43 (178) - 2010
Профессиональное образование
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЩЕГЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
ю. и. молотков,
доктор технических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления, декан факультета государственного и муниципального управления E-mail: [email protected] Сибирская академия государственной службы
Е. Г. ЯГУПА, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой управления предприятиями E-mail: [email protected] Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
Рассмотрены вопросы моделирования системы управления муниципальным образованием на примере исследуемого Щегловского сельского поселения. Проведенное исследование позволило выделить основные компоненты, входящие в состав кибернетической модели, с помощью которой моделируется процесс управления муниципальным образованием. Для оценки состояния и уровня развития выделены индикативные показатели социально-экономического развития муниципального образования. Предложена матрица мониторинга исполнения планов и программ, обеспечивающих развитие муниципального образования.
Ключевые слова: модель, кибернетическое моделирование, система управления муниципальным образованием, процесс управления, индикативный показатель, система мониторинга планов и программ.
Развитие процесса самоуправления и самоорганизации в социальных системах наталкивается на существенные ограничения, которые предо-
пределены в историческом эволюционном пути развития или внесены новыми законами, правилами, положениями при очередном преобразовании российского общества революционным путем. Именно этот аспект мешает сегодня развиваться российскому обществу. Разрушение организационных систем государственного управления привело к дестабилизации социально-экономической среды, которая является основой жизнеобеспечения и развития общества в целом. На смену этому процессу нужна новая прочная законодательная основа формирования органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в соответствии с Конституцией РФ и вступивший в полную силу с 01.01.2009, установил общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ и определил его государственные гарантии [6].
На основании этого закона образованы различные типы муниципальных образований (МО). Муниципальные образования рассматриваются как социально-экономические объекты и как совокупность субъектов, объектов, компонентов и элементов, систем и подсистем, входящих в это образование. Такие образования объединены единой целью социально-экономического территориального развития. Все вновь образованные по указанному закону МО формируют собственный бюджет, осуществляют собственную градостроительную политику, развивают самостоятельно свою территорию, разрабатывают программы социально-экономического развития и развивают предприятия малого и среднего бизнеса как основу формирования местного бюджета [1].
Муниципальные образования — особый тип социально-экономических объектов, в рамках которых социально-экономическая, организационная и иная деятельность регулируется норматив-но-правовыми актами, формируемыми на уровне государства, субъекта РФ и на местном уровне. В каждом субъекте РФ формируются МО по введенной федеральным законом классификации.
Например, в Кемеровской области образовано 223 МО, из которых 167 — сельские поселения и всего только 10 самодостаточных. Одна из главных задач территориального развития МО заключается в переводе их из разряда дотационных в категорию бюджетообеспеченных. Этазадачакрайне сложная, так как большинство МО в силу исторического развития экономически слабо развиты. Эта проблема может быть решена за счет создания новых нормативно-правовых актов, которые обеспечили бы как функционирование, так и развитие вновь созданных МО. Такое развитие возможно и за счет оптимального проектирования МО как объектов управления. Проводимое научное исследование Щегловского сельского поселения Кемеровской области позволило выйти на решение нормативного проектирования социальной конструкции МО, которое обеспечит функционирование и развитие территории и его населения.
Описанное в статье нормативное проектирование МО и системное управление его социально-экономическим развитием дает возможность реализовать закон о местном самоуправлении, что послужит толчком для развития сельскохозяйственных территорий. Развитие сельских МО обеспечит реализацию принятой доктрины в части продовольственной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [8]. Без такого научного понимания процессов управления развитием МО,
расположенных на территориях субъектов РФ, невозможно дальнейшее преобразование российского общества. Эта объективная реальность и заставляет проводить исследования в области нормативного проектирования и системного управления МО различного типа.
В рамках проведения научно-исследовательской работы Кемеровского государственного сельскохозяйственного института и Сибирской академии государственной службы г. Новосибирска было установлено, что Щегловское сельское поселение входит в состав Кемеровского района Кемеровской области, занимает площадь 624 км2 и имеет численность населения 5 261 чел. (11,9 %) при его плотности 8,1 чел. /км2. В состав поселения входят 11 населенных пунктов. Основным видом экономической деятельности на территории поселения является сельское хозяйство, главными составляющими которого являются производство молока, мяса, зерна и картофеля.
