УДК 353.5
Ю. И. Молотков
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Новосибирск, Россия)
И. В. Пухарев
Глава Муниципального образования «Северо-Байкальский район» (п. Нижнеангарск, Северо-Байкальский район, Республика Бурятия, Россия)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-БАЙКАЛЬСКИЙ РАЙОН»
В статье рассмотрены возможности моделирования программно-целевого управления муниципальным образованием на примере исследуемого Северо-Байкальского района Республики Бурятия. Проведенное исследование позволило сформировать модель программно-целевого управления социально-экономическим развитием района. В программно-целевой модели управления выделены основные компоненты и элементы, входящие в исследуемый объект. Рассмотрены механизмы управления социально-экономическим развитием муниципального района.
При проведении исследования использовались следующие методы: структурно-системного подхода, анализа и синтеза статистических данных, статистического учета и анализа отчетности, моделирования процесса управления, а также экспертной оценки и мониторинга целевых программ развития исследуемого муниципального образования.
Ключевые слова: объект, предмет исследования, моделирование, программно-целевое управление, кибернетическая модель, компоненты и элементы модели, индикативные показатели, процесс управления.
Актуальность проведенного исследования1 заключается в особенности территории СевероБайкальского района, так как она входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлена центральная экологическая зона с особыми условиями природопользования, что ограничивает использование сырьевых ресурсов и хозяйственной деятельности. Кроме того, район малозаселенный (по состоянию на 1 января 2014 г. численность составила 13 181 человек) с большой территорией муниципальных земель 53 990 км2 и при наличии богатейших природных ресурсов является дотационным.
Предметом исследования стало состояние и уровень социально-экономического развития муниципального района, достигнутые за счет реализации целевых программ на территории СевероБайкальского района.
Основной целью исследования является определение точек роста социально-экономического развития Северо-Байкальского района для формирования новых целевых программ, инвестицион-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2015. № 1.
© Ю. И. Молотков, 2015
© И. В. Пухарев, 2015
1 Моделирование программно-целевого управления социально-экономическим развитием муниципального образования «Северо-Байкальский район» : отчет НИР. Новосибирск : СибАГС, 2014. С. 124. Госрегистрация: РК
114101040014, ИК 215012340018.
ных проектов, коррекции действующих целевых программ, а также внедрения системы мониторинга исполнения программных мероприятий.
В рамках проводимого исследования СевероБайкальского района, его уровня социально -экономического развития были сформулированы основные задачи, а именно:
— изучить состояние и уровень социально-экономического развития муниципального образования и выделить ключевые проблемы, мешающие развитию Северо-Байкальского района;
— проанализировать нормативно-правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие Северо-Байкальского района;
— определить возможные точки роста и развития Северо-Байкальского района;
— сформировать кибернетическую модель и описать компоненты для управления развитием Северо-Байкальского муниципального района.
Теоретической и методологической базой исследования стали идеи, концепции и теории, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых по муниципальному управлению, стратегическому планированию, территориальному развитию, экономике, менеджменту и теории управления, а также принятый Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2.
2 О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 июня 2014 г.
В новой системе стратегического планирования заложен программно-целевой принцип, который означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ РФ, субъектов РФ, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.
Об этом свидетельствует и смысл ст. 6 принятого закона о стратегическом планировании, устанавливающей полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, к которым отнесены следующие:
1) определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;
3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;
4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами. Для формирования кибернетической модели управления Северо-Байкальским районом использовались данные из типовой формы установленной отчетности главы района, которая определена в постановлении Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317 и предусматривает формирование 40 показателей по 9 направлениям социально-экономического развития1. Проведенный мониторинг потенциала возможностей для развития Северо-Байкальского района позволил дать характеристику исследуемого района.
Территория района обладает высоким при-родно-ресурсным потенциалом, имеются значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов. Это в первую очередь крупные месторождения государственного и мирового значения, а именно: холоднинское колчеданно-полиметаллическое; ка-люмное калийно-глиноземное; чулбонское кварцевое; чайское медно-никелевое; неруднинское золоторудное. Эти месторождения имеют статус мирового и республиканского значения, есть и другие месторождения, которые требуют дополнительной оценки их значения для развития
№ 172-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 27.10.2014). Загл. с экрана.
1 О мерах по реализации указа Президента Российской
Федерации от 28 апреля 2008 г. N° 607 «Об оценке эффектив-
ности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных напрвлениях совершенствования системы государственного управления» : постановление Правительства Рос. Федерации от 17 дек. 2012 г. №1317-р // СЗ РФ. 2012. № 52. Ст. 7490.
муниципального образования «Северо-Байкаль-ский район».
Большая часть (79,4 %) территории района занимают леса. В лесном фонде района (44,0 тыс. км2) преобладают хвойные древостои — 61,9 %, мяг-колиственные древостои составляют 8,3 %. Дре-востои, произрастающие на склонах с крутизной 15°, составляют 65,3 %, на склонах 16—25° — 24,8 %. Общая расчетная лесосека составляет 590,4 тыс. м3, в том числе по Ангоянскому лесхозу — 314,6 тыс. м3, по Уоянскому лесхозу — 275,8 тыс. м3.
На территории района находится большая часть акватории крупнейшего в мире и уникального по возрасту, площади, глубине, объему чистой пресной воды, флоре и фауне озера Байкал. Озеро Байкал и Байкальская природная территория (БПТ) имеют особый статус, закрепленный не только на федеральном, но и на мировом уровне как участок мирового природного наследия ЮНЕСКО.
Животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время известно 1 550 видов и разновидностей животных, 1 085 растительных организмов. В озере насчитывается 52 вида рыб, из них 27 эндемичны. Кроме того, имеется единственный представитель млекопитающих Байкала — тюлень, или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем.
