УДК 796(07) ББК 74.267.5
В.И. Тарасенко
технология профессиональной подготовки педагогов спортивного танца
В работе представлены основные аспекты профессиональной подготовки педагогов спортивного танца. Рассмотрено поэтапное формирование профессиональных компетенций студентов. Представлена сплошная перекрестная программа профессиональной подготовки на дисциплинах специализации.
Ключевые слова: технология, профессиональная подготовка, педагог спортивного танца, студенты, сплошная перекрестная программа.
V. I. Tarasenko
sport dancing teachers professional training technology
The basic aspects of sport dancing teachers' professional training are presented. The step-by-step students' professional competencies forming is viewed. The complete professional training cross programme at specialization disciplines lessons is also shown.
Key words: technology, professional training, a sport dancing teacher, students, a complete cross programme.
Важнейшим аспектом концепции профессиональной подготовки компетентных специалистов физической культуры и спорта является разработка педагогической технологии реализации этого процесса. В связи с этим требуется уточнение понятия «педагогическая технология». В педагогической теории и практике профессионального образования достаточно широко используются термины «педагогическая технология», «педагогическая техника», «технология педагогической деятельности», «технология образовательного процесса».
Российская педагогическая энциклопедия, основываясь на трудах Ф. Янушкевича, В.П. Беспалько, М.В. Кларина, определяет педагогическую технологию как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется
возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов» [4, с. 51].
По мнению В.П. Беспалько, «педагогическая технология» - проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике [2, с. 5].
Н.С. Щуркова определяет педагогическую технологию как сумму научно-обоснованных приемов педагогического воздействия на человека или группу людей [6, с. 31].
Педагогическая технология опирается на два алгоритма - алгоритм функционирования и алгоритм управления. Обобщенная схема алгоритма функционирования охватывает несколько этапов обучения: 1) ориентировка (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета, о логической структуре курса: осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих методических приемов обучения); 2) исполнение (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и др.); 3) контроль и корректирование.
Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности занимающихся при достижении поставленной цели.
Для реализации каждой из возможных целей обучения следует применять строго определенный алгоритм управления познавательной деятельностью, что позволяет оценивать не только успешность процессов обучения, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью [5, с. 234].
Содержательный анализ данного определения, представленного с некоторыми сокращениями, позволяет сделать несколько выводов: педагогическая технология имеет органическую связь с педагогической деятельностью на уровне отношений «части» и «целого»; педагогическая технология имеет сложную структуру; в смысловом плане педагогическая технология представляет «способ» (средства, методы, условия достижения цели педагогической деятельности - заранее заданного положительного педагогического результата); в научно-педагогическом плане педагогическая технология представляет собой «проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [1, с. 146].
Анализ категории «педагогическая технология» показывает, что в ее структуре выделяются или подразумеваются три части: технология обучения, технология воспитания и технология развития. Это логично, поскольку образовательный процесс с позиции гуманно ориентированного образования состоит из трех этих частей.
Технология педагогического взаимодействия преподавателя и студента была направлена на формирование у последнего определенной системы отношений. В процессе получения высшего профессионального образования у студента формируется система многообразных отношений - отношение к себе, к будущей профессиональной деятельности, к своим будущим воспитанникам, преподавателям, студентам и т.д.
Опытно-экспериментальная работа показала, что технология профес-
сионально-педагогической подготовки педагогов спортивного танца требует: акцента на формирование коммуникативных компетенций, культуры общения преподавателей и студентов, широкого использования активных форм и методов обучения, развивающих педагогические компетенции, формирующих мотивацию к самосовершенствованию и индивидуально-творческую активность студентов.
Важнейшей составной частью профессиональной подготовки студентов вуза физической культуры является формирование компетентности, что в значительной степени определяет профессиональный успех педагога и является одним из ведущих критериев оценки качества подготовки специалиста. Выявление перечня наиболее значимых компонентов готовности (которые в первую очередь необходимы студентам в период их обучения), разработку эффективных методик формирования готовности, следует рассматривать в качестве основных задач как преподавателя вуза, так и исследователей в сфере высшего образования.