Сельскохозяйственные угодья составляют 16 800 га, из них пашня — 14 240 га. Поголовье крупного рогатого скота в фермерских и личных хозяйствах составляет 677 голов. Основные показатели состояния и уровня развития этого сельского поселения приведены в табл. 1.
Проведенное исследование состояния и уровня развития Щегловского сельского поселения позволило сформировать теоретические аспекты кибернетического моделирования процесса системного управления этим муниципальным образованием.
В результате описания сформирована нормативная кибернетическая модель, в которой выделены компоненты и элементы с целью реформирования действующей организационной структуры управления муниципальным образованием.
Процесс формирования нормативной модели для управления МО можно осуществить по следующей логической последовательности:
• классификация основных законов, которые регулируют деятельность МО (выделение норм);
• анализ состояния и оценка уровня развития МО;
• выделение проблем, мешающих развитию исследуемого МО;
• формирование концепции и стратегии развития исследуемого МО;
• выделение приоритетных направлений социально-экономического развития МО;
• формирование плана социально-экономического развития МО;
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития Щегловского сельского поселения за 2007—2009 гг. (в сопоставимых ценах)
Показатель Год
2007 2008 2009
Общий объем вы пуска товаров и услуг, млн руб. 3 940 4 100 3 650
Индекс общего объема выпуска товаров и услуг по отношению к предыдущему году, % 117,3 104,06 89
Общий объем выпуска товаров и услуг надушу населения, тыс. руб. 0,749 0,779 0,694
Индекс промышленного производства по отношению к предыдущему году 119,2 118,1 119,4
Индекс объема работ, выполненных по виду деятельности строительство» по отношению к предыдущему году, % — — —
Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 - - 43,390
Перевезено грузов по отношению к предыдущему году, % 98,3 96,5 92,7
Перевезено пассажиров по отношению к предыдущему году, % 87,5 90,3 95,8
Индекс оборота розничной торговли, включая общепит, по отношению к предыдущему году, % 102,3 103,7 102,9
Индекс объема платных услуг населению по отношению к предыдущему году, % - - -
Объем инвестиций в основной капитал, млн руб. 91,455 82,397
Индекс объема инвестиций в основной капитал по отношению к предыдущему году, % 101,2 90,3 90,0
Объем инвестиций в основной капитал в расчете надушу населения, тыс. руб. 0,014 0,011 0,016
Численность постоянного населения, тыс. чел. 5 102 5 152 5 261
Общий коэффициент рождаемости, чел. на 1 ООО жителей 6,7 10,3 9,7
Коэффициент миграционного прироста, чел. на 1 ООО жителей 9,9 21,2 27,6
Уровень безработицы, % 18 21,4 21,2
Индекс потребительских цен в среднем за год по отношению к предыдущему году, % 108,1 113,7 112,4
Реальная среднемесячная заработная плата по отношению к предыдущему году, % 100,11 100,11 106,0
Реальные располагаемые денежные доходы населения по отношению к предыдущему году, % - - -
Величина прожиточного минимума, руб. 3 441 3 985 4 299
• разработка инновационно-инвестиционных проектов и программ по приоритетным направлениям, точкам роста и развития МО;
• формирование организационных мероприятий по реализации плана социально-экономического развития МО;
• мониторинг реализации принятого плана социально-экономического развития МО.
На основании изучения нормативно-правовой базы, обеспечивающей социально-экономическое развитие МО, устанавливают нормативные пределы управления объектом. Выделенные проблемы и принятая концепция развития муниципального образования позволяют сформировать все компоненты кибернетической модели и смоделировать процесс управления МО по заранее расчетным индикативным показателям, принятым в Указе Президента РФ от 28.04.2008 за № 607 [7] и распоряжении Прави-тельстваРФотИ.09.2008 за№1313[5].