Для развития туристско-рекреационной зоны в Республике Бурятия создана особая экономическая зона развития туризма и отдыха на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 68. Создание туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкальская гавань» в Республике Бурятия дает возможность развития туризма на всем побережье озера Байкал, в том числе и в СевероБайкальском районе, в его северной части. Главной целью является создание хорошо сбалансированного комплекса сооружений и инфраструктуры для предоставления широкого спектра все-сезонных рекреационных услуг высокого качества на перспективных участках: Хакусы, Дзе-линда, Слюдянские озера, Талая.
Проблема развития Северо-Байкальского района, прежде всего, связана с тем, что традиционно северные территории не были востребованы в российской экономике из-за высоких экономических издержек на использование природных ресурсов, запасы которых велики в мировом масштабе, а также малой численности населения на этих территориях.
Так, в состав Северо-Байкальского района входят десять муниципальных образований, из них: городских поселений — 4; сельских поселений — 6. Но, по данным административных органов управления, численность населения СевероБайкальского муниципального района сокращается: с 2012 по 2014 г. численность сократилась на 507 человек и составила 13 181 человек (табл. 1).
Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали дало возможность развития всей территории Бурятской республики, в том
числе и Северо-Байкальского района. Однако не решило присущие данной территории социально-экономические проблемы. На сегодняшний день следует выделить две группы проблем.
Проблемы, обусловленные внешними условиями:
1. Низкая инфраструктурная обеспеченность территории района инженерной, транспортной и коммуникационной инфраструктурой из-за сложности ландшафтно-географического рельефа территории, что значительно повышает инвестиционные издержки на реализацию инновационно-инвестиционных проектов.
2. Большая удаленность от экономических центров страны и от восточного морского побережья, изолированность Северо-Байкальского района от республики, от остальной части страны, что ведет к высоким транспортными издержками и создает дополнительные барьеры для развития района.
Проблемы, обусловленные внутренними условиями:
Основные проблемы и ограничения развития муниципального образования «СевероБайкальский район» определяются прежде всего факторами экономико-географического характера и малочисленным населением, что осложняет и ограничивает хозяйственную деятельность на территории района:
1. Периферийное положение муниципального образования в системе макроэкономического районирования Республики Бурятия, значительная удаленность от столицы г. Улан-Удэ, других районов республики обусловливают отсутствие тесных связей с внутренним национальным рынком. Сложное транспортное сообщение с г. Улан-Удэ. Район относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
2. Территория Северо-Байкальского района входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлена Центральная экологическая
3. Низкий потребительский потенциал из-за невысокой емкости рынка внутреннего потребления, из-за небольшой численности населения и невысокого уровня доходов.
4. Дотационность муниципального и регионального бюджета, что ведет к сильной зависимости финансовой поддержки из регионального бюджета, формирует недостаток бюджетных ресурсов на инвестиционный процесс.
5. Экологические ограничения, связанные с жесткими законодательными требованиями выполнения природоохранных мер в сфере экологической безопасности Байкальской природной территории, что ведет к росту дополнительных затрат и себестоимости на продукцию предприятий.
6. Неразвитость логистической инфраструктуры из-за отсутствия логистических центров, которые позволяют эффективно использовать транзитные возможности.
Таблица 1
зона с особыми условиями природопользования. «Байкальский фактор» определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, следовательно, их низкую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов;
3. Моральный и физический износ действующих основных фондов не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, т. е. производства изначально работают в условиях пониже нно-го спроса.
4. Низкий уровень капиталовооруженности труда в социально-экономический объект (СЭО) района является причиной сравнительно низкой производительности труда и рентабельности производства.
5. Расположение в непосредственной близости муниципального образования г. Северобай-кальска делает п. Нижнеангарск неконкурентоспособным в качестве логистического терминала финансовых и торговых потоков.
Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям
по состоянию на 1января 2012 г., человек
Оценка численности постоянного населения Все население В том числе
городское сельское
Республика Бурятия 971 391 571 589 399 802
Муниципальный район Северо-Байкальский 13 688 10 481 3 207
Городское поселение Поселок Кичера 1 321 1 321 Н/д
пгт. Кичера 1 321 1 321 Н/д
Городское поселение Поселок Нижнеангарск, включая Поселок Давша 4 976 4 963 13
пгт. Нижнеангарск 4 963 4 963 Н/д
Городское поселение Поселок Новый Уоян 3 835 3 835 Н/д
пгт. Новый Уоян 3 835 3 835 Н/д
Городское поселение Янчукан 362 362 Н/д
пгт. Янчукан 362 362 Н/д
Сельское поселение Ангоянское 662 Н/д 662
Сельское поселение Байкальское эвенкийское 659 Н/д 659
Сельское поселение Куморское эвенкийское 536 Н/д 536
Сельское поселение Верхнезаимское 618 Н/д 618
Сельское поселение Холодное эвенкийское, включая Поселок Душкачан 394 Н/д 394
Сельское поселение Уоянское эвенкийское 325 Н/д 325
6. Низкое качество предоставляемых услуг не соответствует современным условиям, снижает инвестиционную привлекательность муниципального образования.
7. Слабое развитие сети дорог, инженерной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры ведет к значительному повышению издержек для потенциальных инвесторов.
8. Высокий рост тарифов на энергию, транспортные услуги отрицательно влияет на развитие экономики и социальной сферы.
9. Сокращение и старение трудовых ресурсов, высокие темпы роста физического износа оборудования, цен, увеличение технологического отставания, недостаточный уровень инвестиций в создание новых рабочих мест ведет к спаду производства в реальном секторе экономики с последующей ликвидацией большей части предприятий.