Процесс формирования педагогических компетенций предполагает овладение внешней (предметной) и внутренней (идеальной) сторонами педагогической деятельности. Поэтому учебную практику студентов рассматривают как связующее звено между теоретическим обучением в вузе и самостоятельной работой в образовательных учреждения различных уровней.
На данном этапе усвоения предмета профессиональной деятельности будущий педагог спортивного танца как бы пропускает через себя совокупность ощущений и образов, сопровождающих знания профессиональной деятельности. Без собственного педагогического опыта, полученного в результате учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, невозможна спортивно-педагогическая деятельность. Следовательно, большой объем практических занятий, включая и повышение спортивного уровня, необходимое и обязательное звено в системе специального, профессионального образования.
го
X
го н
о
X ш
н ^
о с о ей о
го
ч ф
с ^
ей о н
е
ч о с >2 о
X .0
с; го
X
о ^
о
о ф
-&
о ^
с
о ц
о
X
X ф
о
X
ф
о
го ^
го
ш
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к выпускнику вуза физической культуры определенные требования. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорта, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство. В этом документе представлены требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и дано описание основных компетенций: общекультурных и профессиональных.
Анализ часов, отводимых учебным планом на обучение различным теоретическим и практическим дисциплинам, показывает, что ни одна дисциплина не располагает столь большим объемом часов, как дисциплины профессионально-педагогической подготовки. Это - «Теория и методика избранного вида спорта (специализации)», но эффект занятий весьма невысок, поскольку процесс подготовки основывается, преимущественно, на воспроизведении знаний, полученных на дисциплинах специализации и других профилирующих дисциплинах.
Отсутствие исследовательской технологической подготовки на занятиях дисциплин избранного вида спорта (специализации) препятствует развитию творческого, профессионального мышления, сковывает активность студентов и является основной причиной того, что данный курс не носит коммуникативно-обучающий характер и не подчинен педагогическим целям подготовки специалистов в вузе.
Одна из основных задач высшей школы - раскрытие перед будущим специалистом огромных возможностей творчества в деятельности педагога спортивного танца. Сущность творчества в педагогической деятельности состоит в создании новых способов воздействия на занимающихся. Продуктами педагогического творчества всегда являются педагогические изобретения, направленные на совершенствование педагогического
процесса или педагогической системы в целом.
Творческая педагогическая деятельность исключает простое повторение пройденного материала, формализм, копирование опыта других. Творчество в педагогической работе проявляется в умении быстро и осознанно оценить педагогическую ситуацию и решить возникшие задачи с опорой на известные научные знания. Важную роль в творчестве педагога играет изучение и обобщение передового педагогического опыта [3, с. 108].
Творческая деятельность педагога спортивноготанцапредполагаетналичие у него умений глубоко анализировать собственную деятельность, с тем чтобы сделать из этого соответствующие выводы для своей дальнейшей работы. Учитель-тренер должен систематически анализировать различные педагогические явления и факты из своей практики. Это позволит ему выявить положительные и отрицательные моменты в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, установить причины успеха или неуспеха.
В работе предложена технология, которая позволяет реализовать педагогические условия развития профессионально-педагогических компетенций студентов вуза физической культуры. Технология с общими положениями высшего образования в то же время отражает специфику системы образования в сфере физической культуры.
Сама подготовка студентов к профессионально-педагогической деятельности педагога спортивного танца включает несколько этапов.
Первый этап - ориентировочный -теоретическое введение в специальность, диагностика интересов, мотивов, склонностей, предварительной подготовленности студентов к обучению профессии.
Второй этап - начальный базовый - формирование профессионально-педагогических умений обучать движениям, развивать двигательные качества, проводить тренировочные занятия и внеклассные мероприятия, проводить
воспитательную работу в процессе тренировочных занятий и внеклассных мероприятий; формирование организационных навыков.
