УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Mikhutkina N.V., teacher of the highest category, class of keyboards and electronic musical instruments, Music Computer Technologies Children's School of Arts (Khimki, Moscow Region, Russia), E-mail: nina.mihutkina@yandex.ru
CREATIVE ACTIVITIES WITH MUSIC COMPUTER AT THE INSTITUTIONS OF SECONDARY MUSICAL EDUCATION IN RUSSIA. The development of new music technologies necessitates changes in the content of musical education. Music pedagogy faces the task of educating creative musicians capable of innovative activities and non-standard musical thinking. Therefore, primary music education should introduce creative learning technologies aimed at developing the creative abilities of students. The article analyzes the content of musical and creative activity of students using music computer technologies (MCT) on the example of the discipline "Creative Activities with Music Computer". The conducted theoretical and experimental research allowed to draw a conclusion that the discipline "Creative Activities with Music Computer" not only develops creative abilities, but also creates conditions for all-round and harmonious development of the personality of students.
Key words: music education, music computer technologies (MCT), creative activities with music computer, computer arrangement, musical composition, multimedia project.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru Н.В. Михуткина, преподаватель высшей категории по классу клавишных электронных инструментов и музыкально-компьютерного творчества МАО ДО ЦДШИ г. Химки, Московская обл., E-mail: nina.mihutkina@yandex.ru
КОМПЬЮТЕРНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Развитие новых музыкальных технологий обусловливает необходимость изменения в содержании музыкального образования. Перед музыкальной педагогикой стоят задачи воспитания креативных музыкантов, способных к новаторской деятельности и нестандартному музыкальному мышлению. Поэтому начальное музыкальное образование должно внедрять креативные технологии обучения, нацеленные на развитие творческих способностей учащихся. В статье анализируется содержание музыкально-творческой деятельности учащихся с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) на примере учебной дисциплины «Компьютерное музыкальное творчество». Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило сделать вывод о том, что дисциплина «Компьютерное музыкальное творчество» не только развивает творческие способности, но и создает условия для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся.
Ключевые слова: музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии (МКТ), компьютерное музыкальное творчество, компьютерная аранжировка, музыкальная композиция, мультимедийный проект.
В наше время исчезает граница между музыкантами, которые сочиняют, исполняют и записывают музыку. Сегодня любой музыкант, который хочет быть востребованным в сфере современной музыки, должен уметь работать с музыкально-компьютерными технологиями (МКТ) [1-4]. Они предъявляют иные требования к музыканту. Уже недостаточно быть просто хорошим исполнителем на музыкальных инструментах и иметь традиционные знания по музыкальной теории, классической гармонии, полифонии и инструментовке [5-9]. Современному музыканту необходимы знания в сфере МКТ: акустики и электроакустики, психоакустики, звукозаписи, методов звукового синтеза, языков звукового программирования и др. (см., например, работы [10-13]. Можно утверждать, что нашёлся инструмент музыканта-исследователя, исполнителя и творца, с помощью которого оказывается возможным объединить в одно целое всю «многослойную музыкальную культуру» (термин З. Лиссы [14]) - это МКТ, компьютерное музыкальное творчество, непосредственно изучающие и использующие материал «гомогенной посредующей системы» музыки (термин Д. Лукача [15, с. 352]) и тем самым обеспечивающие необходимый уровень и охват проявлений музыкальной культуры. Музыкант должен профессионально владеть МКТ, звукорежиссерским оборудованием. В связи с этим перед музыкальной педагогикой стоят задачи воспитания креативных музыкантов, способных к новаторской деятельности, нестандартным творческим решениям, оригинальному мышлению.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
В России около двадцати лет активно внедряются МКТ как новый вид об-разова-тельной и художественной деятельности педагога-музыканта. Лицензирован и внедрён в образовательный процесс высших учебных заведений страны профиль подготовки бакалавра образования «Музыкально-компьютерные технологии» (с 2004 г) и программа подготовки магистров образования «Музыкально-компьютерные технологии в образовании» (с 2006 г.), разработанные под руководством одного из авторов статьи в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена. Развивается школа исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ) [16-17]. В музыкальных вузах, музыкальных и музыкально-педагогических училищах, музыкальных колледжах, музыкальных школах, школах искусств, дворцах и домах детского творчества, центрах художественного воспитания детей и молодёжи открыты классы МКТ и ЭМИ. Проводятся многочисленные фестивали и конкурсы творчества в десятках городов России, где учащиеся и педагоги выступают в различных жанрах цифровой и электроакустической музыки; результаты выступлений конкурсантов оцениваются компетентными жюри. Отметим ряд конкурсов, проводимых, например, в Санкт-Петербурге, которые приобрели широкую известность в стране и за её пределами: ежегодный Всероссийский конкурс электроакустической музыки «DEMO», Международный конкурс творчества «Музыкальная палитра», Всероссийский фестиваль-конкурс (с меж-
дународным участием) «КЛАРИНИ XXI века» и др. Число участников конкурсов с каждым годом неуклонно и стремительно возрастает, расширяется география конкурсантов.
Однако, как показывает практика, новое направление образовательной деятельности не всегда соответствует пониманию его необходимости преподавателями и руководителями учебных заведений начального, среднего и высшего звена. Как правило, негативные комментарии высказываются со стороны преподавателей, ориентированных на традиционные методы обучения и сложившиеся ранее подходы к системе музыкального образования. Одни из них определяют МКТ и электронную музыку как экспериментальное направление, элитарное творчество, эксклюзивную форму художественной деятельности. Другие, напротив, считают, что МКТ и ЭМИ основаны на «неживом» звучании и потому заведомо ущербны. Новый цифровой инструментарий для многих из последних связан только с поп- или рок-музыкой, и в основном, с их точки зрения, построен на примитивных художественных и эстетических образных концепциях.