Принимаемые управленческие решения и их исполнение дают возможность достигнуть целевых конечных результатов и по индикативным показателям оценить, в каком состоянии находится муниципальное образование и какие действия должны предпринять местные органы самоуправления.
Процесс управления исследуемого МО описывается с помощью кибернетической модели
управления. Такая модель имеет вход, процесс, выход, конструктивные компоненты и элементы, и процесс управления функционированием и развитием муниципальным образованием.
Кибернетическая модель управления для исследуемого МО приведена на рисунке. Она сформирована по методологии, описанной в работе [3, с. 105]. При формировании этой модели выделены структурные компоненты и элементы, которые обеспечивают процесс управления МО.
Для управления исследуемым МО были выделены следующие основные подсистемы:
1) «Социальная сфера» — управление развитием социальной сферой (Прсс)\
2) «Сфера экономики» — управление развитием сферы экономики (Прэ)\
3) «Развитие территории» — управление территориальным развитием (Птр)\
4) «Бюджет» — управление бюджетом и бюджетным процессом (Пб)\
5) «Персонал» — управление подготовкой и распределением кадров МО (Пмо)\
6) «Мониторинг» — контроль за исполнением планов и программ социально-экономического развития и за деятельностью органов муниципального управления (УМ).
Вход
Управляющие действия (Пр)
Внешняя среда S
Состояние,:
• социально-экономической среды;
• природно-климатической среды;
Органы
МСУ
Bp- вариант решений
Управление развитием
Система стратегического развития МО. Система развития бюдаетаМО. Система инвестиционного процесса в МО. Система контроля и развития персонала
Управление функционированием
Законодательная и нормативно-правовая база МО. Структура органов управления в МО. Структура и систем а управления МО. Информационная система и технология управления
Измерение входа
Вход f(x)
Цели в МО Ресурсы R Информация 1
Объект управления МО Щегловское поселение
Подсистемы для управления МО:
1) «Социальная сфера»:
2) «Сфера экономики»:
3) «Развитие территории»:
4) «Бюджет»:
5) «Персонал»:
6) «Мониторинг» и др.
Выход /
Конечные результаты в МО Состояние ресурсов R' Инфсрмация о дссгижении целей и салоянииМО I
Измерение^^Чу,
J7
Система прогнозирования, планирования, организации, координации, учета, контроля и анализа в МО (результат - план социально-
экономического развития)
Изменение:
• достигнутого уровня социально-экономической жизни;
• социально-экономической среды;
Кибернетическая модель системного управления МО
В зависимости от уровня организационного развития МО могут быть дополнительно сформированы следующие подсистемы:
• управления ЖКХ;
• управления землей и имущественным комплексом;
• благоустройства;
• молодежной политики;
• управления развитием малого и среднего бизнеса в МО и др.
При выделении подсистем необходимо обеспечить эффективное управление функционированием и развитием МО.
Процесс моделирования и управления в выделяемых подсистемах осуществляется по той же методологии, что и для управления МО.
Управление в подсистемах осуществляется за счет воздействия на их конструктивные компоненты и элементы. Каждая из подсистем имеет собственную модель управления, в которой выделяются компоненты по основаниям:
• компоненты входа;
• основные компоненты и элементы, входящие в объект управления или его подсистемы;
• компоненты выхода;
• компоненты, влияющие на деятельность МО. Характеристика и содержание компонентов и
элементов по приведенным основаниям подробно приведено в табл. 1 работы [4]. Для исследуемого
МО разработана аналогичная таблица с описанием и характеристикой выделенных компонент.
Для Щегловского сельского поселения разработана кибернетическая модель системного управления с учетом работы [9], которая имеет следующие структурные компоненты и элементы по перечисленным основаниям:
1) вход F(x): цель Q\ ресурсы R, информация /;
2) выход F (х'): конечный результат Q', состояние ресурсов R', информация об уровне достижения цели и состоянии объекта У;
3) выделенные компоненты для системного управления в кибернетической модели МО;
4) основные показатели для оценки конечного результатав объекте [5];
5) параметры объекта (МО) и его систем, технология воздействия управленческими решениями Пр для достижения конечного результата Q';
6) расчетные показатели для управления МО, а именно: экономического потенциала МО Пэп = 1-й, уровня жизни и благосостояния жителей МО Пуж = 1 — л, по другим параметрам жизнедеятельности МО Пдр = 1-й;
7) границы оптимального управления МО (Коу), с учетом ограничений по ресурсам R, и влияния окружающей среды Si.