10. Высокий уровень износа жилищно-коммунального хозяйства, систем жизнеобеспечения (тепло-, энерго-, водопроводных сетей) и ухудшение состояния жилищного фонда.
11. Согласно муниципально-целевой программе (МЦП) Северо-Байкальского района «Информационное общество» (на 2014—2020 гг.) в районе есть проблемы, относящиеся к информационно-телекоммуникационной сфере, а именно:
— одна из ключевых проблем информатизации — это отставание в доступе к сети через высокоскоростное подключение (неразвитая инфраструктура доступа) и удаленность поселений от административного центра. Для решения данной проблемы можно использовать «свежее» решение, которое разработала компания «УАРТ», резидент Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора (КРИТБИ). Она создала программно-аппаратный комплекс, позволяющий организовать высокоскоростную передачу данных по электрическим проводам (технология PLC (power line communications) — коммуникации по силовым линиям)1. Данная разработка поможет провести Интернет к удаленным населенным пунктам. PLC-технология позволяет проводить Интернет по уже имеющимся электропроводам, что может быть экономически оправдано, если проведение Интернета другим способом невозможно, ограничено или предполагает более высокие затраты. Прогнозируемая скорость интернет-соединения может достигать 500 Мб/с2;
— немаловажной проблемой является отсутствие актуальной информации на официальном сайте муниципального образования (МО) «Севе-ро-Байкальский район», удобного пользовательского интерфейса при поиске информации (ограничение на количество знаков ввода), а также ряда документации о том или ином подразделении. Для решения подобных проблем следует дальше развивать функциональные возможности
1 См.: Наваров А. В. Особенности PLC-технологии // Информатика. 2014. № 2. С. 55—57.
2 См.: Способ доступа к высокоскоростной связи через розетку создан в Сибири [Электронный ресурс] // РИАНОВОСТИ : [сайт]. URL: http://ria.ru/nano_news/20140218/995614273.html (дата обращения : 03.10.2014). Загл. с экрана.
сайта и вести постоянный мониторинг за размещением информации, а также разработать унифицированные стандарты сайтостроения ОГВ и ОМСУ на уровне РФ, субъектов РФ и МО;
— в связи с разработкой проекта концепции инвестиционного развития МО «Северо-Байкальский район» на период до 2020 г. необходимо разработать интернет-портал, на котором будет представлена карта Северо-Байкальского района, дифференцированная на тематические слои, на каждом из которых будет размещено определенное направление инвестирования. Подобный портал создан в Ленинградской области3.
Управление муниципальным образованием и его системами требует детального анализа, описания структуры и состава объекта управления и его систем. Для описания процесса управления сформирована кибернетическая модель управления для Северо-Байкальского района, которая позволила описать процесс управления: с помощью каких компонентов, элементов, систем и подсистем можно воздействовать на конечные результаты в исследуемом муниципальном районе.
Учитывая, что в исследуемом объекте процесс функционирования обеспечивается доступными средствами, а муниципальное образование развивается, исходя из реальных условий, то, как правило, в таком типе объектов имеются серьезные проблемы, мешающие дальнейшему развитию, в связи с чем возникает необходимость смоделировать сам объект исследования, его состояние, определить уровень развития Северо-Байкальско-го муниципального района и дальнейшую перспективу его развития. С этой целью в исследуемом объекте необходимо выделить те общесистемные компоненты, элементы, системы и подсистемы, с помощью которых можно обеспечить функционирование и стратегическое развитие исследуемого Северо-Байкальского муниципального района как социально-экономического объекта.
Сформируем кибернетическую модель управления для исследуемого Северо-Байкальского муниципального района с учетом особенностей его жизнедеятельности. Для формирования кибернетической модели управления выделим компоненты и элементы4, с помощью которых и смоделируем процесс управления исследуемым муниципальным районом.
Формирование теоретической кибернетической модели управления Северо-Байкальским муниципальным районом выполнено с учетом опыта моделирования управления муниципальным образованием5. Структурно выделим в модели основные компоненты, декомпозируем до элементов и запишем их параметрические характеристики для формирования системного управления исследуемого муниципального района (МР).
3 Инвестиционный портал Ленинградской области. URL: http://lenoblinvest.ru/ru/
4 Под элементами мы понимаем часть декомпозированных компонентов.
5 См.: Молотков Ю. И., Москвина Н. Н. Моделирование системного управления муниципальным образованием. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2012. 419 с.
Все конструктивные компоненты, входящие в исследуемый муниципальный район, декомпозированы по группам:
— компоненты входа и выхода;
— компоненты объекта исследования;
— системы и подсистемы управления функционированием и развитием;
— компоненты, влияющие на деятельность в объекте (табл. 2).
На основании выделенных конструктивных компонентов и элементов сформируем кибернетическую модель системного управления СевероБайкальским районом и опишем математическую модель управления исследуемым объектом и его компонентами.