Это мнение также обусловлено ограниченным характером знакомства педагогов-музыкантов с высокохудожественными образцами электронной и компьютерной музыки, с возможностями цифрового инструментария, который предполагает элементы квалификации музыканта как аранжировщика, звукорежиссёра и дирижёра. Нередко это связано не только с отсутствием творческой и исполнительской практики использования МКТ и ЭМИ в профессиональной деятельности педагога-музыканта, что, в частности, может быть вызвано отсутствием соответствующего инструментария, но и направленностью традиционного музыкально-педагогического образования на узкоспециализированную деятельность преподавателя музыкальных дисциплин, резко ограничивающую его профессиональную компетентность и диапазон музыкального мышления, поскольку ориентированная на освоение уже известного традиционного музыкального инструментария исполнительская практика остаётся более предсказуемой в оценках, нежели изучение возможностей нового музыкального инструмента и эстетическая оценка получаемых при этом результатов.
Музыканты, внедряющие МКТ и ЭМИ, сталкиваются с такими проблемами во многих странах. Учёные и педагоги отмечают, что, несмотря на эффективность и доступность цифровых технологий в образовательном процессе (Horita, Япония, 2014 [18]), МКТ и музыкальных технологий - в музыкальном образовании (King, Himonides, Ruthmann, Великобритания-США, 2017 [19], преподаватели остаются консервативными в своих подходах к преподаванию музыкальных дисциплин, музыкальной композиции (Wise, Великобритания, 2016) [20]; в реальном музыкально-образовательном процессе программы по обучению музыке никак не коррелируют с преподаванием информационных технологий (ИТ) (Crawford, Southcott, Австралия, 2017) [21]; несмотря на то, что ИТ быстро входят во все профессии, этот процесс происходит намного медленнее в музыкальной сфере
(Chao-Fernandez, R., Roman-Garcia, S., Chao-Fernandez, A., Испания, 2017) [22]. Эти вопросы также обсуждаются педагогами-новаторами и учёными на страницах известных российских журналов, среди которых: «Медиамузыка», «Музыка и электроника», «Проблемы музыкальной науки», «Мир науки, культуры, образования», в серии сборников «Музыкально-компьютерные технологии», издаваемых в Российском государственном педагогическом университете на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» и других изданий, отражающих особенности и тенденции современного музыкально-образовательного процесса в стране и за рубежом.
Во всём мире педагоги-музыканты и исследователи ищут новые способы оптимизации музыкального образования в соответствии с новыми возможностями цифрового инструментария (см. подробнее, например, в [23-41]) .
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДХОДЫ
Основными теоретическими методами проведения исследования являлись:
1. Анализ научно-теоретической, учебной, программно-методической литературы по теме исследования.
2. Анализ процесса музыкально-творческой деятельности учащихся с использованием МКТ.
3. Изучение результатов компьютерного музыкального творчества учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения системы начального профессионального образования.
Феномен творчества рассматривается в единстве четырёх аспектов: креативной среды, креативного процесса, креативного продукта и креативной личности. Музыкальное образование, основанное на индивидуальном обучении и личностно-ориентированном подходе, способно создать ту креативную среду, которая будет ориентирована на развитие «продуктивно-созидательной направленности личности».
Одна из основных задач детской школы искусств - развитие творческих способностей учащихся. Творческая деятельность в самых разнообразных проявлениях становится важным средством развития креативных качеств личности. Творческий процесс развивает аналитическое мышление, логику и интуицию, волевые качества (активность, целеустремленность, способность принимать быстрые решения). Он связан с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями и навыками, умением применять их в новых нестандартных ситуациях.
В результате, ученик, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.
Развитие креативных качеств личности - это развитие творческого потенциала учащихся: художественно-образного мышления, творческого воображения, выработка у них стремления к проявлению собственной инициативы, работоспособности, желания созидать в новых видах практики, расширяя кругозор и наполняя свои познания новым содержанием. Задача преподавателей ДШИ -выстроить индивидуальный образовательный процесс так, чтобы обеспечить ребенку максимальное развитие его способностей, заложенный в нем творческий потенциал, обеспечить личностный рост, пробудить потребность в дальнейшем самопознании и саморазвитии.
В связи с этим музыкальное образование должно воспитывать не только традиционных музыкантов-исполнителей, оно должно быть нацелено на развитие креативных творческих способностей учащихся. В музыкальных учебных заведениях нужно активно внедрять инновационные формы и методы обучения, в том числе и с использованием МКТ и электронного музыкального оборудования, т. е. нужно внедрять креативные технологии обучения.
Чтобы этого достичь, педагог-музыкант должен быть творческим человеком, креативной личностью, умеющей нестандартно мыслить и постоянно повышать свои профессиональные компетенции [41-46].
В работе с учениками в классе компьютерного музыкального творчества важен синтез теории и практики, понимания закономерностей психологического и эстетического восприятия музыки, т. е. - комплексный метод обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
Музыкально-компьютерные технологии как новый взгляд на классическое музыкальное образование
С возникновением и развитием электронных музыкальных инструментов (ЭМИ) и МКТ открылась новая страница в истории развития музыкального искусства. Они дали безграничные возможности для музыкантов, для их творческих поисков и экспериментов. Новые музыкальные технологии невероятно обогатили звуковые средства. С помощью цифрового музыкального оборудования музыканты могут записывать и трансформировать звуковой материал. Звуковые модули, синтезаторы и семплеры располагают огромным количеством звуков (тембров) с возможностью их редактирования. У музыкантов появилась возможность творческих поисков в звукотембральном программировании, в новой организации звукового материала и звуковых форм, в организации звукового пространства, в поисках новых путей в музыкальном формообразовании и т. д.
Содержание музыкально-творческой деятельности учащихся детских школ искусств с использованием музыкально-компьютерных технологий
МКТ и ЭМИ не только должны внедряться в классическую систему музыкального образования, но и поднять его на более качественный уровень, соответствующий современным требованиям. Наиболее благоприятной сферой развития творческих способностей учащихся является обучение с использованием музыкально-компьютерных технологий. Творческие составляющие дисциплины «Компьютерное музыкальное творчество» - создание компьютерных аранжировок, занятия композицией и работа над мультимедийными проектами.