На основании выделенных компонент для исследуемого МО сформирована кибернетическая модель, которая приведена на рисунке.
В такой модели системного управления МО управление осуществляется путем оценки состояния объекта по индикативным показателям, с помощью которых определяется тенденция движения объекта по целевым направлениям социально-экономического развития. Процесс управления осуществляется за счет принятия управленческих решений и соответствующего воздействия на объект и его компоненты.
Процесс управления в МО заключается в достижении целевых значений индикаторов по выделенным показателям {Пэп, Пуз, Пб, Прп, Пдр} шах с учетом имеющихся ограничений с целью максимального получения конечного результата при минимуме затрат ресурсов на процесс управления Пр1, так как все управленческие решения направлены на достижение целевых нормативных значений индикативных показателей: 0Щ = ПО) оА„ №. Луж, Пб, Прп, ЯфЦшах]; где &Пр — установленная функциональная зависимость ресурсных возможностей и имеющихся ограничений в МО во время ^ при принятии управленческого решения по индикативным показателям;
Пб — показатель развития бюджета МО Пб= 1-Й;
Прп — показатель развития персонала МО, Прп = 1-й.
Заданауправления в МО заключается в выявлении причин, мешающих достижению целевого конечного результата ^ (б'), т. е. в установлении Коу — коэффициента оптимального управления МО, который не может быть более единицы, так как конечная цель деятельности управленцев в МО — это удовлетворение потребностей населения в соответствии с планом социально-экономического развития. Тогда
Коу = РШ ')/Р(0)< 1; где ¥' (0') — факт достижения целевой функции по системным показателям. Р(0)~ заданная целевая функция по системным показателям;
Инструменты управления — это принимаемые из множества е {Пр} управленческие решения, выбор, обоснование и реализация которых позволяет достичь целей — системных показателей, принятых в планах МО. Технологически управление в МО осуществляется с помощью регулятора управления, где формируются решения, направленные на достижение целевых показателей и их значений. Процесс управления объектом — МО — осуществляется за счет принятия операторами связи — руководителями структурных подразде-
лений, — решений из всего множества 0 е {Пр} разработанных управленческих решений. При этом выбираются и вводятся в действие наиболее эффективные управленческие решения с целью воздействия на объект в целом или на его отдельную компоненту (персонал, бюджет, план, программу). Этот процесс можно представить в виде операционной зависимости:
Qcn = Z0e {Пр}^{0'en) при условии: R ^ opt, min, где Q'cn — выходные параметры МО, которые могут быть получены за счет воздействия управленческими решениями на структурные компоненты МО;
0 — оператор связи, в данном случае руководитель МО, способный принимать из множества е {Пр} эффективные управленческие решения, влияющие на конечный результат жизнедеятельности МО;
Qcn — целевые входные плановые показатели МО, которые формируются исходя из потребности населения, на основании установленных законами РФ и субъекта РФ норм. Механизмом управления является принятая система планов, программ и их реализация [1]. В Сибирском федеральном округе (СФО) для обеспечения функционирования и развития МО принята единая модель комплексного территориального планирования, которая имеет преемственность планов социально-экономического развития от уровня субъектов РФ городских округом, муниципальных районов и сельских поселений. Эта модель комплексного территориального планирования предполагает разработку и принятие следующих нормативно-плановых документов:
• стратегия социально-экономического развития субъекта РФ на 15—20 лет;
• концепция социально-экономического развития муниципального района на 15—20 лет;
• стратегический план социально-экономического развития муниципального района на 15-20 лет;
• приоритетные направления социально-экономического развития поселений на 15—20 лет;
• долгосрочный план социально-экономического развития на10 лет;
• среднесрочный план социально-экономического развития на 5 лет;
• план социально-экономического развития на текущий год;
• целевые программы социально-экономического развития МО;
• инновационно-инвестиционные и бизнес-проекты по отдельным направлениям (точкам роста) развития МО;
• план организационных мероприятий по реализации планов, программ, инновационно-инвестиционных проектов социально-экономического развития МО;
• программа поддержки развития малого и среднего бизнеса;
• схема территориального планирования и генеральные планы поселений;
• мониторинг реализации планов, программ, инновационно-инвестиционных проектов социально-экономического развития МО. Процесс управления реализацией планов и
программ в МО и каждой его подсистеме осуществляется через два механизма, а именно за счет:
1) формирования и исполнения плана и программ по направлениям социально-экономического развития МО;
2) оперативного вмешательства при отклонениях выполнения плановых мероприятий, направленных на развитие социально-экономической жизни муниципального образования. Принятые комплексные программы социально-экономического развития МО в СФО разработаны по единой методике формирования планов и программ социально-экономического развития МО [2], включая и генеральные планы поселений, и схемы территориального планирования муниципальных районов.
