Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод моделирования творческого процесса / музыкальная интерпретация / учащиеся / самостоятельность / музыкальный образ / тембровый слух / творческое воображение / method of modeling the creative process / musical interpretation / students / independence / musical image / timbre hearing / creative imagination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слота Наталья Владимировна

В статье исследуется проблема активизации самостоятельности учащихся на уроках музыкального искусства путем использования метода моделирования творческого процесса. Раскрывается суть и содержание метода моделирования творческого процесса, который направлен на формирование творческой личности ребенка, развитие образного и тембрового слуха, способности у учащихся к созданию творческой интерпретации музыкальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE CREATIVE PROCESS AS A METHOD OF ACTIVATING THE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE LESSONS OF MUSICAL ART

The article explores the problem of activating the independence of students in the lessons of musical art by using the method of modeling the creative process. The essence and content of the modeling method of the creative process is revealed, which is aimed at the formation of the creative personality of the child, the development of figurative and timbre hearing, the ability of students to create a creative interpretation of musical works.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

активности со стороны взрослого, контакта с малышом. При этом не стоит идти на жертвы и полностью посвящать себя ребенку. Очень важно не только развивать детей, но и развиваться самим родителям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доман Г.Гармоничное развитие ребенка / Глен Доман. - М.: «Аквариум» 1996. - 448 с.

2. Зубкова Л.Ю. Оптимизация процесса эстетического развития детей 3-4 лет на занятиях музыкой в детских школах искусств: автореф. дис.на соискание степени канд. наук : спец. 13.00.02 « Теория и методика обучения и воспитания(музыка)» / Л.Ю. Зубкова. - М., 2015. -26 с.

3. Ибука М. После 3-х уже поздно / М. Ибука: [пер. с англ. - Н. Перовой]. - М.: Альпина нон-фикш, 2011. - 224 с. Издательство Русслит, 1991.

4. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. - М.: Цветной мир, 2014.

5. Штайнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика / Р. Штайнер. - М., 1996. -176 с.

Слота Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

MODELING OF THE CREATIVE PROCESS AS A METHOD OF ACTIVATING THE INDEPENDENCE OF STUDENTS IN THE LESSONS OF

MUSICAL ART

В статье исследуется проблема активизации самостоятельности учащихся на уроках музыкального искусства путем использования метода моделирования творческого процесса. Раскрывается суть и содержание метода моделирования творческого процесса, который направлен на формирование творческой личности ребенка, развитие образного и тембрового слуха, способности у учащихся к созданию творческой интерпретации музыкальных произведений.

Ключевые слова: метод моделирования творческого процесса, музыкальная интерпретация, учащиеся, самостоятельность, музыкальный образ, тембровый слух, творческое воображение.

The article explores the problem of activating the independence of students in the lessons of musical art by using the method of modeling the creative process. The essence and content of the modeling method of the creative process is revealed, which is aimed at the formation of the creative personality of the child, the development of figurative and timbre hearing, the ability of students to

184

create a creative interpretation of musical works.

Key words: method of modeling the creative process, musical interpretation, students, independence, musical image, timbre hearing, creative imagination.

Метод моделирования творческого процесса направлен на проявление самостоятельности учащихся при создании интерпретации музыкальных произведений. Этот метод по своей сути углубляет и расширяет проблемный метод, который предложил Д. Кабалевский. Проблемный метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений: «Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики как можно чаще сами отвечали на вопросы, возникающие в течение урока, а не довольствовались получением от преподавателя готовых ответов, которые им остается только запомнить» [4, с. 157]. Необходимо сделать все возможное для привлечения учащихся к инициативности и самостоятельности в решении задач. Важно, чтобы решения новых вопросов приобретало формы коротких дискуссий преподавателя с учениками. В процессе дискуссий преподавателю необходимо:

- четко сформулировать задачи;

- постепенно, вместе с учениками, решить эту задачу;

- окончательный вывод сделать должны сами ученики (всегда, когда это возможно).

Т. Жигинас отмечает, что «натягивание» по шаблону исполнительских признаков к определенным категориям неизбежно приводит к формальному стереотипному толкованию художественных особенностей исполнительского творчества художников, разрушительного для искусства, и предлагает признание производительности нового подхода, где предпочтение отдается индивидуальной музыковедческой характеристике каждого исполнителя [3].