Комплексный метод обучения компьютерной аранжировке
Компьютерная аранжировка, с одной стороны, базируется на законах и принципах инструментовки и аранжировки, сформировавшихся на протяжении нескольких столетий, с другой стороны, имеет свои особенности, связанные с новым электронным инструментарием и их звуковым материалом. Качество создаваемой аранжировки будет зависеть от правильного использования теоретических знаний, слухового и практического опыта ученика. Поэтому в работе с учениками в классе компьютерного музыкального творчества важен синтез теории и практики, понимания закономерностей психологического и эстетического восприятия музыки, т. е. «комплексный метод обучения».
Преподаватель в работе по созданию компьютерной аранжировки дает ученикам не только практические, но и теоретические знания. Теория аранжировки включает в себя инструментоведение и инструментовку, историю оркестра, историю стилей и жанров.
Инструментоведение в классе компьютерной аранжировки - это знакомство с традиционными и электронными тембрами. Ученики изучают основные технические и выразительные возможности (диапазон, регистры, приемы звуко-извлечения и штрихи, характер звучания) акустических музыкальных инструментов, знакомятся с электронными тембрами виртуальных и аппаратных синтезаторов, анализируя их акустические свойства.
При решении художественных задач по аранжировке решающее значение имеет стиль и жанр музыки. Благодаря огромному разнообразию тембровой палитры в ЭМИ, виртуальных синтезаторах и семплерах возможно озвучить музыкальное произведение любого стиля и жанра. Поэтому учащемуся необходимо ориентироваться в различных стилевых направлениях.
От стиля и жанра зависит и состав оркестра. Ученики знакомятся с историей оркестра и музыкальных инструментов, входящих в его состав, с некоторыми оркестровых стилях.
Также ученикам необходимы знания в области инструментовки: основные правила и приемы инструментовки, связанные с функциями музыкальной ткани, ролью тембра в образовании формы и фактуры, тембровой драматургии и способы применения средств оркестровой выразительности.
На уроках аранжировки учащийся знакомится с оркестровыми произведениями (доступными для детского восприятия), где преподаватель акцентирует внимание на особенностях инструментовки той или иной композиции, ее содержание, стиль, жанр, форму, фактуру, тембровое оснащение и другие средства выразительности. Такие уроки не только расширяют кругозор ученика, но и развивают умения в области грамотного целостного анализа музыкальных произведений и способствуют более глубокому пониманию художественных образов. Благодаря использованию в работе разнообразному музыкальному материалу создаются оптимальные условия для систематического пополнения учащимися багажа знаний. Проблема интеллектуального развития учащихся - одна из центральных в классе компьютерного музыкального творчества.
Работу по созданию аранжировки можно условно разбить на два этапа -теоретический и практический. Первый этап посвящен знакомству с аранжируемой пьесой (создание общего представления о ее основных художественных образах) и анализу нотного материала. Задача преподавателя на этом этапе -научить учащихся анализировать нотный текст:
• выявить его основное содержание и художественные образы;
• указать на стилистические особенности, подчеркнув, какие из них являются принадлежностью стиля композитора, какие - характерными чертами стиля той эпохи, в которую было создано произведение;
• определить жанровую принадлежность произведения, его жанровые особенности;
• определить музыкальную форму сочинения, обозначить границы формы;
• наметить очертания фактуры, выявить ее элементы и их регистровое расположение.
Для создания аранжировки при анализе музыкальной ткани особое внимание должно быть уделено взаимосвязи отдельных частей и элементов формы, выявлению ее опорных, кульминационных пунктов в их соподчиненности, что ведет к постижению, охвату произведения учеником в его смысловой целостности и законченности. Важно также понимание, какую роль, какую выразительную функцию выполняет каждый элемент фактуры.
При более детальном анализе нотного текста ученики отмечают, какие выразительные средства использовал композитор для раскрытия образно-эмоционального содержания произведения: характер мелодической линии, элементы фразировки, динамические нюансы, особенности лада, метроритма, темпа и агогики, гармонической структуры и пр.
Целостный музыкальный анализ помогает ученику глубже проникнуть в сущность художественного образа произведения и выявить средства музыкаль-
ной выразительности, с помощью которых композитор раскрывает его содержание.
Главное в работе по созданию аранжировки - продумать тембровую драматургию музыкального произведени я. Приведемвкачестве пр имеровнесколько работ учащихся по аранжировке.
Простейший прием тимбеовдк рранэтиргии, котореПедпользуютечениви в своих аранжировках - персонификация тембра, когда определенный тембр ассоциируется с каким-либоперсонажем(внесение энемонтев «предметно,
определённости» - термин Д. Лукача [14] или «программная музыка») (рис. 1,В,3).
С фактурой связано понятие темброво-фактурной функциональности. С^^н^КР сторэны.тавлич ны е оынчвте мекповннчнщинпеасты м узыналтней ткани должны отличаться друг от друга своим тембровым оснащением или характе-коевеучаои я (риз.4).Сердгой стозоны.ееиныч пластыфартупы джикны быть озвучены одинаковым или максимально близким тембровым оснащением или характздо м зврчонив(оио.е),
Рис.1.Примерперсонификациитембра(ксилофон)
Flute
О МАГИДЕНКО. "Мальвина"
гШгг Mfr Г р f г \f- Y i
П =рППГ= ррбнм nc°f---,
С-Ц L-U (pft=^
Bassocm
Рис. 2.Примерперсонификациитембра(флейта)
О. МАГИДЕНКО. "Папа Карло"
ОНи
пр
ёр
r 'JJj^M!
i
b
m
m
Е^ПЕВГПй
Рис. З.Примерперсонификациитембра (фагот)
Flute
H ТОРОПОВА. "Байа Яга"
Strings
¡¡¡.¡пецпршпртш wrnmrnm
Trombone
/
Рис. 4. Различные пласты фактуры
Andante "Русская песня"
Violin 1
Violin II
Viola
Violoncello
Contrabass
ÍÉ
pp
pp
pp
pp
pp
Ш
Ш
Рис.5. Единые пласты фактуры
Средством подхода к кульминации является фактурное обогащение и дина- Среди других темброво-оркестровых приемов можно выделить следующие
мическое усилен ие: увеличениеколич естваиграем ых ин струментов.добавпение пр иемт:
новых фактурных линий и гармонических голосов, расширение оркестрового ди- 1. Прием колорирования (колористический) - связан со звукоподражани-
апазона звсчетоксавновв удвопииоглловув (оие.О). ем(напрнм ер, подражание пастушьим наигрышам, пению птиц и т. п.), приме-
СЧчИгиЬию
ff
Rubato
Рис. 6. Пример фактурного обогащения и динамического усиления
а. медведева. "чавявны^ модисжата" Clarinet Oboe ^ute ^
Harp
i Л и t: и -f'lTA FT- J ± ffirt ÚLts 1 ¿Z £1
P mp P dim.