Процесс формирования концепции и стратегии развития МО начинается исходя из анализа внешней и внутренней социально-экономической среды МО и на основании этого формируются стратегия и тактика развития перспективных направлений. Соответственно формируются поведение органов власти и процесс управления при реализации планов и программ. А формирование системы мониторинга, реализации планов социально-экономического развития МО позволяет завершить процесс системного управления муниципальным образованием. Сама система мониторинга включает в себя:
• мониторинг качества разработанного плана социально-экономического развития;
• мониторинг выполнения программ и бизнес-проектов, направленных наразвитие МО;
• мониторинг выполнения организационных мероприятий, направленных на реализацию программ и бизнес-проектов социально-экономического развития МО;
• мониторинг индикативных показателей и определение уровня достижения целей;
• мониторинговую оценку выполнения планов и программ, принятых в МО.
Система мониторинга обеспечивает выполнение как основной группы принятых мероприятий (планов, программ или иных решений), так и корректирующих решений для управления объектом и его отдельными структурными компонентами. Мониторингу подвергается реализация всех принятых к исполнению планов и программ, направленных на функционирование и развитие МО.
Проведенный мониторинг уровня развития Щегловского сельского поселения позволяет оценить деятельность органов местного самоуправления по индикативным показателям, которые получились после реализации плана социально-экономического развития. Определение уровня достижения целей исследуемого муниципального образования приведено в табл. 1.
Оценка состояния и уровня развития позволяет принять дополнительные оперативные управленческие решения для достижения целевых индикативных показателей по направлениям стратегического развития муниципального образования.
В комплексной программе социально-экономического развития Щегловского сельского поселения были выделены следующие приоритетные направления:
• развитие социальной сферы;
• развитие экономической сферы;
• территориальное развитие;
• развитие малого и среднего бизнеса на территории МО;
• организационные мероприятия по реализации плана социально-политического развития. По каждому выделенному направлению
развития необходимо провести мониторинг выполнения принимаемых мер по реализации проектов и программ, в том числе и по мероприятиям организационного характера, которые обеспечивают реализацию плана социально-экономического развития Щегловского сельского поселения. Для оценки состояния и определения уровня реализации плановых мероприятий Щегловского сельского поселения сформирована матрица мониторинга (табл. 2) и выполнен расчет индикативного показателя, с помощью которого определен уровень выполнения комплексного плана социально-экономического развития исследуемого МО.
Таблица 2
Мониторинг выполнения плановых мероприятий социально-экономического развития Щегловского сельского поселения
Направления развития Число мероприятий Из них
ВП УР НР ПР НВ
Развитие социальной сферы 3 - 3 - - -
Развитие экономической сферы 3 - - 3 - -
Территориальное развитие 2 - 1 1 - -
Развитие малого и среднего бизнеса на территории МО 1 — 1 — — —
Организационные мероприятия по реализации плана социально-экономического развития 9 2 3 2 1 1
Итого... 18 2 8 6 1 1
В процентах по отношению к общему числу 100 11,1 44,4 33,3 5,6 5,6
Примечание: ВП — выполненные; УР — успешно реализуемые; НР — нормально реализуются; ПР — плохо реализуемые; НВ — невыполненные.