Третий этап - основной базовый -овладение всеми сторонами тренировочного процесса по спортивным танцам в образовательных учреждениях и спортивных школах.
Четвертый этап - специализированный - овладение всеми сторонами профессионально-педагогической деятельности в процессе спортивной подготовки по спортивным танцам.
На первом курсе мы ограничились формированием установки на серьезную профессионально-педагогическую подготовку и ориентацию в профессионально-педагогических ценностях. С этой целью на дисциплинах специализации «Теория и методика спортивного танца» Уральского государственного университета физической культуры, в программы дисциплин специализации включили разделы «Профессионально-ценностные ориентации».
Преподаватели при изучении дисциплин специализации обращали внимание на раскрытие идей, имеющих прямое отношение к развитию личности занимающихся: роль социальных ценностей в развитии личности и общества; этические ценности и их историческая обусловленность; культурологические ценности и их роль в становлении личности; профессионально-педагогические ценности и пути овладения ими; закономерное развитие человеческой общности; развитие личности в деятельности; направленность личности - основа ее развития; общение как фактор развития личности; коммуникативная культура и ее влияние на развитие личности; ценности как регулятор здорового образа жизни человека.
Раскрытием приведенных идей мы стремились развить у студентов интерес к педагогической проблематике, заложить фундамент для теоретической подготовки, сформировать профессионально-педагогическую направленность и позитивную самостоятельность. Практические занятия и практическая подготовка
осуществлялись на базах образовательных учреждении.
На втором курсе мы продолжили теоретическую подготовку студентов к профессионально-педагогической деятельности. Значительное внимание было уделено методике изучения личности подростка. Это создавало практическую основу для формирования умений и навыков работы с занимающимися в образовательных учреждениях. Вся работа велась при изучении дисциплин специализации и на основе межпрежметных связей с дисциплинами: философия, возрастная психология, психология спорта, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Помимо этого в программы дисциплин специализации введен раздел «Индивидуальные особенности физического и психического развития подростков».
При изучении приведенного комплекса дисциплин внимание студентов было сосредоточено на осмыслении следующих ведущих идей, имеющих выход на подготовку студентов к работе в образовательных учреждениях: общение и коммуникация выступают как средство обмена информацией, установления контакта между людьми, понимания друг друга; особенности психического развития личности подростка; социальная среда как фактор становления и развития личности; познание и самопознание - основа самоуправления в процессе развития личности; мировосприятие, мироотно-шение, мировоззрение как принципы поведения личности; всеобщность связей в мире людей и идей; культурные ценности - основа развития личности и общества; личностно ориентированный подход в педагогике - основа образования; профессиональная культура педагога.
Работа над приведенными идеями связывалась с формированием направленности личности студентов на профессиональную деятельность, осмыслением сущности педагогических профессиональных ценностей, с формированием гуманистических принципов отношения к детям. Методическая и практическая подготовка студентов осуществлялась на базах образовательных учреждений.
го
X
го н
о
X ш
н ^
о с о ей о
го
ч ф
с ^
ей о н
£ ч о с >2 о
X .0
с; го
X
о ^
о
о ф
■&
о ^
с
о ц
о
X
X ф
о
X
ф
о
го ^
го
ш
При подготовке студентов третьего курса в процессе занятий по специализации помимо специальных направлений раскрывались следующие идеи: организация и управление познавательной деятельностью занимающихся; условия развития познавательной деятельности подростков; пути формирования познавательного интереса; индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей физического развития, подготовленности, здоровья подростков; лич-ностно ориентированный подход; формирование культуры межличностных отношений; лидерство в группе и психология межгрупповых отношений; социальная ориентация подростков; общение в малой группе и методика его изучения.