P Ntf%v Age Ensemble
i u u
Рис. 7. Прием колорирования (звукоподражание)
Jl PF3FTflHH0B. "Вссслый паровоз"
Marimba
rombone Section
Shhhh (Пш1)
Cymbal (Пых!)
Guiro (Чих!)
; } у > ■/ J> 7 }
Рис. 8. Прием колорирования (применение красочных ударных инструментов и сонорных звучаний)
нение красочных ударных инструментов, применение сонорных звучаний (рис. 7, 8).
2. Тембровая «метабола» (термин принадлежит Ю.Н. Холопову) - переключение звучания в новую тембровую плоскость, например, неожиданное переключение фрагментов в исполнении солирующих инструментов на мгновенное оркестровое тутти (рис. 9).
3. Калейдоскопичность тематического материала. Компактность произведения способствует постоянной смене тембровых зон, что определяет постоянную «игру» тембровых красок (рис. 10).
4. Имитация народного исполнительства (рис. 11).
Таким образом, ученик постепенно осваивает закономерности музыки различных стилей, жанров, эпох и направлений, различные композиторские техники и многообразные выразительные средства. Осмысление конструктивных и художественно-выразительных особенностей музыки способствует развитию музыкального мышления ученика. Активная работа аналитической мысли - одно из важных условий воспитания юного аранжировщика. Педагог побуждает ученика думать и искать, учиться словами определять настроение и содержание музыки, сравнивать и сопоставлять, анализировать и обобщать, делать выводы и доказывать. Постепенно музыкальные знания ученика обретают системность и становятся тем материалом, которым он начинает оперировать сам. Накопление, осмысление и применение собственного опыта является становлением самостоятельности ученика, что дает толчок к собственным осознанным поискам.
Следующий этап в создании аранжировки - отбор и овладение выразительными средствами, необходимыми для реализации художественного содержания аранжировки.
Ученик выбирает подходящие для данной аранжировки VST-инструменты и в них нужные тембры. В арсенале компьютерных звуковых средств имеется огромное количество разнообразных VST-инструментов: виртуальные синтезаторы, семплеры, звуковые модули, драм-машины, эмуляторы. В VST-инструмен-тах семплерного типа большое количество разнообразных банков звуков: банки академических оркестровых инструментов, эстрадных инструментов, народных инструментов, банки различных электронных тембров.
Основная практическая работа по созданию аранжировки происходит непосредственно в программе-секвенсоре (Steinberg Cubase, Steinberg Nuendo, Cakewalk Sonar). Помимо правильного выбора тембров для каждого канала проекта, огромное значение для воплощения выразительного музыкального образа имеет работа над исполнительскими составляющими аранжировки. Ученик выстраивает артикуляцию, штрихи, фразировку динамику каждой дорожки проекта с помощью редактирования MIDI-сообщений и MIDI-контроллеров. В результате данной кропотливой работы ученик должен добиться выразительного интонирования каждой линии, каждого элемента фактуры (каждой дорожки проекта).
Далее предстоит звукорежиссерское редактирование фактурных пластов: динамическая «многоплановость», стереофоническая перспектива и коррекция виртуального звукового объема по частотной шкале. В результате ученик должен добиться ясности и выразительности звучания всей музыкальной ткани.
Важное значение в процессе работы над аранжировкой имеет правильная установка темпа. Чтобы аранжировка получилась выразительной по звучанию, нужны некоторые отклонения от темпа (агогика), которые должны быть продиктованы художественными задачами аранжировки.
Рис. 9. Прием тембровой метаболы
Andante moderato
Violin
К. АЛБАНЕЗИ. "Кошка"
Clarinet
(Ajfrfl |Ji.y- jl h j- h п K-y-iTRI w4i
ttT '/ '—» Pizz. Strings ttT У '—* •■ h J 7 r JJ HÉJ
Flute + Violin
Flute
Oboe + Violin Flutc Oboe + Violin
m
Oboe -CÀ
m
щщ
Oboe + Violin
Clarinet
Clarinet
Flute
Oboe
Oboe + Violin
щ
w
f
Bassoon + Cello
Clarinet
HP«
чИй
Bassoon + Xello
•/•eo'7
±
Andante
Oboe
Рит.Ю.КалеТдоткопичнестьтолатическогочаторитч
А. БАБАДЖАНЯН. "Мелодия"
йёи y J ^fc|JbJ m
\н=H= Píísj "f f f f
Педаль - Choir
У Г Г f
ш
•• Г Y f
êêêê
Рис. 11. Имитация народного исполнительства
Заключительный этап работы над компьютерной аранжировкой - общая звуковая обработка в программах - звуковых редакторах (Adobe Audition, Sound Forge, WaveLab, Samplitude Studio). Это выстраивание виртуального акустического пространства, общая динамическая и частотная корректировка и, если нужно, добавление к проектуразличныхэффектов.
Компьютерные аранжировки не ограничиваются использованием в них традиционных инструментов. Ученики смело экспериментируют с синтезированными тембрами и звуковыми эффектами, добиваясь новых красок звучания, новых тембровых сочетаний,неожиданныхтембровыхкомбинаций.
Таким образом, работа аранжировщика - это умственная аналитическая работа, подчиненная слуховому контролю. Создавая аранжировку, работая над крупными и мелкими деталями, ученик должен слышать разнообразие звуковых красок, характер звучания каждого тембра, тонкую градацию силы звука, плавный переход от одного звука к другому, слышать фразировку как в ее мелких звеньях, так и в крупных построениях, слышать звуковую перспективу фактурных пластов и пр.