На занятиях необходимо направить творческий процесс в такое русло, чтобы активная самостоятельная деятельность ученика была ведущей в создании интерпретации. Нужно сделать все возможное, чтобы к творческому решению проблемы ученики подходили самостоятельно.

Метод творческого моделирования направлен:

- на формирование самостоятельности в получении знаний, в проявлениях творчества (когда ученики в опоре на музыкальный опыт, воображение, фантазию, интуицию сопоставляют, сравнивают, выбирают, создают и т.д.),

- развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации.

Моделирование творческого процесса на уроках музыкального искусства, по сути, и является прохождением пути зарождения музыки, воспроизведением ее как бы «изнутри» и индивидуальным проживанием этого самого момента

каждым учеником. Это важно при освоении детьми выдающихся классических произведений, которые всегда были предназначены только «для слушания»; при освоении пласта народной музыки - фольклора, когда учащиеся погружаются в процесс зарождения музыки, сами составляют и проговаривают музыкальным языком пословицы, поговорки, загадки, былины; это важно и при разучивании любой песни, и для инструментального исполнения произведения.

Метод моделирования творческого процесса направляет мышление к истокам происхождения изучаемого явления. Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. Тогда творчество проявляется в учениках уже с первых шагов обучения в своеобразии ответов. Например, анализируя характер русской народной колыбельной песни «Уж ты, котенька, коток», дети дают определение характеру этой песни: «печальная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая».

В своих трудах Э. Печерская подчеркивает, что процесс обучения пению будет эффективным при условии опоры на чувственный опыт детей. Поэтому для определения характера музыкального произведения и тембра певческого звука рекомендуется не ограничиваться словами громкий и тихий, а применять образные выражения-эпитеты, связанные не только со слуховыми ощущениями, но и с неслуховыми (зрительными, осязательными). Преподаватель дает примеры характеристик певческого звука, основанные на различных ассоциациях. Их применение способствует большей образности, выразительности словесных объяснений. Каждой группе определений-синонимов отвечает группа антонимов, которые также синонимичные между собой:

Определения-синонимы Определения-антонимы

1. громкий тихий

крикливый бесшумный, негромкий

2. звонкий, серебристый глухой

3. яркий бледный

4. светлый, прозрачный темный

лучистый мрачный

5. мягкий жесткий, твердый

нежный, ласковый грубый, суровый

6. легкий, полетный тяжелый, весомый

изящный неуклюжий

7. блестящий, искрящийся хрустальный блеклый

Необходимо отметить, что выбор характеристики певческого звука

обусловлен уровнем физического, интеллектуального развития, возрастными особенностями учащихся. Большинство детей 6-7-ми летнего возраста не всегда понимают, чего требует от них учитель. Поэтому в этом случае желательно применять эмоциональные словесные характеристики, образные сравнения и игровые приемы, опирающиеся на конкретные зрительные образы. По мере всестороннего развития и роста ребенка методика меняется. Следует стремиться, чтобы дети сами находили эпитеты, образные сравнения, характеризующие певческий звук. Например, чтобы воплотить легкое, полетное звучание, изображаем бабочек; тяжелое, неуклюжее - медведя. Использование таких приемов вносит в содержание урока разнообразие и эмоциональное оживление.

Кроме того, развитие тембрового слуха учащихся будет эффективным, если они осмыслят, как звучат разные музыкальные инструменты: фортепиано, баян, скрипка, виолончель, труба, арфа. Это поможет детям внимательнее прислушиваться к певческому звуку и отличать звонкий тембр от глухого, мягкий от резкого, легкий от тяжелого. Применяя образные определения, выраженные интонационно разнообразно, можно значительно повысить качество музыкально-тембрового воспитания.

Развитию тембрового слуха поможет использование такого задания: учащимся предлагается подобрать музыкальные произведения определенного характера: задается характер произведения, и затем ученикам необходимо выбрать из предложенных нескольких вариантов (песни, отрывка песни) разного характера тот, в котором звучание было подходящим, и обосновать свой ответ. При выполнении таких заданий дети осознают выразительное значение тембра в передаче музыкального произведения.

