УДК 37.01
Т.М. НАЗАРЕНКО-МАТВЕЕВА
социальное проектирование как средство формирования жизненной компетентности обучающихся
Рассмотрены проблемы жизнетворчества и жизненной компетентности, социальное проектирование как средство формирования жизненной компетентности обучающихся. Раскрыты понятия «жизненная компетенция», «жизненная компетентность».
Ключевые слова: жизнетворчество, жизненная компетенция, жизненная компетентность, жизнетворческая компетентность, жизненное проектирование, событийный проект, проект изменения личностных характеристик, экзистенциональный проект, социальное проектирование, социальный проект.
The text views how terms life-style and personal experience correspond with social engineering to prepare students to be independent in career and day-to-day life.
Key words: life-style, life competence, life-style competence, life engineering, event projecting, personal traits projecting, existential projecting, social engineering, social project.
Если человек хочет прийти к себе, его путь идет через мир. Это и есть путь жизнетворчества.
В. Франкл
В условиях глобализации, нарастания социальной напряженности, экологических проблем, разрушения морально-нравственных, духовных принципов необходим переход к более устойчивой модели человеческого общества, требующей и более высокого уровня человеческого сознания, мышления, формирования новых человеческих качеств. Цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы на период до 2025 г. определены в Национальной доктрине образования Российской Федерации. В данном документе стратегические цели образования увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
© Назаренко-Матвеева Т.М., 2015
• преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
• восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
• создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [10].
В настоящее время образование признается сферой накопления знаний и умений, формирования компетенций, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «важнейшей це-
лью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» [13]. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника, так как методологической основой новых стандартов явилась Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1].
Перед современной системой образования поставлена цель формирования высокообразованной, свободной и духовной личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации в динамично развивающемся мире. «Конечной исключительной целью образования является воспитание свободной личности путем беспрепятственного развития внутренних качеств, направленных на удовлетворение конкретных целей, достигаемых в данной конкретной системе» [11]. Таким образом, целью воспитания, согласно основным современным ориентирам воспитания, является становление обучающегося как создателя и проектировщика своей жизни, который умеет определить свою жизненную стратегию, стремится быть компетентным, ответственным, социально активной и мобильной личностью, способной к социальным действиям, т.е. формирование духовно-нравственной жизненно-компетентной личности, которая может успешно самореализоваться в социуме в качестве гражданина, семьянина и профессионала.
Педагоги и родители в современном обществе сталкиваются с необходимостью готовить ребенка к нестабильному миру, вариативному образованию, альтернативным политическим идеям и различным посягательствам на его внутренний мир со стороны СМИ и других субъектов общественной жизни. Хочется отметить, что им приходится готовить ребенка к той жизни, к которой они вряд ли хорошо готовы сами. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов [15]. Особую актуальность в новой парадигме образования вызывают идеи, связанные с развитием творческой индивидуальности и субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса. «Субъект» имеет три базовые характеристики: свобода, уникальность, активность. Поэтому развитие творческой индивидуальности должно происходить в системе, сбалансированной интересами другого человека, чтобы свобода не превратилась в безответственность, уникальность - в изоляцию, а активность - в агрессивное нарушение чужих границ. При этом важно помнить, что развитие субъектности ребенка - это прежде всего саморазвитие, самоограничение, саморегуляция, самопознание. В ребенке необходимо воспитывать чувство самоконтроля, самовоспитания, самостоятельности, творческое отношение к миру и себе и самосозидание, а также желание совер-
шенствовать жизнь в процессе существования самого человека, его детей и окружающего его социума. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые служат инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [15]. Отсюда следует, что основные усилия обучающегося необходимо направить на самотворение, сделать его креативным автором своей собственной жизни, используя ту ситуацию и те ресурсы, в которых он находится в каждый момент своего бытия. В этом случае главной задачей родителей и педагогов становится содействие ему в этом процессе бережными и ненасильственными способами. Такую педагогику называют педагогикой жизнетворчества.
В философском словаре жизнетвор-чество определяется как процесс созидания жизни, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Жизнь как творчество - это построение человеком своей жизни на основе выработанных им ценностей и смысла своего существования в соответствии с общественно значимыми ценностями. Жизнь многогранна, и нам известны такие ее стороны, как личная, социальная, профессиональная.