Работая с тембрами, важно развивать у ученика тембровый слух, тембровое восприятие. Юному аранжировщику важно развивать и внутренний слух, внутреннее слышание музыкального замысла своей будущей аранжировки.
Важной составляющей обучения компьютерной аранжировке является педагогически обоснованный и целесообразный репертуар для создания аранжировок разных стилей и жанров, включающий произведения композиторов-классиков и академические пьесы современных авторов, обработки народных мелодий и фольклора разных стран, эстрадные и джазовые пьесы.
Занятия композицией в классе компьютерного музыкального творчества
В классе компьютерного музыкального творчества отводится учебное время не только компьютерным аранжировкам, но и импровизации и сочинению.
Музыкальная импровизация помогает в раскрепощении ученика, воспитываются такие качества как открытость, непосредственность. У ребенка появляется вдохновение. В процессе импровизации какая-нибудь интонация, созвучие или фраза могут натолкнуть ребенка на музыкальный образ, который в процессе развития перерастет вмузыкальноесочинение.
В младших классах ученики импровизируют на заданные темы, так называемые музыкальные картинки: образы животных, явления природы, настроение, движение, сказочные персонажи и др. Импровизация способствует эмоциональному самовыражению ребенка, помогает развить воображение и фантазию. На данном этапе важно опираться на индивидуальность ученика, направляя его музыкальную фантазию в нужное русло. Параллельно ученики знакомятся со средствами музыкальной выразительности: интонация, штрихи, динамика, регистры, темпы, тембры. В результате устанавливается эмоциональный контакт с музыкой ипервоепознаниеосновмузыкальногоискусства.
По мере развития ребенка увеличиваются его музыкальные возможности. От первых импровизаций и несовершенных набросков ученик переходит к более осознанному и грамотному оформлению музыкальных мыслей.
Занятия композицией в классе компьютерной музыки помогают учащимся осмыслить закономерности музыкального языка. Ученики осваивают строение музыкальной речи, знакомятся с типами музыкальных форм и приемами фор-
мообразования, с элементами фактуры и видами фактурного изложения. Они учатся гармонизовать мелодии, знакомятся с жанровыми и стилистическими основами музыки. Постепенно осваиваются правила и приемы инструментовки. Закрепляются и систематизируются знания о средствах музыкальной выразительности, их роли и значении в создании различных музыкальных образов.
В результате обучения основам композиции ученики начинают понимать логику музыкального развития, получают практические навыки использования своих знаний. Они учатся излагать свои музыкальные мысли и оперировать музыкальным материалом, учатся искать взаимосвязи между замыслом (образами) и соответствующими ему музыкальными средствами, правильно применять компоненты выразительных средств в своем творчестве. У учеников развивается творческое мышление. А благодаря драматургическому развитию («сценарию») сочинения, у учащихся развивается и абстрактное мышление.
В детских сочинениях важны эмоциональное содержание, выразительность, оригинальность музыкального образа и его воплощения.
Прежде чем начать работу над созданием музыкальной композиции, ученик выбирает тему сочинения. При выборе тем ребята отдают предпочтение программной музыке. В классе обсуждается драматургия музыкального сочинения, способы тематического развития, музыкальная форма, фактура, жанровые и стилистические особенности. В зависимости от характера образа и содержания, ученик отбирает определенные средства музыкальной выразительности.
Детские музыкальные сочинения помогают раскрыть индивидуальность ученика, активизирует процесс познания, повышается мотивация к обучению.
Создание мультимедийных проектов как развитие креативных качеств личности учащихся
Еще одним видом деятельности в классе компьютерного музыкального творчества является создание мультимедийных проектов. Работа над ними создает условия для всестороннего развития учащихся. В работе с мультимедиа образуется некий синтез музыкальной культуры, медиа образования и мультимедийных технологий. Объектами обучения являются технический, общеобразовательный и эстетический компоненты: ученик учится квалифицированно пользоваться современными техническими средствами (включающие электронный инструментарий, компьютерные программы, интернет технологии), приобретает знания по разным дисциплинам, учится ориентироваться в различных направлениях мультимедийной культуры.
Мультимедийные проекты содержат различные виды информации (текстовую, звуковую, графическую, анимационную, видео и т. д.) и обращены к различным сферам человеческого восприятия:
• Слуховое восприятие - информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека: звук, включающий все звучащие элементы композиции, фонизм, акустика.
• Зрительное восприятие: визуальная информация, воспринимаемая зрением человека: текст, динамические изображения (видео, анимация), статические изображения (фото, картинки, произведения живописи и графики), а также сценическое действие (в сценическом мультимедиа), свет и освещение.
• Эмоциональное восприятие художественного произведении.
Создание мультимедийного проекта - это сложная кропотливая работа,
требующая множественных компетенций. Это работа в разных компьютерных программах с различными типами файлов: текстовых, графических, аудио и видео.
В видеоредакторах (Pinnacle Studio, Sony Vegas Pro, Adobe Premiere Pro, Windows Live) ученики синтезируют все виды информации, предварительно
Библиографический список
подготовленные в разных компьютерных программах: музыкальных редакторах (программах-секвенсорах и аудиоредакторах) и графических редакторах (Paint, Photoshop).
Процесс работы над мультимедийным проектом в программе-видеоредакторе включает:
• разработку сценария;
• сбор и обработку аудио- и видеоинформации;
• создание звукового ряда (использование подготовленной музыкальной аранжировки или сочинения, звукозапись голоса, добавление звуковых эффектов);
• создание видеоряда (монтаж видеоматериала, добавление переходов и связок, добавление всевозможных видеоэффектов, наложений и преобразований, создание титров, вывод фильма).
Создание мультимедиа проектов повышает интерес учащихся к работе, познавательную активность, что способствует развитию мотивации к получению навыков и накоплению фактических знаний. Развиваются умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, выделяя существенное, важное для проекта. Работа с разными видами информаций позволяет детям целостно воспринимать все виды художественной деятельности на основе интегративного движения художественного образа, когда музыка, слово, жест, пластика, статика и динамика изображения синтезируются. Мультимедиа способствует развитию высокого эмоционального уровня восприятия, воздействуя на несколько органов чувств. Видеоряд позволяет усилить чувства и эмоции, заложенные в музыкальном произведении, передать атмосферу и настроение, воссоздать в зрительных образах пространство музыкального сочинения, его ритм и внутреннюю динамику.