Также развитию музыкально-тембрового слуха способствует игра «Узнай по голосу»: один из учеников поет, а другие узнают его по голосу, не глядя на него. Все дети находятся под воздействием музыки: они вместе творят, воссоздают образ музыкальных произведений, раскрывают свое отношение к музыке. При этом важно, если коллективную интерпретацию музыкального произведения создадут сами дети, а не преподаватель. Вот почему необходимо не только чувствовать и понимать творческий коллектив учащихся, но и сохранять на занятиях индивидуальность каждого ребенка.

Различные музыкальные образы, полученные детьми в музыкальной деятельности, осознаются, обобщаются в музыкальных картинках, ярких словесных характеристиках. Так, благодаря приемам наблюдения за развитием музыкального образа создаются условия для усвоения знаний о средствах музыкальной выразительности, полученные знания помогают ученикам

осознанно воспринимать музыку, анализировать и оценивать музыкальные произведения.

Целесообразным будет использование игр «Спой свое имя», «Композитор», «Художник», «Музыка обо мне». Эти упражнения направлены на развитие у учащихся воображения, фантазии, расширение кругозора.

Упражнение-игру «Спой свое имя» желательно выполнять на первых занятиях музыкального искусства. Игра помогает запомнить имена товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует ощущение группового единства. Содержание упражнения: дети расположены по кругу, бросают друг другу мяч, кому в руки попадает мяч, тот поет свое имя.

В упражнении-задании «Музыка обо мне» детям предлагается рассказать, какую они написали бы музыку «о себе». Эта музыка должна соответствовать особенностям характера, поведения, настроения самого «композитора». Ученики рассказывают, какие средства выразительности и почему именно эти средства выразительности они бы использовали при создании такого музыкального произведения, какое дали бы ему название. Таким образом, упражнение развивает у детей фантазию, творческое воображение, побуждает к сосредоточению и самопознанию, к сопоставлению свойств собственного характера, внутреннего мира с воображаемым музыкальным образом.

Цель игры «Композитор» - ответить на главные вопросы: «О чем с тобой говорит композитор? Что он хочет тебе сказать своей музыкой?». Суть подобных вопросов заключается в том, чтобы помочь ребенку понять смысл своей деятельности. Упражнение начинается с того, что ученикам раздают рисунки с изображением зверей, птиц, сказочных героев, репродукции картин, пейзажи, портреты и т. Дети рассказывают, какую музыку они написали бы к этому рисунку, об этом персонаже, какой инструмент использовали бы для воплощения образа и почему.

Ученикам можно помочь вопросами:

- В каком регистре будет написана музыка?

- Почему выбран этот регистр?

- В какой тональности?

- Какое настроение этой картины? Веселая или грустная?

- В каком темпе будет эта музыка?

Содержание упражнения «Художник» (музыкальное моделирование) заключается в том, что после звучания музыкального произведения желающие по очереди рассказывают, какими цветами они бы нарисовали картину к прослушанной музыке. При этом нужно попросить маленьких «художников» объяснить, почему именно такой цвет они выбрали, а при необходимости

помочь им определиться и аргументировать свой выбор.

Необходимо смоделировать творческий процесс так, чтобы ребенок заглянул в себя, увидел себя с позиции другого человека. Только когда ученик самостоятельно пройдет путь создателя, он может понять, как придумывать мелодию, как исполнять музыку, как ее слушать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе / О.А. Апраксина. - М. :Музыка, 1975. - Вып.10. - 230 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М., 1967. - 93 с.

3. Жигшас Т.В. Методичш засади тдготовки майбутшх учшешв музики до концертно-осв^ньо!' дiяльностi серед д^ей та юнацтва осв^и : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т.В. Жигшас ; НПУ iм. М.П. Драгоманова. - Кшв, 2007. - 43 с.

4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца : кн. [для учителя] / Д.Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.

5. Маслов С.И. Эмоции и ценности в начальном образовании / С.И. Маслов // Megastar. -1999. - № 6. - С. 84-95.

6. Падалка Г.М. Педагопка мистецтва (Теорiя i методика викладання мистецьких дисциплш) / Г.М. Падалка. - К. :Освгга Украши, 2008. - 274 с.

7. Пекерская Е.М. Вокальный букварь : [учеб. пособ.] / Е.М. Пекерская. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.manybooks.org/auth/5670/book/16577/pekerskaya_em/vokalnyiy_bukvar. - Заголовок с экрана.

8. Раппорт С.Х. Искусство и эмоции / С.Х. Раппорт. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1972. - 168 с.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология [собр. соч.]. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - Т. 8. - 679 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.