С недавнего времени стали появляться научные исследования и статьи по проблеме жизнетворчества. Так, в основу концепции, созданной коллективом ученых под руководством Л.В. Сохань, положено представле-
ние о жизни человека как творческого процесса. Личность рассматривается как субъект жизни, в основе существования которого лежит жизнетвор-чество - духовно-практическая деятельность личности, направленная на творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Когда личность разрабатывает, корригирует и осуществляет свой жизненный сценарий, она овладевает искусством жить - особым умением, которое базируется на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Тогда способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач начинает выступать жизнетворчество как процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самоусовершенствования. Названная концепция разрабатывает также такие понятия, как «жизненный путь личности», «образ жизни», «стиль жизни», «культура жизни» и др. [2].
Д.А. Леонтьев, директор Института экзистенциальной психологии и жиз-нетворчества, трактует жизнетворче-ство как «расширение мира, расширение жизненных отношений», ссылаясь на мысль В. Франкла о том, что «если человек хочет прийти к себе, его путь идет через мир. Это и есть путь жизнетворчества». Н.М. Понеделко и Д.А. Музалевская определяют жиз-нетворчество как искусство быть человеком, созидать и преобразовывать жизнь, а также совершенствовать ее в процессе существования человека и окружающего его социума. Все это формируется благодаря традициям и обычаям, которые выступают в роли особой формы контакта между людьми [5].
Таким образом, жизнетворчество можно определить как личностно-ориентированную практику развития и коррекции отношений с миром. Если при этом мы отказываемся от задачи формирования нового человека по заранее известной мерке, встает проблема определения, в каком направлении и как его развивать. Единственным позитивным критерием жизнетворческо-го эффекта является расширение жизненного мира. Человек сам выберет, как ему лучше, если он будет иметь возможность выбирать, если у него будет достаточно широкая возможность выбора, если у него будет достаточно широкое сознание, если у него будет достаточно полная и многомерная картина мира и достаточно полная и многомерная картина своих отношений с миром. Частным случаем жизнетворче-ства является смыслотехника (Д.А. Леонтьев). Однако жизнетворческие эффекты могут достигаться не только посредством работы со смысловыми связями, но и, например, через внесение структуры (М.К. Мамардашвили) [6].
Например, работа с методикой Life Line (Кроник) или методикой предельных смыслов (Леонтьев Д.А.) позволяет человеку увидеть его жизнь не как систему не связанных между собой событий и сфер жизни, а как некую единую структуру [5].
Следует рассматривать основную направленность жизнетворчества: не дать человеку конкретные жизненные ориентиры, а научить его искать или формировать их самостоятельно.
Новые образовательные стандарты направлены на расширение социальных связей с окружающим миром в процессе обучения [1, 13].
«Идеи жизнетворчества, лелеяние человека как субъекта жизни станут
альфой и омегой новой школы, которая поможет ученикам овладеть четырьмя стержневыми столпами - научиться познавать жизнь; жизненной компетентностью; научиться жить вместе; научиться жить» [2]. Важнейшей проблемой в контексте жизнетворчества, наряду с другими, представшими перед человечеством в XXI в., является проблема жизненной компетентности личности.
Находясь под постоянным воздействием источников витагенной информации (потоков) - СМИ, литература, искусство, чтение, образовательный процесс, общение со сверстниками, языки, среда; базируясь на витальной (жизненной) компетенции, основы которой закладываются в семье, школе, профессиональных учебных заведениях, формируется жизненная компетентность как многоуровневая, многокомпонентная система, отвечающая интересам личности и общества.
Жизненная компетентность - многоуровневая категория, которая формируется на протяжении всей жизнедеятельности человека, начиная с семьи, взаимоотношений с окружающими, проходит этапы социализации, приобретает жизненный опыт, осваивает ценностные ориентиры, профессиональные навыки благодаря воспитанию, образованию, профессиональной деятельности, находясь под постоянным воздействием витагенной информации. Жизненная компетентность предполагает компетентное отношение личности к жизни, а именно: потребность в самопознании, самопонимании, саморегуляции в различных видах творческой деятельности; овладение научными знаниями о сущности и методах жизнедеятельности; осознание, организация своего психологиче-
ского времени, жизненного пути; проблемное видение своей жизни; осмысленное решение межличностных противоречий, способность к объективной оценке уровней, сфер и границ: распространение своей жизненной активности; осознанная и адекватная оценка результатов своего жизнетворчества; философское, этическое осмысление своей жизни.
Исходя из того что компетентность трактуется как способность человека решать жизненные проблемы, основанные на знаниях, опыте, ценностях, жизненная компетентность - это способность, готовность личности к жиз-нетворчеству, успешному решению жизненных задач и продуктивному осуществлению жизни как индивидуального жизненного проекта. Жизненная компетентность предполагает сознательное и ответственное отношение к выполнению личностью ее жизненных и социальных ролей. Сенситивным для формирования жизненной компетентности выступает подростковый возраст, характеризуемый развитием интеллектуальных способностей, углублением личностной рефлексии, стремлением к саморазвитию, самоутверждению своей индивидуальности, осмыслением своих притязаний на социальное призвание.