Работа, основанная на интеграции различных видов искусств (музыки, видеоряда, театрально-сценического представления), стимулирует развитие богатой фантазии и воображения, образного мышления, обеспечивает положительный эмоциональный настрой, создает атмосферу творческого подъема, заинтересованности и увлеченности.
В результате освоения дисциплины «Компьютерное музыкальное творчество» ученики приобретают навыки работы с МКТ, овладевают основными формами музыкально-творческой деятельности, получают мотивацию к твор-ческо-познавательной деятельности, развивают художественное мышление и воображение, развивают умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания при решении художественных задач.
На основании проведённого педагогического исследования можно сделать вывод о том, что компьютерное музыкальное творчество способствует всестороннему раскрытию творческого потенциала учеников, усиливая его креативный характер. Это создает условия для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся.
В музыкальных учебных заведениях нужно активно внедрять инновационные формы и методы музыкального образования, в том числе и с использованием МКТ и электронного музыкального оборудования, необходимо внедрять креативные технологии обучения. Современное музыкальное образование должно воспитывать не только традиционных музыкантов-исполнителей, оно быть нацеленным на развитие креативных творческих способностей учащихся.
В работе с учениками в классе компьютерного музыкального творчества важен синтез теории и практики, понимания закономерностей психологического и эстетического восприятия музыки, т. е. «комплексный метод обучения».
1. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда. В сборнике: Современное музыкальное образование-2002: материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2002: 161 - 169.
2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в общем и профессиональном музыкальном образовании. В книге: Современное музыкальное образова-ние-2004: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2004: 52 - 55.
3. Горбунова И.Б., Помазенкова М.С., Товпич И.О. Планшетные и музыкально-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015. № 8: 211 - 219.
4. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015. № 5-2 (112): 388 - 395.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2010 Материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Кор-сакова / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011: 128 - 131.
6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О значении информационных технологий для современной экспериментальной эстетики (музыкально-теоретический аспект). В сборнике: Субкультуры и коммуникативные стратегии информационного общества Труды Международной научно-теоретической конференции. Отв. за выпуск О.Д. Шипунова. 2014: 97 - 100.
7. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка». Общество. Среда. Развитие. 2012. № 4 (25): 135 - 138.
8. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 264 - 268.
9. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016. № 9: 97 - 101.
10. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017. № 2: 87 - 92.
11. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014. № 3: 4.
12. Белов ГГ., Горбунова И.Б., Горелыенко А.В. Музыкальный компьютер. Новый инструмент музыканта. Методическое пособие / Санкт-Петербург, 2006.
13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерное музыкальное творчество как средство формирования информационной компетентности современного музыканта-педагога. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 9 (80): 256 - 261.
14. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 2. М.: Прогресс, 1986.
15. Lissa Z. O wielowarstwowosci kultury muzycznej. Muzyka, 1959, no. 1. S. 3 - 22.
16. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: to the Problem of Formation of Performance Mastery. 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18). Int'l Conference Proceedings, pp. 15 - 19, Oct. 2018. Budapest, Hungary. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE4.UH10184023
17. Gorbunova I. B. (2018, June 20 - 21). New Tool for a Musician, 15th International Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies (EEHIS-18). International Conference Proceedings. Paris, France. D0I:10.17758/URUAE2.AE06184024
18. Horita T. (2014). Trend and problems of informatization at school education. Japanese Journal of Music Education Practice, 11(2), 6 - 13.
19. The Routledge Companion to Music, Technology and Education / edited by Andrew King, Evangelos Himonides, S. Alex Ruthmann. New York and London, NY 10017. 2017.
20. Wise S. (2016). Secondary school teachers' approaches to teaching composition using digital technology. British journal of music education, 33(3), 283 - 295.
21. Crawford R., Southcott J. (2017). Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum. Technology pedagogy and education, 26(3), 347 - 366.
22. Chao-Fernandez R., Roman-Garcia S., Chao-Fernandez A. (2017). Analysis of the use of ICT through music interactive games as an educational strategy. 7th International Conference on Intercultural Education - Education, Health and ICT - From a Transcultural Perspective: Almeria, Spain. Procedia Social and Behavioral Sciences, 237, 576 - 580.
23. Berbel-Gomez N., Riano-Galan M.E., Arriaga-Sanz C., Rementeria I., Ripolles-Mansilla A. The use of technological tools in design of interuniversity musical projects by students. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26 - 27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018. 125 - 131.
24. Byrne J. Learning narratives pave way to modify computer compositional strategies. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018. 53 - 57.
25. Cabedo-Mas A., Riano-Galan M.E. & Berbel-Gomez N. (2017). UniTICarte: Collaborative Networks for the Development of Creative Projects in Teacher Training at University. Dedica. Revista de Educacao e Humanidades, 12, 119 - 129.
26. Hu Y. & Ogihara M. (2011). Nextone Player: A music recommendation system based on user behavior. Proc. of the 12th International Society for Music Information Retrieval Conference, Miami, Florida.
27. Addessi A.R., Anelli F., Benghi D. (2017). Child-Computer Interaction at the Beginner Stage of Music Learning: Effects of Reflexive Interaction on Children's Musical Improvisation. Frontiers in Psychology. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00065
28. Serrano R.M. (2017). Technology and compulsory music education in Spain: references for the implementation of good practices. Revista electronica complutense de investigacion en educacion musical-reciem, 14, 153 - 169.
29. Silva N., Martins C. (2016). An ICT-based approach to improve the pedagogy states of musical arts education. 10th International Technology, Education and Development Conference: Valencia, Spain. Book Series: INTED, 4582 - 4587.
30. Miendlarzewska E.A. and Trost W.J. (2014) How musical training affects cognitive development: rhythm, reward and other modulating variables. Front. Neurosci. 7:279. doi: 10.3389/fnins.2013.00279.