Таблица 2
Структурные компоненты кибернетической модели управления муниципальным образованием
Северо-Байкальского района
№ п/п Компоненты модели Обозначение Характеристика и способ реализации
Компоненты входа исследуемого района
1 Цели на входе (Q) Формируются органом управления в соответствии с планом социально-экономического развития МО. Цели заданы в комплексном плане социально экономического развития СевероБайкальского района на 2011—2015 гг. Решение Совета депутатов района от 2 июня 2011 г. № 376-IV
2 Ресурсы для достижения целей МО {R} Для достижения целей, принятых в МО, определяют необходимые ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, временные. Финансовые ресурсы — бюджет муниципального района, средства из внебюджетных источников. Объем собственных доходов в бюджете района — 32 %
3 Информация о социально-экономическом состоянии МО {I} Информация сформирована в отчетах главы района и принятых планах, целевых программах и концепции развития района. Для исследуемого района это прежде всего информация об исполнении бюджета и уровне достижения индикативных показателей социально-экономического развития и проблемах, мешающих развитию МО. Для оценки состояния используются данные отчетов администрации района, данные Федеральной службы государственной статистики по Р. Бурятия, социологических опросов населения
Компоненты объекта исследования муниципального района
4 Территория МО {Тр} На основании схемы территориального планирования района сформирован генплан района, в котором установлены границы и размер территории МО, составлен кадастр земель: земли общего пользования, рекреационные зоны, земли для развития поселений и другие земли в границах МО, независимо от форм собственности и целевого назначения. Общая площадь земель МО составляет 53 990 км2
5 Население МО {Нс} Численность населения МО по состоянию на 1 января 2014 г. составила 13 181 чел. Плотность населения — 0,22 чел./км2. Это все жители МО, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют местное самоуправление на территории исследуемого МО. Численность районной администрации — 68 чел.
6 Органы, структуры, технология управления {Ост} Органы и структуры управления МО, а также принятая технология имеют единую систему, которую необходимо трансформировать в программно-целевую структуру управления с единой базой данных на платформе 1С.
7 Персонал администрации МО {Пс} Численность районной администрации — 68 чел., подведомственных муниципальных предприятий и учреждений — порядка 500 чел.
8 Муниципальная экономика {Мэ} В экономике района доминирует сельское хозяйство. В структуре производства товаров и услуг в районе доля с.-х. производства составляет 45 %. Основное производство сельхозпродуктов сосредоточено в 15 с.-х. предприятиях. В территориальном разрезе коллективное ведение с. х. развито в 17 из 20 сельских поселений района. Основу производства района составляют производство зерна и мясо-молочное животноводство. Доля промышленности в общем объеме товаров и услуг составляет 18 %
9 Инфраструктура МО {Инф} Действующие на территории МО предприятия, организации, учреждения, сфера обслуживания потребностей населения МО, их состояние и уровень развития недостаточны для района. По территории района проходит трасса регионального значения. Треть озера Байкала входит в состав района. Имеется Байкало-Амурская ж.-д. магистраль и сеть межпоселенческих дорог, но недостаточно развита инфраструктура связи
10 План социально-экономического развития МО {Псэр} В 2011 г. принят Комплексный план социально-экономического развития МО «Се-веро-Байкальский район» на 2011—2015 гг. Имеет свою структуру и состав разделов
11 Бюджет МО {Ф} Имеется система управления бюджетом: планирование, отчетность, оценка финансово-экономической деятельности МО в соответствии с формой отчета, утвержденной Постановлением Правительства от 17 декабря 2012 г. N° 1317-р. В 2013 г.: доходы бюджета — 622 999 195,30 руб. расходы бюджета — 638 804 287,22 руб. дефицит бюджета — 15 805 091,92 руб. собственных доходов — 32 %
12 Конечный результат на выходе МО {Q} Система индикативных показателей социально-экономического развития (СЭР) МО по годам планирования, отчеты об исполнении бюджета. Конечный результат — это выполнение мероприятий программы СЭР и мониторинг полученных результатов через индикаторы
Окончание табл. 2
№ п/п Компоненты модели Обозначение Характеристика и способ реализации
Компоненты выхода муниципального района
13 Ресурсы после достижения принятых целей развития МО Оценка состояния совокупности материальных, трудовых, финансовых, организационных, временных ресурсов, имеющихся в распоряжении администрации МО, после достижения планируемых целей в плане СЭР
14 Информация о достижении принятых целей МО и состоянии ресурсов Формируется в виде отчетов об исполнении плана СЭР и отчета об исполнении бюджета (анализируется динамика). Информация о достижении целей фиксируется управлением экономического развития района, организационным отделом, муниципальными предприятиями и учреждениями, утверждается решением Совета депутатов района
Системы и подсистемы управления функционированием района
15 Нормативно-правовая база МО {НПб} Законодательная база РФ, субъекта РФ и местных представительных органов, которая регулирует финансово-экономическую деятельность и все процессы взаимоотношений в МО
16 Структура и система управления МО {ССУ} Определяет тип структуры, иерархическую соподчиненность, численность персонала
17 Информационно-управляющая система {ИУС} Обеспечивает достоверной информацией для принятия решений оперативного управления и управления стратегическим развитием МО. Информационное взаимодействие достигается за счет исполнения управленческих решений и реализации программных мероприятий плана СЭР должностными лицами и органами местного самоуправления (МСУ)
18 Технология принятия решений {ТПР} Логическая последовательность, принятая в МО, которая обеспечивает оперативное принятие решений по отклонениям от заданных целей на входе. Применяется коллегиальное, персональное принятие решений
Системы и подсистемы управления развитием района
19 Система стратегического развития МО {ССР} Обеспечивает формирование комплексного или стратегического плана социально-экономического развития МО. Формируется на основе принятия и исполнения целей и задач Программы социально-экономического развития МО
20 Система развития бюджета МО {СРБ} Целевой план формирования налогооблагаемой базы МО для исполнения целей и задач Программы социально-экономического развития МО
21 Система инвестиционного процесса в МО {СИП} Система привлечения инвестиций под развитие территории МО и СЭО, которая обеспечивает продукцией и услугами население и является основной налогооблагаемой базой МО. Необходимо дополнительно принять нормативно-правовые документы для формирования системы работы с инвесторами. В настоящее время сформирован инвестиционный паспорт района
22 Система контроля исполнения управленческих решений в МО {СКУР} Обеспечивает контроль исполнения принимаемых решений в МО. Является ключевым элементом для контроля исполнения принятых в плане СЭР управленческих решений, мотивации и стимулирования персонала МО. Разрабатывается на основе административного регламента работы администрации района
23 Система развития технологии управления и персонала {СРТУП} Предусматривает постоянный инновационный процесс в административном управлении МО, соответственно, подготовку и переподготовку персонала, повышение квалификации. Необходимо разработать и принять план развития персонала
Компоненты, влияющие на деятельность района
24 Внешняя среда Взаимодействие с окружением МО, с субъектом Федерации Республикой Бурятия (региональный, федеральный уровни власти, соседние МО, предприятия и организации, население)
25 Управляемые переменные системы по обеспечению функционирования МО {О,} Выделенные компоненты функциональных систем и подсистем, которые учитываются при разработке и формировании конструкции организационной системы управления МО. К ним относят: бюджет, местные нормативно-правовые акты, персонал, инфраструктуру, планы социально-экономического развития, систему взаимодействия с социально-экономическими объектами на территории района, демографические показатели и др.