Жизненная компетентность рассматривается как целый комплекс ком-петентностей: относительно себя как личности, как субъекта жизнедеятельности; относительно взаимодействий с другими людьми и относительно деятельности во всех ее типах и формах: ценностно-смысловая компетенция, жизнетворческие компетенции, компетенции жизнеспособности, компетенции учиться в течение жизни, социальная компетенция, коммуникативная
компетенция, информационная компетенция, политическая компетенция, трудовая компетенция, поликультурная компетенция.
Основой формирования жизненной компетентности является смысл жизни. О нем писали многие философы-экзистенциалисты ХХ в.: А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс. В работах современных отечественных философов (Э.И. Ильенкова, И.С. Кона, М.К. Мамардашвили, Ф.В. Цанн-кай-си и др.) и психологов (Ю.В. Александровой, Б.В. Кайгородова, И.Н. Семеновой, В.В. Столина, В.Э. Чуднов-ского и др.) личностный смысл рассматривается как условие самопонимания, саморегуляции, самоопределения, «самовыстраивания» субъекта, а экзи-стенциональная рефлексия становится той способностью, освоение которой служит основой личностного развития. Смысл человеческой жизни по В. Франклу «базируется на откровенности человека миру» [14].
Ценностно-смысловая компетенция отражает представление индивида о ценностях, которые позволяют ему определить свое предназначение в мире, место в социуме, самоопределение в отношении жизненных установок и способов достижения своих целей. В педагогике необходимо разработать комплексный подход к личности.
Жизнетворческая компетенция как составляющая жизненной компетенции заключается в способности самостоятельно, сознательно и творчески определять (проектировать) и осуществлять собственную жизнь. Уровнем развития жизненной и жизнетвор-ческих компетентностей является отношение личности к своей жизни как к проекту, который разрабатывается и воплощается в ней. При таком подхо-
де личность приобретает возможность развивать себя (приобретать новые черты, развивать способности), формировать благоприятные социальные условия своей жизнедеятельности через определение жизненных целей и средств их достижения, реализации жизненных выборов.
В настоящее время в практике образования в большинстве случаев происходит декларирование духовного и нравственного возрождения в формировании личности выпускников школ. Актуальным остается утверждение настоящих гуманистических ценностей общечеловеческого и национального характера. Однако по-прежнему в массовой практике обучающимся предлагается роль объектов педагогического воздействия, а не активных субъектов социальной жизни. Это актуализирует усиление значимости индивидуально-личностного подхода в формировании жизненной компетентности обучающихся. В качестве цели при таком подходе определяется формирование способности личности к ответственному и самостоятельному выбору действий, независимой позиции, т.е. к жизненному самоопределению и выработке навыков социального «самовыстраивания».
В основу процесса формирования жизненной компетентности обучающихся, по нашему мнению, должны быть положены гуманистический, системно-деятельностный и компе-тентностный подходы.
Особенно хочется рассмотреть ком-петентностный подход к формированию жизненной компетентности, к социальной зрелости обучающихся. Мы определяем одну из важнейших составляющих данной компетентности -опытность субъекта в определенной жизненной сфере, которая помога-
ет обосновать перечень компонентов, подлежащих формированию:
• формирование практических умений обучающихся сознательно и ответственно привлекаться к системе социальных отношений;
• готовность к семейной жизни, к построению собственной семьи на основе осознанной материнской и отцовской позиции;
• развитие различных способностей обучающихся и их подготовку к выбору профессии;
• овладение обучающимися умениями самостоятельно реализовывать свои планы, отстаивать гражданскую и нравственную позиции.
Жизненная компетентность включает этапы становления личности на основе базовых национальных ценностей и традиций семьи, воспитания и образования, формирования в процессе социализации личностных смыслов индивидуального сознания. Жизненное творческое проектирование связано с открытием себя для себя, апробацией в жизни путей, по которым никто не ходил, творческим осмыслением личностных ресурсов, использованием социальных возможностей.
В педагогике жизнетворчества главной целью является формирование жизненной компетентности, а основным средством ее формирования -жизненное проектирование как сознательное творение личностью своей жизни. Преимущества проектирования заключаются в том, что в нем сохраняется идея вероятного, предварительного, допустимого видения разворачивания жизненного процесса. Поэтому в педагогическую практику систем среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования
необходимо внедрять жизнетворче-ские проекты, в основе которых лежит конструирование личностных концепций жизни, достижение успеха в ней. В процессе выполнения жизнетворче-ских проектов обучающиеся получат возможность производить определенные действия над душой, мыслями, поведением, способом жизни, преобразовывать себя для достижения счастья, мудрости, совершенства, а способность к самосовершенствованию - одна из составляющих успеха [3].
