартах образования, то готовность личности к успешному построению и реализации собственной жизненной траектории описывается в терминах компетентностей (приобретенных в процессе обучения интегрированных способностей ученика, которые состоят из знаний, умений, опыта, ценностей и отношений и могут целостно реализовываться на практике) и компетенций (общественно признанных уровней знаний, умений, навыков, отношений в определенной сфере деятельности человека). На наш взгляд, кроме традиционного репертуара компетенций (коммуникативных, информационных, самообразовательных, экологических и т.д.), исключительно важным для реализации гуманистической миссии образования XXI века является формирование у учащихся жизне-творческих компетенций, которые заключаются в способности и готовности личности самостоятельно, сознательно и творчески определять (проектировать) и осуществлять собственную жизнь. Можно выделить такие параметры жизнетворческих компетенций, необходимых для успешного построения и реализации учениками собственной жизненной траектории: активная, конструктивная жизненная позиция, самостоятельное и сознательное определение, осуществление и совершенствование собственной жизни; владение индивидуально-личностными технологиями жизне-творчества, навыками жизненного проектирования, принятия решений и решения проблем; представление о сущности процесса жизнетворчества, жизненной траектории и стратегии, жизненного проекта, жизненной программы, жизненных планов и целей личности; содержательная жизненная концепция, устойчивое жизненное кредо и жизненная позиция.

Для выяснения степени сформированное™ у учеников интернатных заведений этих предпосылок успешного построения и реализации собственной жизненной траектории в течение 20132015 гг. в Запорожской и Днепропетровской областях было проведено эмпирическое исследование. В нем приняли участие 184 ученика санаторной общеобразовательной школы-интерната 1-111 ступеней Хортицкого национального учебно-реабилитационного многопрофильного центра, г. Запорожье (из них 56 учеников начальных классов, 93 - средних классов, 35 - старших классов), 306 учеников Днепропетровской общеобразовательной санаторной школы-интерната 1-Ш ступеней №4 (в том числе 153 ученика начальных классов, 110 - средних классов, 43 - старших классов), 180 учеников Запорожской общеобразовательной школы-интерната 1-Ш ступеней №4 (в частности, 59 учеников начальных классов, 84 - средних классов, 37 - старших классов).

В качестве исследовательской методики была выбрана методика мониторинга уровня сфор-мированности у учеников ключевых жизненных компетенций, разработанная исследовательским коллективом под руководством В. Нечипоренко [Нечипоренко, 2013]. Методика позволяет определить уровень сформированности 12 ключевых жизненных компетенций, а именно: жизнетвор-ческих, социальных, коммуникативных, информационных, политико-правовых, профессионально-трудовых, поликультурных, культурно-досуговых, семейно-бытовых, экологических, компетенций жизнеспособности и компетенций учиться на протяжении жизни. В соответствии с методикой, для определения уровня сформированности компетенций применяется квалиметрическая матрица, позволяющая обработать сырые (первичные) баллы, полученные в результате комплексной диагностики по пяти направлениям:

- социологическая диагностика уровня сформированности компетенций;

- педагогическая диагностика уровня сформированности компетенций;

- психологическая диагностика уровня сформированности компетенций;

- самооценивание школьниками уровня сформированности компетенций;

- оценивание родителями уровня сформированности компетенций школьников.

На основе математической обработки данных по этим направлениям диагностики подсчи-тывается процентный коэффициент сформированности компетенций, который соотносится с определенным уровнем: низким (33,3%-50%), удовлетворительным (50%-б1,1%), средним (61,1%-72,2%), достаточным (72,2%-83,3%), высоким (83,3%-100%).

С целью выявления динамики развития у учащихся жизнетворческих компетенций было проведено 2 исследования: в сентябре 2013 г. и в мае 2015 г. Сравнение данных этих исследований позволило выяснить, насколько изменились уровни сформированности жизнетворческих компетенций учащихся в течение двух учебных лет и в какую сторону (увеличения или уменьшения). Полученные результаты представлены в таблице.