31. Perlovsky L. (2016) Cognitive Function of Music and Meaning-Making. J Biomu-sic Eng S1:004. doi:10.4172/2090-2719.S1-004.
32. Pesek M., Strle G., Kavcic A., Marolt M. (2017). The Moodo dataset: Integrat-ing user context with emotional and color perception of music for affective music information retrieval. Journal of New Music Research, 46, 3, 246.
33. Cabanac M., Perlovsky L.I., Bonniot-Cabanac M.C. (2013) Music and Academic Performance. Behavioural Brain Research 256: 257 - 260.
34. Charissi V. and Rinta T. (2014). 'Children's musical and social behaviours in the context of music-making activities supported by digital tools: Examples from a pilot study in the United Kingdom', Journal of Music, Technology and Education, 7:1, pp. 39 - 58.
35. Chmeil A. & Schubert E. (2017). Back to the inverted-U for music preference: A review of the Literature. Psychology of Music, 45(6), 886 - 909.
36. Corrigall K.A., Schellenberg E.G. and Misura N.M. (2013). Music training, cognition, and personality. Front. Psychol. 4:222. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00222
37. Gingras B., Marin M.M., Puig-Waldmuller E. & Fitch W.T. (2015). The eye is listening: Music-induced arousal and individual differences predict pupillary responses. Frontiers is Human Neuroscience, 9: 619.
38. Ruthmann S.A., Tobias E.S., Randles C. & Thibeauit M.D. (2015). Is it the Technology? Challenging technological determinism in music education. Music education: Navigating the future, 271 - 291.
39. Schoeller F. (2015). Knowledge, curiosity, and aesthetic chills. Frontiers in Psychology, 6: 1546.
40. Juslin P.N. (2013). From everyday emotions to aesthetic emotions towards a uni-fied theory of musical emotions. Physics of Life Reviews, 10, 235 - 266.
41. Михуткина Н.В. Школа юного аранжировщика. Обучение игре и аранжировке на синтезаторе. Ростов-на Дону: Феникс, 2011.
42. Рагс Ю.Н. Акустические знания в системе музыкального образования: Очерки. Рязань: Литера М, 2010.
43. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Теория и практика. Saarbrücken, 2016.
44. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа «SOFT WAY TO MOZART». Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 4 (39): 104 - 109.
45. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиамузыка. 2016. № 6: 3.
46. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016. № 3 (106): 74 - 77.
References
1. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak novaya obuchayuschaya i tvorcheskaya sreda. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2002: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova / pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. SPb., 2002: 161 - 169.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obschem i professional'nom muzykal'nom obrazovanii. V knige: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2004: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova / pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. SPb., 2004: 52 - 55.
3. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. № 8: 211 - 219.
4. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 5-2 (112): 388 - 395.
5. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010 Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova / pod obsch. red. I.B. Gorbunovoj. SPb., 2011: 128 - 131.
6. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O znachenii informacionnyh tehnologij dlya sovremennoj 'eksperimental'noj 'estetiki (muzykal'no-teoreticheskij aspekt). V sbornike: Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 97 - 100.
7. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa "Formalizovannaya muzyka". Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012. № 4 (25): 135 - 138.
8. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013. № 1 (12). S. 264 - 268.
9. Gorbunova I.B. "Avtomaticheskie kompozicii" kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016. № 9: 97 - 101.
10. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017. № 2: 87 - 92.
11. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014. № 3: 4.
12. Belov G.G., Gorbunova I.B., Gorel'chenko A.V. Muzykal'nyjkomp'yuter. Novyjinstrumentmuzykanta. Metodicheskoe posobie / Sankt-Peterburg, 2006.
13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo kak sredstvo formirovaniya informacionnoj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013. № 9 (80): 256 - 261.
14. Lukach D. Svoeobrazie 'esteticheskogo. T. 2. M.: Progress, 1986.
15. Lissa Z. O wielowarstwowosci kultury muzycznej. Muzyka, 1959, no. 1. S. 3 - 22.
16. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: to the Problem of Formation of Performance Mastery. 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18). Int'l Conference Proceedings, pp. 15 - 19, Oct. 2018. Budapest, Hungary. DOI: https://doi.org/10.17758/ URUAE4.UH10184023
17. Gorbunova I. B. (2018, June 20 - 21). New Tool for a Musician, 15th International Conference on Education, Economics, Humanities and Interdisciplinary Studies (EEHIS-18). International Conference Proceedings. Paris, France. DOI:10.17758/URUAE2.AE06184024
18. Horita T. (2014). Trend and problems of informatization at school education. Japanese Journal of Music Education Practice, 11(2), 6 - 13.
19. The Routledge Companion to Music, Technology, and Education / edited by Andrew King, Evangelos Himonides, S. Alex Ruthmann. New York and London, NY 10017. 2017.
20. Wise S. (2016). Secondary school teachers' approaches to teaching composition using digital technology. British journal of music education, 33(3), 283 - 295.
21. Crawford R., Southcott J. (2017). Curriculum stasis: the disconnect between music and technology in the Australian curriculum. Technology pedagogy and education, 26(3), 347 - 366.
22. Chao-Fernandez R., Roman-Garcia S., Chao-Fernandez A. (2017). Analysis of the use of ICT through music interactive games as an educational strategy. 7th International Conference on Intercultural Education - Education, Health and ICT - From a Transcultural Perspective: Almeria, Spain. Procedía Social and Behavioral Sciences, 237, 576 - 580.
23. Berbel-Gomez N., Riano-Galan M.E., Arriaga-Sanz C., Rementeria I., Ripolles-Mansilla A. The use of technological tools in design of interuniversity musical projects by students. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26 - 27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018. 125 - 131.
24. Byrne J. Learning narratives pave way to modify computer compositional strategies. Proceeding of the Sempre MET2018 Researching Music, Education, Technology. Sempre Conference, 26-27 March 2018. London, WC1H 0AL, United Kingdom, 2018. 53 - 57.