Сама система практической подготовки студентов включала работу в общеобразовательных учреждениях, в спортивном клубе «Виктория». При этом студенты знакомились с занимающимися, их интересами, установками, ценностными ориентациями. Вместе с преподавателями студенты один раз в месяц анализировали свою работу в образовательном учреждении, выясняли свои огрехи в работе, намечали способы деятельности, планировали вопросы, нуждающиеся в теоретической и практической доработке. Такой анализ проводился на занятиях по специализации - «малые педагогические советы».
Приведенная система работы со студентами до третьего курса включительно дала положительные результаты. Но следует признать, что она еще не обеспечивает в достаточной мере качественную подготовку к профессиональной деятельности студентов. Поэтому необходимо было внести коррективы в программу профессиональной подготовки студентов. Коррективы были внесены в программы четвертого курса.
На четвертом курсе в программу дисциплин специализации был введен раздел «Трудности и затруднения в процессе профессионально-педагогической деятельности специалистов физической культуры».
Практическую подготовку студентов четвертого курса мы связывали:
во-первых, с нейтрализацией, а затем -с преодолением негативных последствий трудностей и затруднений студентов в профессиональной деятельности в образовательных учреждениях; во-вторых, с возвышением общественно-ценных потребностей личности; в-третьих, со сдвигом мотивов в поведении и отношениях на общественно-ценные цели деятельности.
Серьезное внимание в опытно-экспериментальной работе нами уделялось вопросам учебной практики. Наблюдения показали, что профессиональная деятельности в реальной профессиональной среде дается студентам не просто. Прежде всего, обнаруживается, что студенты четвертого курса не помнят многое из того, что они изучали на психологии и педагогике на втором и третьем курсах. Вполне понятно, что многие из них фактически не в состоянии осмысливать свою работу в образовательном учреждении с точки зрения психолого-педагогической теории. Зачастую сами педагоги образовательного учреждения не владеют в достаточной мере теорией и, естественно, не могут использовать ее в процессе работы со студентами. До сих пор не отработаны как следует формы и методы интеграции теории и практики. Все это побудило нас в процессе проведения опытно-экспериментальной работы обратить серьезное внимание на поиск более эффективных путей осуществления связи практики с теорией. На наш взгляд, нам удалось определить основные из этих путей.
Во-первых, связь практики с психолого-педагогической теорией должна находить свое отражение в процессе консультирования студентов при подготовке их к предстоящим урокам или внеклассным мероприятиям. Не секрет, что это процесс зачастую сводится лишь к общим методическим советам и рекомендациям, далеко не всегда отражающим сущность тех или иных теоретических положений. У студентов не возникает необходимости в теоретическом осмыслении советов и рекомендаций преподавателя. Вот почему в процессе проведения опытно-экспериментальной работы мы стреми-
лись придавать консультациям более теоретический характер и ориентировали студентов на осмысление психолого-педагогической сущности вопросов обучения и воспитания уже при подготовке учебных и внеклассных занятий.
Во-вторых, представляется важным использованиетеоретическихидейобуче-ния и воспитания при анализе проведенной студентами учебно-воспитательной работы. Так, при анализе форм внеклассной воспитательной работы обращалось внимание на необходимость четкого определения целей проводимых воспитательных мероприятий, разработки их содержания в соответствии с возрастом, потребностями и интересами учащихся, придания необходимой занимательности и эмоциональности занятиям.
В конечном счете нам удалось приучить студентов в процессе анализа учебно-воспитательной работы сопоставлять различные этапы и элементы уроков и внеклассных мероприятий с предъявляемыми к ним теоретическими и методическими требованиями.
Практическая подготовка студентов четвертого курса осуществлялась на базах образовательных учреждений. В процессе практической подготовки на базе учебно-методических научно-практических комплексов было выявлено, что студентам не достает знаний профессиональной культуры педагога. Учитывая это, программа четвертого курса была скорректирована.
Органической частью данного учебного раздела, который мы рассматриваем как бы обобщенно-закрепляющим, явилось развитие у будущих педагогов профессионально-личностных свойств и качеств, к числу которых относятся умение проявлять выдержку, педагогический такт, гуманное отношение к обучаемым. В нашей исследовательской работе подготовка студентов на дисциплинах специализации включала как бы три стороны, связанные между собою: теоретическую, методическую и практическую подготовку студентов по сплошной перекрестной программе.