Жизненное проектирование рассматривается как процесс формирования всех видов жизненного проекта: событийного, проекта изменения личностных характеристик и экзистенцио-нального проекта.
Событийный проект - это набор определенных событий, которые, по мнению самого человека, должны произойти в его жизни. На выбор этих событий большое влияние оказывают уже свершившиеся события. Е.Ю. Кор-жова выделяет четыре типа событий: биологический; личностно-психологи-ческий; события, связанные с изменением физической среды; события, относящиеся к изменениям социальной среды [4].
Однако независимо от типа жизненных событий все события жизни человека делятся на нормативные и ненормативные. К нормативным относятся события, происходящие в жизни большинства людей вследствие их биологической и культурной обусловленности. Ненормативные события являются более интересными для исследователей, нежели нормативные. К ним относятся события «знаковые», которые делают жизнь каждого человека особенной. Событийный проект включает в себя нормативные и ненормативные собы-
тия прошлого, настоящего и будущего. Именно ненормативные события делают жизнь отдельно взятого человека непохожей на жизнь других людей, а самого человека - уникальной личностью. При данном виде проектирования необходимыми механизмами являются рефлексия пройденного жизненного пути и активность человека.
Более сложной формой жизненного проектирования, чем событийный, является проект изменения личностных характеристик. Под этой формой проекта понимаются определенные личностные изменения, ожидаемые человеком в будущем, способствующие самореализации. Людей отличает друг от друга совокупность личностных качеств. Эти качества являются устойчивыми во времени. Человеку как личности присущи такие характеристики, как доброта, отзывчивость, щедрость, смелость, верность и др. Для эффективности данного проектирования человеку необходимо владеть информацией о качествах, обладателем которых он является, а также о том, каков его потенциал. Е.Ю. Коржова считает, что «потенциальность можно понимать как сущность индивидуального бытия, объединяющую прошлое, настоящее и будущее человека» [4].
В ходе выстраивания и реализации жизненного проекта возможно изменение тех или иных личностных характеристик на основе желаемого видения себя в будущем. Поэтому для оценки потенциала изменения личностных качеств человеку необходимо построение вероятностно-возможных образов «Я», что позволит ему сделать осознанный выбор того, каким он хотел бы быть в будущем.
Еще более сложной формой, чем два вышеописанных проекта, является эк-
зистенциальный проект. Он направлен на определенный план обретения и реализации жизненных смыслов. Экзистенциальный жизненный проект упорядочивает событийный проект и проект изменения личностных характеристик, а также обеспечивает целостность интегрированного жизненного проекта. Формирование экзистенциального проекта, по мнению М.В. Клементьевой, проходит три этапа:
• анализ существующих в обществе смыслов;
• превращение части жизненных смыслов в личностно-значимые;
• принятие на себя личностной ответственности за их реализацию.
По мнению Н.А. Чуевой, жизненный проект многих людей может ограничиться только событийным или проектом изменения личностных характеристик [16]. Наличие всех трех форм жизненного проекта означает всестороннее развитие человека, которое позволит ему реализовать себя в разных сферах жизни и достигнуть наивысшей точки своего развития. В зависимости от возраста можно наблюдать возрастную динамику [12].
В настоящее время в условиях реализации новых стандартов возникла необходимость найти новые методики организации деятельности обучающихся, которые бы позволили эффективно формировать социально-значимые качества личности. Существует много подходов к организации воспитательной деятельности обучающихся. Одной из эффективных технологий формирования жизненной компетентности является социальное проектирование во внеурочной деятельности.