25. Cabedo-Mas A., Riano-Galan M.E. & Berbel-Gomez N. (2017). UniTICarte: Collaborative Networks for the Development of Creative Projects in Teacher Training at University. Dedica. Revista de Educacao e Humanidades, 12, 119 - 129.
26. Hu Y. & Ogihara M. (2011). Nextone Player: A music recommendation system based on user behavior. Proc. of the 12th International Society for Music Information Retrieval Conference, Miami, Florida.
27. Addessi A.R., Anelli F., Benghi D. (2017). Child-Computer Interaction at the Beginner Stage of Music Learning: Effects of Reflexive Interaction on Children's Musical Improvisation. Frontiers in Psychology. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00065
28. Serrano R.M. (2017). Technology and compulsory music education in Spain: references for the implementation of good practices. Revista electronica complutense de investigacion en educacion musical-reciem, 14, 153 - 169.
29. Silva N., Martins C. (2016). An ICT-based approach to improve the pedagogy states of musical arts education. 10th International Technology, Education and Development Conference: Valencia, Spain. Book Series: INTED, 4582 - 4587.
30. Miendlarzewska E.A. and Trost W.J. (2014) How musical training affects cognitive development: rhythm, reward and other modulating variables. Front. Neurosci. 7:279. doi: 10.3389/fnins.2013.00279.
31. Perlovsky L. (2016) Cognitive Function of Music and Meaning-Making. J Biomu-sic Eng S1:004. doi:10.4172/2090-2719.S1-004.
32. Pesek M., Strle G., Kavcic A., Marolt M. (2017). The Moodo dataset: Integrat-ing user context with emotional and color perception of music for affective music information retrieval. Journal of New Music Research, 46, 3, 246.
33. Cabanac M., Perlovsky L.I., Bonniot-Cabanac M.C. (2013) Music and Academic Performance. Behavioural Brain Research 256: 257 - 260.
34. Charissi V. and Rinta T. (2014). 'Children's musical and social behaviours in the context of music-making activities supported by digital tools: Examples from a pilot study in the United Kingdom', Journal of Music, Technology and Education, 7:1, pp. 39 - 58.
35. Chmeil A. & Schubert E. (2017). Back to the inverted-U for music preference: A review of the Literature. Psychology of Music, 45(6), 886 - 909.
36. Corrigall K.A., Schellenberg E.G. and Misura N.M. (2013). Music training, cognition, and personality. Front. Psychol. 4:222. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00222
37. Gingras B., Marin M.M., Puig-Waldmuller E. & Fitch W.T. (2015). The eye is listening: Music-induced arousal and individual differences predict pupillary responses. Frontiers is Human Neuroscience, 9: 619.
38. Ruthmann S.A., Tobias E.S., Randles C. & Thibeauit M.D. (2015). Is it the Technology? Challenging technological determinism in music education. Music education: Navigating the future, 271 - 291.
39. Schoeller F. (2015). Knowledge, curiosity, and aesthetic chills. Frontiers in Psychology, 6: 1546.
40. Juslin P.N. (2013). From everyday emotions to aesthetic emotions towards a uni-fied theory of musical emotions. Physics of Life Reviews, 10, 235 - 266.
41. Mihutkina N.V. Shkola yunogo aranzhirovschika. Obuchenie igre i aranzhirovke na sintezatore. Rostov-na Donu: Feniks, 2011.
42. Rags Yu.N. Akusticheskie znaniya v sisteme muzykal'nogo obrazovaniya: Ocherki. Ryazan': Litera M, 2010.
43. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: Teoriya i praktika. Saarbrücken, 2016.
44. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "SOFT WAY TO MOZART". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014. № 4 (39): 104 - 109.
45. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Planshetnye (mobil'nye) tehnologii v professional'nom muzykal'nom obrazovanii. Mediamuzyka. 2016. № 6: 3.
46. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016. № 3 (106): 74 - 77.
Статья поступила в редакцию 24.09.19
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher, Educational and Methodical
Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
INTEGRATIVE MODEL FOR THE SEMANTIC SPACE OF MUSIC AND CONTEMPORARY MUSICAL AND EDUCATIONAL PROCESS: ONE OF THE FACETS OF SCIENTIFIC AND CREATIVE HERITAGE OF MIKHAIL B. IGNATIEV. The development of computer technology has led to the creation and development of new forms of music education. The emergence and development of music computer technologies (MCT) served as the basis for the creation of new forms in the educational process, and new subjects, the emergence of new disciplines and new educational trends in the system of contemporary musical education. New subjects - such as "Musical Informatics", "Computer Musical Creativity", "Computer Arrangement and Composition", "Sound-Timbral Programming", "Electronic Musical Instruments" and many others - fully reflect the significance of changes in approaches to the study of musical art. The article analyzes possibilities of incorporating the integrative model for the semantic space of music developed with the participation of the outstanding cybernetic scientist Mikhail B. Ignatiev into the contemporary musical and educational process and the role of the educational and methodical laboratory Music Computer Technologies of the Herzen State Pedagogical University of Russia as an educational structure, within which the main provisions of the considered model are implemented at different levels of teaching musical art.
Key words: integrative model for semantic space of music, Mikhail B. Ignatiev, linguo-combinatorial simulation, music education, music computer technologies
И. Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотрудник учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»,
проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МУЗЫКИ И СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ОДНА ИЗ ГРАНЕЙ НАУЧНОГО И ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МИХАИЛА БОРИСОВИЧА ИГНАТЬЕВА
Развитие средств вычислительной техники привело к созданию и развитию новых форм обучения музыкальному искусству Появление и развитие музыкально-компьютерных технологий (МКТ) послужило основой для со здания новых форм в учебном процессе, так и новых предметов, возникновения новых дисциплин и новых образовательных направлений в системе современного музыкального образования. Новые предметы - такие как «Музыкальная информатика», «Компьютерное музыкальное творчество», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Звукотембральное программирование», «Электронные музыкальные инструменты» многие другие - в полной мере отражают суть произошедших перемен в подходах к изучению музыкального искусства. В статье анализируются возможности включения разработанной при участии выдающегося учёного-кибернетика Михаила Борисовича Игнатьева комплексной