26 Управляемые переменные системы по обеспечению развития системы {О} Выделенные компоненты систем и подсистем, обеспечивающие развитие, формируются при нормативном проектировании отдельных направлений деятельности или в целом МО
27 Неуправляемые переменные, возникающие в МО и его системах {О,} Определяются на основании статистических данных по сбоям в работе МО: экономический кризис, любые социальные, организационные или экономические сбои, а также нарушение процесса управления как между подразделениями органов власти, так и внутри каждого из них. К ним относят: климат, деятельность хозяйствующих субъектов, катаклизмы и др. Формируются с помощью метода SWOD-анализа
28 Оператор связи -функциональная зависимость между входными и выходными параметрами МО {0} Рассматривается как менеджер, который определяет функциональную зависимость между входными и выходными параметрами МО: в виде конечных индикативных показателей (зафиксированных результатов) об уровне выполнения плана социально-экономического развития, исполнения бюджета и соответствующего анализа, выявления соотношений между запланированными показателями и достигнутыми. Это служит основанием для разработки корректирующих управленческих решений по плану СЭР МО. Им является: руководитель муниципального образования, способный принимать управленческие решения, которые бы обеспечили развитие территории и населения
29 Коэффициент оптимального управления администрацией МО {Коу} Показатель, характеризующий деятельность местных органов самоуправления по обеспечению реализации Программы СЭР и его конечных результатов. Коэффициент определяется как отношение выхода к входу по всем установленным индикативным показателям оценки деятельности МО по указу президента от 28 апреля 2008 г. № 607 и распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N° 1317
Формирование кибернетической модели и компонентов системного управления развитием муниципального образования «Северо-Байкальский район» начинается с описания процесса системного управления исследуемого объекта. Процесс системного управления Северо-Байкальским районом описывается с помощью приведенных ниже кибернетической и математической моделей управления. Кибернетическая модель имеет вход, процесс, выход, структурные компоненты и элементы и процесс управления функционированием и развитием муниципального образования.
Для исследуемого муниципального образования «Северо-Байкальский район» сформирована кибернетическая модель управления по авторской методологии1.
Для формирования модели выделены структурные компоненты, элементы, дана их характеристика (см. табл. 2). Все конструктивные компоненты, элементы, входящие в модель, должны обеспечить процесс управления социально-экономическим развитием исследуемого муниципального образования. Конструктивные компоненты, элементы могут быть объединены в подсистемы, с помощью которых и осуществляется процесс управления МО.
При формировании организационной системы управления (ОСУ) или автоматизированной системы управления (АСУ) в исследуемом МО рекомендуется создать следующие основные подсистемы:
1. Подсистема инновационно-инвестиционного развития МО.
2. Подсистема управления развитием социальной сферы {Прсс}.
3. Подсистема управления развитием сферы экономики {Прэ}.
4. Подсистема управления развитием МиСП {Пмисп}.
5. Подсистема управления сферой ЖКХ {Пжкх}.
6. Подсистема управления развитием сферы образования {Побр}.
7. Подсистема управления развитием сферы здравоохранения {Пр.з.д.}.
8. Подсистема управления сферой физической культуры и спорта {Пф.с.}.
9. Подсистема территориального развития {Птр}.
10. Подсистема «Бюджет» — управление бюджетом и бюджетным процессом {Пб}.
11. Подсистема «Персонал» муниципального образования {Пмо}.
12. Подсистема «Мониторинг» — за исполнением планов, программ СЭР и за деятельностью органов МСУ {УМ}.
В зависимости от уровня организационного развития и профессиональной подготовки персонала МО могут быть сформированы подсистемы,
1 См.: Молотков Ю. И. Системное управление социально-экономическими объектами и процессами. Новосибирск : Наука, 2004. С. 93—115.
направленные на реализацию целевых программ, таких как:
— Управление землей и имущественным комплексом.
— Управление благоустройством.
— Управление молодежной политикой.
— Управление кластерами и комплексами.
— Другие.
При выделении подсистем необходимо обеспечить эффективное управление функционированием и развитием муниципального образования в целом. Моделирование и управление в выделяемых подсистемах осуществляется по той же технологии, что и для управления муниципальным образованием. Управление в подсистемах осуществляется за счет воздействия на конструктивные компоненты и элементы подсистем. Каждая из подсистем соответственно имеет собственную модель управления, в которой выделяются компоненты по основаниям:
1. Вход Е (х): цель Q, ресурсы Я, информация I.
2. Выход Е(х): конечный результат ^, состояние ресурсов Я', информация об уровне достижения цели и состоянии объекта I'.
3. Выделенные компоненты для системного управления в кибернетической модели МО.
4. Основные показатели для оценки конечного результата в объекте2.