Объекты и методы исследования

Результаты и их обсуждение

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ И Серия Философия. Социология. Право. 39

2016. № 10 (231). Выпуск 36

Таблица Table

Изменение количества учащихся (в процентах) с различными уровнями сформированности

жизнетворческих компетенций в интернатных заведениях Changing the number of pupils (in percent) with different levels of formation of life-creativity competences under the conditions of boarding schools

Классы Уровни сформированности жизнетворческих компетенций (%)

Высокий уровень Достаточный уровень Средний уровень Удовлетворительный уровень Низкий уровень

Констатирующее исследование Итоговое исследование Констатирующее исследование Итоговое исследование Констатирующее исследование Итоговое исследование Констатирующее исследование Итоговое исследование Констатирующее исследование Итоговое исследование

Санаторная общеобразовательная школа-интернат I-III ступеней Хортицкого центра

1-4 10 17,7 17 28,4 41,4 36,4 22,2 12,9 9,4 4,6

5-9 13,6 22,5 18,5 29,5 38 32,3 21,9 12,1 8 3,6

10-11 15,5 26,3 23,3 33,1 37,8 29,5 16,7 9,3 6,7 2,2

Средние значения 13 22,2 19,6 30,3 39 32,2 20,2 11,4 8 3,5

Днепропетровская школа-интернат №4

1-4 12,4 17,3 22,4 26,2 33,6 33,6 19,9 14,3 11,7 8,6

5-9 11,9 18 22,9 27,4 33,1 29,9 21,4 15,8 10,7 8,9

10-11 19,4 24,6 26,2 31,2 31,2 29,2 14,9 10,3 8,3 4,7

Средние значения 14,5 19,9 23,8 28,3 32,6 30,9 18,7 14,4 10,2 7,4

Запорожская школа-интер энат №4

1-4 8,3 13,8 20,1 25,6 40,2 37,7 22,3 16,5 9,1 6,4

5-9 12,1 16,8 23,8 28,3 42,9 41,9 15,6 10,6 5,6 2,4

10-11 16,7 20,5 22,5 27,7 40,4 38,5 15,3 10,6 5,1 2,7

Средние значения 12,4 17,1 22,1 27,2 41,2 39,4 17,7 12,6 6,6 3,8

Для выяснения динамики формирования жизнетворческих компетенций учащихся интернатных учреждений была проведена математико-статистическая обработка полученных данных с использованием критерия ф* (критерия Фишера). С точки зрения образовательно-реабилитационной миссии интернатов решающее значение имеет уменьшение количества учащихся с низким и удовлетворительным уровнями сформированности жизнетворческих компетенций как результат осуществленных коррекционно-реабилитационных мероприятий. Учитывая этот приоритет, был проведен математико-статистический анализ соответствующих диагностических показателей в каждом учебном заведении. Результаты анализа показали, что в Хортицком центре статистически значимым является уменьшение количества учащихся с низким уровнем развития жизненной компетентности (р<0,05) и удовлетворительным уровнем развития жизненной компетентности (р<0,01). В Днепропетровской школе-интернате №4 и Запорожской школе-интернате №4 произошло уменьшение количества учащихся с низким и удовлетворительным уровнями развития жизненной компетентности, однако сдвиги статистически незначимы (р>0,05). Таким образом, динамика формирования жизнетворческих компетенций учащихся была наиболее выраженной и статистически достоверной в школе-интернате Хортицкого центра.

Изучение образовательно-реабилитационной системы этого интернатного заведения позволило выделить ее компоненты, определяющие эффективность формирования жизненных траекторий учащихся на основе компетентностного подхода, в частности:

- внедрение в образовательно-реабилитационный процесс 15 инновационных технологий: проективно-рефлексивной технологии обучения, воспитательной технологии проективного жизне-осуществления, воспитательной интерактивной технологии «Океан жизненной компетентности», технологии планирования жизнедеятельности детских коллективов, технологии жизненного проектирования саморазвития личности, технологии педагогического сопровождения развития жизненной компетентности школьников, технологии педагогического сопровождения социальной и жизненной практики учащихся, технологии ученическо-студенческого самоуправления, технологии реабилитации через общение с природой, технологии реабилитации искусством, технологии общефункциональной реабилитации, технологии развития профессиональной компетентности педагогов, технологии мониторинга образовательно-реабилитационного процесса, технологии организации медико-психолого-педагогического консилиума и мета-технологии системного управления учебно-реабилитационным центром, способствующих переходу личности на качественно новый уровень жизнедеятельности, характеризующийся сознательным и ответственным отношением к собственной жизни, способностью рационально выбирать жизненные цели и планомерно их достигать;

40 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Философия. Социология. Право.