Эта программа состоит из лекционных занятий по программе дисциплины
по четырем модулям: «Теория и методика спортивного танца в группах начальной подготовки», «Теория и методика спортивного танца в учебно-тренировочных группах» первого, второго, третьего года обучения и так далее до групп спортивного совершенствования.
В проводимой нами опытно-экспериментальной работе эта проблема приобрела принципиально новое положение. Прежде всего на ее решение ориентировало осмысление основной цели системы специальной подготовки - выработка педагогической умелости, развитие профессиональных практических компетенций.
Раскрывая это положение, мы выдвигали перед студентами в качестве одной из важных задач - формирование и совершенствование своих профессионально-педагогических личностных свойств и качеств, необходимых в работе с занимающимися.
Последовательность этапов подготовки отражает единство практической подготовки и профессионально-педагогической деятельности. Целостная подготовленность достигается через планомерное освоение всех сторон деятельности и через практическую работу в конкретной педагогической обстановке в коллективе образовательного учреждения. При этом профессиональная подготовка студента опирается на теоретические знания, спортивно-двигательную подготовленность, на предшествующий опыт практической педагогической деятельности, на личностные качества.
Для организационно-методического обеспечения процесса профессионально-педагогической подготовки студентов к профессиональной деятельности разработаны учебно-методические комплексы, которые включают в себя: учебные программы по дисциплинам специализации для каждого курса, учебно-методические пособия, тестовые задания по темам, материалы для самостоятельной работы студентов, индивидуальные задания, технологические карты.
Таким образом, работа основана на том, что выбор организационной системы развития профессионально-
го
X
га н
о
X ш
н ^
о с о ей о
го
ч ф
с ^
ей о н
е
ч о с >2 о
X .0
с; го
X
о ^
о
о ф
■&
о ^
с
о ц
о
X
X ф
педагогических компетенций студентов направлен на проведение профессиональной деятельности каждого специалиста и коллектива студентов в стройную систему, которая делится на три относительно самостоятельных уровня: уровень разработки целей профессионально-
педагогической подготовки; уровень разработки содержания образовательных программ и технологий их воплощения; уровень практики обучения и воспитания, на котором достигаются непосредственные результаты образовательной деятельности.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во ин-та проф. образования МО РФ, 1995. - 336 с.
2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 191 с.
3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязин-ский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
4. Педагогика профессионального образования [Текст] / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1 [Текст] / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993. - 604 с.
6. Шуркова, Н.С. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности [Текст] / Н.С. Шуркова. - Набережные челны: ТГУ, 1996. - 129 с.
References
1. Bespalko V. P. Pedagogy and progressive teaching technologies. M. : Izd-vo in-ta prof. obr., 1995. P. 336. [in Russian].
2. Bespalko V.P. Pedagogical technology components. M.: Pedagogika, 1989. P. 191. [in Russian].
3. Zagvyazinsky V.I. A theory of teaching: modern interpretation.. M.: Izd-vo «Akademia» 2001. P. 192. [in Russian].
4. Vocational training pedagogy. M.: Akademiya, 2004. P. 368. [in Russian].
5. Russian pedagogical encyclopedia: in 2 volumes V. 1 Chief editor Davydov V. V. M. : BRE, 1993. P. 604. [in Russian].
6. Shurkova N.S. A future spesialist's competitive ability as a mark of quality and humanistic direction. Naberezhnye Chelny: TSU, 1996. P. 129. [in Russian].
Сведения об авторе: Тарасенко Владимир Иванович,
старший преподаватель, кафедра теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета,
Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Tarasenko Vladimir Ivanovich,
Senior Lecturer, Department of Theory
and Methods of Dancing Sports and Ballet,
Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
о
X
Ф О
го
Œ
го
m