5. Параметры объекта {МО} и его систем, технология воздействия управленческими решениями Пр для достижения конечного результата Q'.
6. Расчетные показатели для управления МО, а именно: {Пэп от 1 до п},{Пуж от 1до п},{Пдр от 1 до п}.
7. Границы оптимального управления муниципальным образованием {Коу} с учетом ограничений ресурсов Я и влияния окружающей среды .
В такой модели системного управления муниципальным образованием управление осуществляется путем оценки состояния объекта по индикативным показателям на входе модели, с помощью которых определяется тенденция движения объекта исследования по целевым индикаторам социально-экономического развития Севе-ро-Байкальского района (рис. 1).
Процесс управления развитием СевероБайкальского района осуществляется за счет реализации целевых программ и мероприятий к ним, а также за счет принятия управленческих решений при возникающих отклонениях во время реализации программных мероприятий и соответствующих воздействий на объект и его компоненты.
2 Об утверждении итогов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2013 год : постановление Правительства Республики Бурятия от 24 окт. 2014 г. № 520 [сайт]. URL: http://sb-raion.ru.
Вход
Управляющие действия (ПР)
Состояние:
социально-экономической среды;
уровень социально-экономической жизни;
природно-климатической среды
Внешняя среда S
ВР — варианты решений при M ф M'
Управление развитием
1. Концепция стратегического развития МО
2. Система развития бюджета МО
3. Система инвестиционного процесса в МО
4. Система контроля и развития персонала
Управление функционированием
1. Законодательная и нормативно-правовая база МО
2. Структура органов управления в МО
3. Структура и система управления МО
4. Информационная система и технология управления
Измерение входа
Вход f(x)
Цели в МО Ресурсы R Информация I
Объект управления: «Северо-Байкальский район»
Компоненты для управления районом:
1. Территория МО
2. Население МО
3. Муниципальная экономика
4. Инфраструктура МО
5. Персонал администрации
6. План СЭР МО
7. Бюджет МО
8. Мониторинг
Конечные результаты в МО' Состояние ресурсов R' Информация о достижении целей и состоянии МО I
J?
Система прогнозирования, планирования, организации, координации, учета, контроля и анализа в МО (результат — план СЭР)
РУ
Рис. 1. Кибернетическая модель системного управления Северо-Байкальским районом
Процесс управления в МО заключается в достижении целевых значений индикаторов по выделенным показателям {Пэп}, {Пуз}, {Пб}, {Прп}, {Пжкх}, {Пдр} opt, max с учетом имеющихся ограничений, с целью максимального получения конечного результата при min затрат ресурсов {Ri}, на процесс управления {Пр/}, так как все управленческие решения направлены на достижение целевых нормативных значений индикативных показателей по подсистемам:
0 Пр/ = F (Qopt, max) [{Пэп, Пуж, Пб, Прп,
Пмисп, Пжкх, Пдрор^ max}], (1)
где 0 Пр/ — установленная функциональная зависимость ресурсных возможностей и имеющихся ограничений в МО во время t при принятии управленческого решения по индикативным показателям:
{Пэп} — экономического потенциала МО от 1 до n;
{Пуж} — уровня жизни и благосостояния жителей МО от 1 до n;
{Пб} — развития бюджета МО от 1 до n;
{Прп} — развития персонала МО от 1 до n; {Пмисп} — развития малого и среднего предпринимательства в МО от 1 до n;
{Пжкх} — функционирование и развитие сферы ЖКХ от 1 до n;
{Пдр} — по другим параметрам жизнедеятельности МО от 1 до п.
Задача управления развитием муниципального образования заключается в выявлении причин, мешающих достижению целевого конечного результата F'(Q'). То есть в установлении коэффициента {Коу}, оптимального управления муниципальным образованием, который не может быть более единицы, так как конечная цель деятельности управленцев в МО — это удовлетворить потребность населения Ч/ в соответствии с планом социально-экономического развития и его бюджетным обеспечением.
Тогда
Коу = F (Q) / F (Q ) < 1, (2)
где F (Q) — заданная целевая функция по системным показателям;
F (Q) — факт достижения целевой функции, по системным показателям.
Процесс управления муниципальным образованием осуществляется за счет выбора операторами связи — руководителями структурных подразделений из всего множества возможных решений 0 е{Пр} наиболее эффективных управленческих решений, которые принимаются и вводятся в действие с целью влияния на объект в целом или на его отдельную компоненту (персонал, бюджет, план, программу). Этот процесс можно представить в виде зависимости:
n
есп = Х 0 6 {Пр} ^{Q'сп} (3)
t=i
при условии: R ^ opt, min от {t1—tn},
где Q сп — выходные параметры МО могут быть получены за счет воздействия управленческими решениями на структурные компоненты МО;
0 — оператор связи, в данном случае руководитель МО, способный принимать из множества (е{Пр}) эффективные управленческие решения, влияющие на конечный результат жизнедеятельности МО;
Si — факторы внешней среды и их параметры, которые влияют на конечный результат деятельности МО. Они определяются самим оператором связи — руководителем МО, руководителями структурных подразделений МО или экспертной группой;
Qrn — целевые входные плановые показатели МО, которые формируются исходя из потребности населения, на основании установленных норм законами РФ и субъекта РФ.
Инструментами управления являются принимаемые из множества (б {Пр}) управленческие
решения, выбор, обоснование и реализация которых позволяет достичь целей — системных показателей, принятых в планах и целевых программах МО. Технологически управление в МО осуществляется с помощью регулятора управления, где формируются решения, которые направлены на достижение целевых показателей и их значений.