2016. № 10(231). Выпуск 36

- организация учебного процесса, в центре которого - ученик как создатель и субъект своей жизни. Личностно-ориентированное обучение направлено на постоянное обогащение опытом творчества, формирование механизма самоорганизации и самореализации каждого ученика;

- привлечение учащихся к социальной практике в рамках образовательно-реабилитационного пространства;

- функционирование системы ученического самоуправления, которая обеспечивает субъект-субъектные отношения между всеми участниками образовательного процесса, т.е. позиционирование не только педагога, но и школьника в качестве полноправного, ответственного субъекта в различных ситуациях сотрудничества, направленного на организацию и управление общественно полезными, нравственно ценными и личностно значимыми делами;

- деятельность народного детского реабилитационного театра «Инклюзив», в котором каждый ребенок имеет возможность развить свои креативные способности и таланты, найти собственный репертуар творческого самовыражения.

Хотя эти компоненты синергетически объединяются в рамках образовательно-реабилитационной системы школы-интерната Хортицкого центра, вполне возможно их использование и в других интернатах с целью оптимизации процесса формирования жизненных траекторий учащихся. При этом наибольший потенциал для экстраполяции и творческого использования инновационного опыта Хортицкого центра в других заведениях имеют такие компоненты, как образовательно-реабилитационные технологии, поскольку их структурно-функциональная завершенность и алгорит-мичность позволяют педагогам быстро овладевать ими и использовать в других институциональных условиях без специальной адаптации.

Заключение

Итак, формирование жизненных траекторий учащихся интернатных заведений будет способствовать подготовке компетентных выпускников, готовых к требованиям социокультурной жизни, к выполнению своих гражданских и профессиональных обязанностей, к полноправному участию в социальной практике. Понимая жизненные траектории как последовательность позиций, которые индивид занимает в течение своей жизни в различных социальных полях, используя социоструктурный, субъектно-деятельностный и институциональный подходы, социологи особое внимание уделяют проблемам социального статуса молодежи, включения ее в социальную структуру общества, положения в сфере образования, труда и отдыха.

Эмпирическое исследование показало, что формированию жизненных траекторий учащихся интернатных заведений способствует внедрение в образовательно-реабилитационный процесс современных образовательно-реабилитационных технологий, организация личностно ориентированного обучения, привлечение учащихся к социальной практике в рамках образовательно-реабилитационного пространства, функционирование системы ученического самоуправления на основе субъект-субъектных отношений между всеми участниками образовательного процесса, деятельность детского реабилитационного театра, в котором каждый ребенок имеет возможность найти собственный репертуар творческого самовыражения.

Список литературы References

1. Нечипоренко В.В. 2013. Мошторинг ршня сформованосп життево1 компетентности теоретико-методолопчний аналiз. В кн.: Zbior raportow naukowych «Science - od teorii do praktyki» (29.03.2013 - 31.03.2013). Sopot., Wydawca: 54-62.

Nechiporenko V.V. 2013. Monitoring of the level of development of life-competence: theoretical and methodological analysis. In: Zbior raportow naukowych «Science - od teorii do praktyki» (29.03.2013 - 31.03.2013). Sopot., Wydawca: 54-62. (in Russian)

2. Потемкина И.А. 2007. Изменение социализационных траекторий современного российского студенчества: региональный аспект. Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Иркутск, 20 с.

Potjomkina I.A. 2007. Izmenenie socializacionnyh traektorij sovremennogo rossijskogo studenchestva: region-al'nyj aspekt [Changing of paths of socialization of modern Russian student community: regional aspects]. Abstract. dis. ... сand. soc. sciences. Irkutsk, 20. (in Russian)

3. Ситюгина Т.В. 2008. Жизненное самоопределение студентов технических вузов среднего российского города. Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 21 с.

4. Sitjugina T.V. 2008. Zhiznennoe samoopredelenie studentov tehnicheskih vuzov srednego rossijskogo goroda [Life-path formation and personal identity of students of technical colleges of an ordinary Russian town]. Abstract. dis. ... сand. soc. sciences. Rostov-na-Donu, 20. (in Russian)

5. Чередниченко ГА. 2014. Формирование образовательных и профессиональних траекторий молодежи: внешние регуляторы и действия субъектов. Дис. ... докт. соц. наук. М., 330 с.

Cherednichenko G.A. 2014. Formirovanie obrazovatel'nyh i professional'nih traektorij molodjozhi: vneshnie regu-ljatory i dejstvija sub#ektov [Forming of educational and professional paths of youth: external regulators and subject activity]. Dis. ... doct. soc. sciences. Moskva, 330. (in Russian)

6. Bourdieu P. 1979. La distinction. Critique social du jugement. Paris, Ed. de Minuit, 311.

7. Bourdieu P. 1986. L'illusion biographique. Dans le livre: Actes de la Recherche en Sciences Sociales. №62.: 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.