В качестве примера рассмотрим проекты, реализуемые ЧОУ «Центр духовно-нравственного и творческого
образования» совместно с МОО «Гармония мира» на основе системы ценностей, входящих в структуру личности:
• общечеловеческие ценности, включающие планетарные - Земля, здоровая экология, мир (международный проект «Голубь гармонии и красоты мира», «Я в мире и мир во мне», «Чистая планета»);
• базовые национальные ценности граждан Российской Федерации (проект «Базовые национальные ценности в творческом продукте»; международный проект «Голубь гармонии и красоты мира. Час мира», «Голубь гармонии и красоты мира. 108 дней вокруг Земли», «Все о радуге», «Улыбка ангела: начало цивилизации», «Сила слова»);
• ценности сообщества, способствующие укреплению мира, прав человека, терпимости международного и межкультурного взаимодействия, солидарности и сотрудничества, мирного урегулирования конфликтов (международный проект «Голубь гармонии и красоты мира. Час мира»);
• гуманные - человек, свобода, межличностные отношения (международный проект «Голубь гармонии и красоты мира», «Я в мире и мир во мне», «Я маленькое солнышко в семье»);
• социально-гуманитарные - социум, цивилизация, демократия (международный проект «Голубь гармонии и красоты мира», «Все о радуге»);
• креативные - творчество, искусство, мировая культура, история (международный проект «Голубь гармонии и красоты мира. Час мира», «Голубь гармонии и красоты мира. 108 дней вокруг Земли», «Все о радуге», «Улыбка ангела: начало цивилизации», «Сила слова», «Мир сказок», «Игры и игрушки», «Притчи - путь к сердцу»);
• нравственные - духовность, этика, эстетика, религия, образование, красота (международный проект «Голубь гармонии и красоты мира. Час мира», «Голубь гармонии и красоты мира. 108 дней вокруг Земли», «Все о радуге», «Улыбка ангела: начало цивилизации», «Сила слова», «Цвет космоса», «Радужный круг музыки», «Я в мире и мир во мне», «Дети и взрослые пишут Богу»);
• личностные ценности: Отечество, Родина, патриотизм, гражданственность, профессионализм, интеллект, чувство собственного достоинства («Голубь гармонии и красоты мира. Час мира», «Голубь гармонии и красоты мира. 108 дней вокруг Земли», «Все о радуге», «Улыбка ангела: начало цивилизации», «Сила слова», «Цвет космоса», «Радужный круг музыки», «Я в мире и мир во мне», «Все профессии важны, все профессии нужны»);
• гражданственность - нравственная позиция, выражающая осознанное и заинтересованное отношение человека к обществу, в котором он живет («Я гражданин Российской Федерации», «Голубь гармонии и красоты мира. Час мира», «Голубь гармонии и красоты мира. 108 дней вокруг Земли», «Все о радуге», «Я в мире и мир во мне») [7-9].
Таким образом, ожидаемые результаты интегрированного жизненного
проекта - конкретные качества характера, жизненные компетенции (воспитание порядочных людей, граждан своей страны и одновременно граждан планеты, которые будут жить и работать на пользу обществу, своей стране, планете, семье, себе, поликультурных, готовых и способных воспринимать культуру, умеющих взаимодействовать с представителями других культур, социализированных на основе адаптации и интеграции, способных к самореализации, коммуникации и социальной активности, способных решать социальные проблемы, духовно-нравственных, творческих личностей, способных к жизнетворчеству, к рефлексии, к творческому преобразованию себя, ведущих здоровый образ жизни, с высокой познавательной активностью).
Работа над социальным проектом, которая ранее являлась для обучающихся практикой регулирования межличностных отношений, становления навыков делового общения, овладения основами перспективного планирования, принятия решений и осознания ответственности за их выполнение, может также стать практикой регулирования и внутриличностных отношений для жизнетворчества и средством формирования жизненной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тиш-ков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
2. Жизненный путь личности / под ред. Л.А. Сохань. Киев, 1987.
3. Клепко С. Компетенизация образования:
ограничения и перспективы // Завуч. 2005. № 19. С. 7.
4. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентации человека. СПб.: РХГА, 2006. С. 99.
5. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира //
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
6. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.
7. Матвеева Т.М. "Голубь гармонии и красоты. 108 дней вокруг Земли" и международный проект "Голубь гармонии и красоты мира. Час мира" как классический пример инновационной формы социального проектирования» // Школа. Гимназия. Лицей. 2014. № 10-11. С. 66-77. ь+2
8. Матвеева Т.М. Духовно-нравственное воспитание - зона профессиональной ответственности педагога // Педагогическая академия. 2013. № 1 (1). С. 38-47.
9. Матвеева Т.М. Самостоятельное нетворчество как актуальная компетенция учителя технологии // Непрерывное технологическое образование в условиях инновационного развития России: материалы Всероссийской научно-практической конферен-
ции, 1-3 февраля 2010 г. М.: МПГУ, 2010. С. 212-216.
10. Национальная доктрина образования // Российская газета. URL: http://www. rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
11. Подласый И.П. Курс лекций по коррек-ционной педагогике. М.: Владос, 2003.
12. Сухорукое С.А. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: ав-тореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1997.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013.
14. Франкл В. О смысле жизни. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: БАХРАХ, 1996.
15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009.
16. Чуева Н.А. Возрастная динамика жизненного проектирования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 284-293.