Механизмы управления — это принятая система планов, целевых программ и их реализация. Для обеспечения функционирования и развития исследуемого Северо-Байкальского района необходимо учитывать нормативно-плановые документы, принятые органами управления в РФ других уровней, а именно:
— Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537;
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
— Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р;
— Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р;
— Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г., одобренная постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 декабря 2007 г. № 410;
— Программа социально-экономического развития муниципального образования «СевероБайкальский район» на 2011—2015 гг.;
— План социально-экономического развития на текущий год;
— Целевые программы социально-экономического развития МО;
— Инновационно-инвестиционные проекты, бизнес-проекты по отдельным направлениям (точкам роста) развития МО;
— План организационных мероприятий по реализации планов, программ, инновационно- инвестиционных проектов социально-экономического развития МО;
— Программа поддержки развития малого и среднего бизнеса;
— Схема территориального планирования и генеральные планы поселений;
— Мониторинг реализации планов, программ, инновационно-инвестиционных проектов социально-экономического развития МО.
Процесс управления реализацией плана социально-экономического развития района и целевых программ по сферам и направлениям развития района и каждой его подсистемы осуществляется через два механизма, а именно:
1) за счет мониторинга, системного планирования, направленного на достижение принятых
индикаторов социального и экономического развития муниципального образования, при этом количество индикаторов и уровень достижения определяют органы управления МО и НПА РФ и субъекта РФ;
2) за счет оперативного вмешательства — корректировки планов при отклонениях во время исполнения плановых мероприятий, направленных на развитие социально-экономической жизни муниципального образования, а также за счет введения системы мониторинга и оценки уровня достижения социального и экономического развития, исследуемого МО. При этом мониторинг как инструмент контроля и сопровождения осуществляется по каждой реализуемой программе социально-экономического развития, принятой в МО.
Принятые комплексные планы социально-экономического развития муниципальных образований в Сибирском федеральном округе (СФО), включая проект концепции и стратегии социально-экономического развития территории, разработаны по единой методике формирования планов социально-экономического развития муниципальных образований, изложенной в работе И. С. Головко, Т. В. Псаревой1.
Процесс формирования концепции и стратегии развития МО начинается исходя из анализа внешней и внутренней социально-экономической среды МО, и на основании этого формируется стратегия и тактика развития перспективных направлений. Соответственно формируется поведение органов власти и процесс управления реализации планов и программ. А формирование системы мониторинга, реализации планов социально-экономического развития (СЭР) МО позволяет завершить процесс системного управления муниципальным образованием. Сама система мониторинга включает в себя:
— мониторинг стратегии развития Северо-Байкальского района до 2025 г.;
— мониторинг программы социально-экономического развития муниципального образования «Северо-Байкальский район» на 2011—2015 гг.;
— мониторинг муниципальных целевых программ и подпрограмм социально-экономического развития муниципального образования «СевероБайкальский район»;
— мониторинг муниципальной целевой программы стратегического развития Северо-Бай-кальского района;
— мониторинг муниципальной целевой программы развития малого и среднего предприни-мательств, принятой исходя из стратегии развития Северо-Байкальского района;
— мониторинг муниципальной целевой программы формирования институциональных условий привлечения инвестиций в развитие СевероБайкальского района;
1 См.: Головко И. С., Псарева Т. В. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации. Новосибирск : 2006. 544 с.
— мониторинг муниципальной целевой программы развития кадрового потенциала Северо -Байкальского района;
— мониторинг проектов инновационно-инвестиционного развития муниципального образования «Северо-Байкальский район»;
— мониторинговую оценку выполнения планов и программ в МО.
Система мониторинга обеспечивает контроль выполнения как основной группы принятых мероприятий (планов, программ или иных решений), так и корректирующих решений для управления объектом и его отдельными структурными компонентами. Мониторингу подвергается реализация всех планов и программ, направленных на функционирование и развитие МО.
Постановлением Правительства от 17 декабря 2012 г. № 1317-р «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и му-
ниципальных районов"» и п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальным районов и оценки состояния и уровня социально-экономического развития муниципальных образований и городских округов принят перечень 40 индикативных показателей по следующим направлениям развития, а именно:
1. Экономическое развитие — 8.
2. Дошкольное образование — 3.
3. Общее и дополнительное образование — 8.
4. Культура — 3.
5. Физическая культура и спорт — 1.
6. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем — 3.
7. Жилищно-коммунальное хозяйство — 4.
8. Организация муниципального управления — 8.
Таблица 3
Основные макроэкономические индикаторы за 2007—2015 гг.
(в ред. Решения Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район»
от 27 февраля 2014 г. № 695-1У)
Индикатор 2007 2011 2012 2013 2014 2015 (прогноз)
Объем промышленного производства, млн руб. 416,4 572,3 642,9 670,0 714,0 745,0
Объем промышленного производства на душу населения, тыс. руб. 27,4 40,9 47,0 50,0 53,7 56,4
Объем инвестиций в основной капитал, млн руб. 71,6 112,3 124,4 230,0 249,0 268,0
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 4,8 8,0 9,1 17,1 18,7 20,3
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, тыс. руб. 8,6 13,2 14,5 15,8 16,7 18,3
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году 102,9 100,1 100,2 100,5 100,7 101,0
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума, % 162,4 174,0 174,5 175,0 183,0 192,8
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения района, % 18,3 16,0 15,7 15,0 14,3 13,2
Налоговые и неналоговые доходы, млн руб. 63,6 84,9 199,9 224,7 94,1 100,5
Индекс потребительских цен, % 109,2 109,5 109,0 108,5 107,5 106,2
Уровень общей безработицы, % 11,2 11,1 10,7 10,0 9,0 8,0
9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности — 21.