Мониторинговая оценка выполнения мероприятий планов и программ социально-экономического развития рассчитывается по формуле: Курп = (ВП+ УР+ НР)/ЪМ<\\ где: Курп — коэффициент управления реализацией плана;
ВП— выполненные мероприятия; УР — успешно реализуемые мероприятия; НР — нормально реализуемые мероприятия; 2 М— сумма всех принятых мероприятий. Расчетный показатель по Щегловскому сельскому поселению составил 0,88. При анализе процесса управления следует учитывать, что не все планируемые мероприятия выполнены, так как у некоторых еще не наступил срок исполнения.
В исследуемом МО коэффициент управления реализацией плана близок к принятому нормативу: Курп = 0,9-1,0.
Достижение нормативного уровня возможно только при четком отслеживании, коррекции и контроле за процессом реализации всех принимаемых управленческих решений по обеспечению функционирования и развития исследуемого МО.
На основании расчетных значений Курп можно разработать управленческие решения, направленные на улучшение выполнения двух категорий принятых плановых мероприятий:
• ПР — плохо реализуемые мероприятия (при реализации имеются финансовые, организационно-технические и другие трудности, мешающие достижению цели);
• НВ — невыполненные, такие мероприятия подлежат тщательному анализу всех обстоятельств, мешающих их исполнению и принятию решений о снятии или разработке дополнительных мер по их реализации.
Воздействуя на эти две группы мероприятий, можно увеличить значение коэффициента Курп,
а значит, целенаправленно управлять процессом социально-экономического развития муниципального образования.
Такой структурно-системный подход к моделированию процесса управления исследуемого Щегловского сельского поселения позволяет целенаправленно управлять функционированием и его развитием. А применяемая система мониторинга за процессом реализации комплексной программы социально-экономического развития Щегловского сельского поселения позволяет с помощью индикативных показателей определить состояние и уровень развития. Моделирования системы управления МО на примере исследуемого Щегловского сельского поселения позволило сформировать логическую последовательность целевого управления развитием МО и сделать следующие выводы:
1) моделирование системы управления МО на примере исследуемого Щегловского сельского поселения позволило выделить основные компоненты и элементы, входящие в состав кибернетической модели, с помощью которой описан процесс системного управления МО;
2) процесс системного управления МО и развитием его территории обеспечивается за счет принятия и исполнения комплексной программы социально-экономического развития по единой методике, принятой в СФО;
3) индикативная оценка состояния и уровня развития МО определяется по выделенным приоритетным направлениям социально-экономического развития и целевым индикативным показателям; она характеризует конечные результаты деятельности органов местного самоуправления, которые должны обеспечить выполнение мероприятий, принятых в комплексном плане социально-экономического развития МО;.
4) используемая система мониторинга обеспечи- 4. вает контроль за исполнением мероприятий и учет движения материальных и финансовых ресурсов, направляемых на исполнение мероприятий комплексной программы социально-экономического развития МО, а расчет 5. индикативных показателей по каждому направлению определяет уровень достижения целевых конечных результатов деятельности МО.
Список литературы
6.
1. Актуальные вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации на момент вступления в силу в полном объеме Федерального 7. закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.:АНХ, 2008. 352 с.
2. Головко И. С., Псарева Т. В. Комплексные про- 8. граммы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации. Новосибирск:, 2006. 544 с. 9.
3. Молотков Ю. И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. Новосибирск: Наука, 2004.
Молотков Ю.И., Родионова Ю.В. Системное управление градообразующей сферой в муниципальном образовании // Региональная экономика. Теория и практика. 2009. № 30 (123). С 7.
О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»: распоряжение ПравительстваРФ от11.09.2008 № 1313-р. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ.
Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ ПрезидентаРФ от30.01.2010№ 120. Отчет НИР «Моделирование системы управления развитием МО». Новосибирск: СибАГС 2007 г. С 22—24.