Для оценки социально-экономического состояния и уровня развития выделены макроэкономические индикаторы (табл. 3).Для достижения поставленной цели и выполнения индикаторов определены основные задачи:
— формирование конкурентоспособной экономики инновационного типа, проведение последовательной реструктуризации и модернизации производства как отдельных хозяйствующих субъектов, так и ведущих отраслей экономики;
— укрепление финансового состояния и увеличение доли собственных доходов консолидированного бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район»;
— проведение активной политики привлечения инвестиций;
1 О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607... Ст. 7490.
— проведение модернизации производственной и социальной инфраструктуры;
— реализация мер по повышению реальных доходов населения и снижению численности населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума;
— вовлечение населения в развитие малого бизнеса.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. № 254^ «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Указом Президента Республики Бурятия от 10 марта 2009 г. № 101 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия» Правительство Республики Бурятия утвердило итоги комплексной оценки показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2013 г. Из 23 му-
ниципальных районов Республики Бурятия Севе-ро-Байкальский район занимает 17-е место1.
Приведенная оценка показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по Республике Бурятия за 2013 г. дает возможность определить рейтинг среди муниципальных районов и, соответственно, спланировать новый уровень социально-экономического развития при формировании стратегии развития муниципального образования «Северо-Байкальский район» до 2020 г.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Северо-Бай-кальский район» на 2011—2015 гг. предусматривает следующие приоритеты дальнейшего развития:
— Развитие минерально-сырьевого комплекса.
— Развитие лесопромышленного комплекса.
Достижение индикативных показателей отслеживается ежеквартальной отчетностью и анализом отклонений для принятия управленских решений по реализации муниципальной целевой программы «Добыча полезных ископаемых». Программно-целевое управление по достижению целевых индикаторов осуществляется за счет реализации муниципальных целевых программ (более 60), разработанных и реализуемых в СевероБайкальском районе.
Таким образом, достижение нового уровня развития Северо-Байкальского района, его территории возможно за счет разработки стратегического плана развития, формирования новых организационных структур, муниципальных целевых программ, инновационно-инвестиционных проектов, реализуемых на территории района. И такие новые структуры, программы, проекты по Севе-ро-Байкальскому району формируются, но разработка стратегического плана развития района, проблемы инвестиций инновационно-инвестиционных проектов, мониторинга исполнения программных мероприятий, мотивация труда исполнителей до сих пор системно не решена. Привлечение инвестиций, обеспечение контроля и сопровождения целевых программ, инвестиционных проектов, программных мероприятий и стимулирование труда исполнителей, а также подве-
1 Об утверждении итогов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия за 2013 год : постановление Правительства Республики Бурятия от 24 окт. 2014 г. № 520 [сайт]. URL: http://sb-raion.ru.
— Развитие агропромышленного комплекса.
— Развитие туристско-рекреационного комплекса.
— Развитие человеческого потенциала.
По всем стратегическим направлениям экономического развития муниципального образования «Северо-Байкальский район» предложены целевые индикаторы для оценки состояния и уровня развития.
Например, для оценки развития минерально-сырьевого комплекса используются целевые индикаторы, принятые решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкаль-ский район» от 24 декабря 2013 г. N 679-1У, которые прогнозируются в Стратегии развития Се-веро-Байкальского района до 2025 г. (табл. 4).
Таблица 4
дение формализованных результатов — это те проблемы, решение которых позволит повысить эффективность использования бюджетных и инвестиционных финансовых средств и, соответственно, обеспечить новый уровень развития района и населения.
В программно-целевое планирование и управление социально-экономическим развитием Се-веро-Байкальского района необходимо заложить при разработке новых инновационно-инвестиционных программ и проектов решение следующих задач:
1. Сформировать документы стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации»2.
2. Сформировать кластеры опережающего развития экономики по приоритетным направлениям и точкам роста и развития Северо-Байкаль-ского района.
3. Обеспечить инвесторам доступность к энергетической, транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуре.
4. Сформировать достаточные институциональные условия для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности.
5. Сократить административные барьеры и повысить информационную открытость органов местного самоуправления.
2 О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // РГ. 2014. № 6418. 3 июля.
Индикаторы развития вида экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» за 2007—2015 гг.
(в ред. Решения Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район»
от 24 декабря 2013 г. N 679-1У)
Индикатор 2007 2011 2012 2013 2014 2015
Объем отгрузки, млн руб. 261,0 255,0 260,0 290,0 314,0 335,0
Объем инвестиций в основной капитал, млн руб. 2,8 10,0 12,0 13,0 14,0 15,0
Производительность труда на одного занятого, млн руб. 0,92 1,2 0,9 1,2 1,3 1,3
Среднемесячная заработная плата, руб. 28 387 30 200 32 350 31 100 33 200 34 300
6. Сформировать стратегический план профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями экономики.
7. Сформировать программу маркетинга территории Северо-Байкальского района.
8. Сформировать раздел сайта для открытого доступа к инновационно-инвестиционным проектам по точкам роста и развития.
9. Предусмотреть в целевых программах разработку и конкурсный отбор инновационно-инвестиционных проектов по точкам роста и развития в кластерах опережающего развития экономики.
Y. I. Molotkov, I. V. Pukharev
MODELING OF MANAGEMENT BY OBJECTIVE OF SOCIAL AND ECOMONIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL UNIT "NORTH-BAIKAL REGION"
Summary. The article considers modeling of management by objective of a municipal unit exemplified by the North-Baikal Region of Buryat Republic. The research allowed forming a model of management by objective of the social and economic development of the region. The management by objective model incudes the main elements and components of the object under research. The managerial mechanisms for the social and economic development of the municipal region have been explored.
Key words: object, subject of research, modeling, management by objective, cybernetic model, components and elements of model, indices, managerial process.